Создание Российского совета по международным делам (РСМД) и проведение первого собрания его членов в июле 2011 года породили целый ряд вопросов. В чем специфика новой организации? Каковы сходства и отличия от зарубежных аналогов? Чем она занимается? Каким образом можно принять участие в ее работе? Мы попробуем дать ответы на эти вопросы, ориентируясь на обратную связь наших коллег - дипломатов, сотрудников профильных ведомств, ученых, а также бизнесменов и представителей неправительственных организаций.

Начнем со специфики. Сегодня в мире насчитывается не менее двух десятков советов по международным делам. Их названия варьируются, однако о них можно говорить как об организациях особого типа. Обычно они представляют собой некоммерческие партнерства, то есть подразумевают членство, объединяя различных представителей внешнеполитического сообщества. Нередко их членами являются крупные общественные фигуры. Значительный интерес к подобным организациям проявляет бизнес, ориентированный на внешние рынки или сотрудничество с зарубежными партнерами. Часто советы по международным делам позиционируются как связующее звено между государством, экспертным сообществом, бизнесом и гражданским обществом в решении внешнеполитических задач и реализации интересов страны. Тем не менее пока трудно говорить о наличии общепризнанных стандартов и правил деятельности. От страны к стране они могут отличаться друг от друга по принципу построения, приоритетам, механизму членства, финансовой базе и иным признакам.

Так, например, в США действует сразу несколько подобных организаций. Наиболее известным и влиятельным, конечно, является Совет по международным отношениям, который базируется в Нью-Йорке. С момента основания в 1921 году его особенность состояла в сильной привязке к интересам бизнеса. Впоследствии он стал также и мощным инструментом деятельности правительства. Со временем Совет в Нью-Йорке выработал известную гибкость в соединении коммерческих и государственных интересов, превратившись в площадку их неформального согласования. Политическая работа Совета базируется на серьезном аналитическом фундаменте - это один из ведущих «мозговых трестов» США в области международной проблематики. Главный его ресурс, несомненно, представлен членской базой, куда входит порядка 4300 представителей внешнеполитического сообщества и около 200 транснациональных корпораций (на правах корпоративных членов).

Советы в странах Западной Европы имеют свою специфику. Здесь роль государственных структур является более выпуклой. Германский совет по международным отношениям, созданный в 1955 году, финансируется МИД ФРГ. Его деятельность получает серьезную донорскую поддержку со стороны частных компаний и фондов, хотя роль бизнеса здесь не столь высока в сравнении с американским аналогом. Членская база также достаточно солидна (2300 членов, представляющих внешнеполитические круги). Примечательно наличие корпоративного членства для зарубежных дипломатических представительств - Совет используется как инструмент взаимодействия с ними. В Германии также опробована модель использования Совета для формирования кадрового резерва на базе молодежной секции.

Во Франции роль такой организации закреплена преимущественно за Французским институтом международных отношений. Здесь значительный акцент сделан на аналитической работе, обеспечении правительства объективными (внепартийными) исследовательскими продуктами. Интересно, что свое будущее институт видит в экспертном сопровождении работы не только французского правительства, но и структур ЕС. Его членская база отличается достаточно большим числом корпоративных (порядка 150), но меньшим в сравнении с немецким аналогом числом индивидуальных членов (около 440 человек).

Британский Чатем Хаус - Королевский институт международных  отношений  (создан в 1920 г.) также известен своим креном в сторону исследовательской и аналитической работы. Существенным отличием является опора на спонсорскую поддержку, гранты и членские взносы. Государство не финансирует Чатем Хаус.

Интересна попытка создать наднациональную версию совета. В 2007 году начал свою работу Европейский совет по международным отношениям. Он финансируется государственными структурами стран - членов ЕС, а также рядом фондов. Первыми членами стали 50 известных политиков, ученых и общественных деятелей из ЕС и стран-кандидатов. Наряду с исследовательской работой в число приоритетов входит продвижение внешнеполитического курса, основанного на «европейских ценностях».

