Возвращение России статуса великой державы ставит новые задачи перед российским сообществом исследователей информационных процессов в международной среде. Среди них - отслеживание тенденций на глобальном уровне. Цель настоящей статьи - продемонстрировать на больших массивах данных, как в Интернете в целом в 2022-2024 годах и в его англоязычной зоне в период с января 2024 года по март 2025-го происходило изменение общей направленности публикаций, в которых так или иначе упоминается Россия.

В описываемом исследовании был проведен анализ журналистских информационных и аналитических текстов, а также пресс-релизов, документов правовой направленности, статистических публикаций, корпоративных и отраслевых отчетов и т. п. Не анализировались фото-, видео- и аудиоматериалы, текстовые сообщения рекламного характера, научно-академические публикации, художественные произведения, а также развлекательные материалы.

В статье рассматриваются два периода времени с разными границами анализа. Первый период с 2022 года по 2024-й включительно с шагом в один год, в рамках которого ведется статистический анализ материалов, опубликованных на более чем 20 тыс. мировых ресурсов из более чем 100 государств на 30 языках.

Второй период охватывает весь 2024 год и первый квартал 2025 года с шагом в один квартал (всего пять кварталов). В этой части рассматриваются материалы только на английском языке по совокупности примерно 9,5 тыс. ресурсов из таких стран, как США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Остальные страны, где имеются публикации на английском языке, рассматриваются обобщенно. Английский язык выбран как доминирующий в Интернете - по состоянию на 1 января 2025 года, согласно данным компании «W3Techs», количество интернет-источников на английском языке составило 49,3%1, то есть почти половину всех онлайн-ресурсов на глобальном уровне.

Теоретической рамкой, используемой на стадии постановки цели и задач исследования, а затем при интерпретации полученных результатов, стали следующие теории и концепции:

  1. Теория установления повестки дня. В предельно краткой трактовке этой теории частота появления публикаций в СМИ отражает социальную значимость обсуждаемой темы, события, объекта или персоны в обществе.
  2. Теория глобальных новостных потоков - область, в которой разрабатываются проблемы медиадинамики.
  3. Концепция тональности текста - направление, связанное со стилистикой публикаций, в рамках которого создан специальный метод, известный как сентимент-анализ, непосредственно направленный на решение задач по определению тональности материалов.

Под тональностью текста мы понимаем характер эмоционально окрашенных оценочных суждений той или иной направленности в заданном тексте. Под тональными изменениями мы понимаем изменения со временем в тональности публикаций некоторого источника. В контексте данного исследования тональные изменения рассматриваются в статистическом аспекте - подсчитываются изменения количества публикаций с использованием нейтральной, позитивно или негативно окрашенной лексики. В первой части статьи, где анализ ведется на предельно широком массиве публикаций глобального Интернета на трехлетнем интервале, тональные изменения будут кратко рассмотрены в десяти языковых зонах. Во второй части, где анализ ведется только на английском языке, в поле внимания находятся источники пяти выбранных англосаксонских стран.

Эмпирической базой данного исследования выступает информационно-аналитическая система «Factiva» (далее - ИАС «Factiva»), принадлежащая компании «Dow Jones». В процессе настоящего исследования авторам были доступны материалы на 30 языках, расположенные более чем на 20 тыс. онлайн-ресурсов, в числе которых сайты ведущих мировых СМИ, а также значительное количество сайтов аналитического и статистического содержания. На десяти языках имелась возможность вести сентимент-анализ2, позволяющий определять тональную направленность публикаций - нейтральную, позитивную или негативную. Всего за период 2022-2024 годов было проанализировано свыше 322 млн текстов. В то же время важно подчеркнуть, что в базе данных ИАС «Factiva» имеются не все источники, на которые часто ссылаются российские журналисты и аналитики. Например, в ней нет материалов агентства «Bloomberg», изданий «Politico», «National Interest» и др.

Возникает вопрос: насколько репрезентативна база данных ИАС «Factiva» относительно глобального Интернета? С этой целью была осуществлена специальная процедура сравнения распределения ресурсов ИАС «Factiva» по языкам с аналогичным распределением ресурсов в глобальном масштабе на основе данных компании «W3Techs»3. Оказалось, что процентное отклонение между значениями для каждого языка не превышает 3,2%. Таким образом, «Factiva» хорошо репрезентирует языковое распределение в своей базе данных относительно Интернета в целом, точнее его информационной зоны, где сосредоточены материалы политического, экономического, правового и социального характера. Это дает основание для экстраполяции количественных значений, полученных в пределах корпуса текстов ИАС «Factiva», на весь Интернет в описанных выше смысловых границах.

