Рассматривая перспективы развития, имеющиеся у ЕАЭС в рамках включения в интеграционные проекты, следует отметить, что Евразийский экономический союз может предоставить всевозможные пути и направления для сотрудничества всем участникам объединения. На сегодняшний день существуют различия в подходах к экономическому развитию стран, а также разные точки зрения стран-участниц на решение задач политического характера. Важно, однако, что взаимодействие внутри Союза в оборонной сфере, борьбе с терроризмом позволяет гарантировать стабильность и безопасность всех государств - членов ЕАЭС, а также способствует укреплению стабильности региона в целом.

Кроме того, ЕАЭС повышает политический вес участников на международном уровне, в том числе для защиты своих региональных интересов. Привлечение иностранных инвестиций, увеличение торгового оборота, экономический рост, развитие инфраструктуры и транспортно-логистических связей, а также возможности встраивания Евразийского экономического союза в интеграционные глобальные проекты - все эти факты напрямую сопряжены с эффективностью работы самого интеграционного объединения.

С точки зрения экономической интеграции, где возможно достижение высшей степени интернационализации, следует говорить о развитии экономической взаимозависимости двух или нескольких стран, переходящей в слияние и взаимопроникновение национальных рынков товаров и создание функционального единого рыночного пространства с общей валютно-финансовой системой, гармонизированной законодательной базой и плотной координацией внутренней и внешнеэкономической политики государств1.

Среди объективных преимуществ погружения в глобальные интеграционные проекты хотелось бы отметить прежде всего возможность государств - членов ЕАЭС получить доступ к новым рынкам сбыта.

Помимо расширения географии рынков, у участников объединения появляется возможность увеличения их конкурентоспособности на мировом рынке, а также доступа к высокотехнологичным решениям и технологиям.

Евразийский экономический союз занимает лидирующую позицию в современной мировой экономике и имеет колоссальное значение для реализации глобальных интеграционных проектов.

Говоря непосредственно о роли ЕАЭС в мировой экономике, представляется целесообразным особо подчеркнуть факт укрепления экономической интеграции между ее членами, создающей благоприятные условия для развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Принятые обязательные для всех стандарты и правила, действующие на территории ЕАЭС, способствуют устранению торговых ограничений и упрощению различных процедур для бизнеса.

Не менее значимым инструментом встраивания в контекст и архитектуру экономической интеграции на пространстве ЕАЭС являются соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ), которые заключаются между различными странами и регионами. ЕАЭС имеет пять торговых соглашений с другими странами, три из которых подразумевают создание зон свободной торговли2. Соглашения играют особую роль в развитии международной торговли и экономического сотрудничества. Основными преимуществами соглашений о ЗСТ являются экспорт и импорт товаров и услуг без каких-либо ограничений и дополнительных таможенных пошлин, что ведет к увеличению объемов торговли и расширению рынков сбыта.

Перечень действующих и только планируемых к заключению соглашений о ЗСТ с участием ЕАЭС демонстрирует дружественный характер политики внешних партнеров в отношении евразийского блока (чаще ввиду кооперации с Россией) и отсутствие глобальных разночтений по тем политическим аспектам, которые могли бы явиться камнем преткновения в переговорном процессе3. В свою очередь, ЕЭК заинтересована в заключении соглашений о ЗСТ с теми странами, где имеется потенциал их использования как региональных хабов, что в полной мере соответствует основным стратегическим и экономическим интересам Российской Федерации.

Крупные растущие экономики Ближнего Востока и Азии представляют собой особый интерес с точки зрения заключения ССТ (соглашения о свободной торговле). В данном контексте просматривается возможность заключения соответствующих соглашений с Иорданией, Таиландом, Бангладеш, Филиппинами и другими государствами. Необходимо опираться на те страны, которые включены в развитые сети торговых взаимосвязей. Это может способствовать выстраиванию кооперационных связей с теми странами, с которыми у стран - участниц ЕАЭС пока нет результативного взаимодействия. Кроме того, данный формат сотрудничества с развивающимися странами открывает перспективу выхода на новые рынки.

