В Болгарии 27 октября этого года состоялись седьмые, внеочередные парламентские выборы за последние три года. Наряду с президентскими выборами в европейские структуры и местными выборами прошедшая кампания заставила общество и избирателей задуматься об автократии и возможном изменении политической системы. Избирательная кампания была отмечена не только опасениями, что результаты не принесут решения для продолжающегося политического кризиса, но и надеждами на новое, более устойчивое парламентское большинство и, следовательно, на регулярное правительство1.

Парламентские выборы в Болгарии проходят по пропорциональному методу д'Ондта в 31 избирательном округе с преференциальным голосованием и четырехпроцентным избирательным барьером. Из 6 601 262 зарегистрированных избирателей в выборах приняли участие 2 570 639 человек, или 38,94% явки, чтобы избрать парламент из 240 депутатов. В гонке участвовали 28 партий и коалиций, а также один независимый кандидат.

Выборы вновь убедительно выиграла давно правящая правоцентристская, проевропейская и евроатлантическая партия «ГЕРБ» во главе с господином Бойко Борисовым, которая получила 26,39% голосов и 69 мест.

Второе место заняла либерально-консервативная, антикоррупционная, евроатлантическая коалиция «Продолжаем перемены» - «Демократическая Болгария» (ПП - ДБ), получившая 14,20% голосов и 37 мест. В коалицию входят представители реституированной городской буржуазии и молодой социальной прослойки, получившей образование и проживающей на Западе, под руководством господ Кирилла Петкова, Асена Василева и Атанаса Атанасова.

Третье место с 13,36% голосов и 35 местами заняла политическая партия «Возрождение», программа которой носит патриотический и популистский характер и решительно пророссийский в плане внешнеполитической ориентации страны, во главе с господином Костадином Костадиновым.

Затем с 11,55% голосов и 30 местами идет политическая партия «ДПС - Новое начало», образовавшаяся в результате раскола «Движения за права и свободы» (ДПС), поддерживаемого в основном этническими турками и мусульманами. Эта фракция под руководством господина Деляна Пеевски значительно превзошла недавно созданный «Альянс за права и свободы», также входящий в ДПС и возглавляемый господином Ахмедом Доганом, который пользуется поддержкой в основном со стороны турецкой этнической группы и болгарских эмигрантов в Турции, - 7,48% голосов и 19 мест.

Благодаря усилиям по консолидации ранее сильно раздробленной левой коалиции, коалиция вокруг Болгарской социалистической партии стабилизировалась, получив 7,57% голосов и 20 мест, в значительной мере повторив свои предыдущие результаты на выборах, что подтверждает устойчивый кризис и утрату доверия и влияния левого крыла.

Стоит отметить, что центристская партия «Есть такой народ» под руководством господина Слави Трифонова также снова сумела войти в парламент с 6,78% голосов и 18 местами наряду с радикальной и популистской партией «Мораль, Единство, Честь» с 4,59% и 12 местами.

Патриотически и пророссийски ориентированная партия «Величие» едва не прошла в парламент, не добрав всего 29 голосов и получив 3,999%2.

Эти результаты выборов фактически повторяют результаты выборов в июне этого года, подчеркивая глубину и устойчивость политического кризиса.

Политический ландшафт по-прежнему раздроблен и преодолеть это пока не удается. Ключевыми характеристиками являются появление большого числа новых политических формирований с популистской и националистической ориентацией, а также продолжающаяся фрагментация среди политических сил, доминировавших в переходный период, - на правом фланге (СДС), на левом (БСП) и внутри этнической ДПС.

Также присутствуют линии разлома внутри недавно сформированной влиятельной коалиции «ПП - ДБ», где интересы реституированной городской буржуазии, представляемой ДБ, и интересы новой молодой политической элиты, получившей западное образование, представляемой ПП, не всегда совпадают.

Нет единства и среди новопоявившихся и набирающих влияние патриотических политических формирований, где раскол проходит по линии внешнеполитической ориентации страны и притязаний на лидерство.

Единственной политической силой, сохраняющей стабильность, является правоцентристская, проевропейская и евроатлантическая партия «ГЕРБ», представляющая интересы формирующейся мелкой и средней буржуазии.

Причины подобных кризисов часто связывают с конфликтами экономических интересов и развитием политических отношений, основанных на стремлении конвертировать власть в деньги. По этому поводу Президент Республики господин Румен Радев заявил: «Объявление официальных результатов выборов, вместо того чтобы успокоить общество, вызвало напряжение и ставит под сомнение честность голосования. Демократию нельзя купить или навязать. Если мы примем это как норму, значит, мы отказались от самой идеи народного суверенитета».

