На сегодняшний день Италия является одним из наиболее важных партнеров России в Европе и мире. Между нашими странами налажено и развивается интенсивное взаимодействие практически на всех направлениях, от торгово-экономического до культурно-гуманитарного. По большинству вопросов мировой политики позиции Москвы и Рима близки или совпадают. Наши страны являются активными участниками «Группы восьми» и «двадцатки».

Несмотря на мировой экономический кризис, продолжающуюся рецессию и финансовую нестабильность в зоне евро, Италии удалось сохранить позиции одного из приоритетных торгово-экономических партнеров России. Мы смогли переломить негативную тенденцию 2008-2009 годов и вернуть рост товарооборота. В 2010 году он достиг 36,8 млрд. долларов, что на 11,5% превышает показатель «кризисного», 2009 года. Позитивные перспективы сохраняются и на текущий год. Италия по-прежнему наш четвертый по значению торговый партнер в мире. Более того, Россия и Италия приступили в практическом плане к созданию взаимовыгодного модернизационного альянса.

Да и в целом тезис о российско-итальянском привилегированном партнерстве - это не просто красивые слова, а реалии наших отношений. Текущий год далек от завершения, а руководители России и Италии уже не раз встречались. Только два примера: 16 февраля этого года в Риме прошли переговоры Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Президентом Итальянской Республики Дж.Наполитано и председателем Совета министров С.Берлускони. Состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов международной и двусторонней повестки дня.  Д.А.Медведев также принял участие в торжествах по случаю 150-летия объединения Италии, состоявшихся в Риме 2 июня этого года. В ходе бесед с Дж.Наполитано и С.Берлускони в режиме реального времени была проведена сверка часов по наиболее «горячим» вопросам международной жизни, обсуждена тематика культурного и гуманитарного взаимодействия. До конца года планируется еще несколько важных двусторонних мероприятий высшего и высокого уровня.

Конечно, в этом году встречи российских и итальянских руководителей имеют ярко выраженный культурный подтекст - ведь проходят они в Год российской культуры и русского языка в Италии и Год итальянской культуры и итальянского языка в России. Сам масштаб запланированных мероприятий, а речь идет о более 550 только официальных акций, свидетельствует о значимости культурных и гуманитарных связей в российско-итальянских отношениях. Их организация и проведение были бы невозможны, если бы они не опирались на глубокие, поистине исторические традиции взаимоотношений народов наших государств.

Связи России и Италии в области культуры и искусства имеют многовековую историю. В значительной степени их развитию способствовала общность духовных истоков двух стран, восходящих к одному архетипу - византийскому. Это обстоятельство изначально поставило Италию в привилегированное положение по сравнению с другими европейскими государствами, где подобной общности с корнями русской культуры не наблюдалось. Несмотря на то что российская и итальянская культурные традиции исторически развивались параллельно, на протяжении веков у них было немало точек соприкосновения.

Уже в XV веке Россия и Италия контактировали в сфере прикладных дисциплин - фортификации и градостроения. Итальянские архитекторы внесли огромный вклад в развитие российского градостроительства. Сначала в Москве, а затем и других русских городах начинают творить приглашенные из Италии зодчие, среди которых были Пьетро Солари и Аристотель Фьораванти. Эти мастера участвовали в создании шедевров архитектуры, внося бесценный вклад в русскую материальную культуру. Через них крупицы итальянского Возрождения попадали на почву самобытной русской культуры.

До отъезда в Москву инженерно-строительная деятельность мастера Аристотеля Фьораванти развертывалась, кроме его родной Болоньи, в Риме, Венеции, Флоренции, Милане, Неаполе и других итальянских городах. В 1475 году, отвергнув приглашение турецкого султана, он вместе с русским послом Семеном Толбузиным отправился в Москву, где ему было поручено строительство главного храма столицы - Успенского собора (1475-1479 гг.). Готовясь к работе, итальянский зодчий посетил Владимир и другие древнерусские города, совершил далекое путешествие на Север, вплоть до Соловецких островов. В дальнейшем великий князь Московский Иван III Васильевич использовал его талант военного инженера. Позже в Москве работали Марк Фрязин, Антонио Солари, Алевиз Новый, построившие дворцовые палаты, и в их числе - сохранившуюся до наших дней Грановитую, Архангельский собор, а также первоклассные для своего времени фортификационные сооружения.

