В УСЛОВИЯХ финансово-экономического кризиса состояние экспортных составляющих российской экономики обретает особую значимость. Руководство страны считает военный экспорт важным средством валютных поступлений, занимающий совокупное второе место после экспорта нефти и углеводородов, но, в отличие от последних -  природных ресурсов, использует продукты высоких технологий. Согласно официальным данным, по итогам 2008 года зарубежные военные поставки России достигли 8,35 млрд. долларов. При этом военно-техническое сотрудничество России (ВТС) в той или иной степени и в разных масштабах охватывает 80 государств мира. В России не скрывают, что и в 2009 году имеются намерения держать эту планку на высоком уровне вопреки всем кризисным явлениям.

По словам замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) А.Фомина, в 2009 году Россия планирует увеличить экспорт вооружения до 8,5 млрд. долларов, или на 6%.

Вместе с тем, хотя и в меньшей степени, кризис так или иначе коснется и военного экспорта. На данный момент вырисовываются, по крайней мере, четыре круга проблем, которые могут повлиять на его динамику и перспективы. Первый круг связан с кризисными явлениями в экономиках стран - импортеров российского вооружения. Второй - с непосредственным положением дел у российских производителей вооружений. Финансовый кризис способен затруднить получение ими кредитов, а также сырья и комплектующих, необходимых для производства соответствующей продукции. Третий круг связан с искусством возможного - продуктивностью работы госпосредника на мировом рынке вооружений, его способностью чутко улавливать изменения, новые веяния и координировать усилия всего военно-экспортного механизма, искать новых партнеров для сотрудничества. Четвертый и вытекающий из предыдущего круг проблем - это обострение конкуренции на мировом рынке оружия.

Внешний рынок

ВПОЛНЕ ЛОГИЧНО предположить, что кризисные явления в экономике стран - покупателей российского вооружения на деле могут привести к отказу от ряда ранее заключенных контрактов, принятых обязательств или ограничить их выполнение в объеме и растянуть во времени. Нельзя исключать, что в складывающихся условиях некоторые покупатели российского оружия сократят свои бюджетные расходы, в том числе и те, которые планировались на оборонные нужды. Поскольку среди российских клиентов немало государств, добывающих нефть (а цены на нее бывают весьма неустойчивыми), многие из них не могут не сокращать свои бюджеты. На экономику других, не нефтедобывающих стран кризис также оказывает определенное негативное воздействие, во всяком случае, заставляет их задуматься над приоритетными направлениями собственного развития и обеспечения безопасности государства.

Не случайно, надо полагать, на выставке "Аэро Индия-2009", которая прошла в феврале 2009 года в индийском городе Бангалоре, российскими представителями не было подписано новых контрактов, несмотря на их заявления о проведении ряда важных встреч и переговоров. При этом индийское руководство, а Индия до недавнего времени являлась крупнейшим импортером российских вооружений и продукции военного назначения (ПВН), утверждает, что, несмотря на кризис, вовсе не намерено сокращать средства на перевооружение собственной армии. По словам заместителя министра обороны Индии П.Кумара, она истратит до 2012 года на новую технику около 30 млрд. долларов. Судя по последней информации, Индия, скорее всего, не сокращает ВТС непосредственно с Россией, но увеличивает его с другими странами - производителями вооружений и военной техники (ВВТ) настолько, что российская доля в индийском военном импорте имеет тенденцию к сокращению.

В целом кризис коснулся практически всех стран - покупателей российского вооружения. Может быть, в меньшей степени Китая - другого до недавнего времени крупнейшего покупателя российской ПВН. Однако в российско-китайском ВТС также наметилась тенденция к сокращению в силу ряда известных причин.