Помимо этих факторов, основной причиной является значительное и углубляющееся классовое расслоение, что приводит к различиям и противоречиям, трансформирующим структуру общества и его отношения и интересы.

Социальное расслоение по экономическому положению продолжает углубляться. Между недавно сформировавшимся классом ультрабогатых и классом ультрабедных появились различные социальные группы с разным экономическим положением, такие как паразитирующий класс собствеников, получивших реституцию, все еще нестабильный средний класс, значительный бюрократический класс, большая группа неработающих трудоспособного возраста и обширный класс людей с низкими пенсиями.

Происходит углубление разрыва между болгарскими, турецкими и ромскими этническими группами наряду с социально-экономическим расслоением, как между ними, так и внутри самых групп.

Существуют значительные различия в социальном статусе и уровне жизни между жителями нескольких крупных городов, таких как София, Пловдив, Варна, Бургас, Стара Загора (60% населения) и жителями небольших городов и деревень (40% населения).

Линия разлома проходит также между населением внутри страны и примерно одной третью самого активного и трудоспособного населения, которая эмигрировала и работает на Западе3.

Членство Болгарии в ЕС создало условия для экономического роста и стабилизации. Сформирована устойчивая экономическая структура, где ведущую роль играет сектор услуг. За последние десять лет ВВП страны вырос в 2,2 раза, достигнув 102 млрд долларов в 2023 году.

В терминах паритета покупательной способности (ППС) он составляет 218 млрд долларов. ВВП на душу населения в номинальном выражении составляет 15 854 доллара, а в ППС - 33 976 долларов. Этот прогресс произошел на фоне сокращения населения с 7,2 миллиона в 2014 году до 6,445 миллиона в 2023-м.

Несмотря на экономический прогресс, достигнутый благодаря членству в ЕС, и тенденции к сближению с уровнем жизни в ЕС, наблюдается тревожное увеличение неравенства между самыми богатыми и самыми бедными слоями общества4. Важным индикатором этого является тот факт, что около половины населения живет с доходами, близкими или ниже официально установленного минимума.

Значительным фактором политической фрагментации являются также принципиальные различия между крупными группами населения относительно геополитического положения и будущего Болгарии, с одной стороны, и генезиса, развития и будущего культурной идентичности болгар и болгарской нации - с другой. В отношении первого преобладает прозападное и проевропейское настроение. В отношении второго - традиционная ориентация на православие и принадлежность к славянской культурной идентичности.

Внешние факторы также играют значительную роль в разобщении, позволяя более легкое вмешательство в действия в направлении их геополитических и экономических интересов.

Процессы, происходящие в стране, и результаты выборов как отражение этих процессов делают все более сложным нахождение решений для создания стабильности в системах управления и государственной администрации.

Многие насущные процессы и проблемы не могут быть решены без стабильного регулярного правительства. К ним относятся назначения в состав Конституционного суда, новый состав Высшего судебного совета, выбор нового генерального прокурора и обновление основных регулирующих органов, сроки полномочий которых давно истекли и которые, по существу, утратили свою политическую легитимность. Также необходимо устранить отставание с национальными предложениями в Европейскую комиссию. Согласно Плану восстановления и устойчивости, страна рискует упустить возможность получить значительные финансовые ресурсы от ЕС.

Освоение средств по операционным программам, софинансируемым ЕС, происходит тревожно медленно.

Продолжительное отсутствие регулярного правительства задерживает принятие важных стратегических решений в таких секторах, как энергетика, транспорт, образование, здравоохранение и охрана окружающей среды, или позволяет принимать решения по вопросам, затрагивающим национальные интересы без политической ответственности.

Необходимая реформа судебной системы застопорилась. Несмотря на заявления, борьба с коррупцией не принесла результатов, и коррупция стала практикой в экономических, социальных, политических, административных и правовых отношениях.

Постоянно увеличивающийся и уже достигающий критического уровня дефицит бюджета компенсируется значительными внешними и внутренними государственными кредитами. На август 2024 года государственный долг составляет 43,72 млрд левов. По мнению экспертов, очевидной является необходимость дисциплинирования государственного бюджета, поскольку страна находится на грани отмены валютного совета даже без вступления в еврозону. Следовательно, необходимо создавать защитный финансовый буфер. Более того, в 2025 году потребуется 12 млрд левов для покрытия дефицита.

