Осень прошлого, 2024 года стала определяющей для дальнейшего политического курса Республики Молдова. По итогам общенационального референдума и второго тура президентских выборов в Молдове сохранилась нацеленность на получение членства в Европейском союзе.

Небольшой перевес в примерно 0,7% голосов за внесение в Конституцию Молдовы положений о европейской интеграции продемонстрировал политическую поляризацию молдавского населения. При этом стоит отметить, что в Молдове референдум большинством поддержали только в девяти центральных районах страны. В остальных больше половины или подавляющее большинство граждан проголосовали за вариант «Нет»1. На исход голосований по внесению поправок в Конституцию и выбору главы государства значительно повлияла молдавская диаспора, проживающая в западных странах, в то время как многочисленная диаспора, живущая в России, имела крайне ограниченные возможности для выполнения своего гражданского долга.

Политика сближения с Союзом, по словам официальных властей, отвечает интересам страны. Однако дальнейший курс на евроинтеграцию несет в себе геополитические риски. Также забюрократизированность аппарата ЕС, тренд на увеличение оборонных расходов в странах Европы, рецессия в экономике и падение производства в связи с «зеленой» повесткой разрушают ложную иллюзию об идеальной модели благополучия стран Европейского союза.

Членство в ЕС полно противоречий. С одной стороны, по замыслу стран-основателей, участники интеграционного объединения получают значительные экономические выгоды. В ЕС декларируются принципы демократического управления, верховенства закона и прав человека, что должно способствовать стабильной политической среде, сотрудничеству и диалогу. С другой стороны, участие в интеграционных процессах налагает на страны-участницы обязательства соблюдать правила и законы, установленные наднациональными органами, что урезает часть суверенитета, например в сфере миграции, торговли, экономической политики и др. Членство в ЕС предполагает уплату финансовых взносов, что становится бременем для экономики и бюджета. Открытие рынка перед другими членами интеграционного объединения с более сильной экономикой также может оказать негативное влияние на местных производителей.

Таким образом, необходимо правильно и прагматично оценить, насколько решение о вступлении в Европейский союз отвечает долгосрочным целям и приоритетам Молдовы, а также сможет ли кандидат воспользоваться всеми преимуществами интеграционного объединения и при этом сохранить свою идентичность и достаточный контроль над различными сферами экономики и политики.

Республика Молдова на данный момент продвигается к членству в Союзе рекордными темпами: в марте 2022 года была подана заявка на вступление, а уже в июне 2022 года страна получила статус кандидата. 25 июня 2024 года Молдова и ЕС запустили переговорный процесс.

Высокий темп ведения переговоров о вступлении поддерживается из-за ряда факторов. ЕС и Республика Молдова уже продолжительный период времени являются партнерами в различных сферах. В 2005 году было открыто представительство ЕС в Кишиневе. В 2009 году страна была включена в многостороннюю программу «Восточное партнерство». В 2014 году между Брюсселем и Кишиневом было подписано соглашение об ассоциации, на основе которого осуществляется сотрудничество с государством, не входящим в состав Союза в таких сферах, как политика, торговля, культура и укрепление безопасности. Товарооборот ЕС с Молдовой вырос почти вдвое - с 3,2 млрд евро в 2016 году до примерно 7,3 млрд евро в 2023 году. В 2022 году Совет ЕС на фоне быстрого роста цен на продукты в Союзе принял решение отменить квоты и тарифы на семь категорий аграрного экспорта из Молдовы. Также между Евросоюзом и Республикой Молдова с 3 апреля 2014 года функционирует соглашение о безвизовом режиме.

Молдова получает значительную финансовую поддержку от Европейского союза. В 2014-2024 годах Молдове в большей степени на кредитной и в меньшей степени на грантовой основе было предоставлено около 3,2 млрд евро. Перед проведением референдума и выборов президента Евросоюз пообещал Молдове дополнительный пакет финансовой помощи в размере 1,8 млрд евро, из которых 1,5 млрд - кредитные средства2.

Европейский союз и Молдова сотрудничают и в сфере безопасности. С апреля 2023 года в стране функционирует гражданская миссия, целью которой является поддержание стабильности и безопасности страны, сотрудничество в сфере реагирования на кризисы и гибридные угрозы и противодействие внешнему вмешательству и информационному манипулированию. В мае 2024 года Молдова подписала соглашение с ЕС о партнерстве в области безопасности и обороны. Документ подразумевает сотрудничество в сфере гражданской обороны и расширенный обмен информацией, а также проведение совместных военных учений.

