Недавно увидела свет книга Ю.И.Рубинского «Франция. Время Саркози». Сначала хотелось бы написать о ее авторе. Юрий Ильич Рубинский - известный российский дипломат, политолог и историк, профессор, доктор исторических наук, выдающийся исследователь современной Франции, патриарх отечественного французоведения. Он работал в посольстве СССР и России в Париже несколько десятилетий и одновременно много писал. Его перу принадлежат 15 монографий, в которых отражена практически вся история республиканской Франции. Только что вышедшая книга знакомит читателя со всеми гранями общественной, политической и экономической жизни сегодняшнего французского государства, причем каждую главу, соответствующую той или иной теме, автор предваряет предысторией вопроса. В результате сюжеты книги выходят далеко за рамки объявленных. По существу, ученый демонстрирует нам свое видение истории Пятой республики. Отмечу также, что монография совершенно новаторская, так как это первое опубликованное в России исследование о Франции периода президентства Николя Саркози. Причем от внимания историка не ускользнула ни одна сколько-нибудь значимая проблема французской жизни начала ХХI века.
Книгу открывает пространное емкое введение, в котором Ю.И.Рубинский как бы подходит к основной тематике, рассматриваемой в монографии. Автор указывает, что в бурное время глобальных перемен рубежа ХХ-ХХI веков Франция стремится найти свое особое место в столь быстро меняющемся мире. Она, с одной стороны, никак не хочет оказаться не вписывающейся в современные тенденции развития западного общества, но с другой - не желает и отказываться от своих традиций. «Отсюда, - подчеркивает исследователь, - трудные, порой мучительные поиски оптимальной модели, которая сочетала бы сильные стороны европейской, прежде всего французской, модели с ее этатистскими и социальными аспектами и динамичного, конкурентного англосаксонского неолиберализма. Первая составляющая такой модели отстаивается левыми силами, вторая - правыми» (с. 16). И далее он продолжает: «В итоге Франция, как бы застрявшая между двумя моделями, ни одна из которых не дает исчерпывающего ответа на вызовы современности, оказалась ареной соревнования двух основных разновидностей западной рыночной экономики» (с. 17).
Монография состоит из шести глав. Они равновелики и содержательны. Перелистаем страницы и выберем те из них, которые показались наиболее интересными.
Первая глава «Новые рубежи» начинается с детального рассмотрения президентской предвыборной кампании 2007 года. Ученый остановился на всех значительных политических течениях страны, выдвинувших своих кандидатов, и подчеркнул, что «глубокий раскол левого лагеря и сплочение правого благодаря своевременной смене руководства изменили расстановку сил, придав кампании характер поединка новых лидеров, олицетворявших смену поколений политической элиты страны» (с. 26). Как хорошо известно, представитель правого Союза за народное движение Николя Саркози обошел социалистку Сеголен Руаяль и стал шестым президентом Пятой республики.
В главе дана достаточно подробная биография нового хозяина Елисейского дворца, а самого его Ю.И.Рубинский называет «гиперпрезидентом» и вслед за известным французским политологом Аленом Дюамелем пишет: «Николя Саркози действует как глава не только государства, но и правительства. Программа кабинета… является президентской вплоть до мельчайших деталей. Президент не только председательствует, но и управляет. Он определяет очередность и ориентацию реформ, их проведение в жизнь, публично комментирует и принимает на себя ответственность за результаты - позитивные и негативные. Многие досье курируются в обход правительства непосредственно в Елисейском дворце президентом, его советниками, а не соответствующими министрами» (с. 66). О назначенном же Саркози премьер-министре Франсуа Фийоне автор говорит: «В политическом плане премьер призван играть роль своего рода посредника между президентом, парламентом и избирателями, принимая на себя ответственность за непопулярные решения, но уступая главе государства пропагандистские выгоды от популярных» (с. 70). В разделе, посвященном новому правительству, исследователь, конечно, упоминает о совершенно новой для Франции «политике открытия». Следуя ей, Саркози включил в кабинет Фийона представителей левого, оппозиционного лагеря. Таким образом он решил внести раздор в стан оппозиции и одновременно «обезвредить» будущих опасных противников.
