29 ноября 2023 года на площадке Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств в Минске состоялось первое заседание Комиссии по правам человека СНГ. Деятельность этого консультативного органа предусмотрена статьей 33 Устава Содружества и регламентирована решениями Совета глав государств СНГ, который 14 октября 2022 года в Астане утвердил новую редакцию Положения о Комиссии, что фактически положило начало работе уставного правозащитного органа.

Стартовав год назад, Комиссия, не раскачиваясь, приняла необходимые организационно-правовые документы для своей деятельности, план работы на ближайшие два года и благодаря предложенной участниками насыщенной и разнообразной повестке, заинтересованной и предметной работе стала не декларативной, а реально набирающей силу площадкой интеграции государств - соседей на правозащитном треке.

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия, Таджикистан и Узбекистан через своих представителей в Комиссии обсуждают вопросы поощрения и защиты прав и свобод человека, в том числе молодежи, уязвимых категорий населения, включая мигрантов. Мы вместе вникаем в наиболее актуальные и острые проблемы человека в современном обществе и в очень непростых, в том числе с геополитической точки зрения, условиях пытаемся обеспечивать человекоцентричность правозащитной деятельности.

Очевидно общее стремление членов Комиссии неполитизированно судить о ситуации с правами человека в наших странах и опираться прежде всего на принципы правосудия, общепризнанные нормы международного права. Уполномоченные по правам человека, омбудсмены, - это ведь в первую очередь защитники людей, их юридические знания, административные и прочие компетенции заточены на помощь людям. Расширяя свое взаимодействие на новой интеграционной площадке, мы именно эту цель видим в качестве ключевой.

В первые два года работы Комиссии коллеги доверили председательствовать в этом органе мне, российскому уполномоченному. И примечательно, что стартовый для правозащитного органа СНГ 2024-й год был также годом российского председательства в Содружестве. Укреплялся авторитет СНГ как интеграционного объединения, расширялось взаимодействие наших стран по широкому спектру направлений, включая культурно-гуманитарные связи. Отдельным, заметным направлением интеграционных процессов стала защита прав человека.

На саммите в Москве 8 октября 2024 года Совету глав государств Содружества был представлен первый ежегодный доклад о деятельности Комиссии по правам человека СНГ. Как отмечено в докладе, «Комиссия объединила усилия правозащитников семи государств и уже в первый год своей работы показала пример выстраивания эффективного диалога в чрезвычайно сложной и чувствительной для общества сфере. Ее деятельность основывается на взаимном уважении и учете особенностей культурно-исторического развития государств - участников СНГ, общем желании всеми доступными способами укрепить верховенство прав человека как высшей, цивилизационной ценности».

После своего первого, установочного заседания в Минске в течение 2024 года Комиссия провела два заседания на территории Российской Федерации: 27 июня - на площадке XII Петербургского международного юридического форума и 9 октября - в московском отделении Исполнительного комитета СНГ. Темы, которые мы сразу же включили в зону своего внимания, - это права мигрантов и защита молодых поколений от деструктивного контента в Интернете.

Анализом нормативных правовых актов в области прав мигрантов в государствах - членах Комиссии и обобщением предложений по их совершенствованию занималась Акыйкатчы (омбудсмен) Кыргызской Республики Джамиля Акматбековна Джаманбаева. На втором заседании в Санкт-Петербурге она представила обзор национального законодательства в сфере миграции России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, на третьем заседании в Москве - анализ нормативных правовых актов Армении, Таджикистана и Узбекистана.

Этот тематический обзор позволил Комиссии выявить наиболее острые проблемы в области обеспечения прав мигрантов и управления миграционными процессами, вычленить интересный для наших стран национальный опыт работы с трудовыми мигрантами и защиты их прав, предложить ряд рекомендаций не только правозащитным институтам, но и соответствующим органам государственной власти.

Приведу несколько позитивных примеров, на которые обратила внимание Комиссия. Так, в Республике Армения иностранные граждане и лица без гражданства или со статусом беженца имеют право на социальное страхование - пенсии и пособия - при наличии вида на жительство и в случае отсутствия пенсионного обеспечения государством, гражданином которого человек является. В Республике Таджикистан действует Стратегия регулирования миграционных процессов на период до 2040 года и принят План действий на 2023-2025 годы, который предусматривает актуализацию нормативно-правовых актов в сфере миграции населения. В Кыргызской Республике предоставляется особый правовой статус «Цифровой кочевник» высококвалифицированным IT-специалистам, а соотечественникам с иностранным гражданством - «Мекен-карта», обеспечивающая беспрепятственный въезд и пребывание на территории Кыргызстана. Интересен опыт Агентства внешней трудовой миграции Республики Узбекистан: оно содействует не только трудоустройству граждан республики за рубежом, но и обеспечению достойных условий проживания и работы в стране трудоустройства.

Эти и другие позитивные практики вместе с принятыми Комиссией рекомендациями мы доносим до наших коллег в национальных органах, регулирующих миграционные процессы, и я уверена, правозащитный взгляд на крайне насущную проблематику миграции в современном обществе не останется без их внимания.

