30 ОКТЯБРЯ в Ханое Президент России Д.А.Медведев встретится с лидерами стран - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии - Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Главам наших государств и правительств предстоит дать оценку состояния российско-асеановского партнерства и наметить перспективы его дальнейшего развития, обсудить пути построения в Азиатско-Тихоокеанском регионе более совершенной архитектуры безопасности и сотрудничества. Другими словами, это будет полноформатная встреча в верхах, по-настоящему стратегический диалог на высшем уровне. И это вполне естественно. Ведь речь идет о важных участниках глобальной и региональной политики, о двух мощных центрах экономического роста, о значимых друг для друга партнерах, которые многое могут и должны сделать вместе.
Предстоящий саммит Россия - АСЕАН - событие действительно важное не только потому, что со времени проведения первой российско-асеановской встречи на высшем уровне прошло без малого пять лет. Дело еще и в тех масштабных переменах, которые произошли в мире и регионе за последние годы. Они существенным образом изменили геополитический ландшафт и придают наблюдающемуся сейчас движению России и АСЕАН навстречу друг другу особый смысл.
Полицентричный мир
и азиатско-тихоокеанский век
КАТАЛИЗАТОРОМ этих перемен стал глобальный финансово-экономический кризис. Он придал ускорение развитию целого ряда тенденций, способных в недалеком будущем привести к существенным изменениям расстановки сил в мировой политике и экономике, к глубокой трансформации всей системы международных отношений.
Фактически этот процесс уже идет. Суть происходящего на наших глазах - в формировании полицентричного мироустройства, в котором важнейшее место будет принадлежать региональному сотрудничеству. Нетрудно заметить, что центростремительные тенденции сейчас набирают обороты во многих регионах мира. Но Азиатско-Тихоокеанский регион в этом ряду занимает особое место.
АТР - и кризис высветил это обстоятельство предельно отчетливо - сегодня не только лидирует по большинству экономических показателей, но и выступает в роли генератора глобального роста. Немалая заслуга в том, что мировая экономика преодолела наиболее неблагоприятную фазу рецессии и вновь начала «оживать», принадлежит азиатским странам, многим из которых удалось сохранить высокую динамику экономического развития.
Вслед за экономическими интересами в сторону АТР смещается и «центр гравитации» политической активности. Здесь сосредоточен мощный ресурсный, финансовый, производственный и технологический потенциал. В то же время в АТР существуют очаги серьезных геополитических противоречий. Другими словами, на азиатско-тихоокеанском пространстве пересекаются, совпадая и сталкиваясь, интересы ведущих мировых «игроков».
Многие эксперты считают, что XXI век станет веком Азии. Так это или нет, покажет время. Но важность и перспективность этого района мира, его особая роль в судьбах нашей планеты не вызывает сомнения. Быть может, именно здесь, в АТР, сегодня закладываются контуры нового миропорядка, формируется новый облик системы глобального управления.
В самом регионе также происходят крупные метаморфозы. Прежде всего, это беспрецедентный рост взаимозависимости и взаимосвязанности стран региона, ускорение многоуровневой экономической интеграции. Под воздействием глобальных потрясений и логики внутрирегионального развития в АТР начался давно вызревавший процесс переформатирования региональной архитектуры.
Страны АТР все яснее отдают себе отчет в том, что обеспечить мир и стабильность в регионе можно только на путях совместных усилий, принятия мер по укреплению безопасности на коллективной, внеблоковой основе. Утверждение многополярности дает нам уникальный шанс: пожалуй, впервые со времен холодной войны в АТР может возникнуть устойчивая, более сбалансированная комбинация центров экономического роста и политического влияния.
Еще одна примета нашего времени заключается в том, что на авансцену региональной политики выходят быстроразвивающиеся страны - Китай, Индия, Республика Корея и другие. К ним следует добавить АСЕАН - межгосударственное объединение, значение которого на протяжении многих лет продолжает возрастать. На роли этого важного участника международных отношений и на вопросах российско-асеановских отношений хотел бы остановиться более подробно.
