Европейский союз - метагосударство, еще не государство, но уже и не региональная организация, у ЕС имеются атрибуты государственности - своя валюта, таможенная территория, органы управления, парламент, центральный банк, но сохраняются и национальные государственные структуры, при этом в сфере обороны и безопасности полномочия органов ЕС очень ограничены. Явный приоритет у национальных государственных институтов, а с другой стороны, у тех стран, которые одновременно являются и членами ЕС, и членами НАТО, суверенитет в области обороны и безопасности частично делегирован структурам НАТО. В итоге разделенность государственного суверенитета - характернейшая черта стран Европы, входящих в ЕС. Система управления в Евросоюзе слишком забюрократизирована, слишком ориентирована на достижение консенсуса, в результате не обеспечивает достаточной концентрации власти для принятия быстрых и решительных действий в кризисные моменты.

ЕС, с одной стороны, используя методы «мягкой силы», продвигает в соседних регионах, в том числе в СНГ, прогрессивную модель государственного и экономического устройства, с другой стороны, пытается обеспечить, чтобы данные регионы являлись его ресурсной базой, неспособной к конкуренции в перспективных областях науки и технологий.

Европейский союз для России одновременно конкурент и партнер.

Задача данной статьи понять, в чем заключается смысл и перспектива борьбы ЕС за человеческие ресурсы, ставится также вопрос, можно ли отношения на рынке труда между Россией и Евросоюзом сделать не только конкурентными, но и партнерскими.

q

Население Европы стареет, при этом в некоторых странах оно к тому же сокращается, иначе говоря, для Евросоюза характерен на данный момент затухающий прирост населения.

На 1 января 2011 года население 27 стран - членов Евросоюза составляло 502,5 млн. человек, на 1 января 2010 года - 501,1 миллиона, на 1 января 2009 года - 499,7 миллиона. По данным Евростата, прирост населения в 2010 году на 1 тыс. человек составил –2,7%, благодаря естественному приросту на 0,5 миллиона (+1,0%), миграции на 0,9 миллиона (+1,7%).

Восемь членов ЕС имеют отрицательные показатели естественного прироста населения. Эта тенденция особенно характерна для Латвии (в 2010 г. - –4,8%, в 2009 г. - –3,6%), Болгарии (в 2010 г. - –4,6%, в 2009 г. - –3,6%), Венгрии (в 2010 г. - –4,0%, в 2009 г. - –3,4%), Германии (в 2010 г. - –2,2%, в 2009 г. - –2,3%), Румынии (в 2010 г. - –2,2%). Правда, причины сокращения численности населения в Германии и, к примеру, в Венгрии различны. В Венгрии отрицательный прирост связан исключительно с высоким превышением смертности над рождаемостью, миграционный баланс Венгрии в отличие от Германии - положительный. В Румынии на низкий уровень рождаемости продолжает влиять закон, разрешающий аборты, которые при режиме Чаушеску были запрещены.

В 27 государствах Евросоюза в 2009 году по сравнению с 2008 годом немного уменьшилась рождаемость, смертность осталась на прежнем уровне.

Таблица №1

Динамика изменения численности населения  в Европейском союзе (млн.)

 

 

