Традиционно в научной литературе при рассмотрении вопросов регулирования экспорта товаров, услуг и капитала акцент делается на регулировании их вывоза с территории страны, в частности, в случае с экспортом товаров - на квотировании экспорта, системе экспортного контроля, государственной поддержке экспорта и т.д. Между тем в регулировании экспорта ведущих стран мира все большее значение приобретают вопросы снижения торговых и инвестиционных барьеров за рубежом и обеспечения благоприятных условий деятельности на международных рынках для национальных экспортеров и инвесторов, что, в частности, отражено в утвержденной в 2010 году Национальной экспортной инициативе США. В этой связи автор предлагает выделять два типа регулирования экспорта: 1) регулирование вывоза товаров, услуг и капитала с национальной территории; 2) регулирование ввоза товаров, услуг и капитала на рынки зарубежных стран.
Противодействие коррупции, под которой обычно понимается злоупотребление властными полномочиями ради личной выгоды, на международных рынках товаров, услуг и капитала является в США одним из методов регулирования их ввоза на рынки зарубежных стран. Коррупция не относится к традиционным барьерам на международных рынках товаров, услуг и капитала - отчасти это обусловлено тем, что в отличие от традиционных барьеров, возводимых государствами и относимых к проявлениям протекционизма, коррупция не может считаться элементом официальной государственной политики, она является следствием сложившейся в той или иной стране деловой среды. Тем не менее государство имеет непосредственное отношение к коррупции, ведь именно его представители выступают одной из сторон в коррупционных сделках и именно эффективность государственной политики в сфере борьбы с коррупцией в итоге определяет уровень барьеров на рынках для бизнеса.
Коррупция вызывает нарушение условий конкуренции на международных рынках и получение недобросовестными компаниями несправедливых преимуществ по сравнению с добросовестными конкурентами. Следствием коррупции на международных рынках становятся потери американских добросовестных экспортеров и инвесторов, упущенная выгода которых обусловлена неподписанием экспортных и инвестиционных контрактов. Так, с 1994 по 2008 год, по оценкам Министерства торговли США, более чем в 800 тендерах по государственным закупкам в мире на сумму более 450 млрд. долларов сыграл определяющую роль коррупционный фактор. Только в 2008 году упущенная выгода для американских экспортеров из-за коррупции при проведении тендеров по госзакупкам за рубежом составила 27 млрд. долларов1. Коррупция может затрагивать практически все отрасли экономики, однако некоторые отрасли несут повышенные коррупционные риски. Многими экспертами в этой связи называется военно-промышленный комплекс, а, по оценкам неправительственной организации «Transparency International», такими секторами являются строительство, недвижимость, топливно-энергетический комплекс, тяжелое машиностроение, добывающая промышленность. Всего же, по оценкам Всемирного банка, ежегодный мировой рынок коррупции составляет 1 трлн. долларов2.
Основной формой коррупции во внешнеэкономической деятельности является подкуп должностных лиц при проведении следующих деловых операций: 1) государственные тендеры по закупкам товаров и услуг - в результате коррупции контракты подписываются с недобросовестными компаниями, предложения которых уступают по цене и качеству товаров и услуг предложениям добросовестных конкурентов; 2) таможенные процедуры - в результате коррупции на рынок попадает продукция, с которой не уплачены или уплачены в неполном объеме импортные таможенные пошлины, и продукция, которая не соответствует техническим, санитарным и фитосанитарным стандартам страны-импортера; 3) лицензирование предпринимательской деятельности - в результате коррупции недобросовестные компании могут снижать издержки, связанные с необходимостью соблюдать те или иные требования законодательства; 4) налоговое администрирование - в результате коррупции недобросовестные компании могут снижать издержки, в частности платить налоги в неполном объеме, и воздействовать негативно на деятельность конкурентов, например способствовать проведению у них налоговых проверок.
Основной целью противодействия США коррупции на международных рынках товаров, услуг и капитала является реализация морального императива по устранению порождаемой коррупцией несправедливости и защита национальных интересов США в сфере безопасности (коррупция повышает уровень угроз, связанных с распространением оружия массового уничтожения, эскалацией международного терроризма, развитием организованной преступности, в частности наркотрафика и отмывания денег), политики (коррупция подрывает главенство закона, снижает доверие к институтам государственной власти и демократической системе правления, разлагает общественную мораль) и экономики (коррупция препятствует экономическому росту, разрушает конкуренцию, увеличивает бюджетные расходы, ухудшает инвестиционный климат, способствует социальному неравенству).
