Россия и Италия - страны, связанные историей многолетних отношений, - в настоящее время продолжают идти по пути тесного политического, экономического и культурного сотрудничества. Яркое тому подтверждение - объявление 2011 года Годом российской культуры и русского языка в Италии и Годом итальянской культуры и итальянского языка в России. Независимо от этого значительного события интерес в нашей стране к Италии и ее культурным и политическим традициям всегда держался на высоком уровне. Итальянская Республика - государство с насыщенной и нетривиальной политической историей. Страна за свое полуторавековое существование прошла от монархии через фашизм и «несовершенную двухпартийность» к политической системе, именуемой Второй республикой. Такая система представляет собой значительный интерес для политологических и исторических исследований. События, происходящие в Италии на протяжении двух последних десятилетий, по существу, свидетельствуют о переходе от одной формы демократии в другую, включающую изменения главным образом государственного устройства и системы политических партий. Трансформация политического режима в Италии, начавшаяся в начале 90-х годов прошлого века и не завершенная до сих пор, являет собой уникальную для страны политическую ситуацию.

В России проблемам перехода от одного типа демократии к другому, начавшегося в Италии в 1990-х годах, пристальное внимание уделяют ученые-историки. Их труды представляют разностороннюю и полную картину политической жизни Итальянской Республики на современном этапе. Именно отсутствие подобного исторического опыта у других стран Европы обуславливает тот интерес, который происходящие в Италии события вызывают у историков. Работы советских и российских ученых-итальянистов, посвященные истории Италии второй половины XX - началу XXI века, подробно освещают этот уникальный политический процесс.

Многие исследователи, занимавшиеся вопросом «несовершенной двухпартийности», сложившейся в стране после
1945 года, в настоящее время обратились к проблемам современной Италии. Сейчас в России работает целый ряд известных историков, рассматривающих трансформацию современной политической системы в Италии. Среди них - В.П.Любин, И.Б.Левин, Н.П.Комолова, И.В.Григорьева, З.П.Яхимович, О.Н.Барабанов, Ю.А.Вялков. Их работы, изданные в начале XXI века, отличаются объективностью взглядов на современную политическую ситуацию в Италии и представляют значительный интерес для анализа и сопоставления. Это прежде всего монографии В.П.Любина «Социалисты в истории Италии: ИСП и ее наследники», Н.П.Комоловой «Сто лет истории Италии», О.Н.Барабанова «Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов»», И.В.Григорьевой «Италия в XX веке», сборник «Современная Италия», а также ряд статей, посвященных политическим проблемам Итальянской Республики на рубеже столетий.

Изложим подробнее основные вопросы, касающиеся политического развития современной Италии, которым в отечественной историографии последних лет уделяется особое внимание. В первую очередь все исследователи рассматривают процесс распада «традиционных» политических партий Италии и формирование партий нового типа. Особенности новых политических партий Италии подробно рассматриваются в работах И.Б.Левина, В.П.Любина, С.В.Карпова, И.В.Григорьевой, Ю.А.Вялкова. «Италия, будучи типичной «средней державой» времен холодной войны, после ее окончания значительно изменила свою политику»1, - пишет О.Н.Барабанов. Исходной точкой этого процесса в историографии принято считать начало операции «Чистые руки», повлекшей за собой многочисленные аресты в высших эшелонах власти и дискредитацию главных политических сил страны - Христианско-демократической партии (ХДП) и Итальянской социалистической партии (ИСП).

К 1990-м годам итальянская партийная система претерпела серьезные изменения. Абсолютно все традиционные для Италии силы, формировавшие политику страны на протяжении всего послевоенного времени, вошли в период кризиса под воздействием как внутренних, так и внешних причин. В результате на политической арене не осталось ни одной партии с прежним названием или программой. На первый план выдвигаются те силы, которые ранее не были заметны и не пользовались широкой поддержкой, появляются и принципиально новые политические образования, также добившиеся серьезных успехов. По этому поводу О.Н.Барабанов пишет: «Расследование дел о коррупции «Чистые руки» дискредитировало практически все партии старой пятипартийной правящей коалиции. Некоторые из них либо распустились, и на их осколках возникли новые движения, либо утратили всякое влияние в обществе. Их место заняли новые политические силы»2.