Численность населения

01.01.2010

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост населения

Миграция

Общие изменения численности

Численность населения

01.01.2011

Европейский союз

501 120700

5 357700

4 843300

514400

854000

1 368500

502 489100

Бельгия

10 839900

127000

104500

22500

56000

78500

10 918400

Болгария

7 563700

75500

110200

-34700

-24200

-58800

7 504900

Чехия

10 506800

117200

106800

10300

15600

26000

10 532800

Дания

5 529400

63400

54400

9000

22100

31200

5 560600

Германия

81 802300

667900

858800

-180800

130200

-50700

81 751600

Эстония

1 340100

15800

15800

0

0

100

1 340200

Ирландия

4 467900

73900

27900

46000

-33700

12300

4 480200

Греция

11 305100

115500

106000

9500

15000

24500

11 329600

Испания

45 989000

480000

379300

100700

63200

163900

46 152900

Франция

64 716300

829000

545000

284000

75000

359000

65 075300

Италия

60 340300

561900

587500

-25500

311700

286100

60 626400

Кипр

803100

10000

5400

4600

-3300

1300

804400

Латвия

2 248400

19200

30000

-10800

-7900

-18700

2 229600

Литва

3 329000

35600

42100

-6500

-77900

-84400

3 244600

Люксембург

502100

5900

3800

2100

7700

9800

511800

Венгрия

10 014300

90400

130500

-40100

11800

-28300

9 986000

Мальта

414400

4000

3000

1000

2200

3200

417600

Нидерланды

16 575000

183900

136100

47800

32200

80000

16 655000

Австрия

8 375300

78700

77200

1500

27400

29000

8 404300

Польша

38 167300

413300

378500

34800

-2100

32700

38 200000

Португалия

10 637700

101300

105900

-4500

3800

-700

10 637000

Румыния

21 462200

212200

259700

-47500

-800

-48400

21 413800

Словения

2 047000

21700

18600

3100

100

3200

2 050200

Словакия

5 424900

60400

53400

7000

3400

10300

5 435300

Финляндия

5 351400

61000

50900

10100

13800

23800

5 375300

Швеция

9 340700

115600

90500

25200

49700

74900

9 415600

Великобритания

62 027000

807300

561700

245600

163100

408700

62 435700

 

Источник:  http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_PUBLIC/3-28072011-AP/EN/3-28072011-AP-EN.PDFEuropean demography

Таблица №1 демонстрирует, что если и есть рост населения Европейского cоюза, то он очень небольшой.

В России удельный вес населения в возрасте 60 лет и более составляет 17% от общей численности населения страны, в Европе он превышает 20%: в Австрии, Испании, Франции - 22%, в Швеции - 24%, в Германии - 25%.

Таблица №2 демонстрирует наличие в большинстве стран ЕС тенденции к увеличению процента пожилых людей в составе населения.

Таблица №2

Удельный вес населения в возрасте 60 лет и старше
в общей численности населения  (в %)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Россия

18

19

18

18

17

17

17

17

Страны - члены Европейского союза

Австрия

21

21

21

22

22

22

22

22

Бельгия

22

22

22

22

22

22

22

22

Болгария

22

22

22

23

23

23

23

23

Венгрия

20

20

21

21

21

21

21

22

Германия

23

24

24

24

25

25

25

25

Греция

23

23

23

23

23

23

24

24

Дания

20

20

20

20

21

21

22

22

Ирландия

15

15

15

15

15

15

15

15

Испания

22

22

22

22

22

22

22

22

Италия

24

25

25

25

25

25

25

26

Кипр

15

16

16

16

16

17

17

17

Латвия

21

22

22

22

22

22

22

22

Литва

19

20

20

20

20

20

20

20

Люксембург

19

19

19

19

19

19

19

19

Мальта

17

17

17

17

18

19

19

20

Нидерланды

18

18

18

19

19

19

20

20

Польша

17

17

17

17

17

17

17

18

Португалия

22

22

22

22

22

22

23

23

Румыния

19

19

19

19

19

19

19

19

Словакия

15

16

16

16

16

16

16

17

Словения

19

20

20

20

21

21

21

21

Соединенное Королевство (Великобритания)

21

21

21

21

21

21

21

22

Финляндия

20

20

20

21

21

21

22

23

Франция

21

21

21

21

21

21

21

22

Чешская

Республика

18

19

19

19

20

20

20

21

Швеция

22

22

22

23

23

23

24

24

Эстония

21

21

22

22

22

22

22

22

 

Источник: Россия и страны - члены Европейского союза. М., 2009. С. 33.

На конец 2008 года в России данный показатель был равен 17%.

Продолжительность жизни в странах Европейского союза, и прежде всего в странах Западной Европы, увеличивается. В Таблице №3 приведен прогноз увеличения количества лиц старше 65 лет по ряду стран Европейского союза.

 

Таблица №3

Численность лиц старше 65 лет. 2008 год. Прогноз на 2030 год
(в %)

 

Источник: «Le Monde». 27.08.08.

Лидирует Германия, но тенденция идентична по всем 12 обследованным странам и по ЕС в целом. Притом если брать другие источники, то прогнозы приблизительно такие же.