На основе расширявшихся контактов - как в сфере культуры, так и политики, дипломатии - с XV века в итальянских сочинениях появляются Москва и Россия, а в русских литературных памятниках все чаще встречаются образы Италии. В 1478 году увидела свет книга А.Контарини о путешествии в Персию и пребывании в России. Подчеркнуто доброжелательно итальянский дипломат описал быт при дворе великого князя Ивана III Васильевича, с которым ему неоднократно доводилось беседовать в палатах Московского Кремля. Привлекательны и образы окружавших венецианца россиян, часто приходивших ему на помощь в незнакомой стране.

Русь и Москва появляются не только в специальных историко-географических западноевропейских трудах, но и на страницах художественной литературы, например во «Влюбленном Орландо» итальянского поэта Маттео Марии Боярдо. В русской литературе XV века также известны сочинения, рисующие образ иноземного мира. Контакты с представителями различных европейских народов отражены в сочинениях, посвященных путешествию русской делегации на Флорентийский собор 1438-1439 годов. Поездки с деловыми или иными целями в различные города и страны описывались их участниками - иногда в кратких заметках, иногда в пространных сочинениях.

Время эпизодических контактов между Россией и Европой закончилось в эпоху петровских реформ. Совершенный по воле Петра I культурный переворот стал беспрецедентным явлением в истории цивилизационного развития Старого Света. Великому преобразователю России удалось не только модернизировать Российское государство и осовременить быт огромной страны, но и самым радикальным образом изменить тематику и язык русского искусства. После Петра I Россия, прежде находившаяся на обочине общемировых культурных процессов, быстро встала вровень с их основными действующими лицами, чтобы полтора века спустя выйти на позиции одной из законодательниц мод европейской культуры.

Интерес Петра I к Италии был огромен. Еще в 1698 году, посещая Европу в составе Великого посольства, царь намеревался побывать в Венеции. Из-за сложной внутриполитической обстановки в России осуществить эти планы не удалось. Но и «дистанционное» изучение Италии российским монархом приносило свои плоды в пределах отечества. Именно в петровские годы новая столица - Санкт-Петербург  начала постепенно приобретать славу «самого итальянского» города России. С Апеннин прибыли выписанные царем статуи для санкт-петербургского Летнего сада. Приглашенный Петром I архитектор Доменико Трезини заложил первые укрепления города и построил Петропавловскую крепость. Антонио Ринальди, приехав в Россию в середине XVIII века, стал при Екатерине II ведущим архитектором столицы ее империи, в которой создал свой знаменитый Мраморный дворец. Все итальянские архитекторы не покладая рук трудились, как выразился создатель Зимнего дворца Бартоломео Растрелли, «для единой славы всероссийской».

К концу XVIII века Санкт-Петербург приобретает величественный и прекрасный вид. Архитектурный стиль начала следующего столетия носит название «высокий классицизм», или «ампир». Самым ярким и блистательным его представителем стал Карло Росси. Благодаря его усилиям, нынешний вид приобрели Дворцовая и Сенатская площади, созданы ансамбли площади Искусств и площади Островского.

Сегодня гармоничный и утонченный центр города на Неве известен всему миру. Пышные и величественные дворцы центральной части Санкт-Петербурга, парки и дворцовые ансамбли пригородов - все это во многом творения итальянских зодчих. Итальянской названа и одна из центральных улиц Северной столицы. Имена Растрелли, Росси, Трезини, Ринальди, Кваренги вписаны золотыми буквами в историю российской архитектуры. Они оставили после себя не только величественные творения, обессмертившие их, но и учеников, которые продолжали работать, бережно храня традиции, заложенные их учителями.

В середине XVIII века начинаются двусторонние музыкальные и театральные связи. В русских театрах весьма широко были представлены итальянские композиторы, артисты балета и певцы. В Россию приезжали как отдельные деятели искусства, так и целые труппы. Итальянское происхождение считалось в то время своеобразным знаком качества в сфере искусства. Оно настолько ценилось, что некоторые артисты из других стран Европы, прибывая в Россию, преднамеренно брали себе итальянские псевдонимы.

Итальянский музыкальный театр сыграл значительную роль и в становлении русского искусства. И это не осталось незамеченным на Апеннинах. В частности, труд Пьетро Синьорелли «Критическая история древних и современных театров», вышедший в Неаполе в 1787-1790 годах, констатирует появление национального русского театра, рассказывает заинтересованным читателям о творчестве его первого значительного драматурга - А.П.Сумарокова.

