15 июня 2011 года торжественным салютом, озарившим казахстанское небо, свой юбилей отметила Шанхайская организация сотрудничества. Десять лет назад в этот день в Шанхае главы государств Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Декларацию о создании ШОС. Итоги десятилетия развития этой новой региональной организации подвели лидеры государств - членов ШОС, собравшиеся на саммит в столице Казахстана - величественной Астане.
Что удалось? Где мы находимся? Что предстоит сделать? Сейчас, когда Организация вступила в свое второе десятилетие, самое время поговорить об этом.
Феномен ШОС
Можно ли составить универсальный перечень критериев успешности международной региональной организации? Едва ли. Это и понятно: региональные объединения создаются в силу разнообразных причин, с различными целями, при неодинаковых обстоятельствах. Они предполагают разную степень политической координации или экономической интеграции, находятся на разных стадиях эволюции. Оценку региональным политическим проектам дает сама история. Так случилось и с ШОС.
Появление ШОС стало естественной реакцией государств - основателей этого объединения на опасное нарастание угроз терроризма, сепаратизма и экстремизма на фоне общей разбалансировки системы международных отношений, сложившейся после окончания холодной войны. Для того чтобы переломить негативные тенденции, надежно обеспечить собственную и региональную безопасность, указанные страны решили обратиться к инструментам многостороннего сотрудничества.
Сработал ли этот ход? Об этом можно судить по тому, как складывалась ситуация на пространстве ШОС на протяжении последних десяти лет. Террористическому вызову, брошенному России, Китаю и Центральной Азии, был дан твердый отпор. Совместными усилиями правоохранительных органов на территории государств - членов ШОС предотвращено несколько сот терактов. Гладко, без инцидентов прошли все состоявшиеся в этот период в шести странах крупные международные мероприятия. Прекратились открытые сепаратистские вылазки. Экстремистские силы были вынуждены отступить.
Регион ШОС пережил несколько кризисных моментов - андижанские события 2005 года, эхо потрясений на мировых финансовых рынках в 2009-м, беспорядки на юге Киргизии в 2010-м. Было бы преувеличением говорить о первостепенной роли ШОС в том, что наш регион устоял перед лицом выпавших на его долю испытаний, но меры, предпринятые государствами - членами ШОС, координация их действий, само присутствие ШОС оказали в этих ситуациях несомненное стабилизирующее влияние.
Образование ШОС благотворно сказалось на общеевразийском контексте, омрачаемом конфликтами, проблемами, источниками нестабильности. Афганистан и исходящие с его территории террористическая и наркотическая угрозы, ситуация вокруг иранской ядерной программы, ближневосточный узел, волнения в Сирии и Йемене, индо-пакистанские противоречия... На этом фоне Центральная Азия смотрится подлинным «островом стабильности». И хотя поводов для тревоги в плане внутриполитической безопасности здесь еще больше чем достаточно, очевидно: ШОС служит важным гарантом спокойствия в этой части мира, если хотите, неким «якорем», удерживающим зону своей ответственности в устойчивом состоянии вопреки штормовым ветрам мировой и региональной политики и экономики.
Создавая ШОС, шесть государств рассчитывали на то, что это будет не просто функциональная структура. Речь шла, и в Хартии ШОС это фигурирует как основная цель Организации, об укреплении между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства. Сегодня, десять лет спустя, мы можем констатировать, что отношения стратегического партнерства связывают большинство стран-участниц. На беспрецедентный уровень вышло взаимодействие между Россией и Китаем, только что отметившими десятую годовщину подписания исторического Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. На подъеме находятся отношения между Россией и странами Центральной Азии, многократно возросли объемы торгово-экономического сотрудничества между центральноазиатскими государствами и КНР. Нельзя сказать, что в отношениях между шестью странами не существует никаких проблем - они есть, и их предстоит урегулировать. Но политический «зонтик» ШОС - вне всякого сомнения - помогает развитию дружбы и сотрудничества на двустороннем уровне. А это дорогого стоит.
