Подводя итоги 2024 года, нельзя не сказать о столь знаменательном для российско-португальских отношений событии, как отмечавшееся в том году 50-летие «Революции гвоздик». Революция 25 апреля 1974 года коренным образом изменила ход португальской истории. В ходе ее была свергнута диктатура Антониу Салазара и был ликвидирован профашистский режим «Нового государства». Она стала отправной точкой формирования новой, открытой миру демократической Португалии: «Стрелки на часах истории, казалось, замерли для португальцев в 1926 году, когда в результате военного путча в стране установилась реакционная диктатура»1. Благодаря событиям 25 апреля они продолжили свой ход. Независимо от того, как в португальском обществе различные политические группы оценивают революцию и ее результаты, все без исключения сходятся во мнении, что это событие является ключевым в современной истории страны.
С точки зрения российско-португальских отношений «Революция гвоздик» также стала переломным моментом, поскольку позволила восстановить двусторонние отношения, которые не поддерживались между нашими странами на протяжении более полувека, после того как в 1918 году сотрудники португальской миссии покинули Советскую Россию на британском пароходе «Ханстед».
Предпосылки революции
Причиной революции послужило сочетание целого ряда объективных и субъективных факторов не только внутреннего развития, но и специфических условий международной конъюнктуры.
Пожалуй, наиболее значимым из них была затянувшаяся более чем на десятилетие колониальная война (с 1960 по 1974 г.), в ходе которой португальское руководство пыталось подавить национально-освободительные движения в Анголе, Гвинее-Биссау, Кабо-Верде, Мозамбике и Сан Томе-и-Принсипи. Для сохранения контроля над своими заморскими территориями португальскому правительству приходилось держать в колониях порядка 180 тыс. военных, что для небольшой страны с населением в 7,6 млн человек становилось непосильной задачей как с точки зрения людских ресурсов, так и финансов. К концу существования режима почти 50% государственного бюджета шло на военные расходы2, что не могло не сказаться на благосостоянии населения.
Важным аспектом была также моральная составляющая вооруженного противостояния в колониях. С течением времени накапливалась усталость населения от бесконечной, как казалось, войны. Португальская молодежь не хотела воевать в колониях и эмигрировала за рубеж. По приблизительным оценкам, с 1960 по 1970 год страну покинули от 1 до 1,5 млн человек. Вместе с тем с экономической точки зрения удельный вес колоний во внешней торговле Португалии постоянно сокращался, а все большая ее часть приходилась на западноевропейские страны.
Определенный отпечаток на ход революционного процесса наложила личность М.Каэтану, который сменил А.Салазара на посту лидера «Нового государства». Он имел репутацию «либерала» в салазаровском правительстве, с его приходом к власти народ и оппозиция рассчитывали на перемены в жизни страны. Эти ожидания не оправдались: несмотря на провозглашенный М.Каэтану курс на «эволюцию в условиях преемственности», никакие значимые реформы не были проведены. Лидер португальских коммунистов А.Куньял так охарактеризовал деятельность этого политика: «Разрекламированные лиссабонскими властями так называемые «реформы», направленные якобы на «либерализацию» политической жизни в Португалии, привели лишь к изменению фасада режима, но не его существа»3. Схожую оценку дал и лидер португальских социалистов М.Соареш: «На третьем году правления тот потенциал обновления, который был у Марселу Каэтану на момент прихода к власти, исчез. По всей стране разделяли мнение, что «политическая либерализация» завершилась, так и не успев начаться»4. Обманув чаяния населения, режим стал стремительно терять легитимность.
Высокая инфляция приводила к ухудшению жизни не только гражданского населения, но и стала затрагивать военных, что вызвало их недовольство. Они объединились в «Движение капитанов» для отстаивания своих корпоративных интересов. Таким образом, изначально «Движение капитанов» преследовало сугубо корпоративные цели, но в столь напряженной обстановке оно превратилось в политическую силу, которой суждено было стать искрой, воспламенившей всю страну.
Хроника основных событий
Однако чтобы высечь эту искру, «Движению капитанов» нужен был лидер. В Португалии сложилась практически хрестоматийная предреволюционная ситуация - правительство не готово было проводить реформы, а общество не хотело жить по-старому. Все ожидали прихода некоего «спасителя», который бы вывел страну из сложившегося тупика. Предполагалось, что им мог бы стать один из генерал-губернаторов колоний, чьи полномочия и влияние постоянно росли на протяжении войны. К тому времени на подобную роль претендовали трое: К.Гомеш - генерал-губернатор Мозамбика, А.Спинола - генерал-губернатор Гвинеи-Биссау и К.Аррайга - генерал-губернатор Анголы.