Во второй главе «Модернизация государства» речь идет о попытках реформировать систему государственного устройства страны. Прежде всего провести некоторую ревизию Конституции 1958 года, которая заложена в основу современного французского государства. В период президентства Саркози была принята уже 25-я поправка к главному закону Франции. Она, как утверждает Ю.И.Рубинский, «не изменила сколько-нибудь заметно основные принципы функционирования режима Пятой республики, сохранив его двойственный полупрезидентский характер со всеми его достоинствами и недостатками» (с. 97). С определением «полупрезидентский» можно было бы и поспорить. Ведь автор сам характеризует в предыдущей главе Саркози как «гиперпрезидента», лично контролирующего всю политику Франции. Поэтому, на наш взгляд, сегодняшнюю Французскую Республику можно обозначить как правление абсолютно президентского типа.
В начале параграфа об административных реформах автор делает замечательную историческую зарисовку французского чиновничества со времен абсолютной монархии и мастерски показывает, что его нынешнее существование и функционирование давно устарело и не отвечает сегодняшней действительности. Поэтому Президент Саркози продолжает начатый его предшественниками курс на децентрализацию. По его настоянию Фийон даже «объявил об общем пересмотре статуса государственной службы, который, по мнению специалистов, не имеет себе равных с начала существования Пятой республики: эта реформа представляет собой одну из главных целей президентского мандата» (с. 111-112). Для осуществления такой задачи во Франции (единственной стране во всем мире!) даже создано особое Министерство по делам госслужбы и административных реформ.
Отдельная, третья глава отведена проблемам экономики. Она так и называется «Социально-экономическая политика». Первоначально новый президент намеревался следовать по пути либерализации французской экономики и даже объявил главной предпосылкой модернизации экономики страны коренную перестройку системы ее социального обеспечения (с. 130-131). Основным лозунгом президентской кампании Саркози был призыв «Больше работать, чтобы больше зарабатывать». Однако мировой экономический кризис спутал все карты. Из-за него, как подчеркивает автор книги, французский президент «избрал иную линию поведения, решив сделать из трудностей добродетель: он выступил в роли инициатора широкомасштабных антикризисных мер, многие из которых шли вразрез с его собственной неолиберальной философией, причем не только во Франции, но и в европейском, а отчасти и мировом масштабе» (с. 146). Иными словами, Саркози все-таки пришлось действовать и традиционными методами государственной поддержки экономики и населения, преимущественно малоимущих слоев. Это и дало Ю.И.Рубинскому повод заявить о том, что Президент Франции пытается найти некую среднюю модель развития. Недаром в конце главы историк возвращается к своей идее, высказанной во введении (см. выше). Ученый подчеркивает: «Современная мировая, в том числе французская, экономика может выйти из нынешнего кризиса - не столько циклического, сколько системного - лишь ценой глубоких структурных реформ. В поисках оптимального синтеза неокейн-сианского дирижизма с монетаристским неолиберализмом, между американской и европейской моделями Франции при Саркози выпала нелегкая роль первопроходца» (с. 159).
В четвертой главе «Проблемы общества» выделим первый параграф - «Национальная идентичность и иммиграция». Французское национальное самосознание складывалось в течение веков. Это был долгий, мучительный процесс. На нескольких страницах Ю.И.Рубинский кратко, но с глубоким пониманием затронутых вопросов обрисовал путь к единству, хотя и очень специфическому, французской нации. «Разнообразие этнического происхождения современных французов, - указывает он, - объясняет тот факт, что формирование единой нации происходило у них не столько снизу, сколько сверху, путем целенаправленной деятельности государства, которое стремилось нивелировать местные различия, чтобы избежать опасности сепаратизма, нередко подогреваемого извне и чреватого угрозой распада страны. Поэтому понятия «нация» и «государство» оказались во Франции, по существу, синонимами. Отсюда такие уже упомянутые традиционные черты французской государственности, как склонность к централизации и строгому единообразию, исключающему любые формы федерализма или даже автономии на национальной почве» (с. 166). Несмотря на такое утверждение, далее исследователь совершенно справедливо все-таки останавливается на существующей в сегодняшней Франции проблеме этнических групп. Правда, в этой связи он говорит следующее: «Термин «национальное меньшинство» вообще исключен из официального употребления. Не только жители пограничных районов («маршей») с этнолингвистической спецификой - эльзасцы, корсиканцы, бретонцы, баски, но и такие этноконфессиональные категории, как евреи (650 тыс.), армяне (350 тыс.), цыгане (200 тыс.), являются французскими гражданами, официально считаются французами» (с. 170).
