6 января 2025 года начался очередной судебный процесс над бывшим Президентом Франции Николя Саркози, которого на этот раз обвиняют в незаконном финансировании его президентской кампании 2007 года, организации преступного сообщества, сокрытии финансовых средств, приобретенных преступным путем, а также в коррупции и отмывании денег. Приговор, возможно, будет вынесен в конце сентября 2025 года. В случае обвинительной сентенции политику грозит до десяти лет тюрьмы и до 375 тыс. евро штрафа.

При этом еще в марте 2018 года на основании ставшей достоянием общественности «критической массы» информации о закулисных отношениях окружения Саркози с режимом Каддафи французские правоохранители начали уголовное расследование в отношении «гиперактивного Сарко» по подозрению в «пассивной коррупции». В 2020 году собранные улики позволили выдвинуть против бывшего Президента Франции обвинение в «создании преступного сообщества». 6 октября 2023 года политика, слишком активно и не всегда законно интересовавшегося ходом начатого в отношении него расследования, заподозрили в подкупе свидетеля. На настоящий момент в формулировке обвинения, выдвинутого Николя Саркози, помимо всего вышеперечисленного, прямо фигурирует «создание коррупционного пакта с Муаммаром Каддафи».

События, которые легли в основу уголовного дела, происходили в период с сентября 2005 года по март 2007-го. Николя Саркози занимал тогда пост государственного министра, министра внутренних дел и обустройства территории в правительстве Жана-Пьера Раффарена. Ключевыми эпизодами судебного рассмотрения являются контакт Саркози с Каддафи в формате «тет-а-тет» 6 октября 2005 года; последовавшие за ним секретные переговоры доверенных лиц французского политика с высокопоставленными представителями ливийского режима, на которых, по версии обвинения, была достигнута договоренность о финансировании в размере 50 млн евро Муаммаром Каддафи предвыборной кампании кандидата Саркози на президентских выборах 2007 года во Франции; и, наконец, сам факт получения французским политиком указанных денежных средств из-за рубежа с последующим их использованием на электоральные цели.

В ноябре 2004 года Николя Саркози был избран председателем правящей партии «Союз за народное движение» и с этого момента стал рассматриваться в качестве одного из наиболее вероятных кандидатов от голлистов на президентских выборах 2007 года. При этом у него были весьма непростые отношения с фактическим лидером партии - Президентом Жаком Шираком.

В августе 2005 года в ходе одной из своих конфиденциальных бесед в Посольстве США в Париже Саркози доверительно поделился с американским послом Крэйгом Робертсом Стэплтоном своими планами въехать в 2007 году в Елисейский дворец1 (официально Николя Саркози вступил в президентскую гонку только в ноябре 2006 г.). Для реализации задуманного политику нужны были ресурсы, неподконтрольные Жаку Шираку, который, в свою очередь, видел следующим Президентом Франции действующего премьер-министра Доминика де Вильпена.

«Это немыслимо, чтобы я просил у Каддафи денег при том, что я его никогда не видел. Я впервые в жизни приехал в Ливию… Муаммар Каддафи говорит только по-арабски и переводчики не оставляли нас ни на секунду… И я буду просить финансирования моей кампании?! Это просто гротеск! Мне противно отвечать на такие вопросы!»2 - заявил бывший Президент Франции, отвечая на прямой вопрос судьи 21 января 2025 года. Однако выявленные следствием факты вполне оправдывают такого рода предположения.

В качестве подозреваемых по делу о незаконном получении кандидатом Саркози денежных средств от ливийского диктатора также начали давать показания 13 представителей ближайшего окружения экс-президента Франции, из которых ключевую роль в этом коррупционном скандале сыграли Клод Геан, который в начале нулевых годов был директором кабинета Николя Саркози; Брис Ортефё, на тот момент министр по делам местного самоуправления, а также Эрик Воэрт, казначей партии «Союз за народное движение», которому тогда был доверен еще и портфель госсекретаря по реформе государства.

На скамье подсудимых оказались также профессиональные «посредники», или «торговцы влиянием», из которых первую скрипку в налаживании закулисных контактов с режимом Каддафи сыграл Зиад Такиеддин, на его личности имеет смысл остановиться подробнее.

В большую французскую политику «бизнесмен» ливанского происхождения впервые оказался вовлечен в 1994 году, когда его личные связи в правительственных кругах Пакистана и Саудовской Аравии стали востребованы окружением премьер-министра Франции Эдуара Балладюра для организации продажи военных фрегатов Эр-Рияду и подводных лодок Исламабаду («дело Карачи»).

Э.Балладюр выставил свою кандидатуру на президентских выборах 1995 года, и «комиссионные», которые пакистанцы и саудиты через З.Такиеддина передавали французским чиновникам (в том числе Тьерри Гоберу - тогда личному советнику министра по вопросам бюджета Николя Саркози), шли на незаконное финансирование предвыборной кампании премьер-министра.

15 июня 2020 года французский суд приговорил Тьерри Гобера и Зиада Такиеддина к пяти годам тюремного заключения по «делу Карачи»3.

В преступном финансировании президентской кампании Николя Саркози 2007 года Такиеддин, по версии следствия, сыграл аналогичную роль - вел закулисные переговоры о параметрах коррупционной сделки с шефом ливийской военной разведки Абдаллой Сенусси, а затем помогал доверенным лицам Саркози обналичивать полученные от Каддафи деньги в Швейцарии.

В политических и научных кругах России до последнего времени было принято воспринимать «слухи» о финансировании ливийским полковником избрания Николя Саркози на пост Президента Франции либо как нечистоплотные попытки недоброжелателей нанести урон репутации французского политика, либо и вовсе как потуги сумасшедших сторонников теории заговора. Видимо, по этой причине нам не удалось найти ни одного отечественного исследования, целенаправленно посвященного данной теме.

Этот сюжет, впрочем, упоминает российский специалист по истории современной Франции Т.В.Зверева, однако и она делает это весьма осторожно: «Версия о том, что Саркози использовал средства Каддафи на свою избирательную кампанию, а потом начал войну, чтобы «замести следы», полностью опровергнута не была и продолжала циркулировать в некоторых французских СМИ»4.

