«Международная жизнь»: Впервые за всю историю ОБСЕ саммит Организации проходил в азиатской столице. Как бы вы оценили результаты этой встречи?

Марк Перрен де Бришамбо: Можно сказать, что это был очень позитивный саммит. В нем приняли участие главы 25 стран вместе с другими высокопоставленными должностными лицами, и уже это можно считать большим достижением Организации. Саммит после некоторого периода сомнений и проблем в Организации вновь обратил особое внимание на вопросы панъевропейской безопасности. И после весьма продолжительного времени нам наконец удалось принять консенсусную декларацию, которая содержит подтверждение неуклонной приверженности всех государств ценностям и обязательствам этой организации во всех сферах ее деятельности. Она обращена в будущее и касается самого широкого спектра проблем, решаемых нами, что придало мощный импульс развитию ОБСЕ. Хотел бы обратить внимание на некоторые вопросы, которые трудно разглядеть невооруженным глазом. Особенно это касается отношений между Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом.

Ко времени нашего прибытия в Астану уже была проделана большая подготовительная работа представителями трех ведущих «игроков» в ОБСЕ. Мы воспользовались представленными разработками в более широком контексте. Положительному результату способствовала и благоприятная атмосфера на саммитах НАТО и Совета Россия - НАТО в Лиссабоне. В Астане государства подтвердили роль ОБСЕ как форума для озвучивания и решения проблем безопасности. Мы не приняли плана действий, но мы близко подошли к этому благодаря доброй воле и большой работе многих участников этой встречи. И тот факт, что мы не пришли к конкретному плану, является не следствием разногласий по широкому кругу проблем, а касается лишь одной ограниченной области.

«Международная жизнь»: Какую роль играет Россия в деятельности Организации?

М. де Бришамбо: Министр иностранных дел России С.В.Лавров сразу после саммита дал очень глубокое и вдумчивое интервью, которое заслуживает изучения. Кстати, я распространил его на недавней встрече в Вене с политологами и аналитиками. Это тщательно проработанный, сбалансированный текст, который правдиво отражает происходившее в Астане. Интервью подтвердило постоянный и неизменный интерес к нашей организации со стороны Российской Федерации. Российская сторона весьма аргументированно и сильно высказывается по тем пунктам, которые вызывают у нее несогласие и неудовлетворенность. В то же время оказывается и энергичная поддержка нашей организации. ОБСЕ было бы трудно эффективно работать и функционировать без проявления доброй воли, внимания и поддержки со стороны России.

Однако требуется поддержка и со стороны всех других участников. С этим все намного сложнее. Во времена  администрации Буша энтузиазм в отношении ОБСЕ был более сдержанным. В Евросоюзе происходили многочисленные трансформации, в результате чего ЕС стал уделять больше внимания своим собственным проблемам, зачастую игнорируя потенциал сотрудничества, который можно было бы реализовать в рамках ОБСЕ. Мы должны преодолеть это и вновь вовлечь в активную работу в ОБСЕ ключевые страны-участницы, которые проводят конструктивную политику в Организации. На основе работы, проделанной в Астане, мы должны убедить государства-участники по-новому взглянуть на возможности ОБСЕ как уникальную площадку для выражения своей точки зрения, разговора о будущем и поиска коллективных решений, с тем чтобы не стать заложником своих особых интересов. И нам удалось, благодаря конструктивному участию ключевых стран-участниц, не свалиться в пропасть во время наших обсуждений в Астане. Хотя, если быть до конца честным, такая угроза присутствовала.

«Международная жизнь»: Удалось ли саммиту в Астане сблизить в какой-то степени позиции стран - участниц этой организации по отдельным направлениям?

М. де Бришамбо: Действительно, я считаю, что была проделана большая работа, хотя она и проходила в тяжелых условиях. Никогда ранее в истории ОБСЕ подобные встречи не были организованы за столь короткое время. Формально решение о проведении саммита было принято только в августе, и всего за несколько недель мы заручились согласием всех участников по повестке дня. Были приложены большие усилия для сближения позиций государств. Хотелось бы отметить особую роль и вклад председательства Казахстана, избравшего очень смелый способ при подготовке итоговых документов, которые могли бы быть приемлемы для всех стран-участниц. И здесь проявляются отличия от работы ООН, где каждое государство предлагает собственные варианты. В случае же с документами Астанинского саммита казахское председательство разрабатывало свой собственный текст, выносило его на обсуждение всех стран и затем с учетом их замечаний готовило новую улучшенную редакцию проекта.

