В прошлом году исполнилось 95 лет со дня рождения Евгения Максимовича Примакова. О масштабах его личности, его неоценимом вкладе в укрепление современной российской государственности сказано немало добрых слов. Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин, «на каждом этапе своей большой, насыщенной жизни превыше всего он ставил интересы Отечества. Никогда не стремился кому-то угодить, не боялся сложных задач, решал их профессионально, спокойно и убедительно»1.
Для отечественных дипломатов, да и всех, кто занимается международными отношениями, особый интерес представляет богатейшее интеллектуальное наследие Е.М.Примакова, которое он сформировал за многие годы работы в журналистике, науке, разведке, дипломатии. Применительно к внешней политике речь, на наш взгляд, можно вести о доктрине Примакова, которую Евгений Максимович не только сформулировал, но и успешно воплощал в жизнь в качестве министра иностранных дел, а затем председателя Правительства Российской Федерации.
Понятие внешнеполитических доктрин, связанных с личностями их авторов, не характерно для отечественной дипломатии - в отличие, например, от американской (доктрины Монро, Трумэна, Эйзенхауэра и т. д.). Единственным исключением, пожалуй, была так называемая доктрина Брежнева, в соответствии с которой руководители каждого социалистического государства несли ответственность за положение дел не только в своей стране, но и социалистическом содружестве в целом2.
Между тем, как отметил министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, «в недалеком будущем историки сформулируют такое понятие, как доктрина Примакова»3. Как представляется, такое заявление руководителя российского внешнеполитического ведомства во многом было обусловлено тем, что ключевые постулаты внешнеполитической философии Евгения Максимовича до сих пор служат надежной концептуальной опорой - своего рода «компасом», с которым отечественная дипломатия на протяжении многих лет продолжает сверять свои практические шаги.
Будучи еще директором Службы внешней разведки, Е.М.Примаков последовательно исходил из того, что Россия не может считаться проигравшей стороной в только что закончившейся холодной войне. Несмотря на тяжелейшие внутри- и внешнеполитические последствия распада Советского Союза (глубочайший экономический кризис, неурегулированность отношений между федеральным центром и рядом регионов и связанная с этим угроза территориальной целостности, центробежные тенденции на постсоветском пространстве и т. д.), у нашей страны, по глубокому убеждению Евгения Максимовича, имелись все возможности для эффективного отстаивания национальных интересов в новых международных реалиях. «Россия - с ее огромным человеческим потенциалом, великой историей, выдающимся вкладом, внесенным в мировую цивилизацию, неисчислимыми природными ресурсами, большими заделами в фундаментальной науке - не может застрять на этом этапе. Она была, есть и будет великой державой»4.
К сожалению, в самом начале 1990-х годов тогдашний министр иностранных дел А.В.Козырев (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) добровольно сделал выбор в пользу вхождения в западное сообщество на правах «ведомого» - в ущерб национальным интересам и за счет дальнейшей сдачи геополитических позиций на остальных внешнеполитических направлениях.
Ярким примером «школы мысли Козырева» (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) служит его известная беседа с экс-президентом США Р.Никсоном, когда российский министр - в ответ на просьбу американца сформулировать интересы новой России - ответил: «Одна из проблем Советского Союза состояла в том, что мы слишком как бы заклинились на национальных интересах. И теперь мы думаем об общечеловеческих ценностях. Но если у вас есть какие-то идеи и вы можете нам подсказать, как определить наши национальные интересы, то я буду вам очень благодарен»5. Что здесь превалировало: попытки снискать благосклонность Запада, иллюзорный расчет на поддержку, в том числе финансовую, западных элит или же просто глупость и непрофессионализм, а быть может, и все вместе - сейчас сказать сложно.
В этом плане показателен заочный спор между А.В.Козыревым (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) и Е.М.Примаковым (возглавлявшим в то время СВР) относительно того, насколько начавшаяся экспансия Североатлантического альянса на Восток способна нанести ущерб интересам России. В понимании А.В.Козырева (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), «НАТО не угрожает России; любое государство может обеспечивать свою безопасность так, как считает нужным; вступление стран Центральной и Восточной Европы в НАТО контрпродуктивно… без России»6.
