Исторические связи между Россией и Швейцарией имеют глубокие корни, и, несмотря на то что были периоды обострения отношений вплоть до полного разрыва, в Конфедерации остается интерес к российской истории и особенно к тем моментам, которые связывают наши страны.

Как в Швейцарии отмечали 100-летие Русской революции 1917 года

9 апреля 2017 года на вокзале Цюриха около двух сотен пассажиров ожидали посадки на поезд в направлении Шаффхаузена. Перед отправлением пламенную речь о необходимости возвращения из Европы в Россию на немецком языке произнес изрядно располневший Владимир Ульянов (актер Дани Мангиш). Нарочитая серьезность его выступления прерывалась предательскими смешками зрителей из толпы1.

Действие продолжалось в поезде, который с девятого пути отправился по той же дороге, что и ровно 100 лет назад, в апреле 1917-го. Так спустя век в Цюрихе воспроизвели те самые события, которые, по мнению режиссера постановки Марии Тхоржевской, помогли «экспортировать из Швейцарии в Россию революцию»2.

Спектакль «Цюрих - Петроград, билет в один конец» поставила театральная труппа «Thorgevsky & Wiener» из Базеля, сценическую площадку предоставили Швейцарские федеральные железные дороги (паровой локомотив 1904 г.), а финансировал творческий эксперимент Швейцарский национальный научный фонд3.

В 2017 году был создан даже специальный сайт www.revolution-1917.ch с информацией обо всех мероприятиях, посвященных Октябрьской революции в России 1917 года, которые проходили в Швейцарии: конференции, спектакли, выставки и специальные показы документальных фильмов. Чему же они были посвящены?

Швейцарская эмиграция в Россию

Известна история Жереми Позье, который в юности пешком прошел большую часть пути из Женевы в Санкт-Петербург, поступил на военную службу в России, а позже научился ювелирному мастерству и спустя 30 лет создал уникальное произведение искусства - Большую императорскую корону для Екатерины II.

Фредерик-Сезар Лагарп, уроженец городка Ролль кантона Во, приехал в Россию, чтобы стать главным наставником наследника престола: он формировал учебную программу будущего российского императора Александра I. Впоследствии государь всю жизнь испытывал глубочайшие симпатии к родине своего учителя. На Венском конгрессе 1814-1815 годов он настойчиво выступал за независимость Конфедерации. И как заявил в 2016 году посол Швейцарии в России Пьер Хельг, «без России и царя Александра I у нас не было бы нынешнего статуса постоянного нейтралитета»4.

Около 25 тыс. швейцарских граждан эмигрировали в Российскую империю на временное или постоянное жительство с конца ХVII века по 1917 год5. Все началось с указа Екатерины II. Императрица хотела заселить иностранцами огромные российские просторы, которые некому было обрабатывать, это начинание поддержал и Александр I: вербовочные кампании развернулись сначала в Германии, а затем и в Швейцарии.

Тему швейцарской эмиграции в Россию более 20 лет изучала группа ученых Цюрихского университета под руководством профессора Карстена Герке. Исследование охватило период с 1701 по 1945 год6.

Почему швейцарцы в XVIII-XIX веках стремились в Россию? Здесь было больше возможностей для самореализации и развития бизнеса, переезжали люди с определенной профессиональной специализацией: из кантона Аппенцель - текстильщики, из кантона Берн - сыровары, кондитеры - из Граунбюндена, воспитатели и гувернантки - из франкоязычной части Швейцарии, архитекторы - из итальянской, из кантона Тичино7.

До 1917 года в Российской империи было создано около 300 швейцарских промышленных предприятий. Именно швейцарцы внедрили в России несколько технических инноваций, в частности вращающийся пресс и механическое ткачество ковров, а также основали первую фабрику по производству часов и ламп накаливания8. А на юг России и в Крым переезжали аграрии группами по несколько семей.

Например, в 1895 году восемь семей основали на Кавказе, близ Пятигорска, аграрную итальяно-швейцарскую колонию. Ее трагической судьбе посвящен документальный фильм Рубена Росселло «1918. Бегство из России» («1918: Fuga dalla Russia»).

