Региональное сотрудничество в сфере здравоохранения стран Центральной Азии в настоящее время претерпевает существенные изменения в силу активного включения Европы во взаимодействие со странами региона. В результате происходит пропагандирование чуждых для региона западноевропейских подходов к здравоохранению, насаждается применение западного программного обеспечения в области цифровой медицины, зарубежные иммунобиологические препараты активно вносятся в национальные списки рекомендованных лекарственных препаратов, происходит увеличение научно-практических конференций, спонсируемых западными державами, без приглашения российских специалистов. Представленные действия несут риски переориентации сотрудничества стран Центральной Азии в ущерб их взаимодействию с Российской Федерацией. Принимая во внимание важность сохранения основанных на историческом и культурном единстве связей России и стран Евразии, в том числе в сфере здравоохранения, в изменяющихся условиях необходим поиск новых механизмов сотрудничества, включая привлечение международных организаций, и в первую очередь Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Приоритеты оказания иностранным государствам технической, финансовой, гуманитарной и иной помощи, в том числе в сфере здравоохранения, изложены в Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию1. Применительно к сфере охраны здоровья - это укрепление национальных систем здравоохранения стран-реципиентов и социальной защиты, а также оказание технического содействия путем передачи государствам знаний и опыта в целях развития институционального и кадрового потенциала. Концепция внешней политики Российской Федерации2 определяет приоритетное внимание повышению эффективности международного сотрудничества в сфере здравоохранения и противодействию его политизации, в том числе в рамках международных организаций.

Инструменты многостороннего сотрудничества по природе своей имеют ряд преимуществ в реализации международного взаимодействия, включая использование уже существующего группового потенциала и ресурсной базы, учитывающих интересы и потребности группы стран, региона и даже в глобальном масштабе.

В сфере охраны здоровья таким инструментом определенно является ВОЗ. Сотрудничество с организацией представляется удобным механизмом реализации содействия международному развитию ввиду того, что ВОЗ стала для Российской Федерации не только техническим партнером, оказывающим содействие в аккредитации российских подходов предоставления медицинской помощи, соответствующих высоким стандартам организации, но и партнером, помогающим в тиражировании российского опыта, в том числе в республиках Центральной Азии, где он востребован и исторически применим. Структурным подразделением ВОЗ, обслуживающим Европейский регион ВОЗ в составе 53 стран Западной и Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья, является Европейское региональное бюро ВОЗ (ЕРБ ВОЗ).

Обращает на себя внимание тот факт, что ЕРБ ВОЗ на данный момент является универсальной платформой, посредством которой как страны, так и международные организации (Всемирный банк, Всемирная продовольственная программа, Детский фонд ООН, Организация тюркских государств, Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Содружество независимых государств) реализуют свои проекты в сфере здравоохранения. К достоинствам ЕРБ ВОЗ, которые привлекают доноров, относятся хорошо выстроенная инфраструктура страновых офисов ВОЗ и механизмы их взаимодействия с донорами; высококвалифицированный кадровый состав, имеющий опыт в вопросах оценки состояния здоровья; комплексное планирование программ и мероприятий в целях охраны и укрепления здоровья и регулярный мониторинг прогресса их реализации; функционирование постоянно действующих механизмов оценки эффективности и совершенствования национальных систем здравоохранения и ее элементов; широкое освещение результатов проектов в СМИ; экономия ресурсов на реализацию проектов за счет использования инфраструктуры страновых и географических офисов ВОЗ.

Основополагающим документом ЕРБ ВОЗ, регулирующим работу организации, является Европейская программа работы на 2020-2025 годы [1], имеющая в своей основе три стратегических приоритета: обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения; усиление защиты людей при чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения; обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию людей всех возрастов. Стратегические приоритеты имеют задачу помочь странам региона достичь Целей устойчивого развития (ЦУР), в частности ЦУР 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». Стоит отметить, что обозначенные приоритеты работы ЕРБ ВОЗ соответствуют задачам, поставленным в стратегических документах Российской Федерации в сфере международного сотрудничества, а также перекликаются с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в ходе 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН [2].

