В современных условиях все более распространяется и усиливается тренд относительно поиска и обеспечения «рабочих» механизмов транслирования национальных интересов на глобальном уровне. При этом большинство используемых международных площадок - в частности, применительно к ООН и НАТО, испытывающих системные трудности в согласовании надгосударственных и государственных приоритетов, - демонстрируют не только дисфункциональность в принятии политических решений, но и кризисность политического доверия среди стран-участниц.

В данной связи актуализируется рассмотрение некоторых политико-региональных практик конструирования межгосударственного взаимодействия на основе общности государственных целей и задач, а также приоритетных направлений взаимовыгодного сотрудничества. Одним из таких вариантов представляется политическое взаимодействие членов БРИКС, ориентированных на укрепление национальных систем безопасности, интеграцию стратегически важных инфраструктурных объектов, проработку совместных мероприятий по экономическим вопросам и т. д.

Основные направления работы государств - членов БРИКС на современном этапе

На данный момент стратегической основой работы государств - членов БРИКС является Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года, устанавливающая три ключевых приоритета межгосударственного партнерства: во-первых, торговля, инвестиции и финансы, во-вторых, цифровая экономика и, в-третьих, устойчивое развитие (изменение климата, энергетика, развитие инфраструктуры, развитие человеческого капитала и продовольственная безопасность) [15].

6-7 июля 2025 года в Рио-де-Жанейро была принята Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2030 года, учитывающая современные проблемы, наблюдаемые в рамках международных отношений и соответствующих глобальных и региональных политических процессов, в очередной раз подтверждающая ранее принятые принципы в сфере экономики, цифровизации и комплексного развития, а также особенно акцентирующая внимание на необходимости совершенствования международной валютной и финансовой системы (в том числе путем реформирования Международного валютного фонда) [21].

В целом оценивая имеющийся политический и экономический потенциал БРИКС, можно отметить, что создаваемое в данной связи комплексное влияние за последние несколько лет демонстрирует существенную позитивную динамику, что также свидетельствует о перспективности данного объединения государств и конструктивности транслируемого геостратегического противодействия западному сообществу - например, в рамках анализа некоторых результатов реализации проектных решений БРИКС в экономическом отношении. Как следует из прогнозов Международного валютного фонда, в 2025 году на БРИКС (БРИКС+) придется около 27% в мировой экономике (31,7 трлн долл.).

Также в конце июня 2025 года появилась информация относительно тройного превышения суммарного темпа роста национальных экономик стран - участниц БРИКС по сравнению с государствами - членами G7. В частности, о геополитической природе противоречий между странами постсоветского пространства и западным миром говорил Президент Российской Федерации в интервью журналисту «России 1» 13 июля 2025 года. Он упомянул о пренебрежительном отношении западных государств к России, сказав, что это «не просто наплевательское отношение, а еще и все это было завязано на явном желании достичь каких-то геополитических преимуществ» [16]. Еще год назад министр иностранных дел Российской Федерации также отмечал, что противостояние России с Западом находится «в полном разгаре» [13].

Особое внимание уделяется реализации инициатив, которые обсуждались в рамках XVI саммита БРИКС, который проходил в Казани в конце октября 2024 года. В частности, речь идет о создании независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры BRICS Clear и развитии перестраховочного потенциала БРИКС через компанию «BRICS (Re) Insurance».

Более того, в рамках БРИКС ведется точечная проработка и оптимизация политического диалога по конкретным направлениям в зависимости от тех или иных условий - в частности, в мае 2025 года страны - участницы БРИКС впервые согласовали совместный план действий по развитию малого и среднего предпринимательства на 2025-2030 годы на фоне тарифной политики Президента США Д.Трампа, а также приняли совместную декларацию о поддержке режима свободной торговли в мировой экономике. Ключевым ориентиром в данной связи является разработка специальных мероприятий по противодействию принятию односторонних ограничительных мероприятий в сфере торговли, продиктованных субъективными и избирательными подходами иных участников международных отношений [4].

В 2025 году страны - участницы БРИКС также могут создать единую логистическую платформу, которая будет базироваться в ОАЭ как у инициатора данного проекта. Предполагается, что подобные действия призваны способствовать объединению совместных платформенных решений и более четкому обозначению общих инфраструктурных и коммуникационных цепочек - от добычи редкоземельных металлов до производства высокотехнологичной продукции (при этом также заявляется, что подобная динамика является не проявлением применения инструментария геополитического доминирования, а доказательством готовности к долгосрочному и стабильному межгосударственному обмену).

