ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Выступление С.В. Лаврова на «правительственном часе» в Совете Федерации

20:28 10.12.2025 •

Уважаемая Валентина Ивановна,

Уважаемые сенаторы Российской Федерации,

Искренне рад новой возможности выступить в рамках «правительственного часа», обменяться мнениями и планами, которые выстраивают на будущее мидовская и парламентская дипломатия.

В нашем Министерстве дорожат товарищеским взаимодействием с Советом Федерации. Всегда полезны ваши предложения и инициативы по совершенствованию нашей работы на внешнем контуре. Особый вес им придает богатый профессиональный опыт сенаторов в понимании потребностей людей на местах, в регионах, которые вы представляете.

Уверен, что прямая связь крайне важна. Безусловный приоритет нашей дипломатии, как он закреплен в Концепции внешней политики, утвержденной Президентом России В.В.Путиным в марте 2023 г., заключается в создании максимально благоприятных и безопасных внешних условий для внутреннего развития страны, повышения уровня и качества жизни россиян.

Жизнь во многом подтвердила те оценки и прогнозы, которые неоднократно, много лет подряд давал Президент России В.В.Путин, начиная с Мюнхенской конференции 2007 г. Главный вывод уже тогда был в том, что мир необратимо становится многополярным и бессмысленно пытаться тормозить этот объективный исторический процесс. Как вы знаете, давно об этом говорим. Теперь с нами солидаризируется все больше участников международных отношений.

Озарение приходит и к некоторым западным элитам, кто воспринимал многополярность как угрозу, вызов своему привилегированному положению.

Но все слышали, как Президент Д.Трамп обвинял своего предшественника Дж.Байдена в том, что тот своими действиями подорвал веру в доллар и подтолкнул, как он выразился, страны БРИКС к поиску альтернативных платежных платформ. Этот процесс, метко подмеченный нынешним Президентом Соединенных Штатов, сейчас ускоряется не только в рамках БРИКС. Конечно, виноват в этом, не один Дж.Байден, и не только санкции, которые, кстати, нынешний лидер Соединенных Штатов не только не спешит отменить, но и наращивает. Об этом тоже недавно говорил Президент России.

Процесс страхования от диктата тех, кто печатает доллары и евро и предоставляет прочие западные «услуги» в мировой экономике уже набирает собственную динамику, потому что отражает справедливые интересы государств Мирового большинства. Законные, долгосрочные интересы, которые состоят в нежелании подчиняться кому-то, ориентироваться только на один центр силы и принятия решений. Эта тенденция будет только укрепляться.

Ценим стремление Президента США Д.Трампа к диалогу, к преодолению конфликта вокруг Украины политико-дипломатическим путем. Обсуждение соответствующих предложений американской стороны продолжилось 2 декабря с.г. в ходе визита в Москву спецпосланника Президента США С.Уиткоффа. Достигнута договоренность о продолжении этой работы. Главное есть принципиальное понимание о том, что устойчивое урегулирование невозможно без искоренения первопричин кризиса. Они хорошо известны. О них неоднократно говорил Президент В.В.Путин.

Несмотря на необходимость признать реалии, откровенно деструктивную позицию по украинскому вопросу занимают Лондон, руководство Еврокомиссии в Брюсселе, большинство стран-членов НАТО и Евросоюза. Инвестировав весь свой политический капитал в войну с Россией руками и телами украинских граждан, они по-прежнему в безнадежной политической слепоте тешат себя иллюзией «победить» нашу страну.

Как подчеркивал Президент В.В.Путин, мы не собираемся воевать с Европой. У нас и мыслей таких нет. Но к любым враждебным шагам, включая размещение на Украине европейских воинских контингентов и экспроприацию российских активов, готовы и будем на это отвечать.

Российская дипломатия четко понимает, какие ставки «на кону», работает в поддержку усилий, предпринимаемых Президентом В.В.Путиным, с целью надежно обеспечить безопасность России на западных рубежах, честь и достоинство наших граждан и соотечественников, включая их право на родной язык и православную веру при любом раскладе, предпочтительно, конечно, политическими, а если нужно то и военными, военно-техническими средствами. Ежедневно отдаем дань героизму тех, кто отстаивает нашу правду на фронтах специальной военной операции.

Развитие обстановки на украинском и, шире, на западном направлении имеет важное значение для всего комплекса наших отношений с иностранными государствами, для позиции России на международной арене в целом. Продолжаем (и это абсолютно не подлежит какому-либо пересмотру) самостоятельный, независимый внешнеполитический курс, который подразумевает защиту национальных интересов и одновременное укрепление, готовность к укреплению разноплановых, взаимовыгодных связей со всеми, кто хочет работать с нами равноправно, взаимоуважительно, на общепризнанных нормах международного права.

