Опыт Европейского союза в развитии транспортной инфраструктуры двойного назначения позволяет США и НАТО использовать модернизированные автомобильные и железные дороги, аэропорты и морские порты для оперативной переброски военных грузов и личного состава к границам России и Белоруссии. Программа «Военная мобильность» и сопутствующие инициативы обеспечивают значительные объемы финансирования и реализацию конкретных проектов, включая расширение транспортных коридоров. Европейская инфраструктура активно задействуется для военной поддержки Украины, что усиливает роль «украинского аспекта» в региональной безопасности. Учения НАТО демонстрируют способность созданного транспортного коридора пропускать к границам Союзного государства до 100 тыс. военных с техникой и арсеналами за десять дней. Такое развитие европейской транспортной сети двойного назначения создает новые риски и вызовы для России, требующие выработки эффективных мер по нейтрализации возникающих угроз.
Понятие объектов двойного назначения
К транспортным объектам двойного назначения относятся: транспортные узлы (аэропорты, морские порты, железнодорожные станции); дорожная инфраструктура (автомагистрали, тоннели, мосты, способные выдерживать тяжелую военную технику); логистические центры (склады, распределительные узлы), пригодные для быстрой переброски войск и военных грузов.
Проблемы европейской транспортной инфраструктуры
Для США и НАТО европейская транспортная инфраструктура играет критически важную роль, так как Европа является плацдармом для операций не только в Европе, но также в Атлантике, на Ближнем Востоке и в Африке.
В 2007 году несколько стран - членов ЕС и руководство НАТО основали Европейский центр координации перевозок (MCCE) для организации военной логистики. Центр расположен на авиабазе Эйндховен в Нидерландах. Основной целью MCCE является координация и оптимизация использования военных и чартерных воздушных, морских и наземных транспортных средств вооруженных сил стран-участниц. Фактически центр оказывает посреднические услуги между военными «заказчиками» и логистическими «исполнителями» военных перевозок. Для крупных операций возможности MCCE очевидно недостаточны.
С 2015 года в ЕС набирает масштаб дискуссия о необходимости так называемого «военного Шенгена». Основанием послужили опасения военных НАТО о неспособности большинства европейских дорог и мостов выдержать вес тяжелой военной техники, разница в ширине железнодорожной колеи между странами Западной и Восточной Европы, отсутствие связи центральноевропейского топливопровода с восточными государствами, что было чревато длительными задержками в поставках топлива.
Помимо решения этих проблем, «военный Шенген» предусматривал строительство инфраструктуры для размещения войск, доступ к складам с запасными частями и центрам хранения топлива, устранение таможенных и юридических препятствий.
Согласно отчету Центра анализа европейской политики (CEPA), опубликованному в 2021 году, 90% автомагистралей, 75% национальных дорог и 40% мостов в Европе способны пропускать транспортные средства с максимальной нагрузкой в 50 тонн. Вес тягача с тяжелым танком «Leopard» или «Abrams» на прицепе может превышать 120 тонн1.
Реализация «военного Шенгена»
29 мая 2018 года European Defence Agency (EDA) приняло программу беспрепятственного пересечения воздушных и наземных границ ЕС для военного персонала и техники (Cross-Border Movement Permission - CBMP)2. Для упрощения таможенных формальностей при трансграничных перемещениях военнослужащих EDA разработало специальную форму EU 302. В 2019 году к программе EDA CBMP подключились 25 государств-членов, в 2020 году к ней присоединилась Норвегия. Ведущую роль в продвижении проекта играет Минобороны Бельгии.
В 2017 году в целях структурной интеграции национальных вооруженных сил страны Евросоюза создали организацию под названием «Permanent Structured Cooperation» (PESCO), которая реализует значительную часть политики Европейского союза в области безопасности и обороны. EDA финансирует многочисленные программы PESCO, и в их числе два проекта, связанные с военной транспортной инфраструктурой, - «Network of Logistic Hubs in Europe and Support to Operations» (NetLogHubs) и «Military Mobility» («Военная мобильность»).
