Законом Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года №60-VIII ЗРК было ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите инвестиций от 21 ноября 2018 года1.  Кроме того, немного ранее Указом Президента Республики Казахстан от 20 мая 2023 года №224 был одобрен проект Соглашения между Республикой Казахстан и Республикой Сингапур о торговле услугами и инвестициях, которым стороны предполагают создать между собой зону свободной торговли в соответствии со статьей V ГАТС2.

Подобное инвестиционное сотрудничество является важным аспектом развития экономики Казахстана3, но не его единственным приоритетом. Так, по состоянию на октябрь 2023 года, Республикой Казахстан были заключены 50 инвестиционных соглашений, в том числе три из них за последние десять лет, - с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ)4,  Сингапуром и Японией5.

Если сопоставить двусторонние инвестиционные соглашения Республики Казахстан за последнее десятилетие, то можно отметить следующее: в том что касается квалификации активов в качестве инвестиций, соглашения с Японией и Сингапуром стремятся определить их максимально широко, включая не только те, которые находятся в собственности, но и те, которые находятся под контролем инвестора. Кроме того, в определение инвестиций входят доходы, получаемые от них. В то же время соглашение с ОАЭ не включает доходы в определение «инвестиции».

Изменение формы, в которой инвестируются активы, не изменяет квалификацию таких активов, как инвестиции, согласно положениям соглашений Казахстана с Японией и ОАЭ. Соглашения с ОАЭ и Сингапуром подчеркивают этот характерный признак инвестиций как их вклад в предпринимательских целях.

В том что касается квалификации лица в качестве инвестора: интересны положения соглашений с Японией и ОАЭ. Так, первое включает не только тех лиц, которые осуществляют инвестиции, но и тех, кто уже их осуществил или только планирует это сделать, то есть уже предпринял конкретные шаги, такие как, например, подача заявки на соответствующую лицензию. Второе же примечательно тем, что отдельно выделяет государственные, местные исполнительные органы и их учреждения в ОАЭ как категорию инвесторов.

Третья важная особенность, которая характеризует эволюцию инвестиционного климата в Республике Казахстан, - это закрепление гарантий прав инвесторов при косвенной экспроприации по аналогии со Всеобъемлющим экономическим и торговым соглашением6: определяя в качестве меры стороны закон, постановление, правила, процедуры, решение, административную меру, etc., принятые органами власти или теми лицами, которым они делегировали свои полномочия, и вводя классическую формулировку для предоставления гарантий инвесторам при национализации, экспроприации или принятии мер, имеющих эквивалентный эффект, соглашение с Сингапуром содержит более высокий уровень правовых гарантий для иностранных инвесторов в ситуациях косвенной экспроприации по сравнению с двумя другими соглашениями, которые не содержат определения подобных мер.

Учитывая актуализированный контекст инвестиционного сотрудничества между Казахстаном и Россией, интересно сопоставление аналогичных положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор; ЕАЭС).

Несмотря на то, что оба соглашения формулируют широкий перечень тех активов, которые могут рассматриваться в качестве инвестиций, доходы от таких инвестиций в данный перечень не входят. При квалификации лица в качестве инвестора в соответствии с двусторонним Соглашением между Россией и Казахстаном таким лицом может быть признан не только гражданин стороны, но и лицо, постоянно проживающее на территории данной стороны, что позволяет более точно сформулировать критерии ассоциации лица со стороной, по сравнению с определением в Договоре, где в качестве инвестора может быть признано любое лицо государства-члена, когда оно осуществляет инвестиции на территории другого государства-члена.

Исходя из сопоставления положений пунктов 70, 78 и 79 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций из Приложения №16 к Договору (далее - Протокол), можно сделать вывод, что общая норма о том, что режим, предоставляемый инвесторам государства - члена ЕАЭС, который должен быть не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется инвесторам любого третьего государства, имеет преломление в специальных нормах для случаев возмещения ущерба, нанесенного в результате гражданских беспорядков и иных подобных обстоятельств, и для случаев экспроприации. При этом в первом случае закрепляется обязанность предоставления того режима, который является наиболее благоприятным среди имеющихся, тогда как во втором случае подобной альтернативы нет.

Интересно, что в подпункте 11 пункта 6 Протокола закрепляется определение меры государства-члена, включающее в себя в том числе законодательство государств - членов ЕАЭС, действия или бездействия органов власти или должностных лиц и принятие официальных документов рекомендательного характера. Это свидетельствует о предоставлении защиты от косвенной экспроприации, аналогичной закрепленной в нормах статьи 8.12 Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения.

И.В.Артамонова7 определяет косвенную экспроприацию как воздействие со стороны государства на собственность лица, лишающее его возможности получать от такой собственности экономическую выгоду. Следует отметить, что данное определение можно усовершенствовать, включив в него не только собственность лица, но и активы, которые в целом находятся у него под контролем (например, по лицензионным соглашениям) и приносят выгоду, которую можно измерить в денежном эквиваленте.

