Есть много мифов о России. Есть черные и белые мифы. Любые из них искажают истинное состояние дел. Один из белых мифов заключается в якобы существующей самодостаточности нашей страны в области ископаемых ресурсов. Мы, мол, такие большие и богатые, что у нас есть все, а поиски ресурсов за пределами нашей страны, например в Африке, - от лукавого.

Приведу лишь несколько примеров, чтобы показать, как реально выглядит дело.

За счет импорта или использования накопленных резервов покрываются потребности отечественной промышленности в марганце почти на 100%, природном уране - на 80%, потребности сырья в производстве феррохрома - на 55-60%, в бокситах - на 55-60%. В значительных объемах ввозится сырье для производства олова, титана (более 90%), феррониобия, циркония.

Добыча полезных ископаемых в нашей стране в ближайшие десять или более лет будет оставаться основным источником финансирования модернизации экономики, или, употребляя современный дискурс, инновационной экономики, удержания социальной стабильности, обеспечения национальной безопасности.

Полагаю, что все знают, до какой степени мы сидим на нефтяной, или, точнее, нефтегазовой, игле, учитывая в целом недопустимый и опасный для безопасности сырьевой характер нашего экспорта. А что если именно в этой сфере Африка составит нам конкуренцию?

Встает задача использования потенциала международной кооперации в минерально-сырьевом секторе, в частности, со странами Африки, которые обладают богатейшими запасами природных ресурсов, в том числе и тех, в которых мы испытываем дефицит.

Естественно, нельзя не упомянуть о золоте и платине (платиноидах) в Африке. Долгие десятилетия Африка (ЮАР) была общепризнанным лидером по производству драгметаллов. В условиях финансово-экономического кризиса в резервах и государств, и состоятельных граждан доля золота стала расти вместе с его ценой. Росло и производство, так как вновь открывались прежде нерентабельные шахты. На первом месте в мире по экспорту золота остается ЮАР, по импорту - Индия, а в прошлом году лидером по производству - думаю, что не надо догадываться с трех раз, - стал Китай.

Большие объемы подтвержденных запасов, высокие и средние содержания полезных компонентов в рудах, относительно простые горно-геологические и природно-климатические условия, наличие инфраструктуры в ряде стран Африки, дешевая рабочая сила - все это обуславливает высокую рентабельность добычи и обогащения. Стремление российского бизнеса, государственного и частного, вовлекать в свою орбиту наиболее перспективные месторождения континента уже отчетливо проявилось. Одна из немногих конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей в нашей стране - строительство атомных электростанций. Но эти станции нужно обеспечивать обогащенным ураном, которого у нас не хватает. Стимул к участию в добыче урана - в Африке ли, Канаде или Австралии - очевиден. При этом мы сталкиваемся с ожесточенной конкуренцией со стороны стран Запада и Китая.

Теперь о нефтегазовых ресурсах. Мы - впереди планеты всей по добыче углеводородов. А по запасам нефти пока что - отнюдь не в лидерах.

Насколько известно, на ближайшие десятилетия альтернативы углеводородам в качестве главного источника энергии нет.

Какое место Африки в деле добычи и экспорта нефти и газа? В Африке проживает 15% населения планеты, но на него приходится лишь 3% мирового коммерческого потребления энергии. Страны континента суммарно производят почти 12% энергетического сырья (в пересчете на потребляемую энергию) мира, и наблюдается тенденция к существенному росту этого показателя.

Примерно в 2025 году потребности в нефти таких стран, как Бразилия, Китай, Индия, вырастут вдвое. Пока что лишь Бразилия открыла крупное месторождение нефти, но насколько оно покроет ее потребности, трудно сказать.

Запад давно осознал важность африканских запасов нефти и газа в условиях дефицита углеводородного сырья по всему миру. Капиталовложения в отрасль резко выросли. По оценкам аналитических подразделений ведущих транснациональных нефтегазовых корпораций, в ближайшие 10-15 лет добыча нефти в Африке (включая шельфовую зону) может расти примерно по 6% в год. Кризис лишь в ограниченной мере оказал сдерживающее воздействие на приток иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль Африки. В 2009 году они увеличились здесь на 4%, в то время как в мире в целом упали на 16%.

Ожидается, что к 2030 году 30% капиталовложений в офшорную добычу нефти и газа в мире будет приходиться на акватории Африки. Дальновидные США уже создали военную структуру специально для Африки - АФРИКОМ ради контроля над транспортными путями и общей ситуацией.

Пока что большая часть запасов нефти сконцентрирована в пяти странах континента - Ливии, Нигерии, Анголе, Алжире, Судане. Нефти в Африке открывают все больше и больше. За первой пятеркой следуют Египет, Габон, Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Чад, Тунис, Камерун, ДРК. Нашли нефть в Уганде, Эфиопии и других странах.

Согласно открытым данным отдела экономической разведки «Бритиш Петролеум» (BP), в 2009 году в Африке добывалось 9,7 млн. баррелей нефти в день. Основные производители располагались в следующем порядке: Ангола, Нигерия, Алжир, Ливия, Египет, Судан, Экваториальная Гвинея, Республика Конго, ДРК, Габон, Чад, Тунис, Камерун. Если считать в привычных нам тоннах, то в этих параметрах добыча нефти в Африке - приблизительно 459 млн. тонн, что примерно равно российскому производству (на 35 млн. т меньше)1.

