Сегодня на смену глобализации, сопровождающейся промышленным лидерством «развитых стран», приходит регионализация, которая выстраивается на условиях равноправия и сотрудничества в общих интересах. Этот процесс необходимо рассматривать как позитивное явление, которое создает благоприятную торгово-экономическую среду для развития национальных экономик и помогает снизить большую нагрузку на ресурсную базу в целом.

Тренд на регионализацию и технологический суверенитет

Показательным примером международной организации региональной экономической интеграции является Евразийский экономический союз. В условиях изменений архитектуры мировой технологической системы перед ЕАЭС стоит задача углубления сотрудничества. Новый импульс получил факт импортозамещения, что обусловлено не только санкционным давлением, но и весомым влиянием параллельного импорта на многие отрасли экономики Союза. Также на повестке находится вопрос снижения уровня импортозависимости по ряду видов готовой продукции, прежде всего в электронной компонентной базе и станкостроении (этот показатель оценивается не менее чем в 60%)1. Решение этих вопросов связано с привлечением научно-исследовательской базы: евразийских технологических платформ, работа которых направлена на консолидацию в том числе научного потенциала стран ЕАЭС на пути достижения технологического суверенитета.

По имеющимся экспертным оценкам, наибольшая эффективность технологического импортозамещения (не меньше 70% в объеме основных фондов) достигается при реализации двух- или многосторонних кооперационных проектов2. Совершенно очевидно, что единая долговременная политика импортозамещения на пространстве ЕАЭС возможна при унифицированном подходе власти и делового сообщества к контрсанкционным внутри- и внешнеэкономическим мерам.

Важно отметить сохраняющуюся с 2020 года положительную динамику объемов импорта ЕАЭС из третьих стран, что свидетельствует об устойчивом спросе на ввозимую продукцию и подчеркивает эффективность реализации совместных программ, направленных на локализацию производств3.

ЕАЭС привлекает партнеров цифровой и климатической повесткой, связанными с ними технологической трансформацией, финансовой и расчетной экосистемой, программами энергетической и продовольственной безопасности и др. В рамках Союза идет работа по развитию механизмов кооперационных связей, условий для импортозамещения, локализации производств и ускорению промышленной интеграции. Разработана Карта индустриализации ЕАЭС, содержащая технологические направления, по которым у стран «пятерки» есть импортозамещающий потенциал, а также разбивка по десяти группам товаров, которые являются лидерами по импорту в государства ЕАЭС4. Кроме того, карта включает в себя крупные инвестиционные проекты.

В План мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года вошли механизмы, которые помогут сформировать условия для производственной кооперации. Например, по снижению трансграничных барьеров, реализации кооперационных проектов с интеграционной составляющей и др.5. Согласно решению Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2021 года №5 «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года», целью ЕАЭС на ближайшую перспективу является реализация потенциала эффективного и взаимовыгодного взаимодействия государств - членов Союза для совместного противодействия негативным тенденциям в мировой экономике, преодоления общих сдерживающих факторов и обеспечения ускорения и устойчивости промышленного развития, повышения конкурентоспособности и инновационной активности промышленных комплексов ЕАЭС6.

Промышленное сотрудничество в рамках Союза будет направлено на углубление интеграции, активную работу на экспортных рынках путем совместного продвижения произведенных товаров7.

Евразийская экономическая комиссия проводит системную работу в приоритетных отраслях: машиностроении, легкой промышленности, производстве электрооборудования, автомобилестроении, металлургическом производстве. Особо значимым направлением для ЕАЭС является продвижение кооперации в авиастроении.

В государствах - членах ЕАЭС активно развивается органическое сельскохозяйственное производство. Развитие производства не только органического сырья, но и готовой продукции может послужить дополнительным драйвером роста экономики отрасли в странах Союза.

Среди новых интеграционных направлений - формирование общих подходов к развитию академической мобильности и сотрудничества вузов государств - членов Союза, разработка Карты развития агроиндустрии ЕАЭС.

За прошедшее десятилетие евразийская интеграция доказала свою экономическую валидность. Взаимная торговля внутри Союза с 2015 года выросла на 87%, внешнеторговый оборот - на 59%8. Достигнут высокий уровень продовольственной безопасности: по важнейшим видам продукции либо уже вышли на 100% (например, баранина, свинина, птица, зерно, растительное масло, куриные яйца), либо близки к 100% (молоко, картофель, овощи, говядина, сахар)9.

У Союза есть все возможности для того, чтобы стать одним из самодостаточных полюсов формирующейся новой архитектуры международных экономических отношений, быть центром притяжения для всех разделяющих евразийские ценности и стремящихся к сотрудничеству с ЕАЭС независимых государств.

