Статья написана по материалам исследования "Миграционная политика в период экономического спада: современная реальность и долгосрочные перспективы", подготовленного автором для Международной организации по миграции в марте 2009 г.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС придал новое звучание дискуссии о роли и месте трудовых мигрантов в мировой экономике. Трудовые мигранты, на которых еще год назад строилось благополучие многих отраслей экономики принимающих стран, оказались одной из наиболее уязвимых социальных групп, подвергшихся дискриминации, увольнениям и социальному остракизму. Их возвращение на родину не только осложнит ситуацию на рынке труда стран происхождения, но и приведет к сокращению денежных переводов мигрантов, превратившихся за последние годы в устойчивый финансовый поток. Оно существенно снизит уровень жизни населения и может поставить эти страны на грань гуманитарной катастрофы и социального взрыва. Отсюда вытекает особая значимость политики в отношении трудовой миграции, которую проводят в настоящее время принимающие страны, в том числе и Россия. 

В мире: на конъюнктуру или на перспективу

В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ в мире росло понимание того, что международная миграция может выступать важным ресурсом развития как для стран выезда, так и для стран въезда мигрантов. Численность мигрантов в мире превышает 200 млн. человек, они составляют своеобразную "нацию мигрантов", сопоставимую по численности с наиболее населенными странами. В развитых государствах мира число временных трудовых мигрантов росло в последние годы на 7-8% ежегодно.

В мире, где демографическое и экономическое развитие происходит неравномерно, международная трудовая миграция превращается в инструмент сотрудничества между более развитыми и менее развитыми государствами, когда первые предоставляют вторым рабочие места и возможность заработка в своих странах, а вторые предоставляют первым рабочую силу, в которой те нуждаются. Без международных трудовых мигрантов уже невозможно представить себе развитие таких отраслей во многих странах, как строительство, сельское хозяйство, сфера услуг. В этих отраслях сохраняется относительно высокая доля ручного труда, который не привлекает местное население даже при наличии безработицы. Высококвалифицированные мигранты также составляют важный сегмент мирового рынка труда: их человеческий капитал получает более полную реализацию благодаря возможности выбора страны и места работы.

За последние десятилетия денежные переводы мигрантов, работающих за рубежом, превратились в важный источник доходов для стран происхождения. Потоки денежных переводов мигрантов стремительно растут - с 31 млрд. долларов в 1990 году до 77 млрд. долларов в 2000 году и до 251 млрд. долларов в 2007 году  - и все больше воспринимаются как форма участия принимающих стран в перераспределении доходов, сокращении бедности и обеспечении экономического роста в странах происхождения мигрантов.

На этом фоне глобальный экономический кризис, начавшийся во второй половине 2008 года, может существенно деформировать сложившиеся на мировом рынке труда тенденции. Сокращение производства и связанное с ним уменьшение количества рабочих мест неизбежно затронет как местную, так и иностранную рабочую силу в принимающих странах. Рост безработицы среди местного населения уже сейчас порождает популистские призывы к ограничению миграции и высылке мигрантов на родину, что ведет к нарастанию антимигрантских настроений во многих странах. Таким образом, именно мигранты оказываются в наиболее уязвимом, нестабильном положении на рынке труда в условиях глобального кризиса. В ответ на волну забастовок в Европе, направленных против найма иностранных работников, Европейский союз даже высказывается за пересмотр своего законодательства относительно свободы передвижения рабочей силы на европейском пространстве. Ряд стран уже заявили о намерении выслать сотни тысяч иностранных работников на родину. Испания обсуждает план "добровольного возвращения" для трудовых мигрантов, предусматривающий денежную компенсацию согласившимся уехать на родину мигрантам в обмен на их обещание не возвращаться в Испанию в ближайшие три года.

Большинство принимающих стран ужесточают регламент въезда для иностранных работников. Так, Великобритания ввела в конце 2008 года новую систему баллов для оценки потенциальных трудовых мигрантов. Система устанавливает дополнительные преграды для всех, за исключением самых квалифицированных, мигрантов из стран, не входящих в Европейский союз.