При этом во Франции за последние десять лет опубликованы и получили широкий общественный резонанс результаты детальных журналистских расследований на сей счет, предпринятых Фабрисом Арфи, Карлом Ласком5, Катрин Грасье6, Жаном-Кристофом Нотэном7 и др. Следует также назвать книгу журналистки Дельфины Минуи8, в основу которой легло сенсационное интервью, взятое ею у Муаммара Каддафи в марте 2011 года.

Отдельного внимания заслуживают мемуары Зиада Такиеддина9, который под тяжестью выдвинутых против него обвинений также присоединился к обличителям Николя Саркози. Кроме того, в июне 2011 года экс-супруга ливанца в качестве мести бывшему мужу отнесла во французскую полицию личный архив профессионального лоббиста, многие документы которого сегодня официально приобщены к доказательной базе обвинения.

Наконец, 8 января 2025 года на экраны Франции вышел документальный фильм, повествующий о финансировании Муаммаром Каддафи избирательной кампании Николя Саркози 2007 года. Работа журналиста Янника Кергоа под названием «Никто в этом ничего не понимает» («Personne n’y comprend rien») имеет большой коммерческий успех и уже успела стать фактором общественного давления на ход судебного разбирательства.

Цель данной статьи - познакомить российскую аудиторию с подробностями этого политического скандала, иллюстрирующего не только и не столько моральные качества Николя Саркози и его ближайшего окружения (вина обвиняемых на момент написания настоящей статьи еще не доказана), сколько в целом степень коррупционной деградации политического режима Пятой республики, который многие до сих пор продолжают считать образцом демократического государственного устройства.

Незаконное финансирование политической деятельности - обычная французская практика

Финансирование президентских кампаний регулируется во Франции принятым еще при Шарле де Голле (6 ноября 1962 г.) законом 62-1292 «О выборах Президента Республики прямым всеобщим тайным голосованием». Легендарный основатель Пятой республики, осознавая монархический размах полномочий созданного им института французского президентства, позаботился о том, чтобы во главе столь мало подверженной «сдержкам и противовесам» властной пирамиды оказывался демократически избранный политик. Для этого было необходимо законодательно обеспечить «финансовое равенство» всех претендентов на «елисейский трон».

Согласно Пункту 5 Статьи 3 действующей версии данного закона, государство предоставляет каждому кандидату сумму в 153 тыс. евро. При этом Республика компенсирует всем кандидатам 4,75% от их итоговых электоральных расходов, а тем, кто набрал в первом туре более 5%, - почти половину (47,5%).

Помимо государственного, закон предусматривает возможность привлечения кандидатом частного финансирования. При этом с 1995 года во Франции запрещено участие юридических лиц в финансовой поддержке претендентов на президентское кресло, а взносы от физического лица в пользу одного кандидата в сумме не могут превышать 4600 евро. С 2017 года перечислять деньги на президентские кампании во Франции имеют право только граждане страны.

Несмотря на суровость закона, во Франции его нарушали практически всегда10 - достаточно вспомнить скандалы «Urba-Gracco» по финансированию президентской кампании Франсуа Миттерана 1988 года11 или откровения «носителя чемоданов с наличностью» Робэра Буржи12 о 10 млн долларов, переданных пятью африканскими диктаторами на избрание Жака Ширака Президентом Франции в 2002 году.

Николя Саркози впервые оказался вовлечен в финансовые водовороты большой французской политики в ходе президентской кампании 1995 года, когда был главой предвыборного штаба премьер-министра Эдуара Балладюра. Как следует из материалов «дела Карачи», в 1994 году с одобрения Саркози (на тот момент министра бюджета) в Люксембурге была создана подставная фирма «Heine SA», через счета которой фигуранты «дела Карачи» перевели во Францию 33 млн евро незаконных «комиссионных» политическим лоббистам.

В ходе президентской кампании 2007 года, помимо «трека Каддафи», Саркози и его окружение также в обход закона привлекали для реализации своих политических задач средства крупного французского бизнеса. Так, в 2013 году Францию потряс скандал, в ходе которого выяснилось, что в 2007 году Николя Саркози получил 150 тыс. евро наличными от крупнейшего акционера концерна «Groupe L’Oréal» Лилиан Бетанкур («дело Бетанкур»).

30 сентября 2021 года парижский Суд высшей инстанции вынес приговор по «делу Бигмалион», признав Николя Саркози виновным в незаконном финансировании его кампании 2012 года, в ходе которой он пытался переизбраться на второй президентский срок (в настоящее время Саркози пытается обжаловать это решение).

Таким образом, гипотеза о причастности Муаммара Каддафи к незаконному предоставлению финансовых средств на нужды президентской кампании Николя Саркози в 2007 году не представляется сверхъестественной ни с точки зрения распространенной во Франции коррупционной политической практики, ни с учетом уже доказанных криминальных эпизодов в биографии самого «гиперактивного Сарко».

Неофициальная поездка доверенного лица Саркози в Ливию в 2005 году

30 сентября 2005 года директор кабинета главы МВД Франции Николя Саркози Клод Геан прибыл в Триполи для подготовки возможного визита своего шефа в Ливию. Он прилетел один, без протокольного сопровождения, при этом роль Посольства Франции в Ливии ограничилась лишь его встречей и проводами в аэропорту.

О негласном посещении Клодом Геаном в 2005 году Триполи стало известно благодаря секретной записке, подготовленной для окружения Николя Саркози Зиадом Такиеддином, которая была среди документов личного архива лоббиста. Ее содержание дает достаточное представление о целях и характере этой поездки:

«Секретно. Визит министра 6 октября 2005 г… Кроме того, необходимо, чтобы директор кабинета осуществил подготовительный визит с тем, чтобы проработать официальную повестку дня переговоров. Целью будет заверить [ливийские] власти в содержательной ценности предстоящих переговоров, сделав акцент на проблематике безопасности границ, координации усилий по борьбе с международным терроризмом и незаконной миграцией…

Данный подготовительный визит выходит за рамки обычной дипломатической практики. В этой связи он должен состояться в условиях секретности. В этих целях было бы предпочтительно, чтобы директор кабинета предпринял поездку один и «без фанфар». Это создаст более благоприятные условия для прямого обсуждения другого важного сюжета…

Необходимо также, чтобы коммерческая составляющая предстоящего визита никак не фигурировала в ходе официальных подготовительных мероприятий»13.

