Африку справедливо считают колыбелью человечества. В Кении, Танзании, Эфиопии найдены останки древнейших предков человека. На африканском континенте появился «человек разумный» («homo sapiens»), начавший оттуда свое победное шествие по миру.
К одному из районов, где с незапамятных времен жили люди, относится нынешняя Сахара, которая тогда не являлась пустыней. Ее территория была заселена уже в раннем палеолите. Там обнаружены орудия, относящиеся к шелльской и ашелльской культурам. В зоне барханов (эрге) Адмер, находящейся между горным массивом Хоггар и плато Тассили Аджер, открыты рыболовные стоянки, возраст которых составляет несколько сотен тысяч лет1. Поселения палеолитического периода найдены и в эрге Таходаин. Четыре древнейшие доисторические стоянки обнаружены в алжирской провинции Бешар. Мало известно про жизнь этих людей и о том, какой климат господствовал тогда в Сахаре.
Обширными сведениями мы располагаем о периоде конца позднего палеолита - начале неолита. Исследователи сходятся на том, что в это время друг друга сменили три климатические эпохи: первая плювиальная, первая засушливая и вторая плювиальная. В то же время их мнения относительно датировки этих периодов существенно разнятся. Так, по оценке суданского ученого Мухаммеда Эйюба, первая засушливая эпоха длилась с XX по XII тысячелетие до н.э.2, в то время как, по мнению Б.Кэри, она завершилась за 20 тыс. лет до н.э3. Равным образом первый засушливый период начался, как считает М.Эйюб, за 12 и закончился за 5,5 тыс. лет до н.э., а по оценке Б.Кэри, он длился с 20 до 8,5 тыс. лет до н.э. Не меньший разброс мнений наблюдается и в отношении второй плювиальной эпохи - с 10 до 2,5 тыс. лет до н.э., c 7 до 3,5 тыс. лет и т.д.
При этом, что важно, выделяют наиболее дождливый, самый ранний период продолжительностью в 2-2,5 тыс. лет. Именно в это время на территории Сахары, оставленной жителями при возникновении там пустыни, вновь появились люди. Началась «эпоха охотников», длившаяся, по разным оценкам, с 8 до 6 тыс. лет, либо с 5 до 2 тыс. лет до н.э. С этим периодом в истории Сахары мы знакомы по наскальной живописи, а также по результатам археологических раскопок.
Впервые наскальные гравюры (петроглифы) и цветные росписи в пещерах и нишах были открыты в Сахаре в 1850 году немецким путешественником Г.Бартом. В последующем их обнаруживали и другие исследователи. Особого внимания широкой публики это тогда не привлекло. Зато открытие в 1933 году офицером Иностранного легиона Бренаном фресок в Тассили Аджере было воспринято в Европе как сенсация. Самому Бренану в первый момент показалось, что он видит сон: посреди выжженных солнцем просторов перед его глазами предстали изображения слонов, носорогов, бегемотов, жирафов, буйволов.
Уже в 1937 году была составлена карта доисторических стоянок, продемонстрировавшая широкое распространение на территории Великой пустыни (Сахары) наскальных изображений. В середине 1950-х годов французский ученый А.Лот осмотрел в Тассили Аджере около 10 тыс. рисунков. За 16 месяцев работы он классифицировал 2,6 тысячи из них, и собранная А.Лотом коллекция копий сахарских фресок по праву заняла почетное место в Музее человека в Париже. В 1962 году итальянский исследователь П.Грациози впервые опубликовал цветные фотографии петроглифов Феззана (территории в Ливии).
К настоящему времени в Сахаре найдено 30 тыс. изображений только речных животных, таких как крокодилы и бегемоты, половина из которых приходится на Тассили Аджер. Это плато, где расположен крупнейший в Великой пустыне «музей под открытым небом», занимает площадь в 72 тыс. квадратных километров. Оно представляет собою ровную поверхность, пересеченную высохшими руслами древних рек. Часто встречаются образования из эродированного песчаника (так называемые «скальные леса»), а также отдельно стоящие остроконечные скалы. Все вместе образует внеземной пейзаж, посреди которого разбросаны многочисленные пещеры и гроты, где и находятся наскальные рисунки.