Естественно, что значительная часть параграфа посвящена самой большой проблеме современной Франции (как, впрочем, и других европейских государств) - иммиграции. По утверждению автора, «в 2009 году общая численность иммигрантов, включая натурализованных в первом поколении граждан и нелегалов, достигает 6,5 миллионов, то есть 10% общего населения. К этому следует добавить сотни тысяч нелегалов, прибывающих с туристическими визами или вообще без них. Среди прибывших как минимум 3,5 миллиона - мусульмане: ислам стал второй по числу верующих религией страны» (с. 175). Проблема иммиграции вот уже который год, если не десятилетие, ставит перед французскими властями вопрос: «Что делать?» Ответы в разное время тоже были разными. Сначала правительство придерживалось политики ассимиляции. Однако она не привела к положительным результатам. Правящие круги признали ее провал и заменили, хотя и «не диаметрально противоположным мультикультурным коммунотаризмом, а промежуточной формулой «интеграции» (с. 183). Тем не менее и курс на внутреннюю интеграцию, подчеркивает историк, «призванный реализовать во Франции общий лозунг Евросоюза, где интеграция происходит на международном уровне под лозунгом «Единство в многообразии», сталкивается на французской почве с немалыми препятствиями, для преодоления которых наверняка потребуется немало времени» (с. 187).
В пятой главе книги «Эволюция партийно-политических сил» повествуется о развитии и современном положении правого (находящегося у власти) и левого (оппозиционного) политических объединений на рубеже ХХ и ХХI веков. Понятно, что в первую очередь автор останавливается на правых. Он прослеживает эволюцию неоголлистского движения, начиная с создания Жаком Шираком в 1976 году Объединения в поддержку республики, а также правоцентристского объединения Союза за французскую демократию, возглавляемого Валери Жискар д´Эстеном вплоть до слияния основных правых и правоцентристских сил в единый Союз за народное движение (СНД)
в 2002 году. Поддержка партии всегда была залогом успеха выдвинутого ею кандидата на выборах любого уровня. Ученый, конечно, напоминает об этом. «Если необходимой предпосылкой победы Саркози на президентских выборах 2007 года, - замечает он, - было предварительное завоевание им руководства ведущей партии правого лагеря - Союза за народное движение и сплочение вокруг нее всех остальных правых сил, то сохранение безраздельного контроля над «партией власти» после его прихода в Елисейский дворец стало важнейшим условием успешного проведения реформаторской программы главы государства в жизнь, обеспечивая назначенному им правительству Фийона прочное большинство в Национальном собрании» (с. 213). Что еще очень важно - в главе рассматриваются все существующие в стране правые политические течения, как входящие в СНД, так и существующие вне этой главной правоцентристской партии и не подчиняющиеся в своей деятельности ее руководству. В разделе описываются также структура партии и принципы ее функционирования.
Не меньшее внимание в главе уделяется и оппозиционному левому направлению. Его история прослеживается с момента создания в 1970 году единой Социалистической партии и избрания в следующем году Франсуа Миттерана ее первым секретарем. Ю.И.Рубинский подчеркивает, что «левый лагерь во Франции отличался еще большим идейно-политическим плюрализмом, чем правый» (с. 235), и освещает круг нелегких проблем, стоящих сегодня перед левыми силами и, главным образом, лидерами Социалистической партии. Совершенно ясно, что первостепенная из них связана с поиском и выдвижением кандидата на грядущих в 2012 году президентских выборах.
