24 декабря 2024 года 79-я сессия ГА ООН своей резолюцией 79/243 консенсусом одобрила разработанную мировым сообществом по инициативе Российской Федерации конвенцию против киберпреступности. Документ стал первым универсальным юридически обязывающим инструментом в сфере уголовного правосудия в цифровой среде и международной информационной безопасности в целом.

Таким образом, прошло пять лет с момента принятия ГА ООН резолюции 74/247, учредившей большинством голосов Спецкомитет по разработке проекта всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях, до представления 79-й сессии ГА ООН проекта разработанной и одобренной 9 августа 2024 года Спецкомитетом конвенции. Конечно, можно было бы констатировать, что Спецкомитет успешно завершил свою работу в ходе 78-й сессии. Вместе с тем заложенный резолюцией ГА ООН 74/247 мандат выполнен не полностью. Поэтому его работа продолжится уже в формате новых дискуссий по разработке дополнительных протоколов к конвенции.

Вообще, с самых первых попыток обсуждения проблематики киберпреступности на глобальном уровне стало понятно, что идея разработки универсального договора ООН по противодействию информпреступности не находит поддержки со стороны ведущих государств развитого мира. США и их союзники блокировали любые инициативы привнести эту тематику в формат ООН. России, КНР, Бразилии и их единомышленникам потребовалось порядка десяти лет для преодоления ожесточенного сопротивления «прогрессивного Запада». Работали поэтапно.

Сначала 10-й Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бразилиа, 2010 г.) своей резолюцией постановил учредить Межправительственную группу экспертов открытого состава (МГЭ) по изучению проблемы киберпреступности. Цель группы: при содействии Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) выработать рекомендации международному сообществу по противодействию киберпреступности. МГЭ за десять лет провела шесть рабочих встреч и завершила свою работу в 2021 году, предложив государствам 61 рекомендацию общего характера. Главным достижением МГЭ является профинансированная Россией разработка проекта исследования киберпреступности, констатирующего, помимо прочего, необходимость «создания новых универсальных международно-правовых механизмов по борьбе с киберпреступностью».

Затем Россия в 2017 году в Нью-Йорке распространила в виде рабочего документа 71-й сессии ГА ООН собственную версию проекта конвенции ООН по противодействию информационной преступности, разработанного заинтересованными российскими ведомствами. Его цель - представить государствам-членам в виде «пищи для размышления» контуры будущего проекта универсального международного договора. Предать мировому сообществу, прежде всего из числа развивающихся стран, большую динамику в вопросе продвижения данной тематики на ооновских площадках.

Следующим этапом стала представленная Российской Федерацией и одобренная 73-й сессией ГА ООН при соавторстве 36 государств резолюция 73/187 «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» (за нее проголосовали 94 государства). Она впервые включила в повестку дня ГА ООН и ее профильного Третьего комитета обсуждение проблематики противодействия ИКТ преступности. Призвала Генерального секретаря ООН представить в ходе 74-й сессии ГА ООН подробный доклад «О трудностях государств-членов при противодействии преступности в информационном пространстве».

Состоявшаяся для его обсуждения на 74-й сессии ГА ООН широкая политическая дискуссия продемонстрировала неготовность государств в одиночку противостоять глобальной киберпреступности. Главная причина - трансграничный и анонимный характер природы совершения преступлений. По сути, начиная с 2019 года эта тема прочно прописалась отдельным пунктом в повестке дня ООН.

Заключительным аккордом в серии российских инициатив стал представленный Третьему комитету 74-й сессии ГА ООН в соавторстве с КНР и еще 45 государствами проект резолюции об учреждении Специального комитета открытого состава (78 стран поддержали, 61 - выступили против). Его цель: разработка проекта всеобъемлющей конвенции ООН по противодействию использованию ИКТ в преступных целях.

Все эти российские инициативы вызывали резкое неприятие и активное противодействие Запада.

