НА ФОНЕ глобального экономического кризиса, погрузившего в депрессию развитые страны, формируются новые центры мировой экономики - Китай, Бразилия и Индия. По мере становления нового технологического уклада они возникают на очередной длинной волне экономического роста. Мировая финансовая система становится поливалютной, а однополярная глобализация сменяется формированием крупных региональных экономических союзов. Вслед за Евросоюзом в Юго-Восточной Азии формируется гигантская зона свободной торговли АСЕАН, в Южной Америке - Таможенный союз МЕРКОСУР, в Северной Америке - НАФТА. Одним из таких интеграционных образований на евразийском пространстве стал Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Формирование единой таможенной территории важно не только для развития торговли. Оно улучшает условия для восстановления и развития научно-технического и производственного потенциалов отраслей экономики, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью с использованием международных кооперационных связей. К примеру, в любом сложном белорусском изделии около половины стоимости составляет российская комплектация. Аналогичным образом во многих российских машинах и оборудовании присутствуют белорусские комплектующие и казахстанские материалы. Поэтому снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников.
Благодаря снятию таможенных и других межгосударственных барьеров существенно снижаются транзакционные издержки во взаимной торговле. По наблюдениям участников внешнеэкономической деятельности, до половины времени, затрачиваемого на транспортировку внешнеторговых грузов, расходуется в транспортных очередях при пересечении таможенной границы. Ее устранение существенно облегчает кооперацию производства товаров, комплектующие к которым производятся в разных государствах.
Создание таможенного союза, таким образом, означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта, а также создание крупного общего рынка с едиными правилами игры. Пошаговое расширение этого рынка делает нашу экономику более устойчивой, способной к самосохранению в условиях глобального кризиса.
Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС создается тремя наиболее крупными государствами этого объединения - Россией, Беларусью и Казахстаном. В интеграционных процессах, к сожалению, не участвует второе по экономическому потенциалу государство СНГ - Украина, которая была одним из инициаторов формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) с Россией, Беларусью и Казахстаном. После «оранжевой революции», совершенной под звездно-полосатым флагом, она вышла из этого процесса, руководствуясь мифом о европейской интеграции. Разрушительный эффект этого шага в полной мере проявился в ходе нынешнего кризиса, который для украинской экономики оказался катастрофическим.
Так, по состоянию на 1 июня 2009 года темпы падения промышленного производства (к соответствующему периоду прошлого года) составили 31,9%, в машиностроении - 53,7%, в химии и нефтехимии - 36,4%. Инвестиции упали на 39,5%. Кризисное падение украинского ВВП было самым глубоким в СНГ и одним из самым глубоких на евразийском континенте. Произошла резкая девальвация гривны, рухнул ряд системообразующих банков, которые были не в состоянии расплатиться по иностранным кредитам, обрушился фондовый рынок, на треть снизились реальные доходы населения.
Отрыв Украины от России происходил не сам по себе. Столь самоубийственный для украинской экономики курс не мог складываться автоматически - наоборот, «невидимая рука рынка» постоянно удерживала украинскую экономику на орбите сотрудничества с Россией. Посредством ангажированных лиц в украинском руководстве антироссийский вектор задавался Киеву Вашингтоном исходя из официальных целей американской геополитики на постсоветском пространстве. Последние сводятся к поощрению дальнейшей дезинтеграции исторической территории Российской империи и СССР, ослаблению и, согласно откровениям классика американской геополитики Бжезинского, расчленению Российской Федерации. При этом ключевое значение в американской геополитике на постсоветском пространстве имеет отрыв от России Украины. Согласно лежащей в ее основе формуле Бжезинского «Россия без Украины не может быть сверхдержавой». У этой формулы есть историческое (Украина - колыбель российской цивилизации), экономическое (Украина - наиболее развитый в промышленном и сельскохозяйственном отношении регион российской и советской империй), географическое (Украина - это выход к теплым морям и землям, к которым традиционно стремился вынужденный жить в неблагоприятном климате русский народ), геополитическое (Украина - крупнейшее государство Европы с населением около 50 млн. человек, большинство из которых воспитано в русской культуре) объяснения.