Завершающая глава посвящена внешнеполитическому курсу Франции. Она так и называется - «Внешняя политика». В начале раздела историк обратился к рассмотрению взглядов французского президента на сегодняшнее международное положение. Автор отмечает, что «наиболее серьезными вызовами современности Саркози назвал необходимость предотвращения конфронтации между исламом и Западом, плавную интеграцию развивающихся гигантов - Китая, Индии - в мировой порядок, наконец, решение глобальных проблем (изменение климата, пандемии, долговременное обеспечение источниками энергии)» (с. 254). А к долговременным целям своей дипломатии Президент Франции «отнес в первую очередь обеспечение безопасности и независимости Франции и французов, имеющих, по его убеждению, глобальные интересы и мировую ответственность». Второй целью была провозглашена «защита всеобщих ценностей свободы, уважение прав человека и его достоинства». Наконец, «третья цель состояла в продвижении торгово-экономических интересов страны в мире для укрепления ее позиций в условиях глобализации» (с. 254-255).
Такие грандиозные задачи не зря были названы «долговременными». На деле же Саркози удалось небезрезультатно развивать лишь традиционные направления французской внешней политики. О них и идет речь в основных параграфах главы - «Европейская модель Саркози», «Трансатлантический диалог», «Россия и государства постсоветского пространства».
Франция ведет сегодня достаточно успешную европейскую политику. Стоит сказать хотя бы о том, какие усилия Саркози предпринял для ратификации и вхождения в силу Лиссабонского договора (упрощенного варианта Европейской Конституции). Главный тандем Европейского союза (Франция - Германия) продолжает действовать, хотя не без разногласий, а порой и противоречий (с. 268-269). Ключевым событием французской внешней политики, вне всякого сомнения, стало незамедлительно воплощенное в жизнь решение о возвращении страны в военные структуры НАТО. Напомним, что Франция покинула их в период президентства де Голля в 1966 году. Автор книги приводит слова Саркози, мотивировшего свое, можно сказать, историческое решение: «У Франции нет крупного командования, и она не может влиять на стратегические решения альянса. Мы являемся одним из главных действующих лиц, не принимая участия в написании сценария. НАТО - единственная организация, где у Франции нет возможности принимать участие и оказывать влияние. Вновь войти в командные структуры - значит дать нам возможность действовать, а не вести себя пассивно» (с. 279). От себя автор книги поясняет, что «Франция занимает четвертое место по объемам финансирования НАТО, предоставляет 7% личного состава войск, участвующих в операциях альянса (4650 человек), но не имеет соответствующей доли в распределении командных постов и не может поэтому оказывать влияние на его стратегические решения» (с. 279). В информативном параграфе о связях с Россией и бывшими республиками СССР описана их предыстория. Наши сегодняшние отношения ученый совершенно справедливо называет конструктивными, хотя и не лишенными некоторой «зигзагообразности» в зависимости от тех или иных, чаще всего внешних, факторов.
В заключение Ю.И.Рубинский подводит итог деятельности Саркози за четыре года президентства. Автор пишет о том, что амбициозная программа молодого энергичного главы государства не была осуществлена в полной мере и не была воспринята с пониманием большинством населения. Сегодня политику президента одобряет менее 30% французов. Причину тому историк видит прежде всего в глубоком финансово-экономическом кризисе и конкретных действиях по выходу из него, а также в персональном стиле правления Саркози (с. 316). Трудно с этим не согласиться.
В завершение хотелось бы еще раз сказать, что выход в свет книги Ю.И.Рубинского «Франция. Время Саркози» - настоящее событие для отечественного французоведения. Представляется, что работу можно считать одновременно и исследованием, и учебником, и даже энциклопедией сегодняшней Франции. Она углубит знания по истории этой ключевой европейской страны всех заинтересованных лиц, начиная с солидных состоявшихся ученых и заканчивая аспирантами и студентами.