Неудивительно, что и работа самого Спецкомитета натолкнулась на упорное сопротивление США и их союзников. Именно эти страны под предлогом того, что «мир еще не готов к разработке универсального международного договора по противодействию киберпреступности», голосовали против создания специального профильного органа ООН на ее 74-й сессии. В ход шли любые уловки для того, чтобы оспорить «правильность» и легитимность резолюции 74/247 (якобы она для многих государств не действительна, поскольку они голосовали против нее) или, по крайней мере, максимально затормозить запуск субстантивной дискуссии.

Так, в ходе проведения подготавливающей работу Спецкомитета организационной сессии в мае 2021 года в Нью-Йорке США, ЕС и их союзники были наиболее близки к тому, чтобы сорвать ее итоговую резолюцию. Сначала они убедили все государства в том, чтобы принять резолюцию исключительно консенсусом, а затем сами и подорвали ими же предложенный консенсус руками своих сателлитов. Завершили подготовительную сессию полным провалом.

И только благодаря решительной и настойчивой позиции России, которая экстренно представила свой проект резолюции 75-й сессии ГА ООН по модальностям работы Спецкомитета, ситуация была спасена. Западные страны, не ожидавшие мгновенного ответного российского хода, в итоге перехитрили сами себя. Рассчитывая на поддержку союзников из числа развивающихся стран, которые и должны были поставить проект на голосование, сами при обсуждении резолюции на ГА ООН устранились и сохраняли так называемый нейтралитет. Однако ни одно государство не решилось взять на себя политическую ответственность за срыв запуска Спецкомитета. В результате интеллектуальный поединок с Западом выиграла Российская Федерация, а резолюция 75/282 неожиданно для всех государств-членов была принята консенсусом.

В целях придать будущему процессу большего поступательного развития и подтолкнуть участников к активной работе Российская Федерация в июле 2021 года представила в секретариат Спецкомитета в Вене обновленный вариант проекта всеобъемлющей конвенции ООН по противодействию информационной преступности. Соавтором документа стали Беларусь, Бурунди, КНР, Никарагуа и Таджикистан.

Активная работа велась и в лагере противников разработки конвенции ООН. Весь предшествовавший запуску Спецкомитета период времени Вашингтон посвятил продвижению своих, нацеленных на сохранение доминирования в информационном пространстве глобальных подходов в области борьбы с киберпреступностью. Одновременно с процессом затягивания работы над разработкой всеобъемлющей конвенции Запад в экстренном порядке судорожно дорабатывал 2-й дополнительный протокол о раскрытии электронных доказательств к Конвенции СЕ о компьютерных преступлениях 2001 года (Будапештская конвенция), конвульсивно ускорял механизмы его вступления в силу и рекрутировал в Будапештскую конвенцию новых членов из числа небольших развивающихся государств. Преподносил этот региональный договор, легитимизующий несанкционированный доступ в информационное пространство суверенных государств, в качестве единственно возможного стандарта.

В ходе всей работы Спецкомитета администрация США настойчиво проводила политику киберсдерживания России. Вела кампанию по очернению российских подходов вбросами в прикормленные СМИ. Прикрываясь заявлениями о «неспровоцированной, непреднамеренной агрессии России против Украины», требовала прекратить работу Спецкомитета или, по крайней мере, исключить Российскую Федерацию из числа участников этого процесса. Оказывала беспрецедентное давление на председателя Спецкомитета Ф.Мебарки (Алжир) по выполнению своих требований. Не сложилось.

Именно принципиальная позиция стран Глобального Юга и Юго-Востока не позволила Белому дому реализовать свои неоколониальные запросы. Как следствие - крайне политизированные дискуссии первых субстантивных сессий в Нью-Йорке и Вене сменились практическим диалогом экспертов правоохранительных органов. Вообще, сам факт того, что США, активно выходящие в последнее время из всех не отвечающих их интересам международных договоров (РСМД, ПРО, ДОН и др.), не только остались в Спецкомитете по разработке нового ооновского соглашения, но и попытались возглавить этот процесс, говорит о крайней востребованности нового универсального договора ООН для всего человечества.

Из-за полярных подходов государств, а также сложных развязок и компромиссов Спецкомитет не смог завершить свою работу принятием конвенции в установленный резолюцией ГА ООН 75/282 срок. Была проведена дополнительная, полная драматизма заключительная субстантивная сессия. В результате появился первый универсальный инструментарий в сфере международной информационной безопасности. Представляется крайне важным, что соглашение подобного масштаба разработано именно с подачи России в нынешнем непростом геополитическом контексте.

