Важнейшим церковно-общественным событием времени патриарха Филарета явилось принесение в 1625 году из Персии в Москву честнóй ризы Господа нашего Иисуса Христа. В 1621 году в Иран было направлено посольство во главе с дворянином Василием Коробьиным и дьяком Евстафием Кувшиновым1. Это было ответное посольство. «Ему предшествовали два безрезультатных русских посольства к шаху Аббасу I с просьбами о материальной помощи»2. Задача нового посольства «сводилась к заверениям в дружбе и добрососедских отношениях Московского царя к шаху и к содействию в торговых отношениях, что вполне соответствовало экономическим и политическим интересам Московского государства того трудного периода»3.

Уже во время первого приема прибывшего русского посольства шах Аббас I Великий (1588-1629 гг.)4 21 января 1622 года сообщил, что намерен послать Московскому царю и патриарху «срачицу, в которой Христос распят» был, взятую им во время набега на Грузию в 1617 году5. Риза находилась, будучи вложенной в крест Католикоса грузинского6 и была захвачена в качестве трофея. В начале XVII века Иверия пережила «двукратное нашествие шаха Аббаса I, которое ни в чем не уступало ужасам Тамерлана»7.

Русские послы сообщили в Москву о предполагаемом даре, о чем государь и патриарх узнали 27 июня 1624 года. Получив сообщение, в Москве стали искать исторические свидетельства о ризе Господней. 29 июня  расспросили находившегося в Москве посла грузинского царя Теймураза - архиепископа Феодосия. Иерарх-грузин, прибывший из Иерусалимского патриархата, поведал, что хитон и «срачица» Христовы хранились первоначально в Иерусалиме «на Голгофе в соборной церкве Воскресенья Христова в сундуке»8. Затем Грузинский царь воздвиг каменный храм «блиско Кумытцкой земли», в которой он «из Ерусалима Христов Хитон и Срачицу и иные многие святыни поставил»9. Архиепископ отметил, что в этом сундуке наряду с другими святынями был также «образ Спасов на убрусе, что послал Господь наш Иисус Христос ко Авгарю царю на исцеление»10. Он сказал, что у шаха нет никаких христианских святынь и что Теймураз, как только «учинитца на своем государстве в Иверской земле, и он-де Государю ни за что не постоит, те все святыни пришлет к Государю»11.

7 июля распросили Новоспасского келаря-грека, старца Иоанникия, который прибыл на Русь в 1619 году вместе с Иерусалимским патриархом Феофаном и остался в Москве12. Он очень подробно рассказал в Посольском приказе о том, каким образом данная святыня оказалась в Иверской земле. Из его повествования явствует, что при распятии Христа Спасителя на Голгофе находился воин, которому затем досталась святыня. Согласно сообщению келаря, он принес ее в Грузию и подарил своей сестре. После кончины его сестра была погребена «в том хитоне вместо савана»13. Над ее погребением во Мцхете выросло затем большое дерево, от которого истекало миро и подавались многие исцеления больным. Поэтому над древом был построен большой каменный храм «и устроили тут архиепискупа началного»14. Во время набега Персидского шаха его воины ставили коней в Мцхетском храме «и с тех де мест миро от того древа течь перестало»15.

Кроме того, Вологодский архиепископ - Нектарий Грек16 (1613-1616 гг., 1625-1626 гг.) «про Христову срачицу и про Хитон прислал в Посолский приказ письмо. А в письме ево написано: был у патриарха Константинополского архидьякон, и посылал ево патриарх в Грузинскую землю. И он де в Грузех ходил к церкве, имянем Исхета и видел на правом крылосе в церкве у перваго столпа стояли свечи зазжены; и он спросил священников о том, что то есть? И они сказали, что под тем столпом положен хитон Христов, сииречь одежда Христова; а принес де то некоторый воин, что был у распятия Христова третей человек с сынми, и взял ту Христову одежду. И меташа жребий, и падоша жребий ему; и взял он всю одежду целу и принес ее в Грузинскую землю; и многие от нея чюдеса сотворишася»17.

С возвратившимся русским посольством на Русь прибыло также персидское посольство. В «Ином сказании» описано принесение святыни в Москву: «Посол от Перьсидского Абас-шаха грузинец Русамбек; от шаха государю Царю и отцу его, Святейшему патриарху, поднес ковчего золот с камением, с лалы и с бирюзы»18. Риза была вручена Святейшему патриарху 11 марта во время приема персидских послов, «на другой неделе Великого поста в пятницу»19. Принеснная риза не была первым даром христианских святынь Московскому государю. Еще ранее, в 1618 году, от шаха в Москву была прислана с посольством «церковная казна», взятая в Иверской земле, - «образ Ивана Предтечи, и амфоры, и воздухи и плащеницы с каменьем и с жемчюги»20.

Принесенная риза - это бесценный, духовный дар и великая святыня. «Патриарх же тот ковчег приял честне, и дозря в том ковчежце с митрополитом Крутицким Киприяном, и с Нектарием архиепископом греческим, и со архимариты, и игумены, и протопопы, тое святыню свидетельствовал21 и сыскивал»22.