Поставленная Клоду Геану задача состояла, таким образом, в проработке повестки дня запланированного визита Саркози в Ливию с акцентом на некий «важный неофициальный трек». Однако дело существенно осложнялось тем, что собеседником французскому чиновнику ливийцы определили директора службы военной разведки Джамахирии Абдаллу Сенусси, которого в 1999 году французское правосудие заочно приговорило к пожизненному заключению за организацию теракта на борту авиарейса UTA 772 19 сентября 1989 года, унесшего жизни 177 человек, в том числе 54 французов.

Встреча с находящимся в международном розыске террористом была для французов весьма рискованным шагом. В то же время Николя Саркози понимал, что достижение успеха в «параллельной повестке» его переговоров с ливийским режимом невозможно без прямого общения с Муаммаром Каддафи, и, чтобы добиться рандеву с Лидером Революции, ему пришлось пойти на все условия ливийской стороны.

При этом с сугубо протокольной точки зрения вероятность личной встречи Саркози с Каддафи стремилась к нулю. Согласно общепринятой практике, Лидер Революции как глава государства не обязан был принимать «непрофильного» (не иностранных дел) французского министра, и обостренная щепетильность полковника в такого рода вопросах была общеизвестна. Клод Геан должен был убедить Абдаллу Сенусси в том, что сюжет, который намерен затронуть министр Саркози в личной беседе с главой Джамахирии, действительно достоин внимания ливийского лидера.

Зиад Такиеддин, со своей стороны, провел с Абдаллой Сенусси закулисную дипломатическую работу, по итогам которой получил от шефа ливийской разведки предварительные заверения в готовности помочь организовать личную встречу Саркози с Каддафи в формате «тет-а-тет». Взамен Сенусси просил, чтобы Саркози посодействовал снятию с террориста всех обвинений во Франции - ливиец оказался болен раком и ему срочно была нужна въездная виза для лечения во французском госпитале.

Николя Саркози принял решение дать такое обещание, и Клод Геан прилетел в Триполи, имея полномочия заверить Сенусси в том, что Саркози лично займется его вопросом «сразу после его избрания Президентом Франции». А в этом «гиперактивному Сарко» должен был помочь Муаммар Каддафи.

Беседа Саркози с Каддафи в формате «один на один»

6 октября 2005 года уже лично Николя Саркози прибыл в Триполи с рабочим визитом. Официальной целью поездки было заявлено укрепление франко-ливийского сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом и нелегальной иммиграцией.

«Государственный министр в сопровождении делегации высокопоставленных лиц национальной полиции совершил краткосрочный визит в Триполи 6 октября 2005 года.

Николя Саркози принял его ливийский коллега Наср аль-Мабрук. Состоялись беседы с директорами управлений полиции. Затем его сопроводили на встречу с Лидером Революции…

После встречи состоялась беседа в формате «тет-а-тет». Визит закончился посещением той части резиденции Лидера, которая была разбомблена американцами»14 - читаем в шифротелеграмме посла Франции в Ливии Жана-Люка Сибиюда TD 464 от 9 октября 2005 года.

«Николя Саркози был принят полковником Каддафи сначала в расширенном формате с участием основных членов делегации с обеих сторон, в том числе меня… Затем Каддафи и Саркози имели беседу, которая длилась, как мне кажется, в два раза дольше, чем официальная общая часть, и на которой присутствовали только переводчики»15 - свидетельствуют материалы допроса Ж.-Л.Сибиюда.

Переводчики, о которых говорит посол, - это Мофтах Миссури с ливийской стороны и «Мадам Йолла» (настоящее имя до сих пор засекречено МИД Франции) - с французской. Оба они были неоднократно допрошены французскими правоохранительными органами. «Мадам Йолла» отказалась сотрудничать со следствием, сославшись на «профессиональную тайну», тогда как Мофтах Миссури не только подробно изложил свою версию содержания беседы Саркози с Каддафи французским следователям, но и дал на сей счет многочисленные публичные интервью. Процитируем одно из них, данное 22 мая 2018 года журналистке программы «Cash Investigation» Элиз Люсэ на канале «France 2»:

«Миссури: Саркози сказал Лидеру Революции, что будет участвовать в президентских выборах. Лидер сказал: «Мы вам поможем».

Люсэ: Что значит «поможем»?

Миссури: В окружении Лидера было такое понятие - «политическая помощь». Это означало дать денег. И мы помогли Саркози. Это чистая правда!»16

Свидетельства клана Каддафи

Муаммар Каддафи до последней возможности избегал перевода скандала с Саркози в публичную плоскость, полагая, что наличие коррупционной тайны в его отношениях с действующим Президентом Франции является наилучшей гарантией его личной безопасности среди уже вовсю бушующих волн «арабской весны».

Расчет Лидера Революции оказался ошибочным: 10 марта 2011 года Париж лицемерно признал им же созданный ливийский Национальный переходный совет, объединивший оппозиционные режиму Каддафи силы, «законным представителем ливийского народа»17.

В ответ Ливия через свое национальное новостное агентство «Jamahiriya News Agency» (JANA) опубликовала официальное заявление: «Как нам стало известно, в скором времени раскрытие большого секрета приведет к падению Саркози, а именно к приданию его суду за преступление, связанное с финансированием его предвыборной кампании»18.

Президент Франции, в свою очередь, тут же «озаботился» проблемами демократии и прав человека в Джамахирии. «Чтобы положить конец новым страданиям ливийского народа, Муаммар Каддафи и его клика должны уйти»19, - заявил он в совместном письме с премьер-министром Великобритании Д.Кэмероном, адресованном 10 марта 2011 года председателю Евросовета Х. Ван Ромпею.

Понимая, что больше уже нет никакого смысла держать козыри в рукаве, Лидер Революции сообщил агентству JANA свой обещанный секрет: «Это я помог Саркози прийти к власти. Я дал ему денег до того, как он стал президентом. Он приехал сюда, пришел в мою палатку. Он был тогда министром внутренних дел. Он попросил ему помочь. Сейчас, по-моему, он сошел с ума»20.