Российская Федерация имеет положительный опыт взаимодействия с ЕРБ ВОЗ. Правовой основой взаимодействия Российской Федерации (как страны-донора) с ЕРБ ВОЗ начиная с 2014 года является Стратегия странового сотрудничества [3], которая представляет собой двунаправленную программу партнерства: роль ВОЗ в интересах России и роль России в интересах ВОЗ (т. е. в интересах регионального и глобального здравоохранения). В соответствии с приоритетами  Российской Федерации работа строилась вокруг четырех стратегических направлений:

- укрепление потенциала глобального и регионального сотрудничества в области здравоохранения между Российской Федерацией и ВОЗ;

- создание комплексной среды профилактики и охраны здоровья населения на основе подхода, учитывающего все этапы жизненного цикла;

- улучшение безопасности в области здравоохранения за счет наращивания потенциала;

- совершенствование деятельности системы здравоохранения.

В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и изменением глобальной и региональной архитектуры здравоохранения в настоящее время формируется новый базовый документ, оговаривающий взаимовыгодное сотрудничество.

Одной из наиболее востребованных форм сотрудничества Российской Федерации с ЕРБ ВОЗ является реализация проектов помощи иностранным государствам в сфере здравоохранения. Необходимо отметить, что проекты, реализуемые посредством ЕРБ ВОЗ, носили уникальный характер для использования доказавшего свою эффективность российского опыта в интересах прежде всего стран Центральной Азии.

В текущем году завершается проект по повышению качества медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, с целью снижения смертности матерей, новорожденных и детей и ускорения достижения задач здравоохранения в рамках ЦУР3, реализуемый в том числе в Республике Таджикистан и Кыргызской Республике. Проект осуществляется с привлечением российских специалистов, транслирующих положительный отечественный опыт в совершенствовании российской службы родовспоможения и охраны здоровья детей. В рамках проекта проводится обучение специалистов основам акушерско-гинекологической помощи с использованием лучших практик Российской Федерации и стандартов ВОЗ. За время осуществления проекта удалось разработать семь новых обучающих модулей для практико-ориентированных тренингов, представлены предложения по разработке справочных материалов (карманный справочник акушера и карманный справочник «Оказание стационарной помощи детям»), проведены симуляционные тренинги с охватом 790 специалистов.

Другим примером эффективного сотрудничества является совместный проект Российской Федерации и ВОЗ, направленный на укрепление систем здравоохранения в целях профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями (НИЗ)4, который реализуется с 2014 года на глобальном и региональном уровнях.

Для целей регионального здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ был создан Офис ВОЗ по профилактике и борьбе с НИЗ в Москве (Офис по НИЗ), призванный укрепить потенциал ВОЗ в формировании эффективного регионального механизма содействия развитию Европейского региона ВОЗ. В задачи Офиса по НИЗ входила разработка и внедрение технических инструментов помощи государствам в борьбе с неинфекционными заболеваниями или выполнение научных исследований в поддержку профилактики неинфекционных заболеваний, в том числе с использованием лучших российских практик.

Поддержка Офиса по НИЗ позволила существенно нарастить потенциал эпидемиологического надзора за неинфекционными заболеваниями в Европейском регионе ВОЗ и особенно в странах Центральной Азии. Было оказано содействие в проведении 21 исследования в рамках поэтапного подхода ВОЗ к эпидемиологическому надзору за факторами риска НИЗ (программа STEPS) [4] в 19 странах. Офисом по НИЗ был осуществлен сбор данных во всех государствах-членах о потенциале стран в области борьбы с НИЗ и совместно с этими странами проведен сбор данных о таких факторах риска, как употребление алкоголя, табака, соли и трансизомеров жирных кислот. Координируя Европейскую инициативу ВОЗ по эпидемиологическому надзору за детским ожирением (COSI) [5], в которой в настоящее время участвуют 45 стран, Офис по НИЗ оказал поддержку в сборе данных о более чем 1,3 млн детей [6].