Приоритетность и позитивность деятельности в формате БРИКС также подтверждается соответствующими изменениями. В частности, в 2024 году членский состав БРИКС увеличился почти вдвое, а статус партнеров по БРИКС получили еще 13 государств. В целом сегодня в странах - участницах БРИКС производится около 40% мирового ВВП, что дополнительно актуализирует перспективы конструируемого политического и экономического сотрудничества [2].

Политико-правовые аспекты взаимодействия стран - участниц БРИКС в современных условиях

В политическом отношении на уровне БРИКС обсуждаются вопросы, связанные главным образом с осуществлением внешнеполитической координации на фоне обострения двусторонних отношений государств - членов БРИКС с иными государствами, а также расширения деструктивного геополитического влияния стран коллективного Запада [9]. Более того, в официальную актуальную политическую повестку БРИКС включаются вопросы, связанные с формированием и поддержанием системной устойчивости перед объективными глобальными рисками, такими как киберпреступность и кибертерроризм, внутренние вооруженные конфликты, массовая неконтролируемая миграция и т. д.

Соответственно, в предметном отношении речь идет об организации и проведении переговорных мероприятий, направленных либо на решение какого-либо спорного вопроса, либо на закрепление имеющегося опыта политического партнерства достигнутыми договоренностями. Например, 17 января 2025 года в Москве прошли важные российско-иранские переговоры, в ходе которых был подписан Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Также в феврале и начале марта 2025 года проходили встречи представителей стран - участниц БРИКС в рамках G20, где обсуждались вопросы переходного финансирования и развития современных финансовых технологий [14]. В проблемную основу работы БРИКС в расчете на ближайшую перспективу также включаются вопросы возможного реформирования Совета Безопасности ООН, усиления политической роли стран Глобального Юга в рассмотрении и решении проблемных аспектов актуальной международной повестки, координации позиций по ключевым внешнеполитическим вопросам и развития политического диалога с новыми странами-партнерами в направлении возможного расширения БРИКС с учетом развития деловых связей со странами Латинской Америки и укрепления многопрофильного сотрудничества с африканскими государствами [19].

Также взаимодействие партнеров по БРИКС выстраивается в формате проведения конкретных мероприятий на высоком политическом уровне. В частности, на 20-21 октября 2025 года в Санкт-Петербурге запланировано проведение VII Международного муниципального форума БРИКС 2025, на котором будет представлено 126 стран, 9 тыс. участников, 900 спикеров и 40 тыс. онлайновых подключений [22]. Данный форум посвящен рассмотрению и обсуждению различных вопросов и проблем, связанных с формулированием и реализацией современных государственных и коммерческих технологий в управлении городским потенциалом, комплексным территориальным планированием, развитием муниципальной инфраструктуры со стороны представителей органов государственной власти, руководителей бизнес-структур, лидеров общественного мнения и т. д.

Поскольку довольно существенное внимание руководящих структур БРИКС отводится экономическим и торговым отношениям, в данной связи также необходимо отметить, что особым институциональным и функциональным потенциалом в направлении развития политико-правовых отношений между странами - участницами БРИКС обладает поддержание оптимальной бизнес-кооперации. В частности, 11-12 ноября 2025 года в Дубае планируется проведение Дубайского инвестиционного форума БРИКС, который классически ориентирован на поиск новых эффективных форм инвестиционного сотрудничества и экономической интеграции с целью активизации региональных бизнес-процессов и увеличения товарооборота [8].

Более того, развитию политико-правового взаимодействия в рамках БРИКС способствует организация определенных культурных и научных мероприятий, поддерживающих формирование неофициальных межгосударственных каналов и связей, укрепляющих политическую интеграцию и солидаризацию [3]. Например, 30 июня 2025 года в Рио-де-Жанейро проходил традиционный Международный форум БРИКС «Управление и культурный обмен 2025. Расширение сотрудничества в рамках БРИКС: обеспечение большей определенности и стабильности в меняющемся мире», в котором принимали участие представители бизнес-сообщества, а также научного и академического сообщества из семи стран - членов БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, Египта и Индонезии, а также Боливии, Казахстана, Малайзии и Таиланда [1].