Таким образом, сопоставляя двусторонние инвестиционные соглашения Республики Казахстан с Японией, ОАЭ, Сингапуром, Россией и релевантные положения Договора о ЕАЭС, можно сделать вывод, что по вопросам квалификации доходов от инвестиции в качестве инвестиции наиболее прогрессивными являются соглашения с Японией и Сингапуром.

По вопросу об определении лица в качестве инвестора наиболее совершенные формулировки можно увидеть в Соглашении с Японией в том, что касается временного периода осуществления инвестиций, в соглашениях же с Россией и ОАЭ закреплены дополнительные субъектные составы, в первом случае - это лица, которые постоянно проживают на территории стороны, во втором случае, для ОАЭ, - это органы власти.

В том что касается предоставления защиты иностранным инвестициям от косвенной экспроприации, только Соглашение с Сингапуром и Договор о ЕАЭС содержат положения, позволяющие при их совокупном толковании утверждать о предоставлении такой защиты.

Зеленые финансы в настоящий момент являются одним из приоритетных направлений инвестирования в энергетический сектор Республики Казахстан8, а формирование устойчивого инвестиционного климата в сфере энергетики - один из важнейших факторов, способствующих этому. Согласно информации министра энергетики Алмасадама Саткалиева, к 2030 году в Республике Казахстан планируется ввод в эксплуатацию пяти крупных проектов в сфере возобновляемых источников энергии9.  Это свидетельствует о стремлении к дальнейшему совершенствованию существующей энергетической инфраструктуры.

При изучении потенциала инвестиционного сотрудничества в энергетической сфере между Россией и Казахстаном необходимо учитывать следующее: в 1993 году между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан было заключено Соглашение о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов. Одним из основных моментов данного соглашения является договоренность об освобождении поставок продукции от взимания таможенных пошлин, согласно письму Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 31 января 1994 года №ОЗ-6.

Помимо этого, стороны выразили готовность способствовать созданию совместных предприятий различных форм собственности между хозяйствующими субъектами государств на акционерной основе (Ст. 5), а также развивать сотрудничество в том, что касается разработки национальных энергетических программ (Ст. 6), экологических программ (Ст. 7) и другое.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2023 года №292-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о мерах по обеспечению параллельной работы единых энергетических систем Российской Федерации и Республики Казахстан» содержит поручение Минэнерго России с участием МИД России провести переговоры с Казахстанской Стороной в целях подписания проекта соответствующего соглашения. Таким образом, можно проследить на протяжении последних нескольких десятилетий стремление российской и казахстанской сторон к эффективному международному энергетическому сотрудничеству.

В настоящий момент Россия входит в несколько региональных объединений и инициатив, направленных на экономическую интеграцию и углубление экономического сотрудничества. В частности, среди них можно назвать Союзное государство, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН, «Один пояс - один путь».

Внимание общественности привлекает дальнейшее развитие сотрудничества в рамках БРИКС+, в котором рассматривается значительный потенциал. Так, согласно прогнозу GTN Asia, преференциальные торговые соглашения и диверсификация цепочек поставок в рамках БРИКС+ приведут к росту объема взаимной торговли почти в два раза к 2030 году (по сравнению с 2022 г.)10. В то же время вопрос, достойный внимания, заключается в том, достаточны ли существующие правовые механизмы для обеспечения необходимых гарантий в процессе реализации торговых отношений.

БРИКС является объединением политического характера в отсутствие учредительного договора, на основании которого объединение стран можно охарактеризовать в качестве интеграционного. Тем не менее, учитывая высокие темпы роста экономического сотрудничества между странами - участницами БРИКС+ 11, закономерно появление вопроса о формировании благоприятного инвестиционного климата для дальнейшего углубления такого взаимодействия.

Если классифицировать страны БРИКС+ в зависимости от того, насколько совершенным можно назвать существующий режим охраноспособности взаимных инвестиций12,  то следует выделить три группы стран. В первую войдут Китай и Египет (как страны, которые ратифицировали Вашингтонскую конвенцию 1965 г.13). Во вторую - те страны, с которыми у России заключены действующие двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Египет, Иран, Китай, ОАЭ, ЮАР). В третью группу войдут Индия, Саудовская Аравия и Эфиопия, с которыми на настоящий момент режим защиты иностранных капиталовложений остается неурегулированным на международном уровне.

При более внимательном взгляде на содержание действующих между Россией и другими странами БРИКС+ двусторонних инвестиционных соглашений можно отметить следующее: ни одно из данных соглашений не содержит положений, определяющих «меры, которые равносильны по последствиям экспроприации или национализации».

Самым прогрессивным в данном отношении является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 28 июня 2010 года, в статье 5 которого есть упоминание о запрете на применение к инвесторам одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны мер, которые ведут к потере права собственности над капиталовложениями. Кроме того, ни одно из данных соглашений не регулирует вопрос о моменте, на который определяется личный закон инвестора при разрешении инвестиционных споров, что на практике может приводить к тому, что при смене личного закона инвестиции лица не будут подпадать под сферу действия рассматриваемых соглашений.