Получается такая ситуация: молодежи и, соответственно, трудоспособных людей становится все меньше, пожилых людей становится все больше, нагрузка на пенсионную систему в перспективе все больше будет увеличиваться, и это создаст серьезные финансовые проблемы.

На протяжении предшествующих десятилетий число людей пожилого возраста в ЕС росло, число работающих (в относительном выражении) - снижалось. Пропорции тех и других быстро менялись не в пользу экономически активного населения. В последующие годы действие этих тенденций сохранится. Доля престарелых в возрастной структуре населения на фоне отрицательных показателей его естественного прироста будет стремительно повышаться.

Данные, приводимые в докладе ЕС о старении населения, свидетельствуют: сейчас на каждого человека, перевалившего рубеж в 65 лет, приходятся четверо, находящихся в возрастной группе от 15 до 64. К 2060 году их останется только двое. То есть если сейчас на каждого пенсионера приходятся четверо работающих, то через полвека их число снизится до двух. Престарелым будет все меньше и меньше на кого опереться.

Доля людей в возрастной группе от 65 до 79 лет вырастет довольно значительно. Она увеличится наполовину. Но эта цифра меркнет по сравнению с тем, что произойдет с возрастной группой тех, кому за 80. Ее доля подскочит в три раза. Соответственно, пропорция людей, относимых по возрасту к экономически активной части населения, снизится на 15%, если не больше.

Хотя по достижении пенсионного возраста все больше и больше людей будут оставаться на рабочих местах и число женщин, присутствующих на рынке труда, будет увеличиваться, общее число трудящихся за период с 2010 по 2060 год сократится в абсолютном выражении на 19 млн. человек.

Как следствие этого, на высокие темпы экономического роста в ЕС рассчитывать не приходится, несмотря на то что производительность труда будет расти. Внедрение новых технологий позволит наращивать производство и объем предоставляемых услуг. Но снижение числа работающих будет подрывать сами основы экономического роста.

Предполагается, что под влиянием груза демографических проблем темпы экономического роста начнут снижаться уже через десятилетие. Если до 2020 года они прогнозируются в среднем несколько выше 2%, то в последующие десятилетия они, скорее всего, не смогут подняться столь высоко. И шаг за шагом будут падать ниже критической отметки в 2% прироста ВВП в год.

Как страны Европейского союза думают выходить из этой проблемной ситуации, притом что эта проблемная ситуация с годами будет нарастать и нарастать?

Рецепты борьбы с угрозой старения разработаны и большей частью уже предписаны. К таким мерам относятся: продление, юридическое и профессиональное, активной фазы жизни, которое включает в себя реформу пенсионного обеспечения, разные формы привлечения пожилых людей к общественному труду, их переобучение, вплоть до создания университетов третьего поколения.

Некоторые страны ЕС пенсионную реформу уже осуществили, увеличив отчисления в пенсионный фонд (сейчас пока эта проблема еще не стала столь острой), некоторые подняли возраст выхода на пенсию. Во Франции попытки правительства изменить возраст выхода на пенсию с 60 лет на 62 года вызвали массовые протесты, миллионные манифестации, забастовки. Но сопротивление трудящихся под руководством профсоюзов правительством было преодолено.

Частичное решение проблемы старения населения связано также с попытками вовлекать в трудовой процесс все больше и больше людей, уже вышедших на пенсию. В странах ЕС открываются один за другим так называемые университеты третьего поколения, где люди пенсионного возраста получают новое образование, чтобы они могли войти в экономику, отчуждающую их не по физиологическим, а по квалификационным причинам. Сейчас в эпоху информационной революции наблюдается небывалый в истории человечества разрыв между поколениями. Если поколение 2000-х, можно сказать, «рождается» в Интернете и вместе с соской получает компьютер, то многие люди, кому за 60, просто не могут пользоваться компьютером - Интернет для них что-то страшное и непонятное. Через систему университетов третьего поколения пытаются людей, кому за 60, включить в новую информационную среду, чтобы они могли работать в условиях информационного общества.

Это рациональный и необходимый паллиатив. На Западе люди пенсионного возраста выглядят в среднем намного лучше, чем в России, и сохраняют возможность работать, но возраст есть возраст. Помимо физического состояния, есть еще накапливающаяся психологическая усталость, и очень многие люди физически могут работать, а психологически уже не готовы к тому, чтобы постоянно заниматься трудовой деятельностью.

