Предоставление помощи другим государствам всегда было частью международных отношений. Перед Россией в современных условиях обострившейся борьбы неоколониализма и независимого развития на мировой арене встают новые масштабные задачи в области иностранной помощи, которая, как отмечал бывший министр иностранных дел Италии Франко Фраттини, «стала все более расширяющимся компонентом внешней политики государств в определении не только их взаимных отношений, но и всего баланса международной системы»1.
Россия в различные периоды своей истории предоставляла помощь и пользовалась ей со стороны других государств. В эпоху СССР понятие иностранной помощи включало в себя оказание ее в качестве исполнения интернационального долга поддержки борьбы за народную демократию, социализм и национальное освобождение. Советская Россия, отказавшись после Октябрьской революции от царских договоров и соглашений, предоставила свою интернациональную помощь другим странам. Одним из первых ее получателей с 1917 года стал Китай.
Интернациональная помощь понималась как поддержка прогрессивных социальных преобразований, антиимпериалистической и национально-освободительной борьбы и участвующих в ней партий и движений, а также как содействие в защите социалистического развития от внешней угрозы и внутренней реакции.
Со второй половины ХХ века иностранная помощь сформировалась в глобальный инструмент влияния и эффективное средство реализации целей внешней политики государств и деятельности международных организаций. Всемирный банк определял объем международной помощи в размере 157 млрд долларов2, однако с учетом военной помощи, в особенности многомиллиардных поставок странами коллективного Запада оружия и боеприпасов Украине, эту цифру пришлось бы существенно увеличить, скорее всего, как минимум, удвоить.
Усложнение глобальных проблем и международных связей обуславливает необходимость достижения широкого равноправного сотрудничества государств в целях развития. Решение этой задачи предполагает предоставление помощи тем, кто в ней нуждается. Однако на практике помощь оказывается избирательно, в соответствии с политической, экономической и иной заинтересованностью доноров в реципиентах. Заинтересованность могут формировать ожидания получения выгоды, доступа к ресурсам, использования геополитических и других преимуществ, которые могут сложиться в результате оказания помощи на тех или иных условиях.
Подчас западная помощь навязывается, хотя она должна оказываться только на основе согласия, обращения или просьбы законного правительства государства-реципиента. Навязанное оказание иностранной помощи, в особенности военной помощи посредством поставок вооружения, боеприпасов и направления войсковых контингентов, обычно приводило к негативным последствиям для стран-реципиентов, как об этом свидетельствуют примеры так называемой «помощи» США и других западных стран в отношении Афганистана, Ирака, Ливии, Сирии и сегодня - Украины. Подобная иностранная «помощь» нарушает основы государственности в странах-реципиентах, подчиняет их внешнему управлению, делает более слабыми и зависимыми.
Властные элиты государств, перешедших под внешнее управление, коррумпируются и превращаются в далекое от интересов народа криминализированное сообщество, которое руководствуется исключительно личными интересами. Иностранная помощь становится своего рода проклятием для страны-реципиента, развращая правительства и заставляя их проводить кабальные реформы вместо необходимых экономических и социальных преобразований.
Основной формой предоставления денежных средств выступают гранты. Практикуется предоставление так называемых привилегированных кредитов, то есть кредитов на льготных условиях под более низкие проценты. Однако, как правило, помощь западных стран и контролируемых ими международных организаций обуславливается обязательством реципиента расходовать полученные средства в интересах и по предписаниям донора, а главное - быть лояльным и следовать в фарватере западной политики. Такая иностранная помощь обозначается как связанная - формально через фиксированные договорные обязательства и неформально - посредством подчинения и выстраивания местных коррумпированных элит в ключе повиновения западному хозяину. Связанная помощь не позволяет стране-реципиенту выбирать, чтобы покупать и строить по наиболее выгодным ценам и приемлемым условиям. За нее все уже решено государством-донором или международной кредитно-финансовой организацией.
Как это происходит на практике, раскрыл в своей книге «Исповедь экономического убийцы» американец Джон Перкинс, годами функционировавший в данном качестве. Он поясняет: «Экономические убийцы (ЭУ) - это высокооплачиваемые профессионалы, которые выманивают у разных государств по всему миру триллионы долларов. Деньги, полученные этими странами от Всемирного банка, Агентства США по международному развитию (USAID) и других оказывающих «помощь» зарубежных организаций, они перекачивают в сейфы крупнейших корпораций и карманы нескольких богатейших семей, контролирующих мировые природные ресурсы. Они используют такие средства, как мошеннические спекуляции с финансовой отчетностью, подтасовку при выборах, взятки, вымогательство, секс и убийства»3.