Какова же судьба интеграционных проектов?

Термин «интеграция» появился в 1942 году4. Понятие «интеграция» начали употреблять в рамках анализа социально-экономических процессов в ХХ веке. До этого данный термин использовался лишь в естественных науках5. На сегодняшний день под интеграцией (от лат. integratio - «восстановление, восполнение некого единства») понимают возникновение новой общности из прежде разрозненных частей6. В более узком смысле интеграция - это процесс интенсификации взаимосвязей и добровольного сближения государств на основе общих признаков (экономических, политических, культурных и др.) и интересов7.

В данном контексте речь идет о том, что взаимовыгодное объединение в рамках заданной целостности позволяет его участникам получать различные преимущества.

В научной современной литературе двух одинаковых определений понятия «интеграция» найти не получится. Возможно, это связано с тем, что существует много моделей и форматов интеграционных процессов. Кроме того, отдельные государства или их объединения преследуют свои национальные интересы.

До настоящего времени европейский опыт интеграции считался универсальным образцом развития региональных интеграционных процессов для других континентов. Таким образом, данный феномен, распространившись на различные части мира, стал ведущей стратегией нового межгосударственного взаимодействия. Однако, ввиду ряда типологических особенностей латиноамериканского, азиатского или рассматриваемого евразийского типа регионализации, встал вопрос о неприменимости и даже несовместимости европейского опыта с указанными моделями.

По мнению российского ученого А.И.Неклессы, описываемые процессы можно охарактеризовать как «новый» регионализм, то есть формирование макрорегиональных пространств, основными отличительными особенностями которого является наличие таких понятий, как расширенный формат и открытость для других стран8.

«Новый» регионализм является фундаментом процессов перестройки мировой системы. В результате происходящей трансформации создается комплексный механизм многоуровневого управления, который подразумевает вертикальные и горизонтальные уровни кооперации.

Однако с точки зрения концепта глобальной регионализации до сих пор не решена проблема сопоставимости двух трендов - глобализации и регионализации, что в рамках экономической регионализации, например, является, по сути, противодействием перемещению финансовых потоков и глобальной либерализации трансграничной торговли в целом. Сегодня в глобальной регионализации участвуют не только государства, но и негосударственные структуры, международные финансовые организации, что способствует управлению разными интеграционными процессами и проектами, в том числе «снизу».

Евразийский проектный трек. Опыт Армении. Роль ЕАБР

В ЕАЭС сегодня особую значимость имеют проекты с интеграционным компонентом. Речь идет о совокупности производственного и научно-технологического потенциалов участников интеграционного объединения, направленных на технологическую трансформацию экономики и повышение уровня конкурентоспособности.

Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года9 содержат перспективу повышения инновационной и инвестиционной активности и предусматривают увеличение векторов экономического сотрудничества.

Совсем недавно Евразийский банк развития (ЕАБР) и ЕЭК договорились сосредоточить усилия на подготовке перспективных проектов по промышленной кооперации для дальнейшего возможного финансирования с помощью нового механизма поддержки. Следует отметить, что в настоящий момент ЕАБР является единственным международным институтом развития, который внесен в перечень финансовых организаций и институтов развития, допущенных к участию в реализации нового механизма содействия трехсторонним кооперационным проектам.

Финансирование кооперационных проектов послужит переходу от форм простой кооперации национальных производителей к созданию и совместному производству под общим евразийским брендом высокотехнологичной и востребованной продукции.

Таким образом, решается задача не только импортозамещения, но и дополнительной загрузки действующих производственных мощностей, создания новых производств и рабочих мест. Кроме того, речь идет о приобретении новых компетенций, укреплении технологического суверенитета экономик стран - участниц интеграционного объединения.