Тенденции изменений в глобальном информационном онлайн-пространстве в 2022-2024 годах

Согласно данным ИАС «Factiva», в глобальном информационном онлайн-пространстве на протяжении последних лет (2022-2024 гг.) постоянно каждый год в десятку наиболее часто упоминаемых входили восемь стран (в алфавитном порядке): Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Россия, США и Южная Корея. В тройке наиболее часто упоминаемых стран постоянно находились лишь Россия и США, причем Россия лидировала в 2022-2023 годах в связи со специальной военной операцией (СВО) на Украине4, а США - в связи с бурной предвыборной кампанией по выборам президента страны, проходившей в 2024 году. Согласно теории установления повестки дня, данный факт свидетельствует о высокой значимости России для глобального информационного онлайн-пространства. Таблица 1 демонстрирует, как располагались страны в пределах десятки наиболее упоминаемых в 2022, 2023 и 2024 годах.

Таблица 1

Страны, наиболее часто упоминаемые в публикациях базы данных ИАС «Factiva» в 2022, 2023 и 2024 гг. (указан % числа публикаций с упоминанием стран от общего количества публикаций в базе данных в каждом году, выгрузка от апреля 2025 г.5)

Выше мы убедились, что база данных ИАС «Factiva» хорошо репрезентирует языковое распределение онлайн-ресурсов в глобальном Интернете. При этом десять языков, по которым возможно вести сентимент-анализ, охватывает около 90% всех имеющихся в базе данных текстов. Эти факты дают основание говорить о возможности отслеживания глобальных тональных тенденций на материалах ИАС «Factiva».

Условимся далее, в рамках данного параграфа, рассматривать корпус текстов на десяти языках, на которых возможно вести сентимент-анализ, приняв за 100% совокупное количество всех материалов на этих языках. Сервисы ИАС «Factiva» дают возможность для каждого из десяти языков определять тексты отдельно позитивной направленности, отдельно негативной направленности. Нейтральная направленность определятся здесь как разность между количеством всех материалов минус суммарное количество позитивно и негативно окрашенных публикаций6. Для наглядности удобно использовать процентное выражение этой величины относительно всего рассматриваемого корпуса текстов.

Оказалось, что в течение 2022-2024 годов в базе данных ИАС «Factiva» среднегодовое значение нейтрально окрашенных публикаций составило 96,77%. Это, в свою очередь, означает, что в глобальном информационном онлайн-пространстве абсолютно преобладают нейтральные материалы без какой-то особой эмоциональной окраски. Объясняется это тем, что подавляющую часть материалов составляют небольшие новостные сообщения информационных агентств, к которым добавляются объективные корпоративные и отраслевые отчеты, статистические сводки, материалы баз данных правовой направленности и т. п., где нет однозначной оценочности.

При абсолютном доминировании нейтральной тональности позитивно окрашенных материалов за рассматриваемый период оказалось всего лишь 0,79% (среди них немало PR-материалов), негативно окрашенных - 2,43%. Таким образом, наблюдается примерно троекратное преобладание материалов негативной тональности над материалами позитивной тональности во всем корпусе публикаций, на котором велся сентимент-анализ за рассматриваемый период времени. 

Однако это значения, усредненные по 10 языкам. При этом в разных языковых зонах наблюдаются различные тенденции7. Для удобства анализа нами был введен индекс, названный «тональный баланс» (обозначим его B). Он рассчитывается для заданного корпуса текстов как разность процента позитивно окрашенных материалов и процента негативно окрашенных материалов и также выражается в процентах. Так, для рассмотренного выше периода 2022-2024 годов имеем: B = 0,79% - 2,43% = -1,64%. Если величина B положительная, то в корпусе текстов публикации положительной тональности преобладают над публикациями негативной тональности. Если же величина B отрицательная, то преобладают публикации негативной тональности. Следовательно, на большом корпусе текстов ИАС «Factiva» в 2022-2024 годах негативно окрашенные публикации преобладали над позитивно окрашенными, что и было отмечено выше.

