КАКОЕ определение отразило бы наилучшим образом природу взаимодействий, характерных на нынешнем этапе для национальных экономик в зоне АСЕАН? На наш взгляд, уместнее всего говорить о региональном экономическом сотрудничестве между странами ЮВА, признавая при этом его все более высокую интенсивность и рост взаимного притяжения участников.

На позитивную динамику сотрудничества указывают, в частности, данные о взаимной торговле за неполных три десятилетия. С 1980 по 2008 год доля внутрирегиональной торговли в зоне АСЕАН относительно всего товарооборота стран, являвшихся ее членами, увеличилась с 17,9% до 25,4%. По этому показателю Ассоциация стабильно занимает третье место среди всех экономических объединений мира и первое - среди группировок развивающихся стран. У объединения, идущего следом (а это МЕРКОСУР*), (*МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса (Mercado Común del Sur), объединение в форме таможенного союза, в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла.)

соответствующие показатели и в начале, и в конце означенного периода значительно ниже (см. таблицу).

Доля внутрирегиональных операций в совокупном объеме 
внешней торговли стран АСЕАН в сравнении 
с другими региональными группировками (в %)

 

 

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

АСЕАН

17,9

18,8

24,0

24,7

27,2

27,2

25,2

25,4

Для справки

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕРкосур

11,1

10,9

19,2

20,3

15,5

15,7

15,0

15,4

НАФТА

33,8

37,9

43,1

48,8

46,1

44,3

51,3

49,5

ЕС

62,2

67,6

67,2

67,7

67,4

67,6

67,9

67,2

 

Составлено поMasahiro Kawai. Evolving Economic Architecture in East Asia. Tokyo, December 2007. P. 3; UNCTAD Handbook of Statistics 2008. New-York and Geneva. 2008. P. 91 (table 1.4); UNCTAD Handbook of Statistics 2009. New-York and Geneva. 2009. P. 91 (table 1.4)

 

Если в 2000 году объем взаимной торговли стран АСЕАН составлял 166,8 млрд. долларов, то в 2008 году он достиг 458 млрд. долларов, увеличившись более чем в 2,7 раза. Даже в условиях мирового экономического кризиса страны АСЕАН удерживают оборот взаимной торговли на достойном уровне. По имеющимся официальным оценкам, в 2009 году он составил не менее 369 млрд. долларов, а его доля в общем объеме внешней торговли группировки оставалась достаточно высокой (24%)1.

Характерно, что и в потоке прямых иностранных инвестиций (ПИИ), идущем в страны АСЕАН, их собственная доля имеет тенденцию к росту, и довольно заметному. Если в период 1995-2005 годов объем взаимных инвестиций превысил 12 млрд. долларов (4,5% от общего притока ПИИ), то в 2006-2008 годах этот показатель составил 28 млрд. долларов (в среднем для данного периода - 15,1%, а в 2008 г. - более 18%). Как источник ПИИ для стран - членов Ассоциации, сами эти страны уступали лишь группировке ЕС-252. В отдельных же случаях доля внутрирегиональных ПИИ намного выше среднего показателя по АСЕАН. Так, в 2008 году эта доля составила в Индонезии 37,3%, в Камбодже - 29,5%, во Вьетнаме - 28,2%, в Таиланде - 24,9%, в Малайзии - 22%3.

Нетрудно было бы подтвердить и то, что в последние годы внутри АСЕАН заметно крепнут связи по линии транспорта, коммуникаций и туризма, ускоряется и увеличивается в объеме трансграничное движение рабочей силы.

Куда труднее понять и оценить, в какой мере эти важные сдвиги вызваны именно действиями АСЕАН как силы, инициирующей процессы региональной интеграции - процессы значительно более сложные, нежели экономическое сотрудничество, пусть даже многостороннее. С точки зрения этой проблемы состояние, в котором АСЕАН вступила в ХХI век, давало поводы скорее для сомнений и тревог, чем одобрительных суждений.

Складывалось впечатление, что АСЕАН как региональная организация «теряет темп» и тот этап ее становления, который предшествует собственно интеграции, слишком затянулся. Концентрируясь - чаще всего ввиду объективных, исторически обусловленных обстоятельств - на политических проблемах, Ассоциация не столько управляла процессом экономического сближения своих членов, сколько помогала ему идти, так сказать, в меру сил. За внешней активностью, выражавшейся в саммитах, министерских конференциях и совместных заявлениях по самым разным вопросам, не просматривалась стратегическая перспектива.

