Создание БРИКС, инициированное в 2006 году Президентом России В.В.Путиным, явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала нового столетия. Данное объединение смогло за короткое время стать фактором, серьезно влияющим на мировую политическую и экономическую жизнь.
Становление БРИКС отражает объективную тенденцию к формированию многополярной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости. В такой системе все более востребованы неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия.
Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их демографические позиции, важная роль в ресурсном обеспечении человечества. В 2011 году на долю государств БРИКС приходилось около 25% общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальных валют), 30% территории Земли, 45% населения мира. За последние десять лет экономика стран БРИКС увеличилась в 4,2 раза, тогда как экономика развитых стран - на 61%. «В период между 2001 и 2010 годами ВВП стран БРИК вырос более резко, чем я предполагал даже в самом оптимистичном сценарии», - признает автор термина «БРИК» американский экономист Дж.О’Нил1. Вклад стран БРИКС в мировой экономический рост в течение последнего десятилетия составил около 50%. Это делает данную группу государств главной движущей силой развития глобальной экономики.
Политическая влиятельность БРИКС связана с участием в объединении двух постоянных членов Совета Безопасности ООН (России и КНР), а также тем фактом, что все члены БРИКС являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и структур (ООН, «Группа двадцати», «Группа восьми», Движение неприсоединения, «Группа 77»), а также региональных объединений (Россия - в СНГ, ОДКБ,
ЕврАзЭС; Россия и Китай - в ШОС, АТЭС; Бразилия - в УНАСУР, МЕРКОСУР; ЮАР - в АС, САДК; Индия - в СААРК).
По оценке известного бразильского политолога К.Перейры, БРИКС «окончательно становится одной из ключевых фигур на всемирной шахматной доске»2. А уже упомянутый Дж.О’Нил приходит к выводу о том, что «быстрый рост стран БРИКС изменит мировой баланс»3.
Сближению участников БРИКС способствуют долгосрочные общие интересы. В первую очередь это - стремление реформировать устаревшую финансово-экономическую архитектуру мира, не учитывающую возросший экономический вес стран БРИКС и других «новых» экономик. Важна и общая приверженность участников объединения принципам и нормам международного права, неприятие политики силового давления и ущемления суверенитета независимых государств. У членов «пятерки» имеется много общих вызовов и проблем, связанных с потребностями модернизации экономики и социальной жизни. Наконец, в пользу стратегического сближения «работает» взаимодополняемость многих секторов экономики наших стран.
Для Российской Федерации сотрудничество в формате БРИКС - одно из ключевых направлений внешней политики на долгосрочную перспективу. Мы за постепенное придание такому сотрудничеству характера многостороннего стратегического партнерства по широкому кругу вопросов мировой экономики и политики. При этом Россия - за позиционирование БРИКС как новой модели глобальных отношений, строящейся поверх старых барьеров Восток - Запад или Север - Юг. Исходим из того, что объединению государств с численностью населения почти 3 млрд. человек вряд ли подходит роль «моста» или «посредника» между «Севером» и «Югом», или структуры, «работающей» только в геополитическом пространстве «Юга». Такой подход заведомо ограничил бы возможности БРИКС по проведению самостоятельной линии на международной арене.
Между тем объединение уже накопило ценный опыт координации действий по ряду крупных международно-политических проблем, в первую очередь - в Совете Безопасности в период одновременного участия в работе этого органа всех государств БРИКС в 2011 году. По многим вопросам, связанным, в частности, с ситуацией в Ливии, Кот д’Ивуаре, Судане, Сомали, наши страны выступали и выступают с общих или весьма близких позиций.
Видим хорошие перспективы дальнейшего наращивания взаимодействия в ООН в целях сохранения и укрепления центральной роли Совета Безопасности в вопросах поддержания международного мира и безопасности; предотвращения использования Организации, и в первую очередь - Совета Безопасности, западными государствами для прикрытия курса на смещение неугодных режимов, навязывание односторонних вариантов решения конфликтных ситуаций. Важно продолжить и развить практику взаимной поддержки приоритетных для наших стран предложений на Генеральной Ассамблее ООН и в ее специализированных органах и учреждениях - Совете по правам человека, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ПРООН и других.
