Базовым нормативно-правовым актом российско-турецких отношений на современном этапе стал Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики, подписанный 25 мая 1992 года1. Опираясь на традиции исторически сложившейся добрососедской дружбы, государства взаимно признали друг друга дружественными странами. Основой для сотрудничества были провозглашены принципы добрососедства, партнерства и доверия, а также уважения политической независимости, суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, равноправия и обоюдной выгоды. Важным пунктом стало обязательство сторон не совершать нападений друг на друга и не оказывать поддержку третьим государствам-агрессорам в случае нападения на  Россию или Турцию.

Документ зафиксировал совпадение позиций Москвы и Анкары по ключевым вопросам международной безопасности. Стороны подчеркнули значение ограничения вооружений и разоружения через достижение поддающихся проверке договоренностей, а также необходимость предотвращения распространения ядерного оружия для укрепления глобальной стабильности. Для координации действий в этой сфере предусмотрены взаимные консультации. Договором также закреплены намерения развивать двусторонние военные связи и долгосрочное, масштабное сотрудничество в экономической, торговой, научно-технической и экологической областях.

Москва и Анкара в договоре выразили категорическое неприятие любых форм терроризма вне зависимости от их мотивации и целей, подчеркнув недопустимость его оправдания. Стороны договорились о взаимодействии в противодействии международному терроризму, организованной преступности, незаконному обороту оружия, наркотиков, исторических и культурных ценностей. Также предусмотрено сотрудничество по вопросам предотвращения незаконных актов вмешательства в деятельность гражданской авиации в рамках международных соглашений2.

Таким образом, данный договор обладает комплексным охватом сфер партнерства и общих интересов, включая и вопросы правоохранительной деятельности.

6 декабря 2004 года Москва и Анкара подписали Совместную декларацию об углублении дружбы и многопланового партнерства между двумя странами, в которой было указано на уникальное геополитическое положение России и Турции - «две евразийские страны, играющие роль естественного моста между ведущими центрами мировой цивилизации - Западом и Востоком - и объединенные приверженностью таким основополагающим принципам и ценностям, как демократия и верховенство права». Москва и Анкара заявили в документе, что «продолжат свои усилия по укреплению безопасности, мира, стабильности и процветания в регионе, где они расположены, и в мире в целом». Два государства будут способствовать «активизации на двусторонней основе и в рамках ООН и других многосторонних форумов сотрудничества и консультаций в целях внесения совместного вклада в укрепление международного мира и безопасности, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, повышение эффективности Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН, их адаптацию к новым мировым реалиям». Стороны также обязались бороться с терроризмом, оружием массового поражения, организованной преступностью3.

13 февраля 2009 года Москва и Анкара подписали Совместную декларацию о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства, в которой «выразили желание способствовать укреплению безопасности в Евро-Атлантическом регионе». Стороны подчеркнули «важность совместной борьбы с организованной преступностью и терроризмом»4.

Одним из основных направлений сотрудничества обеих стран стала правоохранительная сфера, которая требовала нормативного обеспечения. 30 октября 1992 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел России и Министерством внутренних дел Турции5. Основные задачи, которые должны решать ведомства, были следующие - налаживание «взаимодействия в области борьбы с преступностью и обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан, обеспечивают равную защиту прав, свобод, законных интересов и имущества граждан и юридических лиц обоих государств. Стороны обязуются обеспечивать беспрепятственный прием и рассмотрение органами внутренних дел жалоб и заявлений граждан и юридических лиц государства другой Стороны по вопросам, относящимся к компетенции этих органов»6.

Согласно документу, сферы осуществления сотрудничества определялись следующим образом: «борьба с преступлениями против жизни, здоровья, свободы, достоинства личности и собственности; борьба с терроризмом и организованной преступностью; борьба с незаконными операциями с оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми веществами и радиоактивными материалами; борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; борьба с изготовлением и сбытом поддельных документов, денег и ценных бумаг; борьба с преступлениями, связанными с экономической деятельностью; борьба с незаконными операциями с драгоценными камнями и металлами; пресечение нелегальной миграции, а также незаконного нахождения лиц на территории своих стран; борьба с незаконными операциями с природными, культурными и историческими ценностями; розыск лиц, готовящих и совершивших преступления; розыск преступников, а также лиц, скрывающихся от компетентных органов; установление неопознанных трупов, личности неизвестных больных и детей, а также розыск без вести пропавших лиц; борьба с преступлениями и обеспечение безопасности на воздушном и морском транспорте»7.