Рассмотрим Рисунок 1. На нем изображены значения тонального баланса для публикаций десяти языковых зон в ИАС «Factiva» в 2022, 2023 и 2024 гг.

Рисунок 1

Просматриваются следующие тенденции. В трех языковых зонах - японского и двух письменных китайских языков (традиционного и упрощенного) - зафиксирован выраженный положительный тональный баланс. В трех языковых зонах - русского, французского и английского языков - наблюдается выраженный отрицательный тональный баланс с тенденцией к усилению его смещения в отрицательную область в течение трех лет. В четырех зонах - испанского, итальянского, немецкого и португальского языков - имеет место тональный баланс, близкий к нулю, то есть стремление к сбалансированному освещению событий.

Причины такого положения связаны со множеством факторов, среди которых: культурные традиции народов-носителей языка, социально-экономические и социально-политические условия в странах, национальные стандарты журналистской деятельности, преобладающая редакционная политика и др. Данные факты необходимо учитывать как контекстные при интерпретации тональности публикаций с упоминанием России и других стран.

Представленность России в англоязычной зоне глобального информационного онлайн-пространства в 2024 году в целом

Дальнейший анализ будет касаться англоязычного сектора ИАС «Factiva», в котором сосредоточено примерно половина всех публикаций из более чем 100 стран. Данный сектор имеет для нас особый интерес, поскольку в нем, с одной стороны, представлены материалы всех англосаксонских, а значит, недружественных стран. С другой стороны, все крупные информационные агентства в мире, включая российские, обязательно работают на английском языке, и в этой же зоне также сосредоточены многие публикации стран глобального большинства.

Рассмотрим Таблицу 2. В ней представлены страны, наиболее часто упоминаемые в материалах базы данных ИАС «Factiva» на английском языке в 2024 году в целом, в позитивном и негативном контексте.

Таблица 2

Страны, наиболее часто упоминаемые в публикациях базы данных ИАС «Factiva» на английском языке в 2024 году в целом, в позитивном и негативном контексте (количество материалов с упоминанием стран, в тыс.)

В каждом списке присутствуют девять стран (по алфавиту): Австралия, Великобритания, Индия, Канада, Китай, Мексика, Пакистан, Россия и США. Отсюда следует, что наиболее значимые страны упоминаются и в нейтральном, и в позитивном, и в негативном контексте. Обратим внимание на то, что в трех списках нет ни одного государства континентальной Европы, которые присутствовали в Таблице 1. Следовательно, для англоязычной зоны глобального информационного онлайн-пространства континентальная Европа не является столь значимой. Намного более значимы ключевые страны англосаксонского мира - США, Великобритания, Австралия и Канада, а также ведущие мировые державы, такие как Китай, Индия, Россия. Кроме них, во всех трех списках также находим Мексику, соседа США, и Пакистан, соседа Индии.

В общем списке Россия здесь занимает третье место, уступая США и Индии. Но, быть может, самое любопытное то, что в списке стран, наиболее часто упоминаемых в позитивном контексте на английском языке, Россия располагается на пятом месте после США, Индии, Великобритании и Китая, а среди стран, наиболее часто упоминаемых в негативном контексте, она расположена на седьмом месте. Чаще в материалах отрицательной направленности на английском языке упоминаются США, Индия, Великобритания, Мексика, Австралия и Канада. Обратим также внимание на то, что для каждой страны, присутствующей в трех списках, количество негативно окрашенных материалов превышает количество позитивных. Наглядно видно общее негативное смещение всех публикаций на английском языке.

Обратимся теперь к Рисунку 2, где представлены значения тонального баланса десятка наиболее упоминаемых стран в материалах базы данных ИАС «Factiva» на английском языке в 2024 году.

Рисунок 2

Из рисунка видно, что наиболее сильное негативное смещение имеет Индия (-5,1%), после которой следуют США (-4,9%), Мексика (-4,0%) и Канада (-3,9%). И только затем мы обнаруживаем Россию (-3,5%).

