С 1 января 2024 года, с момента своего расширения, БРИКС вступил в новый этап, период трансформации в иное качество. Неоспоримым фактом является рост политического веса и потенциала объединения. В этой связи хотелось бы рассмотреть некоторые, весьма многообещающие перспективы экономического многостороннего сотрудничества участников объединения.

Выступая в ходе «Примаковских чтений» в июне этого года министр иностранных дел России С.В.Лавров, характеризуя процессы фундаментальных изменений, охвативших евразийское пространство, назвал БРИКС «локомотивом» евразийской интеграции1.

БРИКС и евразийская логистика

Одна из ключевых сфер, где участие стран БРИКС объективно может оказать заметное влияние, - формирование новой архитектуры трансконтинентальной евразийской логистики, развитие сети международных транспортно-логистических коридоров (МТК).

В принятой еще в 2020 году обновленной версии Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года в качестве одной из важнейших задач было зафиксировано «укрепление физической взаимосвязанности» экономик стран-членов, подчеркивалось, что «одним из главных принципов сотрудничества является стремление к взаимосвязанности, которая является предпосылкой повышения конкурентоспособности объединения»2. Учитывая географическую разбросанность участников объединения в разных регионах мира, поставленная задача недостижима без развития транспортной логистики, пространственных связей стран БРИКС.

Не сказать, что с 2020 года БРИКС добилось ощутимых успехов на этом направлении. Одна из серьезных причин, сдерживавших экономические взаимосвязи и налаживание транспортно-логистической инфраструктуры стран БРИКС в последние годы, заключалась в негативном влиянии санкций и политически мотивированных ограничений, накладываемых США и странами коллективного Запада, в разрыве сложившихся цепочек поставок3.

Однако положение может серьезно измениться после расширения БРИКС. Произошедшая в этой связи смена конфигурации территориального состава участников объединения содержит предпосылки для роста экономических взаимообменов и связанности4 их экономик, поскольку в результате подавляющее большинство государств-членов оказались географически расположены в Евразийском макрорегионе: к трем ведущим членам первоначального «ядра» БРИКС - России, Индии и Китаю - добавились Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ, а также находящийся на стыке Евразии и Африки Египет.

Возникает новая геоэкономическая ситуация, позволяющая активизировать развитие пространственных связей. Расширяются возможности использовать финансово-экономический потенциал БРИКС для формирования новой архитектуры транспортной логистики Большой Евразии.

Создание евразийской сети международных транспортно-логистических коридоров (МТК) с техническим и финансовым участием стран БРИКС могло бы стать масштабным сетевым проектом, способным дать мультипликативный экономический эффект и вывести на качественно новый уровень физическую взаимосвязанность экономик БРИКС.

Важное значение с этой точки зрения имеет пространственное расположение Ирана, которое позволяет кратчайшим путем связать новых членов БРИКС региона Персидского залива и Ближнего Востока в целом (в том числе Египет и другие заинтересованные государства) с евразийским Севером и Восточной Азией.

Более того, с включением Ирана в БРИКС (а в 2023 г. - в ШОС) контур государств, входящих в эти два не приемлющих господства Запада объединения, в Евразии замкнулся5. Это Россия, Иран, Пакистан, Индия, Китай. Объективно данное обстоятельство позволяет задействовать экономические преимущества общего территориального пространства указанных евразийских государств и перенести акцент на создание, используя территорию дружественных партнерских стран, сети внутриконтинентальных сухопутных транспортных маршрутов и цепочек поставок, более защищенных от враждебного внешнего воздействия.

Формирование магистральных транспортно-логистических евразийских коридоров может выступить в качестве стратегического долгосрочного направления совместных действий БРИКС. Оно перспективно тем, что отвечает интересам практически всех стран-участниц, дает реальную экономическую выгоду (в виде роста торгово-экономических обменов). Полагаем, что данная инициатива способна вызвать наименьшие колебания и возражения и тем самым могла бы стать в новых геополитических условиях одной из важных несущих опор, скрепляющих конструкцию расширенного БРИКС.

Важно и то, что, содействуя развитию связанности евразийского экономического пространства, проект не противоречит, а дополняет и развивает масштабную китайскую инициативу «Пояс и Путь», причем в тех аспектах, которые в наибольшей мере отвечают потребностям самой России.

Уточнить приоритеты России: не только широтные, но и меридианные коридоры

Евразийская приоритезация пространственных связей БРИКС полностью отвечала бы интересам России с учетом ее особого положения «как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы»6.

Кроме того, учитывая, что наша страна вступила в период длительного противостояния с коллективным Западом и санкционный режим в отношении России, даже по самым оптимистичным прогнозам, продлится не один год, потребность российских участников ВЭД в новых решениях по обходу введенных санкций будет только возрастать и уже привела к существенным изменениям внешнеторговой транспортной логистики России7.

