В Российской империи, со дня ее провозглашения в 1721 году и до Февральской революции 1917 года, исполнительная, законодательная и судебная власти замыкались на главе государства - самодержавном Императоре Всероссийском. В.Л.Емец, описывая систему государственных органов внешних сношений Российской империи, отмечал: «Согласно Основным законам […] во главе иерархической пирамиды находился российский император - глава законодательной и исполнительной власти и духовный вождь страны»1. Все внешнеполитические функции были полностью сконцентрированы в руках императора, который определял внешнеполитический курс государства, объявлял войну и заключал мир, утверждал договоры с иностранными державами2.

Ст. 12 Основных государственных законов Российской империи в редакции 1906 года устанавливала: «Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства»3. С момента учреждения 8 (20) сентября 1802 года императором Александром I Министерства иностранных дел его глава полностью подчинялся исключительно императору, перед которым нес полную и единоличную ответственность, обладая правом личного доклада императору4. Однако все решения по вопросам внешней политики окончательно принимались только императором. Уже осенью 1802 года первый министр иностранных дел Российской империи граф В.П.Кочубей жаловался, что ничего не знает о планах и решениях императора Александра I: «Представьте себе министра иностранных дел, который понятия не имеет об этом решении. […] Мне все чаще приходится говорить: «Так того хочет Император, такова Царская воля»5.

Император Александр I фактически сам руководил всеми направлениями внешней политики, доверяя министрам иностранных дел лишь «секретарскую работу». При императорах Николае I, Александре II и Александре III за все время их царствования личность министра иностранных дел оставалось несменяемой. При Николае I это был граф К.В.Нессельроде, при Александре II - светлейший князь А.М.Горчаков, при Александре III - Н.К.Гирс. Они также скорее были секретарями по иностранным делам своих государей, нежели полноправными министрами. И.С.Рыбаченок отмечает: «Важным фактором при этом являлась личность императора: Александр I и Николай I активно осуществляли собственную политическую линию, Александр II - колебался, Александр III полагал, что он «сам себе министр иностранных дел», хотя и прислушивался к мнению Гирса»6.

В царствование императора Николая II на посту министра иностранных дел сменилось девять человек: Н.К.Гирс (1894-1895 гг.), князь А.Б.Лобанов-Ростовский (1895-1896 гг.), Н.П.Шишкин (1896-1897 гг.), граф М.Н.Муравьев (1897-1900 гг.), граф В.Н.Ламздорф (1900-1906 гг.), А.П.Извольский (1906-1910 гг.), С.Д.Сазонов(1910-1916 гг.), Б.В.Штюрмер (июль-ноябрь 1916 г.), Н.Н.Покровский (ноябрь 1916 г. - 2 марта 1917 г.). Чередование сравнительно большого числа лиц, занимавших руководящий министерский пост при последнем императоре, имеет как объективные, так и субъективные причины. Н.К.Гирс был министром иностранных дел при императоре Александре III и ненадолго пережил своего монарха, уйдя из жизни 14 (26) января 1895 года. Выражая свои соболезнования семье покойного, Николай II отметил, что его «высоко ценил мой незабвенный отец и я»7. Н.К.Гирс едва успел ввести молодого государя в курс дела, в частности, сообщив ему о наличии заключенной в 1891/93 годах франко-русской военной конвенции, о которой Николай II знал в самых общих чертах.

26 февраля 1895 года царь назначил на должность министра иностранных дел опытного дипломата князя А.Б.Лобанова-Ростовского, прослужившего на дипломатической службе с 1844 года, в том числе в должности посла в Константинополе, Лондоне и Вене8. А.Б.Лобанов-Ростовский лично знал большинство государей и руководителей внешней политики иностранных держав. Он также стоял у истоков многих направлений и начинаний внешней политики императора Николая II, в том числе дальне- и ближневосточного направлений, и установления выгодного для России мирного status-quo в Европе, который включал в себя и важное европейское турне 1896 года, во время которого князь скоропостижно скончался от инфаркта. По свидетельству С.Ю.Витте, смерть князя А.Б.Лобанова-Ростовского «очень огорчила Государя и Государыню»9.