NetLogHubs
Проект «Network of Logistic Hubs in Europe and Support to Operations» нацелен на объединение существующих логистических объектов в многонациональную сеть для обслуживания техники, общее использование складских помещений для хранения продовольствия, боеприпасов, топлива, а также согласование мероприятий по транспортировке и развертыванию техники и материалов в соответствии с планируемым созданием мультимодальных транспортных коридоров. Сеть призвана уменьшить время реагирования и повысить возможности и устойчивость военных операций по всей Европе3. Проект по логистическим центрам охватывает 17 государств - членов PESCO. Координатором проекта выступает Германия.
Программа «Военная мобильность»
«Военная мобильность» задумана ради устранения бюрократических барьеров и улучшения инфраструктуры для быстрого перемещения подразделений и военного имущества по всей Европе.
Инициатива проекта пришла в ЕС из Пентагона: в 2016 году США, Канада и Великобритания приняли для себя подобную программу, создав «межконтинентальный военный транспортный коридор». В Евросоюзе идею лоббировало Министерство обороны Нидерландов, заинтересованное в создании условий для приема войск и военных грузов из США, Канады и Великобритании через свои порты. Помимо простого перемещения войск и арсеналов, «Военной мобильностью» предусмотрена модернизация имеющихся транспортно-логистических сетей и строительство новых.
В 2018 году Европейская комиссия разработала план действий по повышению мобильности военнослужащих. В 2022 году была издана вторая редакция плана на период 2022-2026 годов4.
Если план-2018 предусматривал устранение бюрократических процедур при перемещении военных грузов по территории государств - членов ЕС железнодорожным, автомобильным, воздушным или морским транспортом, а также совершенствование логистической инфраструктуры, то план-2022, кроме улучшения транспортной сети, гармонизации и цифровизации национальных правил и процедур, содержит новые требования по поставкам топлива для военных перевозок, усиление энергетической безопасности и защиту транспортного сектора от кибератак и гибридных угроз. Также план действий ЕС по военной мобильности включает проведение учений, отрабатывающих «мобильность».
Проект по военной мобильности объединяет 25 государств - членов ЕС, а также Великобританию, Канаду, Норвегию и США. Координатором проекта PESCO по военной мобильности являются Нидерланды.
Немаловажно, что участники PESCO могут инициировать двусторонние и многосторонние проекты. Так, в январе 2024 года Нидерланды, Германия и Польша подписали соглашение о создании военно-транспортного коридора. Помимо ликвидации законодательных и правовых барьеров для перемещения войск внутри этого объединения, инициатива рассматривает модернизацию транспортной инфраструктуры. С этим соглашением в Европе появляется зона свободного передвижения войск с запада на восток, которая имеет выход к морю и, как следствие, к морским поставкам со стороны США. Проект назвали «военным Шенгеном в миниатюре». Считается, что он послужит примером для других стран ЕС.
Финансирование логистических проектов
Транспортные проекты финансируются через фонды ЕС, главный из которых - «Connecting Europe Facility» (CEF). Выделяемое на «Военную мобильность» финансирование CEF не выглядит значительным. Например, на 2021-2027 годы на проекты транспортной инфраструктуры двойного назначения предусмотрен бюджет в размере 1,69 млрд евро5. Принятая 24 мая 2022 года первая волна проектов в рамках рабочей программы CEF на 2021-2023 годы оценивалась всего в 339 млн евро6.
Однако организация может направить на «Военную мобильность» средства, предусмотренные для развития гражданской транспортной инфраструктуры ЕС. Так, на финансовый период с 2014 по 2020 год для CEF были установлены финансовые рамки в размере около 30,4 млрд евро, из которых около 24 млрд евро использованы для финансирования транспортного сектора. На период 2021-2027 годов бюджет транспортной политики CEF составляет 25,8 млрд евро7.
Главным проектом развития транспортной инфраструктуры ЕС является «Trans-European Transport Network» (TEN-T), программа строительства и модернизации трансъевропейской сети автомобильных и железных дорог, аэропортов и объектов водной инфраструктуры в Европейском союзе. Первые планы действий по трансъевропейским сетям (включая телекоммуникационную сеть (eTEN) и планируемую энергетическую сеть (TEN-E) Европейская комиссия приняла в 1990 году.
