Официальная позиция России в сфере ядерного сдерживания изложена в ряде документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны.

Обострение международной обстановки, российско-американских и российско-европейских отношений, углубление российско-украинского кризиса в 2013-2014 годах способствовали пересмотру Москвой Военной доктрины в 2014 году. В документе большое внимание уделено активизации недружественных России военных сил и зарубежных стран на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками.

Одними из основных внешних военных опасностей являются  подрыв глобальной (в основе которой лежит обладание ядерным оружием) и региональной стабильности, в первую очередь посредством создания и развертывания систем стратегической противоракетной обороны, нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий.

Среди основных военных угроз выделено воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов.

В связи с этим одним из направлений деятельности Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов определено поддержание глобальной и региональной стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне.

Военная доктрина вполне четко определяет основания и условия применения ядерного оружия. Оно может быть использовано в ответ на применение против России и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства1.

Знаковым событием стало утверждение российским президентом в 2020 году документа стратегического планирования «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». Появление в публичном пространстве документа такого уровня произошло впервые за всю историю СССР и России как его правопреемницы. Наша страна впервые за все время обладания ядерным оружием опубликовала свое видение его роли и места в общей системе национальной безопасности2.

Указанный документ относит гарантированное сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников к числу высших государственных приоритетов, и оно обеспечивается всей совокупностью военной мощи Российской Федерации, включая ядерное оружие. Государственная политика в области ядерного сдерживания носит оборонительный характер, Российская Федерация рассматривает ядерное оружие исключительно как средство сдерживания, а не нападения или агрессии. Основной целью ядерного сдерживания является неотвратимость возмездия в случае агрессии, то есть нанесение ответного гарантированного удара.

Так же, как в Военной доктрине, в документе уделено особое внимание пограничным с Россией территориям и прилегающим морским акваториям в случае размещения там средств доставки ядерного оружия. В качестве основных военных опасностей определены следующие: развертывание государствами, которые рассматривают нашу страну в качестве потенциального противника, систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии; создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных систем; наличие у государств ядерного оружия и (или) других видов оружия массового поражения, которые могут быть применены против Российской Федерации и (или) ее союзников, а также средств доставки этих видов оружия; неконтролируемое распространение ядерного оружия, средств его доставки, технологий и оборудования для их изготовления; размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и средств его доставки.

Документ определяет принципы ядерного сдерживания: соблюдение международных обязательств в области контроля над вооружениями; непрерывность обеспечения ядерного сдерживания; поддержание постоянной готовности выделенной части сил и средств ядерного сдерживания к боевому применению и др.

Согласно документу, условиями, определяющими возможность применения Российской Федерацией ядерного оружия, являются: поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников; применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников; воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил; агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства3.

Таким образом, данный документ определяет ядерную политику России как оборонительную, в основе которой лежит ядерное сдерживание агрессии недружественных стран и военных блоков против нашего государства и российских союзников. Основное внимание, по понятным причинам, в обоих документах уделено приграничным для России территориям в особо чувствительном для нашей страны регионе - СНГ.

В 2021 году указом Президента России был утвержден базовый документ стратегического планирования - Стратегия национальной безопасности (СНБ). Документ был принят в условиях начала Россией специальной военной операции, усиления санкционного давления Запада на нашу страну и активизации англосаксонских стран на Украине. В связи с этим в документе определены следующие тенденции современного мира: рост геополитической нестабильности и конфликтности, усиление межгосударственных противоречий сопровождаются повышением угрозы использования военной силы. Расшатывание общепризнанных норм и принципов международного права, ослабление и разрушение существующих международных правовых институтов, продолжающийся демонтаж системы договоров и соглашений в области контроля над вооружениями ведут к нарастанию напряженности и обострению военно-политической обстановки, в том числе вблизи государственной границы Российской Федерации.