Известный русский публицист A.M.Уманский писал о А.Б.Лобанове-Ростовском после его кончины: «Покойный министр принадлежал к ныне почти исчезающему типу бояр-дипломатов екатерининской эпохи. Оснащенный разносторонним европейским образованием, сильной волей, с детства знавший свою страну, при этом опираясь на прочные наследственные связи, Лобанов-Ростовский твердо верил, что великой стране его должны неотъемлемо принадлежать великие задачи и право на великое существование среди других европейских держав. Князь Лобанов-Ростовский принадлежал к тому немногочисленному у нас классу лиц, которые знают чего хотят и умеют неуклонно продвигаться к намеченной цели»10.

Сменивший А.Б.Лобанова-Ростовского Н.П.Шишкин изначально был фигурой проходной, временной, а потому уже в январе 1897 года заменен императором Николаем II на графа М.Н.Муравьева, пришедшего на работу в МИД в девятнадцатилетнем возрасте и начавшего дипломатическую службу с должности младшего секретаря. Работал в миссиях Берлина, Стокгольма, Штутгарта, затем секретарем посольства в Париже и Берлине. Став министром, М.Н.Муравьев продолжил проводить в жизнь внешнеполитический курс императора Николая II, который заключался в сохранении мира в Европе и развитии для России азиатского направления. Вскоре после своего назначения на должность министра, в 1897 году М.Н.Муравьев заверил высокопоставленного германского дипломата Б. фон Бюлова, что император Николай «в силу глубочайшего убеждения желает мира, мира повсюду, но особенно в Европе и, в частности, между Германией и Россией»11 .

Одновременно М.Н.Муравьев был горячим сторонником франко-русского военного союза, у истоков которого он стоял, подготавливая встречу Николая II с Президентом Ф.Фора, которая состоялась в августе 1897 года на борту крейсера «Pothuau». Во время этой встречи Николай II и Ф.Фора обменялись тостами за союз между двумя государствами12. Однако во время колониального кризиса в Фашоде М.Н.Муравьев, заверив французское правительство, что Россия дипломатически будет полностью поддерживать Францию в ее конфликте с Англией в фашодском кризисе, дал понять, что на военную помощь Париж может не рассчитывать13.

М.Н.Муравьев сыграл видную роль в мирном соглашении с Австро-Венгрией 1897 года, позволившем установить на Балканах status-quo, а России начать Большую азиатскую программу без опасения захвата Черноморских проливов третьими державами. По словам высокопоставленного чиновника МИД барона Б.Э.Нольде: «Русско-австрийское соглашение по балканским делам, заключенное в 1897 году графом Голуховским и преемником Лобанова графом Муравьевым, является самым ярким выражением безмятежной полосы в русско-австрийских отношениях»14.

12 (24) августа 1898 года «по Высочайшему Государя Императора повелению» министр М.Н.Муравьев пригласил к себе послов всех держав Европы, Америки и Азии, аккредитованных в Санкт-Петербурге, которым зачитал текст циркуляра с призывом созвать первую мирную конференцию, которая начала свою работу 6 (18) мая 1899 года в Гааге. М.Н.Муравьев значительно улучшил работу Санкт-Петербургского Главного архива МИД. 8 (21) марта 1900 года архив посетил Николай II, и это был единственный случай со времен Екатерины II, когда император всероссийский посещал это подразделение министерства15. Граф М.Н.Муравьев скоропостижно скончался 8 (20) июня 1900 года.

Занявший пост министра иностранных дел, граф В.Н.Ламздорф стал последним представителем классической дипломатии старой школы. На время его работы министром пришлись такие судьбоносные события, как подписание осенью 1903 года соглашения с Веной, получившего название «Мюрцштегская программа», предусматривающая поступательное воздействие  на султанское правительство с целью облегчения положения балканских христиан, турецко-подданных16; Русско-японская война; переговоры Николая II и Вильгельма II в Бьерке; Портсмутский мир и революция 1905-1907 годов; жесточайший финансовый кризис, грозивший крушением российской финансовой системы.