Первоначальное отношение к доставленной из Персии святыне было сдержанное. На врученном ковчеге, в котором она находилась, имелась надпись «латынским писмом; а латыня еретики, а та святыня, что называют Христовою срачицею, прислана от иновернаго царя Аббас-шаха, и без истиннаго сведетелства тое святыни за истину прияти опасно»23.

Это, а также противоречивость сведений, полученных в результате проведенных расспросов, побудило Святейшего патриарха положиться на промысел Божий и на Его благую милость. Глава Церкви благословил творить семидневный пост и усиленно молиться, чтобы Господь дал уверение о принесенной святыне. Митрополиту Крутицкому Киприану с духовенством было поручено носить ризу к больным.

В описании принесения ризы Господней приводится 14 случаев благодатного исцеления больных, произошедших от нее. Это явилось неоспоримым свидетельством подлинности ризы Господней. Поэтому в Великий пост, после праздника Благовещения, 26 марта в субботу, на исходе Крестопоклонной седмицы, в Царских палатах проходило заседание Собора с участием царского синклита. Было принято решение: хранить принесенную святыню «в соборной церкви Пречистые Богородицы Успения, у живоноснаго Гроба Господня, и устроити во златом ковчежце и пети молебны, и воду святити, и всем болящим с чистою совестию приходити и исцеления просити невозбранно»24. В воскресный день 27 марта честная риза была торжественно положена на престол в Успенском соборе Московского Кремля. Это было воскресение четвертой недели Великого поста.

О размере-величине святыни известно следующее: «По освидетельствовании риза оказалась куском красноватой материи размером 1 х 1 пядь»25. В древнерусских текстах традиционно говорится о принесении в Москву ризы Господней, но, как видим, это была ее частица. Можно отметить, что данная святыня уже была известна на Руси до XVII века. В мощевике-квадрифолии (энколпионе) святителя Дионисия Суздальского (†1385; пам. 26 июня)26  среди различных святынь называются: «риза Христова нешвеная юже Святая Богородица съдел[а]», а также частица «хитона Господа нашего Исус Христа еже наречется срачица»27. С 1401 года данный ковчег находился в Москве и хранился в казне Великого князя, став «одной из главнейших великокняжеских святынь»28. Возможно, последующее изучение мощевиков и энколпионов позволит выявить и другие частицы данной святыни.

Принесение и последовавшее почитание ризы Господней содействовало развитию почитания страстей Христовых в Успенском соборе. Изначально это были традиции, восходившие к Великому Новгороду. В новгородском Софийском соборе совершался особый Чин погребения на Страстной седмице, отражавший особенности Устава Великой церкви, который употреблялся «в Царьграде до разорения его крестоносцами» (1204 г.), который, «в свою очередь… восходил к древнему Уставу храма Святого Гроба, бытовавшему до взятия Иерусалима Хозроем»29. Названный Чин «пришел» в Москву из Великого Новгорода в конце XVI века. Как отмечает А.Л.Баталов, Чин, «вводивший в храм зримый образ Святого Гроба, был заимствован из Новгорода, тогда как мысль о его введении в Москве в храме «Святая Святых» была связана с иерусалимской ориентацией всего Годуновского замысла»30. Однако замысел царя Бориса (†1605) о построении грандиозного храма «Святая Святых» остался неосуществленным, но в последующее время «Гроб Господень», устроенный в Успенском соборе, сохраняясь, свидетельствовал о благочестивом замысле Б.Годунова.

Необходимо также отметить, что точная мера Гроба Господня, которая приносилась из Иерусалима, на Руси «приобретала значение реликвии и была как бы мерным символом Живоносного Гроба… В Описи келейной казны Патриарха Филарета вместе с другими реликвиями  Святой земли указано 13 мер Гроба Господня»31. Уже при патриархе Ермогене (1606-1612 гг.) в Успенском соборе особо почиталась подобная святыня. На основании такой привезенной меры московские мастера должны были изготовить для Успенского собора в 1620-1621-х годах подобие Гроба Господня. «Гроб Господень, созданный в меру Живоносного Гроба, становился его иконой, переносящей всю полноту Первообраза, приобретал значение самостоятельной реликвии, сохраняя его и вне Чина, совершаемого в Великую субботу»32.

В Успенском соборе был изготовлен деревянный «теремец», но затем по благословению патриарха и распоряжению царя «староста котельного цеха Дмитрий Сверчков отлил из меди шатер, предназначенный для хранения церковных реликвий, который занял место рядом с гробницами Митрополитов Фотия и Киприана в юго-западном углу храма»33. «В интерьере шатра на четырех скатах его кровли находятся иконы, изображающие «Страсти Господни»34, 12 сюжетов были написаны мастером-иконописцем Назарием Истоминым35. В «шатре» была размещена точная копия Гроба Господня, как в кувуклии храма Воскресения в Иерусалиме.

Кованый шатер был подобием часовни Гроба Господня в Софийском соборе в Великом Новгороде36. Так был частично реализован неосуществленный замысел Бориса Годунова. В Великом Новгороде в часовне полагались святыни, приносимые паломниками из Святой земли37. В Успенском же соборе в Москве был положен серебряный ковчег, в котором был «ковчег златый, принесенный с Ризою Господнею ис Персиды». Он был поставлен в «теремце у возглавия Гроба Господня»38.

