Формирование современной системы территориального устройства Испании началось после смерти Франсиско Франко в 1975 году и представляло собой политико-правовой процесс, в результате которого испанские регионы получили автономный статус. Основу юридического оформления демократической трансформации Испании заложила Конституция, принятая 29 декабря 1978 года. Процесс получения регионами автономных статусов проходил в период с 1979 по 1995 год. В результате было сформированы 17 автономных областей и два автономных города, а наиболее широкие права в самоуправлении получили три исторические автономии - Каталония, Страна Басков и Галисия.

Эта Конституция не установила законченную территориальную модель, а сформировала «регионализируемое унитарное государство», как отметил испанский ученый Хесус Вилья [1]. Иными словами, было создано государство, открывшее регионам доступ к получению статуса автономии, установив для этого ряд процедур, которые привели к последующей регионализации всей территории страны. Новая политически децентрализованная модель государства была построена в процессе согласования региональных статутов об автономии в течение 16 лет после принятия Конституции. Однако она не получила полноценного одобрения по всей стране. На современном этапе националистические движения Каталонии и Страны Басков все чаще поднимают вопрос о трансформации существующей системы в сторону расширения полномочий региональных властей.

Основные принципы территориальной организации Испании

Территориальная организация Испании как регионального унитарного государства, или как государства автономий, основана на статье 2 данной Конституции, которая провозгласила «неразрывное испанское единство» и гарантировало «право на автономию входящих в нее национальностей и регионов», а также «солидарность между ними» [2]. Затем в статье 137 конкретизировалось, что административно-территориальное устройство Государства Испании заключается в разделении на муниципалитеты и провинции внутри образованных автономных сообществ. Более того, все территориальные подуровни пользуются определенной автономией в управлении внутренними делами [2].

В испанском территориальном устройстве можно выделить четыре основных принципа: принцип автономии, принцип демократического участия, принцип финансовой автономии и принцип солидарности [3].

Принцип автономии заключается в том, что Конституция наделила регионы автономным статусом, однако вся Испания остается единым суверенным государством. Все 17 сообществ обладают законодательными полномочиями и политической автономией в рамках, определенных статутами предметов ведения. Местные органы власти наделены компетенциями в исполнительной сфере.

Принцип демократического участия подразумевает, что все автономные институты избираются путем демократических выборов на основе всеобщего, свободного, тайного и прямого избирательного права.

В соответствии с принципом финансовой автономии, территориальные органы должны располагать достаточными средствами для выполнения функций, возложенных на них государственным законом, а также осуществлять деятельность по сбору налогов и формированию регионального бюджета.

Еще одним экономическим принципом является принцип солидарности, который определяет, что Испанское государство должно установить «надлежащий баланс расходов и доходов регионов». Для этой цели был создан межтерриториальный компенсационный фонд, который финансируется из государственного бюджета и связан с проектами, способствующими росту доходов автономий [4].

Три правовых механизма получения автономного статуса

В рамках испанского законодательства у региона есть три способа получить автономный статус. В частности, Конституция предусматривает «медленный путь», закрепленный в статье 143, «быстрый путь», определенный в статье 151, и «исключительный путь», обозначенный в статье 144.

Рассмотрим «медленный путь», который подразумевает доступ к «уменьшенной» автономии в рамках статьи 143 Конституции Испании. Данный вариант подготовлен для «неисторических» регионов, то есть тех, которые не утвердили уставы об автономии во время существования Второй Испанской Республики (1931-1939 гг.) [2]. Доступ к «медленному пути» получили граничащие между собой провинции с общими историческими, культурными и территориальными элементами - Астурия, Кантабрия, Ла-Риоха и Мурсия, а также островные территории - Балеарские и Канарские острова.

По механизму «быстрого пути» статус автономий получили Страна Басков (в 1979 г.), Каталония (в 1979 г.) и Галисия (в 1981 г.), являющиеся «историческими автономиями». На этих территориях проводились попытки формирования статутов об автономии в период Второй Испанской Республики, однако начатый сторонниками Франсиско Франко в 1936 году государственный переворот вынудил регионы остановить процесс получения автономного статуса [5]. В итоге баски, каталонцы и галисийцы получили автономию по статье 151 и переходному положению Конституции, которое подразумевает эволюцию Статута об автономии в сторону увеличения региональных полномочий до рамок, предусмотренных статьей 149, где перечислены исключительные компетенции Государства Испании [2].