15 марта 2011 года Муаммар Каддафи дал упомянутое выше интервью журналистке газеты «Le Figaro» Дельфине Минуи, в котором вновь заявил о том, что финансировал президентскую кампанию Николя Саркози: «Мой дорогой друг Саркози обезумел. Это же я ему помог прийти к власти. Мы предоставили ему необходимое финансирование, чтобы он смог победить на выборах… Он пришел ко мне, вот в эту палатку. Он попросил у нас сумму. Ее ему передали. Для нас, для ливийцев, если Президент Французской Республики выиграет выборы благодаря нашим деньгам, - это выигрыш»21.

16 марта 2011 года старший сын Каддафи Сейф аль-Ислам в интервью журналисту телеканала «Euronews» Риаду Мюассу уже совершенно не сдерживал себя: «Прежде всего, Саркози должен вернуть деньги, которые он принял от Ливии для финансирования своей избирательной кампании. Это мы профинансировали его избрание, и у нас есть этому доказательства. Мы готовы все опубликовать. Первое, что мы требуем от этого клоуна, - это вернуть деньги ливийскому народу. Мы ему помогли, чтобы он действовал на благо ливийского народа. Он нас разочаровал. Отдайте нам наши деньги! У нас есть документы, подтверждающие все детали сделок. Мы в скором времени все опубликуем»22.

Война против Ливии как способ устранения свидетеля

Сразу после публичных заявлений отца и сына Каддафи о финансировании режимом Джамахирии избирательной кампании Николя Саркози в 2007 году французская дипломатия начала проявлять бешеную активность в ООН, добиваясь новой резолюции Совета Безопасности по Ливии.

17 марта 2011 года на основании франко-британского проекта была принята Резолюция 1973 СБ ООН, Пункт 4 которой уполномочил государства - члены Организации «принимать все необходимые меры» для защиты гражданского населения в Ливии, обеспечив тем самым Президента Франции необходимыми правовыми основаниями для начала силовых действий против Триполи.

Параллельно дипломатические миссии Пятой республики срочно начали зазывать в Париж лидеров государств на «Саммит в поддержку ливийского народа», целью которого было создать «коалицию желающих» воевать с Каддафи под началом Франции. В итоге 19 марта 2011 года в Париж прилетели Генсек ООН, лидеры стран - членов Лиги арабских государств, а также главы дипломатических ведомств США, Бельгии, Канады, Дании, Испании, Италии и Норвегии.

К удивлению иностранных гостей, Франция начала бомбить Ливию, даже не дождавшись окончания организованного ею международного форума. 19 марта 2011 года, в 12:30 по парижскому времени, началась операция военно-воздушных сил Франции под кодовым названием «Арматтан». Среди пораженных первыми ударами французской авиации целей сразу оказалась личная резиденция Муаммара Каддафи «Баб аль-Азизия».

Согласно информации, которую сообщил журналистке К.Грасье Зиад Такиеддин, в июле 2011 года ливийский диктатор, убедившись в серьезности намерений созданной Саркози международной коалиции, предпринял отчаянную попытку откупиться от своего французского «друга». Лидер Революции якобы попросил Такиеддина предложить Саркози «мир за деньги»23.

По словам «посредника», в Париже в модном баре «Fouquet’s» за месяц до падения Триполи от имени Президента Франции с ним неофициально встретился фигурант «дела Карачи» Тьерри Гобер24. В ходе беседы французская сторона выдвинула требование Муаммару Каддафи разработать Конституцию Ливии, а также заплатить один млрд долларов - «и война закончится».

Лидер Революции, в свободном распоряжении которого на тот момент уже не было таких финансовых средств, был вынужден отказаться от сделки. Судьба Каддафи, возомнившего себя кукловодом большой европейской политики, с этого момента была предрешена.

Каддафи убили французские спецслужбы?

В ходе боевых действий французы последовательно пытались реализовать опцию физического устранения лидера Джамахирии, хотя Резолюция СБ ООН 1973 не уполномочивала кого-либо казнить Муаммара Каддафи. Так, 30 апреля 2011 года Лидер Революции навещал с супругой семью своего младшего сына Сейфа аль-Араба и имел неосторожность сделать звонок с номера, переданного французским спецслужбам, вероятно, их сирийскими коллегами. В результате ракетного удара погибли сын и три внука Каддафи, а сам диктатор лишь по счастливой случайности успел покинуть район атаки.

Официальная версия смерти Муаммара Каддафи 20 октября 2011 года в окрестностях Сирта, согласно которой диктатор был убит ливийскими повстанцами, основана на содержании известного доклада неправительственной организации «Human Rights Watch»25, а также на кадрах любительских видео26, снятых участниками линчевания на камеры их мобильных телефонов. Оба источника не отвечают на главный вопрос: как именно погиб ливийский диктатор. Ответ на него не получится найти и путем эксгумации тела - убийцы позаботились о том, чтобы хорошо засекретить место захоронения Лидера Революции (под предлогом того, чтобы оно не стало местом массового паломничества каддафистов).

В то же время существует основанное на свидетельствах некоторых очевидцев мнение, согласно которому контрольный выстрел в голову Каддафи сделал кадровый офицер французской Службы внешней разведки (la Direction générale de la sécurité extérieure - DGSE), внедренный в ряды вооруженных отрядов ливийской оппозиции.

5 сентября 2012 года бывший премьер-министр ливийского переходного правительства и председатель Исполнительного совета оппозиционного Каддафи ливийского Национального переходного совета (НПС) Махмуд Джибриль в интервью египетскому телеканалу «Drem TV» сообщил: «Каддафи был убит иностранным агентом, внедренным в ряды революционеров»27.

30 сентября 2012 года бывший глава Службы внешней разведки НПС Рами эль-Обеиди в интервью британскому изданию «Daily Telegraph» заявил: «Французские спецслужбы сыграли непосредственную роль в убийстве Каддафи».

1 октября 2012 года французским журналистам Фабрису Арфи и Карлу Ласку удалось подробно поговорить с Р. эль-Обеиди об обстоятельствах смерти ливийского диктатора:

«Арфи: Вам было известно о присутствии спецназа и оперативных сотрудников других французских секретных служб в районе Сирта во время задержания Муаммара Каддафи?

Р. эль-Обеиди: Да, французский спецназ и оперативные сотрудники Службы внешней разведки Франции там были, равно как и представители спецслужб других государств.

Арфи: Знаете ли вы, это французский агент непосредственно убил Каддафи? Да или нет?

Р. эль-Обеиди: Да, Каддафи был убит непосредственно сотрудниками французских спецслужб.