Надо сказать, что в 1990-х годах и начале нынешнего века на постсоветском пространстве предпринимались усилия по осуществлению разнообразных многосторонних проектов. Были среди них удачные начинания - взять хотя бы ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Некоторым - таким как, например, ГУУАМ - не суждено было состояться. Если же говорить о ШОС, то она не просто состоялась, но и подтвердила за минувшие годы свою абсолютную востребованность. Эта организация уникальна тем, что представляет собой сопряжение потенциалов государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, и Китая, в шкале внешнеполитических и внешнеэкономических интересов которого Россия и страны Центральной Азии занимают важнейшее место. В этом смысле ШОС не имеет альтернативы. И обратите внимание: для всех государств-членов сотрудничество в рамках ШОС и по сей день остается безусловным приоритетом их внешней политики.
В соответствии со статьей 1 Хартии ШОС одной из целей ШОС является «содействие построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка». Оглядываясь на пройденный ШОС путь длиной в десять лет, нетрудно заметить, что эта организация привнесла в мировую политику много нового и позитивного.
Прежде всего, ШОС на собственном примере предложила качественно новую модель межгосударственного партнерства, характеризующуюся подлинным равноправием больших и малых стран, взаимным доверием, уважением к многообразию - цивилизаций, культур, религий, форм государственного устройства, концепций развития - и стремлением к совместному процветанию. «Шанхайский дух» как философия этой модели воплотил в себе основные принципы международных отношений в многополярном мире, и в этом его значение, выходящее за чисто шосовские рамки.
Эта модель не возникла в одночасье, а выросла из многолетних переговоров по пограничным вопросам, которые вели между собой сначала СССР и КНР, а затем Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Весьма символично, что именно на этот юбилейный для ШОС год выпадает и 15-летие подписания указанными государствами Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы - документа, заложившего фундамент будущего сотрудничества и давшего импульс формированию так называемой «Шанхайской пятерки». Сегодня, когда развитие сотрудничества в области безопасности становится одной из наиболее актуальных задач для обширного региона Азии и Тихого океана, да и для других районов мира, опыт реализации мер доверия между государствами - членами ШОС может оказаться весьма полезным.
Создание ШОС убедительно подтвердило, что в современных условиях именно на региональном уровне формируются элементы многополюсного глобального управления. Формированию центростремительных тенденций в регионе, географически охватывающем нашу страну, Центральную Азию и Китай, в значительной степени способствовало развитие по восходящей российско-китайского взаимодействия, которое в 1996 году вышло на уровень стратегического партнерства. Принципиально важно, что шесть государств, объединившихся в ШОС, не только связаны друг с другом общей географией и историей, но и разделяют общие взгляды и ценности, обеспокоены одними и теми же проблемами, стремятся совместно обустроить свой регион, хотят сотрудничать в интересах обеспечения собственной стабильности и благополучия. К этому выбору государств - членов ШОС, взявших судьбу региона в свои руки, надлежит с уважением относиться всем внерегиональным государствам.
У нас в памяти еще живы события конца прошлого - начала нынешнего века. На передний план глобальной повестки дня тогда со всей очевидностью вышла угроза международного терроризма. «Шанхайская пятерка» и Узбекистан одними из первых, еще до трагических событий 11 сентября, призвали мировое сообщество объединить усилия в борьбе с этим злом.
Примечательно, что ШОС не является военно-политическим альянсом и не имеет намерений становиться таковым, а взаимодействие по линии оборонных ведомств развивается исключительно в антитеррористических целях. Деятельность ШОС не направлена против третьих стран, ей чужды идеологизированные и конфронтационные подходы к решению актуальных проблем международного и регионального развития. Это новое слово в мировой политике. ШОС как раз является примером того, что неблоковые объединения могут обеспечивать международную безопасность.
Данная парадигма имеет огромное концептуальное значение. Мы живем в эпоху, когда процессы глобализации объективно предопределяют снижение роли военной силы в мировой политике, выводя на авансцену такие факторы, как международное сотрудничество, экономическая целесообразность, «мягкая сила». Соответственно, и новая архитектура безопасности, обретающая сегодня все более конкретные очертания и в Евро-Атлантике, и Азиатско-Тихоокеанском регионе, и других районах мира, должна быть равноправной, транспарентной, основываться на правовых, неблоковых началах и учете законных интересов всех государств. Урок ШОС прост: надо следовать духу времени, а не плыть против течения.