Кинолента была создана в 2018 году при участии италоязычного подразделения швейцарского общественного телевидения. В центре повествования - семья Раджи, ее судьба типична: к моменту свершения Октябрьской революции в Российской империи проживало порядка 10 тыс. выходцев из Швейцарии, большинство из них лишились всего, им приходилось бежать обратно в Европу, если удавалось сохранить жизнь. 

В начале картины современные потомки Микеле Раджи отправляются на юг России, чтобы отыскать следы своего родового имения. Близ Пятигорска найден тот самый дом, в котором жила семья Раджи; спустя 100 лет сохранились и винные погреба, и даже итальянские стулья, которые можно рассмотреть на дореволюционных семейных фотографиях.

Далее повествование фильма возвращает нас к истокам: в 1895 году восемь швейцарских семей продали все, что у них было на родине, приехали на российский Кавказ, взяли в аренду землю у подножия горы Верблюд и основали итальяно-швейцарскую земледельческую колонию «Святой Николай». 200 крестьян из окрестных русских деревень примкнули к ним: вместе разбили фруктовые сады и виноградники.

Вино из-под Пятигорска в 1906 году даже получило медаль на выставке в Милане, возглавлял производство агроном Микеле Раджи. Его дневник и стал основой сценария, а прямые цитаты демонстрируют зрителю трансформацию взглядов героя: сначала швейцарец критикует царский режим и горячо приветствует революцию - Раджи уверен, что изменения пойдут на благо обществу. Позже нарастающий радикализм и насилие, творимое повсюду, удивляют его своей бессмысленностью. Когда же на юге страны воцаряется хаос, приходит полное отрицание революции.

«Царят террор и грабежи, красногвардейцы и другие банды следуют друг за другом. Земля конфискована и разделена между крестьянами и рабочими. Теперь все чувствуют себя хозяевами, но мало кто работает. Производство рухнуло, все приходит в негодность»9, - звучит в фильме запись из дневника Микеле Раджи.

Дневник - это не только хронология событий, но и их оценка: «Великие идеалы начала революции преданы фанатиками и максималистами. Экстремисты утвердились в итоге на людях, которые не так давно освобождены от крепостного права, и обесчестили социализм… Революция принесла мощное дыхание свободы, которое обещало светлое будущее, пока демагоги не ослепили массы классовой ненавистью»10.

Путь семейства Раджи в Швейцарию длился больше трех месяцев. Подробные описания из дневника помогают режиссеру показать развернутую картину юга России на рубеже 1918-1919 годов, разграбленного, опустошенного, измученного: залы ожидания на вокзалах похожи на лазареты, переполненные ранеными, больными тифом и трупами, за окнами поезда - караваны бегущих из страны людей.

Бегство, утрата всего, что было обретено на второй родине, сильнейшее эмоциональное и физическое напряжение привели к тому, что Микеле Раджи умер от сердечного приступа через несколько дней после того, как доставил свою семью в относительно безопасное место, город Моркоте швейцарского кантона Тичино.

Его дневник, спрятанный и вывезенный в походной трости, оказался единственным письменным свидетельством о земледельческой колонии «Святой Николай» близ Пятигорска. Швейцарский историк Джорджо Кеда написал в своем предисловии к изданию дневника: «Эти швейцарцы и представить себе не могли, что плоды их труда будут уничтожены разрушительной манией теоретиков абстрактной идеологии, созревшей преимущественно в университетских библиотеках Женевы и Цюриха»11.

Колыбель русской смуты: российские эмигранты в Швейцарии

Швейцарцы ехали в Россию, чтобы работать и зарабатывать, а граждане Российской империи - в Швейцарию, чтобы скрываться от цензуры и преследований, вынашивать идеи о переустройстве мира и торжестве справедливости. Швейцария готова была приютить инакомыслящих и гонимых.

В XIX веке Конфедерация стала убежищем для социалистов, коммунистов и анархистов со всей Европы и из России. Одним из важнейших положений швейцарской Конституции 1848 года была свобода прессы. Законопослушная, демократичная, толерантная Швейцария, как это ни парадоксально, стала удобной локацией для подготовки русского террора еще с середины ХIХ века.

Очень образно это описал историк и публицист Михаил Шишкин в своей книге «Русская Швейцария»: «В питательном швейцарском бульоне идеи распространяются молниеносно. Русская «освободительная» мысль за отсутствием предохранительных средств приобретает характер эпидемии. Альпийская республика - центр тамиздата той поры… Половина всех русскоязычных эмигрантских изданий с 1855 по 1917 год выпускается в Швейцарии. Нелегальная Россия существует благодаря легальной Швейцарии. Эта страна с ноготок - колыбель русской смуты, потрясшей XX век»12.

