Современный мир сталкивается с возрастающим числом вызовов и угроз природного, биогенного, антропогенного характера. Для противостояния большинству этих вызовов требуется мобилизация усилий нескольких государств, а в ряде случаев и всего мирового сообщества, для чего необходимо поддержание постоянного диалога с целью координации деятельности. В связи с этим международные отношения сегодня отличаются сложностью структуры, многообразием происходящих процессов, участием в них в разной степени широкого круга игроков. По мере усложнения системы международных отношений происходит и расширение круга вопросов, которыми приходится заниматься государству в его внешнеполитической деятельности. Кроме того, со второй половины XX века отдельной важной частью международных отношений стали межправительственные и неправительственные международные организации, которые сегодня во многом определяют повестку дня и тренды в развитии. Помимо международных организаций все больший вес приобретают институты гражданского общества, которые также оказывают влияние на формирование внешнеполитического курса государства, международной повестки.

На фоне усложнения международных отношений все большую роль приобретает международное гуманитарное сотрудничество. Само это понятие по-разному трактуется в России и в зарубежных странах. В российской научной литературе принято выделять два подхода. Узкий подход, в котором гуманитарное сотрудничество фактически отождествляется с гуманитарной помощью, характерен для зарубежной трактовки понятия. В российских официальных документах, научных трудах принято говорить о международном гуманитарном сотрудничестве как о совокупности взаимодействий государственных, надгосударственных и негосударственных игроков в сфере защиты прав человека, науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, оказания гуманитарной помощи и т. д.

Одно из недооцененных направлений современного международного гуманитарного сотрудничества - здравоохранение. Считается, что термин «медицинская дипломатия» в конце 70-х годов прошлого века был предложен Питером Борном, американским врачом и специальным помощником Президента США Дж.Картера по вопросам здравоохранения, но само международное сотрудничество в данной сфере стало развиваться задолго до появления термина. Описывая медицинскую дипломатию как перспективное направление внешнеполитической деятельности США, П.Борн подчеркивал, что данный вид сотрудничества является эффективным способом установления контактов в случае, если по каким-то причинам межгосударственные отношения находятся в состоянии кризиса [10, c. 184].

Большее внимание вопросам международного сотрудничества в сфере здравоохранения стало уделяться позже. В конце XX века ООН была предложена концепция «безопасности человека». С 1994 года обеспечение безопасности человека во всем ее многообразии стали одним из приоритетов деятельности Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. На рубеже XX и XXI веков в ООН была создана Комиссия по вопросам безопасности человека, целью которой стали всесторонний анализ существующих вызовов и разработка возможных мер для преодоления этих проблем [7].

Вопросы равного доступа к качественным медицинским услугам и препаратам, вакцинам, технологиям занимают далеко не последнее место в обеспечении безопасности человека. Осознавая серьезный дисбаланс в данных вопросах в глобальном масштабе, ООН включила проблемы здравоохранения в свои ключевые программы. В 2000 году ООН был запущен глобальный проект Целей развития тысячелетия [21]. Каждая из восьми глобальных целей была направлена на обеспечение безопасности человека в разных сферах. Три из глобальных целей (сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства, борьба с ВИЧ и СПИД, малярией, а также другими заболеваниями) касались вопросов здравоохранения, а остальные пять были косвенно с ними связаны. В 2015 году были приняты 17 целей в области устойчивого развития [14], одна из которых также посвящена вопросам здоровья, а остальные 16 косвенно с ней связаны.

В отечественной научной литературе наряду с термином «медицинская дипломатия» употребляется также синонимичное понятие «дипломатия в области здравоохранения». Среди авторских определений можно выделить одно, сформулированное И.И.Арсентьевой. Она рассматривает медицинскую дипломатию в качестве «экспорта медицинской помощи, находящегося на пересечении сфер общественного здравоохранения и внешней политики» [10, c. 183]. Представляется возможным расширить данное определение.