Складывается следующее впечатление. Среди россиян, в том числе в экспертно-аналитическом сообществе, бытует мнение, что в мировых СМИ Россия представлена преимущественно в негативном контексте, в то время как другие страны, в том числе США и их союзники, рисуются в позитивном ключе. Однако это справедливо лишь для определенного корпуса источников, в основном из недружественных стран. В глобальном же измерении наблюдается другая, более сложная и сбалансированная картина.

Репрезентация России в источниках англосаксонских стран: тенденции 2024 года и начала 2025 года

Под англосаксонскими странами обычно понимают пять государств. Это (в алфавитном порядке): Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия и Соединенные Штаты Америки. Четыре из них - бывшие колонии Великобритании. Для большинства жителей каждой из этих стран английский язык - родной.

Какова значимость России для англосаксонских СМИ? Для ответа на этот вопрос проанализируем место России при ранжировании количества материалов с упоминанием различных стран в источниках США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, которыми располагает база данных ИАС «Factiva». Период анализа - с 1 января 2024 года по 31 марта 2025 года. Результаты анализа приведены в Таблице 3.

Обратим внимание на то, что страны, которым принадлежат источники, всегда находятся на первом месте и со значительно более высокой частотой упоминания - это универсальная и понятная общемировая закономерность, означающая, что про свою страну местные издания пишут намного чаще, чем про зарубежные. Далее страны располагаются по своей значимости для СМИ, а следовательно, и для общества соответствующих государств.

Из Таблицы 3 видно, что в источниках разных стран положение России различается. Наибольшее значение Россия имеет для британских источников, где она находится на третьем месте, уступая лишь самой Великобритании и США. Наименьшее значение среди англосаксонских стран наблюдается для австралийских источников, где Россия располагается на двенадцатом месте. В Канаде и Новой Зеландии мы обнаруживаем Россию на восьмом месте, а в США - на десятом. И еще одна любопытная деталь. Позиция Украины в источниках четырех стран ниже позиции России, что свидетельствует о меньшей значимости первой. Исключение - Канада, где частота упоминания Украины чуть-чуть выше - на 0,005% (из-за округления до десятых долей эта разница не видна).

Таблица 3

Ранги 12 стран, наиболее часто упоминаемых в источниках США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, имеющихся в базе данных ИАС «Factiva» на английском языке с 1 января 2024 г. по 31 марта 2025 г. (в % от общего числа материалов из источников данной страны)

Отношения России с англосаксонскими странами в последние годы были весьма напряженными, особенно после включения Республики Крым и Севастополя в 2014 году в состав Российской Федерации. Это проявлялось и в медийном поле - англосаксонская пресса на протяжении многих лет довольно резко высказывалась о российской власти, российской внешней и внутренней политике. В 2022 году с началом СВО негативный тон в англосаксонских публикациях усилился еще больше.

Рисунок 3 дает представление о динамике количества негативных материалов с упоминанием России в 1-4 кварталах 2024 года и в первом квартале 2025 года совокупно в источниках пяти англосаксонских стран. Анализируемый корпус текстов из базы данных ИАС «Factiva» состоял из 4,819 млн материалов (в среднем по 10,6 тыс. в день), из которых число публикаций с упоминанием России в англосаксонских источниках составило 148,6 тыс. (в среднем 326 в день). Из Рисунка 3 отчетливо видна тенденция к снижению количества негативно окрашенных материалов с упоминанием России в течение рассматриваемого отрезка времени по всей совокупности англосаксонских источников. Однако есть различия и между разными англосаксонскими странами, которые иллюстрирует Рисунок 4.

Рисунок 3

Рисунок 4

Если в 1-3 кварталах 2024 года наиболее сильное отрицательное смещение наблюдалось в Австралии, где средняя величина тонального баланса доходила до значения 17,5% во втором квартале 2024 года, то с конца 2024 года напряжение в австралийских источниках уменьшилось, и самое большое по величине значение в четвертом квартале 2025 года среди пяти англосаксонских стран зафиксировано в Канаде (-10,1%), а в первом квартале 2025 года - в Великобритании (-9,1%). При этом наименьшая абсолютная величина за весь период наблюдалась в Новой Зеландии.

Какие темы чаще всего освещались в негативно окрашенных материалах с упоминанием России? Как ни странно, вовсе не военные действия. Во всех пяти странах чаще всего эти материалы затрагивали разного рода преступления и проблемы правосудия - их было свыше 50% среди всех материалов негативной тональности с упоминанием России. На втором плане были политические и общие новости, вопросы внутренней политики. Третьей по частоте была тема международных санкций, четвертой - международные отношения. Военный конфликт был лишь фоном для этих тем. И только потом располагались материалы о собственно военных действиях.