ШОС и меняющийся мир
Сегодня мир меняется со стремительной быстротой. Глобализация сопровождается растущей взаимозависимостью, динамичными интеграционными процессами, глубоким переплетением интересов различных государств и негосударственных субъектов международного общения. Происходит комплексная реконфигурация современных международных отношений, основным вектором которой является формирование многополярного мира.
Но одновременно с глобализацией возможностей человечества глобализируются и его проблемы. Остро заявляют о себе нетрадиционные вызовы и угрозы безопасности, создающие крайне неблагоприятный фон для застарелых территориальных споров и межгосударственных конфликтов. Пагубное воздействие оказывают на нас деградация окружающей среды, изменение климата, учащающиеся природные катаклизмы и техногенные катастрофы. В этих условиях на первый план и в глобальной, и в региональной повестке дня выходит совместный поиск коллективных решений злободневных проблем современности. И, естественно, все более неуместными выглядят упорные попытки укрепления военных альянсов, рецидивы конфронтационного мышления, нежелание отказываться от силовых методов, опасная привычка действовать за рамками правового поля.
С течением времени становится все более очевидно, что блоковая политика не имеет перспективы. На смену узкоформатным нетранспарентным построениям военного толка должна прийти многосторонняя сетевая дипломатия, предполагающая качественно новые формы взаимодействия государств.
Характерным примером в этом плане может служить АТР, где мы наблюдаем нарастающие темпы формирования новой, сетевой по своей сути региональной архитектуры. Эту тенденцию прозорливо уловили государства - члены ШОС, выдвинув в 2004 году инициативу формирования в АТР разветвленной партнерской сети многосторонних объединений. Жизнь доказала справедливость такой постановки вопроса, причем в первую очередь применительно к Азии, где в силу исторических и геополитических причин не сложилось и вряд ли возможно формирование жестко структурированной общерегиональной организации.
Многостороннее взаимодействие в Азии сейчас развивается именно по этому сетевому сценарию. Его важной составляющей являются энергичные усилия ШОС по налаживанию сотрудничества с ООН,
ЭСКАТО, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН, Организацией экономического сотрудничества (ОЭС), Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Международным комитетом по контролю за наркотиками (МККН), Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), другими международными структурами.
Впереди - установление связей с новыми партнерами. Почему бы не рассмотреть возможность налаживания контактов между ШОС и БРИКС, между ШОС и механизмом Восточноазиатских саммитов (ВАС), между ШОС и Региональным форумом АСЕАН по безопасности (АРФ)? Почему бы не заявить о готовности ШОС присоединиться к Балийскому договору - ключевому для безопасности в АТР Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 года? Все это - в общих интересах многостороннего сотрудничества.
За прошедшее десятилетие ШОС снискала широкое международное признание как удобная, если не сказать - оптимальная, площадка сотрудничества государств по вопросам регионального мира и стабильности. Неслучайно в принятой в декабре 2010 года резолюции 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Сотрудничество между ООН и ШОС» она названа «важнейшей региональной организацией для рассмотрения вопросов безопасности в регионе во всех ее аспектах».
Это не голословное заявление. В марте 2009 года в Москве под эгидой ШОС была созвана специальная конференция по Афганистану, в которой приняли участие 36 делегаций. С января 2010 года регулярно проводятся консультации заместителей министров иностранных дел государств-членов, государств-наблюдателей и Афганистана по проблематике региональной безопасности. Состав их участников мог бы быть расширен.
Еще один пример - первопроходческая роль ШОС в проработке вопросов международной информационной безопасности. Группой экспертов ШОС под председательством России подготовлен новаторский по своему содержанию документ - «Правила поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности». Это не что иное, как конкретный вклад Организации в укрепление безопасности глобального информационного пространства.