Иного плана ответ на демографический вызов - это приезд мигрантов. С одной стороны, приезд мигрантов - это решение проблем. Притом решение традиционное для ряда стран Западной Европы. В XIX веке трудовыми мигрантами, к примеру во Франции, были в основном немцы, затем мигрировали из Польши, отчасти, кстати говоря, и из России в конце XIX - начале XX века, позднее мигранты были в основном из Италии, Испании, Португалии - все волны этих мигрантов вполне успешно интегрировались во французское общество. Множество граждан Франции имеют итальянские, португальские, польские фамилии, при этом у них самосознание французов, они абсолютно интегрированы во французское общество и, собственно, ничем не отличаются от французов, разве что у них есть воспоминания, что когда-то их бабушки или дедушки жили в Польше, Италии или Португалии. Последние волны мигрантов - это люди в основном из стран Ближнего Востока и Магриба. Интеграция этих людей в западное общество происходит с огромным трудом, а значительная часть таких мигрантов вообще не интегрируется. Турки и арабы, даже родившиеся и выросшие в Европе, подчас плохо знают язык страны пребывания. Арабы и турки в Европе живут общинами, сохраняют свою религию и нередко презирают граждан страны, их принявшей.

Все это приводит к тому, что мигранты, с одной стороны, помогают решить проблему дефицита рабочих рук, а с другой стороны, создают напряженность в обществе, и иногда эта напряженность выливается в массовые беспорядки. Несколько лет назад волнения прокатились практически по всей Франции, затронули Бельгию и некоторые города Германии и Голландии. Помимо мигрантов-мусульман и их детей, в ряде стран Европы все большую проблему создают цыганские общины. Значительный процент населения цыгане составляют в Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии. Их точная численность неизвестна, так как, например, в Болгарии при рождении ребенка цыгане часто записывают его как болгарина или турка. При социализме с присущей этой системе жесткостью цыган принуждали отдавать детей в школы и получать профессию. Сейчас при гораздо более либеральных режимах цыганские дети часто остаются неграмотными и не получают никакой профессии. Община все более уходит в теневую экономику и, по сути, десоциализируется.

Значительная часть (если не сказать бóльшая) мигрантов, приезжающих из стран Ближнего Востока и Магриба, ни с гражданской, ни с социо-культурной точек зрения, обитая в Европе, не превращаются в европейцев. Европейский союз на уровне брюссельской бюрократии ищет ответы на вызов неинтегрируемости мигрантов-мусульман. Готовятся аналитические доклады, проводятся слушания в Европарламенте.

Политическое руководство отдельных стран ЕС действует более решительно. Президент Франции Н.Саркози мобилизует нацию, пробуждая ее национальный дух путем высылки балканских цыган, то есть мигрантов, которых можно во Франции относительно безболезненно тронуть. Но высылка цыган не столько действие, сколько пиаровский ход, имевший краткосрочный эффект.

Инициированная в значительной степени тем же Саркози военная акция в Ливии была ориентирована в том числе на то, чтобы путем демонстрации эффективной силы воздействовать на сознание живущих во Франции и других странах ЕС арабов-мусульман, чтобы показать им, что евроатлантическая цивилизация сохранила свою мощь и в нужный момент готова ее использовать со всей решительностью.

Но помимо мигрантов из стран Ближнего Востока и Магриба есть и другие миграционные волны в Европу, о которых мало что говорится.

 Согласно данным МВД, в 1987 году за границу из СССР эмигрировали 39,1 тыс. человек против 6,1 тысячи в 1985 году. В 1989 году число эмигрантов увеличилось до 235 тысяч, в том числе 47,5 тыс. человек (20,2%) выехали из России. В 1990 году, когда этническая эмиграция немцев, евреев и греков была разрешена официально, эмиграция из России удвоилась.