Современник писал о принесении ризы: «Видев же Господь Бог государя Царя благочестие, и велию веру, и о истине попечение, и государя Патриарха многое исправление39 и духовную кротость, и послал к ним Свое Божественное сокровище, честную Свою ризу, еже есть хитон, на утверждение православныя христианския веры, яко же древле Иоавгарю Свой Божественый же образ на исцеление»40.

О ризе Христа Спасителя возвышенно говорится в летописях. В Пискаревском летописце читаем о даровании «от Бога граду нашему Москве от безбожных рук варварскаго языка от Царя шах Абаса Кизылбыскаго ризу Свою богателеснаго погребения, еже есть хитон, многоценное богатество. И свет восия паче солнца и благодать слепым, бесным и иным многое исцеление»41.

В Мазуринском летописце говорится, как принесена была риза «Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, еже есть хитон, в славный Царьствующий преименитый град Москву от Абаса шаха, Царя Персидцкия страны, от Шамахиския земли, из Грузинскаго Царства, с послом Русамбеком… И положена бысть честная та риза в соборной Церкви честнаго и славнаго Успения Пречистыя Богородицы. И оттоле уставиша празновати службу месяца марта в 27 день, празнуем положения честныя и многоцелебныя ризы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еже есть хитон, в преименитом Царьствующем граде Москве»42.

Необходимо отметить, что честная риза Христова издревле хранилась в древней столице Иверии, городе Мцхете, в соборе во имя святых двенадцати Апостолов - Светицховели43. Не следует смешивать ризу Господню с Его святым Хитоном, который и поныне, по преданию Грузинской церкви, хранится в мцхетской земле под колонной в кафедральным соборе Светицховели в Грузии. Шах Аббас «не посмел… коснуться Животворящего столпа»44. В середине XVII века Троицкий келарь, старец Арсений (Суханов), побывал во Мцхете и описал столп, то есть место хранившейся там святыни45.

Принесение ризы Господней в Москву имело также и некоторые политические аспекты. Посылая святыню в дар Святейшему патриарху Филарету, шах хотел таким образом добиться невмешательства Московского царя в дела Грузии46. По другой версии шах «готовися к войне с Турцией и должен был обеспечить свою северную границу от возможного  вторжения через Дагестан и Ширван турецко-крымских войск»47. Но военный потенциал России в то время не позволил ей играть существенную политическую роль на Кавказе. Тем не менее на приемах шах Аббас оказывал всяческое внимание русским послам, полагая, что через других послов, присутствующих при этом, турецкому султану станет известно «о тесной дружбе с Московским государством»48.

Большое участие во всех событиях, связанниых с принесенной ризой Господней, принимал митрополит Крутицкий Киприан49 (1624-1626 гг.), который ранее был первым Тобольским архиереем (1620-1624 гг.). Ко времени принесения ризы в Москву он был на Крутицкой кафедре, исполняя обязанности викарного архиерея при патриархе50. «Патриарх… Филарет повеле Крутицкому митрополиту Киприяну сложити стихеры и канун»51. Он исполнил патриаршее благословение. Иерарх-гимнограф возносит в службе благодарения «в первом лице множественного числа, будучи, очевидно, участником событий»52, - пишет Ф.Г.Спасский. Составленная служба имеет три тематических пласта: заимствования из службы «Положению ризы Богоматери во Влахерне», а также из служб «Кресту» (Крестопоклонная и Страстная седмицы) и некоторые авторские мотивы. В последней рубрике автор «обнаруживает хорошее знакомство с событиями, происходившими при принесении ризы во времена царя Михаила и отца его, патриарха Филарета, в царствующем граде Москве»53.

В икосе службы читаем: «Риза, еюже безгрешный Господь одеем, сию неблагодарнии людие от далних стран, яко дар некий, в Царствующий град Москву принесоша. Тогда убо ея благоверный Царь Михаил со отцем своим Филаретом Патриархом, не яко земен дар, но яко Небесную жизнь, великим желанием и со свидетельством духовным радостно прияша и боголепным поклонянием Владыце Христу Богу нашему благодарственная хваления воздаша»54.

Интересен отпуст службы: «Христос истинный Бог наш молитвами Пречистыя Его Матере и положение честныя и славныя и многоцелебныя Ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еже есть хитон, в славнем и преименитом Царствуюшем граде Москве и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец»55. Принесение ризы Господней в Москву - это милость Божия «Русской земле, которая совершенно особо из всех земель «назирается» Богом», а служба этому священному событию - есть «гимн «богоизбранному» граду Москве»56.

К концу 1625 года служба «Положению ризы» была издана на Московском печатном дворе и ее стали рассылать по епархиям, храмам и монастырям57. Это было первое издание Московского печатного двора, посвященное данному событию. В книге использованы разные наборы, причем, «такое решение было направлено не столько на увеличение тиража издания, сколько на ускорение печатания книги»58.