Противодействие коррупции на международных рынках товаров, услуг и капитала осуществляется США по двум основным направлениям: 1) противодействие в стране - импортере товаров, услуг и капитала коррупционным сделкам с участием компаний данной страны; 2) противодействие в стране - импортере товаров, услуг и капитала коррупционным сделкам с участием компаний третьих стран. Ущерб добросовестным американским экспортерам и инвесторам наносит коррупционная деятельность как компаний страны-импортера, так и компаний третьих стран.
В условиях глобализации мировой экономики, способствующей росту объемов международной торговли товарами и услугами и международных инвестиций, сформировались условия для превращения коррупции в транснациональное явление, противодействие которому может быть эффективным только при реализации глобальной политики в этой сфере и создании унифицированных методов регулирования экспорта товаров, услуг и капитала, препятствующих развитию недобросовестной конкуренции на международных рынках. Антикоррупционная политика играет все более важную роль в формировании открытой торговой системы и создании условий для устойчивого экономического роста3.
Регулирование деятельности США в сфере противодействия коррупции на международных рынках товаров, услуг и капитала осуществляется на международном уровне, который включает в себя многосторонний, региональный и двусторонний подуровни, и национальном уровне.
Политика США по противодействию коррупции на международных рынках товаров, услуг и капитала на международном уровне
Международные правовые акты в области противодействия коррупции имеют целью установление общих стандартов борьбы с коррупцией, в частности, введение уголовной ответственности за коррупционные преступления, обеспечение соблюдения антикоррупционных законов, осуществление мер по предупреждению коррупции4.
На многостороннем подуровне одним из основополагающих документов по противодействию коррупции на международных рынках является Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 1997 года, участниками которой в настоящее время являются 34 страны - члена данной организации, а также Аргентина, Бразилия, Болгария и Южная Африка. Инициатором конвенции стали США - Конгресс страны еще в 1988 году, признав негативное влияние коррупционной деятельности зарубежных конкурентов на интересы американского бизнеса и необходимость создания справедливых условий конкуренции для американского бизнеса на международных рынках, издал директиву для Администрации США о согласовании и заключении в рамках ОЭСР соответствующего международного соглашения. Конвенция, во многом базирующаяся на соответствующем американском законе, запрещает подкуп должностных лиц иностранных государств и вводит ответственность юридических лиц за подкуп. Контроль за выполнением странами-участницами международных обязательств осуществляется одноименной Рабочей группой ОЭСР, в частности в рамках проводимых на периодичной основе процессов мониторинга соответствующего антикоррупционного законодательства и правоприменения.
Конвенция ООН против коррупции от 2003 года, участниками которой являются 154 государства, стала первым всеобъемлющим международным документом в сфере борьбы с этим явлением. Она представляет собой основу для создания или совершенствования законодательств стран-участниц, в частности, обязывает ввести уголовную ответственность за коррупцию, запрещает вычитание взяток из налогооблагаемой базы, содействует повышению транспарентности госзакупок, способствует международному сотрудничеству.
США продвигают вопросы борьбы с коррупцией также в деятельности других международных организаций и объединений, в которых страна занимает лидирующие позиции. В противодействие коррупции вовлечены такие международные институты, как «Группа восьми», «Группа двадцати», Всемирная торговая организация, подписанные соглашения по правительственным закупкам и техническим барьерам в торговле в рамках которой способствуют формированию транспарентной среды в мировой торговле товарами и услугами, и Всемирная таможенная организация, занимающаяся в том числе повышением транспарентности таможенных режимов путем гармонизации и унификации таможенных процедур. Международный валютный фонд и Всемирный банк зачастую увязывают предоставление средств нуждающимся странам с необходимостью проведения ими экономических и административных реформ, направленных в том числе на повышение качества государственного управления в целом и на снижение коррупции в частности.
На региональном подуровне США стали инициатором Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной в рамках Организации американских государств в 1996 году. Конвенция охватывает вопросы национальной и международной коррупции, обязывает участников ввести уголовное наказание за подкуп национальных и зарубежных должностных лиц, сформировать открытые системы государственных закупок, создать механизм мониторинга выполнения взятых международных обязательств. Кроме того, США являются участником Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой Советом Европы в 1999 году, и продвигают вопросы борьбы с коррупцией в рамках форума АТЭС.