Что же касается экономик нефтяных стран Ближнего Востока и Персидского залива, то они являются главными мировыми экспортерами нефти и в настоящее время прилагают большие усилия по оздоровлению собственных банковских систем. Страны Юго-Восточной Азии, объединенные в группировку АСЕАН, испытывают те же проблемы и на своем последнем саммите в конце февраля 2009 года были заняты формированием антикризисного фонда в размере 120 млрд. долларов.

Более-менее благоприятные прогнозы просматриваются относительно развития ситуации в латиноамериканских странах, и прежде всего Мексики, с которыми Россия намерена активно сотрудничать. Согласно докладу Межамериканского банка развития и Латиноамериканской федерации банков, "ведущие банки стран Латинской Америки крепки, надежны, платежеспособны и ликвидны в соответствии с требованиями, изложенными в Базельской конвенции, что позволит им преодолеть кризис с наименьшими потерями.

Но если в области заключения новых контрактов наблюдается некое затишье, то, во всяком случае, существуют контракты уже заключенные. В принципе, нужно иметь в виду, что в текущем году и ближайшей перспективе военные поставки осуществляются на основе уже заключенных межправительственных соглашений и контрактов, которые, скорее всего, будут выполнены или в определенной степени реструктурированы. Вместе с тем над Россией нависла реальная угроза уже в текущем году потерять ряд контрактов, которые находились в стадии обсуждения сторонами и были уже доведены до определенной стадии договоренности. Однако до настоящего времени практически не известны случаи, чтобы контракт на поставку российских вооружений и военной техники был сорван по причине неплатежеспособности того или иного клиента. Более того, руководители большинства стран мира, особенно развивающихся, которые составляют основную массу российских клиентов, твердо полагают, что на военных расходах экономить не стоит.

Тем не менее руководство "Рособоронэкспорта" не склонно видеть для себя трагедию в сокращении объемов ВТС с Китаем и Индией, рассчитывая компенсировать эти "потери" расширением взаимодействия с Алжиром, Венесуэлой, Сирией и некоторыми другими партнерами.

Ситуация в сфере отечественного ОПК

ХОТЯ РОССИЙСКОЕ РУКОВОДСТВО, как и руководители многих других стран, на данном этапе считает, что "на обороне не экономят", кризис, переживаемый самой Россией, может сказаться на ряде ее позиций. Прежде всего это связь предприятий ОПК с оказавшимися в сложном экономическом положении поставщиками, например, сырья или комплектующих, а также проблемы, возникающие в связи с взаиморасчетами и кредитованием производства ВВТ. Все это вполне может сказаться на способностях предприятий обеспечить выполнение (обслуживание) заказов для стран-импортеров частично или в полном объеме. На предприятиях отечественного ОПК экспортная составляющая занимает весомую долю. Все они в высокой степени заинтересованы в развитии военного экспорта. Но именно в производственном цикле неисполнение работ в полном объеме означает невыполнение заказов в целом, и если хотя бы одно звено выпадет из производственной цепи, то конечный продукт будет недоукомплектован и, следовательно, полностью непригоден для экспорта. Выполнение заказов производителями связано не только с финансированием, но и с получением сырья, комплектующих у других предприятий, в том числе из более подверженной ударам кризиса гражданской сферы. Такие нестыковки имели место и до кризиса, но в этот период они могут проявиться более остро.

Еще в самом начале кризиса, в ноябре 2008 года российское руководство считало, что мировой финансовый кризис уже негативно отразился на предприятиях ОПК, которые стали испытывать трудности с производством продукции для нужд Минобороны. Целый ряд предприятий "оборонки" начал испытывать острую нехватку оборотных средств для обеспечения выпуска готовой продукции и передачи ее заказчику. И хотя на разных предприятиях ситуация складывается разная, но в целом она весьма болезненна для отрасли. Тогда же курирующий отрасль вице-премьер С.Иванов обвинил российские банки в том, что они поднимают процентные ставки по выданным кредитам и затягивают предоставление новых кредитов оборонным предприятиям, пытаясь получить дополнительную прибыль. Более того, по его словам, многие банки настойчиво пытаются изменить основные условия уже заключенных кредитных договоров, поднять ставки с 9-12 до 15-18%. Что же касается новых контрактов, то банки с государственным участием увеличили процентную ставку до 18%, а коммерческие подняли ее выше 20%.

