Журнал «PR» вышел в свет и прекрасно себя там чувствует*.(*PR/ The Prime Russian Magazine/ Первый русский журнал. №5 (8). Сентябрь-октябрь 2011. )
Если определить самую характерную черту этого издания, то я бы назвал изящность. Новый журнал с несколько непривычным именем «PR» сразу обращает на себя внимание. Хотя бы тем, что за популярной сейчас аббревиатурой кроется совсем не то, о чем вы подумали. Расшифровывается название журнала не как «пиар», то есть «паблик рилейшнз», а иначе - «The Prime Russian Magazine».
При этом дотошному читателю предоставляется право самому найти ответ на вопрос: «А как, собственно, перевести это название на русский язык?» Ведь «prime» - слово в английском многозначное: и «важнейший», «главный», «основной»; и «лучший», «отличный», «превосходный»; и «первоклассный», «высшего качества», «высшего сорта»; и «простой», «элементарный». Таким образом, журнал (вернее, те, кто его делают) уже с обложки предлагает читателю некую игру, которая развивается по мере того, как вчитываешься в его материалы.
Если определить, чего хочет редакция, какое издание она представляет читателю, то, по словам главного редактора Максима Семеляка, читатель «PR» - это «человек, которого интересует идеологическая составляющая современного мира». Так он ответил мне на вопрос: «Кто читатель? Для кого журнал?»
Мы еще вернемся к нашему интервью, а пока сделаем небольшой экскурс по страницам издания, для того чтобы оценить то самое изящество, с которым оно выходит в свет.
Вот, например, разговор о развитии homo sapience - что происходит с человеком в ХХI веке?
«…То есть вам кажется, что сейчас в науке о мозге идет накопление материала, чтобы сделать следующий революционный шаг?» - спрашивает интервьюер «PR» у доктора биологических и филологических наук, экс-президента Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований Татьяны Черниговской. Ответ хорош: «Должен родиться гений, у которого хватит мозгов не перекомбинировать гору фактов, то есть не шахматный ум, который будет перебирать варианты, а гештальтный, который попытается охватить феномен человеческого сознания целиком, увидеть все эти факты как бы со стороны. Нужен, не побоюсь этого слова, философский прорыв, осмысление этих фактов…»
А вот еще один пассаж из последнего номера «PR»: «Человеческое общество сложилось в результате долгой, «пузырчатой» (метафора философа Дэна Деннетта) эволюции, причем естественный отбор благоволил скорее культурным, чем генетическим изменениям… Социум - изменчивый миропорядок, созидаемый не диктатом сверху, а «невидимой рукой» взаимодействия конкретных индивидов… Обмен сыграл для культурной эволюции ту же роль, что секс - для эволюции биологической. Секс придал биологической эволюции кумулятивный характер: полезные признаки накапливались. Обмен сделал культурную эволюцию кумулятивной, а человеческий разум - коллективным…»
На фоне безграничного гламура и чревоугодия российского бомонда перед журналом «PR» останавливаешься, не веря своим глазам, оказывается, у нас сохранились и авторы, и читатели, которым интересны столь сложные материи, как Человек, его Мозг, Общество, в котором живет Человек. Язык их общения не прост, но в том-то и видит задачу редакция: говорить о сложном с читателем, который sapience - «разумен»! «Пафос издания заключается в том, что каждая проблема имеет свое решение - если не на практике, то в области мысли», - говорит главный редактор.
Обратите внимание, как он описывает подходы к некоторым проблемам, поднимаемым на страницах «PR».
«В последнее время закат бумажной прессы обсуждают едва ли не активнее, чем глобальное потепление… Меж тем один из лучших писателей нашего времени Дуглас Коупленд опубликовал в газете «The New York Times» блестящий текст под названием «Словарь ближайшего будущего»… Прочитав его новое сочинение, я подумал, что современный журнал по своим жанровым характеристикам должен стать чем-то сродни словарю. Цель современного издания - это расширение (sic!) словарного запаса, журнал должен стать своеобразной системой сносок к тому непрерывно меняющемуся миру идей, который нас окружает».
Журнал дает читателю ключики к пониманию стремительно меняющегося мира. Вот это Задача! Как она решается? Обратите внимание на этот пассаж - абсолютно верный, но мало кем озвучиваемый. «Недавно мне довелось, - пишет главный редактор, - поужинать с двумя крупными учеными-физиками Сергеем Капицей и Франтишеком Яноухом. Завязалась беседа о еде как глобальной проблеме. Капица в какой-то момент подытожил: «Продовольствия в мире хватает, просто оно неправильно распределяется».
Просто, коротко, точно! А что еще нужно в наш век клипового сознания? Только в такой «упаковке» правильные идеи доходят сейчас - такое вот тысячелетие на дворе - до сознания прежде всего молодого читателя. И журнал активно использует малые формы.
Редакция прекрасно понимает возникшую в последние годы нюансировку, используемую в представлении выводов о сущем. Вот еще прекрасный пример такой работы с читателем: «Нынешняя образовательная система - это своего рода фастфуд, где все строится на стандартах и гарантах. А будущая модель обучения должна напоминать мишленовский ресторан - то есть прочь от стандартов, навстречу максимальному своеобразию и созидательному своеволию!»