Такую политику проводят и другие государства Мирового большинства. Показателен пример нашего доброго друга – Индии, которая поддерживает отношения со всеми игроками, старается это делать и так же, как и мы, считает содействие решению задач внутреннего развития главной целью своей внешней политики. Совпадение стратегических оценок и целей наших двух стран было подтверждено в ходе визита Президента В.В.Путина в Нью-Дели, его переговоров с Премьер-министром Н.Моди, которые состоялись в индийской столице на прошлой неделе.

Среди наших приоритетов – наращивание стратегического партнерства и союзничества со странами ближнего зарубежья, со странами СНГ в самых разных форматах. Продолжается интеграционное строительство в рамках Союзного государства России и Беларуси. Важным подспорьем здесь служит общее оборонное пространство, формируемое Договором о гарантиях безопасности (он вступил в силу в марте с.г.). В ходе состоявшегося 25 ноября с.г. в Москве совместного заседания коллегий МИД России и МИД Белоруссии условились и далее крепить внешнеполитическую координацию, наметили конкретные шаги на этом направлении.

Плодотворно развиваются связи с нашими центральноазиатскими друзьями. В октябре с.г. в Душанбе состоялся второй саммит Россия – Центральная Азия. В ходе государственного визита в Россию Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева в ноябре с.г. подписана Декларация о переходе российско-казахстанских отношений на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества. По итогам государственного визита Президента В.В.Путина в Киргизию в конце ноября с.г. было принято решение об углублении российско-киргизских отношений союзничества и стратегического партнерства.

Продвигаются многогранные связи в рамках ЕАЭС и СНГ. Перспективным представляется новый формат «СНГ плюс», запуск которого согласован на октябрьском саммите СНГ в Душанбе. В 2026 г. Россия будет председательствовать в ОДКБ. Нацелены на плотное взаимодействие с союзниками в интересах упрочения потенциала и международных позиций этой организации – надежного механизма поддержания региональной стабильности.

Говоря о Большой Евразии, хотел бы отметить особое значение российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Трудно переоценить доверительный диалог на высшем уровне – то, что наши китайские друзья называют «дипломатией лидеров». В мае с.г. Москву – для участия в торжествах по случаю Дня Победы – посетил Председатель КНР Си Цзиньпин. В сентябре с.г. состоялся визит В.В.Путина в Китай с посещением парада, приуроченного к юбилею окончания Второй мировой войны.

Совместное празднование 80-летия Победы над германским нацизмом и японским милитаризмом глубоко символично: именно наши страны сыграли в этих великих событиях прошлого века решающую роль.

Сегодня дипломатический тандем Москвы и Пекина выступает значимым фактором глобальной стратегической стабильности и устойчивости нарождающегося многополярного мира. Уверен, что наши граждане оценят и возможности режима безвизового посещения Китая для туристических и деловых целей, которые работают на основе взаимности.

Развиваем всеобъемлющее стратегическое партнерство с Пхеньяном – на основе соответствующего Договора, подписанного лидерами наших стран летом 2024 г. Искренне признательны корейским друзьям за союзническую помощь в освобождении Курской области от украинских боевиков. Видим в целом большие перспективы в развитии двусторонних отношений в самых различных областях, а также в совместных действиях в рамках ООН.

Серьезные возможности открываются в связи со вступлением в силу Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Ираном. Поступательно развиваются связи с Турцией, с арабскими странами Ближнего Востока и Севера Африки.

Предпринимаемые нашей дипломатией усилия нацелены на данном этапе на комплексное обустройство Евразийского континента. Продолжаем реализацию флагманских инициатив Президента В.В.Путина, направленных на формирование Большого Евразийского партнерства в качестве материальной базы пространства безопасности и сотрудничества. Вместе с белорусскими союзниками продвигаем разработку «Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке». Имею в виду присоединение к ней всех заинтересованных государств нашего общего континента.

С африканскими друзьями работаем над выполнением договоренностей, принятых на двух саммитах Россия – Африка в 2019 г. и 2023 г. На повестке дня – проведение второй министерской конференции Форума партнерства Россия – Африка и подготовка третьей российско-африканской встречи в верхах в 2026 г.

Самоценным направлением нашей внешней политики остается укрепление отношений со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Сейчас Бразилия – наш стратегический партнер в регионе и в целом в мире – успешно председательствует в БРИКС. В ноябре с.г. вступил в силу Договор о стратегическом партнерстве и сотрудничестве с Венесуэлой. Подтверждением стратегического партнерства с Никарагуа стало решение сандинистского руководства о признании ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей неотъемлемыми частями Российской Федерации.

Интенсивные усилия предпринимаем и по линии многосторонней дипломатии. Совместно с единомышленниками – в том числе в рамках созданной на нью-йоркской площадке Группе друзей в защиту Устава ООН – работаем над тем, чтобы зафиксированные в этом ключевом международно-правовом документе цели и принципы соблюдались не от случая к случаю, как это привык делать Запад, а во всей их полноте, совокупности и взаимосвязи.