Только Швейцария считалась «неприкосновенным убежищем политических»13, как писал революционер и врач Николай Семашко, поскольку в той же Германии и Франции были случаи выдачи эмигрантов по требованию правительства Российской империи. Швейцарские же власти лишь дважды потеряли терпение и выслали иностранцев: в 1881 году анархиста Кропоткина, а в 1889-м - народовольцев: 13 русских и поляков14.

К тому же к ХIХ веку многоязычная Швейцария приобрела славу столицы высшего образования: университеты Женевы, Лозанны и Цюриха были переполнены русскими студентами15. Однако есть мнение, что власти Конфедерации терпели российских вольнодумцев вовсе не по причине толерантности и любви к свободе мысли и слова, а из чисто финансовых соображений. Студенты, издатели, беглые социалисты привозили с собой немалые суммы денег и способствовали росту благосостояния совсем небогатой на тот момент страны16.

Идеологическое содружество: социалисты Швейцарии и России

Европейские социал-демократы, впрочем, как и российские, в 1910-х годах не представляли собой единого политического движения. Одна из причин раскола - отношение к Первой мировой войне (тогда ее называли Великой). В 1915 году швейцарский социал-демократ и член федерального парламента Роберт Гримм, в прошлом - рабочий-типограф, организовал в Циммервальде, небольшой горной деревушке близ Берна, первую международную конференцию социалистических партий Европы. Официальные власти могли отказать в разрешении на проведение съезда социалистов, поэтому организаторы заявили, что в горах Швейцарии будет проходить конференция орнитологов, участниками стали 38 человек из 11 стран.

Российскую делегацию представляли Лев Троцкий, Григорий Зиновьев и Владимир Ульянов (Ленин), который прибыл в Швейцарию еще в 1914-м, а на конференции отстаивал идею насильственного свержения капиталистического строя и превращения империалистической войны в гражданскую. Возможно, поэтому швейцарские историки называют Циммервальд «колыбелью русской революции»17.

Тезисы Ленина о насильственном свержении власти и диктатуре пролетариата не принимал организатор циммервальдской конференции швейцарец Роберт Гримм. А вот будущий основатель Швейцарской коммунистической партии Фридрих Платтен полностью их разделял, он вошел в состав так называемой «циммервальдской левой» группы и стал ближайшим соратником Владимира Ильича. Спустя полтора года после встречи в Циммервальде, в апреле 1917 года, Ленин и его единомышленники (в общей сложности 29 человек) отправились из Швейцарии в Россию на специально организованном Фридрихом Платтеном поезде.

Так называемый «пломбированный» вагон с правовой точки зрения обладал экстерриториальным статусом, предстояло проехать по территории Германии, с которой Россия находилась в состоянии войны, никто не покидал поезда во время поездки, никто не досматривал пассажиров. Переговоры с представителями властей, если возникала необходимость, вел именно швейцарец Фридрих Платтен, выступая в роли посредника. Для Ленина было крайне важно вернуться на родину, не запятнав себя связями с врагом России - кайзеровской Германией.

Власти Германской империи приветствовали переезд Ленина, поскольку его идеи превращения империалистической войны в гражданскую могли нейтрализовать врага силами самого же врага - путем дестабилизации внутренней обстановки в России. Спустя несколько месяцев в истории России, да и всей Европы, началась новая эра. Как написали в своей книге швейцарские историки Юлия Рихерс и Бернард Деген, «без этого поезда - а значит, без Циммервальда, Гримма и Платтена - может быть, не было бы и русской революции»18.

Новые идейные переселенцы в Россию. Фридрих Платтен - трагедия личности в революционную эпоху

В первые годы советской власти более 200 швейцарцев эмигрировали в новую Россию. Это прежде всего левые интеллектуалы, разделявшие идеи коммунистической партии, и члены Коминтерна. Они хотели принять участие в строительстве нового справедливого общества в Советской России, чтобы потом этот опыт распространить на всю Европу, ведь мечтали коммунисты о мировой революции. Наиболее известный пример: группа ремесленников и рабочих под руководством соратника Ленина - Фридриха Платтена - в 1923-1927 годах пыталась создать в Сызранском уезде (ныне - Ульяновская область) образцовую сельскохозяйственную коммуну.