Если сопоставить в данном отношении соглашения России с обозначенными странами БРИКС+ и три двусторонних соглашения Республики Казахстан, заключенные за последние десять лет (с ОАЭ, Сингапуром и Японией), то можно увидеть стремление к предоставлению более высокого уровня правовых гарантий в ратифицированном Республикой Казахстан 7 февраля 2024 года Соглашении с Сингапуром по аналогии со Всеобъемлющим экономическим и торговым соглашением14, по сравнению с ранее заключенными рассматриваемыми странами соглашениями.

В данной связи, учитывая тенденцию на предоставление защиты доходам от инвестиций и защиты от косвенной экспроприации в ряде соглашений, следует отметить готовность регулятивного поля Республики Казахстан к созданию и дальнейшему совершенствованию правовых основ для взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества в сфере международных энергетических отношений. В то же время в целом сохраняется ряд моментов, совершенствование международно-правового регулирования которых позволит создать более благоприятный режим двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в инвестиционной сфере, в частности, при реализации инвестиций в проекты по возобновляемой энергетике Республики Казахстан.

 

 

1Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2024 г. №60-VIII ЗРК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите инвестиций».

2Указ Президента Республики Казахстан от 20 мая 2023 г. №224 «О подписании Соглашения между Республикой Казахстан и Республикой Сингапур о торговле услугами и инвестициях».

3Закон о взаимной защите инвестиций Казахстана и Сингапура одобрил Сенат // Казинформ.

4Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2022 г. №171-VII ЗРК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите инвестиций».

5Закон Республики Казахстан от 22 июля 2015 г. №339-V ЗРК «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Японией о поощрении и защите инвестиций».

6Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) between Canada, of the one part, and the European Union and its Member States, of the other part.

7Артамонова И.В. Гарантии защиты инвестиций в Соглашении между ЕАЭС и Вьетнамом и Соглашении между ЕС и Канадой.

8Kirchheimer G. Kazakhstan Leads Central Asia in Green Finance.

 9Пять крупных проектов ВИЭ запустят в Казахстане до 2030 года // Kapital.kz.

10BRICS+ implications for investors in 2024 // GTN Asia.

11В БРИКС+ включают, помимо стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР), также Саудовскую Аравию, Иран, ОАЭ, Египет и Эфиопию.

12В работе акцент сделан на двусторонних инвестиционных соглашениях Российской Федерации
с другими странами БРИКС+, однако есть и другие двусторонние соглашения, например двустороннее инвестиционное соглашение между Китаем и Эфиопией от 11 мая 1998 г.

13Convention on the settlement of investment disputes between States and national of other States: participants // Treaties.un.org.

14Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) between Canada, of the one part, and the European Union and its Member States, of the other part.

 

Источники и литература

  1. Закон о взаимной защите инвестиций Казахстана и Сингапура одобрил Сенат // Казинформ // URL: https://www.inform.kz/ru/zakon-o-vzaimnoy-zashite-investitsiy-kazahstana-i-singapura-odobril-senat-8d4695 (дата обращения: 02.05.2024).
  2. Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) between Canada, of the one part, and the European Union and its Member States, of the other part // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:22017A0114(01) (дата обращения: 02.05.2024).
  3. Артамонова И.В. Гарантии защиты инвестиций в Соглашении между ЕАЭС и Вьетнамом и Соглашении между ЕС и Канадой // Российский юридический журнал. 2020. №3. С. 143-158.
  4. Kirchheimer G. Kazakhstan Leads Central Asia in Green Finance // Bloomberg // URL: https://sponsored.bloomberg.com/article/aifc/kazakhstan-leads-central-asia-in-green-finance#that-jump-content--default (дата обращения: 02.05.2024).
  5. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2015 г. №339-V ЗРК «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Японией о поощрении и защите инвестиций» // Казахстанская правда. №138 (28014). 2015. 23 июля // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000339 (дата обращения: 02.05.2024).
  6. Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2022 г. №171-VII ЗРК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите инвестиций» // Егемен Қазақстан. №249 (30478). 2022. 29 декабря // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000171 (дата обращения: 02.05.2024).
  7. Указ Президента Республики Казахстан от 20 мая 2023 г. №224 «О подписании Соглашения между Республикой Казахстан и Республикой Сингапур о торговле услугами и инвестициях» (информация об официальном опубликовании акта отсутствует) // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2300000224 (дата обращения: 02.05.2024).
  8. Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2024 г. №60-VIII ЗРК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите инвестиций» // Электронный контрольный банк НПА РК в электронном виде. 2024. 8 февраля // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2400000060 (дата обращения: 02.05.2024).
  9. Пять крупных проектов ВИЭ запустят в Казахстане до 2030 г. // Kapital.kz // URL: https://kapital.kz/economic/123430/pyat-krupnykh-proyektov-vie-zapustyat-v-kazakhstane-do-2030-goda.html (дата обращения: 24.06.2024).
  10. BRICS+ implications for investors in 2024 // GTN Asia // URL: https://gtngroup.com/asia/insights/brics-implications-for-investors-in-2024/ (дата обращения: 24.06.2024).
  11. Convention on the settlement of investment disputes between States and national of other States: participants // Treaties.un.org // URL: https://treaties.un.org/pages/showDetails.aspx?objid=080000028012a925 (дата обращения: 24.06.2024).