Вместе с тем в целом повышение эффективности реализуемых политических мероприятий БРИКС полностью не исключает наличия некоторых проблемных вопросов, связанных как с обеспечением оптимального функционирования структурных учреждений БРИКС, так и гармонизацией межгосударственной коммуникации [7]. Соответственно, в первом случае речь идет главным образом об отсутствии четкой международно-правовой основы БРИКС ввиду некоторой неопределенности собственно политико-правового статуса БРИКС, поскольку деятельность стран-участниц в данном формате регламентируется только совместными заявлениями, декларациями, достигнутыми договоренностями и планами. С этим связываются определенные проблемы с квалификацией оснований и пределов юридической и, соответственно, политической ответственности за предпринимаемые действия, также имеется множество проблемных плоскостей в направлении оптимизации переговорного процесса в сторону оперирования общими концептуально важными целями, так как на данный момент государства - члены БРИКС склонны отдавать предпочтение конкретным национальным ориентирам.

В этой связи некоторые российские правоведы составляют вполне позитивные прогнозы относительно гармонизации действующего законодательства БРИКС, в частности, речь идет о сближении стратегически важных нормативно-правовых актов, обмене имеющейся судебной практикой и выработке общей доктринальной базы в условиях равноправия и взаимоуважения, о чем ранее говорил ректор Российского государственного университета правосудия [6]. Подобный тренд является в целом жизнеспособным и потенциально успешным ввиду согласованного принятия стратегически важных политических решений и минимизации возможных рисков в понимании и совместном формулировании компромиссных вариантов.

Вместе с тем не следует забывать об имеющихся проблемных аспектах, связанных по большей части с юридическими отличиями ввиду географических, культурных, национально-этнических и иных особенностей правовых систем стран - участниц БРИКС. Однако даже учитывая данные обстоятельства, необходимо более активно заниматься формированием единого правового пространства и разработкой модельных законов, что подчеркивал председатель Государственной Думы В.В.Володин [5].

Во втором же случае имеются в виду различные проблемные вопросы, обусловленные по большей части национальной спецификой стран - участниц БРИКС. Главным образом подобная проблематика находится в плоскости понимания экономического и политического разнообразия стран - участниц БРИКС, которое, соответственно, приводит к появлению внутриинституциональных противоречий, которые часто осложняют совместные усилия по выработке интегрированной и согласованной политики, а также по формулированию коллективных мероприятий. В частности, Бразилия является экспортером основных ресурсов и мощностей, а КНР - крупнейшим промышленным и производственным центром, генерирующим новые технологические возможности и цифровые инструменты [12].

Объективно полностью нивелировать действие сдерживающих механизмов наподобие преобладания различных уровней экономической взаимозависимости и распространения технических ограничений межгосударственной координации в рамках БРИКС в современных условиях является в целом недостижимой задачей, поскольку параллельно актуализируются также политико-идеологические различия, игнорировать которые было бы по крайней мере недальновидно [11]. Особенно фактурно это заметно на уровне межгосударственного взаимодействия государств - членов БРИКС в контексте идейно-ценностного рассогласования: в частности, по линии России и Индии либо России и ЮАР.

Это создает дополнительно концептуальную основу последующего обсуждения в рамках тех или иных мероприятий БРИКС в направлении обеспечения легитимности принимаемых политических решений [10]. В целом, безусловно, политическому сообществу БРИКС сегодня необходимо развивать новые согласовательные подходы и практики, используемые для преодоления возможных нормативных рассогласований и наилучшего понимания сторонами переговорного процесса.

Для непосредственного конструирования оптимальной договорной работы в течение последних лет наметился довольно устойчивый тренд в сторону активизации проработки и обсуждения подписания двусторонних и многосторонних соглашений по результатам совместных встреч в рамках конкретных политических и экономических мероприятий БРИКС. В частности, одним из наиболее важных в концептуальном и стратегическом отношении является вторая Йоханнесбургская декларация, принятая на XV саммите БРИКС в ЮАР 23 августа 2023 года. В соответствии с текстом данного документа конкретизации подлежали многие аспекты международного регулирования - такие как обеспечение демократичности и эффективности Совета Безопасности ООН, повышение многосторонности Всемирной торговой организации, реформирование Бреттон-Вудских учреждений и т. д. При этом в региональном срезе уточнялись некоторые вопросы межгосударственного взаимодействия в рамках Ближнего Востока, Северной Африки и субрегиональных организаций (одним из наиболее важных в стратегическом плане является совместное решение о создании рабочей группы БРИКС по цифровой экономике и укреплении взаимосвязанности цепочек поставок и платежных систем).