Эта история рассказана в документальном фильме швейцарского режиссера Хелен Штели Пфистер «Эпоха революций и судьба Фрица Платтена» (нем. «Der rote Fritz»). Получилась картина о том, как легко стать жертвой насилия, разжиганию которого ты сам способствовал.

В начале фильма швейцарская журналистка Катрин Винценрид прибывает на станцию Няндома Архангельской области, чтобы увидеть место, где провел последние годы своей жизни коммунист Фридрих Платтен. Унылое поле и остовы деревянных строений - все, что осталось от лагеря. Где именно погиб и захоронен революционер, никому неизвестно.

В фильме Фриц Платтен предстает как романтик, мечтавший о социальной справедливости, равенстве и мировой революции. При этом основатель Коммунистической партии Швейцарии признавал право революционеров на жесткие меры, потому что коренные изменения, по его мнению, без них невозможны: «Несколько смертей не имеют значения, не играют никакой роли, если удастся построить в Швейцарии социализм»19.

На подобных цитатах Платтена режиссер акцентирует внимание зрителя, ведь они не только характеризуют мировоззрение революционера, но и предопределяют его судьбу: человеческая жизнь обесценилась и его собственная не была исключением.

Платтен был готов идти на жертвы во имя коммунистических идей. Так, в 1923 году он вместе с очень пожилыми родителями (отцу на тот момент было 77 лет!) и еще 20 швейцарскими добровольцами приехал в Советскую Россию, чтобы строить новое общество. Съемки документального фильма проходили в деревне Новая Лава Ульяновской области, где швейцарские переселенцы основали сельскохозяйственную коммуну «Солидарность», чтобы доказать эффективность коллективных методов хозяйствования.

Швейцарцы закупили самое передовое по тем временам оборудование для обработки земли и заготовки кормов. Однако эксперимент не удался, спустя четыре года коммунары переехали ближе к Москве, оставив всю технику местному губсельтресту. Печь, которую еще тогда смастерили швейцарцы, чтобы спасаться от русских морозов, уцелела и на момент проведения съемок была в рабочем состоянии. Жители села Новая Лава до сих пор ухаживают за могилами родителей Платтена и искренне удивляются, зачем швейцарцы  приехали в голодную Россию: «Видимо, люди были необыкновенные… думали не о себе, а о будущем всего человечества»20.

В 1937 году арестовали и расстреляли, обвинив в шпионаже, жену Платтена Берту, а в 1938-м отправили в лагерь и его самого. Формально - за незаконное хранение оружия (у него был маузер). В фильме цитируются письма Фридриха из лагеря Липово в Архангельской области: «Буду стараться хорошей работой сократить свой срок заключения»21, просил теплую одежду, был тяжело болен и истощен.

Спустя несколько лет бывший лагерный конвоир прислал сыну Платтена письмо, в котором признался, что в 1942 году, следуя устному приказу своего начальника, вывел Фридриха за ограждение лагеря и расстрелял в кустах, ведь тот из-за болезни уже не мог работать. Платтен был посмертно реабилитирован, однако место его гибели и захоронения определить так и не удалось. В очередной раз подтвердилась мысль о том, что революция пожирает своих детей.

Генеральная стачка 1918 года: как «швейцарцы все вместе заглянули в пропасть гражданской войны и в ужасе отшатнулись от нее»22

В истории Швейцарии ХХ века был момент, когда она была близка к гражданской войне. Страх перед российским сценарием развития событий побудил швейцарские власти применить насилие - армию против невооруженных рабочих, которые вышли на забастовку. 

Швейцария сохраняла нейтралитет в Первой мировой войне, однако ситуация в Европе все равно отразилась на жизни швейцарцев. Бедные слои общества находились в тяжелейших условиях: многие семьи потеряли своих основных кормильцев, потому что в Конфедерации была объявлена мобилизация. Рабочие стали солдатами, не получив при этом никакого денежного содержания. Продуктов на всех не хватало, начался острый дефицит самого необходимого, особенно пострадал италоязычный кантон Тичино, где  весной 1918 года голодные рабочие разграбили молочные склады23.

