Проведение саммита форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке призвано стать в 2012 году крупнейшей внешнеполитической акцией России.
Это закономерно. В Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) в наши дни смещается центр мировой политической и экономической жизни. В АТЭС, главный экономический форум региона, входят наиболее мощные экономики мира - американская, китайская, японская, почти половина членов «Большой двадцатки», на которых приходится большая часть мирового производства, в том числе высокотехнологичного. Важнейшее место региону в своих глобальных расчетах отводят США. Все больше укрепляет свои геополитические позиции азиатско-тихоокеанской сверхдержавы Китай.
Целью предстоящего саммита должен быть не просто показ российского флага на Тихом океане. Задача России - затвердить признание международным сообществом своей весомой роли не только в евро-атлантических, но и в азиатско-тихоокеанских делах. В этом залог будущего России как великой державы.
Стратегия России в АТР должна быть направлена на обеспечение:
- защиты национальных интересов и безопасности государства на его восточных рубежах;
- использования экономического и политического потенциалов АТР в целях модернизации и развития всей страны;
- достойной жизни населения тихоокеанского побережья России.
Решению этих задач препятствует, однако, немало вызовов как внешнего, так и внутреннего порядка.
Военно-силовой ответ на существующие внешние вызовы при нынешнем раскладе сил в АТР бесперспективен. Свою внешнюю безопасность на дальневосточных рубежах Россия сможет действенно обеспечить, лишь заинтересовав соседей преимуществами долговременного экономического партнерства.
Проведение саммита форума АТЭС во Владивостоке - форпосте российского присутствия на Тихом океане - дает наибольшую возможность развернуть перед членами азиатско-тихоокеанского сообщества перспективы такого партнерства и через это партнерство - экономической и политической безопасности в регионе на многополярной основе.
Уникальность АТЭС. Форум АТЭС во многом уникален. В отличие от других международных структур в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в которых участвует Россия, - Регионального форума АСЕАН, Восточноазиатских саммитов, Диалога по сотрудничеству в Азии и др., - форум АТЭС имеет чисто экономическую, а не политическую направленность. На нем обсуждаются проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними вопросы либерализации торговли и инвестиций. Из этих соображений, а также в связи с участием в АТЭС в самостоятельном качестве Тайваня и Гонконга, входящих в состав КНР согласно ее Конституции, членов Форума принято называть «экономиками». Главный лозунг организации - «APEC means business» (АТЭС означает бизнес).
Форум АТЭС многополярен и объединяет экономики разного уровня развития. При своем создании в 1989 году он включал шесть развитых экономик бассейна Тихого океана - Австралию, Канаду, Новую Зеландию, США, Южную Корею, Японию, и шесть развивающихся из числа членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Сегодня Форум насчитывает 21 экономику - от США до Папуа - Новой Гвинеи, на территории которых проживает 2,7 млрд. человек - почти половина (43,8%) населения планеты. Совокупный валовой внутренний продукт экономик - участниц АТЭС превышает 20 трлн. долларов (почти 55% мирового ВВП). На их долю приходится 49% мировой торговли товарами и услугами и 40% прямых иностранных инвестиций.
У АТЭС отсутствует специальный административный аппарат, нет полномочий юридического принуждения при разрешении конфликтов и жесткого планирования перспектив эволюции Форума. Эти обстоятельства, а также сложившаяся практика сотрудничества на основе консенсуса и невмешательства во внутренние дела членов АТЭС сделали Форум чрезвычайно привлекательным клубом для обсуждения региональных и даже глобальных проблем. Поэтому несмотря на то что в настоящее время действует мораторий на прием в АТЭС новых членов, заинтересованность в присоединении к Форуму проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.
АТЭС: структура, цели, достижения и проблемы. Высший орган АТЭС - саммит лидеров экономик-участниц. На саммитах принимаются итоговые декларации и разного рода приложения, дополняющие их и определяющие принципы сотрудничества. Саммитам АТЭС всегда предшествуют министерские встречи - совещания министров иностранных дел и торговли, на которых вырабатываются совместные заявления, представляемые затем на рассмотрение и утверждение лидерам. Перед министерскими встречами на регулярной основе проводятся совещания руководителей отраслевых министерств. Для подготовки встреч на уровне министров проводятся совещания старших должностных лиц (СДЛ) - представителей министерств иностранных дел и торговли экономик - участниц Форума. СДЛ координируют работу по реализации принятых на саммите решений, а также контролируют бюджет рабочих органов и проектов АТЭС. С 2005 года также проводятся совещания старших финансовых должностных лиц, предшествующие совещаниям министров финансов.