Упоминал БРИКС. Он действительно стал одним из центров принятия глобально значимых решений. Авторитет этого объединения растет. Оно само олицетворяет культурно-цивилизационное многообразие современного мира. Отрадно, что бразильское председательство продолжило реализацию многих инициатив, запущенных в ходе саммита под председательством России в Казани осенью 2024 г. В их числе – трансграничная платежная инициатива, расчетно-депозитарная и перестраховочная инфраструктуры, новая инвестиционная платформа, зерновая биржа БРИКС.

На схожих с БРИКС принципах функционирует ШОС. Одна из опор формирующегося многополярного мира и неотъемлемый элемент евразийской архитектуры равной и неделимой безопасности и сотрудничества, над которой мы активно работаем. Мощный импульс развитию ШОС придали решения, принятые на сентябрьском саммите в китайском Тяньцзине.

Нынешний год проходит под знаком празднования 80-летия Великой Победы. Делали всё необходимое, чтобы это событие было достойно отмечено. На самом высоком организационном уровне в мае с.г. были организованы соответствующие торжества. Наращиваем усилия по противодействию попыткам пересмотреть итоги Второй мировой войны, закрепленные в Уставе ООН и решениях Нюрнбергского трибунала. С нами солидарно большинство членов мирового сообщества. Итоги ежегодного голосования за российскую резолюцию Генассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма – тому свидетельство.

Будем и далее привлекать внимание широкой международной общественности к деструктивной позиции Берлина, Рима и Токио – бывших держав «оси», которые на протяжении нескольких лет голосуют против проекта резолюции о недопустимости героизации нацизма.

Более того, Германия активно накачивает неонацистский киевский режим смертоносным оружием. Канцлер ФРГ Ф.Мерц не устает заявлять о планах «вновь» превратить Бундесвер в «самую сильную армию в Европе». Наверное, немецким политикам, запамятовавшим о мрачных страницах собственной истории, есть о чем задуматься. Но инакомыслие, которое налицо и растет в Германии, всячески пытаются заглушить. То же касается и Финляндии, сотрудничество которой с нацистами в годы Второй мировой войны общеизвестно, включая активное участие в блокаде Ленинграда. Сегодня складывается впечатление, что долгие десятилетия добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной не помогли финским элитам излечиться от (прямо скажем) животной русофобии, которую они демонстрируют.

Продолжим наращивать усилия, направленные на признание преступлений немецко-фашистских захватчиков и их приспешников-коллаборационистов против граждан Советского Союза в годы Великой Отечественной войны геноцидом народов СССР.

Великая Победа способствовала процессу деколонизации, обретения народами Глобального Юга и Востока независимости и собственной государственности. Решающая роль нашей страны в поддержке национально-освободительных движений признана во всем мире.

Буквально через несколько дней, 14 декабря, мы будем отмечать 65-летие принятия по инициативе Советского Союза исторической Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Мы приняли необходимые меры, мобилизовав наших единомышленников, рассчитываем, что в ближайшее время 14 декабря будет объявлено ООН Международным днем борьбы с колониализмом, что позволит придать еще более системный характер продвижению антиколониальной, антинеоколониальной повестки, которая сегодня очень актуальна.

МИД России тесно сотрудничает с российской политической партией «Единая Россия», которая инициировала и играет ведущую роль в развитии международного движения «За свободу наций». На регулярной основе проводит Форум сторонников борьбы с современными практиками неоколониализма.

Важное направление – это противодействие юридической агрессии на Западе. По нашей инициативе и при поддержке Группы друзей в защиту Устава ООН, 4 декабря было провозглашено Генеральной Ассамблеей Международным днем борьбы с односторонними принудительными мерами. Решению этой задачи объективно способствуют и наши усилия по формированию неподконтрольных Западу институтов финансовой, логистической и транспортной инфраструктуры.

Мы, при всей турбулентности на мировой арене, стремимся способствовать сопряжению усилий всех членов мирового сообщества в борьбе с общими трансграничными вызовами и угрозами.

В октябре с.г. в Ханое подписана разработанная по инициативе нашей страны Конвенция ООН против киберпреступности – первый универсальный международный договор о противодействии применению информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.

На постоянном контроле – обеспечение прав российских граждан за рубежом, противодействие любым формам их дискриминации. Продолжаем работать над консолидацией многонационального, многоконфессионального Русского мира, защищая позиции русского языка, культурно-исторического наследия нашей страны. Особое внимание уделяем реализации Указа Президента Российской Федерации «Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности». Неоценимую поддержку в этом нам оказывают представители традиционных российских конфессий и региональных властей.

Задействуем потенциал культурной дипломатии. Этой осенью в России с успехом прошел первый международный песенный конкурс «Интервидение», призванный продвигать культурно-цивилизационное многообразие мира, воспитывать молодежь в духе традиций предшествующих поколений. Работаем с иностранными партнерами с тем, чтобы сделать этот конкурс ежегодным.