Впрочем, есть и противоположная тенденция. Швейцария на состоявшемся в феврале 2009 года референдуме одобрила политику "открытых дверей" для граждан стран ЕС. Швеция в декабре 2008 года начала применять на практике новые правила, предоставляющие компаниям значительно больший маневр в том, что касается найма иностранцев. Правительство Швеции надеется, что новые правила помогут стране справиться с проблемой недостатка рабочих рук в ближайшей перспективе и старения населения - в долгосрочной. Канада предпринимает шаги для того, чтобы не только не допустить сокращения иммиграционного притока в страну, составляющего ежегодно порядка четверти миллиона человек, но расширить приток временных трудовых мигрантов, необходимых канадской экономике.

Таким образом, тактика правительств принимающих стран в условиях нынешнего экономического кризиса различна. Те из них, которые ориентируются на краткосрочную перспективу и видят необходимость оперативных ответов на рост социальной напряженности в обществе, склонны проводить более жесткую политику в отношении трудовых мигрантов из других стран. Те же, которые сориентированы на долгосрочную перспективу, предпочитают более либеральную миграционную политику, пытаясь с помощью привлечения мигрантов преодолеть экономический спад с наименьшими потерями. На самом деле массовое возвращение мигрантов в страны происхождения и сокращение объема мигрантских переводов может привести к резкому ухудшению социально-экономической ситуации во многих странах - от роста масштабов бедности до серьезной социально-политической дестабилизации. Высылка и жесткое ограничение притока мигрантов может привести к росту кадрового дефицита на рынке труда более развитых стран, как это произошло в Великобритании. Страна  столкнулась в ноябре-декабре 2008 года с острым дефицитом персонала больниц и домов престарелых,  что поставило вопрос о закрытии ряда интернатов на юго-западе страны. Наконец, усиление антимигрантских настроений и рост ксенофобии в странах назначения могут подорвать социальную стабильность и спровоцировать вспышки насилия.

На Глобальном форуме по вопросам миграции и развития в конце 2008 года в Маниле Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил, что страны, затронутые финансовым кризисом, могут поправить свое пошатнувшееся положение именно благодаря притоку рабочих-иммигрантов. "Миграция может и должна стать тем инструментом, который поможет нам выбраться из этого экономического кризиса, - заявил Генсек ООН. - Мобильность человеческих ресурсов делает наши экономики более эффективными даже в периоды стагнации… и помогает восстановить нарушенное равновесие, отсутствие которого привело к серьезному экономическому неравенству".

Опыт прежних спадов в экономике мирового и регионального масштабов (например, нефтяной кризис начала 1970-х гг., азиатский финансовый кризис 1998 г.) свидетельствует о том, что и в условиях кризисов миграция сохраняется (а незаконная миграция может даже увеличиться), так как в некоторых секторах экономики сохраняется структурный спрос на рабочую силу, даже несмотря на общий рост безработицы. Этот спрос объясняется тем, что во многих странах собственные рабочие либо не обладают необходимой квалификацией, либо не хотят выполнять некоторые виды работ, где требуются неквалифицированные рабочие или работники низкой квалификации. Азиатский финансовый кризис также продемонстрировал, что сохранение открытых рынков для мигрантов и миграции - важный фактор, стимулирующий экономический подъем.

Беспрецедентность современного кризиса состоит в том, что он носит глобальный характер, так что тактика решения проблем одних стран за счет других может привести только к еще большей дестабилизации ситуации в мире. Для людей, участвующих в международной трудовой миграции, это означает, что возможности трудоустройства сокращаются практически во всех странах, так что решение проблемы поиска работы возможно в относительно ограниченном спектре выбора: переквалификация, незаконное трудоустройство или возвращение на родину. При этом возвращение домой отнюдь не гарантирует трудоустройство. Если в докризисные времена 70% мигрантов признавали, что по возвращении на родину их шансы получить лучшую работу были выше, чем до миграции, то ныне кризис привел к сокращению объемов рынков труда в странах выезда и сделал шансы найти достойную работу призрачными.