Указанные обстоятельства ставят политическую элиту в сложную ситуацию, требующую принятия решений в рамках дилеммы: взять на себя политическую ответственность с риском потери доверия или же оставить государство на произвол судьбы, подвергая его полному дискредитированию с непредсказуемыми последствиями. Впрочем, эта дилемма затрагивает и такие важные сферы, как внешняя политика и безопасность страны.

По мнению большинства аналитиков, повторение уже известных сценариев чревато значительными рисками вызвать недовольство среди крупных слоев населения, которые в настоящий момент не участвуют в выборах, но не остаются равнодушными к неспособности политической элиты эффективно управлять.

Отказ от участия в выборах - своеобразный политический протест как против политической системы, так и против политической элиты.

Первая оказалась неспособной обеспечить эффективное управление, в то время как политическая элита в основном демонстрирует недостаток компетенции и сосредоточенность на личных и узкогрупповых интересах, будучи охваченной коррупцией и неспособной действовать в интересах государства и общества.

Все говорит о том, что болгары утрачивают доверие к политической власти и существующему инструментарию ее формирования. Все больше людей убеждается, что вне зависимости от конфигурации власти изменений не произойдет. Политический дискурс сосредотачивается вокруг людей и политических субъектов, а не вокруг проблем страны, общества и граждан. В результате политическая форма полностью заменила политическое содержание, что фактически означает отсутствие четких и жизнеспособных политических идей.

Крупные проблемы, связанные с экономическим развитием, будущим ЕС и НАТО и местом Болгарии в них, будущим глобализации и формированием многополярного мира, с национальной безопасностью в условиях высокой турбулентности и риска, практически не фигурируют в политической повестке Болгарии. Основными темами, представленными общественности, стали перспективы вступления в еврозону и Шенген, рассматриваемые как приоритетные и ведущие национальные цели, хотя их возможная реализация вряд ли принесет существенную пользу Болгарии и болгарам. Управление лишено перспективы, направлено не  на развитие, а сосредоточено на решении текущих проблем и задач. Неизбежным следствием является растущий популизм, ставший доминирующим на всем политическом пространстве.

В таких условиях в политической жизни страны объективно появляются новые политические субъекты, которые сосредотачиваются на крупных вопросах и проблемах, генерируя и предлагая решения, ориентированные на национальные интересы и ставящие национальное выше глобального. Их близость к людям привлекает симпатии и поддержку, что позволяет считать их перспективными.

Что можно ожидать после завершившихся выборов?

Первое - формирование регулярного правительства будет сложным, потребует значительных уступок и компромиссов от всех, кто стремится его создать. Также будет мешать устоявшаяся политическая демагогия, при которой все заявляют о необходимости правительства, но уклоняются от ответственности, когда доходит до его создания.

Второе - наиболее вероятно, что из-за высокого риска политической нестабильности основные политические игроки достигнут компромисса и соглашения о формировании проевропейского и евроатлантического правительства. Конкретная конфигурация нового правительства будет зависеть от политики вновь выбранной республиканской администрации США.

Третье - трудно оценить, насколько стабильным и устойчивым будет новое правительство. Предвыборная кампания прошла на фоне острых и порой грубых политических нападок, обвинений и оскорблений, что создает дополнительные трудности как для формирования правительства, так и для будущих отношений между потенциальными коалиционными партнерами.

Если правительство будет сформировано, его приоритетами станут неотложные меры по продвижению Плана восстановления и устойчивого развития, выбор нового состава Высшего судебного совета и нового генерального прокурора, обновление ключевых государственных регуляторных органов. Вопросы, связанные с вступлением Болгарии в еврозону и Шенген, могут иметь дополнительную перспективу.

Четвертое - серьезные проблемы, связанные с необходимостью привлечения новых займов для покрытия бюджетного дефицита, и непопулярные решения по сокращению государственных расходов, а также предстоящая борьба за доступ к средствам от ЕС быстро исчерпают компромиссы, неизбежно ведя к непреодолимым противоречиям и конфликтам, что может привести к новым выборам.

Пятое - перед лицом будущих вызовов и рисков для многих политических субъектов нахождение в оппозиции считается более выгодным.

Шестое - кризис в болгарской политической системе может спровоцировать турбулентное развитие с ростом противопоставлений, что приведет к значительной реорганизации политического пространства в пользу новых, более радикальных политических движений и в ущерб основным существующим партиям.

Седьмое - независимо от дальнейших событий изменения в геополитической ориентации страны маловероятны. Потенциал для иных решений сравнительно мал. Изменения могут касаться лишь подходов и способов отстаивания национальных интересов в ЕС и НАТО5.