Подобный механизм может существенно в техническом плане перевооружить всю промышленность, повысить качество продукции.

Следует отметить, что в Страновой стратегии ЕАБР для Армении выделено пять приоритетных векторов работы до 2026 года.

Прежде всего, речь идет о содействии банка инфраструктурному устойчивому развитию страны. Важная роль здесь отводится поддержке проектов в сфере строительства, а также модернизации общей инфраструктуры, работа которой направлена на обеспечение энергетической безопасности, транспортной доступности и неизменное развитие экономики.

ЕАБР уделяет особое внимание теме обеспечения продовольственной безопасности, ставя перед собой задачу соразмерного объема импорта и собственного производства ключевых товаров АПК, а также развития каналов продвижения товаров от производителя к потребителю.

Кроме того, Евразийский банк развития фокусируется на программах диверсификации промышленности и экспорта, определив при этом АПК сектором, имеющим наибольший экспортный потенциал.

В рамках цифровой трансформации экономики и сектора госуправления Армении банк использует компетенции своего Фонда цифровых инициатив для реализации указанной задачи.

Наконец, ЕАБР работает с банками по поддержке целевых программ кредитования в части развития финансового рынка и доступности финансовых услуг в Армении.

Уже сегодня на территории Армении реализуются серьезные проекты по линии ЕАБР. В частности, это масштабный инвестиционный проект в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности по производству молочной и мясной продукции полного цикла в Армении, который несет в себе значимые экономические и социальные эффекты: развитие сельских территорий, создание 300 новых рабочих мест, увеличение объема ВВП и обеспечение населения востребованными продуктами питания. Кроме того, запущен проект по внедрению автоматизированных систем учета электроэнергии в Армении, целью которого является модернизация инфраструктуры и производства приборов учета в Республике Армения и введение международных стандартов управления в области энергетики, и ряд других проектов.

В заключение важно отметить, что роль и реализация совместных проектов на пространстве ЕАЭС прямо пропорциональна вовлеченности и заинтересованности в интеграционных процессах стран - участниц объединения.

Что касается российских инвесторов в части создания в Армении экспортно-ориентированных производств для реализации готовой продукции на рынках третьих стран, то данная схема не очень выгодна из-за сложностей с доставкой товаров на мировой рынок. А вот открытие совместных предприятий, продукция которых востребована на рынке Армении или России, очень актуально. В настоящее время подобные проекты российских компаний запущены в таких отраслях экономики, как производство строительных материалов, металлургия, образовательные технологии и общественное питание.

Еще одна тема, которой хочется уделить отдельное внимание, - это концепция «Большого евразийского партнерства», впервые озвученная Президентом России Владимиром Путиным в конце 2015 года, которая предполагает, что основной сферой и базой для реализации совместных проектов должно стать построение новой архитектуры экономики евразийского континента10.

Под «партнерством» необходимо понимать создание межрегиональных торгово-экономических объединений, соответствующей сети зон свободной торговли и сопряжение проектов интеграционной направленности на всем пространстве ЕАЭС. Безусловно, данная концепция носит глобальный характер и требует больших консолидированных усилий всех государств-членов, однако она может окупиться в будущем сторицей. Важно вовремя и адекватно взвесить и оценить возможности и выгоды, учитывая особенности турбулентных внешнеэкономических процессов и стратегических задач, стоящих перед странами евразийского блока.

 

 

1Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. Почему не интегрируются страны СНГ // М.: III тысячелетие, 2001. C. 17.

2Торговые соглашения Евразийского экономического союза // URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dotp/torgovye-soglasheniya (дата обращения: 21.03.2024).

3Королев А.С. Проактивная vs реактивная: промежуточные итоги внешнеэкономической политики ЕАЭС // URL: https://russiancouncil.ru/activity/workingpapers/proaktivnaya-vs-reaktivnaya-promezhutochnye-itogi-vneshneekonomicheskoy-politiki-eaes (дата обращения: 20.03.2024).