АСЕАН как системообразующий элемент
регионального порядка
АСЕАН - явление во многом уникальное. Она возникла в 1967 году в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 году к ним присоединился Бруней, а в 1995 году было принято во многом знаковое решение о приеме в состав Ассоциации Вьетнама, за которым последовали Лаос, Мьянма и Камбоджа. Таким образом, АСЕАН превратилась в «десятку» и сегодня является одной из наиболее авторитетных региональных организаций.
За четыре с лишним десятилетия своей деятельности АСЕАН накопила немалый опыт выработки коллективных подходов к решению насущных проблем региона, создала широкую сбалансированную систему диалоговых партнерств с ведущими мировыми игроками, включая Россию, США, Китай, Индию, Японию, Австралию, Евросоюз. Сегодня Ассоциация с 580-миллионным населением входящих в нее стран, совокупным ВВП 1,5 трлн. долларов, внешнеторговым оборотом 1,7 трлн. долларов и развитой системой зон свободной торговли с ключевыми экономическими партнерами фактически утвердилась в качестве сильного полюса регионального притяжения.
Именно асеановский формат позволяет странам ЮВА эффективно отстаивать коллективные интересы, вести равноправный диалог с международными партнерами. Ассоциация выступает в качестве своего рода ядра таких влиятельных объединений, как Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), форум «Азия - Европа» (АСЕМ), механизмов «АСЕАН+3» (Китай, Республика Корея и Япония) и восточноазиатских саммитов (АСЕАН плюс Китай, Республика Корея, Япония, Индия, Австралия и Новая Зеландия).
На современном этапе перед АСЕАН стоит задача поиска новой идентичности в формирующемся многополярном мире и закрепления своей роли в региональных интеграционных процессах на фоне появления новых центров силы в АТР. В этой связи для «десятки» большую значимость приобрели вступление в силу в 2008 году Устава АСЕАН и постановка задачи создания к 2015 году высокоинтегрированного Сообщества АСЕАН.
Развитие диалогового партнерства России с АСЕАН - один из приоритетов нашей политики в АТР. Это наша осознанная, не подверженная конъюнктурным колебаниям линия. Менее чем за полтора десятка лет, прошедших с момента установления между Россией и Ассоциацией отношений диалогового партнерства, мы вместе прошли большой путь. Но началось все гораздо раньше: связи между нашими странами уходят своими корнями в глубь истории.
Здоровая «корневая система» - залог
будущего роста
РОССИЙСКО-АСЕАНОВСКИЕ отношения опираются на прочный исторический фундамент. На заключительном этапе Второй мировой войны Советский Союз внес решающий вклад в разгром милитаристской Японии. Наша общая победа на Тихоокеанском театре военных действий принесла народам Азии долгожданный мир и свободу. В последующие годы Москва оказывала последовательное и весомое содействие многим государствам региона в их национально-освободительной борьбе и достижении независимости. Особенно тесные отношения дружбы и взаимопомощи сложились у нашей страны со странами Индокитая и Индонезией, никогда не прерывались прочные дружественные связи с Таиландом, были установлены и успешно развивались отношения с Малайзией, Сингапуром, Филиппинами, Брунеем.
Новая Россия выстраивает связи со странами ЮВА на качественно иной, деидеологизированной основе. Наглядным свидетельством этого стало официальное оформление в 1996 году статуса России как полномасштабного партнера АСЕАН по диалогу.
Мы вправе гордиться тем уровнем контактов, на который нам удалось выйти за минувшие годы. Сформирована солидная нормативно-правовая база нашего взаимодействия с Ассоциацией. В копилке наших отношений - Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР, Совместная декларация о развитом и всеобъемлющем партнерстве, Комплексная программа действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 годы, Соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития и другие документы.
Активно расширяется структура диалоговых механизмов российско-асеановского партнерства. В настоящее время она включает в себя ежегодные встречи министров иностранных дел России и стран АСЕАН, совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заместителей министров иностранных дел), по экономическим вопросам и по энергетике, совместные рабочие группы по торгово-экономическому и научно-технологическому сотрудничеству, по противодействию терроризму и транснациональной преступности. Основными органами, координирующими практическое взаимодействие, являются Совместный комитет сотрудничества и Совместный планово-распорядительный комитет.