На двустороннем подуровне США занимаются противодействием коррупции в рамках официальной зарубежной помощи, часть средств по программам которой направляется на цели борьбы с коррупцией, в том числе на реализацию реформ государственного управления, совершенствование антикоррупционного законодательства и правоприменения, содействие внедрению зарубежным бизнесом программ деловой этики. Так, Министерство торговли США занимается реализацией программы эффективного управления, направленной в том числе на внедрение частным сектором за рубежом программ деловой этики и предусматривающей проведение специализированных семинаров по вопросам ответственного делового поведения. Программа, запущенная в России в 1998 году, а позднее еще
в 15 центральноазиатских, восточноевропейских и латиноамериканских странах, в настоящее время реализуется в семи странах Латинской Америки. В общей сложности более 2 тыс. представителей частного сектора различных стран прошли обучение в рамках программы. Программы Агентства США по международному развитию нацелены на информирование международной общественности об издержках коррупции, снижение уровня терпимости в отношении коррупции, пропаганду этических методов ведения бизнеса. Например, Агентство поддерживало Конфедерацию деловых ассоциаций Мозамбика, активная деятельность которой привела к принятию в стране нового законодательства в сфере лицензирования коммерческой деятельности, регистрации новых предприятий, осуществления экспортного и импортного контроля, что в конечном счете способствовало снижению коррупции в стране5.
Кроме того, США занимаются противодействием коррупции на двустороннем подуровне в рамках: 1) специальных межправительственных органов взаимодействия с рядом стран, например Американо-китайской рабочей группы по борьбе с коррупцией; 2) соглашений о свободной торговле США с зарубежными странами, в которые включаются антикоррупционные положения и положения о транспарентности государственных закупок; 3) программ торговых преференций, которые предусматривают запрет на предоставление преференциального режима странам, неэффективно борющимся с коррупцией.
Политика США по противодействию коррупции на международных рынках товаров, услуг и капитала на национальном уровне
В середине 1970-х годов по итогам уотергейтских слушаний, в ходе которых была выявлена практика осуществления американским бизнесом денежных переводов зарубежным юридическим и физическим лицам с последующим обналичиванием денежных средств и незаконного финансирования за счет этих средств предвыборных кампаний американских политиков, было проведено специальное расследование Комиссии США по ценным бумагам и биржам. Оно вскрыло факты коррупции при осуществлении международных деловых операций, в частности, выяснилось, что более 400 американских компаний сделали сомнительные или незаконные платежи зарубежным чиновникам, политикам и политическим партиям на сумму более 300 млн. долларов6. Нарушение моральных и этических норм отдельными американскими компаниями при ведении бизнеса за рубежом вызвало общественное недовольство и побудило власти страны принять законодательные меры по искоренению подобной практики.
В 1977 году в США был принят Закон о борьбе с практикой коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act - FCPA), ставший первым законом подобного рода в мире. Он содержит антикоррупционные положения, направленные на предотвращение и выявление коррупционных сделок при проведении международных деловых операций, и положения по ведению финансовой отчетности, которым в том числе в целях предотвращения коррупции должны следовать публичные компании.
Закон вводит уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взяток должностным лицам иностранных государств американскими физическими и юридическими лицами и некоторыми зарубежными юридическими лицами, являющимися эмитентами обращающихся на биржах США ценных бумаг, в целях получения каких-либо преимуществ в деловой сфере. Принципиальным моментом является то, что юридические лица США несут ответственность за коррупционную деятельность своих аффилированных компаний за рубежом, в частности дочерних фирм и совместных предприятий, а также своих зарубежных агентов и консультантов. Законом предусмотрено исключение, позволяющее осуществлять платежи за ускорение или обеспечение исполнения обычных административных процедур, например за ускоренную процедуру оформления визы.
За правонарушения предусмотрены различные наказания, в частности, для физических лиц - лишение свободы и штрафы, для юридических лиц - штрафы, запреты на участие в тендерах по госзакупкам, отказ в предоставлении экспортных лицензий.
Головным органом власти по реализации антикоррупционных положений закона является Министерство юстиции США - в его составе создано специальное подразделение по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций со штатным расписанием в количестве 25 человек. Головным органом власти по реализации положений закона, связанных с ведением финансовой отчетности, является Комиссия США по ценным бумагам и биржам, в составе которой также создано специальное подразделение. В противодействие коррупции вовлечено также Министерство торговли США, которое, в частности, публикует для национальных экспортеров руководства по ведению коммерческой деятельности, соответствующей антикоррупционным стандартам США, и содействует внедрению национальным бизнесом программ деловой этики, направленных на предотвращение коррупционной деятельности.
В сфере правоприменения основными трендами последних лет являются рост числа уголовных и административных расследований и увеличение сумм налагаемых штрафов и сроков лишения свободы.