Уже сейчас ясно, что есть реальная опасность ухудшения социально-экономических условий (рост безработицы и бедности) в странах происхождения мигрантов. По прогнозу Всемирного банка, в 2009 году денежные переводы мигрантов по-прежнему будут существенно поддерживать экономическое положение в странах происхождения: снижение объема мигрантских переводов предполагается от 1 до 6%, в то время как другие денежные потоки (доходы от экспорта, прямые иностранные инвестиции и официальная помощь развитию) сократятся гораздо существеннее. В то же время есть опасность того, что мигранты будут меньше денег отправлять на родину через официальные каналы из-за подорванной веры в устойчивость банковских систем.

Россия и СНГ: без резких движений

ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ имеет самое непосредственное отношение к миграционным процессам в России и других странах СНГ.

В течение 2000-х годов развитие экономики России отличалось устойчивыми темпами роста ВВП и стабильным ростом спроса на рабочую силу, в том числе иностранную. Только в течение 2008 года в России получили официальное разрешение на работу более 2 млн. иностранных работников. Трудовые мигранты стали важной составной частью используемой российскими работодателями рабочей силы, а для ряда отраслей и регионов - непременным условием их функционирования. Например, численность иностранной рабочей силы, официально привлекаемой в строительную отрасль России, возросла за последние четыре года в 3,5 раза. Благодаря присутствию трудовых мигрантов повысилась конкурентоспособность многих крупных и малых российских предприятий, развивались новые виды бизнеса, снизилось количество банкротств. По оценке ФМС России, трудовые мигранты из стран СНГ создают 6-8% ВВП России. Ученые называют даже более высокую цифру - 10% ВВП.

Реформирование российского миграционного законодательства в 2006-2007 годах фактически означает переход к политике "открытых дверей" для мигрантов из стран СНГ*, что продиктовано объективными демографическими и экономическими интересами России. Только за два года действия новых правил численность легальных трудовых мигрантов из стран СНГ в России выросла в четыре раза. Фактически Россия сделала важный шаг на пути к единому региональному рынку труда на постсоветском пространстве.

Для стран происхождения мигрантов экспорт рабочей силы, прежде всего в Россию, стал важным средством смягчения социальной напряженности, сокращения безработицы и бедности, повышения доходов населения. Возросший масштаб денежных переводов существенно улучшил макропоказатели финансового положения стран. По данным Всемирного банка, денежные переводы мигрантов составляют 36,2% ВВП в Таджикистане и Молдове, и это самые высокие показатели в мире. В Киргизии переводы составляют 27,6%, что в 2,4 раза больше объема официальной помощи развитию, поступающей в страну из зарубежных источников. Следует учитывать, что статистика включает лишь те денежные средства, которые мигранты пересылают через официальные финансовые каналы - банки, небанковские системы денежных переводов, почтовые переводы. Помимо этого, значительную часть денег они пересылают на родину неофициально - через друзей, родственников, проводников, земляков или перевозят лично, так что реальный объем средств, поступающих в страны происхождения мигрантов в результате экспорта рабочей силы как минимум в два раза выше.

Понятно, что заработанные в России деньги идут главным образом на цели текущего потребления мигрантских домохозяйств - на питание, одежду, лечение, приобретение дома, обучение детей. Кроме того, мигранты проявляют заинтересованность в открытии собственного бизнеса. По данным недавнего исследования Всемирного банка в регионе Восточной Европы и Центральной Азии, 26% мигрантов по возвращении на родину решают открыть свой бизнес. Каждый второй участник опроса, проведенного Палатой товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, указал, что участие в трудовой миграции имело для него значение с точки зрения приобретения стартового капитала для собственного дела, треть сказали, что миграция помогла им приобрести необходимый опыт работы, еще треть указали на важность расширения делового кругозора в результате миграции. Таким образом, в результате трудовой миграции в центральноазиатских странах постепенно формируется предпринимательский класс, который создает рабочие места как для других вернувшихся мигрантов, так и для тех сограждан, которые в миграции не участвуют.