Эксперты прогнозируют, что роль ШОС в региональной политике и мировых делах будет только возрастать. В этой связи одной из актуальных задач, стоящих перед Шанхайской организацией, видится укрепление и разветвление механизма внешнеполитических консультаций, активизация контактов по линии МИД государств-членов, уплотнение координации между делегациями шести стран в ООН, Совете ООН по правам человека, на Конференции по разоружению, в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Диалоге по сотрудничеству в Азии и т.д. На международной арене ШОС должна стремиться - там, разумеется, где это возможно, - говорить одним голосом. Это сделает нас сильнее, позволит лучше отстаивать свои интересы и одновременно способствовать международному сотрудничеству и демократизации международных отношений.
Юбилейная Астана
Юбилейное заседание Совета глав государств - членов ШОС в Астане собрало вместе лидеров Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, к которым присоединились высокие представители государств-наблюдателей - Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, а также в качестве гостя председательствующей стороны - Президент Афганистана. Были приглашены и руководители исполнительных структур международных организаций, с которыми ШОС поддерживает официальные отношения, - ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и АСЕАН. Присутствовали генеральный секретарь ШОС и исполнительный директор ее Региональной антитеррористической структуры (РАТС).
Саммит выдался необычным, превратившись в крупное событие международного масштаба. Это был по-настоящему большой праздник, позволивший странам ШОС и ее партнерам торжественно отметить юбилей Организации, порадоваться достигнутым успехам. В выступлениях участников саммита подчеркивалось, что решение о создании ШОС было мудрым, своевременным и дальновидным шагом, стало адекватным ответом на вызов терроризма и изменения в геополитическом раскладе сил, позволило обеспечить интересы безопасности государств - членов этого нового образования. За прошедшие десять лет ШОС утвердилась в качестве важного фактора формирующейся глобальной и региональной архитектуры. Ее роль особенно выпукло проявляется на фоне продолжающейся трансформации международной системы, расширения масштабов и усложнения характера угроз современности.
В то же время лидеры были далеки от того, чтобы увлекаться славословием. Обмен мнениями, особенно на традиционной встрече в узком составе, представлял собой углубленный анализ пройденного пути и стоящих перед ШОС масштабных задач.
О содержательно насыщенном характере саммита свидетельствуют принятые главами государств итоговые документы. Их два - Декларация десятилетия ШОС и Информационное сообщение. На что в этих документах следует обратить особое внимание?
Во-первых, это четкая характеристика основных достижений ШОС и текущего положения дел. За десять лет, говорится в декларации, ШОС успешно прошла путь от институционализации до формирования эффективно функционирующих механизмов взаимодействия во всех сферах. Заложена прочная основа для бесперебойного функционирования ШОС в целях совместного обеспечения мира, безопасности и стабильности, а также развития многостороннего сотрудничества на пространстве ШОС в политической, экономической, гуманитарной и других сферах.
Во-вторых, в декларации отражено общее видение государствами - членами ШОС современного миропорядка, основывающееся на широком созвучии их подходов к глобальным и региональным проблемам. Специальные разделы посвящены центральной координирующей роли ООН и взаимодействию между ООН и ШОС, разоружению и нераспространению ОМУ, новым вызовам и угрозам, ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке, обстановке в Афганистане, участию ШОС в формировании новой архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Подтверждена готовность шести стран к дальнейшему тесному взаимодействию на международной арене.
Наконец, государства - члены ШОС высказались по поводу того, в каком направлении они планируют вести свою организацию в будущем. Однозначно заявлено о неизменности курса на развитие сотрудничества в области борьбы с терроризмом и другими новыми вызовами и угрозами, расширение экономического взаимодействия, укрепление культурно-гуманитарной составляющей ШОС.
В рамках саммита был принят ряд других документов. Так, серьезный импульс совместной работе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков призваны придать одобренные главами государств Антинаркотическая стратегия ШОС на 2011-2016 годы и Программа действий по ее выполнению. Дополнительные возможности в деле противодействия наркоугрозе откроет укрепление сотрудничества между Секретариатом ШОС и Управлением по наркотикам и преступности ООН. В этих целях был подготовлен соответствующий Меморандум о взаимопонимании, который подписали в Астане генеральный секретарь ШОС М.С.Иманалиев и заместитель генерального секретаря ООН, директор УНП Ю.В.Федотов.