Крах антироссийской доктрины «оранжевого» руководства стал очевидным во время глобального экономического кризиса, который высветил критическое значение российского рынка для украинской экономики. Ее вывод из катастрофического состояния лежит в направлении расширения традиционных производственно-технологических кооперационных связей с российскими предприятиями, углубления интеграции с российской экономикой. Произошедшая на Украине смена власти и нормализация российско-украинских отношений сопровождались быстрым улучшением состояния украинской экономики. В 2010 году объем производства машиностроительных предприятий, как ожидается, возрастет на 24% по сравнению с 2009 годом - до 33 млрд. грн., в 2012 году - на 15,3% к 2011 году, до 38 млрд. грн. Начиная с текущего года объемы производства продукции машиностроения начнут увеличиваться на 12-15% в год. Рост промышленного производства, а также прогнозируемый в этом году прирост украинского ВВП на 3-4% в значительной степени основывается на оживлении торгово-экономического сотрудничества с Россией. За первую треть этого года прирост экспорта украинских товаров в Россию составил по отношению к соответствующему периоду прошлого года 70% при среднем приросте украинского экспорта в 28%. На 44% увеличился товарооборот с Беларусью.
Активизация торговли - первый признак восстановления разрушенных за годы «оранжевой» власти экономических связей. Главный потенциал роста украинской экономики лежит в сфере возобновления производственно-технологической кооперации с российскими предприятиями в высокотехнологических отраслях промышленности. К примеру, только в авиационной промышленности потенциал роста выпуска изделий, производимых в рамках российско-украинской кооперации, оценивается более чем в 10 млрд. долларов, в ракетно-космической сфере - не менее чем 3 млрд. долларов, в атомном и электротехническом машиностроении - не менее чем в 5 млрд. долларов в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе интеграционный эффект для указанных отраслей будет на порядок выше.
Объективная экономическая целесообразность указывает на необходимость полноценного участия Украины в процессах экономической интеграции на постсоветском пространстве. В течение многих столетий государства СНГ развивались как единая страна с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом - от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. При этом экономика СССР не была примитивной, по структуре производимой продукции она соответствовала уровню развитых стран, в том числе по показателям доли обрабатывающей промышленности, включая машиностроение и производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл - от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные предприятия и лишило их возможностей сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии. Выжить удалось в основном примитивным видам деятельности, не обремененным сложными кооперационными связями.
По различным оценкам, из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства в 1990-х годах от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. Наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем научно-производственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций. Политика экономического развития, ориентированная на выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики, предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства.
Сегодня, когда Россия и другие государства СНГ стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства становится объективной необходимостью. За два последних года в этом направлении проделана колоссальная работа. Создан Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Его формирование является фундаментом для построения Единого экономического пространства, которое планируется завершить к началу 2012 года.
В настоящее время Украина не участвует в этих интеграционных образованиях, несмотря на очевидную экономическую целесообразность. Об этой целесообразности говорят и расчеты макроэкономического эффекта создания Таможенного союза и ЕЭП, проведенные на основе интегрированной модели межотраслевого баланса четырех государств1.
При этом полномасштабное создание ЕЭП предполагает формирование общей системы стратегического планирования в отличие от Таможенного союза, ограниченного созданием общего рынка товаров.
Согласно проведенным расчетам, макроэкономический интеграционный эффект полномасштабного создания ЕЭП составит за пятилетний период свыше 480 млрд.долларов дополнительного прироста ВВП, за десятилетний период - свыше 770 млрд. долларов (Табл. 1). Для Украины участие в ЕЭП дало бы дополнительное увеличение ВВП более чем на треть в десятилетней перспективе.
Табл. 1. Абсолютная величина интеграционного эффекта полномасштабного создания ЕЭП
в долл. США
|
в млрд. долларов |
|
За 5 лет |
За 10 лет |
|
Россия |
345,8 |
566,8 |
Беларусь |
16,4 |
30,2 |
Казахстан |
28,0 |
46,8 |
Украина |
90,7 |
128,8 |
Итого |
480,9 |
772,6 |
При ограничении интеграционного объединения только созданием общего рынка товаров (Таможенного союза) макроэкономический эффект оказывается существенно ниже, также оставаясь весьма значительным и достигая в десятилетней перспективе 400 млрд. долларов (Табл. 2).