Такой метод положительным образом способствовал сближению позиций и приблизил к консенсусу. Считаю, что итоги Астанинского саммита являются хорошим признаком улучшения климата в Европе, и ОБСЕ выступает не только в качестве барометра, но и инструмента для улучшения погоды на континенте.

Хочу отметить, что принятый документ является отправным, он демонстрирует, чего можно добиться совместной работой. Его по праву можно рассматривать как успех. Это очень сбалансированный текст. Была проделана огромная работа по широкому спектру вопросов, и удалось посадить за один стол всех 56 участников. Россия внесла большой вклад в разработку этого документа. В итоге у  нас были проблемы всего лишь с тремя словами, а не с семью страницами.

«Международная жизнь»: Будет ли этот документ использоваться на предстоящей встрече министров или, может быть, он будет еще обсуждаться в ОБСЕ с последующим принятием решений?

М. де Бришамбо: Можно предположить, что мы воспользуемся результатами проделанной в Астане работы и приданным там импульсом, с тем чтобы продолжить ее по определенным направлениям непредвзято и самым активным образом. Продолжатся дискуссии по широкому кругу вопросов, затронутых в тексте декларации. Не считаю нужным концентрировать внимание на имевших место негативных оценках саммита, которые появились после обнародования окончательного текста. Это было бы непродуктивным в ближайшей перспективе. Важно продолжать диалог и регулярные встречи. Именно такой подход мы рекомендовали Литве, которой переходит председательство в ОБСЕ в 2011 году, - работать с хорошим настроением и в то же время поддерживать проведение самых широких обсуждений по различным вопросам.

«Международная жизнь»: В настоящее время у многих стран и организаций наблюдается кризис идентичности. Эту проблему, в частности, поднимал министр иностранных дел Сергей Лавров. Какие существуют способы его преодоления?

М. де Бришамбо: Россия внесла свой позитивный вклад, участвуя в работе ОБСЕ, стремясь к достижению консенсуса в Астане и тем самым содействуя успеху саммита. Ваша страна сыграла важную роль в анализе причин кризиса идентичности ОБСЕ.

«Международная жизнь»: Что должно последовать за этим, что должно придать дополнительный импульс деятельности ОБСЕ? Мы по-прежнему находимся в критической ситуации?

М. де Бришамбо: Сущность и задачи ОБСЕ заключаются именно в том, чтобы всегда действовать в критической ситуации. Ни разу не было ситуации, когда она не была бы критической.

«Международная жизнь»: Президент России Дмитрий Медведев дал совет, как выйти из кризиса:  нужно модернизировать Организацию, адаптировать ее к современным реалиям.

М. де Бришамбо: Мы постоянно этим занимаемся. Мы последовательно выступаем с инициативами, которые учитывают изменения ситуации в мире и регионе.

«Международная жизнь»: Хотел бы задать вопрос, касающийся инициативы по европейской безопасности, недавно выдвинутой Президентом Д.Медведевым. В свое время с аналогичной идеей выступал Шарль де Голль: Европа от Атлантики до Урала, Владивостока.
И М.Горбачев внес свой вклад в развитие этой идеи. Мы видели позитивные заявления и комментарии в этом направлении от ведущих европейских стран, особенно Франции, Италии и, конечно, Германии. Как ОБСЕ могла бы способствовать проведению подобных обсуждений и обеспечению позитивного развития этой идеи?

М. де Бришамбо: Если взглянуть на декларацию, принятую в Астане, то вы увидите отражение этой идеи. Посчитайте, сколько раз упоминается словосочетание «неделимая безопасность» - довольно часто. Посчитайте, сколько раз говорилось о концепции «сообщества безопасности», причем в различных контекстах. Это было бы невозможно без настоятельного призыва двух президентов - России и Франции - обратить повышенное внимание к панъевропейской безопасности и тем структурам, которые ее обеспечивают. Идея необязательно облекается в ту форму, как предлагалось, например, в Берлине в июне 2008 года или в распространенном Россией проекте Договора европейской безопасности перед встречей министров в Афинах в конце 2009 года. Она может принять и другие формы. Это можно наблюдать и в документах Лиссабонской встречи стран НАТО. В этом смысле отклик на предложение российской стороны не следует искать в отдельно взятой организации. Это можно ощущать в духе, витающем в различных структурах, которые занимаются совместной работой по обеспечению безопасности. Это отслеживается во взаимоотношениях между Россией и ЕС, в роли ОДКБ и СНГ. Это может обрести форму, и у нас имеются, как я полагаю, хорошие перспективы на формирование нового климата в международных отношениях.