Медицинская дипломатия может включать в себя не только экспорт технологий, продукции, опыта, но и получение их от зарубежных партнеров. Только путем стабильного, взаимовыгодного и уважительного диалога в настоящее время можно достичь целей в области медицинской дипломатии. Медицинская дипломатия - это не столько отношения «донор - реципиент», сколько взаимное обогащение двух или более заинтересованных сторон диалога. Кроме того, помимо общественного здравоохранения и внешней политики медицинская дипломатия тесно связана с национальной безопасностью, уровнем научно-технологического и промышленного развития государств, образовательной сферой, инвестиционным климатом, социальной и политической стабильностью, экономическим потенциалом. Все это напрямую влияет на то, насколько привлекательным то или иное государство является для иностранных партнеров.

В последнее десятилетие активно стал употребляться еще один термин - «дипломатия в области глобального здравоохранения». Такое понятие было предложено в начале XXI века, чтобы подчеркнуть, что на данном этапе международное сотрудничество в медицинской сфере вышло за рамки двусторонних отношений между государствами на глобальный уровень. Вызовы и угрозы в сфере здравоохранения имеют глобальный характер, поэтому для их решения необходим диалог между всеми участниками. Наиболее полное определение нового термина было дано в 2011 году в работе К.Ли и Р.Смита. Они описали участников дипломатии в области глобального здравоохранения (государства, межправительственные организации и негосударственные акторы), а также обозначили, что диалог между этими субъектами влияет не только на медицинскую сферу, но и на достижение политических, экономических и социальных целей [5].

Таким образом, в настоящее время дипломатия в области здравоохранения стала важной частью диалога между государствами, международными организациями и негосударственными акторами, но само сотрудничество по медицинским вопросам зародилось задолго до появления современной терминологии. Достаточно сложно определить, когда именно отдельные вопросы здравоохранения стали предметом для переговоров между государствами, но процесс этот в различных формах длится уже не одно столетие.

Большинство научных источников едины во мнении, что говорить о полноценном, постоянном международном сотрудничестве в сфере здравоохранения можно начиная с середины XIX века. Точкой отсчета принято считать организацию серии международных санитарных конференций для обсуждения наиболее актуальных на тот момент вопросов, связанных с мерами борьбы с распространением инфекционных заболеваний.

Первая международная санитарная конференция состоялась в 1851 году в Париже. Подобные мероприятия в последующие годы были площадкой для обсуждения наиболее насущных проблем в сфере здравоохранения. Поводом к началу масштабного диалога стало стремительное распространение холеры, для борьбы с которой требовались коллективные усилия и выработка единой позиции между заинтересованными государствами, поскольку в ином случае страдала международная торговля и благосостояние европейских государств. Начиная с первой международной санитарной конференции проявилась специфическая черта, которая до сих пор характерна для сотрудничества в сфере здравоохранения: наряду с дипломатами участие в дискуссиях принимали врачи, представители научного сообщества [12, c. 11].

Несмотря на то, что конференция 1851 года не принесла каких-то практических изменений, она показала, что вопросы здравоохранения могут и должны быть предметом для обсуждения в отношениях между государствами, что страны заинтересованы в обмене мнениями, результатами исследований, наблюдениями. На последующих конференциях дискуссии между представителями разных государств позволили разработать единую согласованную позицию по вопросу о карантине.

На четвертой международной санитарной конференции в Вене в 1874 году участникам удалось договориться о создании Международного санитарного бюро для сбора необходимой медицинской информации и дальнейшего изучения холеры [12, c. 47]. Отличительной чертой пятой международной санитарной конференции, прошедшей в Вашингтоне в 1881 году, было расширение географии участников. Если в предыдущих конференциях принимали участие европейские страны и Османская империя, то в 1881 году в мероприятии приняли участие США и семь стран Латинской Америки [12, c. 49]. За последующие три десятилетия состоялось еще пять международных санитарных конференций, которые не принесли каких-то прорывных результатов, но способствовали обмену мнениями между представителями различных государств, научного и медицинского сообщества.