В СНБ отмечены действия некоторых стран, которые направлены на инспирирование в СНГ дезинтеграционных процессов в целях разрушения связей России с ее традиционными союзниками. В документе совершенно справедливо заявлено о необходимости обеспечения равной и неделимой безопасности для всех государств.

Одним из важнейших национальных интересов и национальных приоритетов является поддержание стратегической стабильности, в основе которой лежит контроль над ядерным оружием.

Еще одним важнейшим национальным приоритетом является оборона страны, которая осуществляется в условиях военно-политической обстановки в мире, характеризующейся формированием новых глобальных и региональных центров силы, обострения борьбы между ними за сферы влияния; возрастания значения военной силы как инструмента достижения субъектами международных отношений своих геополитических целей. В такой обстановке осуществляются попытки силового давления на Россию, ее союзников и партнеров, наращивание военной инфраструктуры НАТО на приграничных к России территориях, отработка применения против Российской Федерации ядерного оружия.

США, развивая систему глобальной ПРО, проводят последовательный курс на отказ от международных обязательств в области контроля над вооружениями. Размещение американских ракет средней и меньшей дальности в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе формирует угрозу стратегической стабильности и международной безопасности.

Достижение целей обороны страны, отмечается в СНБ, осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов и реализации задачи поддержания на достаточном уровне потенциала ядерного сдерживания4.

Таким образом, в Стратегии национальной безопасности серьезное внимание уделено необходимости поддержания стратегической стабильности, основанной на обеспечении равной и неделимой безопасности для всех государств; безопасности региона СНГ; деструктивной политике США в сфере наступательных и оборонительных вооружений, контроля над ними и неразмещения; необходимости для России осуществления политики ядерного сдерживания.

Концепция внешней политики России, утвержденная указом президента в 2023 году в качестве документа стратегического планирования, подчеркивает укрепление позиций нашей страны на международной арене как влиятельной мировой державы, вносящей решающий вклад в поддержание глобальной безопасности и обеспечение мирного развития государств. Дестабилизирующие наращивание и модернизация наступательных военных потенциалов, разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями подрывают стратегическую стабильность.

Одним из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации определено формирование справедливого и устойчивого мироустройства, в основе которого лежит неделимость безопасности в глобальном и региональном аспектах.

Приоритетным внешнеполитическим направлением является укрепление международного мира и безопасности, которое должно способствовать обеспечению стратегической стабильности, устранению предпосылок для развязывания глобальной войны, рисков применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

Согласно документу, в целях обеспечения стратегической стабильности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: стратегическому сдерживанию; укреплению и развитию системы международных договоров в сферах стратегической стабильности, контроля над вооружениями, предотвращения распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с их производством товаров и технологий; укреплению и развитию международных политических основ (договоренностей) поддержания стратегической стабильности, режимов контроля над вооружениями и нераспространения всех видов оружия массового уничтожения; предотвращению гонки вооружений и исключению ее переноса в новые среды; повышению предсказуемости и укреплению мер доверия в международных отношениях; предотвращению актов ядерного терроризма; укреплению роли многосторонних механизмов экспортного контроля в сферах обеспечения международной безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, противодействию превращению этих механизмов в инструмент односторонних ограничений, препятствующих осуществлению законного международного сотрудничества5.

Таким образом, Концепция внешней политики, фиксируя положение России как влиятельной мировой державы, в том числе в поддержании стратегической стабильности, четко определяет приоритетные задачи нашей страны в этой сфере. Это и сохранение международно-правовых основ поддержания стратегической стабильности, недопущение ядерного терроризма, безопасность хранения ядерного оружия, недопущение его распространения и т. д.

В феврале 2023 года Президент В.В.Путин выступил с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором заострил внимание на ускоренном развертывании армейских баз, секретных биолабораторий США и НАТО у границ нашей страны и подготовке Украины к большой войне. Президентом было подчеркнуто, что США выходят из фундаментальных соглашений в сфере вооружения, включая Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), в одностороннем порядке разрывают основополагающие соглашения, вышли из Договора по ПРО. В условиях российско-американских противоречий, деградации взаимных связей с подачи Вашингтона стало невозможным проводить взаимные инспекции, в первую очередь для российских инспекторов, в рамках Договора СНВ-3.