Еще в начале 1918 года ведущие швейцарские социал-демократы и профсоюзные деятели основали так называемый «Ольтенский комитет», который к ноябрю начал планировать генеральную стачку. В Цюрих и Берн были стянуты кавалерия и пехота. Однако это не остановило протестующих, а, напротив, придало решимости: 9 ноября 1918 года в 19 промышленных городах Швейцарии рабочие и служащие объявили забастовку и не вышли на работу, а 12 ноября была объявлена всеобщая национальная стачка, в которой приняли участие порядка 250 тыс. рабочих.

В большинстве городов все проходило мирно, но в Гренхене (кантон Золотурн) в результате столкновений бастующих с военными погибли три человека, что вызвало огромный резонанс и, по мнению многих, поставило Конфедерацию на грань гражданской войны. «Ольтенский комитет», опасаясь кровавой бойни, призвал к окончанию стачки.

Эта драматичная ситуация отражена в документально-игровом проекте общественного телевидения Швейцарии «Генеральная стачка 1918 года - Швейцария на грани гражданской войны» (нем. «Generalstreik 1918 - Die Schweiz am Rande eines Bürgerkrieges»). И хотя посвящена кинолента событиям швейцарской истории, образ России играет в ней важную роль.

События в России режиссер Даниэль фон Аарбург не реконструирует, они предстают в высказываниях историков и сопровождаются хроникальными кинокадрами. Роберт Гримм, руководитель «Ольтенского комитета», резко критикует действия большевиков в России, называя их власть «диктаторским режимом» и заявляя, что на совести Ленина и его соратников тысячи смертей24.

Слова Гримма подкреплены кинохроникой, жестокими натуралистичными кадрами расстрелов. Воспроизведенные друг за другом, эти сцены способны убедить зрителя в особой жестокости коммунистов. Вероятнее всего, такие кадры важны для режиссера, потому что помогают объяснить мотивацию официальных властей Швейцарии: и Президент Феликс Калондер, и командующий швейцарской армией Ульрих Вилле говорят в фильме о том, что коммунистическую революцию нужно задушить в зародыше любой ценой.

По мнению властей, насилие по отношению к протестующим оправдано тем, что помогает избежать еще большего насилия. Решение об использовании армии против рабочего движения продиктовано страхом перед российским сценарием развития событий, тем более что в Германии к тому моменту уже свергли кайзера Вильгельма II и многие боялись цепной реакции, которая вовлечет в революционный процесс всю Европу.

Если рассматривать только ближайшие последствия всеобщей стачки, можно сказать, что протестующие потерпели полное поражение. Однако в исторической перспективе, как высказались эксперты в фильме, именно генеральная стачка 1918 года привела страну к нынешнему процветанию и социальному равновесию. Самые важные требования «Ольтенского комитета» спустя время были выполнены: в парламенте социалисты укрепили свои позиции, рабочая неделя сократилась на 11 часов и стала 48-часовой, была утверждена пенсия по старости и потере кормильца. 

Дипломатические отношения между СССР и Швейцарской Конфедерацией: полный разрыв на 23 года

После Октября 1917 года Швейцария официально не признала Советскую Россию, но отношения при этом прерваны не были, наступила выжидательная пауза. Всеобщая стачка не прошла бесследно. В начале 1918 года в Швейцарию прибыл Ян Берзин, посол Советской России, однако 12 ноября того же года он и советская миссия в полном составе были высланы из Швейцарии, их обвинили в ведении революционной пропаганды. Власти подозревали, что советские большевики связаны с «Ольтенским комитетом» и участвовали в организации стачки, а значит, будут и дальше подстрекать швейцарских рабочих к свержению существующего строя. Установленные де-факто несколько месяцев назад дипломатические отношения оборвались.

30 декабря 1922 года было основано новое государство - Союз Советских Социалистических Республик, большевики стремились расширить свое влияние, выстроить экономические и политические отношения с европейскими странами.

В это время по инициативе Великобритании, Франции и Италии для подготовки мирного договора с Турцией и установления режима мореходства в Черноморских проливах была созвана международная конференция, проходила она в швейцарской Лозанне в 1923 году.