В противовес этой логике Е.М.Примаков - в ходе презентации в ноябре 1993 года открытого доклада СВР «Перспективы расширения НАТО и интересы России» - подчеркнул, что «Россия не индифферентна в отношении развития событий, которые затрагивают ее интересы. Россия имеет все основания соизмерять ход этих событий с возможными изменениями в геополитической и военной ситуации. Обновленная Россия вправе рассчитывать на учет своего мнения»7. Финальную точку поставил пресс-секретарь Президента РФ В.В.Костиков, заявивший, что Б.Н.Ельцин «разделяет точку зрения разведки на проблему расширения Североатлантического альянса»8.
Кстати, уже в качестве министра иностранных дел в январе 1996 года Е.М.Примаков сразу акцентировал свое негативное отношение к расширению НАТО, которое «контрпродуктивно для устойчивой стабилизации в Европе и может сказаться не лучшим образом на геополитической ситуации для России»9.
Стало ясно, что проводимая А.В.Козыревым (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) линия уступок ведет не к равноправному партнерству, а к усилению политической и финансово-экономической зависимости России от западных стран, грозит дальнейшей утратой суверенитета. А заодно провоцирует рост антизападных настроений внутри российского общества. В условиях предстоящих летом 1996 года президентских выборов нужен был такой министр иностранных дел, который мог предложить гражданам объединительную внешнеполитическую повестку, устраивающую большинство политических сил. На этом фоне выбор был сделан в пользу Е.М.Примакова.
Возглавив МИД, Евгений Максимович немедленно приступил к кардинальному переосмыслению концептуальных основ внешней политики страны. Для начала он категорически отверг тезис о том, что Россия должна смириться с ролью второстепенной страны и всеми силами добиваться «стратегического союза» с цивилизованными победителями в холодной войне - в рамках конфигурации «ведущий - ведомый».
Е.М.Примаков последовательно исходил из того, что с учетом уникального геостратегического положения, наличия масштабного ресурсного и научного потенциала, статуса продолжателя СССР, а также места постоянного члена Совета Безопасности ООН роль государства «второго эшелона» для России исключена. Что, невзирая на внутренние трудности, наша страна остается одним из ключевых международных игроков. Что активная, независимая внешняя политика - это не «затратная роскошь», а важнейшее подспорье в деле проведения внутренних преобразований, в том числе экономического характера. «России далеко не безразлично, каким образом и в каком качестве она, открыв экономику, войдет в мировое хозяйство - дискриминируемым сырьевым придатком или его равноправным участником. Ответ на этот вопрос также во многом относится к функции внешней политики»10. Как отметил министр иностранных дел РФ С.В.Лавров, «c его приходом в Министерство иностранных дел России произошел перелом внешней политики - она вышла из колеи, в которую ее пытались загонять после развала СССР наши западные партнеры, и встала на самостоятельные рельсы»11.
Показательно, что в ходе своей первой пресс-конференции в качестве министра 12 января 1996 года Е.М.Примаков акцентировал, что среди его безусловных приоритетов - создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашего государства, упрочение центростремительных тенденций на пространстве бывшего СССР, в том числе через развитие «интеграционных процессов, в первую очередь в экономической области»12. А в 1998 году в ходе своей «Горчаковской лекции» Евгений Максимович подчеркнул, что «без активной внешней политики России трудно, если вообще возможно, осуществлять кардинальные внутренние преобразования, сохранить свою территориальную целостность»13. В целом же Евгений Максимович был твердо убежден в том, что внешняя политика не терпит вакуума, поскольку после ухода с первых ролей возникающая пустота сразу заполняется другими14.
Одновременно Евгений Максимович развенчал широко распространенный миф, что после окончания холодной войны мир стал окончательно однополярным. Не отрицая того факта, что после самороспуска Советского Союза США существенно укрепили свои позиции, Е.М.Примаков тем не менее призывал не идентифицировать «действительно мощные Соединенные Штаты с единственным в мироустройстве центром, вокруг и по указке которого формируются все сколько-либо значимые процессы и события на международной арене»15.