Еще один крупный «музей» находится в примыкающем к Тассили Аджеру горном массиве Акакус. Черные ступенчатые цепи гор высотой в 400 метров тянутся на 100 километров, среди них высятся одинокие выветренные утесы. Между горами текут песчаные реки, впадающие в покрытую песком ровную долину. Это действительно была река и ее притоки, только текли они здесь более 10 тыс. лет назад. По их берегам находились стоянки первобытных людей, оставивших после себя галереи наскальных рисунков.
Что касается сухого русла (вади) Матхандуш, то оно также представляет собою русло высохшей в незапамятные времена реки. По ее отвесным берегам на протяжении 60 километров тянутся петроглифы, образуя ансамбль, «равного которому, по словам французского исследователя Ф.Диоле, нет в мире»4.
Крупные коллекции наскальных изображений найдены также в горах Увейнат, на плато Аир и Эннеди, в нагорье Тибести, на южных склонах Сахарского Атласа и на песчаных плато Северной и Центральной Сахары - от марокканского уэда Дра до ливийского Феззана, а также в Западной Сахаре, мавританском Адраре, Тефедесте, Ин Эззане, Дохоне.
Вокруг периодизации различных стилей творчества «эпохи охотников» не прекращаются научные споры. Не вдаваясь в их суть, автору хотелось бы напомнить мнение исследователей сахарского искусства и - когда он считает это возможным - высказать свою точку зрения, основанную на собственных впечатлениях.
Древнейший стиль - это, возможно, стиль петроглифов вади Матхандуш (в частности, стоянки под названием «Ин Хабетер»), хотя схожие изображения попадаются в Акакусе, а также Западной Сахаре и горах Адрар Анете, Хоггаре, Сахарском Атласе и в горном массиве Аркяну. Это крупные, а нередко и гигантские гравюры, на которых тело животных выбито пунктиром либо изображено сплошным глубоким контуром. Налицо и другой стиль, встречающийся, в частности, в Аркяну, когда изображения выполнены в виде барельефов.
Как считает российский исследователь В.Б.Мириманов, «обе техники - гладкий врез и выбивание (пиктаж) - могли существовать одновременно на протяжении тысячелетий». При этом, с его точки зрения, «нет никаких доказательств того, что глубоко врезанные петроглифы создавались только в эпоху неолита»5. В свою очередь, ученый Алиман полагает, что «петроглифы с точечным контуром, выполненные неловкой рукой и даже полусхематичные, встреченные в некоторых районах Сахары, могут оказаться современниками прекрасных неолитических произведений Магриба (Мархума, Западная Сахара)»6.
Вместе с тем, по мнению члена-корреспондента Академии наук СССР Д.А.Ольдерогге, «наиболее древнюю группу представляют выбитые на камне контурные изображения животных так называемой «эфиопской фауны»: гиппопотамов, носорогов, слонов и жирафов»7. Л.Жолео также считал, что к самым ранним относятся реалистические изображения носорогов, слонов, жирафов и людей бушменского типа8. В свою очередь, французский археолог М.Рейгасс полагал, что древнейшими являются выгравированные на скалах изображения бегемотов, носорогов, слонов, жирафов, буйволов, антилоп, страусов, а также вооруженных луками людей в масках.
Со своей стороны автор обратил внимание, что в Матхандуше, Акакусе и Аркяну петроглифы иногда как бы «перечеркнуты» пересекающими скалы глубокими трещинами, куски камней с деталями гравюр отвалились, а некоторые отдельно стоящие камни - и вместе с ними изображения - расколоты на две части, в то время как рисунки почти всегда находятся на хорошо сохранившихся скальных поверхностях. Это наводит на мысль, что петроглифы созданы намного раньше фресок. Разная же степень сохранности изображений позволяет предполагать, что наиболее древние из них созданы пиктажем, а более поздние - выполнены сплошной линией.