Введение в действие закона о свободе въезда и выезда с 1 января 1993 года открыло двери и для остальных россиян, на 1993 год пришелся максимум эмиграции - 113,9 тыс. человек. После 1995 года эмиграция стала плавно снижаться, но в 1999 году под воздействием финансового кризиса произошел ее новый всплеск. Затем нисходящий тренд восстановился. В 2002 году эмиграция упала до 67 тыс. человек. В 2003 и 2004 годах снижение эмиграции за рубежи бывшего СССР продолжалось. По данным Госкомстата, в 2004 году она была на 20% меньше уровня 2002 года.

За 1989-2004 годы, по учетным данным, из России за рубежи бывшего СССР выехало 1,3 млн. человек. Разумеется, де-факто эмиграция была гораздо больше, возможно, даже в два раза больше, считает известный российский демограф Ж.Зайончковская.

 

Таблица №4

Число выбывших из России на постоянное жительство
в страны - члены Европейского союза
(человек)

 

Страна

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Австрия

179

120

116

112

122

144

96

120

Бельгия

47

45

46

38

55

65

70

62

Болгария

180

163

133

156

160

124

116

132

Венгрия

58

42

40

42

27

42

33

39

Германия

40443

43682

42231

36928

31876

21458

8229

6486

Греция

314

204

190

186

157

155

139

116

Дания

57

49

66

62

49

58

59

58

Ирландия

15

14

49

33

42

47

39

29

Испания

160

220

264

255

372

320

348

388

Италия

273

163

148

186

240

249

293

254

Кипр

23

19

13

29

25

26

18

29

Латвия

365

311

256

259

226

211

223

271

Литва

376

262

293

268

282

213

228

276

Люксембург

5

4

4

7

9

7

6

10

Мальта

3

1

2

3

4

4

16

11

Нидерланды

115

74

84

87

91

108

128

117

Польша

135

84

80

72

57

76

84

77

Португалия

16

19

36

52

149

158

91

84

Румыния

11

4

8

7

2

11

6

3

Словакия

40

21

11

21

19

31

42

21

Словения

21

10

12

18

8

4

17

9

Соединенное Королевство (Великобритания)

133

135

121

152

165

234

271

227

Финляндия

1142

980

1110

737

910

737

695

692

Франция

139

140

212

174

190

204

209

221

Чешская Республика

234

158

206

172

193

215

324

372

Швеция

195

148

162

151

158

110

132

137

Эстония

385

402

321

351

265

225

270

280

 

 

Источник: Россия и страны - члены Европейского союза. М., 2009. С. 47.

 

Бóльшую часть эмигрантов из России приняла Германия - 760 тыс. человек (58%), четверть потока - 324 тыс. человек - принял Израиль, 11%, или 145 тыс. человек, - США. Во все другие страны выехало лишь 80 тыс. человек (6%).

Эта официальная статистика германского Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев далеко не полная, потому что очень разный статус у мигрантов, приезжающих из России. Особым образом фиксируются репатрианты. Речь идет о немцах, которые жили на территории бывшего СССР и которые по факту своего этнического происхождения для Германии являются репатриантами. Другая категория - это люди, которые, приезжая, сохраняют российское гражданство, живут в Европе, многие из них не собираются возвращаться, но по тем или иным причинам (иногда просто трудно получить гражданство стран ЕС) остаются там на заработки. Иногда, если возникают проблемы с работой, они возвращаются в Россию или переезжают в США.

Есть третья категория тех, кто приезжает, работает, получает гражданство. Трудовая миграция из стран СНГ в ЕС имеет существенные отличия. Из Украины, Молдовы в основном в Европу едут неквалифицированные люди или люди, имевшие, но в силу экономических обстоятельств потерявшие квалификацию. Они едут работать на стройках, сельскохозяйственных фермах. Сейчас в Португалии, Италии уже имеются значительные общины украинцев и молдаван.

Из России большей частью уезжала интеллигенция. Уезжали ученые, инженеры, программисты, врачи. Уезжали молодые люди на учебу, но, отучившись, не возвращались. С чем это связано? С отсутствием патриотизма? Очень часто нет. Дело в том, что в отличие от экономистов, социологов, лингвистов, для которых не требуется лабораторий, для биологов, химиков, физиков часто возникает жесткая дилемма: или ты работаешь в лаборатории с современным оборудованием, и тогда ты состоишься как ученый, или ты работаешь в лаборатории с отсталым оборудованием, и, даже если ты потенциально гениальный химик или биолог, ты никогда не состоишься как ученый мирового класса. И эта дилемма, с которой, к сожалению, сталкиваются наши молодые химики, биологи, физики, работает на руку в том числе и Германии.