Самым популярным из них был А.Спинола. Он происходил из аристократической семьи, был сторонником А.Салазара, в свое время участвовал в гражданской войне в Испании на стороне Франко. Широкую известность он получил благодаря публикации его книги «Португалия и ее будущее», в которой предлагал завершить колониальную войну мирным путем и после некоторого переходного периода предоставить колониям право выбора - оставаться в составе Португалии или стать независимыми (т. н. федеративный проект). Судя по всему, А.Спинола не стремился радикально реформировать режим, скорее, он хотел адаптировать его к новым реалиям.
В португальском правительстве осознавали угрозу переворота. 14 марта 1974 года М.Каэтану призвал всех генералов явиться на прием, сам факт участия в котором свидетельствовал бы о «верности правительству». Генералы А.Спинола и К.Гомеш отказались от посещения приема, что дало правительству повод отправить их в отставку.
После этого «Движение капитанов» (позже «Движение вооруженных сил») взяло курс на осуществление переворота. Проведение операции было возложено на капитана О.Сарайва. В ночь с 24 на 25 апреля сигналом для ее начала стала песня «Грандола вива морена». Заговорщикам практически беспрепятственно удалось занять все ключевые объекты инфраструктуры и правительственные здания. Никто не встал на защиту прежнего режима, переворот прошел практически бескровно. К шести часам вечера режиму «Нового государства» пришел конец, и М.Каэтану вынужден был передать власть генералу А.Спиноле. В этот же день публикуется декрет №1 о смещении со своих постов президента и членов правительства, роспуске Национального собрания и Государственного совета5.
На следующий день формируется правительство национального спасения (Жунты), в состав которого вошли по два представителя от каждого рода войск. В этот же день генерал А.Спинола обратился к нации в качестве главы этого правительства. В тот же день было провозглашено, что Жунта не ставит своей целью установление военной диктатуры в Португалии. Новое правительство позиционировало себя в качестве временной структуры, призванной обеспечить выборы президента и созыв учредительного собрания для выработки текста новой Конституции страны. Первыми указами Жунты стали: устранение цензуры, роспуск политической полиции, освобождение политических заключенных и возвращение всех ссыльных. Благодаря последнему указу в Португалию вернулись социалист М.Соареш и коммунист А.Куньял - впоследствии две самые значимые фигуры в политической жизни страны конца XX века.
Военный переворот, однако, вызвал неожиданно сильный отклик у населения, что явно не входило в расчеты А.Спинолы: «Выступление военных 25 апреля началось как военный переворот, но по мере того, как развивались события, он в этот же день перерос в нечто большее, чем просто переворот»6. Особенно ярко это проявилось в ходе празднования 1 мая: тысячи людей участвовали в массовых демонстрациях, неся в руках гвоздики: «В тот упоительный первый майский день, день единения левых политических сил и их сторонников, казалось, что самое трудное уже позади, что отныне, как в песне «Грандола», во всей стране будет править народ, а свободное, равное, братское будущее уже наступило. Чувство было обманчивым. Схватка за то, кто и как распорядится плодами «Революции гвоздик», только начиналась»7.
Первое временное правительство приступило к работе 26 мая 1974 года. Поскольку в его состав входили представители практически всех политических сил в стране, ему было сложно выработать какую-либо единую программу действий, что и стало причиной несостоятельности этого правительства. Все политические силы выступали против салазаровского режима и сходились во мнении о необходимости завершения колониальной войны, но по другим вопросам их точки зрения расходились: «Эти весьма разнородные силы… не имели каких-либо согласованных планов и единства взглядов в отношении путей строительства новой Португалии»8.
Нормализация советско-португальских отношений
После 1918 года отношения между Португалией и Россией не поддерживались. По итогам Первой мировой войны португальское правительство следовало в фарватере политики стран Антанты и не признавало Советскую Россию. После 1926 года в Португалии установился профашистский режим, который считал коммунистов своим главным врагом, что не располагало к нормализации двусторонних связей.
В годы Второй мировой войны Португалия формально сохраняла нейтралитет, но весьма благосклонный к гитлеровской Германии, что не добавляло ей симпатий со стороны Советского Союза. С конца 1950-х годов СССР встал на путь поддержки национально-освободительных движений в борьбе с колониализмом, а Португалия как раз обладала обширными колониями, что исключало даже постановку вопроса о взаимном признании. Первый посол СССР в Португалии (1974-1982 гг.) А.И.Калинин так описывал отношение салазаровского режима к Советскому Союзу в то время: «Никаких контактов, идеологический барьер покрепче Берлинской стены. Человек с советским паспортом не имел права ступать на ее землю (редких транзитных пассажиров запирали в отдельных помещениях аэропортов или морских портов)»9.