Деятельность АТЭС по широкому кругу конкретных направлений сотрудничества осуществляют комитеты, подкомитеты, различные рабочие группы и так называемые диалоги, находящиеся под руководством СДЛ. В их числе - группы по услугам, инвестициям, правам интеллектуальной собственности, автомобильной промышленности, химической промышленности, энергетике, рыболовству, транспорту, туризму, здравоохранению и др., а также по борьбе с коррупцией и обеспечению прозрачности в деятельности государственных органов и по борьбе с терроризмом.
В качестве автономного бизнес-форума с 1995 года на постоянной основе работает Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС), который проводит четыре заседания в год с приглашением известных бизнесменов экономик-участниц. ДКС участвует в саммитах лидеров в качестве официального делегата и представляет экономическим лидерам доклад с обобщенными рекомендациями представителей частного сектора о реализации программных документов.
Программная цель Форума, заявленная в Богорской декларации 1994 года, - создание в регионе зоны свободной торговли и движения капиталов не позднее 2010 года - для развитых стран, и не позднее 2020 года - для развивающихся. Такое различие в сроках объяснялось разным уровнем экономического развития экономик-участниц, оно должно было позволить им осуществлять программные меры с различной степенью интенсивности.
Для достижения «Богорских целей» экономиками-участницами была разработана Осакская программа действий, выделившая 15 областей, в которых членам АТЭС необходимо было произвести преобразования.
Нужно признать, что, следуя этой стратегической «Дорожной карте», экономикам АТЭС удалось добиться существенного продвижения в деле экономического сотрудничества. С 1994 по 2009 год общий товарооборот экономик АТЭС увеличивался в среднем на 7,1 процента в год. Объем торговли между экономиками-участницами вырос за тот же период в три раза, а объем прямых иностранных инвестиций, ввозимых в регион АТЭС и вывозимых из него, в 1994-2008 годах ежегодно возрастал на 13%.
Вместе с тем сами «Богорские цели» пока далеки от достижения, как и решение многих других проблем интеграции. Даже внутри каждой из двух групп экономик-участниц, промышленно развитых и развивающихся, нет единства по поводу скорости формирования зоны свободной торговли. В частности, США, как и Австралия и еще ряд стран, заинтересованы в ускорении этого процесса и открытии восточноазиатских рынков, прежде всего китайского. В то же время не только Китай, но и Япония, и Республика Корея хотели бы этот процесс притормозить, поскольку не спешат пустить конкурентов на свои рынки, Токио и Сеул, прежде всего на рынок сельскохозяйственной продукции. Аналогичную позицию занимают и входящие в АТЭС страны АСЕАН, больше заинтересованные не в либерализации торговли, а в развитии научно-технического сотрудничества, которое помогло бы им уменьшить технологический и экономический разрыв с развитыми экономиками.
Россия в АТЭС: пока не вполне «своя». Что касается России, то, вступив в 1998 году в АТЭС, она до сих пор не вполне «своя» на азиатско-тихоокеанском интеграционном поле. До последнего времени Москва оставалась для стран АТЭС гораздо менее привлекательным торгово-экономическим партнером, чем они для нее. Доля России во внешнеторговом обороте экономик - участниц АТЭС составляет примерно 1%, в то время как в российской внешней торговле на них приходится лишь чуть больше 20%, причем в абсолютных цифрах это на порядок меньше, чем объемы двусторонней китайско-американской, японо-китайской или американо-южнокорейской торговли. Практически отсутствует производственная кооперация. В зачаточном состоянии находится инвестиционное сотрудничество с азиатско-тихоокеанскими партнерами.