Формы сотрудничества, согласно соглашению, устанавливались следующие: «обмен оперативной, криминалистической, а также другой информацией, архивными данными и документами; обмен опытом работы, законодательными и другими нормативными актами, учебной литературой и научно-технической информацией по вопросам деятельности органов внутренних дел, а также оказание на взаимной основе содействия в подготовке кадров; оказание содействия в осуществлении на взаимной основе поставок криминалистической
и специальной техники, средств связи; развитие спортивных и культурных связей, оказание содействия в лечении и отдыхе сотрудников и членов их семей»8.

Соглашением предусматривался взаимный обмен информацией с сохранением конфиденциальности и взаимная помощь «в ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных пожаров, аварий и катастроф»9.

Таким образом, были заложены нормативно-правовые основы взаимодействия МВД России и МВД Турции в сфере борьбы с преступностью и терроризмом.

1 декабря 2014 года между Россией и Турцией был подписан Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче, который вступил в силу 21 июля 2017 года10, с целью облегчения «применения между Сторонами Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года». Уполномоченными органами по исполнению соглашения стали российские Министерство юстиции и Генеральная прокуратура и Министерство юстиции Турецкой Республики.

Договор установил обязательство оказывать взаимную «правовую помощь в связи с расследованием, уголовным преследованием и другими процессуальными действиями по уголовным делам», которая включает: «вручение документов; получение показаний, заявлений лиц и других доказательств; установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов; вызов свидетелей, потерпевших и экспертов для их добровольной явки в компетентный орган запрашивающей Стороны; передачу на время лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы, для участия в уголовном судопроизводстве на территории запрашивающей Стороны в качестве свидетелей и потерпевших или для производства иных процессуальных действий, указанных в запросе; осуществление мер по розыску, изъятию, аресту, конфискации и возврату доходов, полученных в результате преступной деятельности, и средств совершения преступления; передачу документов, предметов и иных доказательств; предоставление разрешения на присутствие при исполнении запроса лиц, указанных в запросе компетентных органов запрашивающей Стороны; исполнение запросов по осуществлению уголовного преследования в отношении граждан запрашиваемой Стороны и лиц без гражданства, постоянно проживающих на ее территории; обыск и изъятие»11.

Договор установил случаи отказа в оказании правовой помощи, например, если «запрашиваемая Сторона считает, что исполнение запроса противоречит ее законодательству и положениям настоящего Договора»12. Договор регламентировал порядок «вызова свидетелей, потерпевших и экспертов; гарантии, предоставляемые вызываемому лицу; передачи на время лиц, содержащихся под стражей (в том числе отбывающих наказание в виде лишения свободы); порядок подачи запроса об осуществлении уголовного преследования; получения доказательств на территории запрашиваемой Стороны, предоставления информации, документов и предметов; проведения обыска и изъятия и иных процессуальных мер, выдачи»13 обвиняемого лица другой стороне.

Нормативно-правовой документ установил правило конкретности, означающее, что «выданное лицо не может быть заключено под стражу, преследоваться в уголовном порядке, подвергаться наказанию или отбыванию приговора, быть выдано третьему государству»14, если не дало на это письменного согласия (в таком случае устанавливалась специальная процедура выдачи).

Таким образом, подписанный договор вносил лепту в укрепление правового взаимодействия между странами в сфере уголовного и уголовно-процессуального права, борьбе с преступностью и терроризмом; сотрудничества между правоохранительными органами обоих государств.

Активизация российско-турецкого взаимодействия в правоохранительной сфере, а точнее, процесса экстрадиции преступников, произошла после кризиса 2015 года, связанного со сбитым российским самолетом турецкими силами ПВО, и поддержки Москвой Президента Турции Р.Т.Эрдогана в ходе попытки государственного переворота 2016 года и особенно после начала Россией специальной военной операции.

Именно на фоне политизации процесса экстрадиции преступников, запрашиваемой российскими правоохранительными органами, и отказов в этом со стороны западных стран взаимодействие Москвы и Анкары получило серьезный импульс к развитию.

Процесс взаимной экстрадиции преступников российской и турецкой сторонами приобрел две основные формы - транзит преступников в Россию  с территории третьих стран через турецкую территорию и взаимная выдача преступников с территории обоих государств.