После распада СССР, благодаря исчезновению с мировой арены глобального геополитического соперника и вместе с ним - мировой социалистической системы с рублем в качестве средства международных расчетов, США использовали открывшиеся в этой связи новые возможности расширения применения доллара как мировой резервной валюты. Это позволило им значительно усилить свой контроль над основными финансовыми потоками в мире и международными кредитными организациями, а также глобально повысить удельный вес американской помощи в условиях, когда Россия в начале 1990-х годов, ориентируясь на Запад, сама стала реципиентом иностранной гуманитарной помощи и резко сократила сотрудничество с развивающимися странами.
Выход России из следования в фарватере чужой политики на курс независимого развития вызвал резкое противодействие Запада, которое обострило отношения в сфере иностранной помощи, сделав их еще более политизированными. США, используя определение «демократический» как маркер, обозначающий лояльность и послушность американской внешней политике, обусловили помощь нуждающимся в ней странам их принадлежностью к «демократическим» государствам. При этом они не стеснялись относить к таковым откровенно преступные режимы.
В их числе особое место в настоящее время заняла киевская клика. Именно она, изъявив готовность воевать за Запад против России «до последнего украинца», во-первых, получила на это самую крупную иностранную военную и финансовую помощь от США и их союзников и, во-вторых, отличилась массовыми циничными злодеяниями против собственного населения и русского народа, которых ее доноры предпочли не заметить. Менее чем за год с начала специальной военной операции России на Украине, по данным на январь 2023 года, киевский режим получил от зарубежных стран и международных организаций иностранную помощь на общую сумму более 150,8 млрд долларов, которая складывается из помощи более 20 стран, четырех международных организаций, а также донорских конференций, собирающих средства. Иностранная помощь превысила собственные средства страны-реципиента, то есть госбюджет Украины, в 2,7 раза4. К настоящему времени объем западной помощи Украине еще более увеличился.
В условиях противостояния Западом стала активно применяться в качестве внешнеполитического инструмента иностранная научно-техническая помощь (НТП). Она блокировалась для стран, на которых оказывалось давление, и предоставлялась государствам, действовавшим в интересах США и их союзников. НТП выступала как оружие, когда прозападному участнику конфликта направлялись данные наблюдения с военных спутников, передавались военные технологии и специальные навыки, в том числе посредством обучения воинских контингентов, будь то при помощи иностранных инструкторов в стране-реципиенте или на территории государства-донора.
Гуманитарная помощь (ГП), трактовавшаяся ранее на Западе главным образом как содействие в условиях природных, техногенных, социальных, экологических и иных катастроф, стала оказываться в контексте конфликта так же, как культурная, моральная и символическая поддержка страны-реципиента, как мобилизация мирового общественного мнения в ее пользу и шельмования противоположной стороны. В отношении Украины Западом были затрачены большие средства и усилия, чтобы сделать любое действие в ее пользу - от вывешивания украинских флагов до приема сбежавших за границу украинцев - соответствующим «западным ценностям». Оказываемая таким образом «гуманитарная помощь» направлена на то, чтобы эффективно отсекать нежелательные вопросы общественности, например, о нацизме и вопиющих нарушениях прав человека в «незалежной» и служить действенным инструментом формирования в общественном сознании задаваемых правящими кругами Запада внешнеполитических представлений.
Для США существует большой смысл продолжать поддерживать войну на Украине до бесконечности, надеясь чужими руками одолеть Россию и припасть к ее богатствам, при этом крупно заработать, сбывая оружейный хлам и заставляя союзников участвовать в военной помощи, а затем восполнять свои арсеналы дорогостоящим американским оружием. Попутно решается ключевая задача ослабления Западной Европы как конкурента, переманивания ее компаний в США более дешевыми энергоносителями и удобными условиями производства. И все это достигается посредством американской циничной игры на поле иностранной помощи и ее противоположности в виде санкций и запретов не только с противниками, которыми объявлены Россия и Китай, но и с союзниками, вынужденными, образно выражаясь, «стрелять себе в ногу», если это нужно заокеанскому гегемону.
Примечательно, что внутри сообщества западных стран оказание помощи со стороны государства-донора, например предоставление «ядерного зонтика» США для обеспечения безопасности союзников, зиждется, по существу, на тех же подходах, которые применяются к реципиентам развивающегося мира. Продвигая свои интересы, США по праву сильного никогда не смущались наступить на интересы союзников и партнеров, если на кону стояли их собственные, и в то же время не упускали возможности использовать тему солидарности, чтобы вовлечь страны сферы своего влияния в американскую «помощь» и заставить нести часть расходов.