Точный до безжалостности диагноз происходящего в российском образовании. Поэтому неудивительно, что на мой вопрос: «Какие задачи ставятся перед изданием?» - Максим Семеляк ответил так:
«Задачи у нас такие же, как и у всякой вменяемой прессы. Я не буду их здесь перечислять, поскольку ничего оригинального в этом смысле мы не изобретаем. Можно сказать лишь о некоторых особенностях - мы, хотелось бы надеяться, предлагаем чуть более рассудительный и въедливый взгляд на вещи, возможность посмотреть на ту или иную проблему с разных точек зрения».
Итак, у читателя в руках «вменяемая пресса». Это уже немало для нынешнего рынка полноцветных журналов. И кто же читатель? «У нас нет четкой привязки к той или иной социальной группе. Читатель - это человек, которого интересует идеологическая составляющая современного мира. Это в равной степени может быть и банкир, и студент, - отвечает главный редактор. - Мне вообще кажется, что проблема современной прессы заключается в том, что она стала слишком озабочена проблемой попадания в читателя, причем чем больше она про это думает, тем реже попадает. Разумеется, это ключевой вопрос для любого издания, но сейчас он ставится как-то уж совсем истерично. Как говорил Орсон Уэллс, публика неопределима».
Вы не знаете Орсона Уэллса? В мировом кинематографе его ставят вровень с Чарльзом Спенсером Чаплином и Стенли Кубриком. Уважаемый был «оскароносец». Вспоминают, что отличался остроумием и точностью оценок. Коль до сих пор молодой главный редактор журнала «PR» ставит его в пример и цитирует, стало быть, старина Уэллс свой след в культуре оставил.
Кстати, проблематика культуры в журнале весьма представительна, как, впрочем, и та тематика, что ближе читателям «Международной жизни». «PR» не обходит вниманием то, что происходит за рубежами России. И делает это опять же по-своему, применяя подходы, которые позволяют журналу выделяться, по Баратынскому, «лица необщим выраженьем».
Посмотрите, какой ход нашел главный редактор к теме Года Франции в России и Года России во Франции. «В самих отношениях России и Франции есть что-то глубоко тавтологическое - достаточно взглянуть на государственные флаги. Цвета те же самые, но движутся они будто бы в разных направлениях. Вся интрига русско-французских отношений, их дразнящая жилка, как раз и заключается в этом неуловимом сходстве-различии. Мне кажется, я всегда ее чувствовал…» Но как сказано?!
Или вот - подход к описанию столицы Германии. «На первый взгляд Берлин вполне уродлив. Лицо города пересекает глубокий шрам - это следы Стены. Ее уже нет, но одновременно она еще здесь: если забраться на смотровую площадку Колонны Победы (Siegessäule), что на площади Большой звезды (Große Stern), оттуда видно, как извивается бывшая немецко-немецкая граница». Каково, однако?!
Схватывая детали, на которые иной турист и внимания-то не обратит, журнал «PR» выворачивает перед читателем страну за страной, куда заносит ветер странствий его авторов, складывая эти отнюдь не поверхностные впечатления в рубрику «Путешествия». Вот лишь несколько штрихов из пестрой картины.
«Сомалиленд - одно из тех малоизвестных мест на Земле, где иностранец, не рискуя ничем, кроме кишечной инфекции, сможет почувствовать себя натуральным Афанасием Никитиным».
«Эквадор - своеобразный заповедник Латинской Америки: здесь присутствуют все характерные черты континента, но как бы в приглушенной и облагороженной версии».
«Иран - древнейшая цивилизация и одновременно одна из самых закрытых стран мира. Писатель Александр Проханов объяснил, почему Иран - самое справедливое государство на Земле»…
Подаются эти литературные изыски почти в каждом номере, от чего журнал поблескивает гранями, шлифовка которых с первых номеров не была главной заботой редакции. Но, став на эту дорогу, «PR» по ней уже разогнался и, надеюсь, порадует читателя новыми открытиями в далеких и близких нам землях. А в заключение процитирую еще пару вопросов из нашего интервью с главным редактором.
«Когда был создан журнал?» - «В декабре 2009 года, но первые три номера были, скажем так, экспериментально-пилотными, с тех пор мы многое поменяли (в частности, убрали английский перевод - изначально журнал должен был распространяться в Европе, отсюда, собственно, и название), и в своем настоящем виде «PRM» функционирует с лета 2010 года».
«Кто авторы журнала?» - «Мы ставим не столько на «золотые перья», сколько на не всем очевидных экспертов», - рассказывает Максим Семеляк.
Журнал «PR» выполняет помимо всего прочего роль дайджеста актуальной европейской мысли, дайджеста русифицированного и адекватного тому, что происходит здесь, в России. Это журнал для городских интеллектуалов. Смысл работы редакции заключается в том, чтобы охватить их всех (а они, городские интеллектуалы, в настоящий момент принадлежат к разным сословиям), - условно говоря, читателем может быть банкир или студент, утверждает главный редактор.
«Ну, и как у них все это получается?» - спросите вы. Видимо, получается, если раньше тираж был 35 тыс. экземпляров, с мая этого года добавили еще 10 тысяч - для всех читателей не хватает номеров.
А вам интересно прочитать, как идеи, которые сейчас носятся в воздухе, будут влиять на непосредственное будущее? Это - тема свежего номера «PR».