Параллельно Евгений Максимович выдвинул абсолютно революционную теорию многополярности. По его оценкам, движение в сторону «многополюсного мира» началось еще задолго до официального окончания холодной войны, но тормозилось логикой блокового противостояния двух сверхдержав - СССР и США. В своей программной статье в журнале «Международная жизнь» в октябре 1996 года он обозначил переход к многополярности как магистральную тенденцию мирового развития. В числе необходимых условий формирования нового полицентричного миропорядка Е.М.Примаков выделил: недопущение появления новых разделительных линий; освобождение от менталитета «ведущий - ведомый»; демократизацию международных экономических отношений, включая «отказ от использования экономических средств в эгоистических политических целях». И, наконец, высказался в пользу налаживания широкого международного сотрудничества для эффективного решения ключевых проблем современности. Отдельно акцентировалась задача создания в Европе новой архитектуры безопасности на принципах ее равенства и неделимости. При этом в качестве главного механизма в деле перехода к многополярному миру называлась Организация Объединенных Наций16.
Будучи реалистом, Евгений Максимович прекрасно осознавал, что в обозримой перспективе США, как уже отмечалось выше, останутся в числе ключевых мировых центров. Но это обстоятельство, в его понимании, не было тождественно признанию американской гегемонии. «Конечно, чертой нынешней многополярности в мире следует считать специфическую ранжировку полюсов, при которой США, во всяком случае в первых двух десятилетиях XXI века, очевидно, сохранятся в качестве самой сильной в экономическом и военном плане страны. Это характеризует нынешнюю многополярную систему, а не идентично признанию однополярного мироустройства»17.
Независимость и самостоятельность России во внешних делах подразумевали безусловный приоритет национальных интересов, в том числе над любыми идеологизированными концепциями. «Национальные интересы нашего государства… стали первостепенными по своей значимости, вышли на авансцену»18, - писал Е.М.Примаков, возглавляя СВР. Евгений Максимович, в отличие от радикальных «демократов» и «псевдолибералов», всегда бережно относился ко всему тому, что было наработано во внешней политике и в дореволюционный, и советский периоды. Но признание преемственности отнюдь не означало отказ от объективной, критической оценки прошлого. Так, Е.М.Примаков сумел всесторонне осмыслить определенную идеологическую зашоренность советской дипломатии - когда забывалась старая дипломатическая формула, что «нет постоянных противников, но существуют постоянные национальные интересы». Он утверждал: «В советский период мы часто отступали от этой жизненно важной истины, в результате в таких случаях национальные интересы нашего государства приносились в жертву борьбе с «постоянными противниками» или поддержке постоянных союзников»19.
И уж тем более Е.М.Примаков категорически отвергал стремление своего предшественника на Смоленской площади, упорно продвигавшего мифические «общечеловеческие ценности», делить весь мир на «цивилизованный Запад», к которому нужно присоединиться на правах «младшего товарища», и «шантрапу», к которой А.В.Козырев (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), судя по всему, относил все остальные страны. По убеждению Е.М.Примакова, «такая перспектива лишала страну самостоятельности и была чревата ее втягиванием во все более проявляющийся авантюрный курс Соединенных Штатов»20.
Еще одной отличительной чертой доктрины Примакова стали прагматизм и неконфронтационность - стремление решать имеющиеся разногласия на основе компромисса и баланса интересов. Это, в частности, предполагало необходимость соизмерения внешнеполитических шагов с имеющимися на данный период времени у государства возможностями. Так, следуя мнению Евгения Максимовича в середине 1990-х годов, «избегать конфронтации с США… требовали наши национальные интересы»21.
При этом отказ от конфронтации отнюдь не означал сдачу геополитических позиций. Как отметил сам Евгений Максимович в 1998 году, «Россия может и должна активно искать и находить поля совпадающих интересов, «вспахивать» с другими такие поля. А там, где они не совпадают, - этого исключать, как показывает жизнь, нельзя, - стремиться найти такие решения, которые, с одной стороны, обеспечивают жизненно важные для нас интересы и, с другой - не приводят к соскальзыванию на путь конфронтации»22.