Масштабный геополитический проект расширения своего влияния в мире американцы выстроили под лозунгом помощи Украине таким образом, чтобы достичь сразу нескольких целей. Во-первых, создать военный конфликт непосредственно на границах России и чужими руками добиться ее радикального ослабления и, по возможности, уничтожения как независимого государства. Во-вторых, еще теснее привязать к себе и подчинить своему влиянию Европу, ослабить как экономических конкурентов Евросоюз и его ведущие государства, прежде всего Германию, обеспечить, апеллируя к солидарности, их участие в военной и финансовой помощи Украине и фактически заставить платить по американским счетам. В-третьих, подготовить условия для реализации американских планов в отношении Китая по сценарию украинского проекта, в котором роль Украины через «помощь» будет навязана Тайваню. В-четвертых, через «помощь» расширить присутствие и влияние США в Индо-Тихоокеанском регионе и других районах мира, отнесенных к приоритетам действующей американской внешнеполитической концепции.
Впрочем, можно констатировать, что политический аспект оказания иностранной помощи практически всегда обусловлен стремлением донора расширить свои позиции и влияние на международной арене. Экономический аспект оказания иностранной помощи определяется задачами доступа к рынкам и ресурсам и получения в конечном счете большей отдачи для донора от товарно-денежных отношений с реципиентами. В то же время для оказания иностранной помощи активно эксплуатируется психологический аспект, когда через психологическую обработку и формирование атмосферы сострадания достигаются определенные политические цели, например, как это было устроено Западом в отношении «зерновой сделки». Взывая к чувствам мировой общественности и повествуя об угрозе голода в развивающихся странах, Запад воспользовался договоренностями, чтобы увести зерно в свои порты, а нуждающимся направить всего около 3% вывезенных по сделке продовольственных ресурсов. Существует и культурный аспект оказания иностранной помощи, который обозначает продвижение донора посредством его так называемой «мягкой силы», то есть привлекательности предлагаемых проектов, концепций и моделей развития и образа жизни.
Институционализация американской государственной системы иностранной помощи состоялась в 1961 году, когда был принят Закон о внешней помощи, на основе которого было создано Агентство США по международному развитию (USAID)5.
В настоящее время координацию в рамках этой системы, охватывающей 26 учреждений, осуществляет внешнеполитическое ведомство США - Государственный департамент, который вместе с USAID, министерствами обороны, сельского хозяйства и казначейством обеспечивает около 90% всей помощи и главное - ее предоставление в соответствии с приоритетами и целями американской внешней политики.
Среди западных стран вторым после США донором стремится выступать Франция, заявляя, что рассматривает иностранную помощь как акт солидарности, которая провозглашается одним из базовых принципов французской внешней политики. В 2002 году отвечающий за французскую иностранную помощь Межведомственный комитет международного сотрудничества и развития6 определил «зону приоритетной солидарности», в которую вошли главным образом бывшие колонии и некоторые другие территории7. Это были страны, которых Франция хотела посредством оказания иностранной помощи удержать в сфере своих интересов и влияния.
Одним из крупнейших доноров являлась также Япония, которая конкурировала с Францией за второе место и даже подчас выходила на первое, опережая США, пока не стала жертвовать собственными внешнеполитическими приоритетами в угоду эфемерному «единству» западной политики под американским началом и утрачивать свои лидерские позиции в сфере иностранной помощи.
Япония оказывает иностранную помощь на основе государственной стратегии международного сотрудничества и развития, изложенной в официальных документах японского Министерства иностранных дел8. Хартия о предоставлении японской официальной помощи развитию, принятая правительством страны в 1992 году, установила базовые принципы этой деятельности. Они включали запрет на оказание помощи в целях продвижения военных интересов, помощи странам - участницам международных конфликтов, а также помощи государствам, в которых не соблюдаются демократические свободы и права человека9. Эти принципы были грубо нарушены, когда Япония впряглась в западную помощь Украине.
Россия в условиях развязанной против нее агрессии коллективного Запада с украинского плацдарма корректирует свою политику в сфере иностранной помощи, обозначая формирование нового многополярного миропорядка на принципах широкого взаимовыгодного сотрудничества, свободного от неоколониальных ухищрений западных доноров.
Концепция участия Российской Федерации в содействии мировому развитию, принятая первоначально в 2007 году10 и утвержденная в новой редакции в 2014 году11, была существенно пересмотрена в марте 2023 года применительно к изменившимся международным реалиям12.
В концепцию было внесено положение о том, что «Российская Федерация, исходя из своей исторической ответственности за формирование и дальнейшее совершенствование современной системы международных отношений, руководствуясь внешнеполитическими приоритетами и национальными интересами, ставит целями своих усилий в сфере содействия международному развитию укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности, поддержку стремления международного сообщества к устойчивому развитию всех государств в интересах утверждения справедливого демократического мирового порядка, что также будет способствовать созданию благоприятных внешних условий для развития России»13.
