В последнее время африканский континент становится очевидным претендентом на привлечение великих держав в рамках геополитической перестройки в XXI веке. И это как минимум по четырем причинам. Во-первых, это крупнейший региональный блок в ООН, на долю которого приходится около 28% всех голосов в Генеральной Ассамблее. Во-вторых, Африка обладает огромным потенциалом в ресурсах всех видов. В-третьих, у нее есть важные морские торговые пути, особенно в Восточной Африке. Наконец, на этом континенте проживает самое быстрорастущее молодое население, и к 2030 году на него будет приходиться примерно 42% молодежи мира (крупный источник рабочей силы). Все это повышает привлекательность континента для великих держав, включая Россию.

Российские интересы в Африке

После прекращения существования Советского Союза Россия ушла с африканского континента и вернулась только в конце 2000-х годов. Возвращение России в Африку фактически относится ко второму президентскому сроку Владимира Путина (2004-2008 гг.) и в первую очередь является частью логики экономической дипломатии, касающейся стран, которым Советский Союз активно помогал в период с конца 1950-х годов до перестройки. К этим странам относятся Алжир, Ливия, Ангола, Намибия, Гвинея.

Сохраняя в  данных странах заслуженный авторитет надежного, боевого товарища в борьбе за независимость и процветание, Москва оперативно и легко наладила деловые связи. Наблюдая за подобным успешным и взаимовыгодным сотрудничеством, обладающие сильным экономическим потенциалом государства, ранее привязанные к западной сфере влияния, стали активно вовлекаться в процесс. Примерами таких стран являются Марокко, Нигерия и Южно-Африканская Республика (ЮАР).

После 2014 года и кризиса в отношениях между Россией и Западом на фоне украинского конфликта заметно усилилось взаимодействие стран континента с Россией в силовом измерении. Африканские друзья активно поддержали развертывание частных военных компаний, налаживание сотрудничества между местными спецслужбами и российскими силовыми структурами [17]. В связи с долгим перерывом между 1991 и 2004 годами Россия сегодня входит лишь в топ-20 крупнейших торговых партнеров Африки. При этом основными торговыми партнерами Москвы на африканском континенте в 2021 году стали Египет, Алжир, Марокко, Сенегал, ЮАР, Нигерия, Тунис, Уганда, Кот-д’Ивуар и Кения.

Выходит, что, помимо оружия (цифры которого не фигурируют ни в каких официальных данных), африканские государства в основном покупают у России зерновые. Закупки зерновых составляют 30% африканского импорта из России [20], что в контексте украинского кризиса вызывает серьезную озабоченность у правительств, которые уже столкнулись с риском, связанным с потерей покупательной способности населения из-за резкого роста цен на пшеницу. До подписания Стамбульских соглашений по зерну (также «зерновая сделка»1) некоторые международные акторы, особенно на Западе, выдвигали аргумент о вероятном голоде на африканском континенте. Африка, по их мнению, станет единственной жертвой блокирования экспорта пшеницы.

Важно прояснить ситуацию, уточнив, что более половины африканских поставок российской пшеницы импортируется очень ограниченным кругом стран: Египтом, Суданом, Нигерией, Танзанией, Алжиром, Кенией и ЮАР [18]. Получается, что только семь стран из 54 на континенте в значительной степени затронуты этой проблемой. Другие страны Африки также импортируют российскую и украинскую пшеницу, но этот товар не является основным продуктом питания их населения. Если добавить тот факт, что экспорт пшеницы после подписания зерновых соглашений в Стамбуле был главным образом ориентирован на Запад, а не на Африку, которой якобы «угрожает голод», то становится очевидным, что аргумент голода в Африке на фоне украинского кризиса недобросовестно и необоснованно выдвигался западными авторами.