В условиях бескомпромиссной гибридной войны Запада против России развитие сети евразийских МТК с ее участием способно сыграть важную роль в преодолении попыток США и их сателлитов вытеснить Россию из мирохозяйственных связей.

Вместе с тем, прежде чем выдвигать перед партнерами предложения по вопросам евразийской логистики, России следует, с учетом усложнения геополитической ситуации и приоритетов развития страны, уточнить наиболее выгодные для нее направления развития евразийских МТК и цепочек поставок.

При рассмотрении вопросов участия России в евразийской логистике, как правило, выделяют обустройство Северного морского пути (СМП), модернизацию и увеличение пропускной способности Восточного полигона - Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. При безусловной корректности данного положения ситуация, на наш взгляд, требует и позволяет выйти за рамки традиционной логики использования территории России как транзитного плеча для перемещения товаров из Восточной Азии в Европу. Процесс формирования с помощью партнеров БРИКС новой сети трансконтинентальных евразийских МТК может и должен позволить решать более важную, хотя и амбициозную задачу - содействовать развитию производительных сил Сибири, восточных регионов страны в целом, стимулировать более глубокое и разностороннее (не только сырьевое) интегрирование России в евразийский, общемировой экономический оборот.

Собственно роль Северного морского пути многократно возросла для России не только как транспортной артерии мирового значения, но и как «прямого выхода России на мировые рынки» в условиях попыток США и Запада изолировать Россию, закрывая международные транспортно-логистические цепочки8.

В практическом плане (наряду с безусловной первоочередностью развития СМП с учетом новых акцентов) сегодня необходимо дополнить трансконтинентальные МТК традиционно широтного характера в направлении восток - запад (самый известный пример - Китай - Западная Европа) новыми транспортными коридорами меридианного типа, «прошивающими» евразийское пространство также с севера на юг.

Именно прокладка меридианных МТК по оси север - юг должна стать не менее важным приоритетом России, поскольку они позволят связать регионы евразийского Севера - Сибири с внутриазиатскими транспортными коммуникациями и за счет этого на порядок расширят возможности для вывода продукции предприятий этих регионов на рынки стран Ближнего Востока, Южной (Индия) и Юго-Восточной Азии.

Такие магистрали отвечают конкретным экономическим интересам по крайней мере трех членов БРИКС - России, Ирана, Индии, - но могут также заинтересовать - как новые маршруты товаропотоков и объекты для долгосрочных инвестиций - и других участников БРИКС - Саудовскую Аравию, ОАЭ, Египет (к примеру, Абу-Даби (ОАЭ) и Саудовская Аравия занимают третье и пятое места в мире по объемам суверенных фондов развития).

Новая, формируемая при активном участии БРИКС евразийская логистика, включающая как широтные, так и меридианные МТК, будет способствовать диверсификации товаропотоков и цепочек поставок, что позволит сделать более сбалансированной конфигурацию внешнеэкономических связей России.

Не менее важно при рассмотрении вопросов создания транспортно-логистической сети Евразии не упускать возможности замещения финансовыми ресурсами партнеров по БРИКС (в условиях развязанной Западом экономической войны против России) западного капитала, ушедшего из проектов в России, в частности российских арктических мегапроектов, в том числе привлечения этих ресурсов к обустройству Северного морского пути.

Одним из шагов могло бы стать придание Севморпути статуса «проекта БРИКС» как международного общеевразийского проекта. Возможно, стоит подумать об образовании под эгидой БРИКС в той или иной форме международного консорциума инвесторов и эксплуатантов СМП.

МТК «Север - Юг»

Весомое значение приобретает скорейшая реализация проекта мультимодального МТК «Север - Юг» (в настоящее время, помимо морского транзита по Каспию, ведется работа по железнодорожному маршруту вдоль западного берега Каспия через Россию, Азербайджан и Иран). Объективно это кратчайший путь, соединяющий Индию и страны АСЕАН с Европой. По многим позициям, прежде всего по контейнерным перевозкам, этот маршрут значительно сокращает путь по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Через Россию пролегала бы одна из важнейших артерий мировой торговли.

Продолжительное время реализация проекта шла трудно, в том числе из-за сложного характера отношений между странами Южного Кавказа. Поэтому без преувеличения стратегическую значимость имеют достигнутые в ходе недавнего государственного визита Президента В.В.Путина в Азербайджан договоренности об активизации общей работы по проекту9. Не стоит забывать о попытке Индии в сентябре 2023 года инициировать при поддержке США и Евросоюза создание коридора ИМЕК (India-Middle East-Europe Corridor)10. На данный момент кризис вокруг Газы поставил крест на этих планах, но они показывают, что ситуация в мировой транспортной логистике не статична.