Еще одним важным шагом на пути к современному состоянию международного сотрудничества в сфере здравоохранения стало создание в 1863 году Международного комитета Красного Креста, который, являясь неправительственной организацией, до сих пор оказывает значительное влияние на повестку дня в области глобального здравоохранения, особенно в той ее части, которая касается лиц, находящихся в зонах конфликтов, пострадавших от стихийных бедствий и катастроф, беженцев и перемещенных лиц. За годы работы Международный комитет Красного Креста выработал универсальные правила гуманитарной деятельности, систему механизмов и инструментов оказания помощи тем, кто больше всего в ней нуждается. Международный комитет Красного Креста также оказал значительное влияние на формирование международно-правовых основ современной гуманитарной деятельности, в том числе и оказания помощи людям, пострадавшим от природных и техногенных катастроф, оказавшимся в зонах конфликтов.

На протяжении долгих лет проблемой в международном сотрудничестве в сфере здравоохранения было отсутствие информационного обмена. Попыткой аккумулировать медицинскую информацию из разных стран и организовать доступ к ней стало создание в начале XX века Международного бюро общественной гигиены. Его главной функцией был сбор данных из разных стран, распространение их по государствам-участникам, а также разработка проектов конвенций и соглашений, контроль над их исполнением, стандартизация подходов разных стран [18].

Более масштабной и упорядоченной дипломатия в сфере здравоохранения стала после окончания Первой мировой войны. В начале 1920-х годов в структуре Лиги Наций была создана Организация здравоохранения, миссия которой состояла в предупреждении распространения болезней [18]. Ряд направлений деятельности Организации здравоохранения Лиги Наций дублируют те функции, которыми сегодня наделена Всемирная организация здравоохранения, созданная в 1946 году как специализированное учреждение ООН по медицинским вопросам. В настоящее время едва ли не вся система ООН так или иначе соприкасается с международным гуманитарным сотрудничеством в сфере здравоохранения.

Следует отметить, что современная дипломатия в области здравоохранения отличается многообразием участников, форматов, инструментов и механизмов. Если говорить об участниках, то ими могут быть государства, международные межправительственные и неправительственные организации, представители гражданского общества, отдельные медицинские учреждения, научные центры, профильные вузы. Дипломатия в сфере здравоохранения может осуществляться на двусторонней или многосторонней основе. Среди основных направлений современного международного гуманитарного сотрудничества в сфере здравоохранения можно отметить совместные научные исследования, направление представителей государства для получения профильного образования, переподготовки или повышения квалификации, трансфер технологий, экспорт и импорт оборудования, препаратов, фармацевтических субстанций, гуманитарная помощь, обмен информацией, научной литературой, медицинский туризм. Все это делает дипломатию в сфере здравоохранения перспективным направлением международного гуманитарного сотрудничества.

Российское международное сотрудничество в сфере здравоохранения достаточно динамично развивалось со второй половины XIX века [15, c. 75]. Российская империя стала одним из первых государств, поддержавших Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1864 года [18], инициатором созыва четвертой международной санитарной конференции [20, c. 158]. Советская Россия практически с момента своего создания стремилась развивать международные связи в медицинской сфере, что на начальных этапах сильно осложнялось неблагоприятной экономической и политической ситуацией. Международное гуманитарное сотрудничество СССР в сфере здравоохранения приобрело совершенно иную динамику после полосы дипломатических признаний Советского государства в 1924 году. Крупным партнером СССР в медицинской сфере в 1920-х годах была Лига Наций, которая активно приглашала советских представителей к участию в международных мероприятиях по различным медицинским вопросам. Основными сферами сотрудничества СССР с европейскими государствами в 1920-х годах являлся обмен информацией о вспышках инфекционных заболеваний, научной литературой, медицинскими изделиями [15, c. 75]. Советский Союз приветствовал создание в 1946 году Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), активно сотрудничал с организацией до своего распада в 1991 году.