Одновременно служба проникает и в Богослужебные книги. Богослужебная Минея за март была выпущена Печатным двором в 1624 году, то есть за год до принесения ризы в Москву. Ко времени принесения ризы и создания службы готовилось издание общей Минеи (14. Х. 1625) и служба положению ризы была напечатана в ее конце59. «В дальнейшем Служба на положение ризы Господней продолжала печататься в составе Минеи общей»60, она могла печататься также в Праздничной минее (Трефологионе)61. В 1631 году патриарх Филарет послал грамоту Вселенскому Патриарху Кириллу I (Лукарису), в которой сообщал о посылке ему Следованной Псалтири, а также Общей Минеи, «для того, что в ней служба ризы Господней»62.

В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе отмечено, что 27 марта «празднуют Ризе Господней». Также приводятся уставные указания о совершении Богослужения на этот день: «А буде на Светлой неделе учнут праздновать, празднуй по Благовещенской главе и со всенощным». Перед началом Богослужения «ключари меншей ковчег с ризою Спасовою полагают на налое, да образ Ризы Положения противу Патриархова места»63. На Утрени после Мирной ектении «полагается чтение о ризе Спасове в Толковом Евангелии, или новое слово о Хитоне»64. Можно отметить такое событие: в 1628 году ключарь Успенского собора Марк был сослан в Сийский монастырь «под начало» «за ево великую гордость и за непослушанье и за церковную смуту»65. Затем выяснилось, что на праздник Положения ризы «того Слова… не сыскали», поэтому грамотой патриарх просил Сийского игумена распросить ключаря Марка об этой книге66.

Принесению ризы Господней было посвящено несколько литературных произведений. Первое, так называемое «Документальное сказание», имеет несколько редакций. Оно было составлено по благословению святителя Филарета, при этом были использованы документы Посольского приказа. Описанные в сказании чудеса, происходившие от ризы Господней, «подкрепляются аналогией с испытанием царицей Еленой Креста Христова» в Иерусалиме при его обретении67. Все последующие тексты используют его как литературный источник68. В его написании мог принимать участие князь С.И.Шаховской. Он позднее написал торжественное произведение о ризе Господней, которое остается неопубликованным69. Неопубликованной остается и краткая «Повесть о ризе Господней»70. Во всех прологах начиная с издания 1660 года по 10 июля публикуется так называемое «Проложное сказание», встречается оно и в рукописных списках71. В трех редакциях дошло до нас и «Легендарное сказание», созданное в народной среде около середины XVII века72.

Торжественное «историческое событие нашло отражение в иконе «Положение ризы Господней в Успенском соборе» Московского Кремля, написанной около 1627 года и находившейся на западной стене рядом с шатром»73 в Успенском соборе Московского Кремля. По своей иконографии она восходит к образу «Положение ризы Богоматери во Влахерском храме»74. Известны и другие иконы, посвященные этому историческому событию75. Имеются также иконы с клеймами, «излагающими историю Господней реликвии: ее сокрытие, чудеса от нее, предысторию привоза на Русь и чудесные знамения в Москве… Не менее существенно и то, что каждое из клейм сопровождено подробными надписями, соотносящимися с текстом «Сказания о ризе», возникшего на Руси»76. На одной из икон патриарх Филарет изображен с нимбом, за ним стоит митрополит Крутицкий Киприан77. Таким образом, данная иконография являет пример изображения на иконах лиц, «которые живи суще»78. Стоглавый собор в 1551 году, давая положительный ответ на вопрос о возможности изображения на иконах живых людей, указал примеры подобной иконографии. Икона «Положение ризы Господней» продолжает данное явление.

Обстоятельства принесения в Москву ризы Господней становятся известны по всей Руси, так как об этом говорилось в рассылавшихся грамотах и в самой службе. Царь и патриарх сообщили это Тобольскому архиепископу Макарию (1624-1635 гг.), который находился в далекой Сибири. В сохранившейся царской грамоте говорится о вручении патриарху принесенной святыни Урус-беком. Говорится о заповеданных посте и молитве, «чтоб Господь Бог о той святыни проявил святую Свою волю, како можем учинити о той святыни»79. Описание произошедших исцелений, говорится в царской грамоте, было приложено «за печатью отца нашего, Великого государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Руси»80. По получении грамоты царь предписывал всем собраться в Софийском соборе Тобольска, зачитать обе грамоты от царя и патриарха и совершить «молебен з звоном»81.

Грамоты рассылались также и другим архиереям, а те, в свою очередь, оповещали об этом храмы и монастыри своих епархий. Еще в XIX веке была опубликована грамота Тверского архиепископа Пафнутия (1620-1628 гг.) игумену Троицкого Калязинского монастыря Евфимию (1625-1629 гг.). Он сообщил о присылке грамот от царя и от патриарха, в которых сообщалось о принесении ризы Господней из Персии в Москву. В особой прилагавшейся «росписи» были описаны происходившие от святыни чудеса: в прошлом «133 году марта с 23 числа чудес и исцеления от Господни ризы всяким людем 67 чюдес, да нынешняго 134 году сентября с 3 числа четыре чудеса»82. Иерарх спрашивал также настоятеля, есть ли у них печатная служба празднику? Если нет, то нужно было прислать в Тверь «черного попа с дьяком, и мы велим дати книгу печатную, Службу Ризе Господней, всю сполна, на список, какова нам прислана»83. С изготовленной копии предписывалось делать затем новые списки для монастырей и храмов.