Примечательно, что в ноябре 2022 года генпрокурор Игорь Краснов во время рабочего визита в Турцию как раз и заявил, что именно эта страна стала важнейшим звеном в процедурах экстрадиции и транзитной перевозки граждан, выданных другими государствами в Россию15.

Так, начало 2023 года (январь) ознаменовалось успешной экстрадицией в Россию преступника, обвиняемого в крупном мошенничестве. Этот человек ранее скрывался от следствия в Румынии, где его задержали сотрудники местного подразделения Интерпола (НЦБ). Запрос о его выдаче был инициирован Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Плодотворное сотрудничество с румынскими правоохранительными органами привело к положительному решению о его экстрадиции. Транспортировка задержанного в столицу России была организована и проведена представителями ФСИН России и НЦБ Интерпола МВД России, с использованием транзитного коридора через Турецкую Республику. По словам представителей российской Генпрокуратуры, методика транзитной перевозки выдаваемых лиц через другие страны хорошо налажена с соответствующими структурами Турции и используется на постоянной основе.

В Генпрокуратуре дополнили, что работа по экстрадиции, включая разработку новых логистических схем для доставки граждан, выданных иностранными государствами, «проводится с оглядкой на актуальные внешние условия».

При этом ведомство подчеркнуло, что Российская Федерация добросовестно выполняет все свои международные обязательства в сфере выдачи лиц и оказания правовой помощи по уголовным делам. Российские власти не раз призывали партнеров к деполитизированному сотрудничеству в противодействии преступности, в полном соответствии с договорными обязательствами на международной арене16.

В конце 2023 года турецкие власти санкционировали передачу России Виктора Панюшина, российского гражданина, находившегося в розыске Интерпола. Известный в криминальных кругах как Витя Пан, он был объявлен в международный розыск еще в 2019 году. Его обвиняют в совершении деяний по девяти уголовным статьям на территории России. Панюшину вменяют формирование преступного сообщества, убийство, захват заложников, а также создание нелегального игорного заведения.

Криминальный авторитет ранее бежал на Украину, где получил новый паспорт, с которым въехал на территорию непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). Там он был арестован по обвинению в применении фальшивых документов. Сам Панюшин утверждает, что украинские власти выдали ему паспорт по программе защиты свидетелей с измененными данными. После этого он содержался под стражей. Решением Совета министров республики его признали нелегальным мигрантом, переправили в Турцию и впоследствии экстрадировали в Россию17.

Согласно данным пресс-центра МВД России,  к началу  2024 года 17 разыскиваемых в России преступников были депортированы из Турции на родину и задержано 27 лиц, находящихся в международном розыске.

Как пример в пресс-центре МВД России привели случай, когда турецкая сторона в июле 2024 года депортировала из страны гражданина России Евгения Серебрякова, который обвинялся в подрыве автомобиля в Москве с военнослужащим внутри. Совершив преступление, он быстро уехал из России в Турцию, где его и задержала полиция. По словам подрывника, он действовал по инструкциями СБУ и рассчитывал на гонорар за проделанную работу18.

Эти данные были обсуждены в 2024 году на встрече заместителя министра внутренних дел России Андрея Храпова с турецкой делегацией, возглавляемой замруководителя Турецкой национальной полиции Мустафой Чалышканом.

В ходе встречи Храпов подчеркнул необходимость и дальше продолжать поиск скрывающихся преступников, находящихся в международном розыске, в частности по линии Интерпола. Также были обсуждены способы улучшения взаимодействия для борьбы с терроризмом, экстремизмом, киберпреступностью и в противодействии незаконному обороту наркотиков.

Мустафа Чалышкан, в свою очередь, заявил, что турецкая сторона готова и дальше развивать плодотворное сотрудничество правоохранительных органов19.

В июле 2024 года гражданин Турции Левент Аслан Паксой был передан российскими властями представителям турецких правоохранительных структур. Передача задержанного состоялась в аэропорту Внуково в Москве. Паксой являлся фигурантом международного розыска по линии Интерпола по подозрению в присвоении денежных средств в размере 500 тыс. евро.

Уголовное преследование в отношении него было связано с мошенничеством. Вместе с соучастником он обманул предпринимателя, рассчитывавшего на получение солидного кредита для бизнеса. Паксой организовал встречу бизнесмена с лицом, выдававшим себя за инвестора, которое потребовало от потерпевшего подтвердить серьезность намерений финансовой гарантией. Согласно договоренности, жертва принесла на встречу 500 тыс. евро наличными. Эти средства были незаконно изъяты аферистами, которые сразу же скрылись с места преступления. После обращения предпринимателя в полицию злоумышленников объявили в международный розыск. Арест Паксоя российскими правоохранительными органами произошел в Сочи в августе 2023 года20.