Подготовка советских дипломатов к этой конференции велась под руководством Ленина. На первом этапе обсуждения советскую делегацию возглавлял Георгий Чичерин, на втором - советский полпред в Италии Вацлав Воровский. Однако 10 мая 1923 года произошла трагедия. Около девяти часов вечера Воровского застрелили в ресторане отеля «Сесиль», где проживала советская делегация. Двух его спутников, тоже дипломатов, ранили. Этим событиям, а также их последствиям посвящен документальный фильм Хелен Штели Пфистер «Дело Конради» (нем. «Die Affäre Conradi»).

Убийца даже не пытался скрыться, более того, заявил, что сделал доброе дело, поскольку большевики погубили Россию. Позже стало известно, что это Морис Конради, бывший белогвардейский офицер. Он провел детство и юность в Санкт-Петербурге, где его дед, выходец из Швейцарии, основал шоколадную фабрику «М.Конради», которая к 1917 году стала одним из крупнейших кондитерских предприятий Российской империи.

В 1918 году большевики национализировали фабрику, дядю Мориса расстреляли, а отец умер от побоев и голода в тюрьме, сам же Морис вынужден был бежать в Швейцарию, где под руководством Аркадия Полунина и организовал убийство советского дипломата Воровского.

Это убийство стало причиной разрыва дипломатических отношений между Россией и Швейцарией на 23 года - с 1923 по 1946 год. Однако кинолента Хелен Штели Пфистер - не только историческое исследование, но и попытка создать психологический портрет главного виновника трагедии, а также философски осмыслить причинно-следственные связи в историческом процессе. Это фильм о том, как насилие порождает лишь еще большее насилие, и остановить этот маховик бывает крайне сложно.

После убийства Воровского Конради даже не пытался скрыться с места преступления. По свидетельствам очевидцев, он отдал пистолет метрдотелю, объявил себя новым Вильгельмом Теллем, назвал убийство актом возмездия, говорил, что хочет освободить Европу и весь мир от коммунистической заразы. «Нет невиновных среди тех, кто поддерживает этот режим», - приводятся в фильме слова Конради25.

На самом деле разрыв дипломатических отношений между странами произошел не столько из-за действий одного человека, сколько из-за реакции швейцарского общества: официальные извинения Советской России не были принесены, убийство квалифицировали как частное, а не политическое, а суд присяжных оправдал убийцу и его сообщника, отпустив Конради и Полунина на свободу. Советской же стороной процесс был расценен как политический, направленный на дискредитацию страны, а оправдательный приговор - как вопиющее оскорбление.

Стоит отметить стремление режиссера фильма к объективной оценке событий. Так, юрист Анетта Гарач высказывается в фильме критично и жестко. После изучения материалов дела она пришла к выводу о том, что уголовный процесс в 1923 году велся с многочисленными нарушениями, максимально предвзято, а оправдательный приговор убийце противоречил нормам швейцарского права.

В ходе десятидневных слушаний перед присяжными выступило около 70 свидетелей преступлений коммунистов, то есть фактически вместо разбирательства по конкретному делу шел суд над большевизмом и «красным террором». И согласно вынесенному вердикту, Конради признали «действовавшим под давлением обстоятельств, проистекших из его прошлого»26. Это был чисто политический процесс, который не имел ничего общего с правосудием, потому что опирался не на законодательство, а на эмоции участников27.

Только результаты Второй мировой войны пробудили интерес Швейцарии к восстановлению дипломатических отношений с могущественной державой-победительницей. Но в июне 1945 года советское радио обвинило Швейцарию в том, что она плохо обращается с интернированными советскими солдатами, которые находятся на ее территории в специальных лагерях для перемещенных лиц. Кроме того, власти Конфедерации якобы препятствуют их возвращению на родину.

Однако швейцарская сторона увидела в этой ситуации возможность наладить отношения. Макс Птипьер в то время был руководителем Федерального департамента иностранных дел Швейцарии, а позже трижды становился Президентом Конфедерации. Именно он пригласил советскую делегацию в Швейцарию, чтобы она на месте ознакомилась с ситуацией.

27 июня 1945 года делегация СССР под руководством генерала Александра Вихорева прибыла в Швейцарию. Генерал лично посетил лагеря, и уже в августе более 7 тыс. интернированных советских граждан выехали в СССР, но в то же время около 100 человек наотрез отказались возвращаться.