Важно отметить, что за десятилетний период функционирования Офиса по НИЗ не было запущено альтернативных проектов со стороны западных держав, что свидетельствует о востребованности российского опыта в странах Центральной Азии и высокой эффективности Офиса по НИЗ.

В рамках проекта по профилактике неинфекционных заболеваний было инициировано новое направление работы ЕРБ ВОЗ - цифровое здравоохранение. В 2021 году в Москве была проведена первая в Европейском регионе ВОЗ конференция ВОЗ DIGITAL4NCD [7] по использованию цифровых решений в целях борьбы с неинфекционными заболеваниями. По итогам мероприятия было принято заявление с намерением ускорить работу по борьбе с неинфекционными заболеваниями за счет применения цифровых решений.

К сожалению, работа ЕРБ ВОЗ, как и целого ряда других международных площадок, не обошлась без политизации. В 2023 году страны ЕС инициировали рассмотрение вопроса переноса функций Офиса по НИЗ в региональную штаб-квартиру Европейского офиса ВОЗ в Копенгагене. Решение принималось на Региональном комитете ВОЗ посредством голосования, и при численном перевесе голосов западных стран Офис по НИЗ был закрыт и прекратил свою деятельность в декабре 2023 года.

Характеризуя взаимодействие ЕРБ ВОЗ со странами Центральной Азии, важно отметить высокий уровень доверия руководства государств организации ввиду оперативности выработки решений «под ключ» в рамках поставленных задач, помощь в продвижении национальных инициатив в области здравоохранения, высокую вовлеченность ЕРБ ВОЗ в трансформацию систем здравоохранения, содействие в получении зарубежных инвестиций.

Необходимо отметить факт активного применения ЕРБ ВОЗ в последнее время инновационного подхода к построению сотрудничества со странами региона, выражающегося в совмещении преимущества двустороннего (учет интересов конкретного партнера) и многостороннего (объединение международного потенциала) взаимодействия, получившего название субрегиональное сотрудничество. Такая форма партнерства характеризуется унификацией подходов к решению общих проблем в сфере здравоохранения для сходных стран. В настоящее время сформировано три субрегиональных сотрудничества: сотрудничество западнобалканских стран; сотрудничество стран Центральной Азии и сотрудничество малых стран Европы, подкрепленные соответствующими «дорожными картами». Надо сказать, что такой механизм позволит странам-донорам значительно экономить ресурсы за счет охвата сразу нескольких стран. Кстати, такая форма сотрудничества оказалась весьма востребована Евросоюзом и странами ЕС с целью наращивания своего присутствия в странах Центральной Азии.

Рассматривая ЕРБ ВОЗ как партнера, оказывающего содействие в реализации помощи республикам Центральной Азии, нельзя не отметить перспективное направление для возможного расширения взаимодействия, которое пока остается неохваченным, - «Дорожная карта» ВОЗ в поддержку здоровья и благополучия в Центральной Азии на 2022-2025 годы [8] («Дорожная карта»), субрегиональная стратегия в  области укрепления здоровья и благополучия, утвержденная министрами здравоохранения Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана «на полях» 72-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ.

«Дорожная карта» преследует три цели: политическую (объединение усилий стран и партнеров для выполнения намеченных задач в области здравоохранения), инвестиционную (увеличение инвестиций в здравоохранение со стороны стран и партнеров) и техническую (реализация инициатив, призванных ликвидировать существующие разрывы в отношении здоровья и благополучия между странами Центральной Азии и странами Европейского региона ВОЗ).

Документ определяет приоритеты развития и совершенствования работы систем здравоохранения стран Центральной Азии посредством оказания помощи со стороны ЕРБ ВОЗ. Основу документа составляют 11 направлений сотрудничества и 32 инициативы по реформированию систем здравоохранения, сформированных непосредственно странами Центральной Азии. Среди ключевых направлений деятельности значатся укрепление первичной медико-санитарной помощи, совершенствование управления здравоохранением, стимулирование цифровой трансформации здравоохранения, уменьшение бремени инфекционных и неинфекционных заболеваний, выявление чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения,
снижение связанных с ними рисков и принятие мер реагирования на них.