Особенно активно Советский Союз развивал международное сотрудничество в сфере здравоохранения с развивающимися странами. Помощь оказывалась информацией, технологиями, предоставлением образовательных услуг, направлением специалистов необходимой квалификации, созданием медицинской инфраструктуры в тех или иных странах, поставками медикаментов и вакцин. В качестве региональных приоритетов СССР можно выделить государства Африки и Ближнего Востока, Индию, Кубу [11].

Во второй половине XX века ключевыми зарубежными партнерами Советского Союза в сфере здравоохранения были и страны социалистического содружества. Эта часть советской дипломатии в области здравоохранения подразумевала всестороннюю координацию деятельности при проведении научных разработок, внедрении их на практике. Советский Союз также стремился к более активной дипломатии в сфере здравоохранения с ведущими державами капиталистического блока: США, Великобританией, Францией и т. д. Комплекс межгосударственных соглашений предусматривал обмен специалистами и информацией, проведение различных конференций, совместных исследований [11].

После распада СССР в дипломатии России в сфере здравоохранения был период спада, который совпал со сложной социально-экономической ситуацией внутри страны. С начала XXI века медицинская дипломатия стала развиваться вновь, появилось новое важное направление - взаимодействие со странами СНГ.

На постсоветском пространстве Россия обладает наибольшим потенциалом для эффективной медицинской дипломатии. Российское международное сотрудничество в медицинской сфере не ограничивается только странами ближнего зарубежья, связи в сфере здравоохранения продолжают налаживаться со всеми заинтересованными партнерами на двусторонней и многосторонней основе, Россия активно взаимодействует с ВОЗ и другими структурами системы ООН по вопросам, касающимся медицины, отдельные вопросы здравоохранения включены в деятельность БРИКС, ШОС и других международных объединений с участием Москвы. 

Новый импульс развитию дипломатии в сфере здравоохранения придала пандемия COVID-19. Быстрое распространение новой инфекции через национальные границы заставило государства реагировать на возникший серьезный вызов биогенного характера. Каждая из стран реагировала по-своему, исходя из числа заразившихся, скорости распространения инфекции, возможностей национальной системы здравоохранения, особенностей политической и управленческой культуры, но большинство государств пошло по пути введения жестких ограничений, которые на определенный период времени фактически парализовали ряд отраслей экономики. Все это привело к серьезному экономическому и социально-политическому кризису в ряде государств, особенно в тех, которые и до появления новой коронавирусной инфекции испытывали серьезные экономические и социально-политические проблемы. На этом фоне особенно ярко проявилось то, что здоровье населения в нынешних условиях является фактически залогом национальной безопасности, экономического развития, социальной и политической стабильности.

11 марта 2020 года ВОЗ объявила о пандемии новой коронавирусной инфекции. В большинстве публикаций отмечается, что первоначально наднациональные институты оказались неспособны взять управление новой чрезвычайной ситуацией в свои руки, что заставило государства спасаться своими силами. Возникновение пандемии породило волну недоверия между рядом государств, вызвало критику в адрес ВОЗ - ключевого игрока системы ООН в сфере здравоохранения. В частности, Президент США Д.Трамп обвинял Китай и ВОЗ в том, что они скрывали информацию о новом вирусе, что привело к его распространению в глобальном масштабе [19]. Неоднократно во время пандемии поднимался вопрос об искусственном происхождении вируса. Так, в публикации журнала «Lancet» говорится о том, что невозможно однозначно исключить лабораторное происхождение COVID-19 [9]. Все это привело к ухудшению условий, в которых развивается дипломатия в сфере здравоохранения, снижению уровня доверия к тем мерам, которые предлагает ВОЗ и ООН.