В апреле 2024 года гражданина России Андрея Гриценко депортировали из Турции на родину под конвоем представителей Национального центрального бюро Интерпола МВД России и российской ФСИН. Его обвиняют в России в вымогательстве имущества в особо крупном объеме.

По данным следствия, в апреле 2018 года обвиняемый совместно с группой соучастников в конноспортивном клубе (Красногорский район, Московская область) избил мужчину. Под ложным предлогом возвращения долга они принуждали пострадавшего выплатить 200 млн рублей. Опасаясь расправы, потерпевший передал преступникам около 2 млн рублей. Спустя месяц сообщники Гриценко вынудили жертву подписать долговую расписку якобы на полученные 700 тыс. долларов.

В июле 2018 года следователем СУ УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 163 УК РФ (вымогательство). Андрей Гриценко был официально привлечен в качестве обвиняемого. В ходе оперативной работы выяснилось, что подозреваемый скрылся за рубежом. По запросу московского главка МВД он был объявлен в международный розыск.

Благодаря взаимодействию по линии Интерпола в ноябре 2022 года обвиняемый был арестован в Турции. После удовлетворения ходатайства Генпрокуратуры РФ правоохранителями двух стран была организована выдача разыскиваемого: в Стамбуле его передали российской полиции для конвоирования в Москву21.

В феврале 2025 года Турцией было принято решение об экстрадиции по запросу российской стороны обвиняемого в совершении особо тяжких преступлений Олима Махмудова. Его намерены привлечь к уголовной ответственности за разбой и убийство в Петербурге.

По версии следствия, в Петербурге в сентябре 2008 года обвиняемый вместе с сообщниками напал на потерпевшего, завладел его автомобилем, мобильным телефоном и деньгами на сумму около 75 тыс. рублей, после чего скрылся. В январе 2009 года Махмудов в автомобиле на Петергофском шоссе напал на человека, который знал о разбое, и нанес ему смертельное ножевое ранение в грудь. От полиции он скрылся. В июне 2011 года Генпрокуратура России объявила его в международный розыск. Запрос о выдаче Махмудова был направлен в Турцию: появилась информация, что он там.

Благодаря тесному взаимодействию Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными коллегами удалось добиться принятия положительного решения об экстрадиции Махмудова22.

В январе 2024 года глава МВД России Владимир Колокольцев заявил, что иностранные государства стали чаще отказывать России в экстрадиции преступников. «Искусственно нагнетаемая политическая повестка зачастую является сиюминутной и лишь создает благоприятную почву для криминала. Это касается в том числе и ситуации, складывающейся в сфере экстрадиции преступников. Если ранее отказы зарубежных партнеров по запросам российской стороны были единичными и объективными, то теперь они политически мотивированы и приобрели массовый характер», - отметил он23.

Таким образом, Турция начала активно выдавать лиц, разыскиваемых российскими правоохранительными органами. Об этом заявил генеральный прокурор России Игорь Краснов на прошедшей в 2024 году в Бишкеке встрече с генеральным прокурором при Верховном апелляционном суде Турецкой Республики Мухсином Шентюрком.

Российский генпрокурор заявил о налаженном эффективном взаимодействии между правоохранительными структурами РФ и Турции. «Личные контакты на высшем уровне во многом способствовали тому, что из Турции стали активно экстрадировать лиц, разыскиваемых российскими правоохранителями. Я целиком поддерживаю этот практический, деполитизированный подход, демонстрирующий нашу приверженность принципу неотвратимости наказания для преступников», - подчеркнул Краснов. Он напомнил, что президенты России и Турции - Владимир Путин и Реджеп Эрдоган - определяют высокий уровень двусторонних отношений, развивая многоплановое взаимовыгодное партнерство.

Краснов также отметил совпадение позиций России и Турции в вопросах противодействия экстремистским и террористическим угрозам, распространению соответствующих идеологий, а также борьбы с другими опасными преступлениями, включая киберпреступность. «Как показывает практика, эффективность пресечения подобных преступлений существенно повышается при объединении усилий многих государств», - заявил генпрокурор. Он выразил убежденность, что текущая встреча с турецкими коллегами - важный этап в усилении сотрудничества.