Еще до прихода на Смоленскую площадь Евгений Максимович исходил из того, что после распада СССР в мире остается немало тех, кто был заинтересован в сильной России как факторе международной стабильности, кто не желает видеть мир однополюсным23. В качестве же министра иностранных дел Е.М.Примаков сразу ощутил запрос со стороны государств Глобального Юга и Востока на то, чтобы наша страна играла активную, инициативную роль в мировых делах. «Я это прочувствовал во время поездок не только в арабские страны, но и Израиль, не только на Кубу, но и в Бразилию, Аргентину, страны Центральной Америки. В руководстве Венесуэлы - страны, которая вышла на первое место в североамериканском импорте нефти, Мексики, тысячами узами связанной с экономикой США, мне откровенно говорили, что хотят активизации внешней политики России для того, чтобы «сбалансировать» негативные тенденции развития к однополюсному миру»24.
Таким образом, исходя из безальтернативности формирования многополярного миропорядка, а также из твердого осознания того, что самостоятельность, независимость, опора на национальные интересы во внешних делах - это безусловный императив, Е.М.Примаков сформулировал и стал реализовывать многовекторный внешнеполитический курс. Причем делал это не в ущерб отношениям с государствами Запада, а за счет существенной активизации усилий на других внешнеполитических направлениях. Как отметил С.В.Лавров, «ему принадлежит авторство принципа нашей внешнеполитической деятельности, который всегда исповедовался в Российской империи и СССР, но куда-то исчез в постсоветское время (в первой половине 1990-х гг.) - принципа многовекторности, а именно, устремленности к развитию равноправных взаимовыгодных отношений со всеми без исключения странами, которые к этому готовы, и отказу от недооценки восточного и южного направлений российской внешней политики»25.
Особое внимание Евгений Максимович уделял Содружеству Независимых Государств, наращиванию взаимодействия в его рамках в различных форматах. По сути, им была сформулирована концепция разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве, подразумевающая формирование ядра из тех стран, которые готовы к более продвинутому уровню интеграционного сотрудничества. Важным шагом на этом пути стал Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии в 1996 году.
Значительно укрепились отношения с Китайской Народной Республикой. Крупной вехой в деле развития российско-китайской внешнеполитической координации можно считать подписанную в 1997 году лидерами двух стран Совместную декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка26.
В апреле 1996 года состоялся визит Е.М.Примакова в Индию, ставший первой поездкой в эту страну главы отечественного внешнеполитического ведомства после длительного перерыва.
А в декабре 1998 года во время своего визита в Нью-Дели в качестве председателя Правительства Российской Федерации Евгений Максимович выдвинул идею о запуске трехстороннего взаимодействия в формате Россия - Индия - Китай. На его основе впоследствии был сформирован БРИКС - объединение, которое сегодня является образцом многосторонней и многополярной дипломатии.
В июле 1996 года Е.М.Примаков возглавил российскую делегацию на министерской встрече АСЕАН в Джакарте, где было оформлено наше диалоговое партнерство с Ассоциацией.
Стало оживать сотрудничество России с латиноамериканскими государствами. В 1996 году состоялись визиты Е.М.Примакова в Мексику, на Кубу и в Венесуэлу. В 1997 году - в Бразилию, Аргентину, Колумбию и Коста-Рику. Особо стоит выделить такой документ, как «Декларация о принципах взаимодействия России и Бразилии, устремленного в XXI век», в которой содержались положения о приверженности сторон идее многополярного мира, основанного на авторитете ООН и международного права. Наконец, в апреле 1999 года состоялся государственный визит в Россию Президента ЮАР Н.Манделы.
И, конечно, нельзя не отметить известный разворот Евгения Максимовича над Атлантикой, который, по оценкам С.В.Лаврова, стал «твердым напоминанием о необходимости выстраивать диалог с Россией на равных, в целом соблюдать в мировых делах основополагающие международно-правовые нормы»27.