Конечно, среди важных задач – содействие развитию межрегионального, межмуниципального сотрудничества. Хорошо зарекомендовала себя практика проведения презентаций российских регионов на площадке МИД России, которые пользуются популярностью среди иностранных послов. Отмечу и нашу совместную работу с главами регионов в рамках Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России. Развиваем также практику проведения межрегиональных форумов с рядом государств, прежде всего с партнерами по СНГ и другими соседями.

Уважаемые коллеги,

Внешнеполитический курс, утвержденный Президентом России В.В.Путиным, носит стратегический, долгосрочный характер, служит реализации масштабных государственных задач, продвижению созидательной повестки дня. Важно, что в нынешний переломный момент мирового развития наши усилия получают безоговорочную поддержку ведущих политических сил страны, пользуются пониманием граждан. Это придает нашим шагам устойчивость, повышает авторитет страны в мире.

В заключение хотел бы еще раз подтвердить нашу заинтересованность и готовность к дальнейшему сопряжению усилий с законодателями в целях упрочения международных позиций Российской Федерации как одного из ведущих государств-цивилизаций Большой Евразии – центра влияния формирующегося многополярного мира.

Спасибо за внимание.

Вопрос: Как Вы видите дальнейшую динамику отношений с Европой и США? Стоит ли в обозримой перспективе ожидать улучшения переговорного процесса и снятия санкций?

С.В.Лавров: На эту тему подробно и регулярно высказывается Президент России В.В.Путин. Ситуация эволюционирует, обрастает новыми фактами, но в целом пока тенденция неизменна.

Запад не един. Это лишний раз подтверждают события последних дней. Президент США Д.Трамп в одном из своих интервью принципиально оценил действия Европы по искусственному сдерживанию договоренностей, которые вполне могли бы быть достигнуты по украинскому урегулированию, обеспечивая ликвидацию первопричин, являющихся главным препятствием на этом пути.

Но Европа искусственно сдерживает этот процесс, пытается всячески «науськивать» украинского «руководителя» и членов его режима для того, чтобы они не прекращали воевать до последнего украинца. Правда, не хватает денег. Сейчас на эту «идеологическую заряженность» влияют финансовые соображения, потому что, кроме как ограбить Российскую Федерацию и забрать в нарушение всех мыслимых норм международного и коммерческого права наши золотовалютные резервы, у них не остается других источников для финансирования этой войны.

Это при всем при том, что все больше стран, в том числе и ряд членов Евросоюза, и оппозиционные партии в странах ЕС и НАТО, признают бессмысленность и бесперспективность продолжения этой политики. Но Европе «застит глаза» желание нанести России «стратегическое поражение». Они себе этого представить не могут. Некоторые политики даже в интервью, беседах с журналистами, признаются, что они не мыслят ситуации, когда придется «проглотить» поражение их «ставленника», признать и смириться с тем, что Россия достигнет своих законных, справедливых целей.

Понятно, что это их проблемы, но, как говорится, они сами себе их создали, сами их усугубляют, сами пытаются держаться за бесперспективную линию поведения.

На этом фоне все большую нетерпеливость проявляют Соединенные Штаты, прежде всего Президент США Д.Трамп – единственный из всех западных лидеров, который сразу после прихода в Белый дом в январе с.г. стал проявлять понимание тех причин, которые сделали войну на Украине неизбежной и которые лежат в основе тех враждебных действий против Российской Федерации, которые Запад и предшественник Д.Трампа –Дж.Байден – и его европейские подручные вынашивали долгие годы. Сейчас наступает кульминация всей этой истории.

Проанализировав ситуацию, Президент США Д.Трамп согласился с тем, что первопричины, обозначенные Россией, действительно должны быть ликвидированы: недопустимость вовлечения Украины в НАТО, необходимость вернуть из-под власти украинского режима людей, чьи права были растоптаны пришедшими к власти в результате госпереворота в 2014 г. Сейчас это активно обсуждается.

Не могу не упомянуть и о том, что единственный западный лидер, который в данной ситуации заботится о правах человека, – тоже Д.Трамп. В предложениях, которые привозил спецпосланник Президента США С.Уиткофф и которые подробно обсуждались с Президентом России В.В.Путиным, специально было сказано о необходимости обеспечить на Украине (на той части, которая от нее останется) права национальных меньшинств, религиозные свободы в соответствии с международными обязательствами.

Понимаю, что поправки к этому американскому документу пока носят закрытый характер, но тем не менее про права человека секретничать нельзя. Процитированные мной предложения американской стороны по обеспечению всех международных обязательств Украины в отношении прав человека и религиозных прав в европейской интерпретации были переделаны. То, что мы видели, звучит уже иначе и призывает Украину выполнять все нормы в отношении меньшинств и религиозных свобод, которые приняты в Европейском Союзе. Почувствуйте разницу.

Эта мания непогрешимости и уверенность в том, что все, что делают европейцы, является на голову выше всех традиций, норм, законов остального мира, – одна из тех причин, по которой Президент США Д.Трамп и его соратники все чаще говорят о глубочайшем кризисе Евросоюза и о том, что он движется явно не в том направлении, которого требуют реалии многополярности.

