Армен Оганесян: Юрий Викторович, как правило, когда человек принимает на себя ответственность возглавить столь серьезную структуру, как Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), он определяет для себя план действий, приоритеты в работе. Какие цели и задачи вы поставили для себя, какие из них наиболее первостепенные?
Юрий Федотов: Я выступаю в двойном качестве: возглавляю Управление ООН по наркотикам и преступности и одновременно руковожу офисом ООН в Вене, координируя деятельность ряда международных организаций (Комитет ООН по космосу, ЮНСИТРАЛ и др.).
Что же касается наркотиков и преступности - это важнейшее направление международной деятельности. По существу, речь идет о глобальном вызове планетарного масштаба. Управление ООН работает по различным направлениям борьбы с международной преступностью. Это и наркопреступность, и незаконная торговля людьми, коррупция, отмывание денег, терроризм. В борьбе с этими вызовами необходим скоординированный комплексный подход.
К примеру, если говорить о наркоторговле, то потоки наркотиков не могут идти без коррупции, без подкупа чиновников. Нелегальным путем выручаются колоссальные средства. Вдумайтесь: преступные доходы наркодилеров составляют ежегодно более 100 млрд. долларов. Эти колоссальные средства изымаются из бюджетов государств, отвлекаются от нужд развития и используются в преступных целях. Не секрет, что терроризм получает существенную подпитку именно с помощью наркоденег. Все это звенья одной цепи. Именно поэтому международному сообществу важно иметь глобальную, всеохватывающую стратегию борьбы с транснациональной преступностью.
Для меня, пожалуй, главная задача - добиться максимальной эффективности работы офиса. Здесь работают квалифицированные специалисты, издается немало интересных аналитических материалов, разрабатываются различные программы. Так что потенциал для этого есть.
По моему мнению, результат нашей деятельности должен оцениваться не только правительствами, но и простыми людьми. Если благодаря программам УНП ООН на улицах станет меньше наркотиков, меньше преступности, если снизится уровень коррупции, а права человека будут уважаться при любых обстоятельствах, то это для нас будет главным мерилом успеха.
Конечно, в условиях серьезного финансового кризиса мы как организация, зависящая в основном от добровольных взносов государств больше чем на 90%, должны считать деньги и добиваться максимальной отдачи от наших операций, от наших программ и проектов. Мой лозунг: меньшими затратами добиться как можно большего.
Армен Оганесян: Президент России Дмитрий Медведев заявил о глобальном плане по борьбе с наркотрафиком. Как вы оцениваете ситуацию в целом? С чем в основном придется сталкиваться России? Как ООН может содействовать уменьшению уровня потребления наркотиков в нашей стране?
Юрий Федотов: Глобальный план, предложенный Президентом Российской Федерации, безусловно, заслуживает всяческой поддержки. И думаю, что сам факт, что Д.А.Медведев высказался в пользу такого плана, лишь подтверждает то, что все наши решения, я имею в виду ООН, не всегда выполняются. Многие из них остаются на бумаге.
Глобальный план действий по борьбе с наркотрафиком был принят год назад. Сейчас надо ставить вопрос о том, чтобы от принятия плана переходить к конкретным действиям.
Необходимо действовать по трем взаимосвязанным направлениям. Первое - борьба с наркобизнесом, начиная с производства и заканчивая потреблением наркотиков. Необходимо уничтожать наркопосевы, пресекать потоки наркотрафика по всем направлениям, а также прекурсоров, которые используются для производства наркотиков, отслеживать преступные цепочки отмывания доходов, полученных от производства и продажи наркотиков, наконец, добиваться сокращения потребления наркотиков, а также оказывать медицинскую помощь лицам, которые по той или иной причине сели на «иглу» - стали жертвами наркотрафика.
Во всем мире, и Россия не является исключением, превалирует гуманный подход к наркоманам. Люди, пристрастившиеся к этому зелью, не должны рассматриваться как преступники. Они жертвы, им требуется лечение, реабилитация при соблюдении их прав. Преступников же, которые вовлекают их в это и продают наркотики, надо строго наказывать.