Переговоры вызвали беспрецедентно высокий интерес со стороны всего мирового сообщества. Спецкомитет провел восемь субстантивных переговорных сессий в Вене и Нью-Йорке, а также большое количество неформальных консультаций в двусторонних и многосторонних форматах. В течение 2022-2024 годов в разработке конвенции очно приняли участие эксперты из почти 170 государств - членов ООН, представляющих политические и правоохранительные круги, а также научные, академические и бизнес-сообщества. Большая международная аудитория наблюдала за процессом разработки проекта конвенции в формате онлайн-трансляций.

Вместе с тем как инициатор резолюции ГА ООН 74/247, учредившей Спецкомитет ООН, Российская Федерация весьма сдержанно оценивает итоги его работы, отмечает лишь частичное выполнение мандата. Причиной этого являются двойные стандарты делегаций развитых стран во главе с США и Великобританией, не заинтересованных в разработке нового международного договора ООН. Они порой цинично ставили свои политические соображения и расчеты выше международных потребностей в борьбе с информационной преступностью.

Россия в русле выполнения резолюции ГА ООН 74/247 с самого начала последовательно выступала за широкую сферу охвата и криминализацию будущей конвенции. Однако вследствие негативной позиции Запада из проекта выпали такие ключевые элементы, как противодействие использованию ИКТ в террористических и экстремистских целях, незаконному обороту наркотиков и оружия, доведения детей до самоубийства, защита объектов критической информационной инфраструктуры. Названия и терминология искажены и идут вразрез с мандатом. В должной мере не получили закрепления механизмы предупреждения и пресечения совершения преступлений. Исчез целый ряд важных процессуальных аспектов. Ну и наконец, заложены вредные закладки, связанные с защитой прав человека, которые могут быть использованы недобросовестными государствами для отказа в оказании правовой помощи и международного сотрудничества в целом.

Однако, несмотря на определенные правовые пробелы, договор закрепляет самое важное - суверенитет государств в цифровом пространстве. В документе также заложены основы под постоянно действующую площадку ООН по налаживанию и укреплению международного сотрудничества правоохранительных ведомств государств-членов в их борьбе с киберпреступностью, включая блокировку противоправной информации и детской порнографии. Запускается сеть национальных контактных пунктов в режиме 24/7 для обеспечения помощи в целях предупреждения и уголовного расследования преступлений. Предусматривается возможность оказания технической помощи и подготовки кадров. Устанавливаются механизмы обмена электронными доказательствами по серьезным составам преступлений.

Церемония подписания конвенции пройдет во Вьетнаме 10-11 июля 2025 года. Ханой при поддержке России выступил инициатором такого мероприятия, приурочив его к 50-й годовщине воссоединения страны. Представляется крайне важным, что, как и в случаях с подписаниями конвенций ООН против транснациональной организованной преступности и коррупции, когда именно конференции высокого политического уровня (в Италии и Мексике соответственно) с участием более сотни государств венчали весь ход работы над данными универсальными договорами, подобное знаковое событие состоится и в этот раз в СРВ. Тем самым подчеркивается высокая политическая значимость и крайняя востребованность нового универсального международного договора.

Между тем работа мирового сообщества на этом не заканчивается. Завершен лишь самый первый, начальный этап. На повестке дня - скорейшее вступление Конвенции ООН против киберпреступности в силу. В соответствии с п. 1 Ст. 65 договора «настоящая конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение сороковой ратификационной грамоты о принятии, утверждении или присоединении». С учетом трансграничного характера киберпреступности и колоссального урона, который наносят преступники экономической деятельности большинства стран мира, представляется оправданным форсировать процедуру присоединения таким образом, чтобы уже в 2025-2026 годах конвенция стала полноценным функциональным механизмом. Задача представляется вполне выполнимой.