Вопрос: В настоящее время продолжается формирование более справедливого миропорядка, в котором все громче звучат голоса развивающихся стран – Азии, Африки, Латинской Америки, а западноцентричная мировая политика постепенно уходит в прошлое. Предыдущие смены системы международных отношений сопровождались крупными и даже глобальными конфликтами. Как Вы считаете, способен ли исход современного противостояния с Западом и его горячего проявления в виде украинского кризиса привести к формированию новой системы международных отношений, либо это невозможно без более глобальных потрясений?

С.В.Лавров: Считаю, что процесс формирования многополярного мира – это объективный процесс, ход истории, результат темпов экономического развития, решения социальных проблем.

Вскоре после Второй мировой войны, особенно после «холодной войны», Запад продвигал идеалы глобализации, убеждая всех (в духе Ф.Фукуямы «о конце истории»), что теперь мир «един», что теперь только либеральный миропорядок, либеральные ценности будут общепринятыми и никакой конкуренции этому образу жизни и мышления не будет. Эти инструменты глобализации внедрялись настойчиво, активно, под лозунгом того, что это не западные стандарты, а общечеловеческие блага.

Помню, как двадцать-тридцать лет назад официальные лица из Вашингтона заявляли о том, что доллар –  не американская собственность, а всеобщее благо, которое обеспечивает, «смазывает» и позволяет наиболее эффективно функционировать всей мировой экономике.

Во вступительном слове упоминал о том, что Президент США Д.Трамп еще во время своей предвыборной кампании резко, критически отзывался о действиях Дж.Байдена и его администрации по использованию доллара в качестве инструмента санкций, наказания непослушных, достижения политических, идеологических целей.

Когда Д.Трамп стал президентом во второй раз, в своих официальных выступлениях он сильно критиковал БРИКС в том числе и прежде всего за то, что это объединение, дескать, бросило вызов господству и доминированию доллара. Президент России В.В.Путин отреагировал на это замечание и сказал, что мы доллар не бросали – нас просто отрезали от доллара, злоупотребляя его положением как мировой резервной валюты и используя его в качестве политического оружия. Поэтому мы вынуждены искать альтернативные платежные платформы и будем это делать.

Более того, такая эгоистичная и агрессивная линия США, наблюдаемая со времен бывшего президента США Дж.Байдена в отношении доллара, заставляет задуматься не только нас, не только те страны, которые оказались объектом американских и европейских незаконных санкций. Все больше стран начинают задаваться вопросом, что завтра может не понравиться тем, кто контролирует мировые финансовые рынки. Никто не знает.

Тенденция идет к тому, чтобы готовить альтернативные платежные платформы. Она уже устойчивая и развивается в том числе и в рамках БРИКС и ШОС. Но еще раз скажу, что Президент России В.В.Путин четко напомнил о том, что не мы отказались использовать доллар, нам навязали оружие, в которое западный мир, прежде всего в Соединенные Штаты, превратили доллар. Многополярный мир формируется. Описанный пример показывает, что в экономической и финансовой сфере этот процесс идет.

Второй момент, который я бы особо выделил, это деколонизация и борьба с неоколониализмом и с колониализмом (если брать колониализм как образ действия на международной арене, нацеленный на то, чтобы жить за счет других). Когда Африка стала независимой, и в 1960 г. была объявлена деколонизация, все больше и больше африканских и ряд других стран обретали самостоятельность. Прежде всего, это было политическое явление. По этому поводу были торжества. Но достаточно быстро стало понятно, что политическая независимость не совсем обязательно несет с собой экономическую и финансовую независимость. Множество примеров, когда страны, независимые члены ООН оказываются в экономической и финансовой кабале из-за правил, по которым сейчас действует международное разделение труда, навязанных глобалистами.

Второй саммит «Россия-Африка», 2023 год, Санкт-Петербург. Президент Уганды Й.К.Мусевени подробно высказывался на эту тему. Среди примеров он привел и такой. Он обратился к опыту международного рынка кофе, который оценивался по его данным – это примерно совпадает с официальной статистикой – где-то в 450 млрд долл. в год. В Африке – главном производителе бобов – «оседало» 40 млрд долл. из 450. Все остальное: добавленная стоимость, обжарка, фасовка, другая подготовка к продаже, – реализовывалось уже на Западе, прежде всего в европейских странах. Это ярчайший пример того, как политическая независимость совсем не обязательно ведет к экономической независимости.

Сейчас общаясь с африканскими друзьями, мы ощущаем у них все больше и больше стремления добиться еще и экономической справедливости. Это не то, что бы «освобождение». Освободиться от современной взаимозависимой экономики трудно, но экономическая справедливость… Это «второе пробуждение» Африки в борьбе за свои законные хозяйственные интересы в мировой экономике. Таких примеров много.