Необходимо кардинальное исправление такого положения. Роль своего рода локомотива должен выполнить в данном случае экономический и социальный подъем Восточной Сибири и Дальнего Востока на базе освоения богатейших природных ресурсов этого региона. Для тихоокеанской России в настоящее время характерны отток населения и его низкая плотность, недостаточное развитие инфраструктуры и инноваций, и в свете этих проблем - пессимистическое видение будущего в настроениях местного населения.
В этих условиях ключевой задачей государственной политики в Сибири и на Дальнем Востоке должно быть установление там такого режима развития, который стимулировал бы экономический рост. Это требует колоссальных капиталовложений, осуществить которые в одиночку Россия пока не в состоянии. Выход в данном случае в международном сотрудничестве, которое осуществлялось бы по российским законам на условиях взаимной выгоды.
В интересах России сочетать инновационное развитие горнодобывающей, нефтяной, газовой, угольной промышленности, электроэнергетики Забайкалья и Дальнего Востока с развитием машиностроения, включая авиастроение, приборостроение, судостроение, автомобилестроение и электронику, совершенствованием научно-образовательной базы и сферы качественных услуг, с тем чтобы обеспечить поставку на внутренний и внешний рынки продукции с высокой добавленной стоимостью.
Развитие технологической основы предполагает значительные вложения в инфраструктуру, НИОКР, подготовку кадров, а по определенным направлениям - импорт не имеющих аналогов в России передовых технологий и современного оборудования, необходимых для обеспечения ускоренной модернизации российской экономики. В свою очередь, возникновение на этой основе новых рабочих мест в сочетании с жилищным строительством способствовало бы улучшению демографической ситуации. Была бы преодолена инфраструктурная разобщенность регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и наметившаяся в последние два десятилетия их определенная хозяйственная оторванность от европейской части страны. Это укрепило бы интеграцию всего евро-азиатского экономического пространства России, а следовательно - национальную безопасность Российского государства, его целостность, политическую и экономическую независимость.
На Дальнем Востоке, таким образом, как ни в каком другом регионе, тесно взаимосвязаны интересы внутренней и внешней безопасности России. Для решения внешних задач необходимо укрепление внутренней стабильности. В свою очередь, стабильное внутреннее развитие возможно лишь при отсутствии внешних угроз, при добрых отношениях с соседями.
Политическими преимуществами России в регионе служат постоянное место в Совете Безопасности ООН, потенциал военно-технического сотрудничества, память о нашей освободительной и антиколониальной миссии в Азии. Вместе с тем в АТЭС наша страна пока выдвигала инициативы лишь по преодолению чрезвычайных ситуаций в связи со стихийными бедствиями и упрощению условий торговли цветными металлами, а также по вопросам борьбы с коррупцией и обеспечения «безопасности личности», как в АТЭС называют антитеррористические мероприятия.
Россия в АТЭС: перспективы партнерства. Владивостокский саммит призван открыть пути широкого торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России с партнерами по АТЭС.
О чем конкретно может идти речь? О развитии региональной интеграции. О сотрудничестве в области высоких технологий. О привлечении инвестиций партнеров по АТЭС к осуществлению крупных производственных и инфраструктурных проектов в Сибири и на российском Дальнем Востоке.
На неформальном совещании старших должностных лиц АТЭС в Санкт-Петербурге в минувшем декабре нашим партнерам были представлены приоритетные направления работы форума, на которые Россия намерена сделать упор в год своего председательства. В их числе - региональная экономическая интеграция и либерализация торговли и инвестиций, формирование надежных транспортно-логистических цепочек, укрепление продовольственной безопасности, интенсивное взаимодействие для укрепления инновационного роста.
Чем важны названные приоритеты для нашей страны? Что касается либерализации торговли и инвестиций, а также развития региональной экономической интеграции, то обсуждение этого вопроса весьма интересно для всех экономик - участниц форума в свете развития в настоящее время в АТЭС двух соперничающих центров интеграции - Восточноазиатского с ключевой ролью КНР и Транстихоокеанского, где основную роль играют США. Для России такое обсуждение важно также в связи с созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Нельзя исключать, что на каком-то этапе Таможенный союз сможет также принять участие в интеграционных процессах в АТР.