Стратегия развития ЕАЭС

В рамках стратегического развития национальных экономик ЕАЭС представляется необходимым:

- увеличить долю внутрисоюзной торговли как минимум до 20%, а к 2040 или 2045 году - до 30% (и дальше ее повышать);

- кратно увеличить число торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами, чтобы обеспечить наиболее выгодные условия продвижения товаров под брендом «Сделано в ЕАЭС», не забывая о защите внутреннего рынка от продукции третьих стран, доля которых продолжает расти (в том числе по тем номенклатурам, которые страны ЕАЭС сами успешно производят);

- выработать стабильную систему содействия экономическому развитию стран ЕАЭС - первостепенной задачей в этом вопросе должно быть развитие промышленной и агропромышленной кооперации, транспортно-логистической инфраструктуры;

- стимулировать проекты в части цифровых и инновационных технологий, а также в сфере низкоуглеродного развития - все это направлено в том числе и на «выравнивание» поддержки малых стран с догоняющей экономикой, и реализацию проекта по созданию наднационального института развития ЕАЭС, который бы выполнял функции по подготовке, аналитическому сопровождению и финансированию интеграционных проектов;

- удвоить объем инвестиций и утроить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Особо стоит отметить, что для повышения потенциала государств - членов ЕАЭС актуальной задачей является разработка «Дорожной карты», направленной на развитие кооперации и модернизации стратегических объектов10.

Сценарии развития

Принимая во внимание современные тренды мировой экономики, выражающиеся в появлении новых внешнеэкономических операторов, росте долговой нагрузки некоторых государств (США, ряд стран Евросоюза)11, увеличивающемся доминировании технологий (цифровизация, внедрение искусственного интеллекта, космос и др.), можно выделить два сценария экономического и промышленного развития ЕАЭС: базовый сценарий (устойчивое развитие) и позитивный сценарий (опережающее развитие).

Базовый сценарий предполагает развитие интеграции на действующей институциональной и экономической основе, отсутствие изменений в макроэкономической политике государств - членов Союза. При этом национальные экономики действуют, как правило, независимо друг от друга, достигнутые интеграционные договоренности реализуются при возникающих новых барьерах, изъятиях и ограничениях.

При реализации сценария устойчивого развития темпы экономического роста в ЕАЭС к 2035 году будут находиться на уровне 2,2%. В целом за период 2024-2035 годов прирост ВВП Союза составит 25,2% (нарастающим итогом) против среднемирового прироста ВВП на 65%. К 2035 году удельный вес ЕАЭС в мировой экономике будет сохраняться на уровне 3,3%12. Взаимная торговля вырастет незначительно - до 7,4 трлн рублей, также несущественно увеличатся показатели торговли с третьими странами (до 60,8 трлн рублей) и накопленных инвестиций (до 2,5 трлн рублей)13.

Стоит подчеркнуть, что данный сценарий подразумевает удержание ряда государств - членов ЕАЭС в «сырьевой ловушке» по отношению к странам - лидерам формирующегося нового мирохозяйственного уклада - Китаю, Индии. Сохранение указанного тренда будет означать постепенное ослабление внешнеэкономического обмена государств - членов ЕАЭС с третьими странами, углубление технологической и экономической зависимости от передовых стран14.

Согласно позитивному сценарию, ожидается ускоренное развитие и модернизация экономики ЕАЭС на основе кооперационных производств нового технологического порядка, интенсификация сотрудничества в неэнергетических сферах экономики и, следовательно, рост экспорта несырьевого неэнергетического сектора при сокращении доли импорта из третьих стран.

Важными условиями реализации данного сценария выступают обеспечение общего рынка Союза ключевыми товарами и ресурсами, формирование общего пространства кооперационного взаимодействия в сфере технологического развития, общего транспортно-логистического пространства, общего финансового рынка, развитие экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал15.

В рамках сценария опережающего развития темпы экономического роста в ЕАЭС к 2035 году составят 5,5%, в целом за период 2024-2035 годов прирост ВВП Союза - 92% (нарастающим итогом). Вместе с тем удельный вес ЕАЭС в мировом ВВП вырастет до 5,1% мирового ВВП16. Взаимная торговля внутри ЕАЭС увеличится почти в два раза - до 9,8 трлн рублей, торговля с третьими странами в 1,3 раза - до 81 трлн рублей, накопленные инвестиции вырастут более чем в два раза - до 3,3 трлн рублей17.

Значимым фактором успешной реализации указанного сценария является кооперация с дружественными странами, формирующими новый мирохозяйственный уклад. В данном контексте приоритетной задачей видится запуск проекта сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» с формированием «семи линий»: транспортной, энергетической, торговой, информационной, научно-технической, аграрной и туристической.