Табл. 2. Абсолютная величина интеграционного эффекта второго сценария
в долл. США
|
в млрд. долларов |
|
За 5 лет |
За 10 лет |
|
Россия |
70,3 |
305,3 |
Беларусь |
2,8 |
14,3 |
Казахстан |
8,2 |
20,7 |
Украина |
9,8 |
58,8 |
Итого по странам ЕЭП |
91,0 |
399,0 |
(Источник: Глазьев С., Клоцвог Ф. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // Российский экономический журнал. 2008. № 7/8)
Согласно расчетам по данной модели, неучастие Украины в ЕЭП почти вдвое снижает величину интеграционного эффекта, а также может обернуться не только упущенной выгодой, но и прямым ущербом, если повлечет за собой возведение новых таможенных и других барьеров во взаимной торговле. Такая опасность есть в ситуации, когда наряду с отношениями свободной торговли с государствами СНГ Украина планирует формирование аналогичных зон с Евросоюзом. Если последнее состоится, у ее партнеров из Таможенного союза могут возникнуть сомнения относительно целесообразности сохранения отношений свободной торговли, так как в этом случае у украинских предприятий возникает преимущество в производстве товаров из европейских комплектующих. К тому же для государств - России, Беларуси и Казахстана, - составляющих единую таможенную территорию, вся Украина станет в этом случае гигантской свободной экономической зоной. Таким образом, следствием неучастия Украины в Таможенном союзе и ЕЭП при вхождении ее в зону свободной торговли с ЕС может стать прекращение режима свободной торговли с Россией и другими государствами - членами Таможенного союза. Негативные последствия этого для украинской экономики намного превысят призрачные выгоды от гипотетического режима свободной торговли с ЕС.
Высокая макроэкономическая эффективность создания единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины достигается прежде всего за счет расширения кооперационных связей и рынка взаимного товарообмена продукции обрабатывающих отраслей промышленности, которая по своим конкурентным возможностям не может быть реализована на рынке других стран. Устранение таможенных барьеров особенно важно для кооперации в сфере производства машиностроительной продукции, при которой комплектующие подчас по нескольку раз пересекают границу с соответствующим увеличением трансакционных издержек. При этом размер интеграционного эффекта в значительной степени зависит от степени переориентации российского экспорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов с рынка дальнего зарубежья на рынок стран ЕЭП. Увеличение поставок российских топливно-сырьевых ресурсов в эти страны будет способствовать дополнительному росту экономики этих стран и, следовательно, расширению емкости их рынка для российской продукции.
Расчеты подтверждают, что из всех форм интеграции наиболее эффективной является ЕЭП, предполагающее наряду с общим рынком товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов проведение согласованной макроэкономической политики, реализацию общих целей социально-экономического развития, обеспечивающих максимальное использование совокупного ресурсного потенциала интегрируемых стран.
Преодоление нынешнего кризиса предполагает опережающее развитие нового технологического уклада, с расширением которого начнется новая длинная волна экономического роста2. Научно-промышленный комплекс стран СНГ располагает рядом передовых заделов в некоторых направлениях роста нового технологического уклада. В том числе есть объективная возможность создания конкурентоспособных на мировом рынке корпораций в сфере атомной, авиационной, ракетно-космической промышленности, в сфере информационно-коммуникационных, нано- и биотехнологий, входящих в ядро нового технологического уклада. Вместе с тем ни одна из республик бывшего СССР не располагает самодостаточным набором производств в этих областях. Активизация ранее созданного в рамках общего народнохозяйственного комплекса научно-производственного потенциала потребует существенного расширения производственно-технологической кооперации между предприятиями различных государств СНГ. В особенности между предприятиями России, Украины, Беларуси и Казахстана, в которых была сосредоточена основная часть союзной наукоемкой промышленности, ее инфраструктуры и сырьевой базы. Перспективным является создание совместных корпораций в области атомной, авиационной, ракетно-космической и металлургической промышленности, в которых может достигаться значительный синергетический эффект объединения научной, производственной и сырьевой составляющих общего воспроизводственного контура.
Совместные действия участников интеграции должны быть подчинены воплощению в жизнь единой стратегии опережающего развития. В условиях происходящего глобального экономического кризиса, обусловленного замещением доминирующих технологических укладов, необходимо правильно оценить перспективные направления развития нового технологического уклада и опережающим образом воплотить их в производстве в промышленных масштабах. Важной предпосылкой реализации стратегии опережающего развития является формирование общих приоритетов и программ развития, вовлечение в их осуществление научно-технического потенциала стран СНГ.
Россия, Беларусь и Казахстан активно наверстывают упущенные за годы дезинтеграции производственно-технологические связи, создавая соответствующие институты. Наряду с уже действующим Таможенным союзом и формирующимся ЕЭП ими совместно с другими государствами ЕврАзЭС созданы Центр высоких технологий и Антикризисный фонд ЕврАзЭС, реализуются межгосударственные целевые программы. Украина пока не участвует в этих процессах. Необходимость ее подключения диктуется многоуровневыми кооперационными связями, взаимопереплетением и взаимодополняемостью экономик, общностью научно-технического потенциала, производственной базы и методов хозяйствования.
1Глазьев С., Клоцвог Ф. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // Российский экономический журнал. 2008. № 7/8.
2Глазьев С.Ю. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений мировой экономики. Научный доклад. Институт новой экономики. М., 2008.