Сохранилось описание особенностей Богослужения на этот праздник в Соловецком монастыре. При игумене Макарии (1627-1632 гг.) было установлено: «празновати празник сий в неделю по празнице Благовещения Пресвятей Богородицы или преже празника в неделю… Снеди же братии на трапезе повеле в той день преставляти, якоже и в день Воздвижения Честнаго Креста Господня, и в неделю трет(ь)юю святого Великого поста, на Поклоненине честному Кресту»84.

В конце жизни царя Михаила Феодоровича, при патриархе Иосифе данное празднование было перенесено на 10 июля85. Так сформировался Богослужебный триптих: празднование Положению ризы Господней (10 июля), затем воспоминание о торжестве царского венчания в 1613 году (11 июля) и, наконец, царские именины государя, то есть память преподобного Михаила Малеина (†962; пам. 12 июля).

Уже при патриархе Филарете от принесенной ризы отделялись частицы, которые полагались в мощевики и благоговейно хранились в других храмах и соборах86. В 1650 году Патриарх Иосиф прислал в Ильинский храм в Ярославле частицу ризы и поэтому в юго-западной башне был устроен Ризоположенский придел, он был соответствующим образом расписан, а диакон Петр Костромитин написал храмовую икону Положения ризы87.

На месте встречи послов шаха Аббаса в Москве был построен первоначально деревянный храм, а затем - каменный88. Ныне - это храм в честь Положения ризы Господней недалеко от Донского монастыря. В 1951 году патриарх Алексий I (1945-1970 гг.) передал в храм аналойный образ Положения ризы Господней в Успенском соборе с частицей ризы в иконе89. В ограде храма соорудили каменный обелиск, установленный на месте встречи персидского посольства в 1625 году90.

При патриархе Иоакиме в 1681 году последовали соборные постановлении о Живоносном древе и ризе Господней. Для Крестного древа должен быть изготовлен новый ковчег, в котором оно должно храниться91. О ризе Господней говорится, что «пребогатое сокровище разделено на многия части, и устроено в разные ковчеги, и блюдомо не во едином месте, и того ради явилось пренебрегаемо». Поэтому было принято решение: все части ризы должны быть собраны вместе во едином ковчеге и хранить их вместе с Живоносным древом и износить его единожды в год, «в день спасительных… страстей, еже есть в Великий Пяток и в последующее время ризу «не разделяти». Для ношения ризы к больным должна быть особая Ее часть в ковчеге92.

Статья археолога С.А.Беляева (†2019), опубликованная в конце ХХ века в «Журнале Московской патриархии» (ЖМП), посвященная вопросу богослужения в честь ризы Господней, заканчивается словами: «Дай Бог, чтобы и мы сподобились поклониться ризе в том соборном храме, куда она была изначально положена»93. Прошло несколько лет, и во время торжеств 90-летия возрождения патриаршества на Руси, 19 ноября 2007 года, в Успенском соборе Кремля был совершен молебен Московским чудотворцам, а также заупокойная лития о всех в Бозе почивших предстоятелях Русской церкви. Затем в Мироваренной палате Патриаршего дворца в Московском Кремле последовал осмотр выставки «Собор русских патриархов». После этого при встрече с Президентом России в Александровском зале Большого Кремлевского дворца В.В.Путин «передал Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (†2008) ковчег с фрагментом ризы Христовой из собрания музеев Московского Кремля. Святейший патриарх Алексий II поблагодарил В.В.Путина, отметив, что эта святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя»94.

Принесение ризы Господней в Москву произошло спустя 12 лет после венчания царя Михаила и шесть лет после интронизации патриарха Филарета и послужило духовному утверждению на Руси новой династии95. Это священное событие нашло отражение в гимнографии, иконографии, обогатило древнерусскую литературу памятниками духовной письменности. Мы приближаемся к 400-летнему юбилею принесения ризы Господней в Москву.

 

 

1О Е.А.Кувшинове см.: Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 270. В 1623 г. в Персию по распоряжения царя и по благословению патриарха отправился из Москвы купец Ф.А.Котов // Котов Федот. Хожение купца Котова Федота в Персию. М.: Восточная литература, 1958. С. 25, 63.

2Бушев П.П. Посольство В.Г.Коробьина и А.Кувшинова в Иран в 1621-1624 гг. // Иран. Экономика. История. Историография. Литература. 1976. С. 125.

3Там же. С. 126.

4«Велик шах Аббас, деяния его святы…» // Живая история Востока. М., 1998. С. 97-102; Аббас // Славянская энциклопедия. XVII в. М., 2004. Т. 1. С. 8.

5Белокуров С.А. Дело о присылке шахом Аббасом ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. М., 1891. С. 13.

6Там же. С. 14.

7Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археологическое описание. Тифлис, 1900. С. 204. Данная книга из библиотки МДА (К1, Н 33, 179783), которой мы пользовались, имеет на титульном листе дарственную надпись: «В библиотеку Святейшаго Сергия, Патриарха Московского и всея Руси, любителя и ценителя старины святой на добрую память от К[аталикоса] - П[атриарха] Каллистрата. 1943. Х.31».

8Там же. С. 45.

9Там же. С. 46; Полиевктов М. Материалы по истории грузино-русских взаимоотношений. 1615-1640 гг. (Посольства Веревкина, Харитона, Феодосия, Никифора, Гегенева и Волконского). Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1937. С. 89.