В первой половине XIX века в России систематически гастролировали знаменитые итальянские артисты: певица Джудитта Паста, певцы Антонио и Сальваторе Тамбурини, балерина Карлотта Гризи. В начале второй половины XIX века традиции гастрольно-концертной деятельности в России продолжали драматические актрисы Аделаида Ристори и Аделина Патти. В 1860 году итальянская труппа дала концерт в пользу студентов Петербургского университета. В 1863-1865 годах установилось сотрудничество по устройству хоров русской и итальянской оперных групп, для чего был создан специальный комитет. В 1870 году в Москве, по примеру Санкт-Петербурга, была основана итальянская опера.

Теснейшим образом с Италией были связаны и русские художники. С начала XIX века русские живописцы по окончании Петербургской Академии художеств в обязательном порядке направляются на стажировку в Рим. Многим из них удалось завоевать признание в Италии. Пейзажист Сильвестр Щедрин, прославившийся своими видами Неаполя, остался в Италии до конца своих дней. Портретист Орест Кипренский удостаивается высокой чести быть представленным своим автопортретом в Галерее Питти во Флоренции. Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала сенсацию не только в Италии, но и во всей Европе, не говоря уже о России. В Италии создал свое гениальное полотно «Явление Христа народу» Александр Иванов, трудившийся над ним без малого 30 лет. Во второй половине XIX века в Италии творили Валентин Серов, Илья Репин, Иван Крамской, Михаил Врубель. Русские художники и скульпторы не только учились и работали в Италии, но и, систематически проживая там, становились живыми носителями культурных связей России с Италией.

С начала XIX века путешествие в Италию и знакомство с итальянской культурой стало неизбежной стадией формирования русской культурной элиты. По известному выражению Н.В.Гоголя, Италия является духовной родиной русской интеллигенции. Наиболее полно эти слова великого писателя подтверждает история российско-итальянских литературных связей. С Италией связаны судьбы многих великих русских писателей. Н.В.Гоголь девять лет прожил в Италии, в совершенстве владел итальянским и написал там «Мертвые души». Большая часть «Идиота» Федора Достоевского была написана в Италии. Максим Горький жил на острове Капри с 1906 по 1913 год.

Италия вдохновляла почти всех поэтов и писателей Серебряного века - Вячеслава Иванова, Александра Блока, Николая Гумилева, Дмитрия Мережковского. Значительный вклад в ознакомление российских читателей с классикой итальянской поэзии - и прежде всего творчеством Дж.Леопарди - внесли поэтические переводы его произведений, принадлежащие перу Анны Ахматовой. Нельзя не отметить и титанический труд М.Л.Лозинского, одного из создателей советской школы поэтического перевода, автора «канонического» русского текста «Божественной комедии» Данте Алигьери. Своей работой он навсегда включил произведение великого флорентийца в российскую культурную сферу.

Без образов Венеции немыслима поэзия Иосифа Бродского, далеко не случайно избравшего знаменитое венецианское кладбище Сан-Микеле местом своего последнего упокоения. В этом поэт последовал некоей негласной традиции, объединившей деятелей русской культуры в эмиграции. По соседству с Иосифом Бродским спят вечным сном известный театральный деятель Сергей Дягилев и композитор Игорь Стравинский.

q

Российско-итальянские культурные связи - это не только «историческая кунсткамера», собрание воспоминаний о величии ушедших дней. В наше время интенсивный политический диалог Москвы и Рима, подкрепленный взаимовыгодным торгово-экономическим сотрудничеством, стимулирует развитие самого широкого спектра культурных и гуманитарных контактов. Если только начать перечислять те культурные акции, которые ежегодно проводятся в России и Италии, то можно легко выйти за рамки этого журнального номера. Достаточно только упомянуть соглашение московского Большого театра и миланской «Ла Скалы», ставший традиционным «Русский вечер в Милане», «Бал Петра Великого» в Венеции, серии концертов и кинофестивалей, проводимых в различных регионах Италии.

Все крупнейшие музеи России регулярно проводят выставки уникальных коллекций в различных городах Италии. Качественно новые возможности появляются с открытием в городе Ферраре научного и культурного центра «Эрмитаж - Италия». Можно с уверенностью утверждать, что сейчас нет такой сферы искусства, где не оставлен «русский или итальянский след».

Тем не менее нынешний год выделяется даже на фоне традиционно интенсивной панорамы двустороннего культурно-гуманитарного взаимодействия. Он является кульминацией наработанных за последние десятилетия контактов и проектов в сфере культуры. Насыщенная программа обменов, над которой кропотливо работали министерства культуры и оргкомитеты обеих стран, дает российской и итальянской публике наиболее полную картину всего лучшего, что существует в современной культурной жизни России и Италии.