С момента принятия FCPA в 1977 году до подписания Конвенции ОЭСР в 1997 году Минюстом США и Комиссией США по ценным бумагам и биржам проводилось в среднем три расследования в год по соответствующим правонарушениям. С тех пор количество расследований постоянно возрастает, и США вышли на первое место в мире по количеству расследований случаев подкупа должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций. По оценкам Министерства юстиции США, в 1998-2010 годах за нарушения американского законодательства, связанного с подкупом должностных лиц иностранных государств, санкции уголовного и административного характера были введены в отношении 42 и 29 физических лиц соответственно (на 2008-2010 годах приходится 61 и 62% случаев). В то же время санкции уголовного и административного характера были приняты в отношении 26 и 41 юридического лица соответственно (на 2008-2010 гг. приходится 46 и 41% случаев)7.
Суммы наложенных штрафов на нарушителей законодательства в последние годы существенно выросли. Если в 1998-2003 годах максимальная сумма штрафа составила 2,5 млн. долларов, то в 2004-2010 годах 23 юридических лица были оштрафованы на сумму более 10 млн. долларов, максимальная сумма штрафа для одного юридического лица достигла рекордных 800 млн. долларов, а общая сумма штрафов превысила 3 млрд. долларов (см. Таблицу 1). В то же время максимальный срок лишения свободы для физического лица составил более семи лет8.
Таблица 1
Крупнейшие суммы штрафов, наложенных
на юридических лиц за нарушения FCPA
(по состоянию на начало 2011 г.)
|
Компания |
Страна |
Сумма штрафов, |
Год |
1. |
«Siemens» |
Германия |
800 |
2008 |
2. |
«KBR»/«Halliburton» |
США |
579 |
2009 |
3. |
«BAE» |
Великобритания |
400 |
2010 |
4. |
«Snamprogetti Netherlands B.V.»/ |
Голландия/ |
365 |
2010 |
5. |
«Technip S.A.» |
Франция |
338 |
2010 |
6. |
«Daimler AG» |
Германия |
185 |
2010 |
7. |
«Alcatel-Lucent» |
Франция |
137 |
2010 |
8. |
«Panalpina» |
Швейцария |
82 |
2010 |
9. |
«ABB Ltd.» |
Швейцария |
58 |
2010 |
10. |
«Pride» |
США |
56 |
2010 |
Источник: FCPA Blog (http://www.fcpablog.com)
Одним из ключевых элементов политики Администрации США по противодействию коррупции на международных рынках является развитие взаимодействия с национальным бизнесом в вопросах внедрения корпоративных программ деловой этики, нацеленных на предотвращение и выявление случаев подкупа должностных лиц иностранных государств, и оказание содействия национальному бизнесу при проведении международных деловых операций.
Программы деловой этики предусматривают создание эффективной системы внутреннего финансового контроля, проведение тренингов для сотрудников по вопросам антикоррупционной политики, тщательную проверку репутации зарубежных партнеров. Считается, что внедрение бизнесом данных программ способствует формированию мировых стандартов ответственного делового поведения, которые могут повысить доверие к бизнесу и политическим институтам, способствовать общественной поддержке этичных методов ведения бизнеса, содействовать развитию основанной на этических ценностях деловой культуры9. В результате внедрения программ компании могут улучшить свою репутацию, снизить коррупционные риски и издержки, обеспечить себе защиту от недобросовестности работников, расширить доступ к капиталам. Рост числа расследований коррупционной деятельности и увеличение сумм штрафов за правонарушения способствуют активному внедрению бизнесом данных программ, в разработке которых принимают активное участие компетентные американские министерства и ведомства.
Содействие национальному бизнесу при проведении международных деловых операций осуществляется прежде всего Министерством торговли США. Коммерческая служба США, входящая в состав министерства и имеющая представительства в 77 странах мира, может подобрать за рубежом агентов и консультантов с незапятнанной репутацией для американских компаний, представляющих прежде всего малый бизнес, который в большей степени зависит от посредников. Министерство оказывает юридическую поддержку американским компаниям, участвующим в тендерах по госзакупкам за рубежом, в частности принимает их жалобы по фактам коррупции, устанавливает дипломатические контакты с должностными лицами зарубежной страны по данным фактам, организует встречи, телефонные переговоры, переписку, в которые могут быть вовлечены различные категории должностных лиц США - от рядовых сотрудников Коммерческой службы до министра торговли, госсекретаря и Президента США. Американские компании, рассчитывающие на юридическую помощь министерства при проведении тендеров по госзакупкам за рубежом или желающие участвовать в деловых миссиях во главе с руководством министерства, должны в письменном виде подтвердить свое неучастие в коррупционной деятельности - к настоящему времени подписали соответствующие документы около 2 тыс. компаний.