Арфи: У вас есть какая-либо конкретная информация о личностях французских агентов, причастных к убийству Каддафи?

Р. эль-Обеиди: Нет. Такую информацию получить практически невозможно.

Арфи: Ливийская Служба внешней разведки, которую вы возглавляли, представила доклад о причастности Франции к убийству Муаммара Каддафи?

Р. эль-Обеиди: Да, но он подвергся цензуре. Политику ливийского Национального переходного совета тогда полностью контролировали Саркози и Эмир Катара. Я не знаю, существует ли этот доклад до сих пор.

Арфи: Какая из французских спецслужб совершила убийство?

Р. эль-Обеиди: Служба внешней разведки (DGSE).

Арфи: Считаете ли вы, что убийство Каддафи как-то связано с его угрозами разоблачить коррупцию вокруг Саркози?

Р. эль-Обеиди: Я в этом абсолютно уверен. Но это только одна из многих причин. Просто угроза пролить свет на президентскую кампанию Саркози 2006-2007 года стала той соломинкой, которая сломала спину верблюду»28.

Российские спецслужбы, судя по всему, никогда не сомневались в причастности французов к ликвидации Каддафи. Такой вывод можно сделать, например, на основании любопытного интервью Франсуа Фийона, опубликованного таблоидом «Society» в марте 2015 года. Политик, занимавший во время правления Саркози пост премьер-министра Франции, раскрыл содержание своего телефонного разговора с его российским визави В.В.Путиным, который состоялся «по горячим следам» гибели ливийского диктатора:

«Что касается ливийского дела, русские решили, что их предали. Мы получили от них «зеленый свет» в Совете Безопасности ООН, пообещав, что не будем ничего делать в Ливии, кроме бесполетной зоны, а все закончилось казнью Каддафи. Я вспоминаю весьма неприятный разговор с Путиным:

Путин: Я вам больше не верю… Вы меня один раз обманули, на этом все!

Фийон: Это неправда. Мы ограничились ударами по танковым колоннам.

Путин: Вы Каддафи убили!

Фийон: Мы не убивали Каддафи!

И тут он мне сделал целую презентацию: вот французские самолеты блокируют колонну Каддафи, вот силы спецназа действуют на месте… Даже если это не мы в конечном счете нажимали на курок, справедливости ради, должен признать, что все его аргументы были весьма убедительными»29.

«Неестественную активность» Франции во главе с Саркози в развязывании войны против Ливии Муаммара Каддафи отмечают практически все исследователи, которые так или иначе затрагивали данную тему. Кроме того, как видим, французы целенаправленно пытались уничтожить лидера Джамахирии в ходе боевых действий, хотя даже заклятые враги диктатора из ливийского Национального переходного совета настаивали лишь на придании его Международному суду.

Согласно свидетельству видных представителей ливийских оппозиционеров, Франция и Катар полностью контролировали, финансировали, вооружали, тренировали и снабжали «борцов за демократию» в Ливии и, соответственно, в случае заинтересованности вполне могли заставить своих протеже добыть им Каддафи живым.

Наконец, не вызывает сомнения факт массового присутствия французских военных и разведчиков в Сирте, в связи с чем взять под свой контроль либо оттеснить от места решающих событий ими же управляемую вооруженную оппозицию определенно не представляло для французов большого труда. Другими словами, у Франции были все возможности организовать поимку Каддафи нужным ей образом. Так оно, по-видимому, и произошло. Даже если предположить, что агенты DGSE непосредственно не стреляли в Каддафи, диктатор не дожил до суда (и не смог поведать миру о своих особых отношениях с Саркози) из-за намеренного попустительства французских спецслужб.

Отношения Франции с Ливией в период президентства Н.Саркози: от «медового месяца» к войне

С деньгами Каддафи или без, но 6 мая 2007 года Николя Саркози был избран Президентом Франции. Во франко-ливийских отношениях сразу началось небывалое потепление.

Так, 24 июля 2007 года Триполи неожиданно и без каких-либо предварительных условий согласился передать Парижу пять болгарских медсестер и одного медбрата, c марта 1999 года томившихся в застенках Джамахирии по обвинению в умышленном заражении 400 ливийских детей СПИД, - дело, которое до тех пор оказывалось не по плечу всей дипломатии Европейского союза.

На следующий день в Ливию с визитом прибыл Президент Николя Саркози. Крейг Стэплтон, в то время посол США во Франции, в своей депеше в Вашингтон емко сформулировал итоги этой поездки: «Получив ожидаемый политический эффект, способствовавший закреплению за Саркози имиджа человека, способного решать нерешаемые задачи, Президент Франции использовал свой визит в Ливию, состоявшийся 25 июля 2007 года сразу после освобождения шести болгарских медработников, для стимулирования экономических и торговых отношений с этой страной. Николя Саркози… явно надеется извлечь прибыль из начавшегося «медового месяца» с Каддафи»30.

Однако «медовый месяц» во франко-ливийских отношениях продлился недолго. К исходу первых двух лет правления «Сарко-американца» граждане Франции в полной мере ощутили на себе экономические последствия утраты национального суверенитета. Ю.И.Рубинский в своей книге «Франция. Время Саркози» рисует исчерпывающую картину ситуации, в которой находилась тогда экономика страны31. В 2009 году из-за затяжного экономического спада произошло резкое падение покупательской способности граждан. В тот же год более чем на 256 тысяч сократилось количество рабочих мест, что составило абсолютный антирекорд за весь период после Второй мировой войны. Проведенная в октябре 2007 года налоговая реформа TEPA существенно увеличила фискальную нагрузку на низкооплачиваемые и, следовательно, самые широкие слои французского населения. Не были устранены проблемы с миграцией, на решении которых была построена предвыборная программа Н.Саркози. Продолжился рост преступности в неблагополучных районах французских городов, конец которому также обещал положить «гиперактивный Сарко».

Кроме того, голлистский электорат, сделавший Николя Саркози президентом в 2007 году, к 2009 году уже полностью осознал, что его обманули и цинично предали. В апреле 2009 года Франция, с 1966 года в силу исторического решения Шарля де Голля сохранявшая оборонную автономию в Североатлантическом альянсе, вернулась в интегрированные военные структуры НАТО, а принятое Николя Саркози в 2008 году решение об увеличении вклада страны в натовские «антитеррористические усилия» в Афганистане обернулись для Франции более чем сотней гробов военных, гибель которых никак не была обусловлена интересами национальной безопасности.