Так, в американских, британских и канадских источниках публикации о войне на Украине составляли в среднем 21% среди всех материалов негативной тональности с упоминанием России, а в австралийских и новозеландских источниках и того меньше - 16% и 17% соответственно. Авторов и аудиторию больше волновали правовые, политические и экономические вопросы, связанные с Россией.

Остановимся кратко на публикациях позитивной тональности с упоминанием России. Их сравнительно немного, но все же они есть. Чаще всего это материалы экономического содержания. На наш взгляд, данный факт свидетельствует о том, что англосаксонские страны явно ли, неявно ли признают экономические успехи России, несмотря на введенные ими «адские санкции». К этому также следует добавить еще один тематический кластер, который оценивается позитивно, - вопросы науки, образования и культуры в России.

В подтверждение вышеописанных тенденций репрезентации России приведем три показательных примера публикаций из англосаксонских стран, различающихся по географии, тематике и тональности.

Первый пример - публикация в американском аналитическом издании «Center for Strategic and International Studies» (CSIS), где представлен обобщающий обзор незаконных саботажных и киберопераций, якобы осуществляемых российскими спецслужбами в странах Запада8. В статье утверждается, что Россия проводит «эскалационную и насильственную кампанию подрывной деятельности», а действия российских структур описываются как гибридная война против НАТО и ЕС. В выводах автор призывает к «наступательной кампании с целью повышения издержек для России», включая кибератаки и информационные операции. Этот материал иллюстрирует доминирование угрозоцентричной повестки в части англоязычного дискурса.

Сходный по тональности, но происходящий из другого англосаксонского контекста пример - статья М.Лавривски в австралийском издании «The Weekend Australian» с предваряющим комментарием: «Циничное вторжение Путина было вызвано не расширением НАТО, а историей создания России»9. Автор обращается к истории государства Российского и пытается доказать, что Петр I, «покорив Киев, начал пропагандировать миф о Киевской Руси». Налицо очередная фальсификация исторических фактов и переписывание истории.

Наряду с негативными примерами репрезентации заслуживают внимания материалы позитивной тональности, в контексте которых упоминается Россия. Вот выдержка из небольшой публикации экономического содержания британского агентства «Reuters»:

«Австрийский «Raiffeisen Bank International» (RBI), один из банков в Европе, наиболее подверженных влиянию России, заявил в пятницу, что его прибыль в стране в первом квартале утроилась, отчасти за счет увеличения процентных доходов»10.

И хотя далее говорится, что «Европейский центральный банк потребовал от RBI свернуть свой высокодоходный российский бизнес», тон статьи оказался положительным - именно такую экспертную оценку дает ИАС «Factiva». Получается, что бизнес в России вести выгодно, а это хорошо - выигрывает и австрийский банк, и Россия, где банк платит налоги и оказывает нужные нашей стране услуги.

Добавим к этому позитивно окрашенные материалы российского происхождения на английском языке, довольно часто публикуемые в англосаксонских странах тематическими новостными агрегаторами и дайджестами по вопросам науки, образования и культуры, среди которых: «Biofuels International» (Великобритания), «ForeignAffairs.co.nz» (Новая Зеландия), «Nanotechnology Weekly» (США), «NewsRx Medical Newsletters» (США) и др.

Сказанное позволяет сделать вывод о противоречивом характере отношения к России в англосаксонских онлайн-источниках, что проявляется в тональных различиях публикаций. С одной стороны, в течение рассматриваемого периода в целом негативный тон материалов с упоминанием России заметно преобладает над позитивным. С другой стороны, наблюдается тематическая избирательность тональных характеристик: негативно освещаются политические, правовые и военные аспекты российской действительности. Чаще это наблюдается в британских источниках. Но при этом бывает, что в позитивном ключе подаются достижения России в экономике, науке, образовании и сфере культуры, что чаще присутствует на американских ресурсах. И конечно, заслуживает внимания тенденция к общему снижению негативно окрашенных материалов с упоминанием России в группе англосаксонских источников в 2024 году и начале 2025 года. И это на фоне общего смещения тональности в негативную сторону в англоязычной зоне Интернета в последние годы.