Президент подчеркнул, что США и НАТО прямо говорят о том, что их цель - нанести стратегическое поражение России. Президент отметил, что Договор СНВ-3 от 2010 года содержит важнейшие положения о неделимости безопасности, прямой взаимосвязи вопросов стратегических наступательных и оборонительных вооружений, о чем давно забыто американской стороной. Запад прямо причастен к попыткам киевского режима нанести удары по базам нашей стратегической авиации. Использованные для этого беспилотники были оснащены и модернизированы при содействии натовских специалистов. Также президент затронул давнюю проблему советско/российско-американских переговоров по разоружению - это неучет растущих ядерных арсеналов союзников США по НАТО - Франции и Великобритании. В таких условиях президентом было принято решение о приостановлении участия России в Договоре СНВ-36.

В ходе реализации Договора СНВ-3 явно обозначились разные подходы сторон к ликвидации стратегического оружия. Россия уничтожала оружие без возможности восстановления, а американская сторона - путем переоборудования части ядерного в неядерное оружие, что может предполагать возможность его восстановления. Надо заметить, что на самом деле проблема разных подходов к процедуре уничтожения стратегических вооружений существовала с периода реализации договоров РСМД, СНВ-1, СНВ-2. Уже тогда российская сторона уничтожала ракеты методом прожига, а американцы у части своих ракет снимали ядерные боезаряды и складировали их, окончательно не ликвидируя.

В свете дальнейших эпидемиологических (пандемия ковида) и политических (взаимные санкции, СВО) событий международной повестки дня назрели проблемы взаимной доставки и допуска инспекционных групп к стратегическим объектам. Особо сложными стали вопросы: прекращения нормального авиасообщения, удлинения времени перелетов, что могло способствовать «утечке» конфиденциальной информации; сложности визового режима для российских специалистов, особенно в транзитных странах; трудности осуществления российских платежей за верификационные услуги; отсутствие однозначных гарантий предоставления возможности пролета самолетов Минобороны России с инспекторами на борту через закрытое для России воздушное пространство западных стран, некоторые из которых и вовсе не ответили на соответствующие запросы российской стороны.

Все это нарушило принципы равного доступа к механизмам верификации договора и создало однозначные преимущества для американской стороны. В такой ситуации американская сторона в августе 2022 года попыталась возобновить инспекции по ДСНВ явочным порядком, поставив Москву перед фактом направления в Россию американской инспекционной группы.

В этих обстоятельствах российская сторона приняла решение о временном выводе из-под верификационной деятельности по ДСНВ подлежащих инспекциям российских объектов - с 8 августа 2022 года и до окончательного устранения удовлетворительным образом всех имеющихся проблем, с уведомлением американской стороны. Возможность такого изъятия допускается пунктом 5 Раздела I Главы пятой Протокола к Договору7.

В соответствующем заявлении МИД России от 21 февраля 2023 года8 отмечено, что Россия будет придерживаться количественных показателей, установленных в ДСНВ-3, участвовать в процедуре взаимного уведомления о пусках МБР и БРПЛ на основе двустороннего соглашения 1988 года. До США было также доведено по дипканалам, что Россия считает продолжающим действовать Соглашение 1989 года о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях. 22 февраля 2023 года принят Федеральный закон о приостановлении действия ДСНВ, который вступил в силу 28 февраля.

В феврале 2024 года в Послании Федеральному Собранию президент подчеркнул, что Россия готова к диалогу с США по вопросам стратегической стабильности, но не в условиях открытых враждебных действий США и попыток нанесения нашей стране стратегического поражения на поле боя.