Второстепенные подробности на гравюрах почти всегда опускаются, но при этом пятна на шкурах нередко изображаются по всей площади тела в виде точек либо сетки, в то время как шерсть наносится выборочно - на загривке, вдоль хребта или как кисточка на конце хвоста. Характерной чертой является утрирование основных признаков зверя: непомерно большие рога у носорогов, акцентированные челюсти у бегемотов, непропорционально длинные рога у буйволов и антилоп. В большинстве случаев изображены отдельные экземпляры, но встречаются и групповые гравюры: стаи львов либо диких кошек или стада жирафов. Фигур людей не так много, это - либо охотники, либо сидящие мужчины и женщины с подчеркнуто выраженными половыми признаками.
Что касается фресок, то А.Лот приводит следующую периодизацию ранних рисунков Тассили Аджера. К наиболее древнему периоду он относит маленькие «круглоголовые» фигурки, выполненные одной лиловой охрой. Тела нарисованы схематично с непропорционально большой головой. Одежда сводится к набедренной повязке. Вооружение состоит из лука или копья.
На смену приходит стиль «дьяволят» - небольшие фигуры в набедренных повязках или передниках с рогами и иногда со странными выпученными, глядящими в разные стороны глазами. Изображение становится более совершенным, используется, как правило, желтая охра с красной контурной линией.
Далее следует стиль «круглоголовых» среднего периода. Появляются изображения «марсиан» - людей с круглыми, напоминающими шлемы скафандров головами и какими-то странными, надетыми на головы сооружениями. Но при этом у женских фигур четко прорисованы обнаженные груди, что сразу отвергает версию скафандров. Изображение, обведенное красным контуром, нередко закрашивается желтой, светло-зеленой или красной охрой. В целом же стиль «марсиан» представляет собою, похоже, развитие стиля «дьяволят».
Затем наступает стадия расцвета искусства «круглоголовых». Изображение становится более объемным, прорисовываются кое-какие детали одежды - свешивающиеся кисти поясов, украшения на руках, ногах, голове, иногда татуировка или раскраска. Черты лица по-прежнему не изображаются. Головы продолжают выглядеть, как шлемы скафандров, а сами тела - из-за того, что фактура не прорисована, - как скафандры. «Космонавты», впрочем, держат в руках луки, а не какое-то внеземное оружие.
За периодом расцвета следует стадия упадка. Опять фигуры «марсиан» с похожими на шлемы скафандров головами и обнаженными грудями в изображениях женщин. Нарисованные белым цветом с контуром желтой охрой фигуры теряют объемность, детали отсутствуют, иногда нарушаются пропорции - тело изображается чрезмерно длинным, особенно у плывущих на спине людей. К этому периоду относится самый крупный из памятников первобытной живописи - шестиметровое изображение «марсианина». Нередко встречаются фигуры высотой в 3-3,5 метра.
В свою очередь, профессор Римского университета Мори, отдавший значительную часть жизни исследованию Акакуса, выделяет в наскальной живописи эпохи «круглоголовых» два периода. Первый из них, для которого были характерны сначала рисунок контуром, а затем разноцветная окраска изображения, он датирует началом VII - серединой VI тысячелетия до н.э. На втором этапе, который длился до V тысячелетия до н.э., создавались в основном фрески с преобладанием различных оттенков желтого цвета.
Со своей стороны Юар объединяет наскальные изображения Тибести, которые он исследовал, в одну - «пастушескую» - эпоху. Но при этом он вычленяет из нее «древнейший пастушеский период», для которого характерны крупные изображения быков и слонов и который хронологически связан с древними петроглифами Феззана, и «древний пастушеский период», когда нагорье населяли пастухи-охотники, а фауна была представлена слонами, носорогами и быками с загнутыми вперед рогами.