Существует ряд внешних и внутренних факторов, которые могут заметно притормозить процесс интеграции Молдовы в ЕС. В части политических факторов можно выделить неразрешенный конфликт с Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР). Европейские и молдавские политики неоднократно заявляли, что вступление в Европейский союз без левого берега Днестра, который впоследствии намерены реинтегрировать в Молдову путем переговоров, возможно, но нежелательно3. Между тем, существует мнение, что Евросоюз вряд ли захочет вместе с новыми членами получать новые неурегулированные территориальные проблемы по типу Турецкой Республики Северного Кипра.

Переговорный процесс между Республикой Молдова и ПМР фактически находится в тупике. По словам приднестровских политиков, Молдова наращивает давление на непризнанную республику. Кишинев в начале 2023 года принял поправки, вводящие уголовное наказание за сепаратизм. Кроме того, в начале 2024 года были введены пошлины против компаний левобережья Днестра, осуществляющих импортно-экспортные операции4. Молдавские власти также отказались от подписания декларации о мирном урегулировании, предложенной властями ПМР и одобренной миссией ОБСЕ5. В Тирасполе считают, что Кишинев таким образом усиливает свои позиции и настроен решить территориальную проблему без переговоров.

Присутствие российских миротворцев и оперативной группы российских войск в ПМР однозначно станет проблемным пунктом переговоров между Республикой Молдова и Евросоюзом. Мандат российской миротворческой миссии в Приднестровской Молдавской Республике, по словам российских властей, может быть пересмотрен лишь в случае выработки формулы политического решения приднестровской проблемы.

Согласно докладу Европейской комиссии, Республика Молдова для вступления в Евросоюз должна провести реформу юстиции; принять новое законодательство в сфере борьбы с коррупцией; завершить процесс деолигархизации в политической и экономической сферах для соответствия европейским требованиям членства в Союзе. В декабре 2021 года правительство Молдовы приняло Стратегию обеспечения независимости и неподкупности сектора правосудия. Результаты реформирования системы правосудия пока трудно назвать успешными. Немногие в Молдове отмечают улучшения в системе правосудия6.

Также сложно оценить независимость судебной ветви в Молдове. Судебная система подозрительно слаженно действует против оппозиции, выражающей несогласие с политикой правящей партии и действующего президента. По политическим мотивам был уволен экс-генпрокурор Молдовы. Без проведения расследования Конституционный суд Молдовы по запросу правительства признал незаконной деятельность оппозиционной партии «Шор». Идет разбирательство в отношении избранной главы Гагаузии, которую президент страны уже продолжительное время не утверждает в качестве члена правительства. Без решения суда были заблокированы российские и оппозиционные русскоязычные интернет-порталы и телеканалы. Действия молдавских властей вызывали обеспокоенность у ряда международных НКО и даже у Бюро по демократии, правам человека и труду (Государственный департамент США), в котором запрет на вещание охарактеризовали «непропорциональным ограничением свободы выражения мнений»7.

Положение в сфере борьбы с коррупцией можно в целом признать неудовлетворительным. Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) заявил о значительном росте числа правонарушений в первом полугодии 2024 года, причем подавляющая часть коррупционных дел приходится на государственный сектор8.

Оценить перспективы Молдовы в ЕС можно по опыту других стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Государствам ЦВЕ, пожелавшим вступить в Европейский союз, пришлось проводить масштабные структурные социально-экономические реформы для соответствия предъявляемым европейским требованиям. В целом евроинтеграция стран ЦВЕ принесла им довольно быстрые результаты, отвечавшие их ожиданиям. Уже на этапе подготовки к членству в Евросоюзе они имели неплохие показатели экономического роста - примерно 4% в среднем за год за период с 1995 по 2004 год. После присоединения к Союзу и вплоть до мирового финансового кризиса они в среднем показывали довольно хорошую динамику: в 2005 году - 5,9%, 2006 году - 6,4%, 2007 году - 5,4%. Отдельным странам, например Латвии, Литве, Эстонии, Чехии и Словакии, удавалось превышать средние показатели роста ВВП, которые иногда достигали 10-11% в год. Между тем стоит отметить, что высокие темпы роста экономик стран ЦВЕ до 2008-2009 годов были обусловлены не столько положительным эффектом от вступления в ЕС, сколько благоприятной мировой экономической конъюнктурой.