Недавно увидела свет книга Ю.И.Рубинского «Франция. Время Саркози». Сначала хотелось бы написать о ее авторе. Юрий Ильич Рубинский - известный российский дипломат, политолог и историк, профессор, доктор исторических наук, выдающийся исследователь современной Франции, патриарх отечественного французоведения. Он работал в посольстве СССР и России в Париже несколько десятилетий и одновременно много писал. Его перу принадлежат 15 монографий, в которых отражена практически вся история республиканской Франции. Только что вышедшая книга знакомит читателя со всеми гранями общественной, политической и экономической жизни сегодняшнего французского государства, причем каждую главу, соответствующую той или иной теме, автор предваряет предысторией вопроса. В результате сюжеты книги выходят далеко за рамки объявленных. По существу, ученый демонстрирует нам свое видение истории Пятой республики. Отмечу также, что монография совершенно новаторская, так как это первое опубликованное в России исследование о Франции периода президентства Николя Саркози. Причем от внимания историка не ускользнула ни одна сколько-нибудь значимая проблема французской жизни начала ХХI века. Книгу открывает пространное емкое введение, в котором Ю.И.Рубинский как бы подходит к основной тематике, рассматриваемой в монографии. Автор указывает, что в бурное время глобальных перемен рубежа ХХ-ХХI веков Франция стремится найти свое особое место в столь быстро меняющемся мире. Она, с одной стороны, никак не хочет оказаться не вписывающейся в современные тенденции развития западного общества, но с другой - не желает и отказываться от своих традиций. «Отсюда, - подчеркивает исследователь, - трудные, порой мучительные поиски оптимальной модели, которая сочетала бы сильные стороны европейской, прежде всего французской, модели с ее этатистскими и социальными аспектами и динамичного, конкурентного англосаксонского неолиберализма. Первая составляющая такой модели отстаивается левыми силами, вторая - правыми» (с. 16). И далее он продолжает: «В итоге Франция, как бы застрявшая между двумя моделями, ни одна из которых не дает исчерпывающего ответа на вызовы современности, оказалась ареной соревнования двух основных разновидностей западной рыночной экономики» (с. 17).Монография состоит из шести глав. Они равновелики и содержательны. Перелистаем страницы и выберем те из них, которые показались наиболее интересными. Первая глава «Новые рубежи» начинается с детального рассмотрения президентской предвыборной кампании 2007 года. Ученый остановился на всех значительных политических течениях страны, выдвинувших своих кандидатов, и подчеркнул, что «глубокий раскол левого лагеря и сплочение правого благодаря своевременной смене руководства изменили расстановку сил, придав кампании характер поединка новых лидеров, олицетворявших смену поколений политической элиты страны» (с. 26). Как хорошо известно, представитель правого Союза за народное движение Николя Саркози обошел социалистку Сеголен Руаяль и стал шестым президентом Пятой республики. В главе дана достаточно подробная биография нового хозяина Елисейского дворца, а самого его Ю.И.Рубинский называет «гиперпрезидентом» и вслед за известным французским политологом Аленом Дюамелем пишет: «Николя Саркози действует как глава не только государства, но и правительства. Программа кабинета… является президентской вплоть до мельчайших деталей. Президент не только председательствует, но и управляет. Он определяет очередность и ориентацию реформ, их проведение в жизнь, публично комментирует и принимает на себя ответственность за результаты - позитивные и негативные. Многие досье курируются в обход правительства непосредственно в Елисейском дворце президентом, его советниками, а не соответствующими министрами» (с. 66). О назначенном же Саркози премьер-министре Франсуа Фийоне автор говорит: «В политическом плане премьер призван играть роль своего рода посредника между президентом, парламентом и избирателями, принимая на себя ответственность за непопулярные решения, но уступая главе государства пропагандистские выгоды от популярных» (с. 70). В разделе, посвященном новому правительству, исследователь, конечно, упоминает о совершенно новой для Франции «политике открытия». Следуя ей, Саркози включил в кабинет Фийона представителей левого, оппозиционного лагеря. Таким образом он решил внести раздор в стан оппозиции и одновременно «обезвредить» будущих опасных противников. Во второй главе «Модернизация государства» речь идет о попытках реформировать систему государственного устройства страны. Прежде всего провести некоторую ревизию Конституции 1958 года, которая заложена в основу современного французского государства. В период президентства Саркози была принята уже 25-я поправка к главному закону Франции. Она, как утверждает Ю.