Имели место высказывания и иного рода. Так, министр промышленности и торговли России В.Христенко заявил, что кризис не коснулся ОПК, поскольку тот имеет государственное финансирование и государственный оборонный заказ (ГОЗ). Тем более что ОПК может подстраховываться, производя гражданскую продукцию. В мае 2009 года появились сообщения о срыве отдельных сделок на поставку Индии современных вооружений, в частности в области транспортной авиации, морских патрульных самолетов. Российский военный эксперт Р.Пухов считает, что вина здесь лежит на российской стороне, которая запаздывала с разработками или сроками выполнения заказов.

О тесной взаимосвязи военного экспорта и ГОЗ говорилось немало. Механизм зарубежных военных поставок не может работать четко и продуктивно, если отечественные предприятия не загружены ГОЗ. ГОЗ - своего рода индикатор, показывающий, что в стране военное производство существует, развивается или, наоборот, стагнирует. Увеличение ГОЗ позволит существенно обновить военную технику, состоящую на вооружении Российской армии и повысить качественную составляющую военного экспорта в целом. Поэтому российское руководство вовсе не случайно в условиях кризиса решило уделить большее внимание этой проблеме. Осенью прошлого года сообщалось об увеличении ГОЗ в 2009 году на 70 млрд. рублей до рекордно высокой отметки 1,2 трлн. рублей. Основную часть средств планировалось пустить на создание и закупку новой военной техники, в частности по линии ВМФ. При этом на 2010 год планируется новое увеличение ГОЗ на 40 млрд. рублей, а в 2011 году - еще на 60 млрд. рублей. Всего за период 2009-2011 годов на ГОЗ будет выделено 4 трлн. рублей. ГОЗ позволит говорить о стабильном производстве ПВН, военной техники, сохранении военного производства, специалистов и кадров, повышении технологического уровня.

Если это обещание удастся выполнить, то, по крайней мере, российские предприятия ВПК будут обеспечены заказами на предстоящие три года и должны будут сохранить уровень производства. ГОЗ начинает поступать производителям. В частности, сообщалось, что РСК МиГ только в первом квартале 2009 года получили ГОЗ в размере 11 млрд. рублей из общего пакета в 17,3 млрд. руб.

Правительство России также предложило банкам с большой долей государственного участия (Сбербанку, ВТБ, Внешэкономбанку) кредитовать выполняющие ГОЗ предприятия ОПК в плане обеспечения их оборотными средствами, в том числе для выплаты зарплат сотрудникам, пролонгирования кредитных линий по заключенным ранее соглашениям, для субсидирования процентных ставок по кредитам.

Кризис заставил российское руководство корректировать ситуацию. В конце января правительство сделало важное уточнение: господдержку в период кризиса получат лишь те предприятия ОПК, которые испытывают проблемы в связи с возникшей ситуацией, а не те, которые таким образом намерены решить застаревшие проблемы и управляются неэффективно. Во время проведенного в Екатеринбурге совещания по реализации ГОЗ предприятиями Уральского федерального округа было высказано намерение осуществлять тщательный отбор организаций, которым господдержка действительно необходима. Было также названо число предприятий, которые могут твердо рассчитывать на господдержку (около 400).

В начале марта 2009 года на заседании правительственной комиссии по предупреждению банкротства вице-премьер С.Иванов заявил, что правительство не только не сократит финансовую помощь стратегическим предприятиям ОПК, но и выделит им дополнительно 3 млрд. рублей в целях предотвращения необоснованных и преднамеренных возбуждений дел о несостоятельности стратегических предприятий в целях их банкротства.