Несмотря на это, уже в начале 1970-х годов экономические трудности подталкивали португальское руководство к попыткам расширить свои внешнеторговые связи, в том числе и с СССР. Еще в 1972 году в Министерстве иностранных дел Португалии была создана комиссия по изучению возможности сближения с СССР, а португальским представителям за рубежом предписывалось «прозондировать» этот вопрос. В марте 1973 года на многосторонних консультациях в Хельсинки по созыву общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе через своего представителя португальское руководство уведомило советскую сторону о готовности возобновить дипломатические отношения без дополнительных условий. В тот момент руководство СССР сочло подобный шаг нецелесообразным, однако смена режима в Португалии изменила политическую обстановку. «Революция гвоздик», которая смела салазаровский режим, вместе с ним устранила и главное препятствие на пути нормализации советско-португальских отношений, а программа по деколонизации, предложенная А.Спинолой, предоставляла приемлемую основу для сближения обеих стран.
После победы революции в Португалии одним из важнейших в повестке дня стал вопрос о нормализации отношений с Советским Союзом. В первые же дни после революции руководство Португальской Республики стало по разным каналам - в публичных выступлениях, через своих представителей за рубежом и при посредничестве португальской коммунистической партии - поднимать вопрос о возобновлении дипломатических отношений с СССР.
В циркулярной ноте Жунты национального спасения от 2 мая 1974 года относительно международных отношений говорилось: «Во внешней политике временное правительство будет опираться на принципы независимости и равенства всех государств, невмешательства во внутренние дела и защиты мира»10. Эта декларация стала платформой для выстраивания отношений со всеми странами независимо от того, к какому блоку они принадлежали.
После первомайских демонстраций министр иностранных дел Португалии М.Соареш совершил тур по европейским странам и США с разъяснениями событий, происходящих в его стране, и программы нового правительства. 3 мая 1974 года в Бонне он встретился с послом СССР в ФРГ В.М.Фалиным, в беседе с которым впервые официально поставил вопрос о нормализации двусторонних отношений. 25 мая 1974 года, находясь в Лондоне для проведения переговоров с представителями ПАИГК (Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде), М.Соареш посетил посольство СССР и в беседе с послом СССР в Великобритании Н.М.Луньковым еще раз официально подтвердил заинтересованность португальской стороны в нормализации отношений с СССР. М.Соареш заявил: «Я хочу подчеркнуть, что в стремлении установить дипломатические отношения в первую очередь с Советским Союзом меня поддерживают все демократические партии Португалии, это их общая позиция. Все правительство едино в этом вопросе - от коммунистов до правоцентристов»11.
В Посольстве СССР в Лондоне после консультаций с португальской стороной была составлена декларация об установлении дипломатических отношений между Португалией и СССР, которую опубликовали 9 июня 1974 года. Через месяц, 19 июля, португальская сторона одобрила кандидатуру А.И.Калинина в качестве первого посла СССР в Лиссабоне. Примерно через три недели после этого, 9 августа 1974 года, советский посол вручил верительные грамоты Президенту Португалии. Несколько позже, 28 октября 1974 года, состоялась церемония вручения верительных грамот первого посла Португалии в СССР М.В.Невеша заместителю Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Ф.Ильяшенко. В беседе с последним М.В.Невеш заявил: «Правительство Португалии стремится к установлению широких связей со всеми странами, при этом особое значение оно придает развитию отношений дружбы и сотрудничества с Советским Союзом»12.
Кандидатура М.В.Невеша была выбрана неслучайно. Его юридическое образование оказалось весьма ценным на начальном этапе при разработке правовой базы двусторонних отношений. Пригодился первому португальскому послу в СССР и солидный опыт работы в экономической области. До назначения в Лиссабон будущий глава португальской дипмиссии занимал посты в Португальской ассоциации промышленников, работал в Союзе международных ярмарок и Палате международной торговли. Впервые он посетил СССР в 1972 году в составе делегации Союза международных ярмарок. О первом посещении страны Советов М.Невеш вспоминал: «От первой поездки в СССР у меня осталось впечатление об исключительных возможностях, ожидающих нас на советском рынке, ранее практически закрытом для нашего экспорта»13.