В Сообществе стран Латинской Америки и Карибского бассейна с приходом в Бразилии в очередной раз к власти Президента Л.И.Лулы да Силва, были инициированы дискуссии о том, как обезопасить себя от возможных «капризов» тех, кто «держит» рычаги современной международной валютно-финансовой системы. Эти процессы набирают силу.

То, как были дискредитированы основные постулаты глобализации до сих пор у всех в памяти, на слуху и на виду. Такие принципы, как добросовестная конкуренция, неприкосновенность собственности, презумпция невиновности и многое другое были в одночасье растоптаны, когда потребовалось наказать Российскую Федерацию за то, что после долгих лет предупреждений и игнорирования наших законных интересов у нас не осталось другого выхода, как начать специальную военную операцию.

Та глобализация, которую продвигал Запад во главе с Вашингтоном особенно после «холодной войны», сейчас уходит в небытие. Вместо глобализации мы имеем фрагментацию мировой экономики. Все больше и больше стран понимают, что надежнее полагаться на региональные механизмы. В этом смысле наш упор в последней редакции внешнеполитической концепции на евразийскую безопасность, систему сотрудничества, формирование Большого Евразийского партнерства в экономике, логистике, транспорте, инфраструктуре вполне отвечает сложившимся тенденциям. Не зря все большее количество стран проявляют к этому евразийскому подходу значительный интерес.

Президент России В.В.Путин сформулировал наши задачи на этом направлении. Мы над ними работаем. Уже упоминал наше взаимодействие с белорусскими друзьями. Они ежегодно осенью проводят конференцию по евразийской безопасности. Я участвовал во всех трех (123). Четвертая состоится в следующем году. Все больше и больше проявляется интерес к этой конференции со стороны не только азиатских стран, но и из стран западной части евразийского континента. В частности, мой коллега и друг, Министр иностранных дел Венгрии П.Сийярто участвует на регулярной основе, как и представители Сербии и Словакии. Убежден, что число этих участников будет расти, и представительность этой аудитории тоже будет обогащаться.

Многополярность – это не нечто, что в Совете Безопасности ООН можно сесть и написать какой-то текст, одобрить, и она состоится. Нет. Сила многополярности в том, что она идет от жизни и переосмысливает опыт, накопленный за годы глобализации.

Последнее замечание. Почему сейчас Китай объявлен главной угрозой, конкурентом? Потому что Китай в свое время принял, как и все остальные, правила игры в рамках «благостной» для всех глобализации. Он принял и стал совершенствовать свои механизмы для более эффективного участия в мировых процессах. В итоге он обыграл тех, кто придумал эту глобализацию, прежде всего американцев. Он обыграл по их правилам, на их поле. Посмотрите, как сокрушаются американцы и европейцы, что Китай производит слишком дешево и качественно высокотехнологичные и прочие товары.

Запад расписался в том, что все эти международные проекты, разрекламированные как всеобщее благо, нужны ему только для одного, чтобы извлекать выгоду самому. Это в памяти у всех свежо. При всех сложностях выхода из старой системы, она «зацементирована» рядом институтов – Международным валютным фондом, Всемирным банком, Всемирной торговой организацией, этот процесс идет.

Причем, когда определяются новые, независимые от Запада форматы сотрудничества, никто же не хочет предлагать закрывать Валютный фонд, Всемирный банк или ВТО. Параллельно идет процесс их реформирования. Вернее, не столько идет процесс, сколько страны БРИКС, ШОС и страны Мирового большинства требуют привести в соответствие действующие в этих структурах нормы с реалиями современного мира, чтобы, например, в МВФ количество голосов стран Глобального Юга соответствовало их реальному экономическому весу. Реформа квот искусственно тормозится американцами, которые по-прежнему благодаря этим ухищрениям и давлению на суверенные государства сохраняют единоличное вето на любые принимаемые в организации решения. В период правления Дж.Байдена это вылилось в абсолютно невообразимые цифры финансирования киевского режима вопреки всем принципам, которые лежали в основе этого учреждения.

ВТО в силу того, что Китай побеждает конкурентов на мировых рынках, включая США, долгие годы блокирует заполнение вакансий в международном органе по разрешению споров. Огромное количество споров, которые Китай добросовестно вносит в соответствии с правилами ВТО, лежат там без движения. Эти структуры тоже надо реформировать.

Но я бы проявлял благоразумие и, добиваясь реформ в МВФ, в ВТО, строил более надежный запасной путь. У нас запасные пути в нашей истории не раз играли полезную роль.

Вопрос: Мой вопрос касается информационной сферы. Из-за информационной блокады, проводимой странами Запада, глобальное информационное пространство наводнено и насыщается их же усилиями заведомо ложной информацией о России и специальной военной операции. В связи с этим представляется необходимым и целесообразным расширение программ поддержки распространения правдивой информации о Российской Федерации на иностранную аудиторию так, как это делают, например, иноязычные программы Sputnik и Russian Today. Планируется ли создание новых программ или расширение существующих механизмов на данном направлении?

С.В.Лавров: Sputnik и RT действительно иностраноязычные, но их материалы идут и на русском языке в тех странах, где есть наша большая община.