Следует также упомянуть несколько прецедентов советов по международным делам, созданных за пределами «западного» сообщества. Одним из старейших является Индийский совет по международным делам. С момента своего создания в 1943 году он принимал активное участие в выработке индийского внешнеполитического курса. Его членами являются преимущественно отставные военные, дипломаты, эксперты. В 1989 году Совет по международным отношениям открыт в Израиле. Он строился по модели аналогичного совета в Нью-Йорке, а также - Чатем Хауса. Основной акцент здесь делается на работу с иностранными дипломатами, общественными деятелями, экспертами, обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам МО, и особенно проблемам ближневосточной политики. В 2001 году образован Мексиканский совет по международным отношениям. Он стремится к сетевому объединению различных сегментов мексиканского общества, вовлеченных во внешнеполитический процесс (около 400 членов).

Приведенные примеры, конечно, являются далеко не единственными. Однако они достаточны для того, чтобы выделить ряд общих черт подобных организаций.

Во-первых, специфическая организационная форма. Она обычно представлена небольшим аппаратом штатных сотрудников и разветвленной членской базой, объединяющей различных представителей внешнеполитического сообщества. Корпоративные акценты могут отличаться от страны к стране, но определяющую роль играют государственные структуры, бизнес и экспертное сообщество.

Во-вторых, участие в выработке внешнеполитического курса. Практически каждый совет или институт подобного рода является «мозговым трестом» - самостоятельным или ассоциированным с правительством. Экспертиза осуществляется штатными сотрудниками либо ведется по проектному принципу, когда эксперты собираются из разных институтов для решения конкретных проблем.

В-третьих, активная работа с зарубежными контрагентами. Советы ориентированы не только на свои страны, но и на зарубежные аудитории. Форматы такой работы могут быть самыми разными - начиная от участия в работе международных организаций и заканчивая непосредственным взаимодействием с зарубежными правительственными и неправительственными структурами. Аналитические и политические комментарии советов зачастую становятся информационными поводами для международных СМИ.

В конечном итоге преимуществом и ценностью советов по международным делам является гибкая структура, что делает их эффективными в использовании механизмов «мягкой силы».

Создавая Российский совет по международным делам, мы учитывали зарубежный опыт, но ориентировались прежде всего на запрос отечественного внешнеполитического сообщества. Распоряжение Президента России о создании Совета задавало в качестве ведущего звена его деятельности экспертно-аналитическую составляющую. Международный опыт показывает, что подобная деятельность является основной практически для всех подобных организаций. Однако вставал вопрос об отличиях РСМД от уже существующих российских «мозговых трестов». Здесь принципиально важным стало то, что Совет задумывался как партнер, а не как альтернатива научным и аналитическим центрам. Задача Совета, грубо говоря, в том, чтобы соединять международные исследования с конкретными проблемами, артикулировать запрос ученым-международникам со стороны практиков, закладывать результаты исследований и экспертизы в проекты политических решений и международных соглашений. В этом смысле РСМД - инициатор и координатор исследовательских проектов, в которых объединяются заинтересованные научные коллективы и которые выполняются для достижения конкретных политических задач. Определяющее значение для успеха реализации этой задачи, несомненно, играют члены Совета. Среди них - как ведущие российские исследователи, так и руководители министерств и ведомств, крупных компаний и корпораций, СМИ, общественных организаций.

Отметим лишь несколько проектов в рамках данного направления. Прежде всего, мы запустили два информационно-аналитических проекта. Первый - «Международные исследования в России». Он направлен на создание справочника и базы данных российских организаций и экспертов, занимающихся международными исследованиями. Запрос на такой продукт назрел уже очень давно. Его  появление существенно облегчит заинтересованным ведомствам поиск организаций и людей для экспертного сопровождения их работ, а для экспертов - поиск партнеров. Важно то, что такой справочник будет существовать в печатной версии и интерактивном виде на интернет-портале РСМД. Второй информационный проект - хрестоматия «Россия в глобальном мире: 2000-2011». Речь идет о большом шеститомном издании, которое объединяет в себе ключевые  научные разработки 2000-х годов, созданные российскими международниками. Необходимость этого продукта также очевидна. Он сводит воедино основные достижения наших ученых. Это принципиально важно для доведения этих достижений до уровня практиков, учитывая то, что многие публикации вышли небольшим тиражом и попросту труднодоступны за пределами узких сообществ экспертов.