«Дорожная карта» получила высокую оценку президентов Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана на Пятой консультативной встрече глав государств Центральной Азии 14 сентября 2023 года. В рамках реализации «Дорожной карты» ЕРБ ВОЗ предоставляло странам технические и методические рекомендации по совершенствованию национальной политики в области здравоохранения, помощь в составлении национальных планов действий по защите здоровья населения, содействие в проведении пилотных исследований изменений политики в различных областях здравоохранения, помощь в подаче статистической информации в отчеты ВОЗ. В рамках ее реализации удалось добиться определенных субрегиональных успехов. Так, в странах Центральной Азии сформировано стратегическое партнерство для развития потенциала сестринских и акушерских кадров, создана Демонстрационная платформа ВОЗ по первичной медико-санитарной помощи.

Обращает на себя внимание тот факт, что ЕС активно прибегает к использованию «Дорожной карты» с начала ее реализации с целью осуществления проектов в сфере здравоохранения стран Центральной Азии, зачастую не учитывая исторически сложившиеся элементы систем здравоохранения региона и связанные с этим отдаленные финансовые последствия. ЕС внедряет проекты в сфере первичной медико-санитарной помощи, цифрового здравоохранения, иммунизации населения. Принимая во внимание намерение ЕРБ ВОЗ продолжить реализацию «Дорожной карты» после 2025 года, видится стратегически верным скорейшее подключение Российской Федерации к реализации «Дорожной карты», что позволит во взаимодействии с ЕРБ ВОЗ предложить странам Центральной Азии лучшие российские практики в области здравоохранения.

Руководствуясь задачами, поставленными Президентом Российской Федерации по формированию на евразийском континенте контура взаимовыгодного, равноправного сотрудничества и развития [9], следует рассмотреть возможность реализации объединенной модели сотрудничества: развития канала двустороннего взаимодействия со странами Центральной Азии при одновременной интенсификации взаимодействия с ЕРБ ВОЗ, которое имеет для этих целей ряд конкурентных преимуществ перед другими международными организациями региона. Это позволит Российской Федерации реализовать накопленный потенциал сотрудничества и выстроить законченную инфраструктуру инструментов оказания содействия развитию республик Центральной Азии.

 

 

1Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. №259.

2Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229.

3Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 мая 2022 г. №1381-р.

4Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2019. №128-р.

 

Источники и литература

  1. Европейская программа работы на 2020-2025 гг. «Совместные действия для улучшения здоровья жителей Европы». Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2020 г. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
  2. Видеообращение Президента Российской Федерации В.В.Путина на пленарном заседании 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (22 сентября 2020 г.) // http://www.kremlin.ru/events/president/news/64074
  3. Стратегия странового сотрудничества Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2014-2020 гг.
  4. The STEPwise approach to NCD risk factor surveillance (STEPS) // URL: https://www.who.int/teams/noncommunicable-diseases/surveillance/systems-tools/steps
  5. The WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative (or COSI) // URL: https://www.who.int/europe/initiatives/who-european-childhood-obesity-surveillance-initiative-(cosi)
  6. Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними в Москве, Российская Федерация: отчет о работе за период с 2014 по 2023 г. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2023. С. 112 WHO/EURO:2023-8310-48082-72502
  7. Заявление по итогам Европейской конференции ВОЗ по использованию цифровых решений в целях борьбы с НИЗ (14-15 декабря 2021 г., Москва) // URL: https://www.who.int/europe/ru/publications/m/item/moscow-digital4ncd-conference-statement
  8. «Дорожная карта» в поддержку здоровья и благополучия в Центральной Азии на 2022-2025 гг. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2022. WHO/EURO:2022-5905-45670-67053
  9. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на встрече с руководством Министерства иностранных дел России (14 июня 2024 г., Москва) // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/74285