Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного научного центра Российской академии наук в 2024 г. по теме «Политические и социокультурные процессы на Юге России в условиях модернизации (XVII-XXI вв.)», номер государственной регистрации: 122020100347-2.

Функционирование современного общества без духовной составляющей затруднительно. В периоды политической и экономической нестабильности людям необходима незыблемая константа. Во все времена таким «островом Надежды» была церковь. Данная статья - попытка социокультурного анализа Грузинской православной церкви (далее ГПЦ) на современном этапе.

ГПЦ - автокефальная православная церковь. Одна из древнейших христианских церквей. В современной Грузии авторитет ГПЦ необычайно высок. Причин такого уважения среди граждан довольно много. К основным относятся раннее принятие христианства в Грузии (V в. н.э.) и длительный путь развития церкви на территории современной Грузии. В окружении потенциальных захватчиков грузинских земель (Персии, Турция) ГПЦ с древности являлась объединителем грузинской нации. Следствием тяжелого политического положения Грузии было вступление ее в состав Российской империи (1783 г.). С 1811 года ГПЦ была в экзархате в составе Русской православной церкви. В 1917 году провозглашена автокефалия грузинской церкви (признана РПЦ в 1943 г.). Во главе ГПЦ находится католикос-патриарх с резиденцией в Тбилиси. Монастыри и храмы Грузии, как это повелось в христианском мире, явились носителями культуры, науки, зодчества, образования. Красота и гармоничность грузинских храмов, удивительное слияние с природой являются частью национальной гордости и национального самосознания грузин.

Пройдя через тяжелые испытания, перенеся гонения советского периода, пережив сложности и трудности распада СССР и обретение Грузией независимости, церковь вышла окрепшей, приобрела максимальный авторитет среди верующих и получила возможность стать серьезной политической силой в стране.

В Советском Союзе положение верующих было тяжелым. В несколько этапов предпринимались попытки уничтожения советским государством самого института церкви. Разрушали храмы, закрывали монастыри, подвергали преследованиям священников, запрещали отправление церковных обрядов. После отделения церкви от государства служители выживали на собственном энтузиазме и благодаря милости прихожан. В 1920-х и 1930-х годах Грузинская православная церковь лишилась своего имущества. В 1934 году во всей Грузии насчитывалось лишь 15 действующих церквей [1].

На рубеже 60-70-х годов XX века ситуация в Советском Союзе начинает изменяться. С момента создания Общества охраны памятников власть на государственном уровне признала древность и уникальность храмов, икон, фресок, церковной утвари. Был принят закон об охране памятников истории и культуры, что в целом остановило уничтожение редчайших сооружений.

В Грузии существовал особый код отношений между властью и церковью. Творческая интеллигенция и в то время практически не покидала лоно церкви. Негласно люди с надеждой и верой продолжали приходить в храмы.

В постсоветский период наблюдался рост авторитета ГПЦ. Восстанавливают храмы и монастыри. Увеличивается число священнослужителей и монахов.

В настоящее время в Грузии 550 приходов и около 1050 священнослужителей. Число верующих - около 3 миллионов. Сейчас у Грузинской православной церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских [2].

Из полулегальной, неодобряемой церкви советского периода ГПЦ сегодня превратилась в серьезную политическую силу государственного уровня с общественной и финансовой поддержкой. При этом, несмотря на то что верующие составляют, по результатам переписи 2014 года, 3 097 573 (83,41%) [3] граждан Грузии, церковь далека от фанатизма. Она современна, участвует в государственном развитии (туристов привлекают уникальные храмы и монастыри). Однако активной политической жизни ГПЦ избегает.

В постсоветских странах институциональные религии обладают значительным общественным влиянием, оказывают ощутимое воздействие на принятие политических решений и формирование общественного мнения, хотя и весьма разными способами. Для ГПЦ «характерно консервативное мышление с критически выраженным отношением к массовой западной культуре» [4].