Параллельно с уходом двух «партий власти» происходит перегруппировка левых сил - Итальянской коммунистической партии (ИКП) - и образование на ее основе Демократической партии левых сил (ДПЛС) и партии «Коммунистическое воссоздание» (КВ). Двум последним суждено было стать частью основы, на которой формировалась новая система «маятника власти» в Италии. На правом фланге политического спектра параллельно формируются и переходят к активной деятельности несколько крупных партий с обширной программой и опорой на широкие  круги  избирателей: в первую очередь следует выделить новообразованную партию медиамагната Сильвио Берлускони «Вперед, Италия!», а также образованную еще в 1990 году под руководством Умберто Босси «Лигу Севера» (ЛС), выступавшую с идеями образования самостоятельного государства из экономически развитых северных областей страны - Падании. Значительные перемены в политическую ситуацию в Италии вносит рост электоральной поддержки созданного в 1994 году «Национального альянса» (НА), объединившего крайне правых.

Как показали последующие события, несомненным лидером правых с самого начала являлась партия «Вперед, Италия!». Российские и западные исследователи отмечают, что эта новая партия сразу громко заявила о себе. К феномену партии Берлускони и собственно «берлусконизму» неизменно обращаются в своих работах все ученые, рассматривающие события итальянской истории последних десятилетий. Данному вопросу, в частности, посвящена одна из статей В.П.Любина, в которой автор подробно рассматривает процесс создания партии «Вперед, Италия!», особенности ее структуры и личные качества ее лидера. Исследователь пишет: «Это своеобразное политическое формирование, оказывающее воздействие на политический климат в стране, фактически заполнило лакуну, образовавшуюся в политическом спектре после краха ХДП»3. Относительно методов политической борьбы партии Берлускони интересна следующая точка зрения, выделяемая И.Б.Левиным: «Воздействие на общество комплекса средств популистской «телекратии» дает повод некоторым экспертам говорить об «антропологических изменениях» в итальянской нации»4.

Согласимся с В.П.Любиным в том, что «на рубеже веков в Италии, в отличие от аномальной партийной системы периода Первой республики, утвердилась, хотя и неустойчивая, двухблоковая система, партии объединены в правую и левую коалицию»5. При этом исследователь отмечает, что «хотя основные политические силы и оказались сгруппированы в двух объединениях - правом и левом, тем не менее в партийный спектр, представленный в парламентских структурах и в органах местной власти, входят вместо полутора десятков партий в период Первой республики теперь уже более двух десятков партий и движений… В завершающее десятилетие XX века левые пытались перестроиться и создать блок с партиями центра. Противоположный правый блок тоже пытался создать устойчивое правоцентристское большинство. Эти процессы протекали в контексте биполяризации партийной системы»6.

И.Б.Левин, в свою очередь, считает, что «важность перемен невозможно приуменьшить. В Италии наконец-то возникла равновесная политическая система. На месте прекратившего существование расплывчатого центра (ХДП) обозначились два противостоящих друг другу блока - правый и левый, - вроде бы легитимно претендующие на власть; после полувекового бездействия заработал механизм ротации политических сил у власти... возросла устойчивость правительств»7. Интересной представляется также точка зрения автора о том, что «характерной для Италии формой смены политических ориентиров служит трансформизм, то есть такой процесс изменения, который предполагает не столько разрыв, сколько постепенный переход - отторжение каких-то частей, сохранение других»8.

Большинство же ученых склоняются к мнению о том, что прежняя система, при которой Христианско-демократическая партия имела огромные преимущества, вполне вероятно, может быть восстановлена, только уже с партией Берлускони в центре. В целом партийную систему Италии последних 20 лет можно охарактеризовать цитатой из статьи И.Б.Левина: «Противостояние левых и правых вроде бы сохранилось, но приобрело совсем иное измерение, начиная с того, что отпало табу на чередование правящего блока и левой оппозиции у власти»9.