Все это, взятое вместе, грозило снижением привлекательности АСЕАН в глазах самих ее членов - причем в момент, когда экономический подъем Китая буквально завораживал его соседей, когда вслед за ним начала подниматься Индия, а в Восточной Азии одна за другой оглашались новые интеграционные инициативы. Естественно, развернулось и соревнование за лидерство в делах интеграции.

Перед руководством АСЕАН и правящими элитами стран, входящих в нее, встала во весь рост проблема поддержания конкурентоспособности в самом широком смысле этого слова - конкурентоспособности на уровне отдельных наций, «своего» региона и Восточной Азии в целом. Не приходится сомневаться, что именно осознание этого вызова дало решающий импульс к выработке концепции Экономического сообщества АСЕАН (ЭС АСЕАН).

Стратегическая цель

СОЗДАНИЕ такого сообщества впервые объявили важнейшей целью Ассоциации еще в 1997 году. В 2003 году эта идея была изложена во Второй декларации согласия АСЕАН (The Bali Concord II). Тогда же состоялось решение о формировании ЭС АСЕАН к 2020 году. Довольно скоро, однако, созрело мнение, что срок реализации данного проекта нужно сократить. Заявление о принципиальной готовности к этому последовало в 2005 году, а в январе 2007 года, на саммите АСЕАН в Себу (Филиппины), по этому вопросу было принято формальное решение: Сообщество намечено сформировать уже к 2015 году4.

Конкретизировать концепцию ЭС АСЕАН оказалось непросто. Понадобилось более четырех лет, чтобы в декабре 2007 года, на юбилейном саммите, приуроченном к 40-летию Ассоциации, принять детальный План реализации ЭС АСЕАН (далее - План). Этот документ дает представление не только о стратегических целях, но и о тактических задачах, поставленных проектировщиками ЭС АСЕАН, а также политических средствах и механизмах, задействованных в этом проекте5.

Даже краткий анализ Плана подтверждает решимость стран - участниц Ассоциации форсировать строительство экономического союза путем принятия обязывающих решений и передачи руководству АСЕАН ряда функций, исполнявшихся до сих пор национальными правительствами. Соответствующие положения распространяются в первую очередь на страны, основавшие Ассоциацию. Послабления допускаются лишь для менее развитых членов (Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы) и только по итогам встреч на высшем уровне.

Вместе с тем ключевые формулировки Плана традиционно осторожны, ибо основаны на понимании реалий региона. Так, уже во вводной части, выражая решимость превратить АСЕАН в зону свободной торговли товарами и услугами, а также движения капитала, соответствующего этому режиму, авторы документа подчеркивают: речь идет не о «свободном», а о «более свободном» движении капитала. Ясно, что в подтексте - память о финансовом кризисе 1997-1998 годов, вспышке и разрастанию которого во многом способствовало как раз бесконтрольное перемещение капиталов.

Не лишен многозначительных нюансов и раздел, где говорится о трудовых ресурсах Сообщества: свобода движения предусмотрена только для «квалифицированной рабочей силы». Движение же неквалифицированных работников фактически лимитируется, дабы не расшатывать внутренние рынки труда, и без того не везде устойчивые*. (*Во втором разделе Плана определение «квалифицированная рабочая сила» дополняется категориями «представители деловых кругов» (business persons) и «особо одаренные личности» (talents), что, впрочем, не меняет принципиального разделения трудовых потоков на две неравноценные части, с совершенно разным участием в интеграционном процессе.)

Подобные примеры убеждают, что АСЕАН и ее члены трезво оценивают свои возможности и не желают следовать стандартам интеграции, сложившимся на Западе, в ущерб себе.

В Плане впервые представлена главная, стратегическая цель создания ЭС АСЕАН - сделать региональный союз ЮВА более динамичным и конкурентоспособным объединением, основанным на принципах открытой и ориентированной вовне рыночной экономики. Движение в сторону ЭС АСЕАН задумано как разноскоростное: наименее развитым странам-участницам дана возможность пройти основные этапы интеграции с оговоренными задержками.

Из текста Плана ясно следует: центральная роль в экономических системах стран Ассоциации принадлежит (хотя и в разной степени) внешней торговле. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей - веление времени. Необходимо вписаться в процесс глобализации, определяющий ситуацию в регионе и мире на обозримый период.