Второе направление - это, как уже отмечалось, всеобъемлющий учет всех факторов, связанных с оргпреступностью. Не только наркоторговля, но и борьба с отмыванием денег, коррупцией, другими видами незаконной торговли людьми и товарами.
И третье направление - координация усилий в географическом плане на национальном, региональном и глобальном уровнях.
И когда по всем трем направлениям нам удастся добиться согласования действий, тогда мы сможем сказать, что у нас есть реальная перспектива положить конец наркобизнесу.
Армен Оганесян: Недавно была проведена совместная операция России и НАТО, в ходе которой было уничтожено четыре лаборатории в Афганистане. Определенный материальный урон был, конечно, нанесен, но ведь, по многим данным, в Афганистане имеется порядка 200 лабораторий. К тому же накопленных запасов наркотиков хватит на многие годы. Скажите, пожалуйста, итоги саммита Россия - НАТО в Лиссабоне дали какие-то результаты в этом плане?
Юрий Федотов: УНП ООН может только приветствовать расширение связей между Россией и НАТО в рамках Совета Россия - НАТО на антинаркотическом направлении. Со своей стороны в Центре обучения под Санкт-Петербургом Россия будет обучать не только афганских наркополицейских, но и пакистанских. УНП ООН способствовало тому, чтобы Пакистан присоединился к этому проекту.
Я был в Пакистане на министерской конференции Трехсторонней инициативы, которая включает в себя Пакистан, Иран и Афганистан. Эти страны стремятся наладить более тесное региональное сотрудничество. Несмотря на трудности, имеется несомненный прогресс в развитии такого взаимодействия, включая обмен разведданными, совместное патрулирование, координацию операций и т. д.
Что же касается уничтожения посевов, то, естественно, это должно оставаться важной частью глобальной антинаркотической стратегии. Но нельзя только уничтожать посевы и лаборатории и считать, что задача будет выполнена. Сейчас в Афганистане основное производство наркотиков сосредоточено в пяти провинциях. 20 провинций используются для транзита наркотиков и, возможно, производства, но там не выращивается опийный мак. Это уже хорошо.
Я был в Кабуле, встречался с Хамидом Карзаем, общался с министром по борьбе с наркотиками. Они заверяют, что борьба с наркопосевами, включая их уничтожение, является национальным приоритетом страны. Как показала встреча с губернаторами всех афганских провинций, понимание важности этой задачи есть. Однако искоренение посевов и ликвидация лабораторий не даст результатов, если афганским крестьянам не будет предложена реальная альтернатива зарабатывать деньги законным путем. Поэтому эта задача должна решаться в общем комплексе усилиями всех основных игроков, в первую очередь правительства Афганистана, также других государств и международных организаций.
Сейчас обозначилась другая тревожная тенденция. Если, в соответствии с последней статистикой, производство опиатов и кокаина находится примерно на стабильном уровне, даже из-за неурожая в Афганистане объемы производства опиатов снижаются, то высокими темпами идет налаживание производства синтетических наркотиков. Многие из них по своему действию не уступают героину, а синтетические наркотики могут производиться в любой стране. Следовательно, пути наркотрафика становятся короче.
Армен Оганесян: О прекурсорах, о которых вы упомянули. Не секрет, что их производят в Европе, и невозможно без них производить синтетические наркотики…
Юрий Федотов: Это не такое уж сложное производство. Главное то, что их не производят в Афганистане, они туда попадают. А объемы этих химикатов достаточно внушительные, и перевозить их скрытно очень сложно. Прекурсоры подпадают под категорию товаров двойного назначения. Есть и законные способы их использования. Одна из главных задач, которые мы преследуем, заключается в том, чтобы пресечь незаконный оборот прекурсоров. Это прописано и в нашей стратегии «Радуга», которая активно осуществляется в этом регионе. Сейчас идет подготовка к новой конференции в рамках «парижско-московского процесса» (конференция министерского уровня в рамках «Парижского пакта»: «Париж-2 - Москва-1»). Надеюсь, что такая конференция может состояться в 2011 году в Вене на высоком уровне.