Этапным событием в наших отношениях с «десяткой» стал первый саммит Россия - АСЕАН 13 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре. Эта встреча определила приоритетные направления взаимодействия и дала старт практической работе по широкому кругу вопросов.
Надо признать, что долгое время в силу различных объективных и субъективных причин экономическое взаимодействие России с «десяткой» находилось в зачаточном состоянии да и сегодня заметно отстает от уровня развития нашего политического диалога. Объем российско-асеановского торгового оборота, например, остается весьма скромным - около 10 млрд. долларов. Но ситуация начинает меняться. Это и неудивительно: потенциал нашего сотрудничества настолько велик, что привлекает все большее внимание как со стороны государств, так и со стороны деловых кругов.
Принципиально важным шагом в углублении практического взаимодействия стало создание Финансового фонда диалогового партнерства Россия - АСЕАН, в который за 2007-2009 годы мы внесли 1,75 млн. долларов. Сумма небольшая, особенно по сравнению с многомиллионными фондами сотрудничества с АСЕАН, созданными Китаем, Японией, Индией и другими диалоговыми партнерами. В то же время это позволило приступить к реализации проектов сотрудничества по государственной линии. Уже осуществлены совместные мероприятия в сфере возобновляемых источников энергии, малого и среднего предпринимательства, изучения русского языка, туризма, здравоохранения. На очереди - проектные предложения в области чрезвычайного реагирования, современных биотехнологий. Одна из наших основных задач на ближайшую перспективу - перейти от единичных проектов к более масштабной долгосрочной и взаимовыгодной кооперации на направлениях, представляющих наибольший взаимный интерес.
Принципиально важным для расширения нашего взаимодействия с Ассоциацией представляется налаживание прямых контактов между российскими ведомствами и профильными структурами АСЕАН. В августе этого года во вьетнамском городе Дананг состоялась первая встреча министров экономики России и стран Ассоциации. Принято решение выработать к следующей встрече в таком формате «Дорожную карту» российско-асеановского экономического сотрудничества, которая позволила бы ускорить развитие взаимодействия в области высоких технологий, энергетики, космоса, сельского хозяйства, транспорта, химической промышленности, металлургии.
Развитие партнерских отношений с АСЕАН полностью вписывается в рамки политики нашей страны в АТР, основные задачи которой - обеспечение благоприятных внешних условий для модернизации России, развитие дружественных отношений со странами региона, активное участие в региональных делах и подключение к интеграционным процессам. Это, в частности, подчеркнул Президент Д.А.Медведев на состоявшемся в Хабаровске 2 июля совещании о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и укреплении позиций Российской Федерации в АТР.
Таким образом, правовая основа и механизмы российско-асеановского сотрудничества в целом сформированы. К чему же нам следует стремиться?
Горизонты сотрудничества
О ТОМ, какие дивиденды можно получить от развития взаимовыгодного сотрудничества с АСЕАН, наглядно свидетельствует статистика. Так, товарооборот «десятки» в 2009 году с Китаем составил 178,2 млрд. долларов, с Японией - 159, с Республикой Корея - 74,7, с Австралией - 58,7, с Индией - 20,2 млрд. долларов. Подсчитано, что совокупная стоимость только инфраструктурных проектов, которые Китай, Япония и Индия намерены реализовать до 2020 года в странах АСЕАН, может превысить 200 млрд. долларов.
Россия не собирается в этом смысле соревноваться с кем бы то ни было. У нас, равно как и у наших асеановских партнеров, есть свои интересы. Главное - это взаимная тяга к сотрудничеству, а она налицо. Как и огромный потенциал, который мы совместными усилиями должны реализовать.
Динамика глобального развития выдвигает на передний план российско-асеановского сотрудничества вопросы энергетики. Свидетельством интереса стран «десятки» к возможностям, имеющимся у нашей страны в данной сфере, стали первые российско-асеановские консультации по энергетике, состоявшиеся в феврале этого года в Мьянме, и профильное совещание старших должностных лиц в июле во Вьетнаме. В ходе этих встреч подготовлена и одобрена Рабочая программа Россия - АСЕАН по сотрудничеству в области энергетики на 2010-2015 годы. В сентябре в Ханое Госкорпорация «Росатом» провела для асеановских экспертов семинар по вопросам мирного использования атомной энергии. На очереди - запуск энергодиалога в сфере возобновляемой энергетики и экологически чистых технологий.