Мы инициируем и другие исследовательские проекты. В фокусе внимания достаточно широкий круг вопросов: проблематика АТЭС, роль России в «G-20», «G-8» и БРИКС, проблема миграции, ситуация на Ближнем Востоке, отношения с ключевыми зарубежными партнерами. Подчеркнем, что все эти проекты реализуются по запросу и в тесном взаимодействии с заинтересованными государственными структурами. К ряду проектов привлекаются бизнес и НКО. Все проекты проходят тщательный отбор. Проектные предложения принимаются по тематическим направлениям, которые рекомендуются Попечительским советом под председательством Е.М.Примакова. Научный совет (председатель - академик А.А.Дынкин) дает рекомендации относительно содержательного наполнения проектов. Окончательное утверждение проекты получают на заседаниях Президиума РСМД.

Открывая РСМД 20 июля 2011 года, мы заявили не только об исследовательской, но и просветительской направленности работы Совета. Здесь основной целевой аудиторией является перспективная молодежь, а Совет выступает как один из инструментов подготовки кадрового резерва для организаций, участвующих во внешнеполитическом процессе. На данном направлении мы также начали ряд проектов. В октябре стартовал конкурс молодых российских ученых-международников. Его мы осуществляем совместно с Фондом Горчакова. По результатам конкурса мы примем первых членов в молодежную секцию РСМД. Готовится проведение зимней школы для молодых дипломатов и экспертов. Большое внимание уделяется молодежи из российских регионов - стартуют совместные проекты РСМД с федеральными университетами - Арктическим, Балтийским, Уральским, Дальневосточным.

Очевидно, что членская база Совета дает ему серьезный ресурс в решении политических задач на уровне публичной дипломатии. Мы провели серию консультаций с нашими перспективными международными партнерами, включая Чатем Хаус и Европейский совет по международным отношениям. В России же нами готовится серия мероприятий под общим названием «Посольские беседы». Этот формат подразумевает диалог ведущих российских политических фигур, включая членов РСМД, с дипломатическими представителями зарубежных государств.

В качестве своего приоритета мы рассматриваем развитие интернет-ресурса Совета. В настоящее время ведется работа над порталом РСМД. Мы закрепляем за ним несколько задач. Во-первых, он выполняет информационно-аналитические функции. На портале публикуются экспертные комментарии, статьи и интервью самого широкого круга представителей отечественного внешнеполитического сообщества и их международных партнеров. Во-вторых, это коммуникационная функция - мы видим портал в качестве площадки для неформального обсуждения проблем внешней политики и международных отношений. Наконец, в-третьих, - это функция своего рода связи с внешним миром. Портал - это в прямом смысле «окно», посредством которого мы планируем обеспечить возможность использования информационных и аналитических ресурсов наших российских и зарубежных партнеров.

В заключение необходимо сказать несколько слов о том, каким образом РСМД может быть доступен для всех тех, кто хотел бы принять участие в нашей работе. В настоящее время в числе членов - 82 основателя РСМД. В дальнейшем их число будет увеличиваться за счет как корпоративных, так и индивидуальных членов в соответствии с рекомендациями Попечительского совета.  Далее, формируется экспертный пул РСМД, в который входят как участники исследовательских проектов, так и авторы материалов для нашего портала. Для молодых представителей нашего сообщества открывается молодежная секция. Полагаем важным и то, что  ограниченное число членов Совета не отменяет его открытость для самого широкого круга людей, интересующихся внешней политикой и международными отношениями - наш интернет-портал должен дать им такую возможность.