В общем, как подчеркнул Президент В.В.Путин, «во многом благодаря Е.М.Примакову в мировую дипломатию стало возвращаться уважение к нашей стране, а в работе российского внешнеполитического ведомства утвердилось понимание безусловного приоритета национальных интересов, стремление отстаивать их твердо и последовательно»28.
Основным препятствием на пути полноценного осуществления внешнеполитических установок Евгения Максимовича во второй половине 1990-х годов служили, как представляется, причины внутреннего характера. В их числе - внутриполитическая нестабильность, экономические неурядицы и связанная с этим зависимость от финансовой помощи государств Запада. И данный список может быть продолжен.
Существенное укрепление международных позиций нашей страны началось после того, как в 2000 году Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин. Была достигнута внутриполитическая стабильность, предприняты шаги по упрочению суверенитета. Страна встала на путь динамичного экономического роста. Удалось урегулировать вопрос с задолженностью западным кредиторам. Все это позволило значительно нарастить и внешнеполитический потенциал России, обеспечить необходимые предпосылки для ведения международного диалога на равных, прежде всего со странами Запада.
Как неоднократно отмечал С.В.Лавров, принципы, сформулированные Е.М.Примаковым, лежат в основе всех редакций Концепции внешней политики Российской Федерации начиная с 2000 года. И сегодня их последовательное воплощение в жизнь позволяет отечественной дипломатии эффективно отстаивать национальные интересы и одновременно углублять сотрудничество со всеми, кто готов работать с нами на принципах международного права, равноправия, и взаимной выгоды. А это - подавляющее большинство государств Глобального Юга и Востока.
При этом конечной целью всех усилий отечественных дипломатов, как это завещал Е.М.Примаков, остается формирование благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития родины, ее экономического и технологического подъема, повышения уровня и качества жизни граждан.
1Президент РФ В.Путин принял участие в церемонии открытия в сквере у здания Министерства иностранных дел памятника Е.М.Примакову 29 октября 2019 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/61929
2История международных отношений: В трех томах: Учебник/Под общ. ред. А.В.Торкунова, М.М.Наринского. 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2019. Т. 3. С. 149.
3Интервью министра иностранных дел С.В.Лаврова телекомпании ВГТРК в связи с юбилеем Е.М.Примакова, Москва, 28 октября 2014 г. // https://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/1716438/
4История российской внешней разведки: Очерки: В 6 т. Т. 1. От древнейших времен до 1917 г. М.: Международные отношения, 2014. С. 8.
5Примаков Е.М. Встречи на перекрестках. М.: Центрполиграф, 2015. С. 192.
6Там же. С. 208.
7Там же. С. 209.
8Там же. С. 208.
9Там же. С. 201.
10Там же. С. 194.
11Интервью министра иностранных дел С.В.Лаврова…
12Примаков Е.М. Указ. соч. С. 199.
13Канцлер А.М.Горчаков. 200 лет со дня рождения. М.: Международные отношения, 1998. С. 13.
14Там же.
15Примаков Е.М. Указ. соч. С. 191.
16Примаков Е.М. Международные отношения накануне XXI века: проблемы, перспективы // Международная жизнь. 1996. №10. С. 3-13.
17Примаков Е.М. Россия в современном мире. Прошлое, настоящее, будущее. М.: Центрполиграф, 2018. С. 201.
18История российской внешней разведки… С. 8.
19Примаков Е.М. Встречи на перекрестках... С. 193.
20Примаков Е.М. Мысли вслух. М.: Центрполиграф, 2016. С. 158.
21Там же.
22Канцлер А.М.Горчаков… С. 16.
23История российской внешней разведки… С. 9.
24Примаков Е.М. Встречи на перекрестках... С. 195.
25Интервью министра иностранных дел С.В.Лаврова...
26Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка // Дипломатический вестник. 1997 г. №5 // https://docs.cntd.ru/document/1902155
27Политик, дипломат, ученый Евгений Примаков. Сборник воспоминаний. М.: Вест-Консталтинг, 2019. С. 232.
28Президент РФ В.Путин принял участие в церемонии открытия…