Тактические задачи

ЧТО КАСАЕТСЯ тактических задач, которые предстоит решать на пути к ЭС АСЕАН, то они, согласно Плану, таковы:

- формирование в регионе единого рынка товаров и услуг, а также единой «производственной зоны» (production base);

- превращение региона в единое целое по ряду базовых параметров; национальная конкурентоспособность отдельных государств должна дополняться конкурентными преимуществами всего ЭС;

- обеспечение справедливых и равных условий экономического развития (equitable economic development) повсюду в регионе;

- создание условий для полной интеграции региона в мировую экономику.

Характер поставленных задач свидетельствует, на наш взгляд, о том, что основа интеграционных усилий АСЕАН - признание высокой важности глобализационных ориентиров в экономике всеми ее членами. Все они озабочены укреплением своих позиций на внешних рынках, все встревожены натиском таких конкурентов, как Китай и Индия (хотя рассуждать на эту тему публично в Ассоциации не принято). Защититься от них поодиночке нереально, а вот вести свою линию в составе более сплоченного, чем прежде, союза - скорее всего, возможно.

Выдвигая первую тактическую задачу, страны АСЕАН определенно учитывают многолетний опыт, накопленный при размещении в регионе производственных мощностей иностранных компаний. Напомним, что феномен, именуемый ныне «аутсорсингом», дал знать о себе в ЮВА намного раньше, чем в Китае, - во времена, когда этот термин еще не придумали.

Если прежде каждая страна АСЕАН привлекала иностранных инвесторов самостоятельно, то теперь, согласно Плану, они смогут работать над региональными схемами аутсорсинга (что обещает зарубежным партнерам дополнительные выгоды).

Вторая тактическая задача предусматривает координированное развитие экономической политики на нескольких направлениях. Конкретнее, имеются в виду меры по совершенствованию антимонопольного законодательства*, (*В настоящее время антимонопольные законы приняты только в Индонезии, Таиланде, Вьетнаме и Сингапуре, только в этих странах действуют органы антимонопольного регулирования. В Малайзии отсутствует антимонопольный закон, однако соответствующее регулирование осуществляется министерствами и ведомствами на отраслевом уровне.) защите интеллектуальной собственности, модернизации и развитию транспортной, информационной и энергетической инфраструктуры.

В рамках третьей тактической задачи разработчики Плана указывают на необходимость укреплять во всех странах АСЕАН позиции малого и среднего бизнеса. Трудность, однако, в том, что на внешних рынках именно малые и средние предприятия, представляющие различные страны Ассоциации, очень часто противостоят друг другу. Каких результатов достигнет АСЕАН в этом смысле - большой вопрос. Не все так просто и с решением другой проблемы из области «справедливых и равных условий развития» - проблемы большей развитости стран, основавших Ассоциацию, и меньшей развитости тех, что вступили в нее позднее. Замысел авторов Плана понятен: «выравнивание» отдельных экономических позиций внутри АСЕАН сделает ее более однородной, укрепит ее общие позиции вовне, снизит трудно скрываемую напряженность между «богатыми» и «бедными» партнерами по Ассоциации. Но что если у первых все-таки нет сил для того, чтобы помочь вторым приподняться хотя бы до среднего уровня благополучия? Нет таких возможностей и фондов (в отличие от ЕС) и у самой АСЕАН. А еще, как показывает практика, быстрее всего в ЮВА договариваются не партнеры сопоставимых уровней развития, а, напротив, «лидеры» и «отстающие». Не обещает ли «выравнивание» - если, конечно, оно пойдет реально - скорее притормозить, чем поощрить процесс интеграции?

Решение четвертой тактической задачи связывают, среди прочего, с унификацией подходов внутри АСЕАН к заключению двусторонних соглашений о свободной торговле. Пока это дается нелегко: слишком часто приоритеты членов Ассоциации не сводятся к общему знаменателю, слишком сложны и разнообразны системы их отношений с партнерами вне региона. Предлагается также создать механизм для координации участия стран ЮВА в глобальных производственных цепочках. Реалистично ли это предложение? Ведь главная сила, формирующая эти цепочки, - транснациональные компании, а они, как известно, исходят из собственных интересов.

Понятно, что темпы и качество продвижения к ЭС АСЕАН будут, в конечном счете, определяться надежностью избранных средств и отлаженностью механизмов. Таковые же, в отличие от стратегической цели и тактических задач, представлены в Плане довольно расплывчато. Графики реализации, приложенные к документу, не должны вводить в заблуждение. Впечатляющие декларации о намерениях - такая же часть истории АСЕАН, как и неспешное осуществление планов.