 

Статистический анализ свыше 322 млн публикаций, размещенных в глобальном Интернете на более чем 20 тыс. источников на 30 языках за период с 2022 по 2024 год, содержащихся в базе данных ИАС «Factiva», позволил выявить следующие факты и тенденции.

В течение последних лет Россия находилась в тройке наиболее часто упоминаемых стран в информационном секторе Интернета. Специальная военная операция России на Украине, начавшаяся в 2022 году, вызвала мощный медиашторм - резкое увеличение числа материалов в мире с упоминанием нашей страны, что вывело ее на первое место в общемировом масштабе. Это указывает на высокую значимость России для глобального информационного онлайн-пространства. Для сравнения: резкое обострение палестино-израильского конфликта в конце 2023 года и его продолжение в 2023 году не вызвало такого же информационного эффекта. Израиль по тому же показателю в 2023 году занял 22-е место, а в 2024 году - 17-е место. Следовательно, значимость Израиля в глобальном масштабе в 2023-2024 годах была существенно ниже.

Общий тональный фон глобального информационного пространства оставался преимущественно нейтральным - в 2022-2024 годах в базе данных ИАС «Factiva» среднегодовое значение нейтрально окрашенных материалов составило 96,77%. При этом позитивно окрашенных материалов было 0,79%, а негативно окрашенных - 2,43%. Наблюдалось небольшое негативное смещение всего глобального информационного пространства - тональный баланс (разность между процентами позитивно и негативно окрашенными материалами) был негативным со значением 1,64%.

В разных языковых сегментах глобального информационного пространства этот баланс различался - от сдвига в положительную сторону в зонах японского и китайского языков до смещения в отрицательные значения в зонах русского, английского и французского языков. В 2022-2024 годах зафиксирована тенденция к усилению негативного смещения в русскоязычной, англоязычной и франкофонной зонах.

В англоязычной зоне глобального информационного пространства в 2022-2024 годах чаще всего упоминались США, а Россия вошла в тройку наиболее значимых стран, уступая также Индии. В 2024 году в целом в англоязычной зоне упоминание России в негативном контексте было менее выражено, чем упоминание таких стран, как США, Индия, Великобритания, Мексика, Австралия и Канада. Более того, Россия вошла в пятерку государств, чаще всего упоминавшихся в позитивном контексте в англоязычной зоне глобального информационного пространства среди более чем 100 стран.

В итоге оказалось, что в 2024 году тональный баланс материалов с упоминанием России, хотя и был отрицательным (-3,45%), по абсолютной величине оказался существенно меньше, чем средний тональный баланс всех публикаций в базе данных ИАС «Factiva» на английском языке за тот же период (-5,26%), а также тональный баланс материалов с упоминанием таких стран, как США (-4,93%), Индия (-5,11%), Канада (-3,92%) и Мексика (-3,97%).

Анализ источников пяти англосаксонских стран с 1 января 2024 года по 31 марта 2025 года выявил следующие тенденции. Высокую значимость России обнаруживают британские источники, где наша страна занимает третье место после Великобритании и США. В остальных англосаксонских странах ее значимость ниже - там Россия занимает места от восьмого (Канада и Новая Зеландия) до двенадцатого (Австралия). Отчасти это свидетельство сравнительно слабых связей этих стран с Россией в глобальном масштабе.

Информационные материалы с упоминанием России в англосаксонских источниках в целом имеют, с одной стороны, подчеркнутую нейтральность с точки зрения стилистики текста, но с другой - и заметное негативное смещение, существенно больше того, что обнаруживается в целом в источниках большинства других стран. При этом наблюдается связь между тональным смещением и тематикой публикаций с упоминанием России. Так, негативные материалы с упоминанием нашей страны связаны прежде всего с разного рода преступлениями и проблемами правосудия, вопросами внутренней и внешней политики, международными санкциями и в гораздо меньшей степени с военными действиями.

Позитивные материалы касались экономики, науки, образования и культуры в России. Обнаружены англосаксонские издания, публиковавшие материалы с упоминанием России, у которых тональный баланс оказался положительным, например ресурсы экономической направленности «Dow Jones Newswires» (США) и «Canada Stockwatch» (Канада). Начиная с января 2024 года в целом по группе источников пяти англосаксонских стран наблюдается уменьшение процента материалов негативной направленности с упоминанием России при том, что в англоязычной зоне сети Интернет в целом наблюдается тенденция к усилению негативного смещения.