Третьим вариантом получения автономии является «исключительный путь», оформленный в 144 статье Конституции и предусмотренный для бывших «иностранных территорий». В частности, Основной закон закрепил, что находящиеся на африканском континенте города Сеута и Мелилья могли образовать автономные сообщества. Для этого было необходимо принятие решения муниципалитетами на основе соглашения, поддержанного абсолютным большинством их жителей. В дальнейшем документ должен был получить одобрение в испанском парламенте на основе Органического закона и по условиям, предусмотренным в статье 144. Статуты об автономии как Сеуты, так и Мелильи были приняты в 1995 году [2].

Получение автономного статуса регионами Испании

Как отмечалось ранее, Страна Басков, Каталония и Галисия получили статус автономий в соответствии с переходным положением Конституции и процедурой статьи 151.2, используя «быстрый путь», но не отвечая строгим требованиям статьи 151.1. Переходное положение применялось только к этим трем территориям в силу того, что во время Второй Испанской Республики там были введены законы об автономии [2].

По «быстрому пути» автономный статус также получила и Андалусия. 28 февраля 1980 года был проведен референдум об утверждении Статута об автономии, который требовал одобрения абсолютного большинства избирателей в каждой провинции, однако в Альмерии не было достигнуто необходимой поддержки. Затем испанский парламент внес поправки в Органический закон «О референдуме», чтобы отредактировать проект об автономии. Позднее это позволило получить голоса абсолютного большинства андалусийцев и создать автономное сообщество Андалусии [6].

Пакты об автономиях от 1981 года между партиями Союз демократического центра и Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП) облегчили процесс получения статуса автономии для других регионов. Населенная басками Наварра в 1982 году сформировала свой Статут через дополнительное положение Конституции, в то время как остальные автономные сообщества были образованы «медленным путем» [7].

Провинция Сеговия пыталась создать свое собственное автономное сообщество, но не смогла этого сделать, и правительство использовало статью 144 Конституции, чтобы включить область в автономию Кастилии и Леона. Также статья 144 Основного закона была использована для создания Автономного сообщества Мадрид в «общих государственных интересах» [6].

Начиная с 1992 года относительное выравнивание компетенций между автономиями, сформированными «быстрым» и «медленным» путями, произошло в соответствии с региональными пактами от 1992 года между ИСРП и Народной партией (НП) [5]. Двумя последними статутами об автономии в 1995 году стали документы Сеуты и Мелильи. Они получили статус автономных городов благодаря подпункту Б статьи 144 [8].

Вопрос эффективности испанской децентрализации на современном этапе

Испанская модель политической децентрализации не отвечает классическому федерализму, а является специфической моделью, заложенной Конституцией Второй Испанской Республики 1931 года и модернизированной испанской Конституцией 1978 года в ответ на ряд исторических и политических условий [9].

Стоит подчеркнуть, что гибкая формула автономий была разработана еще в период Второй Испанской Республики. Эта система допускала политическую автономию в определенных частях территории страны, но исключительно в рамках целостного государства. В республиканской Испании были приняты законы об автономии для Каталонии, Страны Басков и Галиции - территорий, где в течение XIX века возникали националистические движения, требовавшие передачи регионам дополнительных полномочий в самоуправлении [10].

Конституция 1978 года опирается на Конституцию 1931 года с точки зрения территориальной организации государства и признает право каталонцев, баксов и галисийцев на автономию. Основной закон также открыл путь к самоуправлению и для всех остальных провинций, которые могли объединяться и формировать автономные сообщества [2].

Таким образом, Конституция не обязала все провинции объединяться в автономии, однако за три года после принятия Основного закона большинство регионов пошло по «медленному пути». Децентрализация была вызвана необходимостью найти объединяющий ответ на националистические импульсы в Каталонии, Стране Басков и Галисии.