Членов Европейского союза условно можно разделить на две группы: страны, за счет взносов которых формируется большая часть бюджета ЕС, и страны, получающие дотации из бюджета и фондов. Наибольшую часть взносов в Европейский союз обеспечивают наиболее развитые государства, составляющие его ядро: Германия, Франция, Италия, Испания и Нидерланды. Перечисленные страны-доноры, вносящие до 70% бюджета, хоть и являются также одними из крупных получателей дотаций, однако могут претендовать только в общей сложности на 40% бюджета: Германия и Франция получают обратно из бюджета Союза только около 50% от внесенных средств, Нидерланды - 30%, Италия - 70%, Испания - 90%.

Огромная диспропорция между направленными в Союз и полученными от него средствами наблюдается в странах ЦВЕ. На каждый направленный евро в общий бюджет они получают от 2 до 4 евро обратно. В итоге благополучие членов ЕС строится на пяти странах-донорах, что создает опасную зависимость для остальных государств. Кроме того, сами лидеры по отчислениям в европейский бюджет не в восторге от больших объемов финансирования на общее благо Союза. Великобритания одна из первых выразила серьезную озабоченность непропорциональностью взносов, что и стало одним из факторов для инициирования Брексита. Подобные настроения уже продолжительное время витают в Германии, Франции, Италии, Испании и Нидерландах, где правые политические партии ратуют за выход из ЕС или высказываются более умеренно - за глубокую реорганизацию Союза.

Исправное внесение взносов в общий бюджет не означает, что член Евросоюза может рассчитывать на получение финансовых средств обратно. В 2020 году депутаты Европарламента одобрили положение, призванное защитить фонды ЕС от нецелевого использования государствами-членами. Если Европейская комиссия решит, что государство-член нарушает принцип верховенства права, по данному факту инициируется разбирательство, что автоматически закрывает доступ к финансовым средствам из европейских фондов. В Евросоюзе уже продемонстрировали, что данный механизм можно с успехом применять в качестве инструмента давления. В 2022 году Европейская комиссия заявила о наличии сомнений касательно верховенства права в Венгрии и Польше. В связи с этим Европейский совет по рекомендации Европейской комиссии проголосовал о заморозке около 36 млрд евро, предназначенных Будапешту. По такой же причине в 2023 году было заморожено около 137 млрд евро для Польши.

Участие страны в Европейском союзе приводит также к существенному уменьшению суверенитета. Согласно ст. 3 Договора о функционировании Европейского союза к исключительному регулированию наднациональных органов относятся торговая политика, установление пошлин, таможенного тарифа и правил конкуренции, проведение валютной политики в еврозоне и др. Если же национальный закон имеет противоречия с правовым актом ЕС, то преимуществом будет обладать акт ЕС. Участие в Евросоюзе также накладывает определенные ограничения на внешнеполитическую деятельность его членов, которые обязаны координировать свои действия на международной арене с ЕС.

С учетом сложившихся геополитических и экономических условий Европейский союз объявил своими задачами на 2024-2029 годы отстаивание демократических принципов, укрепление безопасности и обороны ЕС, продолжение строительства «зеленой» экономики и поддержку цифрового перехода. Действующие члены ЕС и страны-кандидаты продолжат внедрять европейские демократические ценности, часть которых чужда традиционным обществам стран ЦВЕ.

Кроме того, в условиях энергетического кризиса, спровоцированного значительным сокращением закупок российских углеводородов, экономика Союза будет перестраиваться в соответствии со своими планами углеродной нейтральности. Для экономики стран Европейского союза это означает продолжение процесса деиндустриализации9. Значительному сокращению уже подверглись нефтехимическая, целлюлозно-бумажная, цементная, автомобильная и сталелитейная промышленности10. В Брюсселе также заявили о возможности направлять средства из фонда сплочения на поддержку оборонной промышленности и проектов военной мобильности11.

От вступления в Союз, по заявлениям властей, Молдова получит немало выгод: безопасность, привлечение ПИИ, доступ к свободному европейскому рынку товаров и услуг, свобода передвижения, финансовая поддержка ЕС, развитие сельского хозяйства и создание инфраструктуры.