В то же время неурегулированность отношений Ирана с США, угрозы Израиля, общая волатильность обстановки в зоне ближневосточного конфликта чреваты внезапными обострениями положения, что может негативно сказываться на безопасности в районе Персидского залива и затронуть использование МТК «Север - Юг» (его южные ворота как раз и составляют иранские порты).

Поэтому, принимая во внимание перечисленные обстоятельства и исходя из соображений минимизировать потенциальные коммерческие и логистические риски (в т. ч. с учетом возможностей пропускной способности данного МТК), отдаленные регионы России, например Сибири, как представляется, должны иметь альтернативные выходы на логистические коммуникации со странами различных регионов Азии - Южной, Юго-Восточной, Ближнего Востока, - не полагаясь только на МТК «Север - Юг» по Каспию. Такие как экономический коридор Россия - Монголия - Китай, который может существенно расширить экономические взаимосвязи и содействовать формированию новых региональных производственно-сбытовых цепочек, соединяя индустриальный Северо-Восточный Китай с регионами Восточной Сибири.

Сибирский вариант

Весьма перспективным представляется находящийся сейчас на рассмотрении Правительства России проект строительства Северо-Сибирской железной дороги, включая недостающий участок от Нижневартовска (ХМАО) до Белого Яра (Томская область) и новую железнодорожную ветку из Сибирского ФО в Урумчи (СУАР, Китай)11. Северо-Сибирский маршрут призван не только разгрузить грузопоток Восточного полигона, но одновременно обеспечить загрузку полярных портов через два выхода к Северному морскому пути: железнодорожный участок от Нижневартовска до Белого Яра сделает сквозной магистраль от Транссиба до портов в устье Оби (Ямбург, Сабетта) и к Енисею (ответвление до Лесосибирска); свяжет Сибирь с логистическим хабом Урумчи.

Маршруты потребуют серьезных капиталовложений. Прокладываются в сложном рельефе. Разумеется, такие масштабные инфраструктурные мегапроекты не могут основываться только на геополитических соображениях, они должны опираться на не менее весомое экономическое обоснование, просчитанную рентабельность и сроки окупаемости, требуют тщательной всесторонней проработки.

Как сообщил на пресс-конференции в марте этого года Геннадий Гусельников, председатель Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (в него входят руководители всех сибирских регионов РФ), в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации выполнена работа по оценке целесообразности и стоимости Северо-Сибирской железной дороги, включая переход от Таштагола в Урумчи12. Вся новая железнодорожная система СевСиба оценивается в 8 трлн рублей. Экспертами Сибирского отделения РАН окупаемость строительства трассы прогнозируется в горизонте 20 лет, причем расчеты сделаны при существующей грузовой базе. Однако с учетом встречного грузопотока из Китая и стран Азии, как и возможностей увеличения производства в регионах Сибири после их включения в сетку новых трансазиатских МТК, сроки окупаемости могут существенно сократиться.

В настоящее время предлагается также второй возможный коридор из Красноярского края через Туву, вобравший в себя перспективную линию Курагино - Кызыл, далее в Монголию и Китай. Строительство этой дороги тоже признано целесообразным. «Мы закончили предварительную оценку целесообразности строительства обеих дорог. Мы твердо уверены, что обе железные дороги окупаемы в пределах срока горизонта 20 лет на той грузовой базе, которая сегодня рассчитана», - подчеркнул Гусельников13.

Важно, что проекты активно поддерживаются сибирскими регионами, что заслуживает внимания и свидетельствует об их экономической заинтересованности.

Что даст выход из Сибири в логистический хаб Урумчи? Россия получит дополнительный маршрут экспорта российского угля, зерна, удобрений и другой продукции в юго-восточном направлении - в Китай, но также будет возможно продолжить транзит грузов по ж/д сети Китая до Чунцина и далее в страны Юго-Восточной Азии, используя действующий коридор Китай - АСЕАН. В перспективе возникают контуры трансазиатского МТК от Арктического побережья Сибири через Урумчи, Чунцин к портам Южного Китая: Сибирь (или Арктик) - АСЕАН.

Вероятно и южное направление через Урумчи в случае реализации Китаем ж/д коридора Китай - Киргизия - Узбекистан. Во всяком случае, трехстороннее решение на этот счет формализовано в июне 2024 года. В планах Пекина продлить магистраль далее через Туркменистан и Иран с последующим выходом на Турцию и страны Ближнего Востока.

Иными словами, речь идет об использовании Россией (через переход из Сибири в Урумчи) по мере реализации Китаем так называемого «срединного сухопутного коридора Шелкового пути» из Западного Китая через государства Центральной Азии и Иран в направлении Западной Азии. Но этот же маршрут можно будет использовать на иранском участке для дополнительного выхода к портам Аравийского моря и выстраивания новых логистических цепочек, помимо стран Ближнего Востока, также в страны Южной (Индия) и Юго-Восточной Азии.