Одновременно с усилиями государств по ратификации необходимо в ускоренном порядке запустить работу над формированием будущих правил процедур конференции государств - участников конвенции. УНП, временно выполняющее роль секретариата конвенции, в соответствии с п. 6 резолюции ГА ООН 79/243 уже запланировало в Вене в январе 2026 года проведение специальной сессии Спецкомитета на этот счет. В соответствии с п. 8 Ст. 57 конвенции «конференция государств-участников, если она сочтет это необходимым, учреждает любые соответствующие механизмы или вспомогательные органы для содействия эффективному осуществлению конвенции». Проект решения сессии должен быть представлен для рассмотрения конференции государств-участников в ходе ее первого заседания.

Следуя опыту функционирования подобных универсальных договоров, в качестве конференционных органов в приоритете создание постоянно действующих тематических рабочих групп. По всей видимости, востребованными могли бы стать «классические» группы по криминализации, международному сотрудничеству, подготовке кадров и оказанию технической помощи. Вместе с тем с учетом высокотехнологичности проблематики важно предусмотреть возможность постоянного обновления конвенции для предотвращения ее морального устаревания. Вполне вероятно, что для этих целей государствам-участникам можно было бы рассмотреть вопрос создания еще одной профильной рабочей группы по оценке новых технологических вызовов и угроз.

И наконец, еще одним важным элементом будущего международного сотрудничества государств является работа над дополнительным протоколом к конвенции. В соответствии с п. 5 резолюции ГА ООН 79/243 «Специальный комитет продолжит свою работу mutatis mutandis с целью проведения переговоров по проекту протокола, дополняющего конвенцию и касающегося, в частности, при необходимости дополнительных уголовных правонарушений». Закреплена такая возможность и в Ст. 57 текста конвенции (ее п. G п. 5), где констатируется, что «государства-участники согласовывают виды деятельности, процедуры и методы работы для достижения целей, включая разработку и принятие дополнительных протоколов к настоящей конвенции». Представляется вполне логичным, что для работы в этом направлении конференции государств - участников конвенции следует рассмотреть вопрос о создании еще одного вспомогательного органа - рабочей группы правительственных экспертов открытого состава по разработке дополнительного протокола.

Весьма примечательно, что на первых этапах наиболее активными сторонниками разработки доппротоколов к конвенции выступали именно США и их союзники. Таким способом они «маскировали» свой отказ расширить сферу охвата договора и криминализировать большое количество преступлений. Работали против выполнения мандата Спецкомитета. Когда же развивающиеся страны восприняли западные призывы «буквально» и внесли по аналогии с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности пункт о разработке таких протоколов в проект итоговой резолюции Спецкомитета, Вашингтон спохватился, быстро «перекрасился» и пояснил, что имел в виду совсем другое - «разработать такие документы когда-нибудь в недалеком будущем».

Как итог: Запад перехитрил сам себя. Стало понятно, что любое расширение сферы охвата и криминализации конвенции англосаксам категорически неприемлемо.

Анализ национальных вкладов государств Юга и Юго-Востока в ходе субстантивных сессий Спецкомитета позволяет сделать вывод, что их позиции в значительной степени перекликаются с подходами России. Речь прежде всего идет о том, чтобы в будущем протоколе предусмотреть возможность криминализации деяний, связанных в том числе с терроризмом, разжиганием вражды, незаконным оборотом оружия, наркотиков, контрафактных медикаментов, торговли людьми и др. Актуальными являются и выпавшие по вине Запада из конвенции различные процессуальные меры, включая проведение допроса и иных процессуальных действий с использованием систем видеоконференции, а также специальные методы расследования. Нельзя исключать и постановки некоторыми государствами вопроса противоправного использования технологии искусственного интеллекта, а также в создании и распространении информации экстремистской направленности.

Таким образом, в ближайшие несколько лет мировому сообществу на площадке ООН предстоит сформировать новый постоянно действующий рабочий универсальный механизм по противодействию преступности в информационном пространстве. Это означает, что эпоха «закулисных» договоренностей по технологическому разделу мира уже прошла. Формируется новая архитектура международной информационной безопасности, прологом к которой и является Конвенция ООН против киберпреступности. Впереди выработка новых универсальных норм. И сегодня важен голос каждого государства в деле установления справедливого миропорядка в цифровой сфере.