Эффективность политики США по противодействию коррупции на международных рынках товаров, услуг и капитала
Рабочая группа ОЭСР в октябре 2010 года - по результатам очередного мониторинга антикоррупционной политики США - опубликовала доклад, в котором позитивно оценила усилия страны по содействию национальному бизнесу во внедрении программ деловой этики, в ужесточении правоприменительной практики, создании специализированных подразделений в Министерстве юстиции США и Комиссии США по ценным бумагам и биржам, активном использовании досудебных соглашений, развитии взаимодействия с другими участниками конвенции.
В то же время, по оценкам некоторых экспертов, FCPA не отличается эффективностью, так как данный закон слишком широк в трактовании, из-за чего создает дополнительные барьеры для национального бизнеса. Так, более половины из возбужденных с 1977 по 2010 год уголовных дел и восемь из десяти крупнейших наложенных штрафов пришлись на 2010 год, хотя вряд ли именно в этом году ситуация в сфере коррупции так сильно ухудшилась. Международная обстановка с момента принятия закона значительно изменилась, в связи с чем в закон требуется внести отдельные правки. В частности, Торговая палата США предлагает следующие изменения: 1) дать более точное определение понятию «должностное лицо иностранного государства»; 2) ввести определенный уровень расходов, который бы не считался взяткой (чтобы исключить судебные преследования за оплату счета в ресторане, проезда в такси и т.д.); 3) смягчить ответственность компаний за нарушение закона их сотрудниками, в случае если в компаниях внедрена эффективная программа деловой этики, направленная на предотвращение коррупционной деятельности; 4) смягчить ответственность компаний за коррупционную деятельность их дочерних компаний и вновь приобретаемых компаний за рубежом10.
В последние годы наиболее остро стоит вопрос, связанный с определением понятия «должностное лицо иностранного государства», которое может трактоваться широко и включать в себя сотрудников государственных предприятий или контролируемых государством коммерческих компаний и учреждений, в том числе школ и больниц. С учетом того что во многих развивающихся странах важную роль в экономике играют государственные корпорации, американским компаниям трудно определить, имеют ли они дело с должностными лицами и подпадают ли в итоге такие контакты под действие FCPA. В результате в каждом судебном разбирательстве приходится определять принадлежность того или иного лица за рубежом к категории «должностное лицо». Торговая палата США предлагает внести поправки в закон и признавать должностными лицами сотрудников только тех компаний, в которых государству принадлежит более половины акционерного капитала.
Некоторые вопросы международного права остаются неурегулированными в рамках международного законодательства и рассматриваются в рамках национального законодательства, в частности, речь идет о коммерческом подкупе, который не охватывается FCPA. В международном деловом сообществе есть понимание того, что взятки платить нельзя никому - ни должностным лицам, ни коммерческим фирмам, но все равно нужна унификация законодательства в вопросах коммерческого подкупа, так как, например, Закон Великобритании о подкупе (UK Bribery Act), вступивший в силу в июле 2011 года, его запрещает. Кроме того, закон Великобритании запрещает ряд разрешенных в США платежей, связанных с ускорением или обеспечением исполнения обычных административных процедур, что дает повод экспертам говорить о неэтичности американского закона.
Хотя количество расследований и судебных приговоров в мире за подкуп должностных лиц иностранных государств еще незначительно, постепенно удается менять отношение бизнеса и общественности к проблемам коррупции. Так, если ранее подкуп должностных лиц иностранных государств во многих странах чуть ли не поощрялся благодаря имевшейся возможности относить взятки на статьи бухгалтерского учета, связанные с производственными инвестициями, и, соответственно, снижать сумму налогооблагаемой прибыли, то теперь такая практика запрещена. Активное применение антикоррупционного законодательства в США побуждает международные компании избегать деловой практики и деловых партнеров, повышающих коррупционные риски, и более тщательно подходить к проверке потенциальных партнеров за рубежом, включая агентов, консультантов, потенциальных партнеров по совместному предприятию11.
В последние годы подпадающие под FCPA неамериканские компании, ценные бумаги которых котируются на биржах США, жалуются на экстерриториальное действие закона США, ведь восемь из десяти крупнейших штрафов за нарушения FCPA приходится на компании, штаб-квартиры которых находятся за пределами США. Данный факт позволяет некоторым экспертам утверждать, что противодействие коррупции на международных рынках используется США для воздействия на зарубежные компании, выступающие конкурентами для американского бизнеса, в частности через механизмы их допуска к фондовому рынку США и угрозы отстранения от участия в тендерах по госзакупкам.