В целом строительство перехода от Транссиба до СМП и Урумчи откроет два мощных дополнительных направления для встречных товаропотоков и экспорта продукции российских регионов: на север к портам Севморпути и на юго-восток и юг - в Китай, страны АСЕАН либо Ближнего Востока и Южной Азии.

Более того, в междуречье Оби и Енисея возникнет уникальная ситуация «железнодорожного креста» трансконтинентальных коммуникаций, причем, на наш взгляд, заложенный в таком расширении внутриконтинентальной логистической сети экономический потенциал существенно значительнее торговли сырьевыми товарами: данная коммуникационная связанность создаст реальные предпосылки для  формирования  в междуречье Оби и Енисея крупного кластера отраслей глубокой переработки сырья - комплексов нефтехимии и газохимии, переработки угля плюс сопутствующих отраслей обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка) и сектора услуг. Благо «под рукой» будут транспортные коммуникации для экспорта продукции и установления долгосрочных связей и цепочек поставок.

По существу, речь идет об использовании Россией - для получения собственных долгосрочных экономических выгод за счет прокладки связующих переходов из Сибири - политики Пекина по превращению Западного Китая (СУАР, Урумчи) в крупнейший евразийский логистический хаб.

 

В настоящее время открываются возможности использовать финансово-экономический потенциал БРИКС для формирования новой архитектуры трансконтинентальной логистики в Евразии, которая бы в большей степени соответствовала стратегическим интересам РФ и при этом одновременно способствовала бы укреплению экономической связанности евразийского пространства.

Со временем новая евразийская логистика, локомотивом которой способен выступить БРИКС, позволила бы начать складывание «большого интеграционного контура Евразии». В свою очередь, продвижение евразийской интеграции откроет дополнительные экономические возможности для взаимодействия с Бразилией, ЮАР, а также странами БРИКС+.

Сейчас преждевременно утверждать, что государства БРИКС так поступят. Но мы считаем, что в настоящей ситуации складываются обстоятельства и условия более благоприятные для того, чтобы страны БРИКС реализовали эти возможности для выхода на новое качество экономического взаимодействия и взаимосвязанности.

 

 

1Цит. по: «России нужно только одно». Лавров сделал Западу интересное предложение // РИА «Новости». 29 июня 2024 // URL: https://ria.ru/20240629/evraziya-1955899564.html? (дата обращения: 10.07.2024).

2Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года // Министерство экономического развития РФ. 2020. С. 4 // URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/636aa3edbc0dcc2356ebb6f8d594ccb0/1148133.pdf (дата обращения: 10.07.2024).

3Подробнее см.: Голубчик А.М., Пак Е.В. Экономические санкции в отношении России: транспортный аспект // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. №3. С. 50-58.

4В статье используется понятие «экономическая связанность», под которой в широком смысле понимается уровень взаимодействия экономик рассматриваемых стран в институциональном, торгово-экономическом и нормативно-правовом аспектах, а в узком смысле - непосредственно наличие устойчивых маршрутов взаимных торговых обменов, степень обеспеченности транспортно-логистическими коммуникациями.

5Лукьянов Ф. ШОС - против блокового мышления // Российская газета. 5 июля 2023 // URL: https://rg.ru/2023/07/05/shos-protiv-blokovogo-myshleniia.html (дата обращения: 10.07.2024).

6Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.) // URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 10.07.2024).

7Холопов К.В. Современные аспекты внешнеторговой транспортной логистики в России // Вестник транспорта. 2023. №3. С. 5-9.

8Северный морской путь должен стать одной из главных транспортных магистралей России, считает Патрушев // https://www.finmarket.ru/news/6233113

9Заявления Владимира Путина и Ильхама Алиева для СМИ 19 августа 2024 г.// http://www.kremlin.ru/events/president/news/74887

10См., напр.: India-Middle East-Europe Economic Corridor: An answer to China’s belt and road // India Today. 10.09.2023 // URL: https://www.indiatoday.in/india/story/railway-shipping-corridor-indias-counter-for-chinas-belt-and-road-initiative-2433478-2023-09-10

11Стратегия развития Сибири предусматривает строительство двух железных дорог в Китай // URL: https://www.interfax.ru/russia/927202

12Стоимость строительства Северо-Сибирской железной дороги оценили в 8 трлн рублей // Новости Новокузнецка. Кемеровская область, Кузбасс // https://www.city-n.ru/view/470701.html

13Стоимость строительства Северо-Сибирской ж/д оценивается в 8 трлн рублей // https://tass.ru/ekonomika/20357431