После распада Советского Союза Грузинская православная церковь пережила значительное укрепление своего положения в обществе и государстве. В конце 1980-х - начале 1990-х годов грузинские национал-демократы, стремясь к независимости Грузии, использовали религиозные призывы для мобилизации населения, что способствовало объединению общества вокруг идеи восстановления государственности и защиты национальных традиций. В настоящее время между Грузинским государством и Грузинской православной церковью существуют конкордатные отношения, которые регулируются Конституцией Грузии и Конституционным договором 2002 года [5].
Этот договор закрепил особый статус ГПЦ, предоставляя ей определенные привилегии, такие как освобождение от налогов, право на владение имуществом и участие в образовании.

В Статье 9 Основного закона страны идет речь об «исключительной роли Грузинской православной церкви» в истории страны. Одно из положений Договора провозглашало обязательства государства по частичной реституции и гарантировало ГПЦ возмещение ущерба, понесенного от большевистской политики государственного атеизма (Ст. 11). В Законе «Об образовании» государство давало Патриархии право на участие в разработке образовательных программ [4].

Глава ГПЦ с 1977 года Илия II (80-й Католикос-Патриарх) является одной из самых влиятельных фигур в грузинском обществе постсоветского периода благодаря своей активной роли в укреплении духовных ценностей, объединении нации и защите культурного наследия страны. Он пользуется доверием граждан и не раз признавался «человеком года». Илия II старается сохранять нейтралитет в политических вопросах, фокусируясь на миротворческой деятельности и поддержке национального единства. Он активно участвует в сохранении и популяризации грузинских культурных традиций, оказывает поддержку различным социальным инициативам, направленным на помощь нуждающимся и укрепление семейных ценностей.

Позднее, в 2011 году, национальный Парламент Грузии принял ряд поправок к Гражданскому кодексу, дающих право любым религиозным организациям получать юридический статус «субъект публичного права», что отчасти уравняло все конфессии в стране. Однако ГПЦ все же занимает центральное место в жизни современного грузинского общества, оказывая значительное влияние на его культурные, социальные и отчасти политические процессы.

Особый интерес представляют внешние связи ГПЦ с рядом церквей в постсоветских государствах

Армения. В последнее время стал явным многолетний спор между Грузинской православной церковью и Армянской апостольской церковью, связанный с вопросом принадлежности целого ряда культовых зданий, расположенных на территории Грузии. За последние 15 лет грузинские представители духовенства заняли и освятили несколько армянских церквей в Тбилиси, в том числе Кусанац Сурб Степанос, Святой Вифлеем, часовню Хихоя и еще несколько церквей. Та же учесть ждет Норашен и еще одну армянскую церковь - Сурб Ншан [6].

В свою очередь, Патриархия ГПЦ заявила об основании Агарак-Таширской епархии, охватывающей армянскую провинцию Лоре, за которую, кстати, Грузия и Армения воевали в 1918 году. ГПЦ утверждает, что в данном регионе есть грузинские православные храмы и они должны отойти ГПЦ. Святой Эчмиадзин, не отрицая наличия этих церквей, заявил, что Грузия к ним не имеет отношения.

У взаимоотношений между церквями долгая история, и они часто были сложными из-за различий в теологических взглядах. Исторически церкви соперничали за влияние на Кавказе. Тем не менее в современном контексте отношения между ними улучшились и обе стороны стремятся к диалогу и сотрудничеству.

Азербайджан. В настоящее время любой, даже не очень значительный инцидент, как-то связанный с церковью, неминуемо приобретает межэтнический и даже межгосударственный оттенок. Спор между Тбилиси и Баку о том, кто должен владеть монастырем Давид-Гареджа, продолжается еще с советских времен, когда храмовый комплекс оказался на территории Азербайджанской ССР.

В основе конфликта лежат разные исторические концепции. Азербайджанские ученые утверждают, что монастырь, который они называют Кешикчидаг, относится вовсе не к грузинской, а к албанской культуре, которую в Баку считают собственным историческим наследием. В Грузии такую версию рассматривают как ненаучную [7].

Азербайджанские власти неоднократно предлагали компромиссный вариант: совместное управление всем монастырским комплексом по обе стороны границы, не оспаривая при этом его принадлежности к Грузинской православной церкви. Но в Тбилиси не согласились с таким вариантом. Новым поводом для общественного возмущения стало строительство Азербайджаном дороги к монастырю без согласования с грузинской стороной.