Следует также отметить Моно, пришедшего на основании исследований в Ахинете к выводу, что среди изображений людей к древнейшим относятся обнаженные человеческие фигуры с дубинами и луками, Жолео, считающего, что самыми ранними были фигуры бушменского типа, Рейгасса, полагающего, что наиболее древние - изображения охотников с луками, маскировавшихся под зверей, и Фламана, причисляющего к древнейшим неолитическим изображениям фигуру обнаженного человека из местечка Ксар Амрана.
А.Лот в своей периодизации выделяет еще один, шестой период как стиль с признаками египетского влияния. Выделение этого типа живописи в отдельный стиль представляется не бесспорным: такого рода рисунки действительно есть, но встречаются они, по крайней мере в Акакусе, крайне редко. К такого рода фрескам А.Лот относит, в частности, «танцовщицу» из Аванрета (Тассили Аджер) с рогами на голове, поддерживающими хлебное поле. По его мнению, на рисунке представлена богиня плодородия. Одна из фресок, на которой нарисованы плывущая на спине женщина, которая увлекает за собою фигуру в зародышевом положении, и еще одна фигура, появляющаяся из яйцевидного тела, могут, как считает А.Лот, отражать схожие с древнеегипетскими представления жителей Сахары о путешествиях в загробном мире.
Со своей стороны, мы видели в Акакусе два петроглифа со сценами половых актов (сразу же оговорюсь, что это не эротика и не порнография, подобных понятий у первобытных людей просто не было). Обращают на себя внимание фигуры изображенных стоя мужчин, которые выглядят как настоящие великаны, в два, два с половиной раза превосходящие по росту женщин. Одна из фигур выполнена в стиле, схожем с египетским, у другой - вместо человеческой - звериная голова как у древнеегипетских богов. Что означают эти сцены? Отражение легенд о том, что боги сходили на Землю и брали себе в жены смертных?
В данном случае, как и во многих других, можно только строить догадки. Проблема здесь в том, что мы не представляем себе людей той, отделенной от нас тысячелетиями, эпохи, не знаем их обычаев, верований, воззрений на окружающий мир. Естественно, нет и не может быть никаких письменных источников. Остается лишь выдвигать гипотезы…
Проблема взаимосвязи и взаимного влияния сахарской и древнеегипетской культур, тесно связанная с вопросами о направлениях транссахарских миграций и заселении долины Нила, до сих пор окончательно не прояснена, и точки зрения на сей счет различных исследователей отнюдь не идентичны. Так, Б.Кэри считает, что Сахара начала заселяться пришельцами из долины Нила после наступления второго плювиального периода9. В то же время советский исследователь И.Можейко приводит убедительный довод в пользу большей древности культуры Сахары по сравнению с культурой долины Нила, отмечая, что в то время значительно более широкая и полноводная, чем в настоящее время, река текла среди обширных болот и это делало ее бассейн непригодным для жизни10.
В свою очередь, М.Эйюб обращает внимание на то, что изображение длинноногого крокодила из вади Матхандуш, созданное задолго до возникновения египетской цивилизации, напоминает рисунки на стенах египетских гробниц древнего царства. Это, как он полагает, свидетельствует, что корни искусства древнего Египта восходят к жителям ливийского Феззана11. Схожих взглядов придерживается и итальянский ученый А.Гаудио, в соответствии с выдвинутой им гипотезой Египет был заселен хамитскими племенами, мигрировавшими по Сахаре в IV тысячелетии до н.э. и осевшими в долине Нила.
Во всяком случае, как справедливо констатирует В.Б.Мириманов, такие неолитические поселения в Сахаре, как Аселар или Таферджи, древнѐе амратийского поселения на территории АРЕ12. Косвенным подтверждением правомерности взглядов В.Б.Мириманова, И.Можейко, М.Эйюба и А.Гаудио можно считать то, что согласно современным «общепринятым представлениям» долина этой реки была заселена приблизительно за 5 тыс. лет до н.э.