В сфере международной безопасности Россия выступает за то, чтобы приоритетами сотрудничества государств БРИКС были:
- координация позиций, а в перспективе - выработка совместных предложений по вопросам глобальной стабильности, международной и региональной безопасности, нераспространения ОМУ, урегулирования региональных конфликтов и поддержания региональной стабильности;
- совместная работа в пользу укрепления центральной координирующей роли ООН в сфере борьбы с международным терроризмом, выполнения Глобальной контртеррористической стратегии ООН, осуществления норм универсальных антитеррористических конвенций, строгого соблюдения положений соответствующих резолюций СБ ООН;
- координация подходов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совместные шаги в рамках ООН и региональных организаций, нацеленные на эффективное противодействие наркотрафику;
- взаимодействие в интересах обеспечения международной информационной безопасности (МИБ). Развитие сотрудничества в области борьбы с кибертерроризмом и киберпреступностью;
- укрепление сотрудничества с заинтересованными партнерами по БРИКС в сфере борьбы с морским пиратством, наращивание совместных усилий по созданию международного механизма судебного преследования и наказания пиратов.
Взаимодействие государств-участников по вопросам реформирования международной валютно-финансовой системы будет на длительную перспективу оставаться главным приоритетом сотрудничества в БРИКС.
Считаем, что работа БРИКС в данной сфере должна быть нацелена в первую очередь на содействие выводу мировой экономики на траекторию уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, завершение нынешнего этапа реформы МВФ в сроки и на условиях, согласованных в рамках «Группы двадцати» и Фонда, продолжение реформы международной валютно-финансовой системы с целью создания более представительной, стабильной и предсказуемой системы международных резервных валют.
Решение указанных задач возможно в основном через «Группу двадцати». Вследствие этого важной целью участников БРИКС призвано стать усиление взаимодействия в «двадцатке». Нам совместно следует всемерно укреплять роль «Группы двадцати» как центра кризисного реагирования на валютно-финансовые «шоки» глобального характера и как инструмента реформирования финансово-экономической архитектуры мира.
Исключительное значение Россия придает полному использованию всех уже созданных в БРИКС форматов сотрудничества для ускорения модернизации наших экономик, обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, решения социальных задач. Исходим из большой важности расширения взаимной информированности о культуре и традициях народов БРИКС, с тем чтобы расширить базу общественной поддержки целей и политики объединения. Решению этих задач могло бы способствовать постепенное создание общего информационного пространства стран-участниц.
С высоты накопленного БРИКС опыта работы можно выдвинуть некоторые соображения о дальнейших перспективах развития этого объединения.
Как представляется, в ближайшие три-четыре года деятельность «пятерки» целесообразно сосредоточить на продвижении общих интересов в международной финансово-экономической и политической сферах, а также на внутреннем укреплении БРИКС с целью вывода на качественно новый уровень взаимодействия участников БРИКС в их нынешнем составе.
Оптимальная - с точки зрения российской стороны - система неформальных механизмов видится как включающая в себя саммиты, регулярные встречи Высоких представителей по вопросам безопасности, встречи министров иностранных дел, министров финансов и руководителей центральных (национальных) банков, руководителей отраслевых министерств и ведомств, рабочие группы, «виртуальный» секретариат. Координирующим рабочим механизмом БРИКС должны стать регулярные встречи шерпов и сушерпов.
Важно вести линию на развитие внешних связей форума. Упор при этом стóит делать на установление диалога с ведущими «новыми экономиками» и развивающимися странами, специализированными учреждениями системы ООН, а также с ключевыми региональными структурами.
Прогресс, достигнутый молодым объединением государств уже на начальном этапе своего существования, а главное - динамика и перспективы его развития, убедительно свидетельствуют: БРИКС - глобальный форум, который будет во все большей мере определять вектор мирового развития в XXI веке.
1 Jim O´Neill. BRICs´ rapid growth tips the global balance. The Telegraph. 20.11.2011.
2 Carlos Pereira M. Sudamérica y el Caribe, donde el BRICS desafía al viejo orden mundial.
Rebelion. 03.02.2012.
3 Jim O´Neill. Op. cit.