Преимущества, получаемые странами происхождения в результате участия части их граждан в трудовой миграции в Россию, заставили правительства этих государств по-новому взглянуть на потенциал внутрирегиональной трудовой миграции. В последние годы в ряде центральноазиатских и закавказских стран вопросы, связанные с экспортом трудовых ресурсов, включены в общую экономическую стратегию (Киргизия, Таджикистан), активизированы усилия по заключению двусторонних соглашений в области трудовой миграции (Азербайджан, Узбекистан) или наполнению уже существующих соглашений реальным содержанием (Армения), заключаются прямые соглашения с предприятиями России, заинтересованными в привлечении иностранной рабочей силы (Таджикистан, Киргизия), формируется официальная миграционная инфраструктура в виде межгосударственных миграционных центров, "миграционных мостов", государственных и частных агентств занятости, рекрутинговых компаний и так далее.

Глобальный экономический кризис спровоцировал спад спроса и, соответственно, снижение масштабов производства в большинстве отраслей, вызвал снижение спроса на рабочую силу. Безработица в России к началу 2009 года возросла в два раза в течение полугода, что не могло не сказаться и на мигрантах. К концу 2008 года отток трудовых мигрантов из России на родину составил около 1 млн. человек. Впрочем, эксперты склонны увязывать отъезд мигрантов скорее с сезонным спадом спроса на труд, нежели с влиянием экономического кризиса.

Судить обо всех последствиях глобального финансового кризиса для России пока преждевременно. Эксперты расходятся в оценке перспектив и сроков экономического кризиса в России. Одни считают, что кризис может пройти здесь менее болезненно, чем в других странах, поскольку накопленные за годы "нефтяного благополучия" средства послужат своего рода "подушкой безопасности". Другие полагают, что кризис в России был лишь спровоцирован глобальным экономическим кризисом и приобретет самостоятельное развитие и большую глубину вследствие чрезмерной зависимости российской экономики от цен на нефть, которые будут снижаться и далее.

Как бы то ни было, основная опасность, которая исходит от нынешнего кризиса в плане динамики ситуации на российском рынке труда и его миграционной составляющей, заключается
в том, что он может спровоцировать расширение сектора нелегальной занятости. Стремление к сохранению конкурентоспособности в условиях сокращающегося спроса может подтолкнуть российских предпринимателей к максимальной экономии на издержках, прежде всего на заработной плате. Теневые схемы найма работников, в том числе иностранных (быть может, предпочтительнее иностранных, так как они в меньшей степени склонны отстаивать свои права), работодатели могут использовать, несмотря на существующие внушительные суммы штрафов. Таким образом, начавшийся благодаря введению нового законодательства в 2007 году процесс легализации трудовой миграции из стран СНГ может повернуть вспять.

Другая опасность, связанная с сокращением объема российского рынка труда, - возможное усиление ксенофобии. В опубликованном в феврале 2009 года докладе независимой международной организации Human Rights Watch отмечено, что глобальный финансовый кризис чреват для мигрантов повышенным риском эксплуатации и насилия, так что "в отсутствие срочных мер со стороны правительства трудовые мигранты будут вдвойне уязвимыми для нарушений как со стороны работодателя, так и всех тех, кто хотел бы выместить на них недовольство возникшими экономическими трудностями".

В СНГ, где внутрирегиональная международная трудовая миграция превратилась за последнее десятилетие в важный структурный фактор развития экономики всех стран региона, кризис несет в себе опасность не только и не столько роста безработицы среди российских граждан, для смягчения последствий которой предпринимаются активные действия соответствующих российских государственных структур, сколько социально-экономического коллапса в других постсоветских республиках. Лишение возможности заработков в России и сокращение масштаба денежных переводов может поставить эти страны на грань гуманитарной катастрофы и социального взрыва, который - если он произойдет - неизбежно скажется и на ситуации в России. 

Следовательно, от того, какую позицию займет Россия в своей миграционной политике в чрезвычайных условиях глобального экономического кризиса, во многом зависит экономическая и социально-политическая ситуация на всем постсоветском пространстве. В сложившихся обстоятельствах принципиально важна позиция директора ФМС России К.О.Ромодановского, заключающаяся в том, что в этой ситуации "не должно быть радикальных решений. Миграционные процессы - очень тонкая вещь, и регулировать их нужно максимально гибко".