В феврале 2009 года было объявлено, что для решения проблем ОПК в рамках реализации антикризисных действий государство планирует выделить соответствующим предприятиям дополнительно 50 млрд. рублей. Из них 15 млрд. рублей пойдет на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, 12 млрд. рублей. - на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров для госнужд по ГОЗ и 3 млрд. рублей - для предупреждения банкротства стратегических предприятий. 20 млрд. рублей планируется направить на капитализацию отдельных предприятий ОПК. 26 марта этого года председатель правительства России В.Путин подписал постановление о государственных субсидиях процентных ставок по кредитам для предприятий ОПК в 2009 году.

Примечательно и то, что правительство России в условиях кризиса решило законодательно закрепить такое понятие, как государственное регулирование цен на вооружение, военную и специальную технику, и распространить этот механизм на всех исполнителей заказа. Дело в том, что до недавнего времени различные российские производители, особенно те, которые получали право выхода на внешний рынок, достаточно произвольно устанавливали цены, что на практике подчас приводило к срыву заключенных контрактов. Одновременно, по словам С.Иванова, была поставлена задача усилить антимонопольное регулирование поставщиков важнейших видов материально-технических ресурсов: сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства вооружений и военной техники.

Искусство возможного

В ПРИНЦИПЕ, основные задачи всему задействованному в военном экспорте механизму в условиях кризиса поставил Президент России Д.Медведев в ходе заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в феврале 2009 года. Прежде всего, он призвал безукоризненно соблюдать требования к качеству продукции, быстро оформлять договора и четко их исполнять. Кроме того, по его словам, сами контракты должны основываться на реальных возможностях ОПК, не должны быть "дутыми и необоснованными", а ценообразование - вменяемым и прозрачным, что особенно  важно в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке оружия. Д.Медведев призвал уделить максимальное внимание дисциплине: "Не должно быть просрочек в поставках". Президент также посоветовал госпосредникам внимательнее относиться к рынкам и "смотреть в разные стороны" - начинать сотрудничать с новыми странами, но при этом и старых партнеров не растерять.

Однако в процесс военных поставок, в отличие от иных видов товара, политика всегда вносит свои коррективы. В начале 2009  года в СМИ достаточно широко обсуждался вопрос о возможной поставке Ирану российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300, переговоры о которых шли с 2005 года. Стоимость контракта оценивалась, как минимум, в 1 млрд. долларов. В случае реализации сделки Россия не нарушила бы ни одного из ныне действующих международных соглашений. Но эти поставки с самого начала вызывали резкое недовольство Вашингтона, поскольку США намеревались радикально решить вопрос с иранской ядерной программой. Российские ЗРК, по сути, выбивали бы у американцев из рук очень важный рычаг нажима на Тегеран в виде угрозы использования силы. Однако в свете новых веяний в российско-американских отношениях, связанных с их "перезагрузкой", этот вопрос остается подвешенным. Официально российская сторона утверждает, что на данном этапе он не обсуждается.

Вопрос не сдвинулся с мертвой точки и после визита в Москву 18 февраля 2009 года министра обороны Ирана М.Наджара. Иран, ставший за последние годы одним из крупнейших покупателей российской ПВН, крайне заинтересован в этой сделке, даже в плане давления на США, и в условиях неудачи с приобретением ЗРК С-300 вполне может угрожать России свертыванием других военных контрактов. Возможно, такой подход России побудит иранцев с большей охотой вступить в переговоры с США. Но вот оценят ли достаточно этот российский шаг в Вашингтоне - это еще вопрос.

Что не получается с Ираном, Россия пытается реализовать на другом направлении. В этом плане очень важным представляется давно забытое ВТС со странами ближнего зарубежья. В феврале 2009 года министр обороны Казахстана Д.Ахметов сообщил, что его страна намерена приобрести достаточное число дивизионов С-300.