10Белокуров С.А. Указ. соч. С. 46; О царе Авгаре см.: Мещерская Е.Н., Панченко К.А. Авгарь // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 88-90.

11Белокуров С.А. Указ. соч. С. 47.

12Патриарх мог в последующее время писать новоспасскому келарю письма из Иерусалима, извещая его о бедственном положении Церкви // [Муравьев А.Н.] Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 40.

13Белокуров С.А. Указ. соч. С. 47; Дворцовые разряды. Т. 2: (с 1628 по 1645 г.). СПб., 1851. Стб. 771; Сабинин М. Полное жизнеописание святых Грузинской церкви. СПб., 1871. Ч. 1. С. 29-31.

14Белокуров С.А. Указ. соч. С. 17; Начальный - старший, главный // Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1983. Вып. 10. С. 308.

15Белокуров С.А. Указ. соч. С. 17.

16См. о нем: Башнин Н.В. Архиепископ Вологодский и Великопермский Нектарий: служение и «смирение»//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2019. №2(76). С. 60-70; Устинова И.А. Нектарий Грек// Православная энциклопедия. М., 2017. Т. 48. С. 605-607.

17Белокуров С.А. Указ. соч. С. 22; Гухман С.Н. Документальное» сказание о даре шаха Аббаса России // ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI-XVII вв. Л., 1974. С. 262.

18Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. Изд. 2. СПб., 1909. Т. 13. Стб. 137; Русское историческое повествование XVI-XVII веков. М., 1984. С. 84; Смута начала XVII века в сочинениях современников. М., 2017. С. 577; Белокуров С.А. Указ. соч; Шумилов В.Н. Государственное древлехранилище хартий и рукописей: Опись документальных материалов фонда. №135. М., 1971. С. 128-129.

19Белокуров С.А Указ.соч. С. 24; Другие дары шаха называются в Бельской летописи // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). М., 1978. Т. 34. С. 236-237; Персидские послы прибыли в Москву 25 февраля // ДР. Т. 1: 1612-1628. СПб., 1850. Стб. 661; 26 мая были отпущены назад // Там же. Стб. 696.

20Там же. С. VI-VII.

21Свидетельствовати - устанавливать подлинность // Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 2000. Вып. 23. С. 161.

22Русское историческое повествание… Т. 13. Стб. 137; С. 84.

23Белокуров С.А. Указ. соч. С. 25.

24Русское историческое повествование… Т. 13. Стб. 138; С. 85.

25Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. С. 76. Пядь - это расстояние между кончиками раздвинутых большого и указательного пальцев // Романова Г.Я. Объяснительный словарь старинных русских мер. М., 2017. С. 216-217; Белобров В.А. Традиционные русские меры длины. М., 2018. С. 219-220.

26Флоря Б.Н. Дионисий // Православная энциклопедия. М., 2007. Вып. 15. С. 241-243; Макарий, архимандрит. Митрополиты Древней Руси (Х-ХVI вв.). М., 2016. С. 443-468.

27Христианские реликвии в Московском Кремле / Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2000. С. 46.

28Там же; Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976. С. 35.

29Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле «Святая святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 164.

30Там же.

31Там же. С. 165.

32Там же.

33Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. М., 1979. С. 37. 16 февраля 1631 года патриарх благословил Д.Сверчкову  «образ Живоначалные Троицы, оклад басмен, венцы резные» // РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 882.

34Толстая Т.В. Указ. соч. С. 38.

35Брюсова В.Г. Назарий Истомин (материалы к биографии) // Материалы и исследования / Государственные музеи Московского Кремля. М., 1976. Вып. 2. С. 189; Она же. Русская живопись ХVII века. М., 1984. С. 18.

36Часовня Гроба Господня была устроена у западной стены в южном нефе Софийского собора в Великом Новгороде значительно раньше // Гордиенко Э.А. Часовня Гроба Господня в Софийском соборе // Новгородский исторический сборник. СПб., 2003. Сб. 9(19). С. 94-130; Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков // Энциклопедический словарь. СПб., 2007. С. 531.

37Гордиенко Э.А. Указ. соч. С. 130.

38Гухман С.Н. Указ. соч. Т. 28; Исследования по истории русской литературы… С. 383. Одновременно в Успенском соборе почиталась еще одна голгофская святыня. В 1688 г. Грузинский царь Арчил Вахтангович, переселяясь в Москву, принес с собой гвоздь, которым Господь был пригвожден ко Кресту. Он хранился в Успенском соборе и в праздник ризы Господней «гвоздь убирали живыми цветами на аналое; верующие «сподоблялись лобзать» его» // Христианские реликвии... С. 77; Описание Богослужения в этот день в Успенском соборе во второй половине XVIII в. см.: Левшин А., протоиерей. Историческое описание первопрестольного в России храма, московского Успенского собора… М., 1783. С. 168-170.

39Исправление - исполнение обязанностей, заповедей // Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1979. Вып. 6. С. 291.

40Повесть о победах Московского государства / Издание подготовил Г.П.Енин. Л., 1982. С. 40.

41ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 220.

42ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 159.

43См.: Натроев А. Указ. соч. С. 99-110.

44ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 204. В Грузии также поныне пребывает великая святыня - риза-сорочка Пресвятой Богородицы, память ей творится 2(15) июля. В этот день «Пречистая риза выносится из Зугдидского музея в кафедральный собор Влахернской иконы Богоматери, расположенный на территории музея, где после торжественной службы верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира» // Жития грузинских святых. Тбилиси, 2002. С. 110.

45Православный палестинский сборник. Т. 7. Вып. 3: Проскинитарий Арсения Суханова / Н.И.Ивановский. СПб., 1889. С. 109. Подробнее о данной святыне, память которой творится в Грузинской церкви 1(14) октября, см.: Жития грузинских…С. 159-163.

46Александр (Заркешев), игумен. Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597-2001 гг.). СПб., 2002. С. 24-27; Каган М.Д. Сказания о даре шаха Аббаса // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (ХVII в.). Ч. 3. П - С. СПб., 1998. С. 462. В 1625 году в результате битвы с персами, вторгшимися в Грузию, погибло более 9 тыс. грузин, память их творится в Грузинской церкви 3(16) августа // Жития грузинских святых… С. 129-130.

47Бушев П.П. Посольство В.Г. Коробьина и А.Кувшинова в Иран… С. 135.

48Там же. С. 142. Между тем в это время мученически пострадала Грузинская царица Кетеван «в главном городе Персидского царства Ширазе по приказу шаха Аббаса 22 сентября 1624 года» // Начкебия М. Кетеван // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 32. С. 566.

49Ромодановская Е.К. Киприан Старорусенков // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И - О. СПб., 1993. С. 160-161; Она же. Киприан//Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 33. С. 715.

50Селин А.А. Новгородское общество в эпоху смуты. СПб., 2008. С. 398-403.

51ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 14. С. 152. В 1643 году иеромонах Мелетий Сириг с Крита, будучи в Киеве, также написал службу «положению нешвеннаго хитона Христова, принесеннаого из Персиды во Москву во времена благочестваго Царя Михаила Федоровича» // Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 211.

52Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 59.

53Там же. С. 58.

54Икос // Служба на Положение Ризы, еже есть хитон Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М., 1625. Л. 15-15 об.; То же // Минея Июль. М., 1988. Ч. 1. C. 516.

55Служба на Положение Ризы... Л. 23.

56Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник изучения русской государственной идеологии XVII в. (к постановке вопроса) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 29; См. также: Она же. Человек. Книга. История. Московская печать XVII века. М., 2016. С. 122. Прим. 1. С. 150.

57Поздеева И.В.; Ерофеева В.И.; Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век - 1641 год. Находки археографических экспедиций 1971-1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000. С. 156; Кириллические издания Ростово-Ярославской земли (1493-1652 гг.). Каталог. Ярославль, Ростов, 2004. С. 145.

58Вознесенский А.В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах. О печатании книг с нескольких наборов (к истории издания в Москве в 1625 г. Службы на Положении ризы Господней) // ТОДРЛ. СПб., 2009. Т. 60. С. 527.

59Там же.

60Там же. Но позднее она была включена в состав июньской Богослужебной минеи // Крылов Г., протоиерей. Книжная справа XVII века. Богослужебные минеи. М., 2009. С. 397-398.

61Спасский Ф.Г. Указ. соч. С. 57; См.: Трефолой. Месяцы март-май. М., 1638. Л. 80-90. Перед текстом службы помещена краткая справка об историческом событии принесения ризы Господней в Москву // Там же. Л. 80-80 об.

62[Муравьев А.Н.] Указ. соч. Т. 2. С. 141. В ответной грамоте от 30 июня 1633 г. Вселенский патриарх сообщал святителю Филарету о получении книг с московскими послами // Каптерев Н.Ф. Собрание сочинений. М., 2008. Т. 1. С. 470.

63РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 59.

64Там же. Стб. 64.

65Акты Сийского монастрыря. Вып. 1: Воскресенский А. Грамоты патриарха Филарета (1619-1633 гг.). Архангельск, 1913. С. 45.

66Там же. С. 47-48.

67Каган М.Д. Указ. соч. С. 463. См.: Феодорит Кирский, епископ. Церковная история. М., 1993. С. 58; Настольная книга священнослужителя. Т. 2: Месяцеслов (сентябрь-февраль). М., 1978. С. 73.

68Каган М.Д. Указ. соч. С. 463.

69Там же; См. также: Буланин Д.М. Шаховской Семен Иванович//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 4: Т - Я. Дополнения. СПб., 2004. С. 277, 279.

70Каган М.Д. Указ. соч. С. 463-464.

71Там же. С. 464; См.: Пролог. Кн. 2: март-август. М., 2003. Л. 278 об. - 280; Литературный сборник XVII века. Пролог. М., 1978. С. 249-251.

72Каган М.Д. Указ. соч. С. 463-464; Подробнее об этой редакции см.: Енин Г.П. К литературной истории «Сказания о даре шаха Аббаса» // Мравалтави. Тбилиси, 1985. Сб. 11. С. 162-168. У патриарха Филарета хранилась «Книга в подесть, писменая, Сказание о принесении ризы Господни» // РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 910.