Отметим, что большая российская община, живущая в Германии, не создает сколь-либо существенных проблем для местной полиции, это община вполне интегрированная. Там есть проблемы не у берлинской полиции, не у немцев, живущих вместе с русскими, евреями, выехавшими из России, а у тех, кто выехал: они сталкиваются с некоторым психологическим дискомфортом, подчас выходцам из России очень умело притормаживают их карьерный рост. Притом иногда с этим сталкиваются даже немцы, выехавшие из стран СНГ.

Таблица №5

Три самые большие группы иностранных граждан,
проживающих на территории стран ЕС. 2008 год
(% ко всем иностранным гражданам, проживающим в странах ЕС)

 

 

Группа 1

 

%

Группа 2

 

%

Группа 3

 

%

ЕС

Турция

2419000

7,9

Марокко

1727000

5,6

Румыния

1677000

5,4

Болгария

Россия

9000

36,7

Украина

2200

8,8

Греция

1600

6,6

Чешская Республика

Украина

103400

29,7

Словакия

67900

19,5

Вьетнам

42300

12,2

Греция

Албания

577000

63,7

Украина

22300

2,5

Грузия

17200

1,9

Латвия

Без

граж-ва

371700

89,5

Россия

28500

6,9

Литва

3400

0,8

Литва

Россия

12800

29,7

Беларусь

4700

10,9

Без

граж-ва

4200

9,7

Венгрия

Румыния

65900

37,3

Украина

17300

9,8

Германия

14400

8,2

Польша

Германия

11800

20,5

Украина

6100

10,6

Россия

3700

6,4

Португалия

Бразилия

70100

15,7

Кабо-Верде

64700

14,5

Украина

39600

8,9

Румыния

Молдова

5500

21,0

Турция

2200

8,4

Китай

1900

7,3

Словакия

Чехия

6000

14,6

Польша

4000

9,8

Украина

3700

9,2

Финляндия

Россия

26200

19,8

Эстония

20000

15,1

Швеция

8300

6,3

Источник: Eurostat news release 184/2009 - 16 December 2009 // http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_PUBLIC/3-16122009-BP/EN/3-16122009-BP-EN.PDF

В Таблице №5 приведены данные по странам - членам ЕС, на территории которых проживают значимые группы иностранцев, уехавших из России, Белоруссии, Грузии и Украины. Приведены данные только по иностранцам, то есть те люди, которые, допустим, получили болгарское гражданство, но являются выходцами из России или Украины, не учитывались. В Болгарии россияне среди иностранцев находятся на первом месте (на втором месте Украина). В Чехии на первом месте среди иностранцев - Украина. Латвия - это особый случай, потому что категория лиц без гражданства - это не мигранты, а люди, которые просто жили в Латвии, не латыши, они никуда не мигрировали, просто жили в своих домах, работали, но, когда изменилось законодательство о гражданстве, они не получили гражданство и оказались в категории лиц без гражданства. Часть из них взяли российское гражданство, поэтому в Латвии на первом месте среди якобы иностранцев лица без гражданства, а на втором месте - россияне (и это не приехавшие в Латвию, а жившие в Латвии, просто принявшие российское гражданство). Даже в такой специфической с точки зрения отношений с Россией стране, как Польша, на втором месте после Германии оказалась Украина, а на третьем - Россия. В Португалии - значительное количество украинцев. Румыния предпринимает усилия к тому, чтобы в перспективе Молдову интегрировать в том или ином виде, поэтому ведется политика и по привлечению большого количества студентов из Молдовы, и облегчению получения румынского гражданства для граждан Молдовы.

Выходцы из стран СНГ занимают все более заметное место с демографической точки зрения, но с точки зрения экономического, профессионального присутствия в ЕС - это еще более заметный фактор.

Утечка мозгов осуществляется и через приезд на учебу, на стажировку.

 

 

Таблица №6

Иностранные учащиеся по целевым группам в зимнем
семестре 2008/2009 гг.