И.Рубинский, «не изменила сколько-нибудь заметно основные принципы функционирования режима Пятой республики, сохранив его двойственный полупрезидентский характер со всеми его достоинствами и недостатками» (с. 97). С определением «полупрезидентский» можно было бы и поспорить. Ведь автор сам характеризует в предыдущей главе Саркози как «гиперпрезидента», лично контролирующего всю политику Франции. Поэтому, на наш взгляд, сегодняшнюю Французскую Республику можно обозначить как правление абсолютно президентского типа.В начале параграфа об административных реформах автор делает замечательную историческую зарисовку французского чиновничества со времен абсолютной монархии и мастерски показывает, что его нынешнее существование и функционирование давно устарело и не отвечает сегодняшней действительности. Поэтому Президент Саркози продолжает начатый его предшественниками курс на децентрализацию. По его настоянию Фийон даже «объявил об общем пересмотре статуса государственной службы, который, по мнению специалистов, не имеет себе равных с начала существования Пятой республики: эта реформа представляет собой одну из главных целей президентского мандата» (с. 111-112). Для осуществления такой задачи во Франции (единственной стране во всем мире!) даже создано особое Министерство по делам госслужбы и административных реформ.Отдельная, третья глава отведена проблемам экономики. Она так и называется «Социально-экономическая политика». Первоначально новый президент намеревался следовать по пути либерализации французской экономики и даже объявил главной предпосылкой модернизации экономики страны коренную перестройку системы ее социального обеспечения (с. 130-131). Основным лозунгом президентской кампании Саркози был призыв «Больше работать, чтобы больше зарабатывать». Однако мировой экономический кризис спутал все карты. Из-за него, как подчеркивает автор книги, французский президент «избрал иную линию поведения, решив сделать из трудностей добродетель: он выступил в роли инициатора широкомасштабных антикризисных мер, многие из которых шли вразрез с его собственной неолиберальной философией, причем не только во Франции, но и в европейском, а отчасти и мировом масштабе» (с. 146). Иными словами, Саркози все-таки пришлось действовать и традиционными методами государственной поддержки экономики и населения, преимущественно малоимущих слоев. Это и дало Ю.И.Рубинскому повод заявить о том, что Президент Франции пытается найти некую среднюю модель развития. Недаром в конце главы историк возвращается к своей идее, высказанной во введении (см. выше). Ученый подчеркивает: «Современная мировая, в том числе французская, экономика может выйти из нынешнего кризиса - не столько циклического, сколько системного - лишь ценой глубоких структурных реформ. В поисках оптимального синтеза неокейн-сианского дирижизма с монетаристским неолиберализмом, между американской и европейской моделями Франции при Саркози выпала нелегкая роль первопроходца» (с. 159).В четвертой главе «Проблемы общества» выделим первый параграф - «Национальная идентичность и иммиграция». Французское национальное самосознание складывалось в течение веков. Это был долгий, мучительный процесс. На нескольких страницах Ю.И.