Естественно, что большая часть добычи приходится на ТНК («Экссон-Мобил», «Шеврон», «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Тоталь») и ряд американских компаний второго уровня. Но здесь нужно отметить нового тяжеловеса на континенте - Китай.

Будем учитывать, что в 2010 году Китай обогнал Японию по ВВП и стал второй экономической державой мира. И это не считая потенциала тесно связанных с Китаем Гонконга, Сингапура и вообще хуацяо, то есть этнических китайцев-предпринимателей в ЮВА. Золотовалютный резерв КНР составил к концу марта 2011 года 3,04 трлн. долларов2. Можно с большой долей уверенности предположить, что Китай наметил своей стратегией максимальную скупку ископаемых ресурсов Африки.

Импорт нефти из Африки в Китай в 2009 году составил примерно 63 млн. тонн, в США - 107 миллионов, в Европу - 124 млн. тонн. Главный поставщик нефти в КНР - Ангола (14%), обогнавшая по экспорту в Китай Саудовскую Аравию и Иран, второй - Судан, третий - Экваториальная Гвинея. Китай забирает две трети нефтяного экспорта Судана (ситуация пока не изменится при расколе страны на два государства), инвестирует в разведку, добычу, нефтепереработку, транспортировку в этой стране в условиях, когда западные компании ушли из Судана. И при этом не обращает никакого внимания на западные санкции против Хартума. Китайские нефтяные компании действуют также в Анголе, Нигерии, Республике Конго, Алжире, Кот-д’Ивуаре, Намибии, Эфиопии.

Китайское проникновение в Африку многолико: займы, беспроцентные кредиты, гранты, строительство железных и шоссейных дорог, электростанций, жилых кварталов, торговых центров, школ, больниц, поставки оружия, обучение десятков тысяч африканцев в Китае, регулярные саммиты и взаимные визиты на высшем уровне. Китайских ресторанов в Африке давно уже больше, чем «Макдоналдсов».

В последние месяцы проводились празднования 50-летия многих африканских стран, ведь 1960 год стал Годом Африки, когда получили независимость десятки бывших колоний. И каждой стране-юбиляру Китай дарит по 50 своих люксовых машин. Китайцы подарили на строительство штаб-квартиры Африканского союза в Аддис-Абебе 100 млн. долларов и быстро завершают стройку. Здания МИД, парламентов во многих странах - китайские подарки. Строят дороги, мосты, аэродромы - все это, как правило, в кредит. В обмен - доступ к богатствам континента. Африканцы не возражают, хотя есть трения и противоречия.

При оценке перспектив добычи углеводородов в Африке стоит принять во внимание следующие факторы: пик добычи нефти здесь еще не пройден; экологические и другие требования к ТНК в Африке менее жесткие, чем в других регионах; транспортировка с месторождений континента удобнее и дешевле, чем, например, из Центральной Азии; политические риски меньше, чем на Ближнем Востоке.

Особый вопрос - по газу. Главные производители - Алжир, Египет, Нигерия, Ливия. Европа ввозила из Африки в 2009 году примерно 78 млрд. м3 газа. В общем потоке импортного газа в Европу в 2006 году у России было 35%, у Африки - 21%. В 2009 году у РФ - 30,7%, у Африки - 18%3.

Из Северной Африки в Европу строятся три новых газопровода. Кооперация газовых комплексов североафриканских стран может получить развитие в посткризисный период. С появлением новых экспортеров из Египта и Ливии ежегодно начнут поступать на европейский рынок дополнительно примерно 46 млрд. кубометров газа, что приведет к резкому обострению конкуренции. Не исключено, что со временем три североафриканских государства - Алжир, Египет и Ливия - образуют некий неформальный альянс. Его физическим подкреплением может стать транссевероафриканский газопровод, идея создания которого уже давно витает в воздухе. Не исключено, что Северная Африка выступит на европейском рынке в качестве поставщика природного газа с объемами, которые превзойдут экспортные возможности Норвегии и бросят вызов экспортной мощи России.

Европейский рынок активно осваивают и страны Тропической Африки, в частности Нигерия. На предприятии по сжижению газа планируется строительство четвертой линии, а затем - и пятой. К африканскому клубу экспортеров сжиженного природного газа (СПГ) скоро присоединится еще и Ангола.

Хотя реализация нигерийского и ангольского проектов задержалась, вполне реальны перспективы, что после 2010 года объем поставок газа из стран Северной и Западной Африки в Европу суммарно может вырасти еще на 65-70 млрд. м3 и приблизиться к 140-150 млрд. м3 в год. Спрос же основных южноевропейских импортеров этого газа - Италии, Испании и Португалии - к тому времени, по оценкам, вырастет всего лишь примерно на 55 млрд. м3. Африканский газ сможет дотянуться и до стран Центральной Европы и составит реальную конкуренцию уже существующим российским позициям. Кризис отодвинул, но не снял осуществление этих планов.