Участие в европейском интеграционном объединении помимо прогнозируемых выгод предполагает также издержки. Кроме налоговых отчислений и пошлин на импортные товары, государства платят взносы. В среднем страны Союза вносят в общий бюджет примерно 1% от валового национального дохода (ВНД). Таким образом, на основе данных Всемирного банка от 2023 года можем предположить, что при показателе ВНД примерно в 15 млрд евро Молдове потребовалось бы заплатить в бюджет ЕС около 150 млн евро. Около 75% доходов от импортных пошлин будут также направляться в общий бюджет, как и 0,3% от совокупного объема поступлений в национальный бюджет от НДС.

С учетом изложенного поступления в бюджет Союза от Молдовы могут варьироваться от 200 до 250 млн евро. По опыту других членов Европейского союза из региона ЦВЕ предполагается, что Республика Молдова может рассчитывать на получение значительных выплат из европейских фондов, в три-четыре раза превышающих ее взносы. Однако из-за кризисных явлений в экономике Союза и перераспределения финансирования в пользу новых членов финансовые поступления Молдове из общего бюджета, вероятнее всего, составят не более 500 млн евро.

Европейский союз пересмотрел свою климатическую политику, ставящую целью полную углеродную нейтральность к 2050 году. В рамках реформы отменяется система торговли квотами на выбросы и устанавливаются более строгие целевые показатели по их сокращению. Подобная политика непременно отразится на конечной стоимости товаров и услуг, что ощутят на себе граждане стран Союза и, в перспективе, жители Молдовы. Кроме того, строгие ограничения по выбросам CO2 вынудят промышленность и бизнес переносить производства за пределы ЕС. Дополнительной нагрузкой на благосостояние населения страны и бюджет Молдовы станет европейский налог на непереработанный пластик в размере 0,8 евро за килограмм.

В результате вступления в Европейский союз действующие власти Республики Молдова надеются на поддержку и развитие сельскохозяйственного сектора, который имеет важное значение для экономики страны. В структуре ВВП по итогам 2023 года сельское хозяйство заняло 7,6%, а доля обрабатывающей промышленности, которая в Молдове в основном завязана на переработку именно сельскохозяйственного сырья, - еще 8,2%. В сельскохозяйственном секторе занято 20,9% молдавской рабочей силы, в обрабатывающей промышленности - 12,2%. В структуре экспорта продукция аграрного сектора достигает 1,7 млрд евро, или 43,5% от общего объема экспорта Молдовы за 2023 год. Сельское хозяйство обеспечивает 45% промышленной деятельности страны.

Говоря об ожиданиях молдавских властей получить поддержку сектора из европейских фондов, стоит отметить, что в Евросоюзе сельское хозяйство не находится в списке приоритетных областей, о чем недвусмысленно говорят протесты европейских фермеров. Недовольство работников аграрного сектора объясняется разными причинами, главной из которых является отмена пошлин на ввоз украинской продукции на рынок стран ЕС. Решение Еврокомиссии о беспошлинном импорте сельскохозяйственной продукции из Украины принесло многомиллиардные убытки европейским аграриям, которые составили 19 млрд евро12. Более того, европейские аграрии обеспокоены последствиями готовящегося соглашения ЕС о свободной торговле со странами МЕРКОСУР. Они считают, что оно чревато новыми проблемами для европейского сельхозсектора, поскольку Брюссель не выдвигает такие же, как на внутреннем рынке, требования к продукции латиноамериканских поставщиков.

Экологическая повестка Евросоюза также окажет губительное влияние на фермеров. В рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС продолжает наращивать работу на направлениях защиты климата, окружающей среды, поддержания биоразнообразия и достижения углеродной нейтральности, что приводит к отмене сельхозпроизводителям значительного объем льгот и урезанию финансовой поддержки со стороны Брюсселя. Рост затрат на электроэнергию, топливо и жесткая политика Евросоюза в отношении использования пестицидов и удобрений (Стратегия ЕС «От поля до вилки») представляют угрозу продовольственной безопасности европейских стран. Кроме того, вступление Молдовы в Евросоюз предполагает, что у иностранных инвесторов и крупных компаний появится право на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения, против чего выступают национальные фермеры.

Таким образом, Единая сельскохозяйственная политика не окажет значительной поддержки Молдове в части развития ее аграрного сектора. Более того, молдавским производителям придется внедрять европейские требования, касающиеся прослеживаемости цепочки выпуска аграрной продукции, особенно в части использования агрохимикатов. Перестройка цепочки производства в соответствии с требованиями Союза однозначно потребует значительных финансовых и, вероятнее всего, заемных средств, что станет губительным для молдавского аграрного сектора.