Налицо и другие факты. Ф.Мори обнаружил тело ребенка, умершего за 5,5 тыс. лет до н.э. и мумифицированного теми же методами, что применяли египтяне. Но при этом останки ребенка относятся к более ранней эпохе, чем первая династия фараонов и самые древние египетские мумии. Среди петроглифов встречаются изображения быков, баранов, муфлонов с шаром между рогами. Это напоминает, с одной стороны, изображения древнеегипетской богини Хатхор, а с другой - эмблему солнечного диска, являвшегося символом бога Амон-Ра. Еще в начале ХХ века Гзелль выдвинул гипотезу, что ливийские рисунки представляют собою трансформацию египетских изображений. По мнению же современных ливийских исследователей, на петроглифах изображен бог солнца Гжарзаль, которому поклонялись в незапамятные времена жители Сахары. И эти рисунки, разбросанные по всей территории Великой пустыни - от Западной Сахары и Мавритании до Увейната и Тибести, также созданы раньше египетских. Английский археолог А.Аркелл со своей стороны полагает, что нагорье Тибести было центром, откуда культурное влияние распространилось на район слияния Белого и Голубого Нила и на оазис Фаюм13.
В свою очередь, Г.Чайлд, А.Брейль, Моро, как и Д.А.Ольдерогге также считали, что сахарское искусство предшествовало египетскому. Но тогда получается, что колыбелью египетской культуры была не долина Нила, а Сахара. Так или иначе, констатирует в этой связи А.Гаудио, «каждое новое открытие ставит перед нами новые проблемы, для которых можно найти лишь временные, предположительные решения».
Вместе с тем представляется только естественным, что в последующем на сахарское искусство могла, в свою очередь, оказывать влияние египетская культура, расцвет которой начался в III тысячелетии до н.э.
Другим источником представлений о жизни древнейшего населения Сахары являются обнаруженные в ходе раскопок артефакты. В результате исследований удалось выявить три типа стоянок первобытных людей14. В первой группе поселений найдены наконечники стрел, довольно крупные ядрища, ручные рубила или пластины, служившие для метания в животных либо для снятия шкур и раскалывания костей. На других стоянках обнаружены предметы, предназначенные для рыбной ловли (крючки и гарпуны). Наконец, некоторые орудия использовались для обработки зерна, получаемого от сбора дикорастущих злаков, а затем и культивируемых растений. Таким образом, жители Сахары занимались охотой, рыболовством и земледелием.
В 2003 году в нигерской Тенере, которую туареги называют «пустыней в пустыне», было найдено крупное доисторическое захоронение, насчитывающее 173 могилы. Исследование останков показало, что в поселении жили крепко сбитые, высокие - ростом до двух метров - люди, занимавшиеся охотой, собирательством, рыболовством, а позже и земледелием. Их стоянка существовала с VIII по VI тысячелетие до н.э.
В начале «эпохи охотников», когда шли наиболее обильные дожди, на территории нынешней Великой пустыни росли дубы, кипарисы, цитрусовые и оливковые деревья, олеандры, мирт. Среди них были разбросаны пресноводные озера и текли полноводные реки, не уступавшие современным Нилу и Нигеру. Сейчас от них остались лишь сухие русла, такие как, например, вади Ховар, бывшее когда-то главным притоком Нила. В последующем с уменьшением выпадения осадков началось изменение климата, сопровождавшееся постепенным распространением саванн.
Первобытные люди селились преимущественно по берегам рек и озер. В то же время стоянки охотников, к которым за 5 тыс. лет до н.э. присоединились рыболовы, обнаружены также на атлантическом побережье мавританской Сахары15. Вместе жить и охотиться, рыбачить, собирать растения людей вынудила борьба за существование. Практика показала, что если объединить усилия, то сообща намного легче добывать пищу в количествах, необходимых, чтобы прокормить всех соплеменников. Так возникла самая древняя форма социальных отношений.