Абхазия и Южная Осетия. В Абхазии и Южной Осетии религиозная ситуация имела собственные особенности. ГПЦ, в чьем «каноническом ведении» формально остаются эти территории, и в советские времена была не слишком популярна у негрузинского населения. Среди ее прихожан подавляющее большинство составляли этнические грузины. Русская православная церковь (РПЦ) продолжает рассматривать эти территории как подведомственные исключительно ГПЦ.

Белоруссия. Республика Беларусь и Грузия являются государствами с юридически закрепленным привилегированным статусом Православной церкви [8, 9]. Взаимодействие между Грузинской православной церковью и Белорусской православной церковью осуществляется не только в рамках межцерковных связей, но и на самом высоком уровне. В 2018 году состоялся визит делегации из Белоруссии. Президента А.Лукашенко принимал сам Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II. По просьбе грузин, проживающих в Белоруссии, в Свято-Духовском соборе Минска с 2019 года проводятся церковные службы на грузинском языке. С этой целью в Минск отправлен священнослужитель из Грузии отец Александр (Чичуа-Гвазава). Он был рукоположен митрополитом Вениамином.

Исходные условия развития в Беларуси и Грузии одинаковые - светская модель государственно-конфессиональных отношений, но отличающаяся по фундирующему принципу: секуляризм с максимальным разделением государства и Церкви для Беларуси (первая редакция Конституции РБ 1994 г.) и светскость с признанием особой роли Православной церкви в истории страны для Грузии (первая редакция Конституции Грузии 1995 г.).

Направленность развития в Беларуси и Грузии определяется плавным расширением привилегий Православной церкви, хотя для Грузии характерен чуть более быстрый темп, чем для Беларуси [10].

Страны Балтии. Долгое время Грузия следовала примеру стран Балтии на пути интеграции в Евросоюз. Проблемы на церковном и государственном уровнях начались в середине 2010-х годов, когда Эстония с 2016 года легализовала гражданское партнерство однополых пар (1 января 2024 г. вступил закон об однополых браках). Это неприемлемо для проповедующей традиционные ценности ГПЦ. Позднее, в августе 2021 года, был отменен визит премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили в страны Балтии. Одна из причин - нарушение прав представителей ЛГБТ-сообщества в Грузии и аннулирование «Грузинской мечтой» соглашения с оппозиционными партиями, продвигаемого главой Евросовета Шарлем Мишелем [11].

Грузинская православная церковь имеет ограниченное присутствие в странах Балтии. В основном она представлена небольшими общинами грузин, проживающих в Литве, Латвии и Эстонии. Службы проводятся в арендуемых помещениях или в православных храмах других юрисдикций. Однако официального представительства ГПЦ в этих странах пока нет.

Казахстан. В Казахстане проживает около 250 грузинских семей. В 2011 году делегация ГПЦ посетила Казахстан с целью освящения места для постройки храма. Позднее, в 2016 году, деревянная церковь на территории русского православного собора в Алма-Ате была построена и освящена. Она носит имя святой равноапостольной Нины. Во главе прихода иеромонах отец Габриэль из Гелатского монастыря.

Россия. Грузинская православная церковь организационно обособлена от Русской православной церкви. Церкви не имеют догматических разногласий и различий в вероучении.

Грузинская православная церковь не разрывала отношений с Русской православной церковью, поэтому нет ничего странного, что глава ГПЦ Илия II поздравил с днём рождения патриарха РПЦ Кирилла. Об этом заявил грузинским журналистам митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский, владыка Николай.

Он отметил, что для разрыва отношений между церквями нужны очень серьезные причины. По его словам, конфликты между Грузией и Россией не являются основанием для такого разрыва [12]. Внешнеполитическая ситуация и различия в позициях по некоторым вопросам может осложнять взаимодействие между церквями. Тем не менее стремление к сохранению диалога и сотрудничества остается важным аспектом взаимоотношений между РПЦ и ГПЦ.