73Толстая Т.В. Указ. соч. С. 38; Христианские реликвии... С. 288; Барков А.Г. Успенский собор Московского Кремля. М., 2017. С. 80. См. также: Древности Российского государства. Отделение 1: Св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачения сана духовного. М., 1849. С. 29-31.

74Сидоренко Г. Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля в 1625 году. К типологии иконы из собрания ГТГ // Русская поздняя икона от XVII до начала ХХ столетия. Сборник статей. М., 2001. С. 110.

75См.: Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2: XVI - начало XVIII века. М., 1963. С. 292, 488-488; Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 135. Табл. 131; Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. С. 20. Табл. 36. На иконе вместо изображения полагаемой ризы изображен мощевик с частицей ризы // Пивоварова Н.В., Мальцева А.А. Икона «Положение ризы Господней» в Успенском соборе Московского Кремля из села Астафьево // От средневековья к Новому времени. Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. М., 2006. С. 407; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007. С. 102-103; 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988. С. 113.

76Пивоварова Н.В.; Мальцева А.А. Указ. соч. С. 407.

77Сидоренко Г. Указ. соч. С. 114, 117.

78Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 304.

79Тобольский архиерейский дом в ХVII веке. Новосибирск, 1994. С. 221.

80Там же.

81Там же; В конце грамоты имеется «припись» «дьяка Петра Микулина» // Веселовский С.Б. Указ. соч. С. 330.

82Акты археологической экспедиции (ААЭ) Т. 3: 1613-1645. СПб., 1836. С. 247.

83Там же. С. 246.

84Гухман С.Н. Указ. соч. Т. 28; Исследования по истории русской литературы… С. 384.

85Беляев С.А. Богослужение в честь Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля // ЖМП. 1996. №7. С. 78. В «Святцах» 1646 г. память положения ризы Господней указана 10 июля, приведено краткое сообщение о принесении ризы Господней в Москву, а также напечатаны тропарь и кондак праздника // Святцы. М.: Печатный двор, 06.12.1646. Л. 294-294 об.

86Дебольский Г., протоиерей. Дни Богослужения Православной Церкви. М., 1996. Т. 1. С. 102-103; Энеева Н. Частица ризы Спасителя - в Московском Кремле // ЖМП. 1996. №7. С. 73. О судьбе святыни на протяжении веков см.: Августин (Никитин), архимандрит. Риза Господня и Россия // Альфа и Омега. М., 2006. №2(46). С. 332-350; №3(47). С. 354-368. Частица ризы Господней имелась в кипарисовом кресте в Троицком Калязинском монастыре // Лебедев А. Описание Троицкого Колязина мужского первоклассного монастыря Тверской епархии. Ярославль, 1868. С. 49.

87Пивоварова Н.В., Мальцева А.А. Указ. соч. С. 412-413. См. также: Бусева-Давыдова И.Л., Рутман Т.А. Церковь Ильи пророка в Ярославле. М., 2002. С. 74, 76, 79, 81, 97, 98; Кочетков И.А. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М., 2009. С. 505-506.

88Библиограф. Принесение в Москву ризы Господней // Московские епархиальные ведомости. М., 1879. №29. С. 240; Паламарчук П. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995. С. 118-122.

89Свиденюк В., протоиерей. Храм Ризоположения в Москве // ЖМП. 1967. №4. С. 16: Москва православная. Церковный календарь. История города. Благочестивые обычаи. [Июль] М., 2000. С. 260.

90Паламарчук П. Указ. соч. С. 121.

91Описание ковчега, изготовленного в конце XVII века, в котором риза хранится и поныне, см.: Христианские реликвии... С. 72-75.

92Акты исторические (АИ). Т. 3: 1676-1700. СПб., 1842. С. 115. См.: Виноградский Н. Церковный Собор в Москве 1682 года. Смоленск, 1899. С. 185; АИ. Т. 5: 1676-1700. СПб., 1842. С. 115.

93Беляев С.А. Богослужение в честь ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля // ЖМП. 1996. №7. С. 78.

94Торжества, посвященные 90-летию восстановления патриаршества в Русской православной церкви // ЖМП. 2007. №12. С. 16. Ранее произошла передача частицы ризы в Ярославле. «В Великую Пятницу, 9 апреля 2004 года, святыня была передана Русской православной церкви и положена на поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре» // [Августин (Никитин), архимандрит]. Риза Господня в России // Альфа и Омега. М., 2006. №3(47). С. 368. Фотографию выноса духовенством ковчега с ризой Гоподней на Крестный ход см.: Святая Толга. Свято-Введенский монастырь. Ярославль, 2014. С. 298.

95На праздник Положения ризы Господней произносились проповеди, см.: Фаворский Д., протоиерей. Слово в день положения честныя ризы Господа нашего Иисуса Христа, яже есть хитон, в Царствующем граде Москве // Московские епархиальные ведомости. М., 1904. №31. С. 344-346; Михаил, архимандрит. Святые минуты (Искорки Христова света). Чтение на каждый день года. СПб., 1906. С. 191; Дьяченко Г., протоиерей. Полный годичный круг кратких поучений. М., 1995. Т. 2. С. 38-40; Владимир (Иким), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. Слова в дни памятей особо чтимых святых. М., 1999. Кн. 2. С. 356-381.