С 2014 по 2020 год на проекты TEN-T было выделено более 30 млрд евро.
Еврокомиссия имеет возможность корректировать Регламент транспортной сети TEN-T, внося в него изменения с учетом «Военной мобильности». В результате согласования для европейской транспортной сети приняты стандарты двойного назначения. Одним из итогов реализации плана-2018 стало совместное финансирование проектов транспортной инфраструктуры двойного назначения, расположенных как в военной сети ЕС, так и в сети TEN-T. Проведенное в 2019 году сравнение технических требований к TEN-T и военной сети ЕС показало совпадение между двумя сетями на 93%.
Изначальная цель Еврокомиссии состояла в том, чтобы завершить основную сеть трансъевропейской транспортной сети к 2030 году. 27 июля 2022 года, после начала СВО, Комиссия изменила план TEN-T, предложив продлить четыре европейских транспортных коридора до Украины и Республики Молдова с постепенным переходом железнодорожных линий этих стран на европейскую стандартную ширину колеи.
Практическая реализация планов ЕС по развитию объектов «военного Шенгена»
С началом СВО программа «Военная мобильность» была форсирована в интересах беспрепятственного перемещения военных грузов стран НАТО к границам России и Белоруссии. На этом направлении модернизируются автомобильные и железные дороги, мосты и подъездные пути, расширяются возможности взлетно-посадочных полос гражданских аэродромов (например, польского «Жешув»).
Многие гражданские аэропорты в Германии, Польше, Румынии модернизированы для приема военных самолетов. Так, аэропорт «Мишкольц» в Венгрии был адаптирован для использования в военных целях в рамках учений НАТО.
Морские порты, такие как Роттердам (Нидерланды) и Гдыня (Польша), адаптированы для обработки военных грузов. За короткое время 21-е Командование тылового обеспечения театра военных действий (ключевое подразделение материально-технического обеспечения EUCOM и AFRICOM) обработало и перевезло через Европу более 500 тыс. тонн оборудования, что эквивалентно девяти бригадным боевым группам8.
Строящаяся железнодорожная магистраль «Rail Baltica», которая пройдет через Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин (протяженностью 870 км), вошла в проект ЕС «Военная мобильность». Магистраль позволит использовать инфраструктуру прибалтийских стран для беспрепятственного перемещения военных грузов и военнослужащих по территории Европы. Позже в маршрут будет включена Финляндия.
В августе 2024 года Федеральный совет Швейцарии заявил о решении присоединиться к программе ЕС «Военная мобильность». Швейцария обладает обширной сетью высококачественных автомобильных дорог и является одним из мировых лидеров по интенсивности и плотности железнодорожного движения. Включение страны в программу позволит повысить скорость и объем перемещения натовских грузов из Австрии, Франции, Германии, Италии и Лихтенштейна. Швейцария будет получать гранты от ЕС на развитие своей логистической инфраструктуры в интересах военных ведомств стран ЕС и НАТО.
В 2023 году в рамках проекта «Военная мобильность» были выделены средства на развитие железнодорожной и автомобильной инфраструктуры Украины, Польши, Румынии и Молдавии. В Румынии начато строительство моста Яссы - Унгены в Молдавию. Маршрут позволяет доставлять военные грузы из стран Западной Европы в Кишинев и Одессу. На этом направлении планируется построить и модернизировать девять мостов через реку Прут на границе с Молдавией.
В перспективе железные дороги Украины и Молдавии будут включены в «военный Шенген» НАТО и переоборудованы под европейскую колею для развертывания Сил быстрого реагирования (NRF) на восточном фланге.
Также планируется модернизировать логистический маршрут из Греции и Турции через Болгарию в Бухарест, что позволит увеличить возможности грузоперевозок НАТО из Средиземноморья вдоль черноморского побережья. Для этого в декабре 2023 года Румыния и Болгария подали заявку в Еврокомиссию на финансирование проекта реконструкции автомобильного и железнодорожного пограничного моста между городами Джурджу - Русе.