Очевиден и интерес России к углеводородам Африки. Напомним, что это сектор, в котором Москва может гордиться своим опытом. Таким образом, Россия имеет сильное присутствие в Магрибе с «Роснефтью» в Египте, «Газпромом» в Алжире и Ливии. Россия также присутствует в странах Африки к югу от Сахары с «Лукойлом» [4], которая очень активна в Гане, Нигерии, Камеруне, Конго и имеет перспективные проекты в ДРК и Экваториальной Гвинее.

Российские компании успешно работают в горно-металлургическом секторе африканских стран. Здесь можно назвать «Rusal» по бокситам в Гвинейской Республике, «North Gold» по золоту в Гвинейской Республике и Буркина-Фасо, «Vi Holding» по платине в Зимбабве, «Alrosa» по алмазам в Анголе, «Renova» по марганцу в ЮАР и т. д.

Атомная энергетика также является сектором развития, имеющим центральное значение для интересов России в Африке. В 2015 году «Росатом» подписал контракт на строительство атомной электростанции в Эль-Дабаа в Египте. В 2022 году началось строительство. В 2019 году в рамках саммита Россия - Африка было подписано межправительственное соглашение с Руандой о строительстве центра ядерной науки и технологий и небольшого реактора в этой стране [7].

«Росатом» имеет партнерские отношения с другими африканскими странами, такими как Эфиопия, Нигерия, Замбия, Гана и др. Недавнее вхождение российского экспортного центра в капитал панафриканского банка «Afrexim» [23] основано на стремлении поддержать российские компании на африканских рынках. Ко всему этому добавляется упомянутый выше российский подход «поставщика безопасности» в Африке. Данный подход успешно применялся в Судане, Ливии, но прежде всего в Центральноафриканской Республике и Мали. Перспективными направлениями для применения российского подхода «поставщика безопасности» являются Буркина-Фасо и Нигер, также затронутые кризисом безопасности в Сахеле.

В целом, говоря о торговых отношениях России со странами Африки, следует подчеркнуть уверенный рост в импорте и экспорте. Согласно данным ФТС России, «за январь-ноябрь 2023 года экспорт России в страны Африки вырос до 19,8 млрд долларов с 12,9 млрд долларов (за аналогичный период 2022 г.), импорт - до 3 млрд долларов с 2,8 млрд долларов» [8].

Ожидания Африки от сотрудничества с Россией

В контексте беспрецедентной геополитической борьбы между коллективным Западом и Россией логично возникает вопрос об ожиданиях Африки от сотрудничества с Москвой в новых условиях. Директор Института Африки РАН Ирина Абрамова считает, что «африканцы определили четыре основных направления, по которым они желают сотрудничать с Россией: это безопасность в широком смысле, включая продовольственную, военную и экономическую составляющую, трансфер технологий, образование и здравоохранение» [3, с. 8-10]. Эксперт отмечает, что это ответ на вопрос министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова африканским партнерам касательно их ожиданий от России.

Принимая попытку определить ожидания Африки от сотрудничества с Россией, нужно в первую очередь отметить тот факт, что африканские государства могут рассчитывать на непоколебимую поддержку России в деле по укреплению их национального суверенитета, а также в борьбе с проявлениями неоколониализма. Российско-африканское партнерство призвано охватить значимые направления развития Африки, поэтому чрезвычайно важно, чтобы оно затронуло реальные потребности африканских стран.

Для Москвы было бы стратегически необходимым развивать свои новые отношения с африканским континентом в соответствии с подходом учета приоритетов африканских партнеров. С одной стороны, это коренным образом изменило бы представление населения и руководства африканских стран о традиционном западном подходе, основанном на принципе навязывания инвестиционных проектов, обремененных политическими условиями. С другой стороны, Россия и Африка, несомненно, смогут ожидать конкретных результатов от этого нового подхода к сотрудничеству, поскольку эффект от различных совместных проектов будет ощутим на местном уровне, что крайне важно. Данный подход повысил бы привлекательность сотрудничества с Россией среди общественности, политических и научных кругов африканских стран.