Рассмотрим основные события политической жизни Италии последнего десятилетия XX века, на которых останавливают свое внимание российские исследователи. Все ученые сходятся во мнении, что парламентские выборы 1992 года, прошедшие по старой системе голосования, не принесли существенных изменений в расстановку политических сил в стране. Выборы 1994 года уже расцениваются как начало нового этапа: к власти впервые приходит правый блок «Полюс свободы», объединивший партию Берлускони с «Лигой Севера» и «Национальным альянсом». С.В.Карпов отмечает, что «успех НА на выборах (13% голосов избирателей. - С.Г.) не мог быть достигнут без переворота в массовом сознании, коренного изменения отношения итальянцев к этой партии»10. Однако уже в 1996 году на выборах победу одерживает коалиция левых сил «Олива» во главе с Романо Проди. Левые впервые оказываются у власти на национальном уровне. Их политика на протяжении пятилетнего срока правления в историографии тесно связывается с экономическими вопросами, остро обозначившимися в связи с присоединением Италии к Маастрихтскому договору. Внешнеполитические задачи во многом определяли внутреннюю политику левого правительства. И.Г.Животовская подчеркивает, что «экономическое развитие Италии в 90-е годы... определялось «европейскими вызовами» и необходимостью соответствовать требованиям Маастрихтского договора. Для Италии было принципиально важным стать полноправным членом Экономического и валютного союза (ЭВС) и перейти на единую европейскую валюту... в противном случае она рисковала потерять свое влияние на европейской арене, а также экономические преимущества от европейской интеграции»11.

Этот вопрос подробно рассматривается в монографии О.Н.Барабанова. Автор пишет о его тесной взаимосвязи с политической ситуацией в стране: «Жесткая налоговая и финансовая политика левых привела к заметному падению популярности правительства Проди, в том числе и среди левых социальных слоев. Помимо этого, правительство столкнулось с жесткой оппозицией своему курсу как справа, так и слева… итальянские события 1996-1998 гг. могут быть рассмотрены как весьма характерный пример адаптации экономики и политики конкретного государства к изменившимся международным требованиям»12. В итоге непопулярные меры по оздоровлению экономики приводят к отставке правительства Проди в 1998 году.

 «Начало XXI века, - отмечает З.П.Яхимович, - ознаменовалось новым всплеском дискуссий о путях сохранения целостности итальянского государства, о судьбах и перспективах нации и о новых формах национальной идентичности. Переход к федерализму оказался сопряжен с бурным ростом сепаратистских, местнических настроений как на Севере, так и в других регионах»13. В результате парламентских выборов 2001 года у власти вновь оказывается правая коалиция «Дом свободы» во главе с Берлускони. По сравнению с предыдущими выборами партия «Левые демократы» потеряла 4,5% голосов избирателей, политика «Оливы» вызвала противоречивые последствия. А.И.Моргунова пишет, что «Левые демократы» получили на выборах 2001 года самое низкое число голосов в своей политической жизни»14. «Одной из причин неудачи на выборах стало неприятие осуществляемой правящей коалицией конституционной реформы»15, - заключает В.П.Любин.

Примечательно, что правительство Берлускони стало первым во всей послевоенной истории Италии, продержавшимся до конца легислатуры. В связи с этим И.Б.Левин указывает, что «летом 2004 г. правительство Берлускони побило рекорд продолжительности пребывания у власти, но одновременно потерпело поражение на «европейских» и муниципальных выборах»16. Исследователь утверждает, что неустойчивость электоральной поддержки правительственного блока сохраняется и «маятник власти», заработавший в Италии в 1990-х годах, совершает нехарактерные для классических западных демократий резкие колебания.

В свете политики, проводимой кабинетом Берлускони, историки отмечают, что вопрос о федерализации страны стал острейшей темой политической борьбы двух противостоящих блоков. В это время идея федерализма перестает быть характерной лишь для «Лиги Севера». Ю.А.Вялков, подробно рассматривая эту проблему в своих статьях, считает, что ниша федерализма была занята другими партиями, оттеснившими партию Умберто Босси. Ученый подчеркивает, что «радикальные воззвания ЛС потеряли свою актуальность. Сама партия растратила свой политический капитал», однако «пока нельзя говорить о том, что региональный вопрос в Италии решен окончательно»17.

Парламентские выборы 2006 года приносят победу левому блоку «Союз», главными участниками которого становятся «Левые демократы», «Европейские республиканцы» и партия «Ромашка». Историки единодушно отмечают, что коалиция изначально была довольно рыхлой. Число избирателей партии Берлускони снижается почти на 6%, и «Союз» получает в Палате депутатов незначительное большинство. Однако И.Б.Левин считает, что «победа левых происходит с таким ничтожно малым перевесом - менее
25 тыс. голосов (0,07%), - что впору говорить не о победе, а «ничьей»»18. Таким образом, тенденция «электоральной нерешительности» остается весьма заметной, что характерно для переходного периода политического развития.