Пандемия новой коронавирусной инфекции продемонстрировала, что обеспечение безопасности человека является важной составляющей в обеспечении безопасности государства. Особенно ярко это проявилось в сфере обеспечения доступа к современным эффективным вакцинам. Новая коронавирусная инфекция заставила государства обратить пристальное внимание на вакцинную дипломатию.

О необходимости развития вакцинной дипломатии неоднократно говорила Всемирная организация здравоохранения, связывая ее с вопросами безопасности и развития [2]. Многосторонняя вакцинная дипломатия уже несколько десятилетий развивается в рамках деятельности организаций системы ООН, региональных межправительственных форматов, деятельности неправительственных организаций.

В США с начала XXI века заговорили о стратегическом значении вакцинной дипломатии как части глобальной дипломатии здоровья. Питер Хотез, американский специалист, занимающийся изучением современной вакцинной дипломатии, в своих работах неоднократно отмечал, что в современных условиях вакцины используются как инструмент оказания помощи развивающимся странам [3]. Таким образом, как и вся медицинская дипломатия, вакцинная ее часть, с одной стороны, способствует улучшению ситуации в сфере здравоохранения и безопасности человека в мире в целом, а с другой стороны, выступает в качестве инструмента «мягкой силы» страны-донора.

Отталкиваясь от примера пандемии COVID-19, можно выделить некоторые тенденции в современной вакцинной дипломатии:

- большинством стран признается необходимость развития международного сотрудничества в сфере вакцин для борьбы с распространением заболеваний;

- несмотря на то что вакцины рассматриваются как обязательный элемент в контексте достижения устойчивого развития, государства соперничают между собой в разработке вакцин;

- важное значение приобретает обмен научной информацией, совместные межгосударственные исследования для налаживания выпуска вакцин не только в тех государствах, которые их разрабатывали, но и в других странах;

- научные разработки в сфере вакцин являются высокотехнологичными и требующими привлечения финансовых ресурсов, что повышает роль крупных фармацевтических компаний в данном процессе.

В современных условиях немаловажным фактором в сфере вакцинной дипломатии является информационный. Каждое государство, участвующее в этом процессе, каждый потенциальный разработчик и производитель вакцины стремится создать благоприятную информационную атмосферу вокруг своей разработки. С другой стороны, любая негативная информация активно используется с целью дискредитации в глазах мирового сообщества той или иной разработки. Например, Россию и Китай неоднократно пытались обвинить в дезинформации относительно эффективности вакцин [4].

Современная вакцинная дипломатия демонстрирует противоречивые тенденции. С одной стороны, государства признают глобальный характер проблем современного здравоохранения и готовы сотрудничать для совместной борьбы с данными вызовами. С другой - все чаще российскими и зарубежными экспертами фиксируется тенденция к вакцинному национализму (протекционизму) потенциальных доноров.

В условиях пандемии COVID-19 наиболее активными игроками в сфере вакцинной дипломатии оказались Россия, Китай и Индия. США и страны ЕС в процесс распространения вакцин включились чуть позже [4]. Россия зарегистрировала свою вакцину «Спутник V» первой в мире в августе 2020 года. Уже к концу того же года ее использование было одобрено более чем в 70 странах [8]. Практически параллельно к продвижению своих разработок приступил Китай, позиционируя поставки вакцины как «проявление братства» по отношению к другим государствам [4].

Активную вакцинную дипломатию реализует Индия, соперничающая с Китаем в АТР и стремящаяся повысить свое влияние в регионе, в том числе как страны, которая предоставляет недорогие и надежные препараты нуждающимся соседям [4]. Индия занимается не только собственными разработками, но и стала площадкой для производства иностранных вакцин, например разработок компании «Astra Zeneca» и российского НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи. 