В некотором аспекте экономическое взаимодействие, не обремененное политическими условиями, делает, например, объединение БРИКС привлекательным для Африки. Это можно заметить в оценке привлекательности БРИКС для африканских стран, проведенной экспертами Института Африки РАН в статье «Африканский вектор политики БРИКС». Авторы в данной работе справедливо отмечают, что «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [2].

Российско-африканское сотрудничество складывается в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [6], принятой ООН 25 сентября 2015 года. Повестка устанавливает 17 целей устойчивого развития (ЦУР), связывающих борьбу с бедностью и устойчивое развитие в трех измерениях - экономическом, социальном и экологическом. По сути, Повестка дня до 2030 года является продолжением восьми Целей развития тысячелетия, принятых в 2000 году.

Исходя из предлагаемого нами подхода, основанного на учете приоритетов африканских партнеров, мы выделяем в соответствии с ЦУР пять приоритетных направлений, которые сегодня должно охватить российско-африканское взаимодействие: это обеспечение мира и безопасности через военно-техническое сотрудничество (ЦУР 16) [11], строительство и укрепление энергетической инфраструктуры (ЦУР 7) [15], обеспечение продовольственной безопасности (ЦУР 2) [12], содействие индустриализации и инновациям через трансфер технологий (ЦУР 9) [16], сотрудничество в области высшего образования и научных исследований (ЦУР 4) [14], ориентированных на проблемы континента.

Обеспечение мира и безопасности через военно-техническое сотрудничество

Одним из приоритетных вызовов для стран африканского континента остается проблема безопасности, отмеченная, в частности, джихадистской угрозой в различных субрегионах Африки. В контексте активизации отношений с африканским континентом Москва должна определить свою политику содействия безопасности африканских государств на основе объективного анализа вызовов безопасности в регионе. К ним относятся боевые действия в Ливии, Южном Судане, Центральноафриканской Республике (ЦАР), восточной части Демократической Республики Конго и бассейне озера Чад, который включает Республику Чад и части территорий Нигерии, Нигера и Камеруна. Насильственный экстремизм в Сахеле и некоторых частях Африканского Рога и Восточной Африки также представляет собой настоящий вызов.

По мнению посла по особым поручениям МИД России, руководителя Секретариата Форума партнерства Россия - Африка Олега Озерова, «Россия предлагает Африке свои компетенции в деле укрепления различных аспектов комплексной безопасности государств: подготовка специалистов профильных структур, обеспечение информационной безопасности, борьба с терроризмом» [5, с. 4-7]. Можно констатировать, что в данном заявлении О.Озерова выделены основные направления для российско-африканского взаимодействия в сфере безопасности.

Интересным в данном случае представляется мнение Галины Сидоровой о том, что «с учетом сложной военно-политической обстановки в ряде африканских государств, на территории которых действуют незаконные вооруженные формирования, силовой сектор этих стран особо остро нуждается в помощи и поддержке; речь идет об обучении офицерского состава, поставке и ремонте военной техники, поддержке национальных армий в случае конфликтных ситуаций» [1, с. 24].

В качестве ведущего актора мира и безопасности в глобальном масштабе Россия, как и США, должна разработать свою стратегию предотвращения конфликтов и укрепления стабильности на африканском континенте. Но в отличие от американского соперника российский подход должен основываться на активном участии африканских государств. Москва могла бы инициировать укрепление отношений между компетентными российскими органами и Советом мира и безопасности Африканского союза. А на двустороннем уровне укрепление военного сотрудничества между Россией и африканскими странами (в данном случае странами, находящимися в кризисе в области безопасности) должно проходить через подход «экспорта безопасности» (привлечение ЧВК, обучение офицерского состава, поставка и ремонт военной техники). При этом основным фактором, способным увеличить российские оборонные инвестиции в Африке, является передача технологий и наращивание военного потенциала африканских государств.