Поэтому у России есть все основания полагать, что слова сегодняшних американских властей о якобы заинтересованности в переговорах с нашей страной по вопросам стратегической стабильности - это демагогия на фоне предвыборной борьбы, расчет на электорат в желании продемонстрировать сохранение-де американского мирового лидерства. Вашингтон занимает позицию договариваться с Москвой только в тех вопросах, которые выгодны им самим, а где им не выгодно - там и обсуждать нечего, как они сами говорят, business as usual, там они будут стремиться нанести нам поражение. Президент четко дал понять, что Россия сядет за стол переговоров в сфере безопасности только при соблюдении оппонентами наших национальных интересов и в целом не хочет втягиваться в гонку вооружений9.

25 сентября 2024 года в ходе заседания  Постоянного совещания по ядерному сдерживанию - рабочего органа Совета безопасности, принимающего решения относительно ядерной политики страны, - Президент  В.В.Путин предложил внести ряд изменений в действующий документ стратегического планирования «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» от 2020 года.

Изменения должны коснуться условий применения ядерного оружия. Так, в проекте «Основ» расширена категория государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживание, дополнен перечень военных угроз, для нейтрализации которых выполняются мероприятия ядерного сдерживания. Президент обратил особое внимание на то, что в обновленной редакции документа агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства предлагается рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию.

В проекте зафиксированы условия перехода России к применению ядерного оружия. Будет рассматриваться такая возможность уже при получении достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения и пересечении ими нашей государственной границы. Имеются в виду самолеты стратегической и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотники, гиперзвуковые и другие летательные аппараты.

Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае агрессии против России и Белоруссии как участницы Союзного государства. В том числе если противник, используя обычное оружие, создает критическую угрозу нашему суверенитету.

Президент отметил в ходе заседания, что все уточнения являются глубоко выверенными и соразмерными современным военным угрозам и рискам в отношении Российской Федерации10.

Таким образом, изменения ядерной стратегии России вызваны целым рядом существенных перемен в сфере стратегической стабильности, военно-политической обстановки, международной и региональной безопасности. К тому же летом 2024 года Президент США Джо Байден изменил ядерную стратегию страны. В Белом доме не исключили, что США придется увеличить объемы развертывания своего арсенала, поскольку это может потребоваться для сдерживания России, Китая и Северной Кореи11.

На современном этапе ядерная триада остается важнейшей гарантией обеспечения безопасности нашего государства и граждан, инструментом поддержания стратегического паритета и баланса сил в мире. Вместе с тем динамичные изменения, особенно деструктивного свойства, современной военно-политической обстановки Россия обязана учитывать. В том числе возникновение новых источников военных угроз и рисков для нашего государства и наших союзников. Важно прогнозировать развитие ситуации и соответственно адаптировать положения документов стратегического планирования к нынешним реалиям12.

 

 

1Военная доктрина Российской Федерации (в редакции от 25 декабря 2014 г.) // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1584621/

2Чаевич А.В. Роль ядерного оружия в мировой политике: история и современность // Власть. 2021. Т. 29. №6. С. 60-65.

3Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2020 г. №355 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/disarmament/1434131/

4Стратегия национальной безопасности от 2 июля 2021 г. // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1784948/

5Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.) // URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/

6Послание Президента Российской Федерации от 21.02.2023 б/н (Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010

7Каширина Т.В. Проблема сокращения стратегических вооружений в контексте современных российско-американских отношений // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. Т. 10. №3. С. 390-397.

8Заявление МИД России в связи с приостановлением Российской Федерацией действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) // URL: https://www.mid.ru/ ru/press_service/spokesman/official_statement/1855184/

9Послание Президента Федеральному Собранию. 29 февраля 2024 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585

10Заседание Постоянного совещания Совбеза по ядерному сдерживанию. 25 сентября 2024 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/75182

11Sanger D.E. Biden Approved Secret Nuclear Strategy Refocusing on Chinese Threat // URL: https://www.nytimes.com/2024/08/20/us/politics/biden-nuclear-china-russia.html

12Заседание Постоянного совещания Совбеза по ядерному сдерживанию // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/75182