Отдельными экспертами высказывается мнение о необходимости ужесточения наказаний за нарушения законодательства и отказа от доминирующей в последнее время практики досудебного урегулирования, в результате которой компании соглашаются выплатить значительные штрафы и принимают на себя различные обязательства, чтобы избежать более жестких санкций в ходе судебного процесса. В частности, предлагается отстранять замешанные в коррупции компании от участия в тендерах по госзакупкам в США, как это и предусмотрено законодательством, так как средства для подкупа должностных лиц иностранных государств берутся из прибыли, получаемой в том числе благодаря выполнению контрактов по госзакупкам в США, то есть американские бюджетные средства опосредованно идут на подкуп зарубежных чиновников12. В то же время для многих компаний, замешанных в коррупции, зачастую гораздо больший ущерб по сравнению с официальными санкциями представляет потеря репутации и снижение капитализации в связи с проведением коррупционных расследований.
Российский фактор в противодействии США коррупции на международных рынках товаров, услуг и капитала
В последние годы Россия активно занимается совершенствованием законодательной базы в сфере противодействия коррупции и приведением ее в соответствие с международными стандартами. Среди наиболее значимых инициатив, предпринятых на национальном уровне, можно отметить утверждение в июле 2008 года Президентом России Национального плана противодействия коррупции, принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», создание Совета по противодействию коррупции при Президенте России.
Среди инициатив, предпринятых на международном уровне, стоит выделить присоединение России к Конвенции ООН против коррупции (подписана Россией в декабре 2003 г. и ратифицирована в марте 2006 г.) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (подписана Россией в январе 1999 г. и ратифицирована в июле 2006 г.). Для России подписание данных международных правовых актов имеет большое значение в том числе и потому, что создает условия для улучшения инвестиционного климата, участия страны в формировании мировых антикоррупционных стандартов, оказания взаимной правовой помощи, в частности в вопросах возврата в страну активов, полученных коррупционным путем и вывезенных за рубеж.
Важным этапом в системной работе по противодействию коррупции является подписание в мае 2011 года в рамках заседания Совета ОЭСР на уровне министров обменных писем между Россией и ОЭСР о начале процедуры присоединения России к Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций и вступлении России в качестве полноправного члена в одноименную Рабочую группу ОЭСР.
Тем не менее создание антикоррупционного законодательства, соответствующего мировым стандартам, не является гарантией успеха в современных российских условиях. России еще только предстоит масштабная работа по формированию надлежащей правоприменительной практики. С учетом присоединения России к международным правовым актам особое значение приобретает налаживание механизмов взаимодействия с другими странами по расследованию коррупционных дел. До настоящего времени в отношении трех компаний были приняты санкции за нарушения FCPA, связанные с коррупционной деятельностью в том числе в России, - «Allied Products Corporation», «Siemens AG», «Daimler AG»13. Расследование дел о коррупции с участием последних двух компаний, вызвавших большой общественный резонанс, пока не привело к идентификации российских взяткополучателей, что свидетельствует не о самом эффективном взаимодействии следственных органов России и США.
Сложившееся в международном общественном мнении отношение к России как стране с высокими коррупционными рисками снижает авторитет нашего государства на международной арене и негативно влияет на перспективы формирования антикоррупционной культуры в российском обществе14. О серьезности проблем коррупции в нашей стране свидетельствуют и ее позиции в международных рейтингах. Так, в рейтингах неправительственной организации «Transparency International», являющейся одной из наиболее авторитетных в сфере исследований коррупции в мире, Россия выглядит не самым лучшим образом.
В Индексе восприятия коррупции 2010 года, отражающем оценку предпринимателями и экспертами уровня коррупции в 178 странах мира, Россия разделила 154-163-е места, в том числе с такими странами, как Камбоджа, Гвинея-Биссау, Папуа - Новая Гвинея. В то же время США разделили 22-23-е места с Бельгией.
В Индексе взяткодателей 2008 года, отражающем оценку предпринимателями уровня применения коррупционных практик 22 ведущими странами - экспортерами товаров, услуг и капитала при ведении бизнеса за рубежом, Россия заняла последнее, 22-е место.
В то же время США разделили 9-11-е места с Францией и Сингапуром. По мнению половины респондентов, российские компании часто занимаются подкупом должностных лиц за рубежом при проведении международных деловых операций. В комментариях отмечается, что последние места с Россией занимают Китай, Мексика, Индия - страны с наиболее активно развивающимися экономиками и значительным ростом присутствия на международных рынках, однако это присутствие не всегда обеспечивается этическими методами.
Россия в обоих рейтингах идет в конце списка, что может свидетельствовать о высоком уровне использования неэтичных методов конкуренции при ведении бизнеса российскими и зарубежными компаниями на российском рынке и российскими компаниями - на международных рынках. С учетом высокой емкости российского рынка, обусловленной в том числе значительным объемом госзакупок, и существенной роли России на международных рынках отдельных товаров и услуг такая ситуация вызывает естественную обеспокоенность у США.