В настоящее время одна из основных проблем территориальной организации Испании заключается в неопределенности ряда формулировок в Конституции - от сложно объяснимого различия между национальностями и регионами до непростой процедуры перераспределения финансирования [11]. В связи с этим на испанской политической повестке нередко возникает вопрос о реформировании Конституции 1978 года и пересмотре нынешнего формата государства автономий.

Несмотря на это, преобразование модели территориальной организации королевства - будь то формальное превращение в федеративное государство или возвращение к централизованному государству - потребует согласия как левых, так и правых сил, то есть блоков, возглавляемых ИСРП и НП [12]. Однако в условиях сохраняющейся идеологической конфронтации, а также большого количества партий в Конгрессе депутатов достижение консенсуса по данному вопросу маловероятно. Кроме того, полноценная поддержка конституционной реформы невозможна без участия националистических сил Каталонии, Страны Басков и Галисии, которые будут настаивать на дополнительных привилегиях, против чего выступает крайне правая партия «Вокс».

На досрочных парламентских выборах 10 ноября 2019 года «Вокс» значительно укрепила свое положение в Конгрессе депутатов, получив 15,1% голосов, что позволило партии расширить свое представительство в нижней палате парламента до 52 депутатов [13]. В предвыборной программе движения в 2019 году одним из центральных тезисов относительно реформирования системы территориального управления был переход к единству Испании, то есть упразднению государства автономий [14]. На фоне вынесения судебных приговоров бывшим лидерам Каталонии, участвовавшим в организации незаконного референдума о независимости региона 1 октября 2017 года, и проходивших по этому поводу многочисленных митингов каталонцев у части испанцев усилилось желание укрепить унитарное государство. Это стремление выразилось в поддержке радикальной «Вокс» на голосовании 10 ноября 2019 года.

На следующих всеобщих выборах, прошедших 23 июля 2023 года, «Вокс» поддержали 12,39% избирателей, движение потеряло 19 мандатов и заняло третье место, пропустив вперед НП и ИСРП. Правоцентристская Народная партия, напротив, значительно улучшила свой результат по сравнению с 2019 годом. Она получила 47 дополнительных кресел, увеличив свое представительство в Конгрессе депутатов до 136 членов и став самой крупной партией парламента. Социалисты заняли на выборах второе место, набрав 31,7% и получив 122 мандата [15]. Таким образом, совокупные позиции правых сил укрепились.

По итогам голосования испанский Конгресс депутатов оказался крайне фрагментированным, поскольку в него вошли 11 партий, а коалиции ни левых, ни правых сил, как и в 2019 году, не сумели набрать большинство. В таких условиях силы, представленные даже одним или двумя депутатами, получили в парламенте дополнительный вес, что дало возможность региональным националистическим партиям влиять на формирование и реализацию испанской повестки дня. Тем не менее традиционные партии НП и ИСРП крайне сдержанно относятся к изменению нынешней системы территориального управления. С учетом сохранения этими силами ведущих позиций в парламенте существенные трансформации нынешнего формата взаимодействия центра и регионов крайне маловероятны.

Общественная оценка государства автономий басками, каталонцами и галисийцами

Переходя к анализу общественной оценки эффективности современного территориального устройства Испании, стоит обратить внимание, что, по данным Центра социологических исследований (ЦСИ) за июль 2023 года, 41% испанцев одобряют автономное государство в его нынешнем виде и только 16% выступают за упразднение этой системы [16]. В последние годы поддержка действующего государства автономий постепенно растет. Если в 2014 году наличие автономий одобряли 31% респондентов, то в январе 2023 года показатель вырос до 40%. Доля тех, кто предпочитает государство без автономий, снизилась с 23% в 2014 году до 16% в январе 2023 года [17].

Важно отметить, что впервые с 2012 года поддержка существующей территориальной модели осталась выше 40% в течение непрерывного периода длиной более чем шесть месяцев [18]. В июле 2023 года 41% населения высказались в поддержку государства автономий, что укрепило начатую в январе 2023 года тенденцию: доверие к системе автономий восстанавливается после того, как оно значительно упало из-за социально-экономического кризиса 2010-х годов и каталонского референдума о независимости 1 октября 2017 года. По данным на июль 2023 года, модель централизованного государства поддерживают лишь 20% испанцев [19].