Румыния заявила о планах начать модернизацию ведущей к мосту железнодорожной ветки Бухарест - Джурджу, на что потребуется 570 млн евро (из которых 423,6 млн предоставит ЕС). В свою очередь, Болгария в декабре 2023 года начала строительство автомагистрали из Велико-Тырново до Русе, которая соединится с мостом.
Указанные планы соотносятся с проектом соединения европейской железнодорожной колеи Румынии с Молдавией и Украиной, что, вероятно, станет продолжением данного маршрута и будет использоваться НАТО для доставки военных грузов на Украину.
Самым важным объектом НАТО в Европе может стать возводимая в Румынии авиабаза «Михаил Когэлничану». На ее строительство правительству выделено 2,5 млрд евро9. Расположенная вблизи крупного черноморского порта Констанца, эта база сможет принять до 10 тыс. солдат альянса и членов их семей. Строительство взлетно-посадочной полосы планируется завершить в 2027 году10. Следует учесть, что с 2014 года воздушное пространство Румынии контролируют расположенные на авиабазе «Девеселу» американские многоцелевые зенитные комплексы «Aegis Ashore», оснащенные противоракетами SM-3.
Украинский аспект
В 2019 году на долю ЕС приходилось более 40% внешнеторгового оборота Украины на сумму 43,3 млрд евро. До конфликта украинские черноморские порты обслуживали 90% грузовых перевозок Украины. Экспорт зерна и масличных культур с Украины делился на три части: по трети для Европы, Китая и Африки.
Как одна из стран проекта ЕС «Восточное партнерство», Украина была включена в планы по развитию транспортных связей с Евросоюзом. На саммите «Восточного партнерства» в декабре 2021 года Евросоюз подтвердил планы по развитию сети TEN-T на территории соседних стран. В отношении Украины было сформировано 39 проектов на сумму 4,5 млрд евро с реализацией до 2030 года. Проекты охватывали все виды транспорта11.
Источник: Indicative TEN-T Investment Action Plan. Eastern Partnership. December 2018.
С началом СВО Европейская комиссия приняла ряд экстренных мер для «быстрого и безопасного пересечения границы ЕС и Украины гуманитарными конвоями», что, в частности, подразумевало выделение специальных «полос солидарности» для грузовиков. Были приняты краткосрочные и долгосрочные меры. Краткосрочные включали: выделение дополнительного грузового подвижного состава, судов и грузовиков; увеличение пропускной способности транспортных сетей и перевалочных терминалов для Украины; облегчение таможенных операций; обеспечение хранения товаров на территории ЕС. Долгосрочные меры предусматривали увеличение пропускной способности транспортных коридоров и создание новых инфраструктурных узлов.
Европейская комиссия приняла решение обновить индикативные карты трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) на Украине, усилив транспортное сообщение между Украиной и ЕС по железным, автомобильным дорогам и внутренним водным путям. Проекты должны финансироваться по программе «Connecting Europe Facility for Transport», общий бюджет которого на период 2021-2027 годов составляет 25,81 млрд евро12.
В июле 2023 года консультативная программа JASPERS опубликовала исследование «Strategy for the EU Integration of the Ukrainian and Moldovan Rail Systems» о перспективах интеграции украинской и молдавской железнодорожной инфраструктуры с сетями ЕС путем модернизации колеи до европейского стандарта (1435 мм)13. Согласно предложенному плану, железнодорожные пути из Польши, Словакии, Венгрии и Румынии через Молдавию должны выйти к украинским городам Одесса, Чоп, Львов и далее - в направлении Киева, Полтавы, Харькова и Днепра. План пока не предусматривает отказа от использования старых полос стандарта 1520 мм. Основной рекомендацией исследования является разработка новой магистральной сети шириной колеи 1435 мм, которая будет эксплуатироваться совместно с существующей сетью шириной колеи 1520 мм. Авторы отмечают сильную изношенность имеющегося сигнального и энергетического оборудования, подвижного состава и самого полотна.
