В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ в России активизировалась дискуссия о необходимости диверсифицировать наши внешнеэкономические связи, перенаправив торговые потоки с Запада на Восток. Евроцентризм российской внешнеэкономической политики долго мешал надлежащему развороту на азиатском направлении, а с ним и раскрытию торгового потенциала страны. В то время как зависимость России от товарообменов с Европой и ее инвестиций росла, партнерство с Евросоюзом наталкивалось то на противоречия, вызванные расширением ЕС на Восток, то на коллизии в топливно-энергетической сфере. Прогресс в делах создания зоны свободной торговли с Евросоюзом, в содействии Брюсселя вступлению России в ВТО и переходе к безвизовому режиму был и остается в лучшем случае ограниченным.
Глобальный экономический кризис дал новые аргументы в пользу переориентации торговых потоков на Азию. Если первая волна кризиса ударила прежде всего по США, то вторая, обнажившая чрезмерный уровень бюджетных дефицитов и государственного долга, прокатилась уже по странам еврозоны. Их экономический рост замедляется, спрос на импортную продукцию падает. Зато в Азии рост налицо. Так, в 2009 году, несмотря на спад в мировом хозяйстве, страны АСЕАН увеличили свой совокупный ВВП на 1,5%. В текущем году им предсказывают увеличение этого показателя уже более чем на 5%. Неудивительно, что, по мнению Министерства экономического развития России, с динамично развивающимися азиатскими странами следует торговать активнее. С Китаем в этом смысле дела идут неплохо, со странами АСЕАН - вроде движутся, но медленно и не так, как хотелось бы. Видимо, для выхода на новый уровень в работе с ними нужны и новые, до сих пор не предпринятые нами шаги. Такие, к примеру, которые вели бы в обозримом будущем к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) Россия - АСЕАН.
Для АСЕАН подобные инициативы - не новость. У Ассоциации уже есть соглашения о создании ЗСТ с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, плюс трехстороннее соглашение этого типа с Австралией и Новой Зеландией. Вступление в силу соглашения о ЗСТ Китай - АСЕАН, состоявшееся в самом начале 2010 года, расценено не только в Восточной Азии, но и повсюду в мире как знаковое событие. Налицо тенденция, подхваченная подавляющим большинством экономических игроков региона - но пока не Россией. Как нам быть? Догонять остальных, по-быстрому копируя их опыт, - удовольствие сомнительное. Оставлять все как есть? Ясно, что и это не вариант. Вопрос сегодня в том, с кем именно нам удобнее всего приступать к строительству наших первых ЗСТ в Восточной Азии, какими темпами и через какие главные этапы пойдет этот процесс.
В пользу АСЕАН как одного из таких партнеров говорит целый комплекс разнообразных доводов - экономических, политических, культурно-исторических. Высокие темпы роста стран, входящих в эту группировку, способствуют поддержанию спроса на импорт. Хотя элиты большинства этих государств имеют о нас поверхностные, а в чем-то и превратные представления, у них нет и той вековой подозрительности по отношению к России, которую на Западе холодная война лишь обострила, но отнюдь не породила и которая до сих пор не дает нам полноценно работать на западных рынках. Наконец, во второй половине 1990-х годов АСЕАН пополнилась новыми членами, с которыми нас объединяет позитивный опыт партнерства в советское время.
Для стран АСЕАН расширение сотрудничества с Россией равнозначно расширению доступа к высоким технологиям, продукции химической промышленности и топливно-энергетического сектора. Существенный момент - высокая емкость российского внутреннего рынка, сопоставимая с емкостью рынка всей АСЕАН. Россия могла бы стать и трамплином для стран АСЕАН в активизации торгового сотрудничества со странами СНГ (но при условии, что в ближнем зарубежье пойдет реальная интеграция, особенно в рамках недавно созданного Таможенного союза). Важной областью взаимодействия России и АСЕАН могут быть и взаимные инвестиции, привлеченные, с одной стороны, для развития российской инфраструктуры, а с другой - для реализации совместных высокотехнологичных проектов.
Резервы для наращивания торговли по линии Россия - АСЕАН, без сомнения, имеются, и немалые. Расчеты на основе гравитационной модели (в рамках которой интенсивность торговых потоков соизмеряется с расстоянием между государствами и показателями их ВВП) убеждают: нынешние объемы торговли РФ с такими странами, как Индонезия и Малайзия, значительно ниже уровня долгосрочного потенциала. Создание ЗСТ могло бы способствовать приближению к этому уровню за счет либерализации товарных и инвестиционных потоков.
