Ровно 80 лет назад, в феврале 1945 года, в Ялте проходила третья встреча «Большой тройки», самая продолжительная и значимая из всех. Опыт крымской встречи имеет непреходящую историческую ценность. Он доказывает, что качественная дипломатия способна перетянуть на свою сторону и объединить даже откровенно недоговороспособных игроков. Наша задача как историков - продолжать детально исследовать и объективно освещать все этапы и динамику этого тяжелого политического процесса.
К началу Ялтинской конференции советские войска освободили уже не только территорию своей страны, но и части территории Польши, Чехословакии, Югославии и перешли к военным действиям в самой Германии. К тому моменту они находились менее чем в 70 км от Берлина. Немецкая армия понесла огромные потери, и миф о непобедимости Третьего рейха был давно развеян. Да и успехи союзников в Западной Европе, открывших наконец-то 6 июня 1944 года Второй фронт, были во многом предопределены победами СССР на советско-германском театре военных действий, практически уничтожившими ко времени высадки союзных войск в Нормандии военную и экономическую мощь Германии.
США и Великобритания тогда не стеснялись открыто признавать решающую роль Советского Союза в войне с общим врагом. В своем послании И.В.Сталину от 27 сентября 1944 года У.Черчилль писал: «Я был весьма рад, узнав от посла сэра А.К.Керра о той похвале, с которой Вы отозвались о британских и американских операциях во Франции. Мы весьма ценим такие высказывания, исходящие от вождя героических русских армий. Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить завтра в Палате общин то, что я сказал раньше, что именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины и в настоящий момент сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника»1.
Кроме того, Германия осталась, если не считать Японии на Дальнем Востоке, в одиночестве. Италия капитулировала еще в сентябре 1943 года. А все сателлиты рейха - Румыния, Финляндия, Болгария (в сентябре-октябре 1944 г.) и Венгрия (в январе 1945 г.) были выведены из войны и подписали соглашения о перемирии с тремя державами антигитлеровской коалиции.
Все это внесло существенные изменения в военно-политическую обстановку в мире, а также в соотношение сил на международной арене к началу проведения конференции. Настало время решать, как окончательно разбить врага и как строить новый мир и жить дальше.
Первые разговоры о возможном проведении в будущем еще одной встречи «Большой тройки» велись в Тегеране в 1943 году. Более предметно вопрос о новом совещании на высшем уровне был поставлен Президентом США Ф.Рузвельтом в послании И.В.Сталину, полученном 19 июля 1944 года: «Поскольку события развиваются так стремительно и так успешно, я думаю, что, возможно, в скором времени следовало бы устроить встречу между Вами, Премьер-министром и мною. Г-н Черчилль полностью согласен с этой мыслью»2.
Участники встречи не имели заранее согласованной повестки дня. Было условлено, что, как и в Тегеране, каждая из сторон сможет вынести на обсуждение любую интересующую ее тему.
20 января 1945 года посол США в СССР А.Гарриман в беседе с В.М.Молотовым впервые сообщил, что Президент Рузвельт «желает обсуждать военные и политические вопросы... Вопросы, относящиеся к обращению с Германией, куда входит расчленение Германии, и другие. Президент также очень хочет договориться по всем вопросам, которые остались открытыми после конференции в Думбартон-Оксе. Президент желает переговорить о Польше. Он хочет также беседовать с маршалом Сталиным по политическим и военным аспектам войны на Тихом океане, а также в Европе»3. И в тот же день в своей беседе с И.М.Майским Гарриман подчеркнул, что в отличие от Тегерана, где в основном обсуждались военные вопросы, в Ялте Президент США основную роль отводит политическим.
Наш посол в США А.А.Громыко достаточно точно указал в своей докладной записке В.М.Молотову перечень тем, которые, по его мнению, могут быть поставлены американцами и англичанами на предстоящем совещании.
Широкий круг вопросов, которые предполагалось обсудить на конференции, предопределил многочисленность состава делегаций трех держав. Создание ООН, освобождение Европы, расчленение Германии, репарации, Польша, Югославия, Дальний Восток, военнопленные и т. д. - все это обсуждали в Крыму.
Процесс принятия решений в ходе конференции был очень напряженным и сложным. Участники до и после каждого заседания обменивались в письменном виде мнениями по вопросам повестки.