Российская сторона может добиться результата и в случае активизации поиска новых клиентов, и развития или возобновления ВТС с теми странами, с которыми Россия взаимодействовала ранее. Здесь, очевидно, необязательно гнаться за "контрактами века" и в ряде случаев вполне продуктивнее бывает довольствоваться малыми контрактами. ФГУП "Рособоронэкспорт" начинает активнее работать на этом направлении. В феврале 2009 года  госпосредник сообщил о возможности налаживания отношений ВТС с Афганистаном в целях содействия Москвы перевооружению афганской армии. Сигналы к сотрудничеству шли от канцелярии Президента Афганистана Х.Карзая. В апреле 2009 года состоялся визит в Россию премьер-министра Ирака Н. аль-Малики. Как стало известно из иракских источников, накануне визита в Министерстве обороны Ирака обсуждался вопрос о возобновлении ВТС с Россией, в связи с чем было принято положительное решение.

Проблема была обсуждена на встречах иракского премьера с Д.Медведевым и В.Путиным. Иракское военное ведомство рассматривает вопрос о приобретении 20 вертолетов российского производства, марка которых не уточняется. Ранее речь шла о вертолетах Ми-17. Однако пока именно США становятся главным поставщиком вооружений Ираку. В ходе состоявшегося в феврале 2009 года визита в Россию Президента Йемена А.А.Салеха стороны также решили развивать ВТС. В апреле были возобновлены переговоры с Турцией о возможной поставке ей боевых вертолетов и систем ПВО. Накануне саммита ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 года Президент Д.Медведев заявил о готовности России продавать самолеты Су-34 своим соседям.

Ясно, что в условиях кризиса сама политика военного экспорта должна стать более гибкой и максимально приближенной к потребностям клиента. Здесь могут быть и кредиты, и отложенные платежи. Иногда бывает нелишне вспомнить и старые схемы военных поставок, от которых одно время тщательно открещивались, например бартер. Глава ФГУП "Рособоронэкспорт" высказался за гибкую ценовую политику и разнообразные формы оплаты - от встречных поставок товаров традиционного национального экспорта и российского участия в реализации экономических проектов этих государств до оплаты в счет погашения прошлых долгов нашей страны. Один из таких кредитов на 1 млрд. долларов будет выдан такому важному клиенту, как Индонезия, на закупку различных вооружений - от вертолетов до подлодок. Ранее ВВС Хорватии были переданы десять вертолетов Ми-171Ш в счет погашения госдолга бывшего СССР. Но при этом для России самым предпочтительным вариантом остается оплата "живыми" деньгами.

Одной из форм выживания военного экспорта является системная организация послепродажного обслуживания российской военной техники, причем поставленной не только за последние месяцы или год-два, а всего спектра военной техники и оборудования, реализованного в разные годы. Известно, что этот аспект торговли российским оружием не всегда привлекал должное внимание со стороны спецэкспортеров. Однако отдельные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, в ВТС с Индией существовали проблемы с поставками запчастей, послепродажным обслуживанием, задержками с принятием необходимых решений в централизованной структуре российских оборонных компаний. Кризис, коснувшийся многих стран-производителей, не коснулся Индии, породив интересную картину. Дели стал требовательнее относиться к цене, ратуя за ее снижение, поскольку стоимость российских ВВТ заметно возрастает и приближается к стоимости западных аналогов. Главком ВМС Индии С.Мехта, в частности, жаловался на то, что, хотя российская техника обходится при покупке дешевле западных образцов, ее дальнейшее обслуживание требует огромных средств.

В феврале 2009 года было подготовлено российско-индийское межправительственное соглашение с целью усовершенствования механизмов обслуживания всей техники российского производства, четкой и ритмичной поставки запасных частей, изделий и принадлежностей (ЗИП), которое, возможно, выправит ситуацию.