Утвержден типовой Меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства - члена ШОС. Одобрение этого документа явилось важным шагом в разработке правовой базы будущего расширения Организации. Тем самым странам, стремящимся к членству в нашем объединении, послан четкий сигнал о приверженности государств-членов принципу открытости ШОС.
В присутствии высших руководителей было подписано Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в сфере здравоохранения. Эта область сотрудничества в последнее время привлекает повышенное внимание. Уже развернуто практическое взаимодействие, и подписание упомянутого соглашения подводит под него необходимую правовую основу.
На заседании Совета глав государств в Астане председательство в ШОС перешло к Китаю. В этой связи лидеры поддержали предложение Председателя КНР объявить год китайского председательства Годом добрососедства и дружбы.
Планы на будущее
Достижения ШОС очевидны. Означает ли это, что ее развитие лишено трудностей и проблем? Конечно, нет. Регион ШОС не относится к числу самых благополучных. Для него характерны элементы внутриполитической нестабильности, дают о себе знать последствия глобального финансово-экономического кризиса, имеются экономические и социальные проблемы, кое-где сохраняются межэтнические противоречия. Эти факторы используют в своих неблаговидных целях террористические организации, экстремистские силы, наркодельцы, криминальные структуры.
Нуждается в совершенствовании и сама ШОС, которая должна и впредь развиваться как полноценная региональная организация, отвечающая за положение дел в своем «домашнем хозяйстве». ШОС - растущий организм, и большинство вопросов, с которыми этому объединению приходится сталкиваться в его повседневной жизни, являются, так сказать, трудностями роста.
За десять лет в рамках Организации была сконструирована стройная система регулярных встреч различного уровня по всем направлениям ее деятельности, созданы и успешно функционируют постоянно действующие органы ШОС. Только в России в сотрудничество по линии ШОС вовлечено более 30 министерств и ведомств, несколько десятков научных центров и общественных организаций. Похожая ситуация - и в других шосовских странах. Однако новый этап требует серьезного укрепления бюджета и механизмов ШОС, повышения эффективности их работы, большей нацеленности на практическую отдачу.
В Астане главы государств - членов ШОС высказали целый ряд идей и инициатив, направленных на реализацию этой магистральной задачи. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев предложил в интересах противодействия Интернет-агрессиям против государств-членов создать Киберпол ШОС (орган, который будет заниматься преступлениями в Интернете); учредить совещание по урегулированию территориальных и региональных конфликтов, которое разрабатывало бы превентивные меры в потенциальных «горячих точках» в зоне ответственности ШОС; в целях создания единого транспортно-энергетического пространства ШОС и целостной евразийской системы трубопроводов и линий электропередач сформировать комитет по инфраструктурной интеграции государств - членов ШОС; образовать водно-продовольственный комитет ШОС; создать совет по чрезвычайным ситуациям; проработать вопрос о введении обеспеченной золотом «здоровой наднациональной валюты»; основать наднациональный институт прогностики для выработки единого видения развития ШОС.
Президент Киргизии Р.И.Отунбаева высказалась за создание в рамках ШОС совета по пограничной безопасности, поддержала идею учреждения структуры, выполняющей функции координатора антинаркотического сотрудничества, выразила готовность принять на берегу озера Иссык-Куль молодежный форум ШОС.
Председатель КНР Ху Цзиньтао предложил создать более совершенную систему сотрудничества в области региональной безопасности на основе укрепления потенциала оперативного реагирования ШОС; продвигать региональную экономическую интеграцию; формировать благоприятные условия для торговли и инвестиций; создавать механизмы сотрудничества в обеспечении энергетической, финансовой и продовольственной безопасности.
Президент Таджикистана Э.Ш.Рахмон призвал заняться гармонизацией инвестиционного законодательства государств - членов ШОС, разработкой концептуальных подходов к единой Стратегии развития евразийского пространства на ближайшие десять лет, оптимизацией программы работы ШОС на афганском направлении.