«Международная жизнь»: ОБСЕ всегда стремилась к свободе передвижения граждан разных стран, развитию гуманитарных контактов, ослаблению визового режима. Ряд европейских стран поддерживают эту идею в интересах развития бизнеса, культурного обмена, поездок ученых. Как вы относитесь к обсуждению вопроса об отмене визового режима между Европой и Россией?

М. де Бришамбо: Существует безвизовый режим между странами СНГ, не требуются визы внутри Шенгенской зоны. Очевидно, что проблема заключается в расширении таких зон. Да, действительно, свобода передвижения отражена в Хельсинкских документах, здесь нет никаких вопросов. Также нельзя не сказать и о логике и динамике работы Евросоюза. Это довольно большой и сложный механизм, который требует много времени и учета различных интересов при выработке решений. У меня создается ощущение, что наблюдается поступательное движение в этом вопросе. Этот процесс следует рассматривать в рамках двусторонних контактов. На недавней встрече на высшем уровне России с ЕС это проявилось со всей очевидностью.

«Международная жизнь»: Может ли этот процесс идти в разных фазах, в первую очередь для представителей бизнеса, науки, студентов, СМИ, в области образовательных обменов, туризма. Как надо это делать: постепенно или пакетом?

М. де Бришамбо: Я не являюсь специалистом в этой области. Очень сложно провести границу между различными категориями, когда вы выезжаете в качестве журналиста, ученого или туриста, или просто в качестве человека. Когда вы приезжаете в Вену, вы приезжаете во всех трех качествах. Эту проблему следует рассматривать в более широком плане.

«Международная жизнь»: Как вы оцениваете возможность сотрудничества с Организацией Договора о коллективной безопасности, особенно в таких областях, как борьба с терроризмом, наркоторговлей?

М. де Бришамбо: Мы наладили хорошие рабочие взаимоотношения между ОБСЕ и ОДКБ. Генеральный секретарь Н.Бордюжа часто посещает Вену, он выступал на Постоянном совете, встречался с послами ОДКБ. Совсем недавно между нами состоялся телефонный разговор относительно новой инициативы ОБСЕ по обеспечению безопасности в Киргизии. Я его информировал о том, что должно произойти. Он в курсе наших намерений, что и когда мы будем инициировать. ОБСЕ регулярно приглашают на мероприятия ОДКБ. За это время нам удалось выстроить наши отношения на основе взаимной открытости и доверия. Да, у нас нет меморандума о взаимопонимании, но даже если бы он и был, я не представляю, как бы он смог повлиять на природу и интенсивность наших отношений. Хотя, если бы идея заключения такого меморандума нашла поддержку всех участников ОБСЕ, я бы ее приветствовал.

«Международная жизнь»: Оглядываясь назад, на прошедшие шесть лет, о каких бы главных достижениях или неудачах вы могли бы сказать, что приносило разочарование или радость?

М. де Бришамбо: Мы переживали сложные ситуации, стоит лишь вспомнить август 2008 года. Наряду с этим были и счастливые моменты, которые доставляли мне личное удовольствие. Например, мне удалось убедить Австралию присоединиться к ОБСЕ в качестве азиатского партнера по сотрудничеству.

У нас реализуется большой проект с Украиной по утилизации ракетного топлива - меланжа, над которым я напряженно работал. Также имеется крупный проект по укреплению безопасности границ в Центральной Азии. Над всем этим приходилось напряженно трудиться, но эта работа принесла большое удовлетворение. Мы тесно и слаженно работали вместе с российскими партнерами.

«Международная жизнь»: Если говорить кратко, что бы вы пожелали вашему преемнику?

М. де Бришамбо: Удачи.

«Международная жизнь»: Считаю, что главным достижением М. де Бришамбо является то, что он показал, в чем должна заключаться роль генерального секретаря. За время его нахождения в Вене эта роль существенно повысилась. Во время критических ситуаций, как, например, в августе 2008 года, во время кризиса Косова и ряда других осложнений генеральный секретарь проявил свои лучшие качества «честного брокера». Оставаясь на нейтральных позициях, Марк подсказывал пути выхода из критических ситуаций и решения проблем. Если бы партнеры более внимательно, без излишней ревности прислушивались к рекомендациям генерального секретаря, урегулировать их можно было быстрее и лучше. Нам было бы интересно услышать о будущих планах Марка Перрена де Бришамбо.

М. де Бришамбо: Я не раскрываю своих планов на будущее. Я по-прежнему сохраняю место в Высшем административном суде Франции. Могу вернуться туда в любое время и с радостью заняться работой.