ПРОРЫВЫ в сотрудничестве между Россией и странами Юго-Восточной Азии не так уж часты. Тем более отрадно, когда подобное все-таки случается. В июле 2010 года областью такого прорыва стала гражданская авиация: российские участники международного авиасалона в Фарнборо (Великобритания) вышли на целую серию крупных контрактов и многообещающих договоренностей с партнерами из стран АСЕАН. Сделку с индонезийским авиаперевозчиком «Картика эйрлайнз» («Kartika Airlines») о поставке 30 самолетов SSJ100 заключила компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). «Цена вопроса» - около 1 млрд. долларов, сроки исполнения - 2012-2015 годы. Еще 12 аналогичных машин (известных также под именем «Суперджет-100») планирует купить таиландская компания «Ориент Тай эйрлайнз» («Orient Thai Airlines»). В Фарнборо она подписала с ГСС меморандум о намерениях, контракт ожидается до конца 2010 года. Пока же, помимо упомянутой выше индонезийской компании, в списке клиентов ГСС значится лаосский авиаперевозчик «Фонгсаван эйрлайнз» («Phongsavanh Airlines»), заказавший три машины «Суперджет-100» (поставки начнутся в 2012 г.).

В те же июльские дни другой российский производитель - «Иркут» - подписал контракт с малайзийской компанией «Креком» («Crecom Burj Resources») на поставку 50 перспективных авиалайнеров МС-21 за 3 млрд. долларов (в каталожных ценах). Это самый крупный заказ на пассажирские самолеты новой генерации, спроектированные в России. Серийное производство МС-21 планируют начать в 2016 году. Для полноты картины упомянем еще об одном моменте (относящемся, правда, к области военного, а не гражданского авиастроения): опять-таки в Фарнборо объявлено, без уточнения сроков и других деталей, что ВВС Вьетнама получат 20 российских истребителей Су-30МК2.

Подводя итоги авиасалона, председатель правления ОАО «Объединенной авиастроительной корпорации» А.И.Федоров заявил, что этот холдинг считает Юго-Восточную Азию важнейшим рынком для продукции своих предприятий.

Как и любые подобные успехи, достижения россиян на британском авиасалоне имеют свою предысторию. Оглядываясь назад, мы видим, что с начала 1990-х годов взаимодействие России в аэрокосмической области с партнерами из АСЕАН прирастало новыми проектами и связями буквально год от года. Достигнута и исполнена целая серия договоренностей со странами ЮВА о поставках российских боевых самолетов и вертолетов. На российских носителях и с российских космодромов запускаются спутники связи и дистанционного зондирования Земли. Строятся на заказ космические аппараты. Среди последних примеров из этой области - контракт на изготовление спутника связи стоимостью 200 млн. долларов с индонезийской компанией «Telcom». Исполнителем проекта избрано ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева» (Красноярск), спутник должен быть готов к августу 2011 года.

Особенно тесные и многоплановые связи в сфере авиации и космоса сложились у нас с Малайзией. Еще в 1994 году был заключен контракт на поставку в эту страну 18 самолетов Миг-29. Те, кто готовил, подписывал и осуществлял его, прокладывали дорогу на местный рынок другим конкурентоспособным изделиям отечественного ОПК (включая истребители Су-30МК2, заказанные Малайзией в 2003 г.). Получило импульс и двустороннее сотрудничество в сфере высоких технологий как таковых, причем не только военного, но и гражданского назначения. Великолепной площадкой, на которой между россиянами и малайзийцами - пилотами, инженерами-конструкторами, менеджерами и представителями правительств - завязываются профессиональные контакты и обогащаются представления о возможностях друг друга, давно уже стал международный салон военно-морской и аэрокосмической техники на острове Лангкави (Langkawi International Maritime and Aerospace Exhibition - LIMA).

В сентябре 2000 года при российском содействии на орбиту был выведен малайзийский микроспутник дистанционного зондирования Земли. В то время пожары, вспыхивавшие в джунглях Суматры и Калимантана с неумолимой периодичностью, превратились в общую беду ЮВА. Над многими ее территориями подолгу висела белесая, удушливая дымка, весьма похожая на ту, от которой москвичи и другие россияне страдали этим летом. Оценку масштабов экологического бедствия - а значит, и поиск путей противодействия ему - облегчали данные, поступавшие со спутника.

В связи с той же проблемой рассматривался и вопрос о применении в регионе новейшей разработки Таганрогского авиационного предприятия им. Г.М.Бериева - противопожарных самолетов-амфибий Бе-200. Тогдашние переговоры не дали практических результатов, а жаль. Ведь позже этот тип самолета отлично показал себя при тушении лесных пожаров во Франции и Италии, а в середине 2010 года очень пригодился и в самой России.

В любом случае, сотрудничество с Малайзией в области авиации и исследований космического пространства продолжалось. Очередной его вехой стал успешный запуск малайзийского телекоммуникационного спутника MEASAT-3 с космодрома Байконур (декабрь 2006 г.). К этому времени в Малайзии уже знали, что очень скоро у страны появится первый antariksawan (по-малайзийски - космонавт) и в космос его пошлет Россия.

10 октября 2007 года 36-летний Шейх Музафар Шукор (его полное имя - Sheikh Muszaphar Shukor Al Masrie bin Sheikh Mustapha), по профессии врач, отобранный из 11 тыс. претендентов, отправился в полет на корабле СоюзТМА-11. Прибыв на Международную космическую станцию, он выполнил серию опытов в рамках национальной космической программы - изучал влияние микрогравитации на тело человека, его вестибулярную адаптацию и т.д.

Часть полета, продолжавшегося 11 дней, пришлась на священный месяц Рамадан. Мусульмане бывали на орбите и прежде, но именно для Шейха Музафара богословы-улемы разработали подробную инструкцию о поведении правоверного в космосе. Его фактически освободили от поста, позволили молиться «по сокращенной программе» и совершать ежедневные обряды, сверяясь с казахстанским временем.

Посадка, прошедшая в нештатном режиме, не охладила желания Куала-Лумпура и дальше сотрудничать с Россией в космосе. Обсуждались вопросы, связанные с будущей деятельностью космонавта-дублера, майора королевских ВВС Малайзии Фаиза Халида (Faiz Khaleed). Хотели, чтобы он продолжил тренировки в Звездном городке и приступил к научной работе в Центре медико-биологических исследований в Москве. Правительство Малайзии намеревалось приобрести капсулу, в которой вернулся на Землю «малайзийский Гагарин», и выставить ее для публики как символ научно-технического взлета страны. Но тут некстати разразился глобальный кризис, и национальную космическую программу приостановили - как надеются и в Малайзии, и в России, лишь на время. Судя по результатам Фарнборо-2010, оно не будет потеряно зря: без дела в небесах (как, впрочем, и на Земле) мы и наши партнеры в ЮВА не остаемся. Предстоят не только поставки большого количества гражданских авиалайнеров, но и налаживание послепродажного сервиса, обучение персонала, модернизация растущего парка авиатехники российского производства. Кооперационные связи необходимо налаживать на длительную перспективу.