Большой тематический обзор об опыте государств - членов Комиссии по правовому обеспечению безопасности физического, психологического и нравственного развития подрастающего поколения при использовании информации, размещенной в сети Интернет, подготовила к третьему заседанию представитель Республики Беларусь в Комиссии, начальник главного управления уголовно-судебного надзора Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Евгения Владимировна Парамонова.

Правозащитники бьют тревогу: в условиях глобальной цифровой трансформации механизмы деструктивного информационно-психологического воздействия на интернет-пользователей, особенно на молодые поколения, которые более восприимчивы к манипулятивным техникам, постоянно совершенствуются. Через информационное пространство осуществляется вовлечение людей, в особенности молодежи, в экстремистскую и террористическую деятельность, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, формирование радикального и протестного потенциала. В результате информационных воздействий существенно меняются социальные связи человека в обществе, стиль мышления, система ценностей, способы общения, восприятие действительности и самооценка.

Обратив на это внимание, государственные правозащитники СНГ обменялись опытом противодействия подобным явлениям, проанализировали нормативно-правовую базу государств Содружества, в том числе модельные законы СНГ, препятствующие распространению деструктивного контента в цифровой среде.

Подготовленный белорусской коллегой обзор войдет составной частью в большой тематический доклад о соблюдении прав молодежи в государствах - членах Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, над которым уже начала работу наша Комиссия при координации уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмена) Ферузы Фархадовны Эшматовой.

Еще одна тема начатого на площадке Комиссии диалога - имплементация международных стандартов по правам человека в национальное законодательство стран СНГ. Эта тема появилась в повестке по инициативе уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан Артура Ермековича Ластаева. Он готовит масштабный сравнительный анализ основных международных документов по правам человека и внутренних правовых актов стран СНГ, обеспечивающих легитимизацию международных норм и принципов на уровне национального права. Это позволит членам Комиссии оценить общую ситуацию в странах Содружества, сверить часы и систему координат, в которой мы работаем на правозащитном треке.

О направленности нашей работы могут также сказать образованные при Комиссии рабочие группы. На сегодняшний день их шесть:

- по разработке Индекса соблюдения прав человека в государствах - членах Комиссии;

- по подготовке предложений в новую редакцию модельного закона «О статусе уполномоченного по правам человека»;

- по мониторингу применения и совершенствованию Правил процедуры Комиссии;

- по подготовке тематического доклада о соблюдении прав молодежи;

- по утверждению награды Комиссии за выдающийся вклад в дело продвижения и защиты прав человека на пространстве Содружества;

- по выработке положений об условиях приемлемости и порядке рассмотрения обращений.

В Комиссию поступают обращения граждан по вопросам возможного нарушения их прав. Люди уже видят в нашем консультативном органе некий прообраз наднационального арбитра в вопросах отстаивания и защиты своих прав и интересов. За год поступило 58 таких обращений, однако Комиссия пока неправомочна их рассматривать. Как сказано в пункте 15 Положения о Комиссии, «условия приемлемости и порядок рассмотрения таких обращений Комиссией определяются отдельным решением Совета глав государств СНГ».

В этой связи российской стороной инициировано создание специальной рабочей группы по подготовке положений об условиях приемлемости и порядке рассмотрения обращений. Этот вопрос был включен в План нашей работы на 2024-2025 годы, и на третьем заседании была образована группа, которая уже приступила к деятельности при координации представителя Республики Казахстан в Комиссии Артура Ермековича Ластаева. Все государства - члены Комиссии, за исключением Армении, направили свои кандидатуры в состав этой рабочей группы. Причем большинство членов Комиссии выразили готовность до принятия окончательного решения по этому вопросу принимать от Исполнительного комитета Содружества поступающие в адрес Комиссии обращения сторон или физических лиц и рассматривать их на национальном уровне, помогать обратившимся в восстановлении нарушенных прав либо их разъяснении, информируя Исполком об итогах.

Помимо проведения заседаний и деятельности рабочих групп планом работы Комиссии предусмотрены такие форматы взаимодействия, как страновые визиты для ознакомления с опытом и практикой работы правозащитных учреждений, совместные посещения центров временного содержания иностранных граждан и мест принудительного содержания лиц с целью изучения ситуации с соблюдением их прав и реагирования на факты нарушений. В декабре 2024 года в государствах - членах Комиссии состоится единый урок «Права человека». До конца года также планируем провести экспертную сессию по обсуждению проекта модельного закона «О статусе уполномоченного по правам человека».

В следующем году продолжу председательство в Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств. В СНГ 2025 год объявлен Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. Это юбилейный год 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне - нашей общей Победы, всех народов СССР, над фашизмом. В меняющихся геополитических условиях борьба с неонацизмом и миротворчество являются важными направлениями правозащитной работы. От нашей настойчивости и принципиальности в противостоянии радикальному национализму, ксенофобии, религиозной ненависти и неонацизму, без преувеличения, зависит будущее планеты.

Уверена, государственные правозащитники стран Содружества и объединяющий их правозащитный орган СНГ внесут свой посильный вклад в продвижение идей мира и борьбу с неонацизмом в современном обществе, и в целом 2025 год станет значимым этапом в укреплении нашей интеграции и единства в деле защиты и продвижения прав человека.