Несмотря на то, что внешняя политика России по-прежнему определялась и руководилась императором, он в новых исторических условиях был вынужден учитывать и фактор появившихся представительных учреждений (Государственной думы и Государственного совета), и реформированных Совета министров и МИД. В этих условиях появилась потребность в «модернизации» старой системы династической дипломатии, которая в течение длительного времени являлась направляющей во внешней политике России: принимаемые императорами решения уже не могли полностью влиять на ход мировой политики17. Отсюда последовало и возрастание роли главы МИД. Министр иностранных дел продолжал напрямую подчиняться государю, который теперь мог позволить ему брать на себя инициативу при решении второстепенных дипломатических задач. Министр в обязательном порядке раз в неделю присутствовал на заседаниях Совета министров по вопросам внешней политики18.

Определяя политику императора Николая II этого периода, Н.В.Греков подчеркивает, что «уклончивая тактика Петербурга нервировала и Лондон, и Берлин. Обе группировки стремились привлечь Россию на свою сторону, так как она по-прежнему обладала самой многочисленной армией в мире. Петербург же, опираясь на поддержку то Берлина, то Лондона, пытался упрочить свою внешнюю безопасность»19. После Русско-японской войны Петербург проводил политику балансировки, стараясь заключать с ведущими державами противоборствующих блоков, Англией и Германией, отдельные договоренности по проблемным вопросам.

Для кардинально новых внешнеполитических задач требовался новый министр иностранных дел: В.Н.Ламздорф на эту роль уже не подходил. 11 (24) мая 1906 года Николай II отправил его в отставку по состоянию здоровья. Барон Б.Э.Нольде писал: «Когда в 1906 году граф В.Н.Ламздорф ушел с поста министра иностранных дел, можно было сказать, что классическая традиция русской императорской дипломатии была исчерпана. Консервативную формулу русской внешней политики сменила формула по существу своему революционная, искавшая радикальных перемен в освященном договорами международном политическом порядке. В том поколении, к которому он принадлежал и которое сходит со сцены после 1905 года, Ламздорф занимал одно из первых мест, и по своим способностям, и по своему характеру, и по коренной добросовестности всего своего умственного и нравственного уклада»20.

11 (24) мая 1906 года Николай II назначил главой внешнеполитического ведомства А.П.Извольского, ранее занимавшего должность министра-резидента в Копенгагене. А.И.Уткин отмечал: «Николай II, разумеется неслучайно, назначил Извольского - то был символ сближения противников германской гегемонии в Европе»21. При этом Николай II говорил о людях из круга А.П.Извольского: «У них собственное мнение выше патриотизма»22. Назначая А.П.Извольского, царь надеялся не только на его способности, но и прежде всего умение работать в новых исторических условиях, с новыми подходами, что было столь необходимо в сложившейся обстановке.

Николай II обозначил перед А.П.Извольским три главных положения нового внешнеполитического курса: 1) укрепление франко-русского союза; 2) достижение договоренностей с Англией; 3) сохранение дружественных отношений с Австро-Венгрией и Германией23. Посол Великобритании в Петербурге А.Никольсон сообщал в Форин Офис: «А.П.Извольский честно и искренне желает соглашения с Великобританией, хотя он не сделает ни шага, на который взглянут неблагосклонно в Берлине, и мнение, преобладающее при Дворе, имеет громадную важность в его глазах»24.

Следует отметить, что политика «соглашений и балансирования», которой придерживалась российская дипломатия во главе с новым министром иностранных дел А.П.Извольским, несомненно, сыграла свою роль. Почти сразу после вступления в должность А.П.Извольский предложил план реформирования министерства, который предусматривал модернизацию структуры органов, уравнивание условий службы в министерстве с дипломатической службой, ротацию кадров и повышение квалификации сотрудников, более широкое использование прессы, поиск новых сотрудников, пути сотрудничества с Государственной думой. Но весной-летом 1906 года внешнеполитические вопросы вышли на первый план. Только в мае-июне Николай II принял А.П.Извольского не менее пяти раз, не считая всеподданнейших докладов министра25.

Безусловно, находясь на посту министра иностранных дел, А.П.Извольский добился больших успехов, прежде всего соглашения о сфере влияний с Великобританией. Однако непомерная самоуверенность и честолюбие А.П.Извольского привело его к «дипломатической Цусиме» в Бухлау, когда Европа оказалась практически на грани войны. Отставка министра была предрешена. «Экспромт» в Бухлау заставил Николая II фактически самому возглавить Министерство иностранных дел.