Страна

Всего

(чел.)

Иностранные студенты по целевым группам

Право и экономика

Медицина

Инженерия

Языковое и культурное образование

Математика и естественные науки

Китай

24746

6416

360

8639

2597

5181

Турция

22335

8211

682

5565

2764

4467

Россия

12378

4691

337

1139

3345

1880

Польша

12252

4394

470

1213

3976

1385

Болгария

9544

3870

587

1214

1649

1750

Украина

8557

3234

297

868

2197

1406

Австрия

7014

2846

410

1056

1291

894

Италия

6863

1869

287

978

2238

880

Марокко

6649

1333

113

3100

706

1314

Франция

5988

2205

160

1109

1359

569

Испания

4715

1178

160

1080

1158

657

Иран

4182

697

367

1389

406

1089

 

 Источник: германское Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев (the Federal Office for Migration and Refugees) //

http://www/integration-in-deutschland.de/SubSites/Integration/EN/00_Home/home-node.html

В Таблице №6 приведены данные германского Федерального агентства по вопросам миграции и беженцев по иностранным учащимся в 2008-2009 годах. Наша страна оказалась на третьем месте. Германия проводит постоянную работу по привлечению студентов. Притом предпринимаются усилия по привлечению лучших студентов с учетом того, что значительный процент из тех, кто учится в Германии, там же и останется на работу. Но не только наши учащиеся серьезно представлены. Шестое место по численности обучающихся в Германии удерживает Украина. У Украины в этом плане абсолютно такие же проблемы с точки зрения «утечки мозгов», как и у России, Украина теряет не только трудовые ресурсы, но и интеллектуальные.

 

Таблица №7

Десять самых многочисленных групп иностранцев,
проживающих на террритории ЕС без гражданства. 2008 год 

 

Граждане не стран ЕС

Их численность в ЕС

% ко всему иностранному населению в ЕС

Турция

2 419 000

7,9%

Марокко

1 727 000

5,6%

Албания

1 015 000

3,3%

Китай

621 000

2,0%

Украина

602 000

2,0%

Алжир

594 000

1,9%

Россия

570 000

1,9%

Индия

512 000

1,7%

Эквадор

511 000

1,7%

Сербия и Монтенегро

473 000

1,5%

 

 

Источник: Population and social conditions. Eurostat statistics in focus 94/2009. Table 2 // http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-09-094/EN/KS-SF-09-094-EN.PDF

Таблица №7 демонстрирует, что выходцы из Украины и России в ЕС составляют вполне значимую величину.

 

Таблица №8

Средний возраст иммигрантов в ЕС. 2006 год

 

 

 

Источник: Population and social conditions. Eurostat statistics in focus 98/2008. - P.8 // http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY

 

Таблица №9

Страны, в которые граждане СНГ (включая Грузию и
 Туркменистан) хотели бы уехать на учебу или стажировку

 

 

Начальное

образование

Среднее

образование

Высшее образование, колледж

Германия

14%

20%

18%

Великобритания

26%

16%

17%

США

24%

15%

16%

Россия

14%

9%

5%

Страны ЕС

48%

59%

58%

 

Источник: http://www.gallup.com/poll/142001/CIS-Desired-Migration-Destinations-Depend-Motive.aspx

Обращает на себя внимание тот факт, что в Россию на учебу или стажировку стремятся уехать в большей степени лица, имеющие начальное образование, в то время как в страны ЕС в большей степени стремятся имеющие среднее и высшее образование.

 

Таблица №10

Страны, в которые граждане СНГ(включая Грузию и
 Туркменистан) хотели бы уехать на постоянное место жительства

 

 

Начальное образование

Среднее

образование

Высшее образование, колледж

Германия

9%

17%

25%

Великобритания

10%

3%

5%

США

11%

9%

10%

Россия

17%

18%

10%

Страны ЕС

43%

42%

47%

 

 

Источник: http://www.gallup.com/poll/142001/CIS-Desired-Migration-Destinations-Depend-Motive.aspx

 

Таблица №11

Страны, в которые граждане СНГ(включая Грузию и
Туркменистан) хотели бы уехать на временную работу

 

 