Вы абсолютно правы, самое главное – это граждане западных стран, которым «морочат» голову и всячески, как сейчас модно говорить, навязывают лживые нарративы. Во многом средства массовой информации, имеющие выход на международную арену, в нашем случае вы назвали два очевидных СМИ, действительно имеющих мировое имя и признание, травят из-за этого.  

Кстати, задолго до нынешней украинской ситуации ни RT, ни Sputnik не получали аккредитацию в Елисейском дворце. Им официально было отказано. Пресс-секретарь французского правительства Б.Гриво со ссылкой на Президента Франции Э.Макрона, отвечавший за предоставление аккредитации СМИ, сказал, что, по их оценке, это не СМИ, а инструменты пропаганды.

Этот вопрос я ставил не раз перед французскими коллегами. Мы тогда еще общались. Даже Президент Франции Э.Макрон сказал об этом деликатно. Но ничего не изменилось: обвиняют в лжи, в подтасовке фактов, хотя ни разу ни одного примера, который опирался бы на достоверную информацию, нам никто не привел.

Здесь надо биться и поддерживать наших вещателей, которые на международном рынке информации в меньшинстве, поддерживать те западные СМИ, в которых начинает просыпаться совесть. Такие есть. С ними надо аккуратно работать, распространяя факты. А выводы они, пускай, делают самостоятельно. Есть такие, кто из этих фактов готов делать правильные и честные выводы. Надо еще работать и дипломатически за информационную правду. Случай в Буче уже стал притчей во языцех.

Помните, как это всё происходило. Президент Российской Федерации В.В.Путин об этом вспоминал недавно. Для того, чтобы было достигнуто соглашение, его принцип предложили сами украинцы. Но тогдашний премьер-министр Британии Б.Джонсон лично запретил им его заключать (это было начало апреля 2022 г., тогда еще теплилась надежда, что соглашение возможно). Мы по просьбе западных коллег, в качестве жеста доброй воли, отошли из пригородов Киева, включая Бучу. Двое суток там никто ни о чем не вспоминал. Мэр «красовался» на экранах, говорил, что они опять в своем родном населённом пункте. А на третьи сутки «вдруг» там оказались журналисты «Би-Би-Си». Они стали снимать не где-то в подвалах, а на центральной улице трупы, которые, получается, там лежали трое суток. Их никто не видел до того, пока туда не приехали «Би-Би-Си». С тех пор, помните, новая волна санкций, обвинения в зверствах.

Скоро будет четыре года, как мы пытаемся добиться правды, справедливости. Уже упоминал несколько раз на встречах с коллегами в Совете Безопасности ООН. Глядя Генеральному секретарю А.Гутеррешу в глаза, говорил, чтобы они хотя бы предъявили список лиц, чьи тела были продемонстрированы группой «Би-Би-Си», которая там единственная из всех средств массовой информации «вдруг» в этот день оказалась. Никакой реакции.

Мы написали официальное письмо Генсеку ООН, Верховному комиссару ООН по правам человека, и в структуру, которую Верховный комиссар создал специально по Украине – Наблюдательная миссия ООН по правам человека на Украине. Никто ничего не отвечает.

Когда пресс-секретаря А.Гутерреша спросили, он сказал, что они всячески отстаивают права человека, необходимость транспарентности, но иногда, дескать, они не могут раскрывать информацию, поскольку речь идет о жизни людей. Это просто смешно.

Будем требовать от ООН, чтобы она перестала играть в одни ворота, в украинские, перестала украинизировать в том числе и деятельность Секретариата, где ведущие позиции приватизированы Западом и где вся политика диктуется членами НАТО и Евросоюза, по большому счету, на всех ключевых постах.

Да, у нас важные позиции. У России есть заместитель Генерального секретаря ООН по борьбе с терроризмом, у китайских друзей – заместитель Генерального секретаря ООН по вопросам социально-экономического развития, но политические вопросы, вопросы миротворчества, гуманитарные вопросы по всему миру, вопросы обеспечения безопасности в системе ООН – то есть все реально влияющие на деятельность Секретариата механизмы и средства (львиная доля всего бюджета) находятся в руках западных коллег, которые этим все больше беспардонно пользуются.

Мы об этом уже открыто начинаем говорить. Надо все-таки думать о будущем ООН, чтобы она, не приведи Господь, не повторила судьбу ОБСЕ. Поэтому я с Вами абсолютно согласен. К поддержке средств массовой информации, отстаиванию правды и продвижению неудобных вопросов на международных площадках я бы еще добавил работу наших общественных организаций. Во-первых, по линии парламентской дипломатии. Это само собой важное наше «оружие». Есть неправительственные организации. В частности, есть М.С.Григорьев, создавший Международный общественный трибунал по преступлениям украинских неонацистов – объединение, аккумулирующее факты преступлений украинского режима.