В сложившейся в начале XXI века в Италии непростой политической ситуации дальнейшее развитие институтов Второй республики, по мнению З.П.Яхимович, осложняется позициями правого блока: «Правый центр претендует на роль защитника либеральных и демократических ценностей, европеизма и неоатлантизма и стремится внедрить эту позицию через средства массовой информации и систему образования, отказывая своим оппонентам в праве отстаивать их воззрения… при этом левоцентристы ведут поиск новой стратегии, способной сочетать императивы глобализации и модернизации с защитой гуманистических, демократических и общецивилизационных ценностей»19. Отметим, что, по мнению И.Б.Левина, высказанному в 2007 году, «даже наталкиваясь на постоянные обструкции в парламенте, кабинет левого центра имеет лучшие, чем принято считать, шансы продержаться и принести пользу стране; помимо всего прочего, ближайшие три года в Италии обещают быть «электорально спокойными»»20. Однако события 2008 года - победа на внеочередных парламентских выборах правого блока - свидетельствуют об обратном.

Важным пунктом в политической жизни современной Италии, к которому в своих работах часто обращаются российские исследователи, стал конституционный вопрос. На протяжении почти двух десятилетий в стране обсуждается возможность изменения Конституции касательно сферы государственного управления. В частности, в последнее время стоит вопрос о расширении полномочий главы государства и превращении Италии в президентскую республику. Кроме того, за последние годы неоднократно проводились изменения в порядке выборов и формирования парламентских палат. Так, в 1991 году начинает осуществляться реформа избирательной системы, касавшаяся и парламентских, и местных выборов. Согласно реформе, по пропорциональной системе избиралась теперь лишь четверть депутатов, остальные места распределялись по мажоритарной системе в одномандатных округах. Г.А.Антонос отмечает, что «прямым следствием нового закона о выборах, как и кампании по борьбе с коррупцией («Чистые руки»), стало полное изменение политической картины страны»21.

Значительным событием политической жизни Италии конца XX века стал проект конституционной реформы 1998 года, предусматривающий переход от парламентской к президентской республике, уменьшение числа членов палат парламента, более четкое разграничение функций Палаты депутатов и Сената, внесение элементов федерализма в государственную структуру. Проект, однако, не был принят в результате отказа партии «Вперед, Италия!» от сотрудничества с левыми при его обсуждении в Палате депутатов и низкой явки избирателей на назначенный по этому поводу референдум. При этом Н.П.Комолова в своей книге пишет о том, что «Берлускони активно выступал за пересмотр Конституции 1948 г. и принятие новой, по которой Италия должна была приобрести черты сильной президентской власти наподобие американской или французской модели государства, сам же Берлускони рассчитывал стать президентом этой второй Итальянской Республики»22.

И.В.Григорьева в той же связи замечает: «Судьба конституционной реформы в Италии свидетельствует о том, что процесс перехода от Первой республики ко Второй не может к началу XXI в. считаться завершенным. В то же время примечательно, что избиратели проявили слабый интерес к референдуму относительно пересмотра конституции. Такая политическая пассивность - немаловажный симптом настроений, распространившихся в обществе»23.

В 2001 году, однако, в силу вступает конституционная реформа, инициированная еще левым правительством, а в следующем году регионы получают компетенцию законодательства в сфере образования, здравоохранения и охраны общественного порядка. В.П.Любин положительно оценивает действия правого кабинета в этой области, считая, что «с помощью нового регионализма удается преодолеть прежние государственные рубежи, содействуя восстановлению общности соседних территорий...»24. На примере судьбы конституционной реформы ученые отмечают нестабильность политических процессов в Италии в конце XX века.