Во второй половине царствования императора Николая II качественно меняется профессиональная составляющая министра иностранных дел. Если первые министры его царствования, находившиеся на этой должности, являлись опытными дипломатами старой школы, то А.П.Извольский, С.Д.Сазонов, Б.В.Штюрмер и Н.Н.Покровский оказались в вопросах высшей дипломатии и международных отношений людьми недостаточно опытными, а то и вовсе случайными. Так, Б.В.Штюрмер и Н.Н.Покровский были назначены на министерскую должность, не имея никакого опыта дипломатической деятельности. Это объясняется во многом тем, что вопрос назначения ключевых министров становился все более политизированным и Николаю II приходилось с этим считаться.

 

 

1История внешней политики России. Конец XIX - начало ХХ века / А.В.Игнатьев отв. ред. М.: Международные отношения, 1997. 670 с. С. 60.

2Там же. С. 62.

3Полное собрание законов Российской империи. Т. XXVI. Отд. 1. №27805. С. 457.

4Морозова И.М. Некоторые аспекты взаимодействия министерства иностранных дел России и Государственной думы в 1905-1917 годах // Дипломатический вестник. 2001. № 11. С. 192-196.

5Grimsted P.K. The Foreign Ministers of Alexander I: Political Attitudes and the Conduct of Russian Diplomacy. Berkeley, 1969. Р. 89.

6Рыбаченок И.С. Реформирование Российского МИД в 1802-1914 гг.: основные этапы, тенденции и результаты // Российская история. 2020. №6. С. 78, 90-110.

7ГАРФ. Ф. 568. Оп. 1. Д. 40. Л. 22.

8АВПРИ. Ф. ДЛС и ХД. Оп. 464/2. Д. 2043. Л. 34.

9Витте С.Ю. Из архива С.Ю. Витте. Воспоминания / Рос. акад. наук. С.-Петерб. ин-т истории [и др.]; [Редкол.: Б.В.Ананьич и др.]. СПб.: ДБ, 2003. С. 462.

10Уманский А.М. Русский министр иностранных дел князь А.Б.Лобанов-Ростовский. СПб.: изд. Тип.-лит. М. Пайкина, 1896. С. 8.

11Бюлов Б. Воспоминания / Хвостов В.М. ред., пред. М.; Л.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1935. С. 74.

12Рыбаченок И.С. Союз интересов и союз сердец. 1891-1897. Русско-французский союз в дипломатических документах, фотографиях, рисунках, карикатурах, стихах, тостах и меню. М.: РОССПЭН, 2004. С. 159.

13DDF. 1e série. T. XIV. №429. P. 657, 658.

14Нольде Б.Э., барон. Далекое и близкое. Исторические очерки. Париж: Изд-во «Современные записки», 1930. 278 с. С. 55.

15Дневники императора Николая II. 1894-1918: В 3 т. М.: РОССПЭН, 2011-2013. Т. 1. С. 523.

16Сборник договоров России с другими государствами. С. 329-332.

17Низалова Е.В. Конец династической дипломатии России: династические поездки императора Николая II в 1896-1909 гг. (по материалам российской и заграничной прессы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 2007. С. 208.

18Игнатьев А.В. Внешняя политика России. 1907-1914. М.: Наука, 2000. С. 27.

19Греков Н.В. Русская контрразведка в 1905-1917 гг.: шпиономания и реальные проблемы. М.: МОНФ, 2000. 355 с. С. 26.

20Нольде Б.Э. Указ. соч. С. 36.

21Уткин А.И. Первая мировая война. М.: Алгоритм, 2001. 592 с. С. 54.

22ГАРФ. Ф. 642. Д. 2328. Л. 45.

23Лунева Ю.В. Босфор и Дарданеллы. Тайные провокации накануне Первой мировой войны (1907-1914). М.: Квадрига; Объединенная редакция МВД России, 2010. 252 с. С. 14.

24АВПРИ. Ф. 138. Секретный архив министра. Оп. 467. Д. 259/260. Л. 13.

25Дневники императора Николая II. Т. 2. Ч. 1. С. 130-140.