Пока что афро-российская конкуренция на европейском газовом рынке не всеобъемлющая, а охватывает лишь отдельные территориальные сегменты этого рынка, преимущественно Северное Средиземноморье. Кроме того, и Африка, и Россия пока сильнее реагируют на конкурентное давление, не столько взаимное, сколько «постороннее», прежде всего на конкуренцию ближневосточных стран (Катар) и других поставщиков газа.

Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, проблемы с обеспечением ведущих индустриальных стран сырьевыми ресурсами будут в обозримом будущем последовательно нарастать. Роль Африки как одного из последних широко осваиваемых источников углеводородов не только сохранится, но будет еще значительней. Соперничество мировых держав за африканские нефтегазовые ресурсы будет обостряться. Борьба за африканские энергоносители в основном будет вестись между тремя центрами - ЕС, США и КНР. Китай же станет последовательно наращивать свое присутствие на африканском континенте и теснить Запад как потребителя африканских природных ресурсов. Прочие игроки могут рассчитывать лишь на частичное участие в этих процессах.

Роль России в разделе африканского «углеводородного пирога» в ближайшее десятилетие будет ограниченной. Однако по ряду секторальных направлений (газовому, созданию нефте- и газотранспортной инфраструктуры) Россия - реальный конкурент и для Запада, и для Китая.

Что касается позиций России в Африке (наш товарооборот - 6,34 млрд. долл. в 2008 г.)4, то нужно быть прежде всего реалистами. Там доминирует ЕС (общий объем товарооборота - 374,1 млрд. долл. в 2008 г.). США (134,1 млрд. долл.)5 несколько впереди Китая (106,1 млрд. долл.)6. Конечно, в кризисные 2009 и 2010 годы произошло падение этих цифр. В процентном отношении за 20 лет товарооборот Китая с Африкой вырос раз в 30, США - в 7-8 раз, Европы - в 3,5 раза, России - раза в три7. (Данные основаны на статистике нашей таможни, а часть товаров вывозится через филиалы, офшоры и т.п.). Тенденции и место России ясны.

Старый русский вопрос: «Кто виноват, и что делать?»

Кто виноват - ясно. Виновата неэффективная в 1970-1980-х годах советская экономическая система (экономическое сотрудничество с Африкой было заменено на ВТС) и провальные 1990-е годы, когда расхватывалась государственная собственность и было не до Африки.

Что делать?

1. Определиться с приоритетами - что нам реально нужно?

2. Определиться с точечными направлениями наших усилий - каким африканским странам уделять особое внимание? Какие виды деятельности для нас наиболее перспективны?

3. Определиться, какие ресурсы - государственные и частные - можно бросить на достижение поставленных целей? При этом помнить нашу беду: мы действуем растопыренными пальцами. У нас нет реальной координации различных действующих лиц в Африке. Даже нельзя сравнивать с действиями Китая, в отношении которого часто используют термин «China Inc.», то есть «Корпорация Китай».

Особо возрастает роль продуманной государственной политики в отношении экономического сотрудничества с отдельными (ключевыми с точки зрения российских интересов) странами Африки и обеспечения государственной поддержки российскому бизнесу, работающему на этом направлении. Причем речь идет как о финансово-экономической, правовой и политической поддержке, так и о научно-исследовательской, информационно-пропагандистской поддержке, роль которой вновь открывают для себя все более или менее значимые страны мира.

4. Определиться, кто в Африке может быть - нет, пока не союзником, а надежным, доброжелательным партнером и на государственном, и на частном уровнях. В Африке в некоторых странах политическая, военная, интеллектуальная элита была сформирована в Советском Союзе. Например, Рязанское училище ВДВ закончил нынешний Президент Мали. В СССР учился и в первом браке состоял с русской Президент Анголы. Все руководство Министерства обороны Анголы говорит по-русски. Это поколение африканских лидеров через пять-десять лет уйдет. Нужно хотя бы сейчас использовать остатки прежних возможностей и возобновить в широких (а не жалких, как сейчас) масштабах подготовку африканских кадров.

Несмотря на все проблемы, Африка сейчас развивается в среднем быстрее, чем мир в целом. И будет развиваться достаточно быстро. Задача России найти здесь свое место.

 

 

 1BP Statistical Review of World Energy 2010. P. 6, 9 // http://www.bp.com/statisticalreview

 2Китай намерен сократить свой валютный резерв на две трети // Zero Hedge. USA. 24.04.2011 // http://www.perevodika.ru/articles/18439.html

 3Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy 2007. P. 30; 2010. P. 30.

 4Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за 2009 г. //http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new

 5WTO. International Trade Statistics 2009: Table A12 - EU, USA //http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2009_e/its2009_e.pdf

 6WTO. International Trade Statistics 2009: Table A14 - China //http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2009_e/appendix_e/a14.xls

 7China-Africa Trade and Economic Relationship Annual Report 2010; Monthly Bulletin of Statistics. N.Y., 1991, June; WTO. International Trade Statistics 2009: Table A2, Table A12;  Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за 2009 г. //http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new