Остановимся подробнее на процессе перехода от Первой ко Второй республике в Италии. Фактически операция «Чистые руки» являет собой одну из основных вех в этом процессе. Следует отметить, однако, что наряду с внутренними факторами исследователи отмечают также существенное влияние внешнеполитических событий на коренные изменения, произошедшие в политической жизни Италии в начале 90-х годов XX века, в первую очередь - конец холодной войны и блокового противостояния, участие в котором Италии определяло политическую ситуацию внутри страны на протяжении всего послевоенного периода. Фактор сдерживания коммунизма в Италии, отражавший общеполитическую ситуацию в мире, перестал оказывать решающее влияние на расстановку политических сил: у левых партий появился шанс пробиться в высшие эшелоны власти. Многие ученые считают именно внешний фактор - крушение СССР - одним из ключевых моментов перехода ко Второй республике в Италии.

Действительно, с исчезновением «коммунистической угрозы» политическая ситуация оказалась разблокированной, однако в итоге это привело к краху всей партийной системы Итальянской Республики. Большинство исследователей связывают крах партийно-политической системы в Италии именно с уходом с политической арены коммунистической партии, считая идеи антикоммунизма связующим звеном всей системы. Н.П.Комолова пишет о том, что «европейская интеграция, как и глубокие перемены в СССР, оказали большое влияние на расстановку политических сил в Италии»25. И.В.Григорьева также подчеркивает, что «к началу 90-х годов роль ХДП как постоянного противовеса коммунистам оказалась исчерпанной - как потому, что ИКП в ее прежнем виде перестала существовать, так и в силу кардинальных изменений международной ситуации (распад СССР и конец холодной войны). В этих условиях ХДП лишалась защитного барьера, ограждавшего ее от расплаты за коррупцию, связи с преступным миром и другие последствия, по существу, монопольного распоряжения властью… В последнее десятилетие XX в. страна вступила под знаком кризиса, затронувшего не только отдельные политические институты (парламент, партии), но самые основы ее государственного устройства, оформленного республиканской конституцией 1947 г. Стало распространяться утверждение о начавшемся переходе от Первой республики ко Второй»26.

Следует отметить, что преобразования политической системы в Италии происходят в несколько этапов. В.П.Любин, анализируя труды западных историков, пишет о том, что «они выделяют три фазы трансформации прежней и возникновения новой системы в Италии в 90-е годы XX в. и начале XXI в. Первая фаза началась с распада прежней системы в конце 80-х годов и продолжалась до парламентских выборов 1992 г. В тот период на политической арене появились и закрепились силы наподобие «Лиги Севера». Вторая фаза (1992 - 1994) связана с операцией «Чистые руки», когда выяснилось, насколько политический класс коррумпирован. Тогда же была распущена опорная партия прежней системы (ХДП) и произошел ее окончательный распад. Третья фаза знаменовалась возникновением и консолидацией новой партийной системы… Начальной датой перехода от Первой ко Второй республике одни считают начавшееся весной 1992 г. преследование политиков-коррупционеров. Другие ведут отсчет с образования весной 1993 г. первого правительства технократов во главе с Карло Адзелио Чампи»27.

Российские ученые называют также другие даты. Так, И.Б.Левин в своих работах указывает 1994 год - первое правительство Берлускони - как начало Второй республики в Италии, а В.П.Любин считает основной вехой перехода победу левых сил на парламентских выборах 1996 года28. Нам представляется, что назвать точную дату начала перехода ко Второй республике в Италии вообще очень трудно, можно говорить лишь об этапах, связанных с определенными политическими событиями в стране.

Отметим, что в работах российских ученых-итальянистов переходному периоду истории Итальянской Республики уделяется особое внимание. В последние годы вышел ряд статей известных исследователей, полностью посвященных этой проблеме. Немногочисленные монографии, изданные в нашей стране, также отмечают переход от Первой ко Второй республике в Италии как основную веху всей послевоенной истории государства. Одни ученые считают поворотным моментом итоги парламентских выборов 1994 года, другие называют 1996 год и приход к власти левой коалиции. Некоторые историки рассматривают проекты конституционной реформы как начало перехода ко Второй республике.