Подытоживая сказанное, приходим к главным выводам:

  1. В 2022-2024 годах в глобальном информационном онлайн-пространстве Россия является одной из трех наиболее упоминаемых и потому наиболее значимых стран. Это утверждение справедливо как в масштабе всего Интернета, так и в его англоязычном подпространстве в целом.
  2. Среди источников пяти англосаксонских стран Россия чаще всего обсуждается на британских ресурсах, где входит в тройку наиболее часто упоминаемых стран вместе с Великобританией и США. В источниках США, Австралии, Канады и Новой Зеландии упоминаемость России ниже - там наблюдаются несколько иные приоритеты, среди которых Китай, Великобритания, Канада. Следовательно, значимость России для этих стран существенно ниже.
  3. Освещение событий в России в англосаксонских источниках имеет заметное смещение в негативную сторону, однако негативная тональность связана не со всеми темами, а с вопросами прежде всего правового, политического и военного характера. При этом в ряде публикаций Россия упоминается в позитивной тональности, в частности в некоторых материалах по экономике, а также по вопросам науки, образования и культуры.
  4. С января 2024 года по март 2025-го в англосаксонских онлайн-источниках в целом наблюдается снижение количества негативно окрашенных публикаций с упоминанием России.

 

 

1Historical yearly trends in the usage statistics of content languages for websites // «W3Techs». 10.06.2025 // URL: https://w3techs.com/technologies/overview/content_language (дата обращения: 16.06.2025).

2Это английский, испанский, итальянский, немецкий, португальский, русский, французский и японский языки, а также две версии китайского письменного языка - традиционная и упрощенная.

3Historical yearly trends… Op. cit.

4См., напр.: Шариков А.В. Реакция глобального информационного онлайн-пространства на военную спецоперацию на Украине: статистическая медиадинамика // Международная жизнь. 2022. №4. С. 54-73.

5Указание даты выгрузки связано с тем, что база данных ИАС «Factiva» немного меняется со временем. Изменения не очень заметны на небольших отрезках времени, но если повторить тот же запрос через год или большее время, то полученные цифры будут несколько иными. Числовые данные, приведённые ниже, которые были получены на основе запросов ИАС «Factiva», также получены в апреле 2025 г.

6Строго говоря, бывают ситуации, когда один и тот же текст может содержать признаки как позитивной, так и негативной тональности. Однако многолетний опыт работы авторов с ИАС «Factiva» приводит к заключению, что такие случаи носят единичный характер.

7Данный факт был впервые зафиксирован в 2021 г. См.: Шариков А.В. Тенденции развития глобального информационного онлайн-пространства: результаты эмпирического исследования // Наследие В.Г.Короленко. Стратегии гуманизма: сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 27-28 октября 2021 г.) / Под ред. А.Н.Фортунатова. Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2021. С. 264-276.

8Seth S.G. Russia’s Shadow War Against the West // CSIS. March 2025 // URL: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/2025-03/250318_Jones_Russia_Shadow.pdf?VersionId=LHamL2L7HJwLgZ7a_wq6xkTIwMh3TFpk (дата обращения: 16.06.2025).

9Lawriwsky M. Myths Behind the Russia-Ukraine War // The Weekend Australian. March 9-10, 2024 // URL: Lawriwsky-The-Australian-9-10-Mar-2024.pdf (дата обращения: 16.06.2025).

10Schwarz-Goerlich A., Sims T. Austrian bank Raiffeisen triples Russia profit as pursues exit route // Reuters. May 5, 2023 // URL: https://www.reuters.com/markets/europe/austrias-rbi-triples-profit-russia-first-quarter-2023-05-05/ (дата обращения: 16.06.2025).