Восьмое - кризис и трудности требуют изменений в политической системе и жизни страны: изменения избирательной системы, реконструкции всех ветвей власти. К сожалению, при текущей политической конфигурации это практически невозможно, что несет риск более радикальных и агрессивных политических действий.

Идея необходимости конституционных изменений все чаще обсуждается, но нынешняя конфигурация не позволяет достичь необходимого большинства в две трети голосов в парламенте. Страхи в этом отношении вызывают и некоторые не совсем удачные конституционные изменения, внесшие дополнительные трудности в формирование регулярного правительства.

Серьезные проблемы и риски, стоящие перед болгарской политической системой и политической элитой, ставят вопрос о необходимости прочной стабилизации и устойчивости, основанной на национальных интересах.

Единственный правильный подход - это искать общность и согласие по важным для страны и стратегически значимым для ее будущего национальным интересам. Ключевые из них:

Во-первых, мир и сотрудничество в Черноморском регионе и на Балканах. Военный конфликт на Украине дестабилизирует регион, угрожая его общей безопасности. Дальнейшее продолжение конфликта создает риск эскалации с непредсказуемыми тяжелыми последствиями для всего региона6.

В этом отношении болгарская политическая элита должна иметь решительную позицию, которая не только осуждает силовое разрешение конфликтов в регионе, но и содержит идеи, подходы и конкретные меры и решения для достижения мира через переговоры, учитывающие как интересы, так и страхи сторон в конфликте. Должна быть решительная общенациональная позиция против всего, что может потенциально создавать условия для продолжения и эскалации конфликта.

Болгарии необходимо иметь свое общенациональное понимание предотвращения будущих конфликтов и их разрешения политическими средствами и инструментами: политический форум для мира в Черноморском регионе, новые общерегиональные договоры, новые двусторонние договоры, ограничивающие противоречия и недопущение конфликтов. Возможностей в этом отношении много, если есть политическая воля и национальная решимость. Несомненно, как Болгария, так и другие страны в регионе должны переосмыслить способы и формы защиты и отстаивания своего геополитического выбора и обязательств в условиях многополярности, балансирования рисков и создания возможности для равной и неделимой безопасности всех стран в регионе. В этом отношении предстоит долгий и трудный путь для построения взаимного доверия, ограничения угроз, для понимания и уважения интересов других стран и народов.

Нынешняя политика блоковой безопасности путем наращивания военного защитного потенциала, безусловно, должна быть заменена его постепенным ограничением и введением единой системы безопасности. Если этого не будет достигнуто, блоковое мышление и подход явно скрывают риски значительных моментных дисбалансов, которые могут привести к новым вооруженным конфликтам с непредсказуемыми последствиями.

Вторая группа национальных интересов связана с всесторонним расширением, развитием и углублением балканского сотрудничества как основы мира и добрососедских отношений на Балканах. Экономическое сотрудничество между балканскими странами объективно возрастает. В то же время огромные пространства в области экономики, науки, технологий, образования, культуры остаются свободными или слабо охваченными конкретными инициативами, проектами и действиями. В этом отношении следовало бы оставить в стороне любые политические разногласия, добиться единого национального политического согласия и на данной основе конкретных действий в рамках общебалканского и двустороннего сотрудничества.

Подобный национальный интерес потребует новых, более эффективных форм сотрудничества и взаимодействия. Для этой цели, однако, следует иметь новое мышление по поводу ограничений, накладываемых ЕС, и нахождения форм и решений для отстаивания интересов страны в нем. Балканы всегда были на пересечении цивилизаций, которые создали традиционные взаимные связи и отношения. В условиях многополярности их учет и использование могут дать серьезный толчок в развитии как региона, так и всех стран в нем.

Другим важным аспектом нашего национального интереса являются базовые категории, связанные с национальной культурной идентичностью, - сохранение православия и народных традиций, языка и письменности, национальной культурной специфики, оригинальности и многообразия. Несмотря на то, что союзная политика ЕС стремится для этого создать условия, общее экономическое, технологическое, образовательное и культурное пространство медленно и постепенно накладывает свои культурные формы и стандарты. К сожалению, для болгарских политиков эта тема оставлена на периферии политического мышления, а их действия чреваты негативными последствиями для будущего болгарской нации.

Отдельным важным национальным интересом является достижение отношений на основе прочной и неуязвимой толерантности между основными этническими группами в стране - болгарами, турками, болгарами с мусульманским вероисповеданием и ромами. В стране есть как традиции, так и народное согласие в данном вопросе. Национальный интерес предполагает, что не следует допускать социально-экономических дисбалансов и политических действий, которые могут подорвать этнические отношения понимания как основу этнического мира в стране.