Президент Узбекистана И.А.Каримов является сторонником осуществления на пространстве ШОС инвестиционных программ строительства и модернизации автомобильных, железнодорожных и воздушных коммуникаций, создания современных логистических центров, участия ШОС в формировании нового международного транспортного коридора Центральная Азия - Персидский залив. Разумеется, не следует ожидать, что все эти идеи будут реализованы в предложенном виде, но государства-члены, безусловно, внимательно их изучат и обсудят. В них много интересного.
Свое видение путей повышения эффективности деятельности ШОС изложил на саммите в Астане и Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. Акцент в его выступлении на заседании в расширенном составе был сделан на необходимости развития потенциала ШОС в вопросах обеспечения региональной безопасности, укрепления финансовой базы и кадрового состава Региональной антитеррористической структуры (РАТС), наращивания усилий по противодействию незаконному обороту наркотиков и киберугрозам. Говоря об экономической составляющей деятельности ШОС, Д.А.Медведев назвал ее «второй наиболее важной целью» совместной работы. Он призвал партнеров принять на предстоящем осенью текущего года заседании Совета глав правительств государств - членов ШОС «Дорожную карту» по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, проект которой разработан российской стороной, а также завершить работу над созданием специального счета ШОС как механизма финансового сопровождения проектной деятельности. Как перспективные были отмечены предложения о формировании венчурного фонда и объединенного центра делового сотрудничества ШОС. Еще одно важнейшее направление шосовской повестки дня, как было подчеркнуто, - расширение гуманитарных связей. Ведь именно на этом поприще цементируется социальная база любой региональной организации.
Так какой же должна стать ШОС, «разменяв второй десяток»? Что необходимо предпринять, чтобы обеспечить релевантность этого объединения во втором десятилетии XXI века?
Принципиально важно, что на саммите в Астане все главы государств подчеркнули приоритетное значение дальнейшей работы ШОС по обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком и другими видами трансграничной оргпреступности. Однако уровень этих угроз требует адекватных действий со стороны ШОС. Например, у нас в России, да и во многих других странах не вызывает сомнения, что размах наркотрафика в регионе ШОС приобрел масштабы угрозы международному миру и стабильности. Это значит, что и параметры сотрудничества по линии антинаркотических ведомств стран - членов Шанхайской организации должны быть существенно расширены.
Справиться с террористической и наркотической угрозами в одиночку невозможно. В деле противодействия им ШОС следует шире взаимодействовать с государствами-наблюдателями и партнерскими международными структурами, другими заинтересованными «игроками». Огромный потенциал заложен в сотрудничестве между ШОС и ОДКБ, который надо использовать «на полную мощность».
Самого серьезного внимания заслуживает Афганистан, который до конца 2014 года намереваются покинуть иностранные воинские контингенты Международных сил содействия безопасности. ШОС уже немало сделала для решения проблем этой многострадальной страны и готова и впредь наращивать свои усилия. Президент Х.Карзай - неизменный гость на саммитах ШОС, с правительством ИРА государства - члены Организации давно наладили тесное взаимодействие, оказывая Кабулу разноплановую помощь.
Некоторое время назад афганские друзья обратились к Совету глав государств - членов ШОС с официальной просьбой о предоставлении Афганистану статуса государства-наблюдателя при ШОС. Как представляется, вступление ИРА в «шосовскую семью» способствовало бы решению проблем Афганистана, становлению этой страны в качестве подлинно независимого, мирного, нейтрального и процветающего государства, свободного от иностранного военного присутствия на своей территории.
ШОС обладает целым рядом очевидных преимуществ, позволяющих ее государствам-членам существенно нарастить обороты экономического взаимодействия. Это финансово-инвестиционные возможности динамично развивающейся экономики Китая, технологический потенциал модернизирующейся России и богатейшие природные ресурсы стран Центральной Азии. Вместе с тем с учетом различий в уровнях развития и структурах экономики практическое сотрудничество в рамках ШОС на данном этапе следовало бы сконцентрировать на реализации крупных проектов, отвечающих интересам большинства государств-членов. Речь идет прежде всего о таких сферах, как транспорт, энергетика, инфраструктурное строительство, телекоммуникации, продовольственная безопасность. Здесь есть место и для наблюдателей, и для партнеров по диалогу. Уверенному экономическому развитию государств - членов ШОС способствовало бы налаживание механизма мониторинга динамики региональной экономики и раннего предупреждения кризисов.