Выбор в качестве посла человека, имеющего связи в деловых кругах Португалии и с некоторым представлением о советских реалиях, недвусмысленно свидетельствовал о стремлении португальского руководства к налаживанию широких торгово-экономических связей с Советским Союзом. Ставка на это в целом оправдалась - «успешное развитие взаимовыгодного сотрудничества, которое сразу же стало набирать хорошие темпы, создавало благоприятные предпосылки для вывода португальской экономики из зависимого от западных монополий положения путем диверсификации международных торгово-экономических отношений»14. Взаимный товарооборот вырос за год с 11 млн долларов в 1974 году до 116 миллионов - в 1975 году и продолжал расти.
25 июля 1974 года в Лиссабоне открылось посольство СССР. В следующем году состоялось открытие советского торгпредства и назначение военного атташе, что свидетельствовало также и о стремлении СССР к всестороннему развитию отношений с Португалией. В октябре 1974 года приступило к работе Посольство Португалии в Москве.
Первые два года после восстановления двусторонних связей можно назвать «медовым месяцем» советско-португальских отношений. Казалось, что обе страны хотели как можно скорее наверстать более чем полувековой разрыв в общении. Множество различных делегаций следовали из Португалии в СССР и из СССР в Португалию, включая делегации на высшем уровне. В 1975 году СССР посетили министр иностранных дел Португалии М.Соареш (январь) и Президент страны Ф.Кошта Гомеш (октябрь).
Взаимный интерес был огромным. Советские люди приветствовали революцию, положившую конец профашистскому режиму. Португальцев же интересовало буквально все в Советском Союзе, особенно советская культура, искусство и наука. За эти два года была разработана правовая база двусторонних отношений, а многие из подписанных тогда соглашений продолжают действовать до сих пор.
Период с 1974 по 1976 год стал пиком развития советско-португальских отношений. В дальнейшем португальская политическая элита постепенно сделает выбор в пользу евроинтеграции и ориентации на лидера западного мира - США. Изменение внешнеполитических установок Португалии привело сначала к застою, а затем и к кризису двусторонних отношений. Начало 1980-х годов стало самым сложным временем в истории советско-португальских отношений. В этот период двусторонние связи были сведены исключительно к культурному обмену, а все остальное взаимодействие было приостановлено.
Во второй половине 1980-х годов в отношениях между двумя странами возобладал курс на взаимное сближение и расширение двустороннего сотрудничества. В частности, Президент Португалии М.Соареш посетил Советский Союз дважды: с официальным визитом в ноябре 1987 года и неофициальным - в мае 1991 года. В свою очередь, Португалию посетили министр иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе (март 1988 г.) и министр иностранных дел СССР А.А.Бессмертных (апрель-май 1990 г.). Новый этап двустороннего взаимодействия начался с образованием Российской Федерации. Португалия была одной из первых стран, признавших Россию 26 декабря 1991 года.
За полвека с момента восстановления двусторонних отношений в Лиссабоне сменилось десять советских/российских послов, в Москве - 13 португальских. Президенты Португалии семь раз посещали Россию/СССР. Среди последних контактов можно отметить официальный визит Президента Португалии Ж.Сампайю в Москву в 2001 году (25-29 октября), а в 2018 году Президент Португалии М.Ребелу де Соуза находился в Москве, чтобы поддержать португальскую футбольную команду на чемпионате мира по футболу. Президенты России посещали Португалию четыре раза: два раза В.В.Путин - в ноябре 2004 года и октябре 2007-го и два раза Д.А.Медведев - в ноябре 2008 года и ноябре 2010-го.
Премьер-министры Португалии девять раз посещали Россию/СССР. Из последних можно отметить рабочий визит премьер-министра Ж.Сократеша в 2007 году (27-29 мая), а также поездку премьер-министра А.Кошты на чемпионат мира по футболу в июне 2018 года.
Последний раз министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров находился с визитом в Лиссабоне в 2018 году (23-24 ноября), а министр иностранных дел Португалии А.Сантуш Силва посещал Москву с рабочим визитом в 2021 году (30 мая - 1 июня).
Резкое обострение отношений Российской Федерации с коллективным Западом после начала специальной военной операции самым негативным образом отразилось на российско-португальских связях. Лиссабон принял решение следовать в фарватере политики Вашингтона и Брюсселя, в автоматическом режиме присоединившись ко всем антироссийским пакетам санкций. Таким образом, практически все взаимодействие в рамках двустороннего диалога было «поставлено на паузу».