Несомненно, что начало колебаний «маятника власти» в Италии от крайне правых к левым силам политического спектра уже стало безусловным признаком коренных изменений политической ситуации в стране, и с этим согласны все ученые. Подчеркнем, что мнения историков с течением времени меняются: события начала XXI века показали незавершенность процессов, начавшихся в Италии в 90-х годах предыдущего столетия. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что, несмотря на все изменения в партийно-политической системе Италии 1990-х годов, процесс перехода от Первой республики ко Второй остается незавершенным до сих пор, а политическая ситуация в Италии не является подлинно демократической в силу нестабильности партийно-политической системы. И.Б.Левин по этому поводу замечает: «Итог минувшего политико-электорального цикла свидетельствует... что процесс так называемого перехода от Первой республики ко Второй далеко не завершен»29.

Согласимся с этой точкой зрения, поскольку внутриполитическая ситуация в стране до сих пор существенно отличается от классических западных демократий. «О непредсказуемости, фрагментарности и сохраняющейся аномалии итальянской партийной системы свидетельствует такой факт, как участие в созданной под эгидой Берлускони левой партии, которая парадоксальным образом придерживается правой ориентации, - партии «Новая ИСП»30, - пишет В.П.Любин. Историк прав, когда заявляет, что «ранее почти не было исследований, посвященных переходу от одного типа демократии к другому, из-за недостатка подобного исторического опыта. Тому, что происходит в Италии, можно найти лишь некоторое соответствие во Франции, а именно переход от Четвертой к Пятой республике»31. Опыт Италии на самом деле уникален, и на сегодняшний день проблемы переходного периода итальянской истории остаются спорными и не до конца изученными.

 

 

 1Барабанов О.Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». М., 2002. С. 3.

 2Там же. С. 21.

 3Любин В.П. «Неизвестная» Италия // Современная Италия: сборник обзоров и рефератов. М., 2004. С. 8.

 4Левин И.Б. Италия в поисках национальной идентичности // Космополис. М., Зима 2004/2005. № 4 (10). С. 109.

 5Любин В.П. Социалисты в истории Италии: ИСП и ее наследники. М., 2007. С. 460.

 6Любин В.П. Левые партии Италии: Споры о прошлом и будущем // Актуальные проблемы Европы. М., 2006. №3. С. 85-86.

 7Левин И.Б. Италия: пейзаж после битвы // Мировая экономика и международные отношения. М., 2006. № 12. С. 60.

 8Левин И.Б. В урнах - пепел демократии? // Полития. 2009. №2. С. 105.

 9Левин И.Б. Италия в поисках национальной идентичности... С. 94.

10Карпов С.В., Любин В.П. Эволюция неофашистов: Национальный альянс // Современная Италия. С. 134.

11Животовская И.Г. Экономика Италии (обзор) // Современная Италия. С. 30-31.

12Барабанов О.Н. Указ. соч. С. 69, 74.

13Яхимович З.П. Италия перед вызовами XXI столетия // Современная Италия. С. 23.

14Моргунова А.И. Итальянские политологи о модели правительства // Современная Италия. С. 149.

15Любин В.П. Левые партии Италии: Споры о прошлом и будущем... С. 89.

16Левин И.Б. Италия в поисках национальной идентичности… С. 112.

17Вялков Ю.А. Проблема регионального национализма в Италии (последняя четверть XX в.) // Новая и новейшая история. М., 2007. С. 36.

18Левин И.Б. Италия: в чью пользу электоральная ничья?// Год планеты. М., 2007. С. 268.

19Яхимович З.П. Указ. соч. С.13, 22.

20Левин И.Б. Италия: пейзаж после битвы... С. 63.

21Антонос Г.А. Парламентские выборы и финансирование партий // Современная Италия... С. 83.

22Комолова Н.П. Сто лет истории Италии. М., 2009. С. 221.

23Григорьева И.В. Италия в XX веке. М., 2006. С. 239.

24Любин В.П. Федерализация Италии // Современная Италия. С. 62.

25Комолова Н.П. Указ. соч. С. 218.

26Григорьева И.В. Указ. соч. С. 232.

27Любин В.П. Социалисты в истории Италии… С. 434, 440.

28Левин И.Б. Размышления об итальянском кризисе // Полис. 1995. №2. С. 44; Любин В.П. Итальянские партии в 90-е годы // Из истории европейского парламентаризма: Италия. М., 1997. С. 166.

29Левин И.Б. Италия: в чью пользу электоральная ничья? С. 276.

30Любин В.П. Левые партии Италии: Споры о прошлом и будущем… С. 88.

31Любин В.П. Социалисты в истории Италии… С.440-441.