Действующие власти в Молдове также рассчитывают на европейские инвестиции. Инвестиционная политика Евросоюза направлена в основном на защиту экологии, строительство инфраструктуры, цифровизацию, стимулирование перехода на зеленую электроэнергию, повышение энергоэффективности, реализацию проектов в области здравоохранения и образования. Между тем сферы, связанные с производством, остаются обделенными. Кроме того, из Молдовы уходят иностранные инвесторы. Из страны по разным причинам ушли компании «Fujikura», «Coroplast» и «Sumitomo». Другие же производители не стремятся на молдавский рынок в связи с непривлекательностью условий ведения бизнеса.

Членство в ЕС ограничивает возможность для маневра на мировых рынках, особенно в вопросах выбора торговых партнеров. В результате введения антироссийских санкций и сокращения закупок российских энергоресурсов страны Евросоюза столкнулись с энергетическим кризисом. Выходом из сложившейся неблагоприятной ситуации европейское руководство посчитало использование возобновляемых источников энергии. Несмотря на очевидные преимущества альтернативных источников электроэнергии, они по-прежнему не дотягивают до КПД электростанций на традиционных энергоносителях и не обладают их стабильностью по выработке электроэнергии.

Ситуацию для стран Европы усугубило решение украинских властей не продлевать контракт на транзит газа через территорию своей страны. Молдова, находясь в одной лодке со странами ЕС, попала в довольно сложное положение с туманным будущим ее энергетической системы. Молдавская ГРЭС, которая в состоянии обеспечивать до 90% потребностей Молдовы в электроэнергии, лишилась российского газа в результате политики Киева. ПМР столкнулась с тяжелым энергетическим и гуманитарным кризисом. В Молдове стоимость электроэнергии и центрального отопления значительно возросла. Текущие реалии вынудили действующие власти закупать газ и электроэнергию в Румынии по более высоким ценам.

Стоимость электроэнергии в Румынии не самая доступная - около 82 евро по контракту с Чернаводской АЭС. На румынской бирже OPCOM стоимость МВт/ч еще более высокая - около 115 евро. Для сравнения, стоимость МВт/ч Молдавской ГРЭС составляет 63,5 евро. Власти Молдовы также приветствовали планы Румынии приобрести энергетические компании «RED Nord» и «FEE Nord». В случае их приватизации Молдова рискует утратить энергетический суверенитет. Также действующие власти искали альтернативных поставщиков газа. По условиям долгосрочного контракта между Молдовой и российской компанией «Газпром» стоимость 1 тыс. м3 природного газа за все время наблюдений редко превышала уровень в 200 евро. На европейском рынке Республика Молдова закупает «голубое топливо» в зависимости от рыночных условий и очень редко ниже 300 евро за 1 тыс. м3.

Вступление в Евросоюз также подразумевает реализацию права на свободное передвижение граждан государств-членов и иностранцев, имеющих разрешение на въезд в Шенгенскую зону. Вместе с тем вопросы миграционной политики и безопасности внешних границ находятся в ведении наднациональных органов, что опять же сокращает возможность эффективно влиять на политику в вопросах миграции. Европейский союз с 2015 года страдает от миграционного кризиса. Европейские страны заполонили беженцы из стран Ближнего Востока и Африки. В ЕС сейчас проживает большое количество украинцев. Приток мигрантов усилил социальную напряженность, возникновение конфликтов на национальной и религиозной почве. Кроме того, странам Евросоюза приходится содержать прибывающих иностранцев.

Молдове также придется принять миграционную политику Союза и участвовать в механизме перераспределения мигрантов по территории стран-членов. В мае 2024 года в ЕС договорились, что каждая страна - член Союза будет обязана принять определенное число просителей убежища пропорционально размерам национальной экономики и численности населения. Те же страны, которые не захотят принимать людей у себя, будут обязаны помогать другим странам-членам персоналом, оборудованием или финансовыми средствами - по 20 тыс. евро за каждого отвергнутого просителя убежища13.

Свобода передвижения имеет также и другую проблему - отток населения. Ряд стран Восточной и Южной Европы, состоящие в Евросоюзе, пострадали от депопуляции. Согласно данным ООН, в период с 1990 по 2023 год свои государства покинула значительная часть населения Эстонии (-13%), Латвии (-29%), Литвы (-23%), Румынии (-17%) и Болгарии (-23%). Молдова, стремящаяся в Европейский союз, рискует разделить участь перечисленных стран. Уже довольно долгое время страна страдает от социально-экономических проблем, которые провоцируют миграцию населения. Население страны за аналогичный период сократилось на 31%. С учетом тренда на миграцию из стран периферии Евросоюза Молдова может столкнуться с еще большим демографическим кризисом.