Очевидно, что каждая страна считает государственной тайной информацию о технологии производимого ею оружия. Поэтому областью, где государства меньше всего готовы делиться информацией и технологиями, является оборонная промышленность. Кроме того, отсутствие развитой промышленной инфраструктуры в Африке также является серьезным препятствием для передачи технологий. Однако передача технологий и наращивание военного потенциала ключевых и надежных партнеров России в Африке (например, ЮАР, Алжира, Эфиопии и Мали) значительно укрепили бы позиции России и открыли бы перспективы для сотрудничества в этой области с заинтересованными странами региона.

Сотрудничество в сфере военного производства будет существенно стимулировать активизацию российско-африканских отношений. Известно, что большинство внешних акторов африканского геополитического пространства занимаются продажей оружия африканским государствам и различными способами оказывают военную поддержку в целях получения политических, дипломатических и экономических рычагов. В отличие от стандартных военных отношений для России было бы стратегически значимым создать оружейные заводы в надежных странах-партнерах, таких как упомянутые выше. Развитие национальной оборонной промышленности африканскими странами будет означать отсутствие военной зависимости от России. А этот аспект независимости занимает важное место в африканском внешнеполитическом дискурсе XXI века.

Строительство и укрепление энергетической инфраструктуры

Согласно данным Африканского банка развития, «более 640 млн африканцев не имеют доступа к электричеству. Это соответствует уровню доступа чуть более 40%, что является самым низким уровнем в мире» [21]. Тем не менее Африка наделена огромным энергетическим потенциалом, в частности возобновляемой энергией. В настоящее время используется только часть этого потенциала. Гидроэнергетика обеспечивает примерно пятую часть текущей мощности, но используемый потенциал не соответствует даже десятой части. Важен также технический потенциал солнечной, ветровой, геотермальной энергии и биоэнергетики. В африканском контексте доступ к энергии жизненно важен не только для достижения целей в области здравоохранения и образования (ЦУР 3 и 4) [13], но и для снижения затрат на ведение бизнеса, раскрытия экономического потенциала стран и создания рабочих мест.

Актуальным представляется взаимодействие российских госкорпорации «ВТБ» и «Росатом» с Африканским банком развития в рамках «Нового пакта по энергетике в Африке». Проект, инициированный Африканским банком развития, основан на пяти неразделимых и взаимодополняющих принципах, а именно: стимулировании стремления решить энергетические проблемы Африки; создании преобразующего партнерства в области энергетики в Африке; привлечении финансирования на национальном и международном уровнях для обеспечения инновационного финансирования африканского энергетического сектора; помощи правительствам африканских стран в укреплении политики, правил и управления в энергетическом секторе; увеличении инвестиций Африканского банка развития в финансирование энергетики и борьбы с изменением климата (ЦУР 13) [10].

Совместные действия с Африканским банком развития в этом направлении позволили бы улучшить имидж России как озабоченного партнера. Таким образом, Россия сможет одновременно положительно влиять на повседневную жизнь миллионов африканцев и открыть африканский энергетический рынок для российских компаний.

Обеспечение продовольственной безопасности

Около 322 млн африканцев, или почти четверть населения Африки, испытывают острую нехватку продовольствия, и, согласно данным ООН, в последние годы их число увеличилось. Однако на Африку приходится 60% неосвоенных пахотных земель планеты, и благодаря своей молодежи континент имеет большой резерв рабочей силы. Этот потенциал остается недоиспользованным, и некоторые страны, такие как Алжир, Республика Конго и Габон, по-прежнему сильно зависят от импорта продуктов питания. В континентальном масштабе стоимость импорта продовольствия составляет 75 млрд долларов в год [24].

Актуальными в этой сфере представляются совместные инициативы по обширной программе механизации сельского хозяйства в экспериментальных африканских странах для максимизации урожайности выращиваемых потребительских культур. В контексте украинского кризиса сейчас становится ясно, что многие регионы мира, включая Африку, зависят от импорта удобрений из России. Одну из ключевых потребностей африканского континента можно свести к необходимости создания в данном регионе заводов по производству удобрений. Африка богата природными ресурсами для производства удобрений, Россия обладает технологиями и опытом в этой области. Это делает вопрос о размещении предприятий по производству удобрений в Африке стратегическим направлением сотрудничества между Россией и африканскими странами.