Начальное

образование

Среднее

образование

Высшее образование, колледж

Германия

14%

9%

20%

Великобритания

8%

6%

10%

США

23%

12%

14%

Россия

18%

14%

6%

Страны ЕС

35%

51%

58%

 

 

Источник: http://www.gallup.com/poll/142001/CIS-Desired-Migration-Destinations-Depend-Motive.aspx

 

Мигранты, приезжающие в страны ЕС из России и других стран СНГ, - это в основном молодые люди. Тем самым мы, сами страдая от нехватки молодых, из года в год помогаем ЕС решать одну из сложнейших проблем. Более того, как показывает исследование, проведенное агентством «Gallup», Россия и ЕС постепенно становятся конкурентами в борьбе за трудовые ресурсы из стран СНГ.

Таблицы №№ 9,10,11 показывают степень заинтересованности граждан из стран СНГ и Грузии в выезде в страны ЕС (в сравнении с США и Россией) для осуществления там учебы или стажировки, для постоянного проживания и временного трудоустройства. Эти таблицы построены на основании опросов, проведенных в 2009 году американским агентством «Gallup». На протяжении 1990-х и 2000-х годов миграционный вектор имел следующую направленность: из России уезжали в Германию, Израиль, США русские, евреи, немцы, украинцы, белорусы, греки, а к нам приезжали из стран прежде всего Центральной Азии и Южного Кавказа, а также из Молдовы, Украины и Китая. Сейчас уменьшается поток выходцев из стран Южного Кавказа, Украины и Молдовы. Но опросы «Gallup» выявили, что и в странах Центральной Азии постепенно привлекательность приезда в Россию начинает падать. Это связано в том числе и с тем, что в Европе и США появились общины центральноазиатских народов. Община является организующей ячейкой, притягивающей к себе соплеменников и помогающей им обустроиться в чужой среде. При этом год от года усиливается борьба за идейное влияние на население Центральной Азии, с одной стороны, салафитов и представителей «Хизб-ут-Тахрир», с другой - носителей либеральной идеологии, организационно и финансово чаще всего связанных с различными государственными и негосударственными структурами США и стран ЕС. Россия на данный момент не имеет сформулированного идеологического проекта, интересного и привлекательного для выходцев из Центральной Азии. Это осложняет для нее борьбу за образованных людей из этого региона. В то же время вопрос человеческих ресурсов является ключевым с точки зрения будущего любой страны.

Сейчас в нашей стране исключительно много говорится о необходимости модернизации, инновациях, но кто будет осуществлять модернизацию? Кто будет реализовывать инновации?

Инновация превращается в реальность в результате выстраивания исключительно сложной интеграции между наукой теоретической и прикладной, производством и рынком. То есть должны быть исследователи, которые видят, как эти теоретические разработки можно использовать в практическом значении для производства каких-то новых продуктов. И, наконец, люди, которые увидят, как этот новый продукт можно реализовать на рынке. Цепочка на самом деле очень специфическая, и для реализации этой цепочки требуется главное условие: наличие хорошо образованных, ориентированных на творчество людей. И, конечно, нужны нормальные условия для работы, для того чтобы талантливые люди не уезжали в ту же Германию, а оставались в России. На данный момент интеграция между теоретической и прикладной наукой, производством новой высокотехнологичной продукции и российскими рыночными структурами в России явно пробуксовывает. И это представляет все большую угрозу для страны. Тем более что подмена инноваций идеологическим шумом по поводу инноваций осуществляется на фоне трудного, проблемного, но неуклонного формирования единого социума Европейского союза, и в этом формировании участвуют выходцы из стран СНГ, и особенно значимую роль играют уроженцы Российской Федерации. Наши граждане, как действительные, так и бывшие, своим трудом, знаниями, талантами способствуют повышению конкурентоспособности ЕС; в свою очередь, Россия, теряя умных, энергичных, высокопрофессиональных людей становится слабее. Об этом демографическом феномене бесполезно говорить с гражданами ЕС, ситуация отвечает интересам данного метагосударства. О причинах данного феномена необходимо говорить в России и искать пути к тому, чтобы развернуть вектор миграции так, чтобы умные, энергичные, высокопрофессиональные люди приезжали к нам или, как минимум, от нас не уезжали.