При этом надо иметь в виду, что помимо ШОС на постсоветском пространстве экономическим сотрудничеством успешно занимаются и другие многосторонние объединения, в первую очередь ЕврАзЭС и СНГ. Принципиально новая ситуация в области региональной экономической интеграции создалась с образованием Таможенного союза. В этих условиях наиболее правильным было бы определить, как все эти структуры могли бы гармонично, без ненужной конкуренции и дублирования взаимодействовать друг с другом в интересах обеспечения социально-экономического развития всех стран региона. У ШОС, ЕврАзЭС и СНГ для этого имеются необходимые юридические рамки - меморандумы о взаимопонимании между секретариатами этих организаций.
Еще более плотной «ткань» шосовского сотрудничества сделает совместная работа по таким темам, как чрезвычайное реагирование, борьба с коррупцией, финансовый контроль, миграция, экология, таможенное регулирование, стандартизация, традиционная медицина. Такая работа уже ведется, и довольно активно, а ее «мотором» является взаимный интерес к сотрудничеству в решении общих проблем.
ШОС не обойтись без широких контактов между людьми, культурных обменов, формирования общего образовательного пространства - всего того, что способствует взаимообогащению и взаимопроникновению культур, помогает народам лучше понять друг друга. И здесь нашим странам есть чем гордиться. Продолжая реализацию уже запущенных проектов наподобие Молодежного совета и сетевого Университета ШОС, следует активно осваивать новые направления и формы работы: взаимодействие в области туризма, спорта, межцивилизационного диалога.
ШОС - открытая организация. Этот принцип зафиксирован в ее Хартии и на протяжении минувших десяти лет последовательно реализовывался на практике. Наблюдателями при ШОС за эти годы стали Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Учрежденный в 2008 году статус партнера по диалогу предоставлен Белоруссии и Шри-Ланке.
Растущая тяга дружественных государств к более тесному взаимодействию с ШОС поставила в практическую плоскость задачу создания условий для расширения Организации. Многое в этом направлении уже сделано, но еще остается ряд юридических, организационных, финансовых деталей, которые предстоит проработать. Этот процесс может занять определенное время, но ориентиры нашей работы должны оставаться предельно четкими и транспарентными.
Приходится констатировать, что о ШОС еще очень мало знают. Причем не только в мире, но и в самих странах ШОС. Что же касается западных стран, то сообщения СМИ о ШОС подчас носят тенденциозный характер. Поэтому важно, чтобы Шанхайская организация выработала и системно проводила в жизнь собственную информационную политику, нацеленную на максимально широкое распространение знаний о ШОС - как на международном, так и на национальном уровнях.
Как подчеркнул на астанинском саммите Председатель КНР, следующее десятилетие станет для будущего развития ШОС ключевым. Необходимо сделать так, чтобы свой следующий юбилей ШОС встретила сильной, консолидированной, расширившей свои ряды, эффективной многопрофильной организацией, которая осуществляет полный контроль над ситуацией в сфере региональной безопасности, способствует экономическому сотрудничеству и повышению благосостояния граждан, дает простор для дружеского межчеловеческого общения, открыта для взаимодействия и играет важную роль в мире.
Десять лет по историческим меркам - небольшой срок. Тем не менее за эти годы ШОС сумела стать неотъемлемой частью геополитического ландшафта АТР. К ее мнению в мире прислушиваются, заинтересованность в налаживании контактов с ней проявляют ключевые государства, авторитетные международные и региональные организации.
Однако многое еще предстоит сделать. Вступив в свое второе десятилетие, ШОС продолжает развиваться и совершенствоваться. Ее будущие контуры будут определяться неизменностью базовых принципов и преемственностью основных направлений деятельности с учетом динамики быстро меняющейся международной обстановки.
ШОС уже сказала свое слово в мировой политике. Слово новое и веское. Но за словом всегда должно следовать дело, достойное этого слова. Конкретное дело.