На пятом месте находится все, что связано и имеет отношение к моральным устоям нации, государства и общества.

Наконец, но не в последнюю очередь, основным национальным интересом является достижение согласия и признания как прочного и не подлежащего сомнению уже сделанного геополитического выбора страны - членства в ЕС и НАТО. Болгария сильно связана с этими союзами - экономически, финансово-политически, военно, цивилизационно.

Более 70% ВВП страны формируется за счет индустриальных связей и торговых отношений со странами ЕС.

Инвестиции компаний из этих стран в болгарскую экономику измеряются уже сотнями миллиардов левов и постоянно растут.

Половина трудоспособного населения страны работала или работает в настоящее время в различных странах - членах этих союзов. Большое количество молодых болгар учится там. Увеличивается число совместных браков. Во многих населенных пунктах страны живут люди из этих стран.

Национальный интерес Болгарии заключается в том, чтобы такие отношения расширялись и развивались. С этой целью болгарская политическая элита должна сосредоточиться на поиске подходов, форм, методов и решений данного вопроса.

В то же время наша страна должна критически относиться ко всем еэсовским мерам, решениям и действиям, которые по различным причинам накладывают неприемлемые для нас ограничения в отношении наших связей с остальным миром.

Отстаивание национального интереса в этих структурах требует преодоления привычки без критики и усердно следовать навязанным решениям, которые не в интересах страны и по своей сути используют общий еэсовский инструментарий для продвижения целей и интересов ведущих стран ЕС и НАТО.

В этой связи необходимо, чтобы наша политическая элита проявила волю и решимость к независимости, собственному мышлению и отстаиванию своего права на мнение и действие.

 

 

1С июня 2021 г. по июнь 2024-го выборы в парламент, проведенные восемь раз, не смогли создать устойчивую политическую конфигурацию. Сменилось шесть правительств, из которых два были регулярными (досрочно прекратившими свои полномочия из-за коалиционных разногласий), и шесть служебных (назначенных президентом из-за невозможности достичь парламентского большинства, необходимого для формирования регулярного правительства). Выборы в этот период генерировали почти идентичные результаты, при этом основной значимой разницей стало появление либерально-глобалистской, прозападной и евроатлантической партии «Продолжаем перемены», возглавляемой молодыми людьми, обучавшимися на Западе, которые в 2022 г. получили поддержку почти 23% голосов и смогли сформировать правительство с участием других, менее представительных политических субъектов со значительными политическими различиями, объединенными лишь амбицией противостоять партии «ГЕРБ» и ее лидеру Бойко Борисову, правившей в течение 12 лет (с кратковременным перерывом в 2013 г.) и установившей властную монополию во всех государственных сферах и структурах. Принципиальные политические различия, а также влияние партии «ГЕРБ» во властных структурах быстро положили конец хрупкой политической утопии, и это правительство просуществовало менее восьми месяцев. Результаты двух последующих избирательных кампаний не создали условия для формирования кабинета. При третьей попытке в 2022 г. было достигнуто компромиссное решение и был сформирован кабинет ГЕРБ и ПП, который продержался всего десять месяцев. Результаты последующих двух избирательных кампаний повторили соотношение между основными политическими силами, а при возникших разногласиях и противоречиях парламент снова не смог сформировать регулярный кабинет. Опять были назначены служебные кабинеты.

2Этот результат стал причиной сомнений в манипуляциях при подсчете голосов и протестов со стороны сторонников партии «Величие».

3Огромная эмиграция разрушает устойчивость социальной структуры общества: уезжает большое количество более образованных, способных и молодых людей.

4Коэффициент Джини для Болгарии, измеряющий социальные неравенства в обществе, составляет 37,2 пункта (средний) за 2023 г. Наша страна находится в середине рейтинга европейских государств, учитывающих этот показатель // По данным Gini coefficient of equivalised disposable income - EU-SILC survey // Евростат.

5В целом Болгария остается сильно «привязанной» к западному геополитическому лагерю, несмотря на то, что в общественном консенсусе, на который опирается это «привязывание», повляются «щели».

6Тем не менее в настоящее время основные интересы стран в регионе непосредственно затронуты: ограниченные возможности для торгового обмена, сокращение притока инвестиций, воздержание от инвестирования, значительное снижение туристических потоков, закрытие важных транспортных и логистических цепочек из Азии в Европу, «заморозка» крупных проектов по строительству новых логистических мощностей по всему региону.