Оценивая перспективу создания ЗСТ со странами АСЕАН, мы обязаны учесть и уровни их торговых ограничений. Чем выше уровень импортного тарифа в данной стране, тем больше преференциальная маржа, которую получает страна, создающая с ней ЗСТ. Другой ключевой критерий при создании подобной зоны - степень взаимодополняемости торговли с потенциальным контрагентом по торговой группировке. Чем она выше, тем меньше издержки от конкуренции между производителями двух стран. Взаимосвязи между критериями построения ЗСТ представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Взаимосвязь отраслевой структуры торговли
и торговых ограничений в рамках стратегии
двусторонней интеграции
Уровень импортных пошлин
Взаимодополняемость |
|
Высокий |
Низкий |
В |
ЗСТ |
Скорее ЗСТ |
|
Н |
Скорее другие формы |
Другие формы сотрудничества/либерализации торговли |
Примеры ранжирования возможных участников двусторонних торговых соглашений приведены в Таблице 2. При составлении таблиц мы исходили из того, что фактор взаимодополняемости структуры внешней торговли выше по своему значению, чем фактор уровня импортных ограничений.
Таблица 2. Ранжирование стран
по критериям создания двусторонних торговых соглашений
Взаимодополняемость торговли
Импортный тариф |
|
Высокая |
Низкая |
В |
Меркосур |
Южная Африка, Турция |
|
Н |
АСЕАН,США |
Австралия, Канада |
Средний импортный тариф стран АСЕАН, сниженный с 6,2% (в 2000-2004 гг.) до 4,5% (в 2005-2006 гг.), существенно меньше, чем в странах МЕРКОСУР (8,2%), и близок к показателям региональных группировок развитых стран (НАФТА - 6,2%, ЕС - 3,9%). Относительно низкий уровень торговых ограничений во многих странах ЮВА снизил бы отдачу от создания с ними ЗСТ (хотя в ряде стран АСЕАН уровень импортного тарифа все еще довольно высок).
Если исходить из общей констатации, что Россия в основном экспортирует продукцию топливно-энергетического сектора, а страны АСЕАН вывозят главным образом продукцию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, то взаимодополняемость внешней торговли РФ и этих стран будет выглядеть многообещающе. Конкретный анализ показывает, однако, что степень взаимодополняемости структуры внешней торговли с такими странами, как Индонезия или Малайзия, у России выражена недостаточно. В итоге соотношение критериев создания ЗСТ Россия - АСЕАН можно признать благоприятным, но с оговорками.
Скорее всего, на данном этапе предпочтительнее варианты создания торговых альянсов РФ с отдельными членами Ассоциации, с постепенным вовлечением в эту схему остальных. Пожалуй, наилучшее начало - альянс с Вьетнамом, экономика которого развивается быстрыми темпами, а уровень внешнеторговых ограничений выше, чем во многих странах ЮВА. При этом надо помнить: от того, сколь успешным будет первый опыт подобного рода, в немалой степени зависит будущее экономического сотрудничества России с другими странами региона.
При всех возможных дивидендах от создания ЗСТ процесс торговой либерализации со странами АСЕАН не будет для России простым. Необходимо всесторонне оценить ближайшие и долгосрочные последствия создания ЗСТ как для нас, так и для наших партнеров в ЮВА. Решить эту задачу могла бы рабочая группа, объединяющая экспертные ресурсы правительства и профильных министерств, Академии наук, независимых «мозговых центров» и той части делового сообщества, которая уже наработала связи со странами АСЕАН. Понятно, что и диалоги российских специалистов с коллегами из стран Ассоциации на темы ЗСТ были бы нелишними. Организатором подобных встреч мог бы выступить, к примеру, Центр АСЕАН, открытый недавно при МГИМО.
Вполне вероятно, что при определении параметров ЗСТ будут выделены так называемые чувствительные секторы экономики, не подпадающие на первых порах под действие соглашения о свободной торговле.
Момент, способный осложнить переговоры о ЗСТ в краткосрочном плане, - отсутствие у России «членского билета» ВТО. Пока нас там нет, у потенциальных партнеров остается соблазн выжидать со стороны России односторонней торговой либерализации как платы за вступление в ВТО.
Несмотря на перечисленные проблемы, работать над созданием ЗСТ со странами АСЕАН реально и необходимо. Расширение сети внешнеторговых альянсов будет способствовать реализации производственного потенциала нашей страны, росту ее удельного веса в мировом хозяйстве и переориентации ее торговых потоков на самый экономически динамичный регион современного мира.