Формирование надежных транспортно-логистических цепочек рассматривается всеми участниками АТЭС как важнейший шаг на пути к созданию системы свободной торговли и инвестиций, обеспечению экономического роста в регионе. Глобализация резко повысила число участников процесса производства товаров, особенно высокотехнологичных.
Компании - производители современных самолетов, например, получают компоненты от десятков производителей, работающих подчас в различных странах мира. И эти поставки должны идти четко по графику, чтобы не сбивать производственного процесса. Такие же требования предъявляются и к поставкам сырья, нефти, газа.
Предложенная в 2009 году Сингапуром инициатива по развитию транспортно-логистических цепочек назвала в этих цепочках прежде всего такие узкие места, как неэффективная транспортная инфраструктура, неэффективные процедуры пересечения границ, в том числе таможенное оформление товаров, недостаточное развитие потенциала мультимодальных перевозок, когда отгрузка осуществляется последовательно разными видами транспорта - водным, наземным и воздушным. Остаются несостыкованными стандарты и нормы регулирования трансграничного движения товаров и услуг.
Был сформирован план работы по ликвидации каждого из названных узких мест, в том числе в формате проектов АТЭС. Россия намерена активно содействовать выполнению таких планов в работе по приоритету транспортно-логистических цепочек в рамках российского председательства.
Российскими инициативами по выстраиванию транспортно-логистических цепочек предполагается охватить такие вопросы, как:
- совершенствование евро-азиатских транспортных коридоров и маршрутов и развитие альтернативных маршрутов в дополнение к традиционным коридорам через Малаккский пролив и Суэцкий канал;
- привлечение партнеров по АТЭС к модернизации Транссибирской магистрали, Байкало-Амурской магистрали и тихоокеанских портов России;
- использование Северного морского пути (СМП) для транзитных перевозок между портами Восточной Азии, Тихоокеанского побережья Северной Америки и Северной Европы и для доставки углеводородов с месторождений в районах российской Арктики потребителям на Тихоокеанском побережье;
- организация эффективного взаимодействия морского, железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта;
- формирование эффективной терминально-складской сети;
- оснащение транспортных узлов и коридоров современными информационно-техническими средствами и системами спутниковой навигации с использованием отечественной системы ГЛОНАСС;
- развитие сотрудничества в сфере оперативного и скоординированного реагирования на чрезвычайные ситуации;
- гармонизация стандартов экономик АТЭС в области безопасности транспортных средств;
- обеспечение антитеррористической защиты объектов транспорта и транспортных средств.
В рамках обсуждения вопросов укрепления продовольственной безопасности в год российского председательства важно предпринять усилия по смягчению колебаний цен на продовольственных рынках. Для нашей страны важна также работа по внедрению современных технологий в сельское хозяйство, по повышению качества и безопасности продуктов питания, борьбе с незаконным промыслом и незаконной торговлей рыбой и морепродуктами, которые наносят большой ущерб российской экономике. Все такие меры призваны в долгосрочной перспективе содействовать развитию российского экспорта сельскохозяйственной продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Новым для АТЭС направлением российского председательства стали вопросы интенсивного взаимодействия в целях поддержки инновационного роста. Эта инициатива нацелена на создание благоприятных условий для инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики, расширение взаимодействия университетов и научно-исследовательских институтов экономик-участниц, защиту прав интеллектуальной собственности. Речь будет идти о привлечении, с одной стороны, технологий и инвестиций партнеров по АТЭС для инновационного развития российской экономики, а с другой - о взаимодействии с ними в использовании достижений российской науки и техники, скажем, в мирном освоении космоса.
Инновационным проектом глобального масштаба можно назвать строительство космодрома «Восточный» в Амурской области, аналога Байконура. Этот крупнейший национальный проект призван оказать колоссальное мобилизующее воздействие не только на весь российский Дальний Восток, но и на сопредельные страны.
Мощным центром сотрудничества с партнерами по АТЭС в области высшего образования и науки призван стать оснащенный самым современным оборудованием Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке.