При этом до экономического кризиса и пандемии коронавируса идея сохранения существующей системы пользовалась еще более широкой поддержкой испанцев: так, в 2005 году показатель превышал 50% [20]. Однако значительный спад наступил в 2010-х годах, в разгар экономического кризиса и серьезного ухудшения социально-экономических условий в Испании [21]. В декабре 2012 года одобрение современной территориальной модели (27%) находилось на самом низком уровне с 1984 года, с момента начала исследований ЦСИ данного вопроса [22]. В то же время одобрение системы централизованного государства достигло своего исторического максимума - почти 25% [23].

Судя по данным исследований ЦСИ, неоднократные сокращения социальных расходов, замораживание пенсий, снижение зарплат чиновников и рост безработицы в 2010-х годах особенно сказались на доверии к государству автономий во втором десятилетии XXI века. В этой связи следует добавить, что значительная часть социальных расходов испанского бюджета приходится на регионы, а особенной поддержкой пользуются наименее экономически успешные (например, Андалусия). Их финансирование происходит зачастую за счет более экономически крупных автономий (например, Каталонии). Подобная ситуация в совокупности с кризисом спровоцировала рост недоверия к системе территориального устройства в начале 2010-х годов [24].

По мнению российского испаниста С.М.Хенкина, на фоне роста стремления к независимости Каталонии в остальной Испании растет поддержка существующей автономной структуры [13]. В этой связи стоит обратить внимание на оценки, данные жителями исторических автономий - Страны Басков, Каталонии и Галисии. В Баскском регионе у населения существует стремление к созданию такой системы территориального управления, где их область получила бы расширенную автономию. В частности, правительство Страны Басков во главе с Баскской националистической партией (БНП) в сентябре 2018 года начало процесс по разработке проекта реформирования действующего Статута об автономии 1979 года.

Новый документ был нацелен на актуализацию системы отношений между Мадридом и Баскским регионом по вопросам финансирования автономии и разграничения полномочий в судебной сфере. Более того, именно обновление статута стало одним из основных положений предвыборной программы БНП в 2019 году. Однако после выборов в апреле 2019 года и провала переговоров левых сил о формировании правительства проект был приостановлен из-за «невозможности» его разработки в условиях партийного кризиса [25].

Важно обратить внимание на наличие следующей тенденции в Стране Басков - за десятилетний период наблюдений процент сторонников действующей системы оставался неизменно выше доли тех, кто предпочел бы расширенную автономию или возможность получения независимости [20]. В частности, с 2013 по июнь 2023 года доля респондентов, выступающих против отделения от Испании, стабильно выше 32%, а число сторонников действующей системы превышает 29% [20].

Основными причинами укрепления доверия к государству автономий со стороны басков стали: 1) память о безуспешных насильственных действиях группировки ЭТА (баск. Euskadi ta Askatasuna - Страна Басков и свобода, существовала с 1959 по 2018 г.); 2) провал плана Ибарретче 2003 года, подразумевавшего реформирование Статута об автономии и включавшего в себя право баскского народа на суверенитет; 3) опасения басков, что каталонский кризис (в частности, незаконный референдум 1 октября 2017 г.) поставит под сомнение существующую систему финансовой автономии и налоговых полномочий Страны Басков [26].

Переходя к Каталонии, стоит подчеркнуть, что, несмотря на накопившиеся сложности в отношениях с Мадридом, в регионе наблюдается похожая ситуация в вопросе поддержки системы автономий. Начиная с декабря 2012 года исследователи ЦСИ регистрировали постепенное повышение уровня доверия государству автономий. Вплоть до сентября 2023 года доля сторонников нынешней системы не опускалась ниже 39% [27]. Существующая система испанского территориального управления постепенно восстанавливает потерянную долю поддержки в условиях незавершенного политического конфликта между каталонским правительством и центром. При этом нужно отметить, что даже в пиковой точке противоречий с испанскими властями во время референдума 1 октября 2017 года, доля респондентов, выразивших поддержку системе автономий, составила 39% [18].