Одним из перспективных направлений взаимодействия рассматриваем подключение нашей страны к реализации программ, нацеленных на сокращение разрыва в уровнях развития между «старыми» и «новыми» членами АСЕАН, в том числе к проектам по освоению субрегиона Большого Меконга. В настоящее время прорабатывается вопрос об организации соответствующих экспертных консультаций с Комиссией по реке Меконг.
Развитие экономических связей и достижение конкретных результатов позволит перевести в практическую плоскость заключение с АСЕАН соглашения о свободной торговле. Безусловно, это - задача на перспективу, но именно по этому пути идет большинство стран региона. Незавершенность переговоров по присоединению России к ВТО не мешает нам делать первые шаги на этом направлении: достигнута договоренность о создании соответствующей совместной российско-вьетнамской исследовательской группы.
Планируем объединить усилия с асеановскими партнерами в деле ликвидации последствий природных катаклизмов. В марте текущего года в Сингапуре прошли первые российско-асеановские консультации по чрезвычайному реагированию. Убеждены, что российские наработки и технологии предупреждения и преодоления последствий катастроф будут полезными для партнеров, а разработка рамочного документа о сотрудничестве в этой сфере заложит правовую основу для осуществления совместных проектов.
Одной из ключевых является задача совместной борьбы с терроризмом. В 2004 году по инициативе нашей страны был запущен механизм Совещаний старших должностных лиц России и АСЕАН по транснациональной преступности, в 2009 году - создана российско-асеановская Рабочая группа по противодействию терроризму и транснациональной преступности и одобрен соответствующий Рабочий план. Перспективным видится налаживание прямых контактов российских спецслужб и правоохранительных органов с асеановскими контртеррористическими центрами.
Придаем особое значение развитию гуманитарных связей между Россией и странами Ассоциации. Для этого есть широкие возможности. Интерес в России к Юго-Восточной Азии был всегда высок, что подтверждает год от года возрастающий поток российских туристов в регион. Знаем, что и асеановские партнеры проявляют стремление ближе познакомиться с нашей страной. В целях содействия культурным обменам и «утоления» взаимного «информационного голода» 15 июня этого года в Москве открылся Центр АСЕАН при МГИМО, призванный сыграть важную роль в распространении в России и странах Ассоциации знаний друг о друге.
В 2011 году нашему диалоговому партнерству исполняется 15 лет. Считаем важным достойно отметить эту знаменательную дату. Условились с асеановскими коллегами совместно подготовить программу мероприятий, проведение которых будет способствовать дальнейшему сближению наших народов. В их числе - Дни российской культуры в странах АСЕАН, договоренность о которых уже достигнута.
Единомышленники в мировых
и региональных делах
СРЕДИ основных факторов успешного развития российско-асеановских отношений - близость или совпадение позиций по большинству вопросов глобальной и региональной повестки дня. Это создает хорошие возможности для взаимодействия в мировых делах.
С 1994 года мы тесно сотрудничаем с Ассоциацией в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ), который рассматриваем как одну из опор формирующейся архитектуры региональной безопасности. С неизменным интересом участвую в ежегодных министерских совещаниях Форума. С удовольствием вспоминаю знаменитые арфовские «капустники», которые на протяжении целого ряда лет служили украшением политической жизни региона, одновременно укрепляя столь необходимые в политике чувства дружбы и взаимного доверия.
Будучи тесно вовлеченной в интеграционные процессы, АСЕАН тонко чувствует пульс региона, в том числе растущую потребность в дополнительных мерах по укреплению безопасности. Отсюда, например, идея создания нового механизма - встреч министров обороны государств - членов АСЕАН с диалоговыми партнерами. Российская сторона всемерно поддерживает данную инициативу и намерена принять активное участие в первой встрече в таком формате в октябре нынешнего года во Вьетнаме.
