Улица Пречистенка. Одна из самых древних улиц столицы, сохранившая при этом облик позапрошлого столетия. Нарядные фасады наперебой демонстрируют стили старой Москвы: ампир, барокко, историзм, модерн… Почти каждый дом здесь может похвастаться именем знаменитого архитектора или звучными фамилиями владельцев и жильцов.

Дом №20, в котором сейчас располагается Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса, вобрал в себя практически все эти компоненты, архитектурные и исторические, позволившие отнести здание к памятникам культуры федерального значения.

Особняк имеет богатую историю. По преданию, до пожара 1812 года на этом месте был дом доктора Христиана Лодера, который позднее прославился своим методом лечения великосветских недугов прогулками на свежем воздухе. Однако достоверных сведений об этом не сохранилось. После пожара здесь появился двухэтажный особняк, обладавший характерным для московских зданий того времени строгим и лаконичным классическим фасадом. По одной из версий, к сожалению, не имеющей документального подтверждения, к проекту здания имел отношение великий архитектор Матвей Казаков.

Возведенный на одной из самых аристократических улиц Москвы, особняк сменил немало именитых владельцев: Хованских, Орловых, Ермоловых.

После графини Е.Ф.Орловой, прославившейся чудачествами (ее домашняя шутиха «дура Матрешка» была известна всему городу, и даже императору Александру I), дом был приобретен для героя Отечественной войны и покорителя Кавказа Алексея Ермолова (1777-1861 гг.), который провел в нем последние десять лет своей жизни. Генерал по причине преклонного возраста отошел от военных дел, но принимал участие в московской общественной жизни и даже был избран начальником городского ополчения во время Крымской войны. Дом на время стал чем-то вроде штаба ополчения.

Позднее здесь жил предприниматель Владимир Дмитриевич Коншин, фигура тоже весьма примечательная. В авторитетном путеводителе В.А.Никольского «Старая Москва» Коншин отрекомендован следующим образом: «Здесь жил московский «лорд Биконсфильд», как его звали в насмешку,  дом которого славился полным отсутствием книг: на весь дом была одна книга -  официальное описание коронации Александра II». В другом месте поясняется, что прозвище предприниматель заслужил за свое пристрастие к примулам, которое разделял и настоящий лорд Биконсфильд (Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Великобритании того времени).

Однако на самом деле Владимир Коншин был более глубокой и сложной личностью. Достаточно сказать, что он был деловым партнером и родственником Павла Третьякова (Коншин был женат на сестре Павла - Елизавете). Интересно, что другая сестра знаменитого мецената, София, вышла замуж за архитектора Александра Каминского. Поэтому неудивительно, что для реконструкции своего дома Коншин пригласил в 1873 году именно этого, тогда уже опытного и знаменитого мастера.

Контакты с художественной и артистической средой Коншин поддерживал на протяжении всей жизни и неслучайно свою дочь он выдал замуж за Анатолия Чайковского, родного брата великого композитора.

А дом на Пречистенке в начале XX века приобрел миллионер-промышленник А.К.Ушков, владевший чайными плантациями по всему миру. Дом был вновь перестроен, причем фасад стал почти буквальным повторением особняка Ушкова в Казани (ныне одна из главных достопримечательностей города), спроектированного архитектором Карлом Мюфке. В ходе этой, второй по счету перестройки дом окончательно утратил классические черты. Фасад украсили обильным лепным декором с филигранными и выразительными изображениями орлов, грифонов, львиных голов, дубовых и лавровых ветвей. На втором этаже появился фигурный балкон c изысканной кованой решеткой, повторяющейся в литой ограде слева от дома.

В интерьере дома, в соответствии с требованиями моды, появились «тематические» залы: помпейский, римский, два наполеоновских, севрский и, конечно же, мавританский. Последний, как показала проведенная уже в наши дни экспертиза, проектировал гений эпохи - Федор Шехтель. По счастью, он сохранился в виде, позволившем провести реставрацию, которая вновь открыла взглядам восточное великолепие: красномраморный камин, инкрустированный золотом и бронзой, и совершенно феноменальный купол потолка, напоминающий своды арабских мавзолеев.

Обновленный особняк предназначался для жены Ушкова, Зинаиды Высоцкой, но супруги быстро расстались, а в доме вскоре поселилась вторая жена промышленника - прима-балерина Большого театра Александра Балашова. В это время в здании появляется балетный репетиционный зал с зеркальными стенами.

После революции в доме разместилась хореографическая школа-студия знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан. И здесь же, после знакомства с Дункан, жил и работал поэт Сергей Есенин. Символично, что эмигрировавшая балерина Балашова поселилась в Париже в доме, где до того жила Айседора Дункан.

В 1930-х годах в доме помещалась Выставка охраны материнства и детства, а затем здание было передано Наркомату иностранных дел.

ГлавУпДК бережно относится к доверенному его попечению историческому и культурному наследию. Проведенная Главным управлением в 1999 году реставрация особняка признана победителем конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры Москвы.