Интересы и возможности России

ЧТО ОЗНАЧАЕТ курс на создание ЭС АСЕАН с точки зрения российских интересов? Какие возможности открываются для России в этой части мира?

Совокупный рынок АСЕАН значителен и имеет тенденцию к дальнейшему росту. К числу тех рынков, которыми допустимо пренебречь, он явно не относится. Со стороны России экономические контакты со странами Ассоциации - будь то в области торговли или инвестиционной сфере - поддерживает ныне в основном частный сектор. Уже сейчас его представители имеют неплохие возможности для ведения операций не только в пределах какой-либо одной из стран ЮВА, но и региона в целом. По идее, после 2015 года подобных возможностей должно быть больше. Как лучше пользоваться ими?

К сожалению, в зоне АСЕАН очень скромно представлено наше машиностроение. Между тем перспективы сотрудничества в этой сфере с целым рядом стран ЮВА выглядят пока что лучше, чем, скажем, с Китаем (где уровень конкуренции очень высок, а государство всячески опекает национальные предприятия).

Дальнейшая либерализация регионального рынка товаров и инвестиций может быть использована машиностроительными компаниями России для создания в зоне АСЕАН производственных сетей по типу тех, что давно и успешно создаются западными фирмами. Охватив сразу несколько стран, подобные сети обеспечили бы более устойчивый спрос. При желании российскому аутсорсингу есть (и, думаем, будет) где развернуться в ЮВА. Главное, чтобы такое желание созрело на основе компетентного изучения рынка и чтобы Российское государство всемерно поддержало соответствующие практические шаги.

Еще один способ укреплять экономические позиции в зоне АСЕАН - наращивать связи с малым и особенно средним бизнесом. Дело не просто в том, что этим категориям предпринимателей отдан приоритет в концепции ЭС АСЕАН. Вести дела с мощными западными игроками местным представителям небольшого бизнеса в чем-то, может быть, и лестно, и выгодно, но вряд ли всегда комфортно. Партнеры из России - более сопоставимые «по весу», но нередко обладающие значительным потенциалом - могут вызвать интерес уже потому, что в отношениях с ними легче выйти на сочетание доходности с равноправием.

Известно, наконец, что вопросы энергетической безопасности волнуют АСЕАН и ее членов не в самую последнюю очередь. У России же есть что предложить в этом смысле и отдельным странам, и всему региону. Сотрудничать целесообразно, как минимум, на трех направлениях. Первое связано с поставками российской нефти и газа. Второе предполагает участие российских компаний в геологоразведке и эксплуатации месторождений нефти, газа, угля, в сооружении трубопроводов и строительстве электростанций любого типа, в освоении альтернативных источников энергии. В рамках третьего направления велась бы координация энергетической политики (и особенно энергетической дипломатии) со странами АСЕАН, имеющими запасы энергоносителей и выходящими с ними на мировые рынки.

В заключение подчеркнем: попытки ускорить переход к ЭС АСЕАН обязывают нас следить не просто за тем, что и как меняется в экономике региона, но и за процессом принятия политических решений по вопросам экономической интеграции. Важно улавливать оттенки в позициях отдельных стран по этим вопросам, моменты единогласия и расхождений во мнениях. Только такой анализ позволит не упустить тех новых шансов на укрепление экономического присутствия, которые, надо думать, еще появятся у России в ЮВА, и в то же время не проглядеть, как зарождаются угрозы ее экономическим интересам (чего тоже нельзя исключать).

 

 

1Рассчитано по: ASEAN Connectivity and the ASEAN Economic Community by S. Pushpanathan, Deputy Secretary-General of ASEAN for ASEAN Economic Community. Paper presented at the 24th Asia-Pacific Roundtable, Kuala Lumpur, 7-9 June 2010 (http://www.aseansec.org/24806.htm); WTO. World Trade Report 2010. Geneva, 2010. P. 28.

2Данные из ASEAN Foreign Direct Investment Statistics Database по состоянию на 15 марта 2010 г. (table 27).

3Там же (table 25).

4Подробнее об истории возникновения этой концепции см.: Малетин Н. П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. М.: МГИМО-Университет, 2007. С. 215-219; Masahiro Kawai. Evolving Economic Architecture in East Asia. Tokyo, December 2007. P. 20.

5The ASEAN Economic Community Blueprint. Jakarta: The ASEAN Secretariat, 2008.