Армен Оганесян: Организации, входящие в систему ООН, могли бы разработать план перехода на независимую от наркотиков афганскую экономику, предложить модель развития Афганистана правительству Хамида Карзая?
Юрий Федотов: Мы этим и занимаемся вместе с нашими партнерами из других международных организаций, в том числе системы ООН, такими как ФАО, ПРООН, ЮНИДО. В частности, довольно обещающим направлением альтернативного сельского хозяйства в Афганистане, помимо зерновых культур, может стать выращивание шафрана, который очень востребован в этой части мира. Но этого, конечно, недостаточно. И работу надо продолжать. И со стороны афганского правительства существует понимание того, что этим надо заниматься.
Более того, и в Пакистане, и в Афганистане я почувствовал серьезную озабоченность руководства этих стран тем, что сейчас эти страны, до этого известные как страны производства и транзита наркотиков, сами становятся жертвами наркомании. И Президент Зардари, и Президент Карзай с обеспокоенностью говорили о том, что это калечит жизни людей, а главное - расшатывает традиционный уклад жизни общества. Это очень опасно, особенно на нынешнем этапе политической нестабильности в этих странах.
Армен Оганесян: Известно, что наркотрафик проходит по границам некоторых государств Средней Азии. Какие проекты УНП ООН осуществляет в этом регионе?
Юрий Федотов: Могу сказать, что при содействии УНП ООН за десять лет буквально на пустом месте была создана антинаркотическая служба Таджикистана. И сейчас она превратилась в достаточно серьезный институт с квалифицированными сотрудниками. К сожалению, в силу многих причин они не в состоянии пресечь весь наркотрафик, особенно в районе Бадахшана, где граница очень сложная. Но тем не менее такое агентство работает. И мы оказываем им помощь и поддержку.
А сейчас УНП ООН планирует новый проект - содействие властям Киргизии в воссоздании их антинаркотического агентства, которое ранее также создавалось при нашей поддержке, а затем было ликвидировано прежним президентом. Мы уже приступили к конкретной работе. И мы рассчитываем, что скоро сможем запустить этот проект, то есть помочь киргизским властям создать эффективно работающую, оснащенную по современным стандартам службу, которая занималась бы борьбой с наркотрафиком.
В Алма-Ате существует Центральноазиатский региональный информационный координационный центр (ЦАРИКЦ), который сейчас тоже становится более активным и эффективным. Все страны Центральной Азии выделили туда своих офицеров связи. Речь идет об обмене информацией, данными о наркотрафике. Эти механизмы существуют. Их довольно много. Задача заключается в том, чтобы наладить слаженную работу.
Армен Оганесян: В июле прошлого года на международном уровне был спровоцирован скандал некоторыми неправительственными организациями, потребовавшими от Генсека Пан Ги Муна отозвать ваше назначение на пост главы Управления ООН по наркотикам и преступности, чтобы таким образом показать Москве, что есть противодействие призывам к уничтожению плантаций опия в Афганистане. МИД России обвинил НПО в связях с нарколобби, посчитав, что эти связи вполне просматриваются. Вы чувствуете какое-либо давление со стороны данного лоббистского движения?
Юрий Федотов: Действительно, было несколько публикаций. Тем не менее Генеральный секретарь ООН принял решение, и оно было поддержано государствами-членами. Не чувствую какого-то дискомфорта сейчас. Наоборот, я признателен за поддержку со стороны многих государств. Думаю, что это будет продолжаться и впредь. Главная моя задача заключается в том, чтобы действовать, не навязывая какую-то позицию, а стараясь помочь государствам найти точки соприкосновения, работать более активно там, где их интересы и позиции совпадают. Так, собственно, и должен работать механизм ООН. В данном случае УНП ООН уходит от того, чтобы давать оценки тем или иным правительствам по вопросам, касающимся лечения наркозависимости, которые порой бурно дебатируются некоторыми неправительственными организациями. Мы стараемся действовать таким образом, чтобы помогать им сообща делать полезное дело - бороться с наркотиками.