Не без основания данный вопрос был затронут канцлером Германии Олафом Шольцем во время парижского саммита по новому глобальному финансовому пакту, состоявшегося 22-23 июня 2023 года. О.Шольц тогда заявил в своем выступлении о необходимости для развитых стран содействовать производству удобрений по всему миру, в частности в странах Юга, а не только в нескольких регионах [22]. Это означает, что такая инициатива уже стоит на повестке дня западных стран. Поскольку сегодня продовольственная безопасность, безусловно, зависит от наличия сельскохозяйственных ресурсов и удобрений, России важно быть прагматичной в этом вопросе, который имеет огромное значение для африканских стран.

Содействие индустриализации и инновациям через трансфер технологий

Вышеупомянутые острые вопросы сельхозудобрений и оборудования военного назначения являются отменными примерами, иллюстрирующими предлагаемое нами четвертое направление сотрудничества России и африканских стран. Из-за своей технологической отсталости Африка сегодня делает выбор в пользу партнерства, частично основанного на трансфере жизненно важных технологий в различных секторах. Например, в своих комментариях «RT France» на «полях» Международной парламентской конференции «Россия - Африка», состоявшейся 19-20 марта 2023 года, Данса Курума, председатель Национального переходного совета Гвинейской Республики, обратил внимание на необходимость совместной работы с Россией по новым направлениям, подчеркивая технологии и предпринимательство [19]. По его мнению, наиболее важным является взаимовыгодное сотрудничество, учитывающее инвестиционные потребности в секторах, определенных в качестве первоочередных африканскими странами, а не противоположной стороной, то есть в соответствии с видением и приоритетами народов африканских государств.

Сотрудничество в области высшего образования и научных исследований, ориентированных на проблемы континента

Россия и страны Африки имеют хороший опыт сотрудничества в сфере высшего образования. Известно, что еще с советского периода Россия играла важную роль в подготовке африканских кадров. В СССР была очень динамичная стипендиальная политика для иностранных студентов в целом. До 1991 года Советский Союз занимал второе место в мире после США по приему иностранных студентов. Но с момента прекращения существования СССР наблюдалось резкое сокращение доли иностранных студентов, в том числе африканцев. Тем не менее количество африканских студентов, обучающихся сегодня в Российской Федерации, остается значительным. В 2022 году в России обучались 34 360 африканцев [9].

В рамках активизации российско-африканского сотрудничества в сфере высшего образования и научных исследований необходимо направить систему подготовки африканских студентов, аспирантов и соискателей на те отрасли и специальности, по которым реально ощущается нехватка специалистов и управленцев на африканском континенте. Здесь речь идет в первую очередь о технических направлениях подготовки. Кроме того, для совершенствования существующей системы обучения африканских студентов в России считаем важным создать новый механизм предварительной подготовки по русскому языку для будущих потенциальных стипендиатов в их странах. Это предполагает проведение переговоров с правительствами африканских стран с целью включения факультативного изучения русского языка, русской культуры и истории в учебные программы средних школ этих стран (желательно в течение двух-трех лет).

Новый подход значительно облегчит отбор кандидатов на российскую стипендию посольствами РФ в африканских государствах, а также освоение программы подготовительного обучения сроком на девять месяцев в российских вузах. Опыт показывает, что данный срок обучения не способствует эффективному усвоению подготовительной программы для последующей учебы в университете. Предлагаемый механизм мог бы значительно улучшить качество подготовки африканских студентов в российских университетах.