4Machlup F. A History of Thought on Economic Integration. L., 1977. P. 62.

5Считается, что в научный оборот термин «интеграция» был введен в математике Г.Лейбницем и И.Бернулли в конце XVII - начале XVIII в. Так, Лейбниц полагал, что интегральное исчисление отражает некий всеобщий закон природы (см.: Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. М., 1908).

6Стрежнева М.В. Интеграция и вовлечение как инструменты глобального управления // Современная мировая политика: прикладной анализ / Под ред. А.Д.Богатурова. М., 2009. С. 537-557.

7Tinbergen J. International Economic Integration. Amsterdam, 1954. P. 78.

8Неклесса А. Этнос глобального мира // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира» // URL: http://www.archipelag.ru/ authors/neklessa/?lib rary=1189&version=forprint

9Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01429229/err_17052021_4 (дата обращения: 20.03.2024).

10Кортунов А. Восемь принципов Большого евразийского партнерства // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vosem-printsipov-bolshogo-evraziyskogo-partnerstva (дата обращения: 21.03.2024).

 

 

Источники и литература

  1. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге ХХI века. Почему не интегрируются страны СНГ // М.: III тысячелетие, 2001.
  2. Торговые соглашения Евразийского экономического союза // URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dotp/torgovye-soglasheniya (дата обращения: 21.03.2024).
  3. Королев А.С. Проактивная vs реактивная: промежуточные итоги внешнеэкономической политики ЕАЭС // URL: https://russiancouncil.ru/activity/workingpapers/proaktivnaya-vs-reaktivnaya-promezhutochnye-itogi-vneshneekonomicheskoy-politiki-eaes (дата обращения: 20.03.2024).
  4. Machlup F. A History of Thought on Economic Integration. L., 1977.
  5. Стрежнева М.В. Интеграция и вовлечение как инструменты глобального управления // Современная мировая политика: прикладной анализ / Под ред. А.Д.Богатурова. М., 2009.
  6. Tinbergen J. International Economic Integration. Amsterdam, 1954.
  7. Неклесса А.И. Этнос глобального мира // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира» // URL: http://www.archipelag.ru/authors/neklessa/?lib rary=1189&version=forprint
  8. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01429229/err_17052021_4 (дата обращения: 20.03.2024).
  9. Кортунов А. Восемь принципов Большого евразийского партнерства // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vosem-printsipov-bolshogo-evraziyskogo-partnerstva (дата обращения: 21.03.2024).
  10. Jacopo Maria Pepe. Value chains transformation and transport reconnection in Eurasia: Geo-economic and geopolitical implications // Трансформация цепочек добавленной стоимости и транспортная связанность в Евразии: геоэкономические и геополитические последствия. Routledge, 2021.
  11. Пивовар Е.И. Евразийский банк развития. Основные направления финансовой и экспертно-аналитической деятельности (2006-2020 гг.) // Вестник РГГУ. Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2021. №3.
  12. Шугуров М.В. Евразийский банк развития как механизм научно-технологической интеграции в рамках ЕАЭС: правовые аспекты // Международное право. 2022. №1 // URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37236
  13. Пищик В.Я., Алексеев П.В. Роль Евразийского банка развития в международной промышленной кооперации государств - членов ЕАЭС // Экономические науки. 2020. №191.
  14. Меморандум между Евразийской экономической комиссией и Евразийским банком развития // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0024030/ms_13112013
  15. Исследования ЕАБР демонстрируют «евразоскептикам» экономический эффект интеграции // URL: https://www.belta.by/opinions/view/issledovanija-eabr-demonstrirujut-evrazoskeptikam-ekonomicheskij-effekt-integratsii-2478
  16. Совет по промышленной политике ЕАЭС // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/Pages/Совет%20по%20промышленной%20политике%20ЕАЭС.aspx