Для восстановления дипотношений с СССР Швейцарии пришлось пойти на серьезные уступки. Советская сторона требовала выдать советского инженера Владимира Новикова, который попал в плен к немцам в 1942 году, смог бежать и добраться до Швейцарии, а также летчика Геннадия Кочетова и еще шестерых интернированных, которые возвращаться отказывались.

Их насильственная выдача была явным нарушением международного гуманитарного права, поскольку их участь на родине была всем очевидна. Последовал отказ. Но советская сторона усилила давление и взяла под стражу пять швейцарских дипломатов. После этого власти Конфедерации уступили.

Переговорный процесс начался в сентябре 1945-го, а обмен нотами произошел только 18 марта 1946 года в Белграде, когда после 23-летнего перерыва дипломатические отношения между СССР и Швейцарской Конфедерацией были восстановлены.

Изложенные факты мало известны широкому кругу зрителей и читателей, но важны для объективного понимания прошлого взаимоотношений между странами. Они могут дать лучшее представление о том, с чем можно столкнуться, выстраивая отношения сейчас. Тем более что историю, как показывают документальные фильмы, в Швейцарии хорошо помнят.

 

 

1Видеофрагмент спектакля «Цюрих - Петроград, билет в один конец» // https://www.swissinfo.ch/rus/multimedia//43101482# (дата обращения: 15.03.2024).

2Там же.

3Клот Л. Цюрих - Петроград, билет в один конец // https://www.swissinfo.ch/rus/multimedia//43101482# (дата обращения: 15.03.2024).

4Швейцарцы отмечают 725-ю годовщину основания Конфедерации // ТАСС. 01.08.2016 // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama
/3500488 (дата обращения: 15.05.2024).

5Goehrke С. Die Auswanderung aus der Schweiz nach Russland und die Russlandschweizer: eine vergleichende Forschungsbilanz. 1998. S. 305.

6Ibid.

7Ibid.

8Ibid.

9Росселло Р. Документальный фильм «1918. Бегство из России». 2018.

10Там же.

11Судьбы швейцарских колоний в Северном Причерноморье и Крыму. Сборник статей / Под науч. ред. Симонато Е. и Ивановой И. СПб.: СВЕТ, 2019. С. 5-7.

12Шишкин М. Русская Швейцария: литературно-исторический путеводитель. М.: АСТ; Астрель, 2012 // https://www.litmir.me/br/?b=175230 (дата обращения: 24.03.2024).

13Семашко Н.А. Воспоминания старого большевика / Под ред. Елизаровой А.И., Кона Ф. М.: Молодая гвардия, 1930 // URL: https://docplayer.ru-/55537519-N-semashko-klochki-vospominaniy.html (дата обращения: 24.03.2023).

14Бокслер Р., Петров И.А. Как швейцарский Цюрих ощутил дым красного терроризма // SWI swissinfo.ch. 2017 // URL: https://www.swissinfo.ch/-rus//45326054 (дата обращения: 25.03.2023).

15Кавалли А. Бунтарка от медицины: как Надежда Суслова стала первой женщиной-врачом в России // Forbes.ru. 2021 // URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/420609 (дата обращения: 25.03.2024).

16Шишкин М. Указ. соч.

17Degen B., Richers J. Zimmerwald und Kiental. Weltgeschichte auf dem Dorfe. Zurich: Chronos, 2015.  279 s.

18Ibid.

19Пфистер Х. Документальный фильм «Эпоха революций и судьба Фрица Платтена». 2014.

20Там же.

21Там же.

22Андина М. Генеральная стачка 1918 года и ее последствия для Швейцарии // SWI swissinfo.ch. 2018 // URL: https://www.swissinfo.ch/rus/politics-//44497312 (дата обращения: 10.04.2024).

23Там же.

24Аарбург Д. Документальный фильм «Генеральная стачка 1918 года - Швейцария на грани гражданской войны». 2018.

25Пфистер Х. Документальный фильм «Дело Конради». 2015.

26Там же.

27Die Affäre Conradi - Der Attentäter, Russland und die Schweiz // https://www.srf.ch/play/tv/dok/video/die-affaere-conradi---der-attentaeter-russland-und-die-schweiz?urn=urn:srf:video:6b5aa11c-8944-4a8d-9b87-27b207d8fced (дата обращения: 15.05.2024).