Даже если иметь в виду, что данные рейтинги не измеряют уровень коррупции, а лишь показывают представления экспертов и общественности об уровне коррупции, допускать определенную степень политизированности подобных рейтингов и влияния некоторых стереотипов мышления их составителей, игнорировать международные исследования в этой сфере, обижаться на них и не признавать наличие проблем, связанных с развитием коррупции на российском рынке, было бы недальновидно. В этой связи стоит отметить позицию российского руководства, в последнее время открыто признающего наличие проблем коррупции и предпринимающего определенные инициативы по борьбе с ней.
На тему негативного воздействия коррупции на национальные интересы России в сфере безопасности, политики, экономики и морального здоровья общества проведены и опубликованы многочисленные исследования. Хотелось бы отметить негативное влияние коррупции на внешнеэкономические интересы России. Стоящая перед Россией за последние 20 лет задача эффективной интеграции в мировую экономику выполняется не в должной мере, о чем в том числе свидетельствует по-прежнему низкая степень диверсификации российского экспорта и относительно низкий уровень прямых иностранных инвестиций, без которых проект модернизации российской экономики имеет меньше шансов на успех.
Низкие места России в международных рейтингах коррупции дестимулируют инвестиции в отечественную экономику со стороны американского бизнеса, который согласно FCPA несет ответственность за коррупционную деятельность своих дочерних предприятий и совместных предприятий за рубежом. Повышению коррупционных рисков в работе на российском рынке способствует высокая доля государственных компаний в российской экономике, представители которых в соответствии с FCPA могут попасть в категорию «должностных лиц». Если крупный американский бизнес снижает коррупционные риски путем внедрения в приобретаемых или создаваемых в России аффилированных компаниях программ деловой этики, то малый и средний американский бизнес такими возможностями располагает в меньшей степени и, кроме того, вынужден в большей степени рассчитывать на услуги посредников, в российских реалиях значительно повышающих коррупционные риски, и во многих случаях отказывается от участия в перспективных проектах в России. Невозможность для портфельных инвесторов контролировать коррупционные риски российских компаний является одной из причин крайне низкого объема портфельных инвестиций в российскую экономику - иностранные инвесторы предпочитают если уж и вкладывать капитал на российском рынке, то делать это в форме прямых инвестиций, чтобы владеть достаточным пакетом акций компаний для контроля над их деятельностью.
Низкая инвестиционная привлекательность российской экономики обусловлена в том числе недостаточно транспартентным финансовым учетом и системой внутреннего контроля в компаниях, повышающими коррупционные риски. В этой связи России в ближайшие годы необходимо ускорять переход на международные стандарты финансовой отчетности, который улучшит инвестиционный климат в стране и создаст условия для более эффективной координации антикоррупционной политики на международном уровне.
Решение задачи по искоренению коррупции требует укрепления партнерства российских властей с национальным бизнесом - предстоит масштабная работа по пропаганде ответственного делового поведения, исключающего неэтичные методы ведения бизнеса, и базовых ценностей предпринимательства, в частности честности и справедливости. Власти должны содействовать внедрению национальным бизнесом программ деловой этики, направленных на предотвращение коррупционной практики. Во внедрении программ должен быть заинтересован и российский бизнес, развивающий деловые отношения с США, - потенциальные выгоды от коммерческих операций с американскими компаниями, приверженными этическим методам ведения бизнеса, должны перевешивать издержки, связанные с соблюдением антикоррупционного законодательства.
Заключение
В условиях глобализации мировой экономики проблемы коррупции вышли за национальные границы отдельных государств и приобрели глобальный масштаб. В этой связи США, выступая мировым лидером в сфере противодействия коррупции на международных рынках и инициатором большинства международных правовых актов в данной сфере, стараются вовлечь в процесс борьбы с коррупцией максимальное количество игроков, в частности побуждая другие страны к принятию обязательств на международном уровне, в том числе на многостороннем, региональном и двустороннем подуровнях. США, активно вовлеченные в процесс мониторинга выполнения зарубежными партнерами международных обязательств, занимаются продвижением в мире своих антикоррупционных стандартов, в том числе содействуя в рамках официальной зарубежной помощи иностранным государствам в формировании стабильной дееспособной государственной власти, укреплении рыночной экономики и демократического правления, активизации деятельности гражданского общества, внедрении бизнесом программ деловой этики.