Генпрокурор России также уверен в развитии других значимых направлений взаимодействия. В частности, он предложил «активизировать подписание меморандума о сотрудничестве между Университетом прокуратуры РФ и Академией правосудия Турции, а также уже в 2025 году провести первый обмен прокурорскими кадрами для повышения квалификации в ведомственных учебных заведениях».

В свою очередь, Мухсин Шентюрк заметил, что Турция с 1975 года борется с террористическими организациями. «Считаю, что необходимо развивать и поддерживать сотрудничество между нашими странами, поскольку без сотрудничества между нашими ведомствами невозможно выстроить все меры безопасности», - заметил он. По его словам, «поддержание стабильных, теплых и взаимовыгодных отношений» между Россией и Турцией «в последнее время является необходимостью», нужно прилагать все усилия, чтобы двусторонние отношения «развивались максимально и отвечали интересам обеих стран». Он выразил благодарность и за предупреждение от России о готовящемся 15 июля 2016 года покушении на действующий политический режим в Турции24.

Таким образом, подписанный 1 декабря 2014 года между Россией и Турцией Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче, который вступил в силу 21 июля 2017 года, создал нормативно-правовую базу для сотрудничества двух стран в правоохранительной сфере и особенно в области взаимной экстрадиции преступников. В ходе правоприменительной практики Москва и Анкара выработали две основные формы взаимодействия - транзит преступников с территорий третьих стран через турецкую территорию и взаимная экстрадиция преступников с российской и турецкой территорий.

Исходя из вышеизложенного, активизация сотрудничества двух стран в правоохранительной сфере произошла после преодоления кризиса в отношениях 2015 года и особенно после начала российской стороной СВО на фоне многочисленных отказов западных стран в оказании правовой помощи и экстрадиции преступников по запросам правоохранительных органов России.

Сотрудничество России и Турции в сфере борьбы с преступностью и терроризмом развивается в контексте укрепления взаимных связей в ряде областей - политической, военно-технической, военно-морской, энергетической, мирного атома, - и для сохранения эффективности данная область взаимодействия должна оставаться деполитизированной.

 

 

1Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики, подписанный 25 мая 1992 г. // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/48617/ (дата обращения: 15.05.2025).

2Там же.

3Cовместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Анкара, 6 декабря 2004 г. // Президент России // URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2004/12/80719/ 161826.shtml (дата обращения: 15.06.2025).

4Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. 13 февраля 2009 г. // Президент России // URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/02/212886.shtml. (дата обращения: 15.05.2025).

5Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Турецкой Республики. 30 октября 1992 г. // URL: https://docs.cntd.ru/document/1902191 (дата обращения: 14.06.2025).

6Там же.

7Там же.

8Там же.

9Там же.

10Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче. 01.12.2014 // URL:  https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/44055/ (дата обращения: 14.06.2025).

11Там же.

12Там же.

13Там же.

14Там же.

15Россия и Турция отработали альтернативные пути экстрадиции преступников // URL:  https://ria.ru/20230403/ekstraditsiya-1862554323.html (дата обращения: 04.07.2025).

16Там же.

17KKTC’de yakalanan Panyushin, Türkiye’ye gönderilecek Panyushin, Rusya’ya iade edilecek // URL: https://www.haberturk.com/kktc-de-yakalanan-panyushin-turkiyeye-gonderilecek-panyushin-rusyaya-iade-edilecek-3643502 (дата обращения: 04.07.2025).

18Турция выдала России еще 17 преступников // URL: https://life.ru/p/1696112 (дата обращения: 04.07.2025).

19Там же.

20Россия экстрадировала в Турцию гражданина, обвиняемого в крупном хищении. 05.07.2024 // URL:  https://www.vesti.ru/article/4032920 (дата обращения: 04.07.2025).

21Из Турции в Россию экстрадирован обвиняемый в вымогательстве. 04.04.2024 // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/48783826 (дата обращения: 05.07.2025).

22Из Турции экстрадируют обвиняемого в убийстве человека в Петербурге. 07.02.2025 // URL:  https://www.fontanka.ru/2025/02/07/75080816/ (дата обращения: 05.07.2025).

23Там же.

24Генпрокурор сообщил, что Турция начала активно выдавать разыскиваемых РФ лиц. 24.07.2024 // URL: https://tass.ru/obschestvo/21440697 (дата обращения: 05.07.2025).