Экспертная подпитка инфраструктурных планов ЕС и НАТО
Центр анализа европейской политики (CEPA), созданный для укрепления трансатлантического альянса посредством передовых исследований и анализа, располагает штаб-квартирой в Вашингтоне, а также офисами в Лондоне и Брюсселе. CEPA предоставляет инновационные решения по вопросам обороны, демократии и цифровых технологий в Европе и Северной Америке. В своих исследованиях центр рекомендовал увеличить финансирование инфраструктурных проектов двойного назначения ЕС за счет Фонда военной мобильности (Military Mobility Fund) на сумму 1,69 млрд евро. Также CEPA предлагал использовать для таких проектов часть средств Европейского фонда восстановления и жизнестойкости (EU Recovery and Resilience Facility) и средства Инвестиционной программы НАТО в области безопасности (NATO Security Investment Program)14.
В январе 2023 года ЕС и НАТО договорились о создании совместной рабочей группы по обеспечению устойчивости и защите критически важной инфраструктуры «EU-NATO Task Force on the Resilience of Critical Infrastructure». Эта целевая группа экспертов призвана выявить и проанализировать стратегические уязвимости в четырех секторах: транспорт, энергетика, цифровые технологии и космос.
Подготовленный группой доклад предлагает усилить защиту транспортной инфраструктуры от кибератак, наладить «безопасный обмен информацией между владельцами/операторами инфраструктуры и пользователями, чтобы быть в курсе таких вопросов, как плановое техническое обслуживание или другие виды деятельности, которые могут снизить доступность инфраструктуры». Отмечается, что из-за высокой степени взаимозависимости между различными типами инфраструктуры последствия сбоя в одном секторе могут каскадировать, влияя на критическую инфраструктуру в других секторах. Авторы доклада призывают оценить потенциальные каскадные эффекты, определить меры по их смягчению и содействовать эффективному устранению с помощью гражданских и военных средств, включая ресурсы реагирования на чрезвычайные ситуации «Union Civil Protection Mechanism»15.
Также в докладе «EU-NATO Task Force on the Resilience of Critical Infrastructure» говорится, что «устойчивость критической инфраструктуры государств-членов и союзников является в первую очередь национальной ответственностью». Так, в рамках своей ответственности командование бундесвера собирается создать оперативное соединение, в задачи которого будет входить защита ключевых объектов инфраструктуры ФРГ - портов, железнодорожной сети, грузовых станций, трубопроводов, мостов, путей перевозки войск, транспортных развязок, цифровой инфраструктуры16.
Еще один источник исследований в области развития критически важной инфраструктуры для Европейской комиссии - программа в области безопасности транспорта от «Horizon Europe»17.
Проблемы реализации планов «военного Шенгена»
Несмотря на то что ЕС одобрил финансирование 95 проектов двойного назначения, не все складывается гладко и программа сталкивается с определенными проблемами:
- страны ЕС неохотно делятся подробностями о критически важной инфраструктуре, в том числе данными о допустимой нагрузке на мосты;
- стандартизация бюрократических процессов осложнена бесчисленным количеством требующих унификации нормативных актов. Например, в Германии каждая земля или федеральное государство имеет свой собственный свод законов в отношении войск или любого опасного оборудования, проходящего через ее территорию;
- даже после достигнутого согласования многие государства ЕС сопротивляются проводимой Европейским оборонным агентством стандартизации и проявляют нежелание интегрировать «технические механизмы» в свои национальные процессы18;
- сильная зависимость от контрактных гражданских транспортных решений в ЕС не позволяет принимать оптимальные решения по мобильности;
- Франция, Бельгия и даже Германия оказывают жесткое сопротивление по расходам на расширение центральноевропейского трубопровода в восточные страны;
- финансирование инфраструктуры ЕС «Connecting Europe Facility» сокращено с 6,5 млрд евро до 1,7 млрд евро. В частности, проблемы с финансированием испытывает проект «Rail Baltica», предусматривающий продление европейской железнодорожной сети до стран Балтии к 2030 году;
- некоторые европейские аналитики рассматривают участие Соединенных Штатов в программах PESCO и проекте «Военная мобильность» как попытку подорвать изнутри независимую от Пентагона европейскую оборонную политику.