Были уточнены задачи государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию14, определено, что «Российская Федерация рассматривает содействие международному развитию в качестве одного из эффективных механизмов решения глобальных и региональных проблем, противодействия новым вызовам и угрозам, обеспечения своих национальных интересов»15.
Важно также иметь в виду, что Российская Федерация содействует международному развитию не только посредством предоставления официальной помощи в двустороннем формате и через международные организации, но и через российские прямые инвестиции и многомиллиардные денежные переводы в свои страны средств мигрантов, работающих в России.
В изложении приоритетов и основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию выделяется «повышение уровня позитивного восприятия Российской Федерации как государства, оказывающего помощь, населением государств - получателей помощи и других иностранных государств»16.
В настоящее время Россия противостоит вызову самого политизированного вида иностранной помощи - военной помощи, которая в беспрецедентных объемах оказывается США и другими странами Запада Украине отнюдь не в целях содействия международному развитию. Направленной против нее агрессивной политике Запада, реализуемой инструментами иностранной помощи, Россия противопоставляет свои гуманитарные подходы, выразившиеся в безвозмездном предоставлении продовольствия и удобрений беднейшим странам. Выступая на саммите «Россия - Африка» в Санкт-Петербурге 28 июля 2023 года, Президент России В.В.Путин отметил, что «на протяжении десятилетий нами неизменно оказывалась поддержка в тяжелом противостоянии стран Африки колониальному игу. К сожалению, некоторые проявления колониализма не изжиты до сих пор и по-прежнему практикуются бывшими метрополиями, в частности в экономической, информационной и гуманитарной сферах»17.
Россия использует иностранную помощь в качестве инструмента, направленного на сближение государств, развитие между ними дружественных отношений и большей позитивной торгово-экономической взаимозависимости как фактора стабильности и развития, по существу, предлагая в контексте формирования нового миропорядка более совершенную, бескорыстную и гуманную модель поддержки развивающихся стран. Принципиально иной международный институт иностранной помощи будущего должен будет оставить в прошлом негативные практики и сосредоточиться на развитии в общих интересах выживания и прогресса человечества.
1Pellicciari I. Re-Framing Foreign Aid. History and Politics. Routledge. Abingdon - New York, 2022. Foreword. Р. 1.
2Net official development assistance and official aid received (current US$) // Worldbank Database // URL: https://data.worldbank.org/indicator/DT.ODA.ALLD.CD (дата обращения: 12.07.2023).
3Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. М., 2005. С. 13.
4Объем военной помощи Запада Украине… // ТАСС. 11.01.2023 // https://tass.ru/ekonomika/16772611 (дата обращения: 17.07.2023).
5USAID History // The Official Website of USAID // URL: http://www.usaid.gov/about_usaid/usaidhist.html (дата обращения: 26.06.2023).
6CICID (Comité interministériel de la coopération internationale et du développement) // URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/development-assistance/events/events-2018/article/interministerial-committee-for-international-cooperation-and-development-a-new (дата обращения: 26.06.2023).
7Relevé de conclusions du Comité interministériel de la coopération internationale et du développement (CICID) du 11 décembre 2002 // URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/Releve_de_conclusions.pdf (дата обращения: 25.06.2023).
8Japan Ministry of Foreign Affairs. Policy of Development and Cooperation // URL: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/cooperation/anniv50/pamphlet/accomplishment 1html (дата обращения: 25.06.2023).
9Japan’s Official Development Assistance Charter / Government of Japan, Ministry of Foreign Affairs, Economic Cooperation Bureau. 2003. 29 August // URL: http://www.mofa. go.jp/policy/oda/reform/revision0308.pdf (дата обращения: 12.07.2023).
10Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию // Официальный сайт Министерства финансов России // URL: http://www.minfin. ru/common/img/uploaded/library/2007/07/concept_rus.pdf (дата обращения: 15.07.2023).
11Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. №259 // URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542 (дата обращения: 15.07.2023).
12Указ Президента РФ от 13.03.2023 №161 «О внесении изменений в Концепцию государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. №259» // https://legalacts.ru/ (дата обращения: 15.07.2023).
13Там же. Пункт 3.
14Там же. Пункт 6.
15Там же. Пункт 5.
16Там же. Пункт 21.
17Выступление Президента России В.В.Путина на саммите «Россия - Африка» в Санкт-Петербурге 28 июля 2023 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/71826 (дата обращения: 29.07.2023).