Однако значимым различием между общественными настроениями басков и каталонцев является отношение к вопросу независимости, поддержка которой гораздо выше в Каталонии. Так, предпочтение системе, которая наделяет автономии способностью провести референдум о независимости, стабильно находит отклик у 35% каталонцев в течение почти десяти лет [28].

Кроме того, в Каталонии и Стране Басков выделяются высокие доли тех, кто предпочел бы такую территориальную систему, где их регионы имели бы расширенную автономию или получили возможность поднять вопрос о независимости. В обоих сообществах эти варианты стабильно поддерживает треть населения на протяжении последних десяти лет. Кроме того, модель унитарного государства без автономий являлась наименее предпочтительной как для каталонцев (2%), так и басков (3%) в июле 2023 года [29].

Еще в одной исторической автономии - Галисии - точка зрения населения по вопросу испанского территориального управления выглядит более однозначной и менее зависимой от политической конъюнктуры. Приоритетным вариантом является сохранение системы «государства автономий», за что неизменно выступают более 40% жителей в течение последних десяти лет [30]. При этом важно подчеркнуть, что ни каталонский референдум, ни партийно-политический кризис, ни социально-экономические вызовы в Испании не оказали существенного влияния на общественные настроения галисийцев по данной проблеме.

Стабильный уровень поддержки населением действующей системы территориального устройства, отличающий Галисию от Каталонии и Страны Басков, обусловлен несколькими факторами. Во-первых, экономические показатели северо-западного района Испании, специализирующегося на сельском хозяйстве, уступают каталонским и баскским. Так, по уровню ВВП на душу населения за 2022 год Галисия заняла десятое место среди 17 автономий Испании, а Страна Басков и Каталония - второе и четвертое соответственно [31]. Этот район более зависим от поддержки центра, особенно в кризисные периоды, поэтому конфронтационная линия с Мадридом не пользуется популярностью. Население предпочитает опору на испанские власти в рамках государства автономий попыткам отдалиться от них и расширить самостоятельность.

Во-вторых, в Каталонии и Стране Басков исторически сформировались более крупные националистические движения, именно их сторонники выступают за реформирование нынешней системы территориального устройства. На выборах в испанский парламент в июле 2023 года партия «Левые республиканцы Каталонии» и партия «Вместе за Каталонию» получили по семь мандатов, а Баскская националистическая партия и движение «Бильду» - шесть и пять соответственно. При этом Галисийский националистический блок представлен только одним депутатом. Галисийские избиратели отдали предпочтение Народной партии, что показало их желание сделать акцент на общем социально-экономическом развитии области и отодвинуть вопрос расширения автономных полномочий на второй план. Это обусловлено тем, что в сообществе иное понимание национализма. Галисийский регионализм отдает приоритет языку и культуре, защите самобытности региона при незначительном политическом участии. Это отличает галисийцев от басков и каталонцев, активно использующих политические каналы для реализации своих интересов.

В-третьих, в периоды нестабильности в Испании, которыми стали каталонский референдум 2017 года, партийно-политический кризис 2019 года и пандемия коронавируса 2020-2021 годов, галисийские избиратели рассчитывали на помощь центра и не использовали эти ситуации для призывов к большей автономии и самостоятельному решению проблем. При унитарной форме государственного устройства регион несет меньшие риски в кризисные периоды.

Заключение

Оценивая перспективы потенциального изменения территориального устройства Испании, стоит отметить, что такая возможность в настоящее время крайне маловероятна. Даже в условиях большого потока критики со стороны националистов правовое изменение данной системы не представляется осуществимым. Подобные трансформации требуют не только широкой общественной поддержки, но и соответствующей политической опоры, достижение которой осложнено отсутствием парламентского большинства как у правой, так и левой коалиции. Более того, любое политическое соглашение не будет устойчивым в условиях возросшей роли националистических партий Страны Басков и Каталонии, которые не только стремятся расширить полномочия своих регионов в рамках существующей автономии, но и зачастую поднимают вопрос о независимости. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем не следует ожидать конституционной реформы и каких-либо трансформаций в испанском территориальном устройстве.