К официальному старту перекрестных Годов была приурочена инаугурация выставки работ известного советского художника 1930-1950-х годов А.А.Дейнеки в Риме. Экспозиция, подготовленная Государственной Третьяковской галереей при участии некоторых других ведущих российских музеев, дала весьма полное представление о творчестве художника и пользовалась заметным вниманием итальянских ценителей живописи.

Выступая на открытии выставки Президент Российской Федерации Д.А.Медведев особо подчеркнул: «Россию и Италию многое роднит. Это и открытость, и доброжелательность, и общительность, и эмоциональность, которая присуща нашим народам, восприимчивость ко всему новому. Надеюсь, что этот большой культурный проект даст импульс развитию наших отношений, что именно гуманитарная составляющая будет определять лицо нашего сотрудничества и в XXI веке».

Ярким украшением Венецианского карнавала в 2011 году стало участие в его мероприятиях творческих коллективов из Санкт-Петербурга, посетивших «жемчужину Адриатики» в рамках проекта «Культурная миссия. Санкт-Петербург - Венеция», реализуемого Фондом социально-культурных инициатив и Дирекцией международных программ. В период Римского карнавала большим успехом пользовалась тематическая программа «Русская масленица».

Надолго запомнится жителям и гостям итальянской столицы празднование Дня России, состоявшееся 12 июня этого года на одной из старейших площадей города - пьяцца Навона. В рамках Фестиваля национальной культуры «Созвездие России», организованного Федеральным агентством Россотрудничество и Академией культуры России при поддержке мэрии Рима, перед итальянскими зрителями выступили лучшие государственные ансамбли песни и танца, национальные творческие коллективы различной творческой и жанровой направленности, представляющие разные регионы Российской Федерации.

2011 год, безусловно, запомнится расширением российского культурного взаимодействия с Италией. 6 марта этого года в присутствии супруги Президента Российской Федерации С.В.Медведевой состоялось открытие Центра изучения культуры России при Венецианском университете «Ка Фоскари». Основная задача этой организации - сотрудничество с государственными и общественными учреждениями культуры и искусства России, фондами, музеями, высшими и средними специальными учебными заведениями, а также другими организациями и структурами, заинтересованными в постоянном сотрудничестве и развитии научного  потенциала.

Не отстает от венецианцев и один из старейших вузов Италии - Римский университет «Сапьенца». С начала текущего года в нем действует Центр российских исследований, организованный при поддержке Фонда «Русский мир». Российская сторона высоко ценит беспрецедентное решение Университета «Сапьенца» придать Центру российских исследований статус самостоятельного научного департамента, который будет действовать на межфакультетской и междисциплинарной основе. Это позволит объединить усилия филологов, историков, политологов, экономистов и представителей других специальностей, заинтересованных в координации научных и гуманитарных контактов с Россией.

Принципиально важно, что уникальный инструмент для познания России и взаимодействия с ее академическими структурами получат студенты Римского университета. Хочется надеяться, что Центр российских исследований будет способствовать подготовке новой смены специалистов, которые со временем возьмут на себя продолжение традиций российско-итальянских отношений.

До конца этого года в Риме должно пройти официальное открытие Российского центра науки и культуры (РЦНК). Он призван стать ведущей организацией, обеспечивающей российское культурное представительство в Италии. РЦНК образован в соответствии с российско-итальянским Межправительственным соглашением об учреждении и условиях деятельности Российского центра науки и культуры в Риме и Итальянского института культуры в Москве, заключенным в 1998 году.  Пока с мая 2010 года в Риме работает временный офис Центра, активно участвующий в реализации программы перекрестных Годов.

Всего до конца текущего года в России и Италии должно состояться еще множество интереснейших мероприятий: выставок, симпозиумов, конференций, концертов, спектаклей, кинопоказов, ярмарок и презентаций. Это действительно не преувеличение, так как среди их участников такие гранды культуры, как Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, флорентийские Музей серебра, Палаццо Питти и Галерея Уффици, Государственный академический Большой театр России, санкт-петербургский Мариинский театр, миланский театр «Ла Скала», Римский оперный театр, Санкт-Петербургский оркестр под управлением Юрия Темирканова, Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, оркестр «Виртуозы Москвы» и многие другие. Есть также большое количество частных инициатив, что не может не радовать.

Официальное закрытие Годов состоится в Москве в декабре 2011 года. Его ключевым мероприятием станут гастроли оркестра, хора и солистов миланского театра «Ла Скала» на исторической сцене московского Большого театра.

Думаю, позитивное воздействие такого мощного импульса станет хорошим заделом для развития российско-итальянского культурного сотрудничества на многие годы вперед.