Большинство достигнутых договоренностей имеют прежде всего экономическую основу - в частности, в ближайшей перспективе предусматривается реализация международного проекта «BRICS Bridge», направленного на оптимизацию трансграничных платежей, стандартизацию взаимных расчетов, минимизацию дополнительных затрат в виде комиссионных сборов и т. д. Вместе с тем возникает множество правовых коллизий, связанных с использованием цифровых национальных валют, по которым тестовые сделки предполагаются уже к середине-концу 2025 года.

Цифровая повестка БРИКС в последние несколько лет приобретает довольно четко выраженный фокус на вопросах инфраструктурного сотрудничества, в рамках которого акцентируется внимание на развитии цифровой инфраструктуры (связь, облачные вычисления), и обеспечения цифровой безопасности, что продиктовано соответствующими рисками, связанными с утечкой информации, несанкционированным использованием личных данных, организацией преступной деятельности в виртуальном пространстве и т. д. Более того, в последнее время цифровой суверенитет также является центральным элементом политических дискуссий международного уровня, включая соответствующие встречи стран - участниц БРИКС, что предусматривает прежде всего обсуждение и формулирование комплексных мероприятий по вопросам обеспечения конфиденциальности в интернет-пространстве и осуществления системной борьбы с киберпреступностью.

Также в целом необходимо отметить некоторые перспективы развития и расширения правового сотрудничества в формате БРИКС по конкретным вопросам. В частности, это вопросы регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности - в данном отношении БРИКС представляет собой оптимальное информационно-правовое и экспертное пространство, в рамках которого разрабатываются и утверждаются соответствующие правовые нормы (в настоящее время на заключительном этапе находится проект по подготовке практических руководств по регистрации интеллектуальной собственности, которые призваны упростить заявителям понимание правил и процедур по регистрации их результатов интеллектуальной собственности (РИД) на территории стран - участниц БРИКС) [17].

Еще одним не менее важным вопросом, который требует детального изучения и формулирования соответствующего результирующего решения, является правовая регламентация использования искусственного интеллекта в рамках управленческих процессов и бизнес-процедур, применяемых в формате БРИКС. В данном отношении необходимо отметить, в частности, подписанную в октябре 2024 года в рамках XVI саммита БРИКС Казанскую декларацию, в соответствии с которой также уделялось особое внимание некоторым вопросам в сфере использования искусственного интеллекта, связанным с разработкой этических стандартов ИИ, минимизацией потенциальных и реальных рисков использования ИИ, проработкой практических кейсов в принятии ИИ-решений и др. По этому направлению в сентябре 2025 года в Москве прошел Международный форум БРИКС «Облачные города», посвященный роботизированным технологиям и искусственному интеллекту [18]. Данное мероприятие в целом имеет довольно позитивную динамику в плане установления и развития договорных отношений - в частности, в 2023 году ООО «Автономика» договорилась о привлечении инвестиций в размере более 320 млн долларов, что позволило бы ей начать активный выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока.

Более того, в направлении структурирования договорных отношений ведется активная дискуссия относительно создания единой инвестиционной платформы, инвестиционного арбитражного центра, а также альянса БРИКС по развитию искусственного интеллекта (Альянс БРИКС+AI), в рамках которого планируется функционирование порядка 60-80 технологических и инфраструктурных организаций, медицинских и фармацевтических компаний, поставщиков телекоммуникационной продукции и т. д., о чем заявлялось еще в декабре 2024 года в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey. В данном ключе особое значение в перспективе до 2030 года имеет совершенствование используемого правового инструментария в направлении институционализации политического участия стран - участниц БРИКС на фоне формулирования и реализации новых инфраструктурных проектов и инициатив - в частности, Москва и Пекин выразили готовность совместно содействовать новым странам в их интеграции в рамках БРИКС.

В контексте анализа имеющейся правовой основы межгосударственного взаимодействия в рамках БРИКС необходимо отметить, что в данной связи страны - участницы БРИКС не столько оперируют какими-либо получаемыми в результате многопрофильного партнерства бонусами, сколько ориентируют на создание прочной и долгосрочной системы договорных отношений, предусматривающей соблюдение идейных ценностей надгосударственного управления и гарантирующей защиту имеющихся национальных интересов [20]. В данной связи проблематика подписываемых документов демонстрирует открытость государств - членов БРИКС относительно формализации собственных намерений и достижения обеспечиваемости имеющихся прав и обязанностей.