 

Источники и литература

  1. Бойдстан Э., Харди Э., Уолгрейв С. Две стороны медиавнимания - сопоставление новостного освещения в условиях медиашторма и вне его // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2023. Т. 8. №1. С. 156-193.
  2. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // В.В.Виноградов. О языке художественной прозы: Избранные труды. М.: Наука, 1980. С. 371-379.
  3. Ермаков С.А., Ермакова Л.М. Методы оценки эмоциональной окраски текста // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2012. №1 (9). С. 85-90.
  4. Зверева П.Л. Сентимент-анализ текста (на материале печатных текстов газеты «The New York Times» о России и россиянах) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2014. №5. С. 32-37.
  5. Ильинова Е.Ю. О точности и тональности представления событий в тексте новостей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. №638. С. 162-172.
  6. Казун А.Д. Глобальный новостной поток. О каких странах говорят российские СМИ и почему? // Полития. 2018. №4. С. 90-105.
  7. Клушина Н.И. Коммуникативная стилистика публицистического текста // Мир русского слова. 2008. №4. С. 67-70.
  8. Матвеева Т.В. Тональность текста // Эффективное речевое общение (базовые компетенции) / Под ред. А.П.Сковородникова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. С. 692-694.
  9. Посевкин Р.В., Бессмертный И.А. Применение сентимент-анализа текстов для оценки общественного мнения // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т. 15. №1. С. 169-171.
  10. Тагильцева Ю.Р. Субъективная модальность и тональность в обзорном политическом тексте // Политическая лингвистика. 2006. №18. С. 22-134.
  11. Шариков А.В. Глобальное информационное онлайн-пространство в 2020 году: динамические характеристики // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №2. С. 445-463.
  12. Шариков А.В. Реакция глобального информационного онлайн-пространства на военную спецоперацию на Украине: статистическая медиадинамика // Международная жизнь. 2022. №4. С. 54-73.
  13. Шариков А.В. Тенденции развития глобального информационного онлайн-пространства: результаты эмпирического исследования // Наследие В.Г.Короленко. Стратегии гуманизма: сб. мат. Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 27-28 октября 2021 г.) / Под ред. А.Н.Фортунатова. Нижний Новгород: ННГУ, 2021. С. 264-276.
  14. Юсупова Н.И., Богданова Д.Р., Бойко М.В. Алгоритмическое и программное обеспечение для анализа тональности текстовых сообщений с использованием машинного обучения // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2012. Т. 16. №6 (51). С. 91-99.
  15. Factiva // Dow Jones // URL: https://www.dowjones.com/professional/factiva/curation-services/ (дата обращения: 16.06.2025).
  16. Historical yearly trends in the usage statistics of content languages for websites // W3Techs. 16.06.2025 // URL: https://w3techs.com/technologies/overview/content_language (дата обращения: 16.06.2025).
  17. Hollanders D., Vliegenthart R. (2008) Telling what yesterday’s news might be tomorrow: Modeling media dynamics. Communications: European Journal of Communication Research. Vol. 33. №1. P. 47-68.
  18. Kosicki G.M. Problems and opportunities in agenda-setting research // Journal of Communication. 1993. Vol. 43. №2. P. 100-127.
  19. Lawriwsky M. Myths Behind the Russia-Ukraine War // The Weekend Australian. March 9-10, 2024 // URL: Lawriwsky-The-Australian-9-10-Mar-2024.pdf (дата обращения: 16.06.2025).
  20. McCombs M., Show D.L. Agenda-setting function of mass media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36. №2. P. 176-187.
  21. Schwarz-Goerlich A., Sims T. Austrian bank Raiffeisen triples Russia profit as pursues exit route // Reuters. May 5, 2023 // URL: https://www.reuters.com/markets/europe/austrias-rbi-triples-profit-russia-first-quarter-2023-05-05/ (дата обращения: 16.06.2025).
  22. Segev E. International News Flow Online: Global Views With Local Perspectives. New York, NY: Peter Lang, 2016.
  23. Seth S.G. Russia’s Shadow War Against the West // CSIS. March 2025 // URL: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/2025-03/250318_Jones_Russia_Shadow.pdf?VersionId=LHamL2L7HJwLgZ7a_wq6xkTIwMh3TFpk (дата обращения: 16.06.2025).
  24. Show D., McCombs M. Agenda setting in the new media landscape: two perspectives and approaches to research. University of North Carolina at Chapel Hill, University of Texas at Austin, 2008.
  25. Wu H.D. Systemic Determinants of International News Coverage: A Comparison of 38 Countries // Journal of Communication. 2000. Vol. 50. №2. P. 110-130.