При том что кризис предоставляет России и другим странам СНГ шанс упорядочить миграционные процессы в регионе, поспешные и непродуманные решения в пользу протекционизма могут нанести серьезный вред перспективам дальнейшего развития региона. В частности, даже обсуждение отказа от безвизового режима пересечения границ под влиянием конъюнктурных экономических обстоятельств может иметь самые негативные социальные последствия в соседних странах, не говоря о долгосрочных последствиях в плане региональной интеграции.

Есть, по крайней мере, пять причин, по которым принятие резких государственных мер, направленных в той или иной форме против трудовых мигрантов в России, может оказаться экономически, демографически и политически недальновидным шагом, чреватым проблемами в долгосрочном плане. Прежде всего это касается трудовых мигрантов из стран СНГ.

Во-первых, Россия несет моральные обязательства перед государствами и народами, которые были частью Российской империи и Советского Союза и для которых в течение столетий Москва определяла направление их развития и уклад жизни. Эта патерналистская миссия делает Россию признанной страной-лидером на постсоветском пространстве. Попытки жестким образом избавиться от граждан стран СНГ, находящихся на территории России, означали бы предательство бывших соотечественников и нынешних региональных партнеров.

Во-вторых, допуская мигрантов из стран бывшего СССР на свой рынок труда и обеспечивая их доход, который складывается в десятки миллиардов денежных переводов, пересылаемых ежегодно официально и неофициально в страны происхождения, Россия тем самым обеспечивает безопасность своих границ. Социальная стабильность стран ближнего зарубежья может подвергнуться серьезному испытанию в том случае, если трудовые мигранты массово вернутся на родину, а поток денежных переводов существенно сократится.

В-третьих, демографические перспективы России неблагоприятны. В результате сокращения численности населения, прежде всего трудоспособных возрастов, и старения населения, которые в течение ближайшего десятилетия будут нарастать, дефицит рабочей силы станет неизбежен, а посткризисное развитие потребует кадрового обеспечения. Иностранные трудовые мигранты окажутся еще больше необходимыми для России, чем в докризисный период, и желательно, чтобы это были исторически и культурно более близкие России граждане бывших союзных республик.

В-четвертых, страны СНГ являются естественными геополитическими партнерами России, а трудовая миграция в регионе выступает одним из наиболее значимых факторов интеграции между ними. Насильственное разрушение миграционных связей со стороны России может повлечь крайне негативные последствия для России во внешнеполитической сфере в регионе и деформировать интеграционные процессы. 

В-пятых, жесткие меры, направленные против трудовых мигрантов, грозят тем, что миграция "уйдет в подполье", поскольку миграционный потенциал в странах выезда по-прежнему остается высоким, а в период кризиса может даже возрасти. Расширение неформальных отношений на рынке труда неизбежно повлечет за собой сужение сферы социальной и правовой защиты мигрантов и приведет к росту их эксплуатации и нарушениям прав.

Тем не менее, сохраняя приоритет долгосрочной перспективы миграционной политики, Россия может и должна воспользоваться ситуацией, когда все государственные и негосударственные силы сосредоточены на поиске путей наименее болезненного выхода из кризиса, для того чтобы скорректировать и усовершенствовать механизмы миграционной политики. Если эти механизмы не станут приобретать характер явного или скрытого протекционизма, Россия наверняка сможет опираться в проведении своей миграционной политики на сотрудничество со странами-донорами. Для них поиск совместных решений в условиях кризиса, несомненно, гораздо предпочтительнее, чем противостояние, которое в результате не может привести ни к чему иному, как к росту нелегальной миграции, нарушениям прав мигрантов и трениям в межгосударственных отношениях.

Понимая, что потребность российского рынка труда в иностранных работниках в период кризиса пусть в меньшей мере, но сохранится, важно разработать такие механизмы их привлечения при одновременной защите трудовых и социальных интересов российских граждан, которые максимально снизили бы риск социальной напряженности, дискриминации и ксенофобии. Принимаемые решения в области миграционной политики должны быть ясными, прозрачными и понятными обществу. Принятию решений должна предшествовать аналитическая работа по выяснению их возможных последствий и консультации между всеми субъектами миграционной политики, а сопровождать принятые решения должна убедительная разъяснительная работа через СМИ, НПО и диаспоры.