 

 

1Алексеев Л. Станкостроение в РФ - ЕАЭС: снижение импортозависимости особенно востребовано. 25 ноября 2023 г. // URL: https://www.ritmeurasia.ru/news--2023-11-25--stankostroenie-v-rf-eaes-snizhenie-importozavisimosti-osobenno-vostrebovano-70043 (дата обращения: 17.01.2024).

2Там же.

3Камалян А. В ЕЭК подсчитали выгоды от импортозамещения в Евразийском союзе. 4 апреля 2022 г. // URL: https://eurasia.expert/v-eek-podschitali-vygody-ot-importozameshcheniya-v-evraziyskom-soyuze (дата обращения: 17.01.2024).

4Карта индустриализации ЕАЭС // URL: https://app.powerbi.com/view?r=eyJrIjoiOTMzOGJiYWMtMzA0MC00Y2FjLWIyMmEtMmZjNTQ3ZDQ1NDgzIiwidCI6IjA2MzgxYjVhLWRlZDAtNDFjNy1iNGZiLTRkNTdhOWRlYTdjNCIsImMiOjl9&pageName=ReportSection0a1e8400600395400e70 (дата обращения: 17.01.2024).

5Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12 (дата обращения: 17.01.2024).

6Тавадян А. Евразийская интеграция: идеи, задачи, процесс и перспективы. Ереван: Наапет, 2020. С. 191.

7Там же.

8Информационный доклад «Евразийская экономическая интеграция» // URL: http://static.government.ru/media/files/sPxkpM94A6i5LGEFUNWy4snPmmzW0DxA.pdf (дата обращения: 17.01.2024).

9Там же.

10Сафарян А. Семь лет членства Армении в ЕАЭС: успехи, уроки и перспективы евразийской интеграции. Ереван: Наапет, 2022. С. 25.

11General Government Gross Debt // URL: https://www.imf.org/external/datamapper/GGXWDG_NGDP@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD (дата обращения: 17.01.2024).

12Глазьев С. О возможностях экономического развития ЕАЭС в долгосрочной перспективе // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/194/v.1_pril_Prezentatsiya.pdf (дата обращения: 17.01.2024).

13По расчетам Торгового представительства Российской Федерации в Республике Армения.

14Глазьев С. Указ. соч.

15Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/en-us/01543175/ms_26122023 (дата обращения: 17.01.2024).

16Глазьев С. Указ. соч.

17По данным Минэкономразвития России.

 

Источники и литература

  1. Алексеев Л. Станкостроение в РФ - ЕАЭС: снижение импортозависимости особенно востребовано. 25 ноября 2023 г. // URL: https://www.ritmeurasia.ru/news--2023-11-25--stankostroenie-v-rf-eaes-snizhenie-importozavisimosti-osobenno-vostrebovano-70043 (дата обращения: 17.01.2024).
  2. Глазьев С. О возможностях экономического развития ЕАЭС в долгосрочной перспективе // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/194/v.1_pril_Prezentatsiya.pdf (дата обращения: 17.01.2024).
  3. Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/en-us/01543175/ms_26122023 (дата обращения: 17.01.2024).
  4. Информационный доклад «Евразийская экономическая интеграция» // URL: http://static.government.ru/media/files/sPxkpM94A6i5LGEFUNWy4snPmmzW0DxA.pdf (дата обращения: 17.01.2024).
  5. Камалян А. В ЕЭК подсчитали выгоды от импортозамещения в Евразийском союзе. 4 апреля 2022 г. // URL: https://eurasia.expert/v-eek-podschitali-vygody-ot-importozameshcheniya-v-evraziyskom-soyuze (дата обращения: 17.01.2024).
  6. Карта индустриализации ЕАЭС // URL: https://app.powerbi.com/view?r=eyJrIjoiOTMzOGJiYWMtMzA0MC00Y2FjLWIyMmEtMmZjNTQ3ZDQ1NDgzIiwidCI6IjA2MzgxYjVhLWRlZDAtNDFjNy1iNGZiLTRkNTdhOWRlYTdjNCIsImMiOjl9&pageName=ReportSection0a1e8400600395400e70 (дата обращения: 17.01.2024).
  7. Сафарян А. Семь лет членства Армении в ЕАЭС: успехи, уроки и перспективы евразийской интеграции. Ереван: Наапет, 2022.
  8. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года // URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12 (дата обращения: 17.01.2024).
  9. Тавадян А. Евразийская интеграция: идеи, задачи, процесс и перспективы. Ереван: Наапет, 2020.
  10. General Government Gross Debt // URL: https://www.imf.org/external/datamapper/GGXWDG_NGDP@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD (дата обращения: 17.01.2024).