Свое место должно занять взаимодействие в области энергетики. В АТР сегодня остро ощущается нехватка энергоресурсов, и в предстоящие десятилетия присутствие России на азиатско-тихоокеанском энергетическом рынке будет все более востребованным. Причем не только в нефтегазовой сфере, но и в сфере электро- и атомной энергетики. Последняя по многим определениям относится к экологически дружественной области, а защита окружающей среды проходит красной нитью через резолюции саммитов АТЭС всех недавних лет. Здесь у России есть что предложить, начиная со строительства атомных электростанций и большого опыта по обеспечению их безопасности и заканчивая обращением с отработавшим ядерным топливом, в области которого наша страна, по сути, не имеет мощных конкурентов.
Россия уже активно сотрудничает в мирном использовании атомной энергии с Китаем и Вьетнамом (включая строительство АЭС), Японией и Южной Кореей (поставки топлива для АЭС, партнерство в международном проекте строительства термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) и др.). Но это явно не предел.
К взаимодействию со странами АТЭС в атомной отрасли могут быть привлечены, в том числе через систему ШОС, и страны Центральной Азии, учитывая то, что большая часть запасов урановых руд СНГ, потенциально рентабельных для промышленного освоения, находятся в Казахстане и Узбекистане. Особое место в этой работе должно принадлежать создаваемому в Ангарске Международному центру по обогащению урана (МЦОУ), к участию в котором проявляет определенный интерес, в частности, Республика Корея. МЦОУ мог бы также перерабатывать казахстанское и узбекистанское урановое сырье, идущее на экспорт в страны АТР.
Естественно, следует продолжать развивать партнерство с другими участниками АТЭС по защите от чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и эпидемий, которым занимается МЧС России. В первой десятке стран, понесших в последние годы наибольший ущерб от разгула стихии, пять - КНР, Филиппины, Индонезия, Вьетнам, Таиланд - входят в АТЭС.
Россия в АТЭС: внутренние задачи. Участие в АТЭС, в свою очередь, потребует от нашей страны решения определенных внутренних задач, включая совершенствование российского законодательства по ряду поставленных в АТЭС вопросов.
Возьмем, например, вопрос «зеленого роста», которому было придано особое внимание в ходе недавнего американского председательства в АТЭС. Это весьма широкая тема, включающая вопросы энергетической безопасности, энергосбережения, загрязнения окружающей среды, изменения климата. «Зеленый рост» призван во многом повлиять на пути дальнейшего экономического развития не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в глобальном масштабе, по существу, дать старт новому технологическому укладу. И здесь очень важно определиться, как это может сказаться на российской экономике, в чем на данном этапе заключаются интересы нашей страны, как нам их защищать и продвигать.
Россия - за энергоэффективное и низкоуглеродное будущее экономик АТЭС. Вместе с тем выработка четкой позиции нашей страны в АТЭС по вопросам «зеленого роста» осложняется существенными пробелами в законодательстве России в области экологии. Естественно, следует прислушаться к тому, что предлагают наши партнеры по АТЭС, использовать эти предложения для совершенствования российского внутреннего законодательства по вопросам экологии, приближения его к международным стандартам, как это делают, в частности, в Китае. Ведь утвердиться в мировой экономике как надежный и уважаемый партнер Россия сможет, если будет играть по общепринятым правилам, а не искать себе оправданий, чтобы эти правила нарушать.
Тема «зеленого роста» тесно связана с темой «зеленого протекционизма», которая, как и другие инициативы США, имеет во многом торговую подоплеку. Изначально она была нацелена прежде всего на ослабление экономических позиций Китая через ужесточение экологических стандартов, подобно тому как в свое время после Хельсинкских соглашений правозащитные стандарты использовались для того, чтобы оказать воздействие на Советский Союз.
Движение к низкоуглеродной экономике самым серьезным образом повлияет, возможно, уже в ближайшей перспективе на мировой рынок углеводородов, меняя его структуру и сокращая спрос. Это для нашей страны стратегически важно, поскольку, во-первых, Россия - один из ведущих мировых экспортеров углеводородов и от этого экспорта в огромной степени зависит сейчас ее экономическое продвижение. А во-вторых, невнимание к развитию низкоуглеродной экономики привело бы к увеличению разрыва в уровне экономического развития между нашей страной и ее основными глобальными конкурентами, поскольку энергоемкость российской экономики в настоящее время вдвое превышает среднемировой показатель.