Следует отметить, что, несмотря на то, что представители различных государств, международных организаций (в том числе системы ООН) говорят о необходимости тесного и всеобъемлющего сотрудничества в сфере разработки и производства вакцин, пандемия COVID-19 показала, что крупномасштабного международного сотрудничества в разработке вакцинных материалов не происходит [6]. Каждое государство полагается прежде всего на свой потенциал. С одной стороны, это повышает уровень автономности и безопасности в странах, располагающих соответствующими разработками, а с другой - отсутствие крупномасштабного сотрудничества ставит под угрозу безопасность миллионов людей в мире, проживающих в государствах, не способных быстро и эффективно разработать свои вакцины и не имеющих финансовых ресурсов для их приобретения за рубежом. О необходимости равного доступа к вакцинам на протяжении всей пандемии COVID-19 говорили в ООН.

В контексте современных подходов к дипломатии в области здравоохранения интересна политика Китая, который выступил с инициативой «Шелкового пути здоровья», дополнившей масштабный проект «Один пояс - один путь», предложенный Си Цзиньпином в 2013 году [10, c. 103]. Наиболее обсуждаемым проект «Шелкового пути здоровья» стал в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, но активная дипломатия в сфере здравоохранения была характерна для КНР и в более ранний период. Уже в 2017 году на форуме, посвященном инициативе «Один пояс - один путь» Си Цзиньпин говорил о «Шелковом пути здоровья», который должен был способствовать всестороннему развитию национальных систем здравоохранения государств, принимающих в проекте участие [1].

Более активное практическое воплощение инициатива получила в связи с пандемией COVID-19, когда Китай показал себя одним из мировых лидеров по оказанию гуманитарной помощи в условиях пандемии. КНР направляла в качестве гуманитарной помощи индивидуальные средства защиты, медицинское оборудование, чуть позже к этим поставкам добавилась и китайская вакцина. В рамках своей дипломатии в области здравоохранения Китай поддержал ВОЗ в тот момент, когда США, крупнейший донор Организации, были на пороге решения заморозить свои выплаты в ее бюджет, обвиняя Организацию в предвзятости и низкой эффективности [10, c. 103].

В период пандемии новой коронавирусной инфекции Россия показала себя важным игроком в сфере медицинской дипломатии. Более того, осознавая, что пандемия является глобальной катастрофой, значительная часть российской помощи оказывалась нуждающимся странам на безвозмездной основе. Российская гуманитарная помощь включала средства индивидуальной защиты, оборудование. На помощь странам, оказавшимся не в состоянии справиться с распространением COVID-19, выезжали российские специалисты. Первая в мире вакцина от COVID-19 «Спутник V» также входила в российскую гуманитарную помощь.

К середине 2022 года Россия экспортировала более 100 млн доз вакцины, из которых более 2 миллионов были переданы в наиболее нуждающиеся регионы на безвозмездной основе. Среди государств, куда на безвозмездной основе направлялась российская вакцина, преобладали страны постсоветского пространства [13]. Россия осуществляла не только поставки, например, вакцин в зарубежные государства, но и передала ряду стран технологию производства, сделав таким образом вакцинацию доступнее. Россия выступала за снятие патентной защиты с вакцин от коронавируса [17], что способствовало бы более быстрой вакцинации людей в глобальном масштабе.

Условия, в которых развивается российская дипломатия в сфере здравоохранения, значительно поменялись после начала специальной военной операции на Украине и введения против РФ беспрецедентного количества санкций США и их союзниками. В настоящее время перед Российской Федерацией стоят важные задачи по модернизации собственной фармацевтической отрасли экономики, обеспечению независимости от поставок иностранного оборудования, субстанций, препаратов и вакцин. Эти задачи возможно решить быстрее в том числе и с помощью активной медицинской дипломатии.

Для России сегодня особую актуальность приобретает активизация международного гуманитарного сотрудничества с государствами Африки, Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока. Необходимо отметить, что данные направления сотрудничества имеют достаточно позитивную историю. Советский Союз на протяжении многих лет активно развивал культурно-гуманитарное сотрудничество с данными регионами. В том числе и в сфере здравоохранения посредством предоставления возможностей для получения качественного медицинского образования представителями этих регионов, предоставления непосредственной помощи.