Военные учения НАТО в интересах отработки логистики
Крупнейшие за 25 лет логистические учения НАТО «Defender-Europe» с развертыванием базирующихся в континентальной части США американских войск (CONUS) планировались на май-апрель 2020 года. В учениях должны были принять участие 37 тыс. американцев и их союзников. При этом с континентальной части США предполагалось перебросить в Европу 20 тыс. военнослужащих и 20 тыс. единиц военной техники и военного снаряжения. Еще 13 тыс. единиц военной техники и военного снаряжения для прибывающих из США войск намечали взять с «заблаговременно складированных запасов сухопутных войск США» (Army Prepositioned Stocks) в Бельгии, Нидерландах и Германии. Основной ареной проведения учения «Defender-Europe» должны были стать Польша, Прибалтика и Германия. Пандемия COVID-19 позволила реализовать эти планы лишь в ограниченном масштабе. Однако учения серии «Defender-Europe» были объявлены ежегодными.
1 февраля 2024 года были начаты самые крупные за 40 лет учения НАТО «Steadfast Defender 2024», в которых участвовали более 90 тыс. представителей всех родов войск из 31 страны НАТО, а также Швеции. Было задействовано более 50 кораблей - от авианосцев до эсминцев, - более 80 истребителей, вертолетов и беспилотников и около 1,1 тыс. боевых машин, в том числе 133 танка и 533 БМП19.
Как сообщили в альянсе, задачей «Steadfast Defender 2024» было показать, что НАТО может «проводить и поддерживать сложные мультидоменные операции в течение нескольких месяцев на расстоянии тысяч километров - от Крайнего Севера до Центральной и Восточной Европы - и в любых условиях». Учения проходили по всей Европе, в частности на территории Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Румынии, Словакии, Финляндии, Швеции, Эстонии20.
В ходе учений использовалась гражданская инфраструктура, например аэропорт «Мишкольц» (Венгрия), который на время учений НАТО быстро превращается в военную базу.
Сегодня созданный коридор НАТО способен примерно за десять дней пропустить к рубежам Союзного государства около 100 тыс. натовских военных с техникой и арсеналами. Пентагон планирует довести пропускную способность до полумиллиона солдат, офицеров и обслуживающего персонала21.
Угрозы европейской транспортной сети двойного назначения для России
Строительство и модернизация элементов европейской транспортной инфраструктуры как объектов двойного назначения создает новые риски и вызовы для России:
- в период СВО инициатива военного транспортного коридора используется для организации быстрых поставок военных грузов Украине;
- модернизация аэропортов, портов и дорог позволяет НАТО размещать больше военной техники и персонала вблизи российских границ;
- возможность быстрой переброски войск и техники в страны Балтии, Польшу и Румынию сокращает время реакции на потенциальные кризисы и усиливает давление на Россию;
- развитие военной транспортной инфраструктуры может свидетельствовать о подготовке НАТО к наступательным действиям либо о проработке такой возможности;
- развитие инфраструктуры в странах Восточной Европы может быть использовано для блокировки транспортных коридоров, связывающих Россию с Европой, что ограничит доступ России к ключевым рынкам и ресурсам. В частности, модернизированные порты Польши и стран Балтии способны стать базами контроля над морскими путями в Балтийском море;
- укрепление транспортной инфраструктуры в Литве и Польше может быть использовано для изоляции Калининградской области;
- развитие инфраструктуры двойного назначения укрепляет военно-политическое влияние США в Европе, что ведет к дальнейшему ухудшению отношений между Россией и ЕС;
- реализация планов по усилению инфраструктуры НАТО вынуждает Россию ответить увеличением военных расходов и модернизацией своих вооруженных сил, расширением российского военного присутствия в Калининградской области и Белоруссии, модернизацией транспортной инфраструктуры, укреплением отношений с другими крупными державами (в первую очередь с КНР), что в перспективе ведет к новой гонке вооружений в Европе.