Рубинский кратко, но с глубоким пониманием затронутых вопросов обрисовал путь к единству, хотя и очень специфическому, французской нации. «Разнообразие этнического происхождения современных французов, - указывает он, - объясняет тот факт, что формирование единой нации происходило у них не столько снизу, сколько сверху, путем целенаправленной деятельности государства, которое стремилось нивелировать местные различия, чтобы избежать опасности сепаратизма, нередко подогреваемого извне и чреватого угрозой распада страны. Поэтому понятия «нация» и «государство» оказались во Франции, по существу, синонимами. Отсюда такие уже упомянутые традиционные черты французской государственности, как склонность к централизации и строгому единообразию, исключающему любые формы федерализма или даже автономии на национальной почве» (с. 166). Несмотря на такое утверждение, далее исследователь совершенно справедливо все-таки останавливается на существующей в сегодняшней Франции проблеме этнических групп. Правда, в этой связи он говорит следующее: «Термин «национальное меньшинство» вообще исключен из официального употребления. Не только жители пограничных районов («маршей») с этнолингвистической спецификой - эльзасцы, корсиканцы, бретонцы, баски, но и такие этноконфессиональные категории, как евреи (650 тыс.), армяне (350 тыс.), цыгане (200 тыс.), являются французскими гражданами, официально считаются французами» (с. 170).Естественно, что значительная часть параграфа посвящена самой большой проблеме современной Франции (как, впрочем, и других европейских государств) - иммиграции. По утверждению автора, «в 2009 году общая численность иммигрантов, включая натурализованных в первом поколении граждан и нелегалов, достигает 6,5 миллионов, то есть 10% общего населения. К этому следует добавить сотни тысяч нелегалов, прибывающих с туристическими визами или вообще без них. Среди прибывших как минимум 3,5 миллиона - мусульмане: ислам стал второй по числу верующих религией страны» (с. 175). Проблема иммиграции вот уже который год, если не десятилетие, ставит перед французскими властями вопрос: «Что делать?» Ответы в разное время тоже были разными. Сначала правительство придерживалось политики ассимиляции. Однако она не привела к положительным результатам. Правящие круги признали ее провал и заменили, хотя и «не диаметрально противоположным мультикультурным коммунотаризмом, а промежуточной формулой «интеграции» (с. 183). Тем не менее и курс на внутреннюю интеграцию, подчеркивает историк, «призванный реализовать во Франции общий лозунг Евросоюза, где интеграция происходит на международном уровне под лозунгом «Единство в многообразии», сталкивается на французской почве с немалыми препятствиями, для преодоления которых наверняка потребуется немало времени» (с. 187).В пятой главе книги «Эволюция партийно-политических сил» повествуется о развитии и современном положении правого (находящегося у власти) и левого (оппозиционного) политических объединений на рубеже ХХ и ХХI веков. Понятно, что в первую очередь автор останавливается на правых. Он прослеживает эволюцию неоголлистского движения, начиная с создания Жаком Шираком в 1976 году Объединения в поддержку республики, а также правоцентристского объединения Союза за французскую демократию, возглавляемого Валери Жискар д´Эстеном вплоть до слияния основных правых и правоцентристских сил в единый Союз за народное движение (СНД) в 2002 году. Поддержка партии всегда была залогом успеха выдвинутого ею кандидата на выборах любого уровня. Ученый, конечно, напоминает об этом. «Если необходимой предпосылкой победы Саркози на президентских выборах 2007 года, - замечает он, - было предварительное завоевание им руководства ведущей партии правого лагеря - Союза за народное движение и сплочение вокруг нее всех остальных правых сил, то сохранение безраздельного контроля над «партией власти» после его прихода в Елисейский дворец стало важнейшим условием успешного проведения реформаторской программы главы государства в жизнь, обеспечивая назначенному им правительству Фийона прочное большинство в Национальном собрании» (с. 213). Что еще очень важно - в главе рассматриваются все существующие в стране правые политические течения, как входящие в СНД, так и существующие вне этой главной правоцентристской партии и не подчиняющиеся в своей деятельности ее руководству. В разделе описываются также структура партии и принципы ее функционирования.Не меньшее внимание в главе уделяется и оппозиционному левому направлению. Его история прослеживается с момента создания в 1970 году единой Социалистической партии и избрания в следующем году Франсуа Миттерана ее первым секретарем. Ю.И.Рубинский подчеркивает, что «левый лагерь во Франции отличался еще большим идейно-политическим плюрализмом, чем правый» (с. 235), и освещает круг нелегких проблем, стоящих сегодня перед левыми силами и, главным образом, лидерами Социалистической партии. Совершенно ясно, что первостепенная из них связана с поиском и выдвижением кандидата на грядущих в 2012 году президентских выборах.