Прошедший в июле 2023 года в Санкт-Петербурге II форум Россия - Африка показал, что существует значительный потенциал для развития дипломатии в сфере здравоохранения. В рамках форума состоялась отдельная дискуссия на тему: «Эффективное сотрудничество в сфере здравоохранения: лекарства, инновации, технологии», на которой обсуждались вопросы дальнейшего углубления международного гуманитарного сотрудничества между Россией и государствами Африки. В ходе саммита Россия - Африка российский Президент В.В.Путин объявил о запуске программы помощи в сфере здравоохранения странам региона в размере 1,2 млрд рублей [16].

Основными направлениями международного гуманитарного сотрудничества в сфере здравоохранения, в диалоге по которым заинтересованы иностранные партнеры, является получение медицинского образования в России, повышение квалификации и переподготовка кадров, заключение контрактов на поставки препаратов, вакцин, оборудования. Пандемия COVID-19 показала, что Россия обладает определенной привлекательностью и как страна для медицинского туризма.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях вопросы здравоохранения являются важной частью международного гуманитарного сотрудничества практически любого государства. Эффективная работа в данной области способствует обеспечению безопасности граждан страны, поступательного экономического развития, социальной и политической стабильности. Сфера международных контактов в области здравоохранения обладает значительным потенциалом, поскольку способствует не только более устойчивому развитию мира, но и улучшает на международной арене имидж государства, активно включающего в свою внешнюю политику медицинские вопросы.

На примере пандемии COVID-19 можно выделить некоторые тенденции в сфере медицинской дипломатии:

- целью дипломатии в сфере здравоохранения выступает, с одной стороны, обеспечение безопасности человека, а с другой стороны, она является инструментом «мягкой силы» и улучшения имиджа государства;

- глобальный характер проблем в сфере здравоохранения диктует необходимость углубления и расширения международного сотрудничества в данной области как на двусторонней, так и многосторонней основе;

- существующая система международных структур, направляющих и облегчающих медицинское сотрудничество подвергается критике, однако альтернативной ООН площадки для развития сотрудничества не существует, поэтому важным является поддержка деятельности в функционирующих форматах;

- существующие глобальные механизмы распределения вакцин позволяют предоставить доступ к препаратам для населения наименее обеспеченных и развитых стран, хотя они нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Важным для России представляется вопрос, может ли дипломатия в сфере здравоохранения стать «мостиком» для налаживания связей с другими государствами в условиях кризиса политических отношений? Учитывая, что дипломатия в сфере здравоохранения является инструментом «мягкой силы» государства, можно говорить о том, что она способна улучшить отношения там, где они переживают кризис. Однако представляется маловероятным, что данный инструмент способен кардинально поменять ситуацию в текущих условиях. Уровень недоверия ряда государств по отношению к России является слишком высоким, а широкомасштабные информационные кампании по дискредитации любых, даже самых бескорыстных и логически обоснованных инициатив фактически сводят на нет потенциал международного сотрудничества в сфере здравоохранения как инструмента преодоления кризиса в отношениях с недружественными странами. Тем не менее есть большое число государств, благожелательно настроенных по отношению к российским инициативам в сфере здравоохранения. Активная дипломатия в данной сфере может способствовать формированию дружественных и взаимовыгодных отношений с этими странами. Кроме того, в условиях санкций Россия также нуждается в иностранных партнерах в сфере здравоохранения для осуществления трансфера технологий, диверсификации рынков сбыта медицинской продукции, постепенного формирования относительно независимой фармацевтической и медицинской промышленности.