На уровне БРИКС также изначально приоритизируется обеспечение норм источников действующего международного законодательства, страны - участницы БРИКС присоединены, в частности, к Сеульской конвенции 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года. При этом в контексте повышения эффективности правотворчества в рамках БРИКС целесообразно совершенствовать имеющиеся инструменты и механизмы исполнения требований международных договоров в связи с актуализацией глобальной политической повестки.

Вместе с тем необходимо также учитывать некоторые особенности, характерные в принципе пониманию каких-либо проблемных вопросов на стыке источников действующего международного и национального законодательства, что предполагает различные неоднозначные термины и формулировки, противоречащие друг другу трактовки, трудности в толковании юридической природы конкретных явлений и процессов и т. д. Одним из вариантов решения возможных проблем правоприменительной практики является создание Арбитражного механизма БРИКС+ (BRICSAM), о котором заявлялось, в частности, на IX Юридическом форуме стран БРИКС в конце сентября 2024 года.

На данный момент подготовлено несколько основных документов для регулирования деятельности будущего арбитражного механизма в формате БРИКС: Соглашение между арбитражными учреждениями об учреждении единого механизма, Арбитражный регламент БРИКС+ (включает положения об арбитражных расходах и сборах), Рекомендуемая арбитражная оговорка о передаче судебных споров на рассмотрение в соответствии с Арбитражным регламентом БРИКС+ и т. д. При этом внутри предлагаемой архитектуры межгосударственного взаимодействия планируется создание собственной институциональной системы с консультативным органом BRICSAM - Международным советом, а в рамках каждого национального арбитражного учреждения - создание Национального комитета по назначениям БРИКС+.

В целом успешность формата БРИКС в современной динамике развития глобальных и региональных процессов достигается, по мнению экспертов, за счет совершенствования используемых подходов работы межгосударственных институтов и органов в сторону повышения открытости и адресности формулируемых политических решений. Более того, предлагаемые политические и иные инициативы подлежат обязательному обсуждению с целью осуществления качественной проверки на жизнеспособность и в последующем эффективность обсуждаемых нововведений.

В таком же ключе функционирует Деловой совет БРИКС, работа которого требует максимальной вовлеченности и соответствующего уровня активности с целью выработки межгосударственного консенсуса, что возможно только в условиях учета голосов всех государств и обеспечения равнозначности транслируемых позиций. При этом, несмотря на имеющиеся различия в социально-экономическом развитии и политическом реформировании государств - членов БРИКС, предпринимаются все попытки по минимизации потенциальных разногласий, что достигается в том числе за счет соотнесения и интеграции национальных приоритетов в рамках сформированной в течение многолетнего партнерства прочной политико-правовой основы межгосударственного взаимодействия.

Большинство экспертов при оценке реальных перспектив последующего развития межгосударственного партнерства в формате БРИКС склонны поддерживать точку зрения, в соответствии с которой БРИКС продолжит оставаться эффективной площадкой политико-дипломатического урегулирования международных и региональных конфликтов и превентивной дипломатии, что подтверждает недавний опыт проведения XVII саммита БРИКС в июле 2025 года применительно к обсуждению имеющихся принципиальных позиций по ближневосточной проблематике, регулированию межгосударственных конфликтов на африканском континенте, обострению российско-украинских отношений и т. д. В данной связи БРИКС предлагает множество возможностей в направлении конструирования и гармонизации открытого и полноценного межгосударственного диалога по важным вопросам актуальной политической и экономической повестки, что гарантирует дальнейшее развитие используемой странами-участницами институциональной основы и инструментария в рамках БРИКС.

Таким образом, в современных условиях реализация различных инфраструктурных проектов в рамках БРИКС характеризуется, безусловно, перспективностью и инновационностью. В данном отношении особое значение имеет поддержание открытого взаимовыгодного партнерства между государствами - членами БРИКС, основанного на обеспечении доверительной управленческой деятельности и использовании эффективных площадок для обсуждения совместных инициатив. В рамках данного подхода накоплен позитивный многолетний опыт многостороннего взаимодействия в отсутствии каких-либо существенных концептуальных проблем и противоречий.

При этом дальнейшее гарантированное конструирование позитивной межгосударственной коммуникации по линии БРИКС возможно в условиях поддержания конструктивного политического диалога, а также расширения и диверсификации имеющихся практик взаимодействия судебных систем стран - участниц БРИКС.