Армен Оганесян: Вы отметили, что преступный мир сейчас в своих проявлениях и своей активности взаимосвязан, часто пересекается. Насколько остро стоит перед мировым сообществом проблема нелегальной миграции и работорговли, в каких регионах она особенно острая, что ООН предпринимает, чтобы с нею справиться?
Юрий Федотов: Это одна из острейших тем, которыми занимается УНП ООН. После того как был принят новый Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми, начинает работу новый добровольный фонд, и УНП ООН будет управлять этим фондом. Я намерен делать все, чтобы средства из этого фонда использовались максимально эффективно и целевым образом, то есть шли на поддержку жертв торговли людьми. Ежегодно в мире рабами становятся от 2 до 3 млн. человек. Это женщины и дети, которых обманным путем, путем принуждения, запугивания, заставляют заниматься проституцией. Это дети, которых заставляют попрошайничать или участвовать в вооруженных конфликтах. Даже есть случаи, когда торговля людьми идет ради того, чтобы воспользоваться ими для изъятия и пересадки органов. Доходы современных работорговцев ежегодно составляют 32 млрд. долларов.
Торговля людьми - это преступный бизнес, с которым бороться очень сложно. К сожалению, люди понимают, что они стали жертвами работорговли, лишь оказавшись в безвыходном положении. Им надо оказывать помощь и содействие. Все страны так или иначе вовлечены в этот процесс. И те страны, откуда направляются живые потоки, через которые они проходят, и, в конце концов, страны, где оказываются эти люди. Необходима поддержка гражданского общества. Сейчас, слава богу, в мире растет осознание того, что это уродливое явление - рабство XXI века - должно исчезнуть.
Армен Оганесян: Юрий Викторович, какова динамика работорговли, она растет или находится на стабильно высоком уровне?
Юрий Федотов: Она находится на стабильном, достаточно высоком уровне. Но одним из главных достижений ООН является принятая в Палермо Конвенция против транснациональной организованной преступности, куда входит и протокол в отношении торговли людьми. А ведь еще десять лет назад торговля людьми не рассматривалась как преступление. Спустя десять лет после Палермо мы можем сказать, что во многих странах приняты соответствующие законодательства, которые предусматривают наказание за торговлю людьми, существуют региональные и общие планы действий, создана разветвленная сеть организаций, которые борются с работорговлей, в том числе и неправительственные организации. Определенные изменения происходят. Но в отношении динамики нам сложно оперировать какими-то цифрами. Если, по нашим оценкам, это может быть 2-3 млн. человек ежегодно, то, по данным других организаций, речь может идти о 30 миллионах.
Более того, необходимо проводить различие между собственно работорговлей - самой опасной частью этой преступной сети, когда люди эксплуатируются помимо их воли как сексуальные рабы, как рабы, которые помогают по хозяйству без всякой оплаты, - и прочим нелегальным оборотом рабочей силы. Но это другого рода преступление, борьба с которым предусмотрена другим протоколом к международной Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.
И торговля людьми, и нелегальная миграция, конечно, неразрывно связаны с коррупцией. Потому что без коррупции, без подкупа чиновников невозможно наладить нелегальный оборот людьми, перевозить их из одной страны в другую, решать эмиграционные вопросы. Это все звенья одной цепи, которую надо разрубить.
Армен Оганесян: Теперь о космосе: скоро у нас знаменательная дата, она не за горами - полувековой юбилей первого полета человека в космос.
Юрий Федотов: Мы, конечно, готовимся отметить это событие. Будет целый ряд мероприятий и в апреле, и в течение года. Можете не сомневаться, Комитет ООН по космосу и офис ООН в Вене внесут достойный вклад в празднование знаменательной годовщины - 50-летия первого полета человека в космос. Это будет крупное знаковое событие, которое мы постараемся должным образом отметить.
Армен Оганесян: Какое место космическая тема занимает в деятельности Венского центра ООН?
Юрий Федотов: Космическая тема здесь обсуждается в основном применительно к правовым аспектам и некоторым практическим - сотрудничеству между государствами. Это очень важное направление, нацеленное на то, чтобы обеспечить более тесное сотрудничество государств в мирном использовании космического пространства, в достижении космической техники в целях развития их экономик и улучшения взаимопонимания.