1 декабря 2009 года усилиями «Сарко-европейца» в силу вступила лиссабонская версия договоров о Европейском союзе32, окончательно поставившая поезд евроинтеграции на рельсы создания федералистского супергосударства и навсегда покончившая с мечтами де Голля о «Европе наций» с Францией во главе.

Полагая внешнюю политику своей сильной стороной, Николя Саркози, поглощённый реализацией своего мертворожденного проекта «Союз для Средиземноморья», фактически «проспал» события «арабской весны». Дело дошло до того, что против его политики на арабском направлении выступил французский дипломатический корпус. 22 февраля 2011 года в газете «Ле Монд» было опубликовано коллективное письмо дипломатов «группы Марли»: «Политика, проводимая в отношении Туниса и Египта, определялась Президентом Республики без учета аналитических мнений наших посольств. Это из-за нее Бен Али и Мубарак были избраны в качестве «южных опор» Средиземноморья»33.

В результате, имея в июне 2007 года рейтинг популярности 63%, в мае 2009 года Президент Франции вызывал доверие уже только у 24% респондентов, тогда как 63% французов прямо заявляли, что «разочарованы» итогами его правления34. В период до 2011 года популярность Николя Саркози также находилась в свободном падении, что, впрочем, не мешало ему сохранять амбиции на переизбрание на второй срок в 2012 году.

В этой ситуации Николя Саркози решил, что за его политические просчеты вновь заплатит Муаммар Каддафи, который, кстати говоря, не спешил реализовывать оборонные контракты, заключенные в ходе упомянутого визита ливийского лидера в Париж в декабре 2007 года.

Таким образом, военная победа над ливийским режимом одним ударом должна была отвлечь французов от безрадостного созерцания дна экономической ямы, в которой они оказались, поставить точку под разговорами об «инертности» реакции Николя Саркози на события «арабской весны»; и, главное, задействовав ресурс НАТО, доказать правому электорату Франции, что навязанный им стране курс на сближение с США действительно вернул Париж в клуб мировых держав, решающих судьбы войны и мира если не на планете, то, по крайней мере, в Северной Африке. За такое «достижение» голлистский электорат вполне мог обеспечить Саркози в 2012 году въезд в Елисейский дворец на второй президентский срок.

«Непопулярный господин Саркози, у которого в будущем году президентские выборы, хочет показать избирателям, что все еще способен на лидерство» - писало в марте 2011 года издание «The Economist»35, реагируя на все более настойчивые призывы Президента Франции срочно защитить ливийский народ от «кровавого диктатора Каддафи».

«Африканское наступление Николя Саркози питается надеждой на успех в ограниченных конфликтах с большим международным резонансом за год до президентских выборов 2012 года»36, - диагностировала приблизительно тогда же Е.О.Обичкина.

Свидетельства «коррупционного пакта» Каддафи - Саркози

28 апреля 2012 года, между первым и вторым турами президентских выборов во Франции, когда Николя Саркози пытался переизбраться на второй срок в Елисейский дворец, интернет-портал «Медиапарт»37 опубликовал секретную записку, датированную 10 декабря 2006 года, подписанную директором Службы внешней разведки Джамахирии Муссой Куссой и адресованную директору кабинета Муаммара Каддафи Баширу Салеху. Документ38 содержал информацию об итогах секретных франко-ливийских переговоров по модальностям незаконного финансирования избирательной кампании Николя Саркози, которые состоялись сразу после описанного выше контакта тет-а-тет между французским главой МВД и Лидером Революции 6 октября 2005 года:

«В соответствии с инструкциями Бюро по связям Центрального народного комитета о необходимости поддержать президентскую кампанию Николя Саркози путем передачи ему суммы в 50 млн евро, сообщаем, что, ознакомившись с содержанием протокола беседы, состоявшейся 6 октября 2005 года, на которой с нашей стороны присутствовали директор Службы военной разведки [Абдалла Синуси] и распорядитель Ливийского фонда африканских инвестиций [Башир Салех] и господа Брис Ортефё и Зиад Такиеддин - с французской, в ходе которой была достигнута договоренность о сумме и модальности выплаты, настоящим подтверждаем наше принципиальное согласие касательно изложенного выше сюжета»39.

Кроме того, точно в день публикации «Медиапарта» в Дунае всплыл труп утонувшего при загадочных обстоятельствах бывшего министра нефтяной промышленности Джамахирии Шукри Ганема. При нем австрийская полиция обнаружила записную книжку со списком финансовых документов, которые он подписывал, находясь в должности, - в том числе сопроводительные письма к денежным переводам во Францию, которые также косвенно подтверждали факт финансирования в 2007 году президентской кампании Николя Саркози ливийским режимом.

30 апреля 2012 года Николя Саркози и его адвокат Тьерри Эрзог подали в суд на «Медиапарт», обвинив интернет-ресурс в «клевете и преступном использовании ложных документов». Проведенное расследование полностью подтвердило подлинность докладной записки Муссы Куссы. 30 мая 2016 года французский суд первой инстанции оправдал «Медиапарт» «за отсутствием состава преступления», Парижский кассационный суд и Кассационный суд высшей инстанции оставили оправдательный приговор в силе.

21 сентября 2011 года в Тунисе был задержан бывший генеральный секретарь Высшего народного комитета Ливийской Арабской Джамахирии (формальный глава исполнительной власти в каддафистской Ливии) Багдади Али аль-Махмуд. Для оппозиции он в не меньшей степени, чем Каддафи, олицетворял «ненавистный режим», и победители во внутриливийском гражданском конфликте потребовали от тунисских властей его выдачи. Официальный Тунис, однако, с ответом не спешил, понимая, какая судьба ожидает каддафиста на родине. В итоге тунисский суд приговорил Багдади Али аль-Махмуда к тюремному сроку за незаконное пересечение государственной границы.

26 декабря 2011 года премьер-министр Туниса Хамади Жебали пожаловался Президенту М.Марзуки на то, что ему постоянно звонят из Парижа, требуя выдачи Багдади Али аль-Махмуда ливийскому Переходному правительству и намекают, что в этом случае во франко-тунисских отношениях произойдет «значительное улучшение», особенно после переизбрания Николя Саркози на второй президентский срок в 2012 году.