 

Источники и литература

  1. Full text of President Xi’s speech at opening of Belt and Road forum // URL: http://2017.beltandroadforum.org/english/n100/2018/0306/c25-1038.html (дата обращения: 10.07.2023).
  2. Global health needs global health diplomacy // URL: http://www.emro.who.int/health-topics/health-diplomacy/about-health-diplomacy.html (дата обращения: 14.06.2023).
  3. Hotez P.J. Vaccine Diplomacy: Historical Perspectives and Future Directions // URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4072536/ (дата обращения: 16.06.2023).
  4. Jennings M. Vaccine diplomacy: how some countries are using COVID to enhance their soft power // URL: https://theconversation.com/vaccine-diplomacy-how-some-countries-are-using-covid-to-enhance-their-soft-power-155697 (дата обращения: 16.06.2023).
  5. Lee K., Smith R. What is ‘Global Health Diplomacy’? A Conceptual Review // Global Health Governance. 2011. Vol. V. № 1. P. 4-10.
  6. Reinhardt R. Vaccine Diplomacy: Expectations vs Reality? // URL: https://valdaiclub.com/a/highlights/vaccine-diplomacy-expectations-vs-reality/ (дата обращения: 16.06.2023).
  7. Report of the Commission on Human Security: «Human Security Now». 2003 // URL: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/91BAEEDBA50C6907C1256D19006A9353-chs-security-may03.pdf (дата обращения: 05.07.2023).
  8. Sputnik V COVID-19 vaccine - statistics & facts // URL: https://www.statista.com/topics/7762/sputnik-v-covid-19-vaccine/#dossierKeyfigures (дата обращения: 16.06.2023).
  9. The Lancet Commission on lessons for the future from the COVID-19 pandemic // URL: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(22)01585-9/fulltext (дата обращения: 07.07.2023).
  10. Арсентьева И.И. Курс на здоровье: китайская инициатива «Пояс и путь» в условиях пандемии COVID-19 // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. №1. С. 101–110.
  11. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. В 30-ти. т. М.: Совет. энцикл., 1969-1986. Ил., карт. Здравоохранение // URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/997.htm (дата обращения: 08.07.2023).
  12. Говард-Джонс Н. Международные санитарные конференции, 1851-1938 гг. Научные и исторические аспекты. М.: Медицина, 1976. 124 с.
  13. Калиновская Е. Россия безвозмездно передала другим странам более 2 млн доз вакцины от COVID-19 // URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/Rossiya-bezvozmezdno-peredala-drugim-stranam-bolee-2-mln-doz-vakciny-ot-COVID-19.html (дата обращения: 07.07.2023).
  14. Повестка дня в области устойчивого развития // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 07.07.2023).
  15. Поддубный М.В., Егорышева И.В., Морозов А.В. Международное сотрудничество Наркомата здравоохранения РСФСР в период 1920-1930 годов // Вестник современной клинической медицины. 2017. №5. С. 74-78.
  16. Путин объявил о запуске программы помощи странам Африки по борьбе с инфекциями // URL: https://tass.ru/obschestvo/18397633 (дата обращения: 30.07.2023).
  17. Путин поддержал идею снять патентную защиту с вакцин от коронавируса // URL: https://www.interfax.ru/russia/764878 (дата обращения: 23.06.2023).
  18. Становление международного сотрудничества в области здравоохранения // URL: https://www.historymed.ru/training_aids/candidates_at_least/index_page6.php#:~:text=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%8F%20%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%E2%80%94%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B8%D0%B9,%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%20%E2%80%94%20%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%92%D0%9E%D0%97%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%BE%2055. (дата обращения: 27.06.2023).
  19. Трамп обвинил Китай и ВОЗ в распространении коронавируса // URL: https://www.interfax.ru/world/710982 (дата обращения: 23.06.2023).
  20. Хасан М. Становление и развитие международного сотрудничества в области здравоохранения // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2005. №2. С. 157-165.
  21. Цели развития тысячелетия // URL: https://www.un.org/ru/millenniumgoals/ (дата обращения: 07.07.2023).