В кризисных условиях российский военный экспорт нуждается в дипломатической поддержке. В частности, если иные страны практикуют методы увязок - США связывают создание системы ПРО в Европе с поставками Россией систем ПВО Ирану, Израиль увязывает с этой же проблемой поставки своих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) России, - Россия также могла бы увязывать свои программы взаимодействия с США и странами НАТО, например по Ирану и Афганистану, с конкретными политическими шагами этих стран, например в отношении российско-грузинского конфликта.

Среди других направлений деятельности России, которые способны потенциально повысить ее конкурентоспособность на мировом рынке вооружений и которые в той или иной мере уже опробовались, следовало бы отметить:

1. Адаптацию части российских вооружений к стандартам НАТО, что в перспективе может расширить возможности российского экспорта.

2. Расширение доли мелкомасштабных проектов, не сулящих разовых крупных прибылей, уделив повышенное внимание рынку запчастей, модернизации, обслуживанию, технике двойного и вспомогательного назначения. Рынок запчастей уже в ближайшие годы может приносить доход до 2 млрд. долларов ежегодно.

3. Предоставление лицензий оборонным предприятиям других стран на сборку и частичное производство составляющих.

4. Сведение к минимуму институтов посредников, пожирающих значительную часть всей экспортной выручки. Расширение вместе с тем кооперации вплоть до возможности создания совместных предприятий с теми производственными и научными организациями, которые могут реально способствовать укреплению позиций России на мировом рынке вооружений.

5. Сведение к минимуму подчас необходимой конкуренции между российскими производителями, особенно на внешних рынках.

6. Прекращение не всегда обоснованной череды реорганизаций ОПК и его экспортной составляющей, создание авторитетного и предельно ясного механизма военных экспортных поставок - от принятия политического решения до его практической реализации в самые реально возможные сроки.

7. Обеспечение гибкой реакции на пожелания покупателей относительно комплектации. Военным производителям уделять внимание комфортности рабочих мест операторов боевых систем и удобству их работы.

8. Строгую защиту интеллектуальной собственности производителей вооружений и боевой техники.

Обострение конкуренции

ПО МНЕНИЮ РЯДА ЭКСПЕРТОВ, мировой финансовый кризис может заставить основных конкурентов действовать еще более жестко на мировом рынке оружия. Прежде всего это относится к Соединенным Штатам, которые действуют в двух направлениях - пытаются с помощью различных рычагов быстро занять все возможные бреши на мировом рынке оружия, а также ослабить позиции России на ее традиционных рынках.

Последние шаги американского руководства свидетельствуют о том, что оно старается максимально раскрутить маховик зарубежных военных поставок, тем самым заметно поддержать свой ОПК. В условиях кризиса Соединенные Штаты предлагают на экспорт все или значительную часть того, что не могут реализовать на своем внутреннем рынке. Так, в марте 2009 года после того, как Пентагон решил уменьшить свои потребности в закупке новейших истребителей F-22 с 750 единиц до 250, производители пригрозили, что в таком случае производство этой передовой техники будет остановлено, потери понесут смежники, субконтракторы, а Америка потеряет тысячи рабочих мест. В результате было решено пойти на небывалый шаг - развернуть экспорт этих самолетов под иным наименованием F-35 "Лайтнинг" в союзные страны - Японию, Австралию и Израиль. До этого момента речь об экспорте F-22 не шла вообще, и такая техника предназначалась исключительно для вооружения ВВС США.

В текущем году США намерены быстро заполнить иракскую брешь на рынке оружия. Ясно, что Ирак, потерявший огромную часть своих вооружений сначала в ходе войны с Ираном, потом в противоборстве с США, в результате войны с силами коалиции, нуждается в переоснащении своих вооруженных сил. С 2005 года администрация Дж.Буша планировала начать переоснащение иракской армии и силовых структур. Однако всерьез опасаясь, надо полагать, того, что уровень стабильности в стране не вызывает особого доверия к иракским силовым структурам, так и не шла на решительные шаги. Ситуация стала меняться с развертыванием кризиса, начиная с осени 2008 года. Тогда началась реализация программы поставки американских вооружений и военных услуг Ираку на сумму в 10,9 млрд. долларов. Если эта программа будет продолжать реализовываться, а в Вашингтоне намерены ее осуществить большей частью до вывода основной части контингента американских войск из этой страны,  то есть до 31 августа 2010 года, то Ирак станет получателем американского оружия номер один в мире, а суммарный объем военных поставок Ираку достигнет 20 млрд. долларов.