Можно сказать, что в современной истории России двусторонние отношения переживают свой самый сложный период. В подобных условиях говорить о широком праздновании полувекового юбилея восстановления дипломатических отношений, к сожалению по понятным причинам, не приходится. Тем не менее остается надеяться, что после стабилизации международной обстановки российско-португальское сотрудничество получит новый импульс и, с учетом ранее накопленного положительного опыта, будет динамично и поступательно развиваться. А очередной юбилей при наличии к тому необходимых условий будет отмечаться в обеих столицах в более позитивной
и торжественной обстановке.
1Ястржембский С.В. Португалия: трудные годы национального возрождения. М.: Знание, 1989. С. 3.
2Яковлева Н.М. Португалия: история политической модернизации. М.: ИЛА РАН, 2016. С. 73.
3Правда. 09.03.1974.
4Soares M. Portugal Amordoçado Lisboa: Arcadia, 1974. P. 665.
5Конституционный закон №1 от 25 апреля 1974 г. // Португалия: Конституция и законодательные акты (сборник док. под ред. И.П.Ильинского) М.: Прогресс, 1979. С. 31.
6Cunhal A. Mentira e verdade na revolucao 25 de Abril. Lisboa: Editorial Avante!, 2016. P. 102.
7Поляков А.К. Португалия. Полная история. М.: АСТ, 2021. С. 382.
8Кольчик В.А., Ястржембский С.В. Португальская партия в борьбе за демократию и социальный прогресс. М.: Мысль, 1983. C. 211.
9Калинин А.И., Герасимов В. На перекрестке времен: путь советского дипломата. Астрахань: Новая линия, 2022. С. 101.
10Программа Движения вооруженных сил // Португалия: Конституция и законодательные акты (сборник док. под ред. И.П.Ильинского) М.: Прогресс, 1979. С. 29.
11АВП РФ. Ф. 0124. Оп. 26. П. 104. Д. 1. Л. 15-16.
12АВП РФ. Ф. 124. Оп. 19. П. 3. Д. 2. Л. 103.
13Невеш М. Миссия в Москве. Опыт первого португальского посольства в стране Советов. Пер. с порт. М.: Прогресс, 1987. С. 26.
14Крицкий Л.Г. Португалия: время испытаний. М.: Знание, 1979. С. 58-59.
Источники и литература
- Калинин А.И. На перекрестке времен: путь советского дипломата / А.Калинин, В.Герасимов. Астрахань: Новая линия, 2022. 160 с.
- Крицкий Л.Г. Португалия: время испытаний. М.: Знание, 1979. 64 с.
- Писарец И.Г. Португалия в поисках нового пути. М.: Международные отношения, 1986 г. 150 c.
- Невеш М. Миссия в Москве. Опыт первого португальского посольства в стране Советов. М.: Прогресс, 1987. 176 с.
- Португалия: путь от революции… под ред. В.Л.Верникова. М.: Весь Мир, 2014. 368 с.
- Португалия: эпоха перемен / Под ред. Н.М.Яковлевой. М.: ИЛА РАН, 2014. 234 с.
- Сарайва Ж.Э. История Португалии. Пер. c порт. М.: Весь мир, 2007. 384 с.
- Черняев А.С. Совместный исход: Дневник двух эпох (1972-1991 гг.). М.: РОССПЭН, 2008. 1047 с.
- Яковлева Н.М. Португалия: история политической модернизации. М.: ИЛА РАН, 2016. 255 с.
- Ястржембский С.В. Португалия: трудные годы национального возрождения. М.: Знание , 1989. 67 c.
- Birminghem B. A concise history of Portugal. Cambridge University Press, 2018. 226 p.
- Cunhal A. Mentira e verdade na revolucao 25 de Abril. Lisboa: Editorial Avante! 2016. 325 p.
- Chilcote R.H. The portuguese revolution State and Class in transition to democracy. NY: Rowman & Ñittlefield Publishers, 2010. 316 p.
- Portugal. A European Story / Ed. Vasoncelos A., Seabra M.J. Lisboa: Instituto de Estudos Estrategicos e Internacionais, 2000. 206 p.
- Pinto A.C., Monteiro N.G. Historia Politica Contemporanea: Portugal 1808-2000. Lisboa: Objectiva, 2019.
- Ramos R., Sousa B.V., Monteiro N.G. Historia de Portugal. Lisboa: A esfera dos Livros, 2009. 974 p.
- Soares M. Portugal Amordocado. Lisboa: Arcadia, 1974. 735 p.