Собираясь на охоту, люди надевали в целях маскировки поверх своих голов головы зверей, что позволяло им легче приблизиться к животным. Зверей поражали стрелами, а также бумерангами. Что касается копий и дротиков, то, судя по наскальным рисункам, они использовались не на охоте, а на войне. Получившая многочисленные ранения дичь слабела от потери крови, и тогда ее добивали камнями. Крупных животных старались загнать на край обрыва, откуда они срывались вниз. Охотники двигались, как правило, цепью, и если преследуемый зверь бросался на нападавших, то те, кто оказывался на его пути, разбегались в разные стороны, в то время как остальные обстреливали атакующее животное с боков. Неоценимую помощь людям оказывали собаки. Они останавливали пытавшихся спастись бегством зверей, а также отвлекали на себя их внимание, если те набрасывались на охотников.
Рыбу ловили на сделанные из кости крючки либо били с лодок гарпунами. Это было, впрочем, совсем не так просто, как ловить пескарей в европейских реках: длина пресноводных рыб достигала двух метров. С лодок охотились также и на бегемотов.
Поражает любовь этих людей к красоте. Созданные ими фрески и петроглифы представляют настоящие шедевры. Керамические изделия, которые археологи находят на их стоянках, украшены волнистыми линиями либо зигзагообразными узорами. Обнаружено и много женских украшений, особенно бус.
Сейчас над просуществовавшими тысячи лет памятниками «эпохи охотников» нависла угроза. Предметы с обнаруженных археологами стоянок расхищаются. Фотограф экспедиции, исследовавшей поселение в Тенере, обнаружил в примыкающих к этой пустыне деревнях 3 тыс. артефактов, предназначенных для продажи туристам. Похищают, по рассказам проводников, и фрески, перенося их на смоченную специальным составом ткань, и затем вывозят за границу. Часть таких попыток пресекается пограничниками и таможенниками. Кое-что удается разыскать и вернуть с помощью Международной организации уголовной полиции. Но что-то пропадает бесследно, оседая в частных коллекциях. Свою лепту вносят и нефтяные компании. В 2008 году одна из них, проводя сейсморазведку поблизости от вади Матхандуш, неверно рассчитала силу взрыва. В результате обрушилась часть берега с находящимися на ней петроглифами. Компания заплатила штраф в 2 млн. долларов, но новых наскальных изображений на них ведь не купишь…
1Лот А. В поисках фресок Тассили. М., 1962. С. 21.
2Эйюб М. Маалим асарийя фи джануб Аль-Джамахирийя. Тараблус, 1993. С. 38.
3Carey B. Sahara Desert Was Once Lush and Populated. 20.06.2006 // http://www.livescience.com/history/060720_sahara_rains.html
4100 великих загадок Африки. М., 2008. С. 130.
5Мириманов В.Б. Датировка и классификация наскальных изображений // http://artyx.ru/books/item/foo/z0000013/s/st006.shtml
6Там же.
7Лот А. В поисках фресок Тассили… С. 8.
8Там же. С. 9.
9Carey B. Sahara Desert Was Once Lush and Populated…
10Можейко И. Убийцу зовут Сахарой (о фресках Тассили) // http://rec.gerodot.ru/livia/v-poiskah.html
11См.: Эйюб М. Маалим асарийя фи джануб Аль-Джамахирийя… С. 87-90.
12Мириманов В.Б. Датировка и классификация наскальных изображений…
13Arkell A. A History of Sudan to AD 1821. L., 1955. P. 34.
14См.: Капо-Рей Р. Французская Сахара. М., 1958. С. 82.
15Vernet R. Le littoral du Sahara atlantique mauritanien au Néolitique // Abstracts of Sahara. Vol. 10. May 1999 // http://www.saharajournal.com/10/pages/abs_10.html