Мы организовывали посещение им и его товарищами международных структур, в том числе и ОБСЕ. Вода камень не то что точит до конца, но игнорировать все эти действия, факты, которые предъявляются, уже непросто.

Вопрос: В связи с фрагментацией международного сотрудничества в Арктике, включая выход России из Совета Баренцева и Евроарктического региона, ослабление в целом Арктического совета, какие альтернативные механизмы многоформатного сотрудничества видит МИД России для обеспечения устойчивого развития региона и защиты российских интересов на международном уровне?

С.В.Лавров: Все-таки Арктический Совет еще сохраняет свои механизмы. Западные члены этой очень важной и некогда центральной структуры для определения политики в высоких широтах понимают тупиковость линии на развал Арктического Совета, учитывая хотя бы то, какие реальные географические, технологические, политические позиции в Арктике занимает наша страна.

Они отказались от встреч на уровне министров, но продолжаются экспертные встречи. Иногда их организуют в режиме видеоконференцсвязи. Всё-таки Арктический Совет существует. Исхожу из того, что он когда-то вернет свой потенциал. Это займет какое-то время, потому что члены Арктического Совета, особенно от Северной Европы, уже упоминал Финляндию, Норвегию, Швецию, сейчас имеют правительства, которые не нацелены на конструктивную работу и признание реалий.

Тем не менее проходят сессии Арктического Совета на других уровнях, не обязательно на министерском. 14-я его сессия, состоявшаяся в мае с.г., все-таки приняла заявление, которое подтвердило общую позицию о том, что Арктический Совет – это ключевая площадка многосторонней кооперации в Заполярье, ее нужно сохранять. Должна быть общая линия в поддержку укрепления мира и безопасности, создания максимально благоприятных условий для экономических проектов.

Независимо от того, что происходит в Арктическом Совете (а мы выступаем за то, чтобы он сохранялся), чтобы он функционировал максимально эффективно, нужно убрать «украинизацию» повестки и этой структуры. Мы занимаемся освоением высоких широт, в том числе Северного морского пути, сотрудничаем со странами, нашими близкими стратегическими партнерами, с Китаем, Индией, независимо от того, какие планы строит Арктический Совет. У нас есть наш суверенитет над Северным морским путем, активно осваиваем его при участии дружественных нам государств.

Есть и структура, которая была создана параллельно с межправительственной организацией Арктический Совет, – это неправительственная организация сотрудничества северных регионов стран, которые входят состав Арктического Совета. Она называется Северный Форум. Есть Арктический экономический совет – это предпринимательская структура. Все это было гармонизировано с программой работы Арктического Совета, и с наступлением определенного «замедления» в работе межправительственной организации, эти неправительственные структуры продолжают функционировать.

Упомяну и арктическую тематику, которая регулярно обсуждается (в той или иной степени) на Петербургском международном экономическом форуме«Арктика – территория диалога» – это наш бренд, наш международный арктический форум, который собирается регулярно и пользующийся большим вниманием. Есть совсем недавно созданный международный форум «Арктика: настоящее и будущее им. А.Н.Чилингарова».

Неправительственные форматы активно развиваются. Считаю это весьма полезным, особенно учитывая, что мы сейчас всячески поощряем роль регионов во внешнеэкономических, внешних связях в целом, установлении контактов с соседями. Это связи, в рамках которых рождаются проекты, идущие от жизни.

Все эти форматы, о которых я упомянул, желательно каким-то образом координировать, чтобы они не дублировали друг друга, чтобы у них была взаимодополняемость. Это вполне реально. Мы этим тоже занимаемся вместе с нашими головными ведомствами, ведающими арктическим сотрудничеством.

Вопрос: В своем выступлении Вы уже озвучили, какую работу проводит наша страна в адаптации мировых торговых и валютно-финансовых систем к реалиям многополярного мира, снижению зависимости российской экономики от недружественных действий иностранных государств и улучшению условий доступа России на мировые рынки, что соответствует приоритетным направлениям Концепции внешней политики Российской Федерации. Скажите, какие еще предстоит решить задачи в этих направлениях?

С.В.Лавров: Это большой вопрос. Постараюсь кратко.

Прежде всего надо признать, что это вопрос не исключительной компетенции и даже не столько компетенции Министерства иностранных дел. Это общегосударственный вопрос. У нас есть целый ряд механизмов, межведомственных, правительственных комиссий, которые сформированы на всех ключевых направлениях. Недавно был Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, где говорилось о многом, что необходимо сделать для того, чтобы решать те задачи, о которых Вы упомянули.

Считаю, что самое главное в том, что касается МИД России (начал свое вступительное слово с этого), – это опираться на задачи проведения такой внешней политики, которая обеспечивает максимально благоприятные внешние условия для нашего внутреннего развития, для обеспечения безопасности, экономического роста и повышения благосостояния граждан.

Вся архитектура наших государственных, правительственных, межведомственных механизмов сориентирована именно на достижение этих целей. Главное, чтобы все работали в унисон, гармонично, ставили во главу угла, прежде всего, государственные интересы.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати