В настоящий момент существуют два подхода к определению будущего Интернета и модели цифровой трансформации. Первый подход основан на Декларации о независимости киберпространства [1], в которой указывается, что в Интернете не должно быть политических границ. Второй подход отражает реальную жизнь и предполагает ответственное использование Интернета и обозначение границ и мер этой ответственности [2]. За первый подход выступают США и страны коллективного Запада. За второй - Россия, Китай, Индия и еще несколько стран. При этом большинство стран мира пока не спешит с однозначным ответом, каким должен быть Интернет будущего.
В статье приводится обоснование тезиса о том, что в современном мире реальный государственный суверенитет не может быть достигнут без обеспечения цифрового суверенитета и независимой технологической политики, предлагается техническая модель для достижения целей цифрового суверенитета и приводится опыт взаимодействия с африканскими странами для продвижения данной позиции в Международном союзе электросвязи (МСЭ).
Два подхода к будущему Интернета
Идея о том, что киберпространство не должно иметь политических границ, как нельзя более соответствует целям установки в этом пространстве собственных норм и правил без учета мнения кого бы то ни было.
Этот подход прекрасно сочетается с американской гегемонией в области стандартизации Интернета, управления доменными именами и внедрения принципов обмена данными через сервера, расположенные в США и странах Запада (в самом широком смысле этого слова, поскольку данный список включает Южную Корею и Японию). Аргументация о том, что Интернет широко используется криминальными структурами для мошенничества, торговли запрещенными веществами, оружием, распространения контрафактного контента и просто лживой информации, не принимается во внимание. Согласно данному подходу, ответственность должна лежать на тех, кто использует Интернет, и должна устанавливаться действующим законодательством. Никакого специального правового статуса преступлениям, совершенным в киберпространстве и при помощи киберпространства, в данном случае не предусматривается.
Слабым звеном такой позиции является то, что методы совершения противоправных действий в киберпространстве и при помощи киберпространства совершенствуются значительно быстрее, чем судебные нормы. То, что раньше представлялось однозначно полезным при достижении целей влияния и глобального сбора информации, теперь оборачивается большими рисками и потерями, в том числе и для американских структур. С развитием технологий искусственного интеллекта (ИИ) эта ситуация только усугубляется. Поэтому можно с определенностью сказать, что данный подход морально устарел даже в тех странах, которые его отстаивают.
Альтернативный подход предполагает ответственное использование Интернета и установку правил и норм, которые должны обеспечивать зоны и меру ответственности за действия в киберпространстве. Для определения ответственности требуется локализация зон ответственности и классификация действий, которые подлежат ограничениям. Очевидно, что одна часть таких действий должна определяться международным правом, а другая - особенностями национального законодательства. Для определения границ действия национального законодательства нужно обеспечение цифрового суверенитета. То, что такой подход необходим для обеспечения безопасности граждан, гарантии невмешательства во внутренние дела государств и профилактики преступлений в киберпространстве, декларируют страны, в которых проживает абсолютное большинство населения Земли. Это Россия, Китай, Индия, большинство стран Африки, страны Ближнего Востока, часть стран Латинской Америки.
Проблемы, возникающие при развитии и распространении технологий ИИ
Если сегодня при нарушении действующего законодательства с использованием ИКТ можно теоретически найти источник этого нарушения и предъявить ему претензии, то в самом ближайшем будущем появится большое количество случаев, когда таким источником будет некоторый объект, который создан не человеком или корпорацией, а является продуктом деятельности платформы с ИИ. То есть уже сейчас при использовании киберпространства в преступных целях довольно часто источник преступления находится вне юрисдикции пострадавшего субъекта. Приходится задействовать механизмы международного права, запрашивать экстрадицию из третьих стран, и все это при условии, что удалось идентифицировать и доказать факт преступления. Если же противоправное действие было инициировано и совершено без участия человека и является следствием работы некоторого алгоритма, способного принимать решения и самостоятельно отправлять информацию в киберпространство, то возникает коллизия.
С одной стороны, ответственность за такое действие должна нести организация, в сети связи которой работает данный объект. С другой стороны, в современных ИКТ вполне возможно, что платформа ИИ развернута при помощи облачных технологий и невозможно определить, какая именно компания, имеющая отношение к этим облачным ресурсам, должна отвечать за случившееся. Можно предъявить претензии разработчикам соответствующей платформы ИИ, но они не могут гарантировать все характеристики объекта, который получится в результате «обучения». То есть становится совершенно очевидно, что необходимо уже сейчас, не дожидаясь серьезных последствий от противоправного использования средств ИКТ с применением ИИ, разрабатывать нормативные и технологические механизмы, предотвращающие возможные инциденты.
Какие бы ни были разработаны правовые механизмы для установки ответственности при использовании ИКТ в киберпространстве, остается вопрос: как определить точное происхождение источника противоправной информации? В имеющихся сетях передачи данных не всегда есть такая техническая возможность.
Основной технической проблемой является, как ни странно, сам интернет-протокол (IP). Все дело в том, что, когда этот протокол изобретали, не предполагали его использование в глобальных сетях. IP был сделан для локальных систем, в которых не стоит вопрос о происхождении трафика, не нужно управлять нагрузкой, нет разнотипного трафика, для которого требуется сложная система приоритетов. Все эти задачи решаются в глобальных сетях при помощи дополнительного оборудования управления и балансировки нагрузки. Но проблема ограниченного адресного пространства с повторным использованием адресов не дает эффективно решить задачу быстрого и точного определения происхождения пакета. Включение нескольких Proxi-серверов на маршруте пакета делает практически невозможным определение его исходного адреса.
Поэтому развитие технологии ИИ напрямую связано с ответственным использованием Интернета и техническим обеспечением цифрового суверенитета.
Техническое обеспечение цифрового суверенитета
Для суверенитета необходимо юридическое и техническое обозначение границ. На сегодняшний день у нас нет ни того ни другого. Есть предложения на тему юридического определения цифрового суверенитета. Есть несколько проектов по реализации его технической составляющей, но задача не только не решена, но и не формализована. Любая технологическая составляющая цифрового суверенитета будет опираться на его юридическое определение. Можно только предложить механизм прослеживаемости пакетов информации в Глобальной сети. Обычно задача прослеживаемости всех пакетов в большом информационном пространстве не ставится. Решается другая задача - выделяется некоторая доверенная зона и для нее уже обеспечивается прослеживаемость, управляемость и защита от вредоносного воздействия. Для доверенной зоны существует много механизмов защиты. Внедряются технологии глубокого анализа пакетов (Deep Packet Inspection DPI). Строятся защитные антивирусные контуры. Можно применить аналогичные технологии и для более масштабных сетей, но это будет неоправданно дорого. Фактически нам не требуется полностью анализировать весь трафик в Сети. Достаточно иметь возможность локализации адреса пакета. Причем нас будут интересовать не все пакеты, а только избранные, то есть это не создание масштабной базы адресов с длительным хранением, а просто возможность узнать фактический адрес любого произвольного пакета. Такая задача уже значительно проще и дешевле реализуется.
Возможным методом решения может быть создание в Сети связи с коммутацией пакетов информации каркаса метрологических зондов. Зонды устанавливаются на границах доменов Сети [6]. Сами по себе зонды - это метрологические счетчики, которые имеют известный сетевой адрес, привязаны к меткам времени GPS/ГЛОНАСС (можно использовать и другие глобальные навигационные системы). Зонды могут «окрашивать» проходящие пакеты, и, как бы потом ни менялся адрес, мы будем знать, через какие домены нашей Сети прошел данный пакет.
Таким образом, можно технологически обозначить любые границы в Интернете. Пакеты, у которых «элементы окрашивания» удалены для их маскировки, должны просто удаляться на уровне маршрутизаторов, не доходя до устройств обработки. Это может быть эффективным методом блокировки любых источников информации, а также эффективным механизмом борьбы с вирусами и генерацией трафика для атак сетевых ресурсов. Кроме того, каркас метрологических зондов позволит решить задачу контроля качества работы сети передачи данных. У нас появляется юридически значимые значения скорости передачи информации, задержки при передаче пакетов и объем переданной информации. Все это необходимо для юридического обеспечения при цифровой трансформации.
На сегодняшний день основы данной технологии уже имеются. Есть и зонды, которые можно ставить на сети связи по всему миру. Есть средства измерения трафика [7]. В совокупности с возможностью выбора ИКТ- решений и поставщиков ИКТ-оборудования это является технологической основой для многополярного мира. Данная идеология нами активно продвигается в Международном союзе электросвязи [4-5].
Международное сотрудничество в области ИКТ для построения многополярного мира
В соответствии с планами деятельности Международной академии связи (МАС) как многолетнего члена МСЭ МАС считает одним из приоритетов своей работы укрепление международного авторитета нашей страны в области электросвязи и ИКТ, прежде всего по линии МСЭ и в рамках деятельности Регионального содружества в области связи (РСС). Члены МАС систематически принимают участие в работе исследовательских комиссий секторов МСЭ, форумов ВВУИО и других мероприятий, проводимых МСЭ и РСС.
По линии МАС была подготовлена и опубликована монография «На пути к цифровой трансформации» [3], в которой дается оценка состояния работы по цифровизации и формулируются рекомендации по совершенствованию этой деятельности. Подобные инициативы МАС приобретают особое значение тогда, когда искусственно и не по инициативе Российской Федерации создаются барьеры в международном общении, в том числе по линии МСЭ.
В штаб-квартире МСЭ в Женеве 30 октября - 3 ноября 2023 года прошло собрание 2-й Исследовательской комиссии (ИК-2) Сектора развития электросвязи МСЭ-D, в работе которого приняли участие более 290 делегатов от государств и организаций членов МСЭ, включая представителей администрации связи Российской Федерации и МАС. От МАС в работе приняли участие В.А.Судовцев, президент Женевского отделения МАС, А.С.Бородин, академик МАС, С.В.Мельник, руководитель РГ «Сертификация и метрология» МАС, Е.Н.Петрова, академик МАС.
На заседании 1 ноября 2023 года по вопросу 4/2 «Подтверждение соответствия средств связи и борьба с использованием контрафактного ИКТ-оборудования», которое проходило под руководством председателя г-жи Ава Коко Валери Надеж Гуэ (Кот-д ‘Ивуар) и заместителя председателя доктора С.В.Мельника (МАС, Российская Федерация), был представлен вклад МАС о необходимости механизма систем национальной экспертизы при внедрении новых ИКТ. Вклад был активно поддержан странами Африканского союза и арабскими государствами.
В итоговом отчете особое место занимал доклад, который был сделан от имени ИК-2 по вопросу 4/2 и стран Африканского союза доктором С.Мельником на совместном заседании ИК-11 МСЭ-Т и ИК-2 по вопросу 4/2 МСЭ-D, которое состоялось 13 октября 2023 года. В докладе отмечалась важность работ по обязательной сертификации средств связи для таких новых технологий, как 5G, интернет вещей и цифровой трансформации в целом. Говорилось о первостепенном значении применения механизмов и методов цифровой метрологии для обеспечения дистанционных испытаний.
В итоговом докладе о результатах заседания на заключительном пленарном заседании 3 ноября 2023 года председатель по вопросу 4/2 Ибрагим Силла (Гвинея) высказал глубокую благодарность председателю собрания, проведенного 1 ноября 2023 года, г-же Ава Коко Валери Надеж Гуэ (Кот-д ‘Ивуар), заместителю председателя - доктору С.Мельнику и всей команде управления, особенно отметив вклад в работу, вносимый Российской Федерацией. В ходе обсуждения было принято решение о целесообразности проведения семинара по вопросу взаимодействия в области испытаний ИКТ-оборудования с применением дистанционных методов на основе механизмов цифровой метрологии на ВКР-23.
В работе семинара приняли участие более 30 делегатов от государств Африканского союза, Лиги арабских государств, организаций - членов МСЭ, включая представителей МАС. От МАС в работе приняли участие А.П.Оситис, президент МАС, В.А.Судовцев, президент Женевского отделения МАС, С.В.Мельник, руководитель РГ «Сертификация и метрология» МАС, Е.Н.Петрова, академик МАС. Мероприятие проходило на «полях» ВКР-23 и с дистанционным подключением участников.
На ВКР-23 нам удалось провести переговоры с большим количеством коллег. Среди них хотелось бы отметить руководителя ANATEL (Национального центра сертификации Бразилии) Жоау Александра Занона, который является еще и руководителем ИК-11 Сектора стандартизации электросвязи МСЭ-Т (ИК-11 МСЭ-T). В рамках сотрудничества между ИК-11 МСЭ-T и ИК-2 Q4/2 МСЭ-D на заседании 1 марта 2023 года в Женеве были подписаны четыре соглашения о взаимодействии.
В результате проведенных переговоров удалось наметить «дорожные карты» для этого взаимодействия с тем, чтобы подойти к следующему заседанию ИК-2 Q4/2 МСЭ-D в мае 2024 года с новыми результатами и новыми совместными вкладами. ANATEL является одним из самых активных участников работы ИК-2 по вопросу 4/2 «Подтверждение соответствия средств связи и борьба с использованием контрафактного ИКТ оборудования». ANATEL представляют много вкладов по борьбе с контрафактным оборудованием и организации испытаний в ИКТ.
Были проведены переговоры с представителями администрации связи Зимбабве по вопросу организации взаимодействия для внедрения в Зимбабве механизмов цифровой метрологии и совершенствованию национальной системы подтверждения соответствия средств связи. Аналогичные переговоры состоялись с коллегами из Ганы и Гвинеи. Было много различных встреч, обсуждений с коллегами из Регионального содружеств в области связи (РСС). Кроме того, состоялась плодотворная встреча с директором Бюро развития электросвязи (МСЭ-D) доктором Космасом Завазава.
Мы участвуем в обсуждениях на заседаниях команды управления ИК-2 Q4/2 МСЭ-D, которые проводятся под председательством Ибрагима Силла (Гвинея) каждые две недели. Совместно с коллегами из Африканского союза готовятся вклады в МСЭ по вопросам подтверждения соответствия средств связи, использованию интернета вещей и искусственного интеллекта. Доктор С.Мельник назначен председателем собрания по вопросам использования интернета вещей и ИИ в рамках ИК-2 Q4/2 МСЭ-D. Заседание планируется провести в Женеве в мае 2024 года.
Мир меняется, и мы должны участвовать в его изменениях. У нас есть возможность продвигать стандарты ИКТ, в которых заложены технологические механизмы, необходимые для многополярного мира. К нашему мнению прислушиваются коллеги из развивающихся стран. Мы помогаем совместными усилиями создавать и совершенствовать механизмы сертификации средств и услуг связи. Это повышает технологическую независимость стран. Именно обязательная сертификация средств связи дает возможность любой стране вести независимую техническую политику в области ИКТ, что в итоге ведет к более независимой общеполитической позиции. Поэтому независимая технологическая позиция является основой для построения многополярного мира.
Мы готовы уже сегодня внедрять технологии цифровой метрологии, которые позволяют технологически обозначить границы в сети передачи данных и обеспечить цифровой суверенитет любой страны. Продолжается работа над целями, обозначенными в выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на втором саммите «Россия - Африка» и Экономическом и гуманитарном форуме «Россия - Африка» 28 июля 2023 года в Санкт-Петербурге.
Интерес со стороны африканских коллег к российским подходам в области подтверждения соответствия средств связи и цифровой метрологии расширяется.
Это перспективы равноправной интеграции в мировое технологическое сообщество. Технологическое доминирование одних стран над другими уже не кажется неизбежным. В ИКТ появляются возможности технологического выбора. Только равноправное партнерство в научной и технологической сфере имеет право на будущее.
Мы должны и готовы подойти с соответствующим техническим заделом к следующему, третьему саммиту и Экономическому и гуманитарному форуму «Россия - Африка», который должен состояться в 2024 году. И специалисты МАС вносят свой вклад в это общее дело.
Источники и литература
- https://en.wikipedia.org/wiki/A_Declaration_of_the_Independence_of_Cyberspace#:~:text=%22Декларация%20независимости%20киберпространства%22%20-%20это,1996%20года%20в%20Соединенных%20Штатах
- Мельник С.В. Повышение опасности информационных войн в условиях глобализации // Международная жизнь. 2023. №2.
- Оситис А.П., Судовцев В.А. На пути к цифровой трансформации. МАС. М., 2021.
- Петрова Е.Н., Судовцев В.А. Технологическая основа построения многополярного мира // Вестник связи. 2023. №11.
- Мельник С.В., Петрова Е.Н. ВКР-23 - технологическое движение к многополярному миру. Подтверждение соответствия в ИКТ. Семинар «Россия - Африка» // Вестник связи. 2023. №12.
- Мельник С.В. Синхронизация каркаса измерительных зондов для внедрения цифровой метрологии // Системы синхронизации, формирования и обработки сигналов. 2023. №5.
- Мельник С.В. Метрология для сетей связи нового поколения // ХХII Международной форум Международной академии связи. Доклад, тезисы. М., 2022.