Культурный аспект не учитывается в ЦУР, но является, на наш взгляд, важным направлением для укрепления российско-африканского партнерства. В этой связи необходимо развивать культурные обмены между Россией и африканскими странами посредством ряда инициатив как в России, так и на африканском континенте. Ни для кого не секрет, что Африка в целом до сих пор остается мифом для большинства россиян. Россия также остается мало открытой африканцами. Расширение и укрепление обширного российско-африканского многоотраслевого сотрудничества не может быть эффективным без культурного и социального сближения россиян и африканцев.

Что касается инициатив в данном направлении, то необходимо активное распространение проекта Россотрудничества «Русский дом» на все страны африканского континента. В рамках проекта следует организовать проведение курсов русского языка и культурных мероприятий, нацеленных на популяризацию русского языка, русской культуры и искусства. Иными словами, речь о том, чтобы Москва функционировала подобно другим геополитическим акторам африканского континента (в данном случае США, Китаю, Франции), которые имеют культурные центры под надзором своих посольств почти во всех странах Африки.

Совместная организация с африканскими странами культурных мероприятий (музыкальных и кинофестивалей, художественных выставок, российско-африканских книжных клубов), направленных на популяризацию африканской культуры в России, также является важным аспектом, который мог бы способствовать культурным обменам и сближению народов России и Африки. В перспективе эти разнообразные инициативы окажут положительное влияние на состояние социокультурных отношений между населением России и Африки.

 

Подводя итоги, необходимо отметить, что возвращение России в Африку происходит на фоне разрыва и ухудшения отношений между некоторыми франкоязычными африканскими странами и Францией. Данное обстоятельство является продуктом пагубной и грабительской политики французского государства на африканском континенте. На этом фоне самими африканцами положительно оценивается роль России как соратника в борьбе с проявлениями неоколониализма на континенте. Российская поддержка и содействие - мощный фактор укрепления суверенитета африканских государств.

Всецело помогающие достижению этой цели российские экономические интересы на африканском континенте выражены и представлены государственными и частными компаниями, работающими в основном в сфере добычи углеводородов и полезных ископаемых. Что касается объема торговли между Россией и африканскими странами, то он растет относительно скромными темпами.

Первый саммит Россия - Африка 2019 года позволил вернуть российско-африканские отношения в центр приоритетов между Москвой и африканским континентом. Проведение этого саммита послужило мостом для реактивации отношений в различных сферах. Второй саммит Россия - Африка, состоявшийся 27-28 июля 2023 года в Санкт-Петербурге стал возможностью для различных сторон подвести итоги проделанной работы и определить новую линию в рамках укрепления сотрудничества между Россией и африканскими странами. Активизация российско-африканского сотрудничества, безусловно, должна охватывать те сферы, в которых Россия может поделиться своим опытом, но в духе учета потребностей африканских партнеров. При этом, на наш взгляд, активизация должна в первую очередь охватить шесть приоритетных направлений. Установлено, что пять из них соответствуют целям Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года.

 

 

117 июля 2023 г. Россия официально вышла из «зерновой сделки», которая позволяла экспортировать украинское продовольствие из черноморских портов.

 