Говоря о потенциальных направлениях реформирования, стоит отметить, что наиболее подходящим вариантом для Королевства Испании могло бы стать сохранение системы автономий при ее актуализации и модернизации. Подобные трансформации должны быть нацелены на обновление системы взаимодействия по линии «центр – автономии», ключевыми новшествами которой могли бы стать следующие аспекты: прояснение всего спектра полномочий автономий и центра, чтобы избежать спорных предметов ведения; улучшение координации между государственными и автономными администрациями через совместные двусторонние комиссии; переоценка подходов к распределению финансирования между автономиями.

Для реализации таких инициатив необходимо подготовить соответствующую нормативную правовую базу, что представляется сложным в условиях партийно-политической нестабильности, отсутствия у правящей коалиции парламентского большинства и усилившейся роли националистических партий. Нельзя не отметить важность проведения регулярных политических консультаций с националистическими силами Каталонии, Страны Басков и Галисии, которые определяют повестки дня в своих автономиях и наиболее активно выступают за децентрализацию.

Инициативы по изменению существующей системы территориального устройства Испании исходят от экономически сильных регионов с крупными националистическими движениями, поэтому двигателями любых трансформаций будут именно ведущие партии исторических автономий. Правительства Каталонии и Страны Басков, а также жители этих областей в разной степени поддерживают увеличение самостоятельности регионов, в отличие от Галисии, где преобладают консервативные взгляды, однако националисты также имеют необходимую поддержку для попадания в испанский парламент. Каталонцы и баски располагают политическими ресурсами для влияния на центральное правительство в Конгрессе депутатов, поэтому вопрос расширения их полномочий не уйдет с повестки дня, а к инициативам националистических партий нужно будет прислушиваться.

Помимо этого, Каталония и Страна Басков входят в число наиболее экономически развитых областей, что позволяет им меньше зависеть от помощи центра в кризисных ситуациях, нежели Галисии. Это обеспечивает более широкую общественную поддержку децентрализации в двух регионах. Интерес к данному вопросу в других автономиях крайне мал. Таким образом, каталонские и баскские партии будут играть ведущие роли в формировании принципов обновления территориального устройства Испании, которое должно происходить не в одностороннем порядке, а последовательно, с учетом позиций и автономий, и ведущих политических сил королевства.

Первым шагом на пути к широкому соглашению о модернизации системы территориального управления Испании должен стать межпартийный консенсус, в котором будут участвовать как крупные испанские партии, так и националистические силы каталонцев и басков. На втором этапе необходимо вовлекать общественные организации исторических автономий, а также ведущие партии других регионов. Затем с помощью социологических опросов нужно определить ожидания общества от возможных трансформаций. Испании необходимо последовательно трансформировать систему автономий в более эффективную структуру, которая станет совершенствовать территориальное управление, способствовать сплоченности и солидарности между различными территориями, а также будет направлена не на удовлетворение интересов националистических партий, а на реализацию социально-экономических нужд граждан всех регионов.

 