 

Источники и литература

  1. Б.П.Гуселетов на форуме БРИКС «Управление и культурный обмен 2025» // Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН // URL: https://xn--h1aauh.xn--p1ai/%D0%B1-%D0%BF-%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5-%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%81-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5/ (дата обращения: 01.07.2025).
  2. БРИКС лидирует по темпам роста экономик стран-участниц даже после расширения // Российская газета // URL: https://rg.ru/2025/06/19/reg-szfo/briks-lidiruet-po-tempam-rosta-ekonomik-stran-uchastnic-dazhe-posle-rasshireniia.html?ysclid=mckvump4uz834704410/ (дата обращения: 01.07.2025).
  3. Ван Я. Международное научное сотрудничество стран БРИКС в Арктике // Управленческое консультирование. 2023. №3(171). С. 131-139.
  4. Волков А.П. Противодействие США дедолларизации БРИКС: анализ угроз и реалий // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2025. Т. 15. №3(120). С. 531-538.
  5. Володин призвал заниматься гармонизацией законодательства в рамках БРИКС // Парламентская газета // URL: https://www.pnp.ru/politics/volodin-prizval-zanimatsya-garmonizaciey-zakonodatelstva-v-ramkakh-briks.html?ysclid=md4gcx886n705525776/ (дата обращения: 15.07.2025).
  6. Гармонизация цифрового права БРИКС сплотит содружество государств - эксперт // РАПСИ // URL: https://rapsinews.ru/digital_law_news/20240619/309991034.html?ysclid=md4filliau300188728/ (дата обращения: 15.07.2025).
  7. Глебов В.А., Агоннуде Б.В.Ф. Перспективы расширения БРИКС // Международная жизнь. 2023. №4. С. 76-87.
  8. Дубайский инвестиционный форум БРИКС // bricsinvestforum.com. URL: https://bricsinvestforum.com/ru/ (дата обращения: 01.07.2025).
  9. Исаченко Т.М. Возможности координации торговой политики стран БРИКС // Научные труды Вольного экономического общества России. 2024. Т. 248. №4. С. 394-407.
  10. Керимов А.А. БРИКС: состояние, проблемы и перспективы // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2024. Т. 50. С. 52-61.
  11. Кошкарова Н.Н., Солопова О.А., Чудинов А.П. На пути к многополярному миру: метафоры в декларациях саммитов БРИКС // Полис. Политические исследования. 2025. №3. С. 113-124.
  12. Курманова А.К. Роль Китая в экономике стран БРИКС // Экономические отношения. 2024. Т. 14. №4. С. 763-778.
  13. Лавров заявил, что противостояние с Западом «в полном разгаре» // РБК // URL: https://www.rbc.ru/politics/18/05/2024/6648a16c9a79471614af185b?ysclid=md4fanlg2d728901856/ (дата обращения: 15.07.2025).
  14. Новости содружества БРИКС 2025 // ЦМТ Москвы // URL: https://wtcmoscow.ru/company/news/6764/ (дата обращения: 01.07.2025).
  15. Пономарева К.А. Налогообложение цифровых услуг в странах БРИКС: сравнительно-правовой анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2023. Т. 14. №3. С. 804-823.
  16. Путин рассказал об истоках противоречий между Западом и Россией // РИА Новости // URL: https://ria.ru/20250713/putin-2028851534.html?ysclid=md4f2reaz8965824871/ (дата обращения: 15.07.2025).
  17. РФ укрепляет сотрудничество со странами БРИКС по вопросам ИС - эксперт // РАПСИ // URL: https://rapsinews.ru/incident_publication/20250701/310992326.html?ysclid=mcm1m6b38r374918727/ (дата обращения: 02.07.2025).
  18. Третий форум БРИКС «Облачные города». Москва. 17-18 сентября 2025 г. // РАПСИ // URL: https://rapsinews.ru/incident_news/20250630/310988531.html/ (дата обращения: 02.07.2025).
  19. Фурман Ф.П. Сможет ли БРИКС заменить ООН? Политико-правовой анализ // Евразийский юридический журнал. 2024. №3(190). С. 81-83.
  20. Хорос В.Г., Потапова Е.Ю. От БРИКС к БРИКС+: на пути к новому миропорядку // Полицентричный мир. 2024. Т. 1. №1-2. С. 64-76.
  21. Члены БРИКС утвердили совместный план по развитию предпринимательства до 2030 года // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь // URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2025/maj/88825/ (дата обращения: 01.07.2025).
  22. VII Международный муниципальный форум стран БРИКС // Международный муниципальный Форум стран БРИКС // URL: https://imbricsforum.com/?ysclid=mckl9bjra742150953/ (дата обращения: 01.07.2025).