Приход к власти в США в январе 2009 года новой Администрации во главе с Президентом Б.Обамой, повлекший серьезные изменения в подходах страны к формированию и реализации внешней политики, внес коррективы и в правоприменительную практику США в сфере противодействия коррупции, которая в большей степени стала служить инструментом защиты национальных интересов США в сфере национальной безопасности, политики и экономики. С учетом приоритетного внимания Администрации США вопросам продвижения экспорта в целях восстановления экономического роста после глобального финансового кризиса и снижения уровня безработицы в стране можно ожидать, что США в ближайшей перспективе будут продолжать усиление правоприменения в сфере противодействия коррупции в целях обеспечения условий для добросовестной конкуренции на международных рынках и содействия национальному экспорту товаров, услуг и капитала.
Эффективность политики США по противодействию коррупции на международных рынках неоднозначна. С одной стороны, достигнуты определенные успехи в формировании антикоррупционного законодательства в развитых странах, являющихся конкурентами американских компаний на международных рынках. С другой стороны, по оценкам экспертов, во многих странах мира, прежде всего развивающихся, уровень коррупции только повышается, что обусловлено в том числе слабой правоприменительной практикой. С учетом низкой эффективности односторонних действий по противодействию коррупции представляется, что в ближайшие годы Администрация США будет делать ставку на содействие ужесточению правоприменительной практики в зарубежных странах, в частности в рамках ОЭСР, и совершенствование международных механизмов взаимного юридического содействия при проведении расследований по коррупционным делам.
Тот факт, что крупнейшие штрафы за нарушения американского законодательства, связанного с запретом подкупа должностных лиц иностранных государств, приходятся на компании, штаб-квартиры которых находятся за пределами США, можно трактовать двояко. С одной стороны, данный факт может свидетельствовать о том, что противодействие коррупции используется США для воздействия на зарубежные компании, выступающие конкурентами для американского бизнеса на международных рынках. С другой стороны, данный факт может говорить о том, что американские компании, опасаясь суровых наказаний за нарушения антикоррупционного законодательства, стараются его не нарушать и строго следуют стандартам ответственного делового поведения.
С учетом все большего внимания, которое уделяется в России вопросам борьбы с коррупцией, особое значение для нашей страны приобретает изучение американской теории и практики противодействия коррупции на международных рынках, а также развитие двустороннего сотрудничества в рамках соответствующих групп Российско-американской президентской комиссии и деятельности таких международных форумов, как «Группа восьми», «Группа двадцати», АТЭС. При этом акцент было бы целесообразно делать на изучении правоприменительной практики в США, так как российское законодательство в этой сфере уже в значительной степени соответствует мировым стандартам. На настоящем этапе высокий уровень коррупции является фактором, ухудшающим инвестиционный климат и создающим барьеры во внешнеэкономических связях России. Искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, практически невозможно, однако решение вполне реальной задачи по снижению уровня и устранению худших форм коррупции будет служить импульсом для модернизации российской экономики и способствовать повышению ее международной конкурентоспособности.
1Remarks by Secretary of Commerce G.Locke at Organization for Economic Cooperation and Development - International Anticorruption Day // http://www.commerce.gov/print/news/secretary-speeches/2009/12/09
2Kaufmann D. Myths and Realities of Governance and Corruption. World Bank, 2005. P. 83.
3Nickerson K. International Enforcement of the OECD Antibribery Convention // Federal Ethics Report. Volume 12. Issue 3. March 2005. P. 1.
4Воробьев Ю.Л. Анализ основных международных правовых актов в области противодействия коррупции // Сборник материалов о противодействии коррупции. Выпуск 3. М.: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2010. С. 6.
5Fighting Global Corruption: Business Risk Management. Washington, DC: U.S. Department of State, 2001. P. 19.
6Wong R. and Conroy P. FCPA Settlements: It’s a Small World After All // NERA Economic Consulting. 2009. 29 January. P. 3.
7OECD Working Group on Bribery: 2010 Annual Report. OECD, 2010. P. 17.
8United States: Phase 3. Report on the Application of the Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions and the 2009 Revised Recommendation on Combating Bribery in International Business Transactions. OECD, Directorate for Financial and Enterprise Affairs, 2010. P. 10.
9Fighting Global Corruption: Business Risk Management. Washington, DC: U.S. Department of State, 2001. P. 10.
10Hilzenrath D. Can you spot the bribe? // Washington Post. 2011. 24 July.
11Нелмс Д. Законы США и российский бизнес: что такое FCPA // Ведомости. 2010. 2 июня.
12Foreign Corrupt Practices Act (FCPA): Congressional Interest and Executive Enforcement (Report R41466). Washington, DC: Congressional Research Service, 2010. P. 3.
13Response of the United States. Questions Concerning Phase 3. OECD Working Group on Bribery. OECD, 2010. P. 24, 51, 120.
14Воробьев Ю.Л. Указ. соч. С. 5.