Источники и литература

  1. Villa J.L. Escritos sobre autonomías territoriales // Madrid: Tecnos, 1984. P. 73-75.
  2. Constitución Española // Правительство Испании. 1978 // URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1978-31229
  3. Epshteyn V.A., Menshikov P.V., Vilchinskii A.S., Novikova V.S. On the issue of the administrative and legal methodology used by the Kingdom of Spain to counter the nationalist and separatist aspirations of the Basque country // MGIMO. Journal of Law and Administration. 2019. №4. P. 100-109.
  4. Современный испанский автономизм: достижения, проблемы, перспективы // МГУ. 2021 // URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/213/513
  5. Пожарская С.П. Испания: долгий путь к государству автономий (1977-2007) // Испанский альманах. 2010. №5. C. 78-82.
  6. Коваль Т.Б. Государство автономий как способ сохранения территориальной целостности? // Современная Европа. 2012. №3. C. 97-99.
  7. Núñez Seixas X.M. Historiografía y nacionalismo en la España del siglo XXI. Anuario del Centro de Estudios Histórico. 2019. №7 (1). P. 329-346.
  8. Kabitski M. La experiencia del autonomismo español y su importancia para Rusia. España: los resultados del período de transición // Actas del I Encuentro Español-Ruso. Moscú: ILA. 2003. P. 210-212.
  9. Орлов А.А. Тенденции эволюции партийной системы Испании в постфранкистский период // Современная Европа. 2022. №2. С. 117‒131.
  10. Тюрин Е.А., Савинова Е.Н., Переверзева О.В. «Мягкая сила» в условиях сепаратистского конфликта: примеры Каталонии и Шотландии // Современная Европа. 2022. №1. С. 99-112.
  11. Хенкин С.М. Партийно-политическая система Испании: время испытаний // Полития. 2020. №2. С. 182-191.
  12. Гаврилова С.М. Каталонский вопрос на повестке политической жизни Испании // Международная жизнь. 2023. №1. С. 12-25.
  13. Info electoral // Мinisterio del interior. 2019 // URL: http://www.infoelectoral.mir.es/infoelectoral/min/busquedaAvanzadaAction.html?codTipoEleccion=2&vuelta=1&isHome=1&codPeriodo=200403
  14. Programa electoral de VOX. 100 medidas para la España viva // VOX. 2018 // https://www.voxespana.es/biblioteca/espana/2018m/gal_c2d72e181103013447.pdf
  15. Elecciones Generales 2023. // El Pais. 23.07.2023 // https://elpais.com/espana/elecciones/generales/
  16. Barómetro especial de julio 2023 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2023 // URL: http://datos.cis.es/pdf/Es3288sd_A.pdf
  17. Barómetro de octubre 2014 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2014 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/3040_3059/3041/es3041mar.pdf; Barómetro de enero 2023 // Centro de Investigaciones Sociologicas, 2023 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/ Archivos/Marginales/3240_3259/3257/es3257mar.pdf
  18. Barómetro de junio 2023 // Centro de Investigaciones Sociologicas, 2023 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/2920_2939/2932/Es2932.pdf
  19. Barómetro de enero 2023 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2023 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/3260_3279/3271/es3271mar.pdf; Barómetro especial de julio 2023 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2023 // URL: http://datos.cis.es/pdf/Es3288sd_A.pdf
  20. Barómetro de diciembre 2005 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2005 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/2620_2639/2630/e263000.html
  21. Barómetro de diciembre 2011 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2011 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/2960_2979/2972/Es2972.pdf; Barómetro de octubre 2014 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2011 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/3040_3059/3041/es3041mar.pdf; Barómetro de diciembre 2017 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2017 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/3040_3059/3050/es3050mar.pdf
  22. Barómetro de diciembre 2012 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2012 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/2960_2979/2972/Es2972.pdf
  23. ¿Por qué hay que mantener el Estado autonómico? // The Conversation. 10.09.2022 // URL: https://theconversation.com/por-que-hay-que-mantener-el-estado-autonomico-129664
  24. La España autonómica se reaviva tras la crisis económica y el procés // La Vanguardia. 13.09.2019 // URL: https://www.lavanguardia.com/politica/20190913/47310545220/poblacion-espana-recupera-confianza-sistema-autonomias.htm
  25. Гаврилова С.М. Проблема сепаратизма в современной Испании: каталонский вопрос // Проблемы постсоветского пространства. 2022. №2. С. 221-222.
  26. Barómetro de mayo 2023 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2023 // URL: http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/3000_3019/3008/es3008mar.pdf
  27. Вильчинский А.С. Особенности подходов Страны Басков и Каталонии к отношениям с Мадридом: сравнительный анализ // Вестник Дипломатической академии МИД России «Россия и мир». 2022. №1 (31). С. 69-84.
  28. Barómetro de octubre 2017 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2023 // URL: http://www.cis.es/cis/opencm/ES/1_encuestas/estudios/ver.jsp?estudio=14364
  29. Хенкин С.М. Каталонский конфликт: характер, динамика, интерпретации // Вестник МГИМО-Университета. 2022. №15 (1). С. 252-259.
  30. Barómetro especial de septiembre 2023 // Centro de Investigaciones Sociologicas. 2023 // URL: https://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Estudios/Avances/3420/Es3420marMT_A.pdf
  31. PIB de las Comunidades Autónomas // Expanción. 2023 // URL: https://datosmacro.expansion.com/pib/espana-comunidades-autonomas?anio=1994