1The CEPA Military Mobility Project: Moving Mountains for Europe’s Defense / Heinrich Brauss, Ben Hodges, and Julian Lindley-French. March 3, 2021 // https://cepa.org/comprehensive-reports/the-cepa-military-mobility-project/
2CBMP - Optimising cross-border movement permission procedures in Europe // https://eda.europa.eu/what-we-do/all-activities/activities-search/cbmp-optimising-cross-border-movement-permission-procedures-
in-europe
3https://pesco.europa.eu/project/network-of-logistic-hubs-in-europe-and-support-to-operations/
4Action Plan on Military Mobility 2.0. European Commission. November 10, 2022 // https://defence-industry-space.ec.europa.eu/action-plan-military-mobility-20_en
5Special meeting of the European Council. Conclusions. P. 53. July 17-21, 2020 // https://www.consilium.europa.eu/media/45109/210720-euco-final-conclusions-en.pdf
6Action Plan on Military Mobility 2.0…
7Trans-European Network Transport TEN-T / Federal Ministry of Republic of Austria // https://www.bmk.gv.at/en/topics/mobility/transportation/international_eu/publications/TEN-T.html
8U.S. Army deploys heavy military equipment to Poland to support NATO operations // Defence Industry Europe. January 25, 2025 // https://defence-industry.eu/u-s-army-deploys-heavy-military-equipment-to-poland-to-support-nato-operations/
9Cea mai mare bază NATO din Europa, în construcție. Noua bază de la Mihail Kogălniceanu va găzdui permanent până la 10.000 de militari // Euronews. 16 марта 2024 г. // https://www.euronews.ro/articole/cea-mai-mare-baza-nato-din-europa-in-constructie-noua-baza-de-la-mihail-kogalnice
10Pro Patria. 16 июня 2024 г. // https://www.youtube.com/watch?v=HmdfAIKCl38
11Indicative TEN-T Investment Action Plan. Eastern Partnership. December 2018 // https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2022/733536/EPRS_BRI%282022%29733536_EN.pdf
12Connecting Europe Facility for Transport. European Climate, Infrastructure and Environment Executive Agency // https://cinea.ec.europa.eu/programmes/connecting-europe-facility/transport-infrastructure_en
13Strategy for the EU integration of the Ukrainian and Moldovan rail systems. Joint Assistance to Support Projects in European Regions (JASPERS). July 11, 2023 // https://transport.ec.europa.eu/system/files/2023-07/Integration_of_the_UAMD_railway_system_into_the_EU_transport_system.pdf
14The CEPA Military Mobility Project…
15EU-NATO Task Force on the Resilience of Critical Infrastructure. Final Assessment Report. June 2023 // https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2023/6/pdf/EU-NATO_Final_Assessment_Report_Digital.pdf
16В ФРГ появится военное оперативное соединение для защиты объектов инфраструктуры. 11 января 2025 г. // https://www.interfax.ru/world/1002427
17Horizon Europe’s Societal Challenge on Smart and Sustainable Transport. European Commission // https://cinea.ec.europa.eu/programmes/horizon-europe/transport-research-horizon-europe_en
18Vohra A. The ‘Military Schengen’ Era Is Here // Foreign Policy. March 4, 2024 // https://foreignpolicy.com/2024/03/04/europe-military-autonomy-nato-schengen/
19Учение «Защитник Европы - 22»: как США и НАТО готовятся к войне // Евразия. Эксперт. 13 июля 2022 г. // https://eurasia.expert/kak-ssha-i-nato-gotovyatsya-k-voyne/
20НАТО начало в Европе основной этап крупнейших за 40 лет учений. 1 февраля 2024 г. // https://www.rbc.ru/politics/01/02/2024/65ba23439a79472c1662c119
21Военный транспортный коридор в Европе: кто и зачем его создал // Минская правда. 2 февраля 2024 г. // https://mlyn.by/02022024/voennyj-transportnyj-koridor-v-evrope-kto-i-zachem-ego-sozdal/