Источники и литература

  1. Сидорова Г. Перспективы взаимодействия России с африканскими государствами // Международная жизнь. 2023. №2.
  2. Дейч Т., Усов В. Африканский вектор политики БРИКС // Российский совет по международным делам. 2015 // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/afrikanskiy-vektor-politiki-briks/# (дата обращения: 21.11.2023).
  3. Абрамова И. России надо проявлять больше смелости в Африке // Специальный выпуск «Россия - Африка: за мир, безопасность и развитие» подготовлен при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей Правительства Москвы и АНО «Московский центр международного сотрудничества». Издатель: ООО «Национальное обозрение». Июль 2023.
  4. Лукойл планирует новые проекты в странах Западной Африки, в том числе по СПГ // ТАСС. 24 октября 2019 // URL: https://tass.ru/ekonomika/7038753 (дата обращения: 15.06.2023).
  5. Озеров О. Сотрудничество расширяется и набирает темп // Специальный выпуск «Россия - Африка: за мир, безопасность и развитие» подготовлен при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей Правительства Москвы и АНО «Московский центр международного сотрудничества». Издатель: ООО «Национальное обозрение». Июль 2023.
  6. Повестка дня в области устойчивого развития // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 21.11.2023).
  7. Россия построит в Руанде центр ядерной науки и технологий // Interfax. 24 октября 2019 // URL: https://www.interfax.ru/world/681650 (дата обращения: 15.06.2023).
  8. Справочные и аналитические материалы, данные по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации в разрезах товаров, стран, временных периодов. 16 января 2024 // URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 19.01.2024).
  9. Форма №ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 20.07.2023).
  10. Цель 13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/ (дата обращения: 21.11.2023).
  11. Цель 16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/peace-justice/ (дата обращения: 21.11.2023).
  12. Цель 2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/hunger/ (дата обращения: 21.11.2023).
  13. Цель 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/health/ (дата обращения: 21.11.2023).
  14. Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения: 21.11.2023).
  15. Цель 7. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/energy/ (дата обращения: 21.11.2023).
  16. Цель 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям // URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/infrastructure-industrialization/ (дата обращения: 21.11.2023).
  17. Dubien A. Note №19. La Russie et l’Afrique: mythes et réalités // L’observatoire. Centre d’analyse de la CCI France Russie URL: https://fr.obsfr.ru/analytics/notes/10953/ (дата обращения: 12.06.2023).
  18. Ce que l’Afrique échange avec la Russie // URL: https://afrimag.net/ce-que-lafrique-echange-avec-la-russie/ (дата обращения: 15.06.2023).
  19. Dansa Kourouma, haut responsable guinéen: «L’Afrique doit coopérer en étant un bloc soudé» // RT en français. 19.03.2023 // URL: https://francais.rt.com/economie/104924-dansa-kourouma-haut-responsable-guineen-relations-guinee-russie (дата обращения: 13.07.2023).
  20. Décoder les engagements économiques de la Russie en Afrique // Centre d’études stratégique de l’Afrique. 17 janvier 2023 // URL: https://africacenter.org/fr/spotlight/decoder-les-engagements-economiques-de-la-russie-en-afrique/ (дата обращения: 15.06.2023).
  21. Éclairer l’Afrique et l’alimenter en énergie - Le «New Deal» pour l’énergie en Afrique // Groupe de la Banque Africaine de développement // URL: https://www.afdb.org/fr/the-high-5/light-up-and-power-africa-%E2%80%93-a-new-deal-on-energy-for-africa (дата обращения: 10.07.2023).
  22. Les pays du Sud ne seront pas abandonnés // Bundesregierun - Le Gouvernement Fédéral. 23.06.2023 // URL: https://www.bundesregierung.de/breg-fr/actualites/sommet-pacte-financier-paris-2198462 (дата обращения: 13.07.2023).
  23. Russia-Africa Trade has Doubled Since Engagement, Says Afreximbank Chief // Afrexim Bank. 24.10.2019 // URL: https://www.afreximbank.com/russia-africa-trade-has-doubled-since-engagement-says-afreximbank-chief/ (дата обращения: 15.06.2023).
  24. Sécurité alimentaire: les Etats africains s’engagent à investir plus dans l’agriculture // Le Monde. 27.01.2023 // URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2023/01/27/securite-alimentaire-les-etats-africains-s-engagent-a-investir-plus-dans-l-agriculture_6159613_3212.html#:~:text=Environ%20322%20millions%20d’Africains,les%20donn%C3%A9es%20des%20Nations%20unies. (дата обращения: 12.07.2023).
  25. Top 10 des entreprises extractives russes qui font du business en Afrique // URL: https://www.vudaf.com/business/top-10-des-entreprises-extractives-russes-qui-font-du-business-en-afrique/ (дата обращения: 15.06.2023).