Кроме того, премьер Туниса сообщил своему президенту, что Эмир Катара готов выплатить 10 млрд долларов за экстрадицию Багдади Али аль-Махмуда в Ливию. Данная беседа была записана на профессиональный диктофон, скрытно установленный на пиджаке Х.Жебали журналистом телеканала «Nessma». В январе 2012 года скрипт разговора на арабском языке был опубликован, а затем полностью переведен на французский язык тунисской интернет-платформой «Nawaat»40.

В апреле 2012 года Багдади Али аль-Махмуд заявил своим адвокатам, что решил поделиться с французским правосудием известными ему деталями коррупционного взаимодействия Парижа с Триполи.

В мае 2012 года усилиями адвокатов Багдади Али аль-Махмуда в распоряжении интернет-ресурса «Медиапарт» оказалась неофициальная копия протокола слушаний по делу бывшего ливийского премьера в тунисском суде, состоявшихся 25 октября 2011 года, в ходе которых, согласно протоколу, подсудимый сделал следующее заявление:

«В качестве премьер-министра я лично из Триполи курировал досье финансирования президентской кампании Николя Саркози. Деньги переправлялись через Швейцарию. Николя Саркози через различных посредников неоднократно выражал признательность за эту ливийскую помощь»41.

Действуя через адвокатов, «Медиапарту» удалось получить от Багдади Али аль-Махмуда подтверждение полученной Саркози от Каддафи суммы (50 млн евро), а также выяснить, что деньги были переданы наличными, что передача состоялась в январе 2007 года в переговорной комнате одного из отелей в Женеве и что в качестве доверенных «инкассаторов» с французской стороны выступили уже известный нам Клод Геан и Борис Бойон, тогда только что назначенный дипломатическим советником Саркози.

Однако для обращения с этой информацией во французские следственные органы требовалась заверенная тунисским судом официальная копия протокола слушаний по делу Багдади Али аль-Махмуда. 24 октября 2013 года член адвокатской команды, обеспечивавшей защиту Багдади Али аль-Махмуда в Тунисе, Мохамед Баккар передал копию следователю Центральной бригады по борьбе с коррупцией города Нантера42, и обвинения бывшего генерального секретаря Высшего народного комитета Ливийской Арабской Джамахирии в адрес Николя Саркози обрели статус свидетельского показания.

22 июня 2012 года офис известного парижского юриста Рено Рюимбеке посетил другой адвокат Багдади Али аль-Махмуда по имени Марсель Секкальди. Он сообщил, что 16 июня 2012 года его клиент официально изъявил желание сообщить правоохранителям Пятой республики известные ему подробности о финансировании режимом Каддафи президентской кампании Николя Саркози 2007 года. Ливиец обратился к Р.Рюимбеке с просьбой оказать содействие в налаживании сотрудничества с французским следствием.

Утром 24 июня 2012 года Багдади Али аль-Махмуд был тайно перевезен из тунисской тюрьмы в Морнагии в импровизированный пункт содержания заключенных на военной базе «Аль-Хадба» под Триполи. При этом выдача каддафиста его смертельным врагам была осуществлена в обход всех установленных тунисским законом процедур и спровоцировала громкий политический скандал, поскольку даже Президент Туниса Монсеф Марзуки узнал об экстрадиции Багдади Али аль-Махмуда только постфактум.

В 2015 году ливийский суд предсказуемо приговорил Багдади Али аль-Махмуда к смертной казни, однако в силу властной неразберихи, поразившей в этот период Ливию из-за нового обострения в стране внутреннего гражданского конфликта, каддафист казнен не был. 20 июля 2019 года его отпустили на свободу «по причине плохого состояния здоровья» и сейчас он проживает в ОАЭ. Не исключено, что Багдади Али аль-Махмуд также будет вызван в суд и заслушан в качестве свидетеля обвинения по делу Саркози - Каддафи.

 

В настоящей работе мы отразили лишь те сведения об этом крупном политическом скандале во Франции, достоверность которых вызывает, на наш взгляд, наименьшие сомнения. При этом автор статьи не берет на себя смелость обвинять в чем-либо бывшего Президента Французской Республики - в скором времени в этом вопросе квалифицированно разберется суд.

Но можно аргументированно утверждать, что незаконное финансирование президентских кампаний является распространенной политической практикой в Пятой республике, тогда как сам Саркози с 1994 года регулярно оказывался в эпицентре громких коррупционных скандалов. В этой связи выдвинутые против него в январе этого года новые серьезные обвинения не выглядят столь уж сенсационно.

Кроме того, неестественный и малообъяснимый с точки зрения национальных интересов Франции внешнеполитический активизм, проявленный Николя Саркози при развязывании им в 2011 году войны против режима Муаммара Каддафи, также может рассматриваться в качестве косвенного подтверждения наличия в отношениях французского президента с ливийским диктатором некой закулисной составляющей.

По замыслу Николя Саркози инициированная им бессмысленная война против Ливии должна была продемонстрировать французам геополитические преимущества проводимой им проамериканской и проатлантистской политики, которая, в его подаче, была способна вернуть Франции если не ее былое величие, то, по крайней мере, историческое доминирование в Северной Африке. Наградой за быструю победу над Джамахирией должно было стать переизбрание Саркози на второй президентский срок в 2012 году.

На деле «лавры» за военный разгром Каддафи у Франции оперативно перехватили американцы: первые французские авиабомбы упали на ливийскую территорию 19 марта 2011 года, в 17:45 по парижскому времени, а уже в 21:30 Соединенные Штаты начали собственную военную операцию в Ливии «Одиссея. Рассвет». В ночь с 19 на 20 марта 2011 года оперативное управление силами антиливийской коалиции, включая французскую авианесущую военно-морскую группу «Task Force 473», США без каких-либо предварительных консультаций с союзниками передали натовскому централизованному командованию на базе альянса в Рамштайне (ФРГ).

В то же время конфликт Саркози с Лидером Ливийской революции предсказуемо обернулся откровениями последнего о тайных отношениях, которые, по словам ливийского диктатора, связывали его с Президентом Франции. По нашему глубокому убеждению, именно подозрения в коррупционных связях с Триполи стали главной причиной поражения Саркози на президентских выборах во Франции 2012 года, что, по сути, поставило точку в его активной политической карьере.