И Россия, и АСЕАН выступают за создание в АТР более совершенной региональной архитектуры. Убеждены, что она должна быть равноправной и транспарентной, основываться на полицентричности, верховенстве права, взаимном учете интересов всех государств региона. «Каркас» будущей региональной архитектуры уже есть. Это - Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор), к которому Россия присоединилась в 2004 году, и сложившаяся в Азии и районе Тихого Океана за последние годы сеть региональных организаций и объединений, включая, разумеется, АСЕАН. Наиболее эффективным способом строительства нового «азиатско-тихоокеанского дома» нам представляется развитие сетевой многосторонней дипломатии. В этом плане Ассоциация подает хороший пример другим многосторонним объединениям, налаживая связи с широким кругом партнеров.
Асеановские коллеги высоко ценят роль России в АТР, видя в нашей стране фактор поддержания стратегической стабильности и обеспечения устойчивого экономического развития. Россия идет в регион с искренним стремлением вносить свой вклад в общее дело регионального мира и процветания. Здесь коренные цели России и АСЕАН совпадают.
В АСЕАН прекрасно понимают, что ни один механизм регионального сотрудничества не будет полноценным без участия ведущих государств, включая нашу страну. Весьма показательно содействие «десятки» в одобрении заявки России на вступление в форум
«Азия - Европа» (АСЕМ), которое состоялось на 8-м саммите АСЕМ в Брюсселе 4-5 октября этого года, а также в принятии решения пригласить Россию присоединиться к механизму восточноазиатских саммитов. Со своей стороны Россия поддержала предложение об участии действующего председателя АСЕАН в работе «Группы двадцати». Тесное взаимодействие на внешнеполитической арене полностью отвечает нашим общим интересам.
Второй саммит:
на пороге нового этапа отношений
АКТИВНОЕ наращивание сотрудничества поставило в повестку дня вопрос о проведении второй встречи лидеров России и стран АСЕАН. Символично, что хозяевами саммита станут председательствующие в Ассоциации наши вьетнамские друзья - верные стратегические партнеры России. В Ханое также готовятся принять Президента Д.А.Медведева с официальным визитом, который состоится сразу после саммита.
Основным итоговым документом встречи станет Совместное заявление, отражающее общие подходы сторон к дальнейшему продвижению российско-асеановского сотрудничества и актуальным международным проблемам. Будет подписано межправительственное соглашение Россия - АСЕАН о сотрудничестве в области культуры. Накануне в рамках Делового и инвестиционного саммита АСЕАН запланирована встреча представителей бизнес-сообществ России и стран «десятки».
В России рассматривают предстоящий саммит как знаковое событие, которое призвано придать серьезный импульс сотрудничеству по государственной линии, между представителями деловых и общественных кругов, деятелями науки и культуры. Без преувеличения - сегодня мы находимся на пороге нового этапа взаимодействия.
С учетом возрастающей динамики наших связей можно было бы подумать о проведении регулярных встреч лидеров России и АСЕАН. Практическое воплощение этой идеи во многом зависит от того, насколько успешно будут реализовываться итоги Ханойского саммита.
И еще одно наблюдение. Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. Нам одинаково нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство, не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У нас нет планов создания в АТР военных баз, мы не формируем со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Наше стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в том числе в области безопасности, не направлено против третьих стран.
Россия - свободная, демократическая страна. При этом мы являемся противниками «идеологического миссионерства». Не навязываем никому собственного миропонимания и готовы развивать контакты со всеми странами Ассоциации независимо от их политической системы. Мы уважаем суверенный выбор, выступаем за плюрализм ценностей и разнообразие моделей развития, за диалог культур и религий. С удовлетворением констатируем, что принципы нашей внешней политики, основанные на традициях толерантности, межнациональной и межконфессиональной гармонии, созвучны асеановской политической философии.
Мы конструктивно взаимодействуем с государствами региона в рамках уже существующих многосторонних форматов, но готовы выдвинуть и инициативы по созданию новых площадок, например, налаживания плотных контактов между АСЕАН и ШОС.
Диалоговое партнерство России и АСЕАН уверенно набирает обороты. Намерены и впредь последовательно его наращивать. Для этого у нас есть все необходимое - политическая воля, давние традиции дружбы, прочный фундамент сотрудничества и обоюдная заинтересованность сторон. Поэтому мы смотрим с оптимизмом в будущее российско-асеановского взаимодействия.