Одновременно «зеленый протекционизм» может нанести ущерб российскому экспорту. Вспомним введенные ранее запреты на эксплуатацию самолетов российского производства в Европе и Соединенных Штатах из-за шумовых ограничений. Недавно такие запреты были установлены также в ряде аэропортов Австралии. «Зеленый протекционизм» может стать существенным барьером и для сырьевого экспорта России. Нельзя исключать, что в перспективе страны - импортеры российской продукции могут потребовать реализации в российских производствах основных принципов экологической ответственности природопользования (принципа «загрязнитель платит»), что будет связано с тарифными и нетарифными ограничениями на ввоз продукции, в цене которой не полностью учтен экологический фактор.
Поэтому в проведении своей линии в АТЭС по вопросам «зеленого роста» России следует действовать взвешенно и избирательно, уходить от поддержки голословных общих формулировок и настаивать на максимальной конкретизации всех предложений, носящих характер «зеленого протекционизма». Например, в документ для саммита АТЭС в Гонолулу в части «зеленого роста» американцы вставили предложение - к началу 2012 года сократить тарифы на экологичные товары до уровня не выше 5%. Вместе с тем в АТЭС нет единого понимания, что такое экологичные товары. Естественно, что без выработки четкого определения, о каких конкретных товарах идет речь, для нашей страны неприемлема поддержка данного американского предложения, поскольку в какой-то момент оно может быть использовано против наших интересов.
Подобным же образом обстоит дело с гармонизацией стандартов. Наиболее высокие экологические стандарты приняты в развитых странах - Японии, Южной Корее, Новой Зеландии. И естественно, что ни одна из развитых экономик - участниц АТЭС не будет снижать свои стандарты, чтобы «гармонизировать» их с российскими или китайскими. Таким образом, призыв к гармонизации стандартов означает на практике призыв к принятию стандартов развитых экономик и, соответственно, возможность признания «неэкологичными» товаров, произведенных в остальных экономиках.
Работа по транспорту и логистике, обеспечению надежных цепочек поставок должна дать положительный эффект в том, чтобы повысить уровень логистических услуг в нашей стране. Следует признать, что в настоящее время логистические услуги в России отличаются относительно низким качеством, недостаточно развита инфраструктура, налицо отставание в удобстве услуг таможенного оформления. По индексу развития логистики (Logistics Performance Index) Всемирного банка Россия занимала в 2009 году лишь 94-е место из 155 стран.
Нельзя исключать, что потребуется разработка конкретного плана действий по ликвидации узких мест в транспортно-логистических цепочках на территории нашей страны, по внедрению передовых информационных технологий в сфере транспорта, логистики и таможенного обслуживания, включая подготовку и повышение квалификации соответствующего персонала. Подобный план должен быть обеспечен политическим мандатом высокого уровня для реформ в названной сфере, таким как, например, поручение президента, устанавливающее точные временные рамки проведения реформ.
Существенным препятствием в деле наведения российскими структурами мостов с экономиками АТЭС служит явный недостаток информации - о российских возможностях у потенциальных иностранных партнеров и о возможностях зарубежных партнеров - у российских государственных и частных компаний, особенно на уровне регионов. С тем чтобы расширить возможности взаимного знакомства и сближения, в различных городах России решено провести ряд важных мероприятий АТЭС, предшествующих сентябрьскому саммиту Форума во Владивостоке. Первым эстафету принял Санкт-Петербург, где 12-13 декабря 2011 года уже состоялись симпозиум и неформальная встреча старших должностных лиц экономик АТЭС, на которой, как уже отмечалось, были представлены приоритеты Форума на период председательства России. В феврале 2012 года первое официальное совещание СДЛ АТЭС и целый ряд сопутствующих мероприятий примет у себя Москва. Затем хозяевами мероприятий АТЭС станут Ярославль, Казань, Хабаровск. В каждом случае соответствующие регионы смогут раскрыть перед гостями свой потенциал сотрудничества и узнать для себя возможности партнеров...
Основанием Санкт-Петербурга 300 лет назад Россия прорубила себе окно в Европу. Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке призван распахнуть России двери в Азиатско-Тихоокеанский регион.