Завершающая глава посвящена внешнеполитическому курсу Франции. Она так и называется - «Внешняя политика». В начале раздела историк обратился к рассмотрению взглядов французского президента на сегодняшнее международное положение. Автор отмечает, что «наиболее серьезными вызовами современности Саркози назвал необходимость предотвращения конфронтации между исламом и Западом, плавную интеграцию развивающихся гигантов - Китая, Индии - в мировой порядок, наконец, решение глобальных проблем (изменение климата, пандемии, долговременное обеспечение источниками энергии)» (с. 254). А к долговременным целям своей дипломатии Президент Франции «отнес в первую очередь обеспечение безопасности и независимости Франции и французов, имеющих, по его убеждению, глобальные интересы и мировую ответственность». Второй целью была провозглашена «защита всеобщих ценностей свободы, уважение прав человека и его достоинства». Наконец, «третья цель состояла в продвижении торгово-экономических интересов страны в мире для укрепления ее позиций в условиях глобализации» (с. 254-255).Такие грандиозные задачи не зря были названы «долговременными». На деле же Саркози удалось небезрезультатно развивать лишь традиционные направления французской внешней политики. О них и идет речь в основных параграфах главы - «Европейская модель Саркози», «Трансатлантический диалог», «Россия и государства постсоветского пространства». Франция ведет сегодня достаточно успешную европейскую политику. Стоит сказать хотя бы о том, какие усилия Саркози предпринял для ратификации и вхождения в силу Лиссабонского договора (упрощенного варианта Европейской Конституции). Главный тандем Европейского союза (Франция - Германия) продолжает действовать, хотя не без разногласий, а порой и противоречий (с. 268-269). Ключевым событием французской внешней политики, вне всякого сомнения, стало незамедлительно воплощенное в жизнь решение о возвращении страны в военные структуры НАТО. Напомним, что Франция покинула их в период президентства де Голля в 1966 году. Автор книги приводит слова Саркози, мотивировшего свое, можно сказать, историческое решение: «У Франции нет крупного командования, и она не может влиять на стратегические решения альянса. Мы являемся одним из главных действующих лиц, не принимая участия в написании сценария. НАТО - единственная организация, где у Франции нет возможности принимать участие и оказывать влияние. Вновь войти в командные структуры - значит дать нам возможность действовать, а не вести себя пассивно» (с. 279). От себя автор книги поясняет, что «Франция занимает четвертое место по объемам финансирования НАТО, предоставляет 7% личного состава войск, участвующих в операциях альянса (4650 человек), но не имеет соответствующей доли в распределении командных постов и не может поэтому оказывать влияние на его стратегические решения» (с. 279). В информативном параграфе о связях с Россией и бывшими республиками СССР описана их предыстория. Наши сегодняшние отношения ученый совершенно справедливо называет конструктивными, хотя и не лишенными некоторой «зигзагообразности» в зависимости от тех или иных, чаще всего внешних, факторов.В заключение Ю.И.Рубинский подводит итог деятельности Саркози за четыре года президентства. Автор пишет о том, что амбициозная программа молодого энергичного главы государства не была осуществлена в полной мере и не была воспринята с пониманием большинством населения. Сегодня политику президента одобряет менее 30% французов. Причину тому историк видит прежде всего в глубоком финансово-экономическом кризисе и конкретных действиях по выходу из него, а также в персональном стиле правления Саркози (с. 316). Трудно с этим не согласиться.В завершение хотелось бы еще раз сказать, что выход в свет книги Ю.И.Рубинского «Франция. Время Саркози» - настоящее событие для отечественного французоведения. Представляется, что работу можно считать одновременно и исследованием, и учебником, и даже энциклопедией сегодняшней Франции. Она углубит знания по истории этой ключевой европейской страны всех заинтересованных лиц, начиная с солидных состоявшихся ученых и заканчивая аспирантами и студентами.