Членство Молдовы в Евросоюзе не отвечает ожиданиям действующих властей. Около половины населения страны не видит в евроинтеграции никаких преимуществ, способных изменить положение в стране к лучшему. Получение финансовых средств на развитие сельского хозяйства выглядит сомнительно с учетом экологической повестки ЕС. Молдавским производителям для доступа на европейские рынки придется потратить большое количество сил и времени для соответствия европейским требованиям.

Вступление Молдовы в Евросоюз также не поможет решить энергетический кризис в стране. В странах Европейского союза электроэнергия и газ довольно дорогие, а развитие альтернативной энергетики требует огромных инвестиций. С учетом туманности перспектив к изменению социально-экономической ситуации членство в ЕС может спровоцировать еще больший отток населения из Молдовы. Также вступление в Евросоюз предполагает утрату контроля над миграционной политикой.

Погоня за утопией в виде лучшей жизни в ЕС может вогнать экономику Молдовы в еще больший кризис. Страну в Евросоюзе при самом пессимистичном сценарии ожидает роль источника трудовой миграции для развитых стран Союза. Плодородную землю и прочие имеющиеся природные ресурсы, вероятнее всего, выкупят иностранные инвесторы. Кроме того, серьезную обеспокоенность вызывает неспособность молдавского правительства обслуживать взятые у европейских финансовых институтов кредиты. Все это накладывается на стагнацию в экономике страны. Молдове, на наш взгляд, необходимо выстраивать сбалансированную и многовекторную внешнюю политику, лишенную навязанных со стороны своих партнеров установок и отвечающую национальным интересам страны и народа, а именно работать над укреплением своего суверенитета, прежде всего экономического и энергетического.

 

 

1Referendum republican constituțional 2024. Comisia Electorală Centrală a Republicii Moldova (2024). URL: https://pvt12024.cec.md/cec-template-referendum-results.html

2Обещанные Молдавии €1,8 млрд помощи от ЕС в основном составят кредиты (2024) // URL: https://tass.ru/ekonomika/22090459

3Посол ЕС в Кишиневе назвал нежелательным присоединение Молдавии без Приднестровья (2023) // URL: https://www.interfax.ru/world/935868

4Соловьев В. Приднестровье попало под задачу (2024) // URL: https://www.kommersant.ru/doc/6444975

5Кишинев отклонил документ Тирасполя о мирном урегулировании конфликта (2024) // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/
21253277

6Survey: Majority of Moldovan citizens consider a justice reform crucial for Moldova’s European integration (2024) // URL: https://euneighbourseast.eu/news/latest-news/survey-majority-of-moldovan-citizens-consider-a-justice-reform-crucial-for-moldovas-european-integration/

7US Department of State. 2023 Country Reports on Human Rights Practices: Moldova (2023) // URL: https://www.state.gov/reports/2023-country-reports-on-human-rights-practices/moldova/

8CNA raportează o creștere cu 40 la sută a numărului de infracțiuni, depistate în primele 6 luni ale anului curent, față de perioada similară a anului 2023. Cazurile de corupție documentate s-au majorat cu peste 50% (2024) // URL: https://www.cna.md

9Камкин А. Промышленность ЕС на пути к самоликвидации? Российский совет по международным делам (2024) // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/promyshlennost-es-na-puti-k-samolikvidatsii/

10Котов А. С какой силой звонит колокол? Масштабы деиндустриализации в ЕС. Российский совет по международным делам (2024) // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/s-kakoy-siloy-zvonit-kolokol-masshtaby-deindustrializatsii-v-es/

11Brussels to free up billions of euros for defence and security from EU budget (2024) // URL: https://www.ft.com/content/eb0de7f4-5ba1-460a-a83d-1a7302fc1536

12Убытки аграриев ЕС от либерализации торговли с Киевом составили €19 млрд (2024) // URL: https://tass.ru/ekonomika/20086977

13What’s in the new EU migration and asylum deal? (2023) // URL: https://www.reuters.com/world/europe/whats-new-eu-migration-asylum-deal-2023-12-20/