По итогам был принят ряд документов: Протокол Крымской конференции, Совместное коммюнике, Соглашение о Дальнем Востоке, несколько соглашений, касающихся военнопленных, и др.
Одним из самых спорных вопросов была Польша. И решение его - победа советской точки зрения, хотя и пришлось уступить из-за этого по ряду других пунктов. Согласно Протоколу Крымской конференции, СССР отстоял свою позицию в отношении формирования нового польского правительства. «Новое положение создалось в Польше в результате полного освобождения ее Красной армией. Это требует создания временного польского правительства… Действующее ныне в Польше Временное правительство должно быть поэтому реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы»4. Также было решено, что восточная граница Польши будет проходить по «линии Керзона» с отступлениями от нее в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Западные границы Польши согласовать не удалось. Говорилось лишь о том, «что Польша должна получить существенные приращения территорий на Севере и Западе»5.
При обсуждении вопроса о создании ООН главной советской уступкой стало снятие требований о предоставлении права членства в Организации всем советским союзным республикам. Отдельное членство из всех союзных республик получили только Украина и Белоруссия.
Что касается германского вопроса, то обсуждение по нему было не менее сложным, чем по Польше. Тексты двух итоговых документов, коммюнике и протокола, касательно дальнейшей судьбы рейха расходятся. Протокол гласит: три державы будут обладать по отношению к Германии верховной властью и при осуществлении этой власти будут приняты меры, «включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии, которые они признают необходимыми для будущего мира и безопасности»6. В итоговом коммюнике пункт «Расчленение Германии» отсутствует, но есть пункт «Оккупация Германии и контроль над ней», в котором говорится, что «в соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны. Планом предусмотрены координированная администрация и контроль, осуществляемые через Центральную Контрольную Комиссию, состоящую из Главнокомандующих трех держав, с местом пребывания в Берлине… Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира»7.
На конференции, к сожалению, не удалось согласовать репарационную политику. Несмотря на ясное и четкое изложение советской позиции и отсутствие убедительных возражений против нее со стороны западных представителей, все вопросы возмещения ущерба передавались Межсоюзнической комиссии по репарациям с местопребыванием в Москве. Начало ее работы американцы и англичане всячески затягивали, а затем фактически сорвали. Также не удалось согласовать общую сумму репараций. Американцы согласились принять предложенную советской стороной цифру в 20 млрд долларов, из них Советскому Союзу 50%, лишь в качестве «базы для обсуждения» в комиссии. А англичане вообще отказались от обсуждения какой-то конкретной суммы8.
Что касается Дальнего Востока, то СССР брал на себя обязательство вступить в войну с Японией «через два-три месяца после капитуляции Германии»9 при условии международноправового признания Монгольской Народной Республики, возвращения СССР Южного Сахалина и передачи ему Курильских островов, а также обеспечения прав на аренду Порт-Артура, преимущественных интересов в порту Дайрен и по совместной с Китаем эксплуатации КВЖД и ЮМЖД.
Так, шаг за шагом, выстраивались контуры нового послевоенного мироустройства. Оно не стало идеальным, но, пройдя множественные испытания, доказало свою жизнеспособность и прочность, оберегая нас от апокалипсиса новой мировой войны.
Мир не стоит на месте. По прошествии времени меняются оценки тех или иных ключевых событий. На сегодняшний день в новых геополитических реалиях особо актуальными и важными представляются не только итоги Ялтинской конференции, но и тот факт, что руководители государств с противонаправленными, а то и вовсе взаимоисключающими национальными интересами, в жестких условиях игры с нулевой суммой смогли договориться и обеспечить человеческой цивилизации мир почти на полвека.
Крымская встреча навсегда останется победой советской дипломатии, доказавшей в годы тяжелейших военных испытаний свой высокий профессионализм и непревзойденное качество работы. Все это досталось нам в наследие. Хранить его и приумножать - наш долг.
1Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентом США и премьер-министром Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1957. Т. 1. С. 260.
2Там же. Т. 2. С. 158.
3АВП РФ. Ф. 06. Оп. 7а. П. 57. Д. 2. Л. 10-11.
4АВП РФ. Ф. 3б. Оп. 1. П. 19. Д. 231.
5Там же.
6Там же.
7Там же.
8Там же.
9Там же.