Современное состояние. Грузинская православная церковь имеет международные контакты на самом высоком уровне. Заключаются союзы, подписываются соглашения, осуществляются визиты и решаются сложные вопросы.

Большие трудности отмечаются в самой ГПЦ. На сегодняшний день она неоднородна. Наблюдается стремление части служителей к экстремальным решениям, разрыву отношений с РПЦ и т. п. Не утих скандал по обвинению священнослужителей в аморальном поведении. Периодически возникают проблемы, связанные с финансовыми вопросами (строительство храмов, реставрация, благотворительность). Как мы видим, ГПЦ - живой развивающийся организм. Она как социокультурный институт переживает сложности.

Однако необходимо отметить, что в современном грузинском государстве церковь является тем стержнем, который несет гражданам веру в настоящее и надежду на будущее. Церковь эстетически и духовно привлекает людей, являясь оплотом традиционных ценностей. Эмоционально дает возможность верующим делиться своими проблемами. Церковь ведет благотворительную деятельность и для ослабленных в социальном плане людей это очень важный, подчас единственный источник существования.

ГПЦ смогла сохранить политическое и дипломатическое равновесие. Наладить контакты с соседями по постсоветскому пространству. По-прежнему развивается церковное зодчество, образование, живопись, музыка и пение.

Церковь является важной и авторитетной силой, способной оказывать влияние на ход политических процессов в Грузии. Однако открыто и активно она этого не делает (во всяком случае, при нынешнем Католикосе-Патриархе Илие II). Любая политическая сила будет вынуждена считаться с ГПЦ и прислушиваться к ее мнению.

Канал дипломатии между ГПЦ и РПЦ является одним из самых интересных и перспективных. Но его вряд ли можно использовать как межгосударственный и официальный. Тем более что Грузия и Россия не взаимодействуют в настоящее время на официальном уровне.

 

Источники и литература

  1. Звиададзе С. Почитание преподобного Габриэла: институционализация народной религии и ее политическое измерение в Грузии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. №2 (34) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochitanie-prepodobnogo-gabriela-institutsionalizatsiya-narodnoy-religii-i-ee-politicheskoe-izmerenie-v-gruzii (дата обращения: 28.10.2024).
  2. Монастыри Грузинской православной церкви // Православие.ru // URL: https://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41652.htm (дата обращения: 28.10.2024).
  3. Перепись населения Грузии (2014) // URL:https://ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%B8_(2014)&stable=1 (дата обращения: 28.10.2024).
  4. Маркедонов С.М. Грузия: спор между государством и церковью // Научное общество кавказоведов // URL:http://www.kavkazoved.info/news/2011/07/18/gruzia-spor-mezhdu-gosudarstvom-i-cerkovju.html (дата обращения: 28.10.2022).
  5. Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью // Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/318741.html (дата обращения: 28.10.2024).
  6. Грузинская и армянская церкви спорят из-за старых храмов // URL: https://iwpr.net/ru/global-voices/gruzinskaya-i-armyanskaya-cerkvi-sporyat-iz-za-starykh-khramov (дата обращения: 28.10.2024).
  7. Грузинские активисты готовят «крестовый поход» на Азербайджан // Коммерсант // URL:https://www.kommersant.ru/doc/3982839 (дата обращения: 28.10.2024).
  8. Яровой А., Яровая И.М. Грузинский конкордат и система конкордатного права // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2016. №4. С. 121-126.
  9. Кузьмитович Е.С. От диалога к сотрудничеству: государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь // Вестник Белорусского национального технического университета. 2010. №4. С. 80-84.
  10. Долин В.А. Эволюция положения православной церкви в Беларуси и Грузии: сравнительный анализ // Ипатьевский вестник. 2023. №2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-polozheniya-pravoslavnoy-tserkvi-v-belarusi-i-gruzii-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 28.10.2024).
  11. Страны Балтии не приняли Гарибашвили // URL:https://civil.ge/ru/archives/435598 (дата обращения 28.10.2024).
  12. Грузинский митрополит объяснил, почему ГПЦ поздравила главу РПЦ Кирилла // URL:https://regnum.ru/news/3753129 (дата обращения: 28.10.2024).