Желая, очевидно, в каком-то смысле подсластить пилюлю российской стороне, Министерство обороны США высказалось при этом в том плане, что кредиты по линии американской программы зарубежных военных поставок могут включать выделение до 15% средств на закупку иностранной (неамериканского производства) военной техники. Как утверждал помощник министра обороны США по вопросам глобальной безопасности Дж.Бенкерт, под эту статью могут подпасть вертолеты российского производства Ми-17, которые иракская сторона выразила желание приобрести.

США стремятся вытеснить Россию из района Ближнего и Среднего Востока, особенно с новых или относительно новых для нее рынков стран Персидского залива. Это, в частности, коснулось такого важного покупателя, как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). В 1990-х годах Россия поставила в ОАЭ 500 новейших бронемашин БМП-3, а в 2000 году заключила контракт на разработку и поставку зенитно-ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) "Панцирь" и в перспективе намеревалась поставить более совершенную систему "Бук" и даже ЗРК С-400. Это не могло не обеспокоить Соединенные Штаты, которым вопреки настроениям Конгресса (большинство конгрессменов неодобрительно относится к поставкам современного американского вооружения на Ближний Восток, которое потенциально может использоваться против Израиля) удалось провести очередную грандиозную сделку. 20 декабря 2008 года было достигнуто соглашение о продаже ОАЭ американских вооружений на сумму примерно в 9 млрд. долларов, центральным звеном которой станет самая современная американская система ПВО ЗРК театра военных действий THAAD на сумму 3,3 млрд. долларов. Остальную часть сделки составляют РЛС крупнейших производителей военной техники "Локхид Мартин" и "Рейтеон", а также военные вертолеты.

Вполне можно рассматривать и ситуацию с Ираном как попытку Вашингтона ослабить российские позиции в этой стране, с которой США стараются завязать диалог. В 1970-х годах США своими массированными поставками передовой на то время военной техники стремились превратить Иран в региональную державу. Сейчас же в Вашингтоне отнюдь не хотят, чтобы нынешний Иран превратился в таковую с помощью России или кого бы то ни было еще. На данном этапе весь сыр-бор разгорелся вокруг российских поставок Тегерану ЗРК С-300. При этом в Вашингтоне считают, видимо, что, в случае срыва сделки, ВТС России и Ирана может осложниться и по ряду других направлений. Вашингтон использует при этом разные методы - то выражает прямое недовольство этой сделкой, то пытается включить ее в своего рода разменный пакет вкупе с системой ПВО в странах Восточной Европы. При этом США никак не могут упрекнуть Россию в том, что она нарушает какие-либо международные договоренности. Вопрос здесь представляется достаточно прозрачным: в случае поставок российских систем ПВО, возможности силового нажима США на Иран резко уменьшаются.

Однако было бы неверным говорить, что в отношениях с США везде может быть только жесткая конкуренция. Россия должна использовать все шансы и для нахождения взаимопонимания с Вашингтоном, если обе страны имеют схожие цели. Вполне возможны совместные шаги по укреплению армии и правоохранительных структур Ирака, тем более что в этом случае сделаны определенные намеки из американской столицы, аналогичные действия в Афганистане, некоторых других местах. В конечном итоге необходимо совместно с Соединенными Штатами вести дело к ограничению региональной гонки вооружений, к формированию таких региональных систем безопасности, которые служили бы реальным гарантом недопущения возникновения местных войн и конфликтов.