Как известно, коррупция - это зло, которому человеческое общество, к сожалению, было одинаково подвержено во все исторические эпохи и при любых экономических формациях. Однако если преступление становится чуть ли не обязательным условием для восхождения на властный олимп, речь идет уже о системном кризисе политического режима. Таким образом, если в апреле этого года французский суд докажет факт финансирования Джамахирией предвыборной кампании Николя Саркози в 2007 году, это будет уже не только и не столько репутационным концом для неразборчивого в средствах политика, сколько свидетельством ошеломительной деградации качества хваленой французской демократии.

 

 

1Cables № 09PARIS410_а от 20.03.2009 // URL: https://wikileaks.org/plusd/cables/09PARIS410_a.html (accessed 17.01.2025).

2Biet G., Descours G. «Cela me salit de répondre à des questions pareilles», s’emporte l’ancien Président // https://rmc.bfmtv.com/actualites/police-justice/proces-sarkozy-ca-me-salit-de-repondre-a-des-questions-pareilles-s-emporte-l-ancien-president_AN-202501210086.html#:~:text=Les%20suites%20du,coprévenus%20s%27y%20trouvent (accessed 27.01.2025).

3Le Monde du 16 juin 2020.

4Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. М.: Канон-Плюс, 2014. 344 с. С. 281.

5Arfi F., Laske K. Avec les compliments du guide. Sarkozy-Kadhafi, l’histoire secrète. Edition mise à jour et augmentée. P.: Librairie Arthème Fayard / Pluriel, 2021. 600 p.

6Graciet C. Sarkozy-Kadhafi. Histoire secrète d’une trahison. P.: Seuil, 2013. 274 p.

7Notin J.-Ch. La vérité sur notre guerre en Libye. P.: Fayard, 2012. 583 p.

8Minoui D. Tripoliwood. P.: Grasset, 2011. 205 p.

9Takieddine Z. L’ami encombrant. P.: Edition Du Moment, 2012. 177 p.

10Péan P. La République des mallettes. Enquête sur la principauté française de non-droit. P.: Fayard, 2011. 450 p.; L’Empire qui ne veut pas mourir. Une histoire de la Françafrique. Essai collectif sous la direction de Borrel T., Boukari-Yabara A., Collombat B., Deltombe T.P.: Seuil, 2021. 875 p.

11Gaudino A. L’enquête impossible. P.: Albin Michel, 1990. 242 p.

12Bourgi R., Lejeal F. Ils savent que je sais tout: Ma vie en Françafrique. P.: Max Milo, 2024. 512 p.

13https://infographics.mediapart.fr/panoramiques/affaire-libyenne/assets/documents/premier-contact.pdf (accessed 17.01.2025).

14Arfi F., Laske K. Op. cit. Р. 33-34.

15Допрос Ж.-Л.Сибиюда судебным следователем 26 фев. 2014 г. Цит. по: Arfi F., Laske K. Op. cit. P. 33.

16https://www.francetvinfo.fr/societe/affaire/les-affaires-sarkozy/video-on-a-aide-sarkozy-et-cest-la-pure-verite-declare-lancien-interprete-du-colonel-kadhafi_2756539.html (accessed 17.01.2025).

17Le Figaro du 10 mars 2011.

18Arfi F., Laske K. Op. cit. P. 13.

19Lettre de MM. Nicolas Sarkozy, Président de la République, et Davide Cameron, Premier ministre du Royaume-Uni de Grande Bretagne et d’Irlande du Nord, adressée à M. Herman Van Rompuy, Président du Conseil européen, sur les mesures préconisées par la France et le Royaume Uni pour mettre fin aux violences en Libye, le 10 mars 2011 // URL: https://www.vie-publique.fr/discours/181482-lettre-de-mm-nicolas-sarkozy-president-de-la-republique-et-david-came (accessed 14.01.2025).

20Arfi F., Laske K. Op. cit. Р. 14-15.

21Minoui D. Op. cit. Р. 56.

22Graciet C. Op. cit. Р. 90.

23Graciet C. Ibid. Р. 271-273.

24Тьерри Гобер - коллега Н.Саркози по работе в мэрии Нейи-сюр-Сен (1983-1994 гг.), затем директор кабинета Н.Саркози в его бытность министром по вопросам бюджета (1994-1995 гг.) 15 июня 2020 г. осужден вместе с З.Такиеддином по «делу Карачи».

25http://www.hrw.org/reports/2012/10/16death-dictator-0 (accessed 26.01.2025).

26 https://www.youtube.com/watch?v=OLtWYFaeao (accessed 28.01.2025).

27Cremonezi L. Un agente francese dietro la morte di Gheddafi // Corriere della Sera. 29 settembre 2012.

28Arfi F., Laske K. Op. cit. Р. 395-396.

29Le magazine Society du 6 mars 2015.

30Cables №07TRIPOLI641_a от 26.07.2007 // URL: https://wikileaks.org/plusd/cables/07TRIPOLI641_a.html (accessed  01.02.2025).

31Рубинский Ю.И. Франция. Время Саркози. М.: Международные отношения, 2011. 320 с. С. 143-150.

32См.: Михайлов Д.Ю. Николя Саркози и Лиссабонский договор: дипломатия на службе у политической манипуляции // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2022. №3 (33). С. 130-155.

33Le Monde du 22 février 2011.

34Рубинский Ю.И. Указ. соч. С. 145.

35Sarkozy’s Libyan surprise // The Economist. March 14, 2011.

36Обичкина Е.О. Африканское наступление Саркози // Независимая газета. 13.04.2011.

37www.mediapart.fr (accessed 26.01.2025).

38https://infographics.mediapart.fr/panoramiques/affaire-libyenne/assets/documents/note.pdf (accessed 28.01.2025).

39Graciet C. Op. cit. Р. 93.

40https://nawaat.org/2012/12/03/prerogative-de-lextradition-de-mahmoudi-baghdadi-lavis-du-tribunal-administratif-serait-il-tenu-au-secret/ (accessed 28.01.2025).

41Arfi F., Laske K., Magnaudeix M. La justice tunisienne savait tout fin 2011 // Mediapart du 4 mai 2012.

42Le Monde du 9 novembre 2013.